Как на кубани праздновали рождество христово кратко

Обновлено: 05.07.2024

К Рождеству, которым оканчивался строгий филипповский пост, готовились загодя, не торопясь. Собирали снедь на рождественское застолье. Считали наши предки, что праздничный стол всему свету покажет, каков достаток в доме хозяина

Рождество Христово было у кубанских казаков самым значимым из всех зимних праздников

По традиции резали к празднику кабана или барашка, гусей да индеек, варили холодец, колбасы делали, пекли пироги с мясом да фруктами.

И хоть 7 января угощались казаки всевозможными яствами, накануне, 6 января, на стол ставили постные блюда.

Мороз — в дом, петух — на замужество

К кутье обязательно полагалось сварить узвар — напиток из сухофруктов. Самое главное праздничное блюдо готовила, конечно же, хозяйка дома. Бытовал, однако, по станицам обычай, чтобы первой мешала кутью старшая дочь. Выполнив эту почетную обязанность, девушка, держа в руке ложку, выходила на крыльцо. Долго стояла и прислушивалась, с какой стороны запоет петух. Именно в ту сторону, по поверью, должна она была поехать после замужества.

В станицах к празднику пекли и специальный обрядовый хлеб: сгибушек Спасителя (в виде конверта), кореженки (в форме улитки), сакрестия (булочки с изображением креста из теста).

Соблюдали казаки и еще один рождественский обычай, очень красивый. За две недели до праздника отец семейства срезал ветку вишни. На ней непременно должны были быть еще семь отростков. Веточку ставили в глиняный горшок с водой и размещали в Святом углу. И если к Рождеству она успевала расцвести, ожидало всю семью счастье и благополучие.

Трапеза начиналась с появлением первой вечерней звезды, и вначале всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой.

Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам — рубашки и деревянных коников.

Мужчина в гости — хозяевам счастье

Ранним рождественским утром мужчины, парни и мальчики отправлялись рождествовать (христославить).

Пришедших щедро одаривали всякой снедью: колбасами, салом, пирожками, конфетами — и мелкими деньгами. Взрослых приглашали за стол с угощениями и вином. Не принять рождествовальщиков считалось большим грехом.

Если на Рождество первым гостем в доме оказывался мужчина, семье было обеспечено счастье и благополучие на год вперед.

Праздники на Рождество, по старинному обычаю, устраивали и в станичной избе — после молебна организовывался общий обед. Станичники на него приносили все, что было самого вкусного.

К примеру, мед, который пили казаки, делился на дешевый вареный и дорогой ставленый. Последний готовили холодным способом, сбраживая с ягодным соком, выдерживая по 10-15 лет и дольше. Он был доступен лишь весьма состоятельным людям, а остальное население, как правило, упивалось вареными медами.

На Вечерю — семейный ужин приходили в родительский дом женатые сыновья со своими детьми. Приглашали в Святый вечер в дом одиноких соседей.

На стол ставили прибор и для почившей родни. В некоторых станицах существовал обычай открывать двери и громко звать ушедших предков к столу.

Вечером накануне Рождества полагалось также носить вечерю (кутью, пирожки). Делали это дети, подростки обоего пола, молодые семейные пары. В некоторых станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе крестным. В других вечерю несли не только родственникам, но и практически всем окрестным жителям. Отведав принесенной кутьи и пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, считалось, что это способствует укреплению семейных связей.

Рождество встречаем, Христа славим

Рождественская ночь считалась наиболее важной, самой волшебной в году. Этой ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья, пишет историк казачества Г. Астапенко. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети — славить Христа.

«Я маленький хлопчик,

Принесу Богу снопчик.

В дудочку играю, Христа забавляю.

А вы люди знайте, копеечку дайте,

Вечером 7 января исполнялось колядование. В некоторых станицах колядки (исполнявшиеся на Рождество, начинающее собой Святки) и щедровки (которые пели в конце Святок) рассматривались как одно и то же.

Чудеса на Рождество

В казачьих станицах считалось, что в Сочельник получает способность разговаривать домашний скот. Вода в бочках, колодцах и источниках в волшебный вечер превращается в вино, а деревья в лесах и садах переходят с места на место или на короткий миг зеленеют и зацветают даже в сильные морозы. Со дна озер и морей на Рождество поднимаются затопленные монастыри и храмы, можно даже услышать звон с их колоколен.

Наши предки считали, что в этот вечер спускаются на землю духи предков (а также Божьего Сына), потому любой гость, входящий в дом в Рождество, воспринимался как особа священная, могущая повлиять на жизнь человека и его удачливость на ближайший год. Главным требованием было достойно принять, угостить или одарить посетителя.

К тому же по первому вступившему в дом визитеру хозяева гадали о будущем и приглашали гостя участвовать в домашних магических ритуалах, призванных обеспечить благополучие в хозяйстве.

Настали святки — споем колядки

Святки — 12 святых дней между праздниками Рождества Христова (7 января) и Крещения Господня (19 января) установлены православной церковью в память рождения Христа и крещения его в Иордане. Святить, то есть блюсти свято, хранить в святости двенадцать дней после Рождества, церковь начала с древних времен.

Так или иначе, но святость этих дней во многих областях и краях нарушалась гаданиями, ряжением и другими обычаями, сохранившимися от языческого праздника Коляды — поклонения природе.

Кто в этом дому!

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна — пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытьем,

Коляду, как правило, изображал ряженый в образе козла. Рядились также в коня, корову и других животных, воплощавших плодородие. Ряженые врывались в дома, пели, плясали, предлагали погадать. Хозяевам полагалось гостей без подарков и угощения не отпускать. За что ряженые сулили им полное благополучие и счастье. Скупым, которые ничего не давали, могли пропеть и такое:

Кто подает пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа бы вам не знать!

А кто не дает ни копейки —

Кто не дает лепешки —

Кто не дает пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны!

С церковными традициями святости 12 дней между Рождеством и Крещением это веселое действо не слишком гармонировало.

В единстве противоположностей

Самый чудесный праздник родился, как это часто бывает, в соединении несоединимого.

В колядных песнях народ начал воспевать и Иисуса Христа, и праздник Рождества. Тексты для колядных песен стали сочинять священнослужители — так появились книжные колядки-канты.

Постепенно святки стали воплощением языческих и христианских верований — самым насыщенным разными обычаями, обрядами и приметами праздником. С языческих времен, например, сохранился обычай наряжаться на Святки в страшные маски. По существовавшему поверью, с Рождества до Крещения активизируются все темные силы, и ряженые, изображая из себя демонов, должны отгонять злых духов. Скверну переряживания смывали в праздник Крещения святой водой.

Двенадцать святых дней закладывали основу будущего года, поэтому Святки было принято проводить не только весело, но и в любви, согласии с близкими. Родственники ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником.

В святые вечера гаданиями и магическими обрядами, способными в какой-то мере предопределить будущее, занималась не только молодежь. К примеру, женщины в эти дни мотали тугие клубки пряжи, чтобы уродились тугие кочаны капусты. Ткать было грешно, иначе в праздник случится несчастье. Грешно было и охотиться на святки на зверей, птиц.

Девушки обычно наряжались в чужие одежды и закрывали лицо платком, самые бойкие облачались в мужской костюм. Парни надевали женские платья. Так веселили и дурачили они жителей соседних хуторов и станиц, когда приходили к ним в гости.

Думается, древние обычаи предков могли бы помочь и нам, потомкам, сделать свой дом богатым, а жизнь — счастливой.

Как на Кубани казаки Рождество отмечали.

Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

А вы уже подписались?

Подпишитесь и получайте информацию о новых местах, маршрутах и других объектах себе на почту


Очень красивый обычай бытовал в станице Новолокинской. За две недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно должно было быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню, в горшочке с водой, ставили в Святой угол, и к Рождеству она вся покрывалась цветами.

Вечеря – это традиционный семейный ужин, для которого в родительский дом сходились женатые сыновья со своими детьми и приглашались одинокие соседи. Кстати, вечеря рассматривалась еще и как поминовение умерших, поэтому на стол обязательно ставили лишний прибор.

Трапеза начиналась после посещения казаками всенощной - с появлением первой вечерней звезды. Вначале всегда разговлялась кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи являлась прерогативой главы семьи.

Рождественский стол был богат изобилием. В центре любого рождественского стола обязательно стояла кутья. Потому что она символизировала завершение поста и возможность после молитвы разговеться.

Украшал рождественский стол запеченный с яблоками, черносливом, гречкой (в наши дни- предпочтение отдается урюку) – молочный (молодой) поросенок, гусь, реже - утка.

Ни одни кубанский стол не обходился без солений. В том и проявлялось кулинарное искусство каждой казачки, чтобы выдержать пропорции в приготовлении непременно хрустящих, в меру пряных и соленых огурцов, пелюстки из капусты, моченые виноград, яблоки, сливы. Королем всех солений по праву считался арбуз (предпочтение отдавалось черным сортам арбузов с мелкой косточкой). В меру выпитая горилка под эти соления придавала и ощущение праздника, и радости, и достатка.

Послевкусие светлого Праздника сохраняется у казаков Кубани до следующего Рождества.


ТАСС, 6 января. /ТАСС/. Казаки на Юге и Северном Кавказе нашей страны обычно встречают Рождество "ношением вечери", молитвами, ужином с кутьей и узваром. Какие еще традиции сохранились и что обязательно нужно сделать в праздничную ночь - в материале ТАСС.

"Ношение вечери"

Традиции донских казаков отмечать Новолетие - Новый год по старому стилю - сводились в основном к празднованию Рождества, рассказали ТАСС в пресс-службе войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское".

Этот праздник подводил итоги года, казаки готовились к нему тщательно, добавили ТАСС в пресс-службе Кубанского казачьего войска. "Стремились к перемирию, выбеливали хаты, чистили подворье. Но главное, держа пост, приводили в порядок свою душу: молились, исповедовались, принимали причастие, помогали ближним, сиротам, просили у всех прощения и сами не держали обиду на тех, кто вольно или невольно нарушил Христовы заповеди", - рассказали в пресс-службе.

Вечером 6 января начиналось любимое занятие детей и подростков - "ношение вечери". По кубанскому преданию, дети и молодежь носили кутью крестным родителям, бабушке с дедушкой и близким родственникам. Заходя в дом, дети говорили: "Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали". Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи.

Ранним рождественским утром мужчины отправлялись рождествовать или христославить, изготовив накануне для этого из фанеры, сита и обруча украшенную "звезду", внутри которой ставили иконку, свечу или лампадку. Рождествующим никогда не отказывали в проведении обряда и всегда с нетерпением ждали, когда они постучатся в двери дома со словами: "Пустите порождествовать!".

Войдя в дом и поставив "звезду" перед собой, рождествующие молились. Пришедших щедро одаривали колбасами, салом, пирожками, конфетами и мелкими деньгами. Такая щедрость основывалась на поверье - не принять рождествовальщиков считалось большим грехом.

Казачий стол: кутья, молочный поросенок и плацинда

Как пояснили ТАСС в пресс-службе Кубанского казачьего войска, целью рождественского стола была "бэсэда" - разговор, застолье. Стол накрывался для братьев, кумовьев, соседей. В кругу близких казаки пели песни, вспоминали усопших.

Главным блюдом стола у казаков считалась "голодная" кутья - ее еще называли "вечеря", которую готовили к вечеру Рождества из пшеницы или ячменя. К кутье полагалось сварить узвар - напиток из сухофруктов. Кутью и узвар ставили в святой угол на покуть - уголок с иконами, где предварительно расстилали сено. Трапеза начиналась после посещения казаками всенощной: сначала всегда разговлялись кутьей, которую вместе с узваром предварительно окропляли святой водой. Первая ложка кутьи предназначалась главе семьи.

По данным Кубанского казачьего войска, многие блюда рождественской кухни были унаследованы от черноморских казаков, пришедших на Кубань. Предпочтение отдавалось холодцу, домашней колбасе, фаршированному свиному желудку (ковбыку). Также рождественский стол украшал молочный поросенок (реже - гусь или утка), запеченный с яблоками, черносливом, гречкой. Особым блюдом была "кровянка" - колбаса, в основу которой входила кровь животных, сало и специи. Считалось, что это блюдо придавало казаку силу и мужество.

Казаки-некрасовцы, которые в XVIII веке эмигрировали в Турцию, а в 1962 году переселились обратно в Россию и живут сейчас в Левокумском районе на Ставрополье, встречают праздник блюдами из рыбы и овощей. "Стол традиционный, некрасовские блюда - рыба-медник, "горчичка" (горький перец), различная выпечка, плацинда с тыквой - знаменитейшее блюдо казаков-некрасовцев, фасолевый салат, тушили мясо с капустой", - рассказала ТАСС методист Центра традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан Валентина Лясковская. Она пояснила, что медник - это глубокая сковорода, в которой готовится рыба с зажаркой и томатом - отсюда и название блюда.

В казачьих семьях до сих пор сохранилась традиция отмечать Рождество дома, в кругу многочисленных родственников, кумовьев, крестников и крестных. Не исключение и молодая семья Андрея и Ольги Суртаевых из станицы Дондуковской Гиагинского района Адыгеи. "Мы живем отдельно, но в любые праздники всегда собираемся вместе, чтобы приготовить угощения не только для нашей большой семьи, но и для соседей, гостей. Если мама ставит тесто на пироги, то уж вся улица накормлена будет", - говорит Ольга Суртаева.

Коронное блюдо в семье Суртаевых - буженина с сухофруктами. Для ее приготовления Ольга нашпиговывает кусок свинины морковью, чесноком, курагой и черносливом и обмазывает сметанным соусом со специями. Хорошо промаринованное мясо запекается до полутора часов в духовке. Гостей также угощают отбивными, жареной уткой, пельменями, варениками, оладьями, холодцом и окрошкой.

Елки с казачьим колоритом

Однако казаки в праздновании Рождества следовали не только строгим христианским традициям. Казаки на Дону любили и святки, соблюдали обычаи, чтобы обеспечить себе счастье и благополучие в будущем году. По данным пресс-службы "Всевеликого войска Донского", казаки сейчас большое внимание уделяют возрождению традиций, в том числе старинных обрядов, что особенно ярко проявляется в хуторах и станицах. Например, большое распространение среди донских казаков получила советская традиция новогодних "елок", которые теперь приобретают казачий колорит за счет донских колядок, песен и обрядовых ритуалов.

На территории Войска Донского - в Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях и Республике Калмыкия - в детских садах и школах со статусом "казачья" ежегодно проводятся рождественские утренники. А в казачьих кадетских корпусах и лицеях организуют рождественские балы.

Накануне Новолетия донские казаки устраивали щедрый вечер: варили вареники и ходили "щедровать". Угощение чаще всего делали с творогом или картошкой, несколько штук - с мукой, солью, монетой, также оставляли пустые вареники. Если вареник достанется с мукой - жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью - горькой, а с монетой - счастливой и долгой. Обычай щедровать по сей день сохранился в станицах Ростовской области: до сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски. Это и есть щедровщики.

Кроме того, красивый обычай бытовал в кубанской станице Новолокинской. За две недели до Рождества отец срезал ветку вишни, на которой обязательно должны были быть еще семь небольших веточек. Срезанную вишню в горшочке с водой ставили в святой угол, а к Рождеству она вся покрывалась цветами.

Читайте также: