Как написать аоп для ребенка с овз в доу образец

Обновлено: 01.07.2024

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в МДОУ и направлена на разностороннее развитие детей с 4 до 7 (8) лет с тяжелыми нарушениями речи, с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации Программы.

Программа направлена на создание условий развития ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующими возрасту видами деятельности (игра, познавательная, исследовательская, проектная деятельность, моделирование, экспериментирование, творческая активность); на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание Программы охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

Рабочая программа воспитания Циф.подпись (1,1 МБ)

Учебный план

Данный план определяет содержание и организацию непрерывной образовательной деятельности, направленной на развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная часть. Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Вариативная часть сформирована образовательным учреждением.

Содержание психолого-педагогической работы реализуется в основной и дополнительной части программы, обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных, индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, реализует потенциал регионального компонента.

Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Учебный план на 2021-2022 учебный год Циф.подпись (603 КБ)

Календарный учебный график

Календарный учебный график составлен на 34 учебные недели, в соответствии с требованиями к организации режима дня и непрерывной образовательной деятельности, с учетом новогодних и летних каникул

Структура образовательного года:

  • 06 сентября – начало образовательного года;
  • сентябрь, апрель – мониторинговый период;
  • с 27 декабря по 14 января – новогодние каникулы;
  • с 23 мая по 31 августа – летние каникулы.

Мониторинговый период – время проведения мониторинга освоения образовательных программ дошкольного образования. В этот период проводятся занятия.

Новогодние каникулы – время проведения совместных детских праздников, досугов, развлечений. занятия в этот период не проводятся.

Летние каникулы - время проведения летней оздоровительной работы, организация летнего отдыха детей по отдельному плану. Занятия в этот период не проводятся.

Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год Циф.подпись (468 КБ)

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно разработанный, точный и действенный професиссиональный педагогический инструмент, выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой дошкольного и школьного образования. АООП широко открывают двери учебных заведений категориям детей, которые еще десять лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками. А для всех специалистов, работающих в ДОУ и школах, разработка и выполнение вместе со своими воспитанниками данных программ — прекрасная возможность раскрыть в себе неограниченные творческие ресурсы, талант исследователя, поднять свое мастерство на высочайший уровень. Рассмотрим, как это происходит.

Структура адаптированной образовательной программы

После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:

● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.

1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.

2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.

3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.

К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.

Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.

Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.

Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ

Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.

Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей

Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.

Математика. 3 класс. Рабочая программа к УМК Моро (Школа России)

Пособие содержит рабочую программу по математике для 3 класса к УМК М.И. Моро и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

I. Целеполагание

Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:

● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);

● совершенствование познавательной деятельности;

● формирование интеллектуальных навыков и умений;

● нормализация учебной деятельности;

● развитие устной и письменной речи;

● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;

● формирование учебной мотивации;

● выработка навыка контроля и самооценки.

II. Специфические особенности слабослышащих детей

Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.

В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.

Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.

Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.

Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.

Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.

Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.

Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.

Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.

III. Разработка коррекционно-развивающей программы

Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:

Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.

Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.

Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.

Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.

Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.

Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.

IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс

Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.

Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.

Больше интересных материалов:

Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей

Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.

Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:

● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;

● обучение проговариванию всего процесса работы;

● развитие моторики рук;

● развитие компенсирующего тактильного восприятия.

Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая программа к УМК Неменского

Пособие содержит рабочую программу по изобразительному искусству для 1 класса к УМК Б.М. Неменского и др., составленную с опорой на материал соответствующего учебника и требования Федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает в себя пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся, учебно-тематический план, а также подробное поурочное планирование. Издание адресовано учителям, руководителям учебных заведений и методистам, студентам педагогических вузов, слушателям курсов повышения квалификации.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

Программа коррекционной работы психолога

Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.

Задачи психологической коррекции:

● адаптировать ребенка в школьную среду;

● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;

● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;

● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.

Алгоритм работы над программой:

● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;

● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;

● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;

● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;

● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Согласовано Утверждено приказом № ___ от _______

родитель (законный представитель) _____________ Заведующий ДОУ

(расшифровка подписи ФИО)

АОП для ребёнка с ОВЗ

________________________________________________ возраст __________________

Воспитанника группы № ___________

Разработана ППк ДОУ на 20______ / 20 _____ учебный год

Ведущий специалист: ____________ учиталь-логопед ___________________

____________ педагог-психолог __________________

____________ воспитатель _______________________

Целевой раздел

Пояснительная записка

Заключение и рекомендации ТПМПК

Режим пребывания ребенка в ОУ

Форма обучения, степень включённости

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Цель – обеспечить оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, которые будут способствовать освоению им ООП ДО (построение индивидуального образовательного маршрута в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями) и обеспечивать его успешную социализацию в коллективе сверстников.

осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребёнка с ОВЗ;

 обеспечить безопасность предметно-пространственной среды, заботиться о сохранении и укреплении здоровья ребёнка;

способствовать общему развитию дошкольников с нарушениями речевого развития, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;

создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

обеспечивать возможность для детей с ОВЗ адаптироваться и успешно социализироваться в коллективе сверстников за счет продуктивного взаимодействия с взрослыми и детьми;

осуществлять поддержку семьи в коррекционном процессе.

Планируемые результаты освоения АОП (ориентируемся на программу Лопатиной Л.В.)

Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3, и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ дошкольного возраста.

Программа направлена оказание помощи ребёнку с ОВЗ в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3.

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.

Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает :

• осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ учитывая особенности его психофизического развития и индивидуальных возможностей;

• возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО.

Структура индивидуальной программы :

• пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ);

• общие сведения о ребёнке;

• психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк ОО и (при наличии) ЦПМПК;

• данные психолого-педагогического и логопедического обследования;

• возможные риски и сбои при реализации индивидуальной программы;

• характеристика команды специалистов, реализующих индивидуальную коррекционно-образовательную программу;

• прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности

• специальные условия и особенности организации ПП сопровождения ребёнка-инвалида ДО (Программно-методическое обеспечение, Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности, расписание индивидуальных занятий со специалистами, планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДО);

• выводы и заключения по окончанию года реализации программы;

• создать условия для эффективного психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДО №3;

• проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка с ОВЗ, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДО №3, уровня его социализации и формирования у него интегративных качеств;

• планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка с ОВЗ, его соматического и физического состояния, с учётом показателей психолого-педагогического обследования и на основе мониторинга его развития;

• оказывать помощь ребёнку с ОВЗ в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;

• подготовить ребёнка с ОВЗ к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;

• оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.

1. Сведения о ребё нке:

Адрес, дом. телефон, инд. :

Посещает ДО №3 ГБОУ Школа №1015 с…

2. Социальный статус семьи: полная (не полная)

Ф. И. О. родителей (законных представителей) :

Мать (лицо её заменяющее)___ ___

Образование___место работы, должность_

Отец (лицо его заменяющее)___ ___

Образование___место работы, должность___ ___

Родственники, участвующие в воспитании ребё нка: нет

3. Заключение городской (областной) ПМПК_ЗПР, ОНР

Рекомендации городской (областной) ПМПК___

1. Анамнестические сведения

(особенности воспитания в семье, наличие психотравмирующих факторов в жизни ребенка, степень адаптации к ДОО (степень предполагающей адаптации, особенности развития ребёнка до года, до 2-х лет)

Воспитанием занимается в основном ….

Степень адаптации к детскому саду – тяжелая/легкая. Плачет, не хочет идти, особенно после пропусков ДОО. Не понимает обращенной речи, частным образом со специалистами.

Беременность протекала …. У мамы был…., в/у,, …. Ребенок родился недоношенный на 31 недели.

С 2 лет ребенок сидит, ползает на четвереньках, с 2,5 лет встает, ходит.

Не понимает обращения к себе.

2. Данные медицинского обследования

Данные психолого-педагогического и логопедического обследования на 2016-2017 уч. г.

Данные педагогического обследования – заполняют воспитатели

(особенности усвоения образовательной программы ДОО : по возрасту; испытывает трудности по усвоению образовательных областей (указать каких); не усваивает образовательную программу ДОО).

Не умеет одеваться, носит памперс, не реагирует на свое имя, не понимает обращения к себе, не умеет есть с ложки, плохо пережёвывает пищу, сосет игрушки.

Игровая деятельность - заполняют воспитатели

Не соответствует возрасту

Индивидуальные особенности игровой деятельности

Не видит в детях партнеров по игре. Играет только один, рассматривает и сосет игрушки

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания - заполняют воспитатели

Не достаточно сформированы

Индивидуальные особенности - Не сформированы

Нет навыков самообслуживания

Не понимает, что от него хотят

Коммуникативные навыки - заполняют воспитатели

Не достаточно сформированы

Не смотрит в глаза при контакте

Темп деятельности - заполняют воспитатели

Индивидуальные особенности усвоения образовательной программы ДОО

___Программу не усваивает с детьми, усваивает только при длительном методичном и ежедневном повторе ___

Дополнительная информация об особенностях развития, поведения ребёнка; особенности социализации и интеграции выполняет только то что ему интересно на данный момент, заинтересовать очень сложно, способен понимать только тех к кому привык___ ___

Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования) :

Слабые стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования) :

Нет памяти, отсутствует коммуникабельность с детьми___ ___

Пример рецензии на ВКР РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Тема: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений.

Принципы построения адаптированной образовательной программы группы комбинированной направленности В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах: 1. Поддержка разнообразия детства. Программа рассматривает разнообразие.

Рабочая программа по освоению детьми 4–5 лет адаптированной образовательной программы коррекционно-развивающей работы I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период.

Родители-главный авторитет и пример в духовно-нравственном воспитании ребенка Свое выступление я хотела бы начать с притчи. Это произошло давным – давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему.

Читайте также: