Как можно в школе улучшить подготовку к творческой деятельности подготовиться и обсудить проблему

Обновлено: 04.07.2024

Презентация на тему: " Система работы школы по подготовке учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме." — Транскрипт:

1 Система работы школы по подготовке учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

2 Какие они будут наши дети. Сказать не можем однозначно мы. Ведь детям каждого столетья Присущи новые черты.

3 Модернизация системы образования в России на пороге XХI века ориентирована на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания воспитательной деятельности.

4 В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования, которые смещаются с обслуживания интересов государства на… Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. удовлетворение потребностей социальных групп. удовлетворение потребностей личности удовлетворение потребностей общества

5 В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: Воспитание как управление процессом социализации личности. (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн)

6 Каково соотношение, взаимосвязь процессов воспитания и социализации индивида? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Возможно ли влияние воспитания на процесс социализации, если это такие непохожие процессы? Каковы функции воспитания по управлению процессом социализации личности? Что конкретно может обеспечить воспитание, чтобы социализация была успешной и позитивной? Вот те вопросы, которые требуют раздумья, поиска, теоретического обоснования и определения путей реализации на практике.

7 Процессы социализации Процессы воспитания Процессы воспитания и социализации протекают параллельно и в то же время независимо друг от друга Проблема: как обеспечить влияние процесса воспитания на процесс социализации личности? Общее между этими процессами - они направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального и профессионального самоопределения. Процессы воспитания Процессы социализации

8 Но по своей сущности эти процессы различны. Главная характеристика процесса воспитания - это целенаправленный процесс. Социализация - процесс стихийный: хотим мы или не хотим, явления действительности в политической, социальной, культурной сфере не оставляют нас равнодушными, мы не можем"отгородиться" от них. Воспитание - дискретный, т.е. прерывный процесс, потому что осуществляется в семье, дошкольном учреждении, общеобразовательной школе, творческом коллективе учреждения дополнительного образования и т.д. Социализация - процесс непрерывный. Воспитание осуществляется здесь и сейчас конкретными субъектами воспитания. Социализация осуществляется всю жизнь, начиная с рождения, и не прекращается на протяжении всей жизни.

9 Так, на длительном этапе общего образования формируется целостное представление о мире, науке и ценностях общества, т.е. формируется социальный опыт: опыт познания, отношений и деятельности. В настоящее время социализация все чаще определяется как двусторонний процесс. С одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду. С другой стороны, в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами, человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя. А.В.Мудрик

10 Взаимодействие субъектов образовательного пространства Школа 68 ОУ ПУ-55 ПЧ ЦИТ МУЗЕИ ЦДК Ж/Д колледж В/часть ЦЗН ДЦЭР Библиотеки

12 Практическое право Курсы по выбору Математическое моделирование в электронных таблицах Учимся проектировать на компьютере Властелин огня и металла Интерьер жилого дома Основы предпринимательства

13 Профильное обучение 2006 – 2007 учебный год Информационно – технологический - 10 класс учебный год 1. Информационно – технологический – 11 класс 2. Социально – информационный - 10 класс 2008– 2009 учебный год 1. Информационно – технологический – 10 класс 2. Социально – информационный - 11 класс

14 Элективные учебные предметы 1. Беседы о русской стилистике и культуре речи 2. Всемогущий и занимательный синтаксис 2. Методы решения физических задач 3. Мировая художественная культура 4. Техническое черчение 5. Компьютерная графика 6. Право 7. Информационные модели и системы

15 Дистанционное обучение русский язык немецкий язык математика физика химия биология

16 С каким интересом учитесь в школе? Результаты анкетирования по самоопределению 10 класс Учусь с интересом, стараюсь учиться как можно лучше – 54% Учусь нормально, но особого интереса к учёбе у меня нет – 42% Учится мне не интересно, учусь скорее по необходимости – 2%

17 Соответствует ли Ваша успеваемость Вашим возможностям в учёбе? Соответствует - 19% Учусь ниже своих возможностей – 81%

18 Что даёт Вам школа? Школа помогает мне выбрать направление дальнейшего образования – 46% Школа даёт полезные знания – 73% Школа помогает осознать свои права и обязанности как гражданина – 19% Школа помогает лучше понять себя, свои сильные и слабые стороны – 42% Школа учит самостоятельно работать – 38% Школа помогает подготовиться к освоению программ последующего образования – 31%

19 Как Вам кажется, с какими проблемами будет связано Ваше дальнейшее образование? Трудности дальнейшего обучения будут связаны с тем, что имею слабую школьную подготовку – 19% Трудно будет поступать в желаемое учебное заведение - 39% Проблемы могут возникать из-за состояния моего здоровья – 11% Никаких особых проблем, связанных с дальнейшим образованием, не вижу – 31%

20 Собираетесь ли Вы учиться дальше? После школы планирую учиться в профессиональном училище – 0% Предполагаю поступать в учреждение среднего профессионального образования (техникум, колледж) – 62% Планируют поступать в ВУЗ (университет, институт) – 38% После школы не собираюсь нигде учиться, пойду сразу работать – 0%

21 На процесс формирования личности влияют: природа и родной язык общение в семье, в школе окружающая среда средства массовой информации образ жизни самого ребёнка

23 Президент Президентский совет Министерство образования Министерство труда Министерство здравоохранения Министерство правопорядка Министерство печати Министерство культуры и спорта

Не всем же заниматься науковедением. Вот, Вы - хирург. Вы умеете вырезать аппендикс? Перед началом операции - намного ли вам поможет связь медицины с общественной жизнью? А если вы стоматолог - думаете, вашему пациенту поможет, что вы при удалении больного зуба - одной рукой ковыряетесь щипцами у него во рту, а другой - листаете книжку и собираете сведения из литературных источников? Я уважаю Владимира Ивановича Вернадского, но вреднее всего - путать фундаментальную науку с практическими действиями. Вот что вреднее всего. Вернадский - писал не для практиков, а для фундаментальных ученых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лицей №273 им.Гладышевой Л.Ю.

Каждый год школа открывает двери для новых учеников. Родители, отдавая своего ребенка в первый класс, надеются, что школа не только научит, но и разовьет их творческие способности.

В наше время, время перемен, стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Именно школа готовит детей к жизни. Важнейшей задачей школы является создание условий для развития творческих способностей учащихся. Сегодня многие педагоги нашего лицея осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.

Перед педагогическим составом школы стоят задачи:

создание максимально-благоприятных условий для интеллектуального развития, нравственного и физического развития учащихся, для реализации их личных творческих способностей в процессе учебной деятельности;

стимулирование творческой деятельности учащихся;

обеспечение максимально благоприятных условий для личностно-ориентированного развития детей;

создание всем обучающимся условий раскрыть свои таланты в различных направлениях.

В средней, а зачастую и в старшей школе сам ребенок не осознает своих возможностей, не определены перспективы его развития. И это беспокоит как самих учеников, так и их родителей. В раскрытии ребенка как личности может помочь опыт учителя, который видит ученика на каждом уроке в различных ситуациях.

Как определить есть ли у ребенка творческий потенциал? Ведь творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческий потенциал ученика можно определить по следующим признакам:

оригинальность в решении поставленных задач;

целенаправленность в выборе видов деятельности;

интенсивность умственного труда.

Творческие способности не развиваются стихийно, а требуют специально организованного процесса обучения и воспитания, коррекции содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности. Одной из главных задач, стоящих перед школой, является создание оптимальных условий для развития каждого обучающегося в различных видах трудовой деятельности. Учителя на всех уроках целенаправленно работают с одаренными учениками: индивидуальные задания, участие в олимпиадах, работа над проектами и их защита, участие в конференциях и т.д., стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. При этом их уроки отличаются разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой деятельности.

Одним из вариантов развития творческих способностей обучающихся являются дополнительные (элективные) часы в учебной программе.

Цели данного курса:

поддержка талантливых и одаренных детей;

целенаправленная подготовка школьников к жизни в информационном обществе;

оказание помощи школьникам в овладении компьютерной грамотностью.

Эти уроки отличаются от обычных уроков, т.к. в этих группах собираются ученики, увлеченные данным предметом. Поэтому и атмосфера на занятиях свободная и радушная, что благоприятствует раскрепощению подростка. Ведь именно в такой обстановке, как утверждают психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Процесс обучения протекает с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности обучающихся. В одних случаях он носит характер подражательный, в других- поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат- уровень приобретения знаний, умений и навыков. Во время занятий учащиеся общаются и разбирают работы, которые создаются всеми детьми. Видя труды ребят, которые более подготовлены к работе с изображениями (это обычно учащиеся художественных школ), интересуются, как были созданы те или иные рисунки. Так шаг за шагом они усваивают навыки работы с графикой, развивая свои творческие способности. От урока к уроку эти умения становятся устойчивыми.

Развитие творческих способностей школьников не может происходить бес постановки и решения самых разнообразных задач. Задача-это начало, исходное звено познавательного, поискового и творческого процесса, именно в ней выражается первое пробуждение мысли.

Приобретенные знания и умения при изучении такого курса помогут и в выборе будущей профессии.

Чтобы показать, где и как в будущем могут быть применены эти знания и умения, имеется возможность принимать участие в конкурсах по компьютерной графике, проводящихся на базе различных вузов. На этих конкурсах происходят встречи с преподавателями вузов, которые рассказывают о факультетах и специальностях, которые можно получить, обучаясь в данных вузах. Во время этих встреч прозводиться показ проектных работ студентов.

Такие встречи помогают учащимся школы правильно определить выбор будущей профессии и вуз, в котором можно продолжит свое обучение и развивать свои творческие способности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять действительность так, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.

Ситуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющемся мире требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией - творчески.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Многие исследователи детской психологии и психологии творчества убеждают в возможности обучить творчеству, дать детям осмысленный импульс к творческой деятельности. Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем.

Творчество личности - это самореализация возможностей и способностей человека в оптимальных формах и с максимальной эффективностью на основе создания нового в себе и деятельности. Поэтому изучение самореализации в творческой познавательной деятельности приобретает сегодня особенную актуальность. Именно в творчестве, находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Гуманитарные технологии – составляющая современного обучения, условие развития творческих способностей учащихся

  • личностно-ориентированный подход (методы: дифференциация; индивидуализация обучения);
  • проектная деятельность;
  • здоровьесберегающий подход (саморегуляция, самооценка, самоконтроль в деятельности учащихся, снятие перегрузки, утомляемости, изучение психолого-физиологических особенностей);
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • игровые технологии;
  • расширение информационного пространства (экскурсии, походы, усиление роли дополнительного образования, исследовательская деятельность).

излишняя ориентация на одобрение

недостаточный уровень саморегуляции

К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:

Перминова Т.В.: Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. Каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в его организме в виде задатков. Развитие этих задатков должно быть постоянной заботой взрослых и педагогов. Самое главное – это то, что у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, его душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и его мышление. А думающий и чувствующий человек – это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.

Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не натаскивает, а создаёт благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.

Выбор образовательных технологий учитель делает в зависимости от того, какие цели поставлены перед ним. Цели современного урока - формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя.

Одной из часто используемых мной технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии - это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности.
Таким образом, игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьёз непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, т.е. обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнить, изменить, улучшить. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление учащихся.

При изучении басен, учащиеся иллюстрируют своё чтение наизусть рисунком.

Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметной недели, конкурсы чтецов, участие в олимпиадах. Все это позволяет ребятам реализовать свои творческие возможности.

Заполнение листа-опросника (Приложение 1)

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время

Педагог, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

В число важнейших задач дополнительного образования входит подготовка обучающихся к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе.

В нашей школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Такая деятельность дает большие возможности для развития творческой, разносторонней личности.

Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Стандарта организуется по основным направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание данных занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, общественно-полезные практики.

Читайте также: