Как можно использовать интернет для самообразования вне школы

Обновлено: 04.07.2024

Вынужденная изоляция в условиях карантина — прекрасный повод для того, чтобы использовать свободное время для расширения кругозора и получения новых знаний. Неоценимую помощь в этом деле может оказать наша подборка образовательных онлайн-порталов

Распространение коронавирусной инфекции нарушило привычный уклад жизни и вынудило людей пойти на такую меру предосторожности, как самоизоляция, а многих и вовсе вынудило остановить работу. Если раньше люди часто жаловались на катастрофическую нехватку времени, то теперь от обилия оного у кого-то способна голова пойти кругом. И чтобы такого не произошло, важно грамотно распорядиться высвободившимися часами и провести их с максимальной пользой для себя и семьи. В этом могут помочь перечисленные ниже интернет-ресурсы, предназначенные для дистанционного обучения. Они пригодятся не только для саморазвития и получения новых навыков, но и для восполнения пробелов по предметам школьной программы, подготовки к экзаменам и проверки знаний. Разумеется, такие сервисы не заменят опытного преподавателя, но для самостоятельного образования в домашней обстановке подойдут прекрасно. Итак, вот список из двадцати трёх сервисов, которые мы сегодня рассмотрим:



Один из крупнейших международных проектов в сфере дистанционного образования, сотрудничающий с ведущими университетами мира. Благодаря широкому охвату академического сообщества сервис Coursera способен предложить пользователям свыше 3 900 учебных курсов различной тематической направленности, начиная с точных наук и информационных технологий, заканчивая общественными науками, будь то юриспруденция, экономика и педагогика. Также проект позволяет пройти обучение и сдать официальные экзамены таких компаний-вендоров, как Google, SAS, IBM и многих других, подтвердив свои знания сертификатом международного образца. Продолжительность каждого курса варьируется в зависимости от его сложности и составляет от 4 недель и более. Вместо компьютера для работы с учебными материалами можно использовать мобильные Android- и iOS-гаджеты, для которых предусмотрены соответствующие приложения.



Ссылка — shultais.education; доступ по подписке.


Площадка, которая специализируется на дополнительном образовании и предлагает более сотни учебных программ по таким направлениям, как дизайн, программирование, маркетинг и управление. Отличительные особенности Skillbox —тесное сотрудничество с крупными IT-компаниями и наличие образовательных курсов продолжительностью более 1 года, которые позволяют пользователям сервиса освоить специальность с нуля, собрать портфолио, подготовить резюме и гарантированно найти работу в процессе обучения.



Образовательная платформа, позволяющая пройти дистанционные курсы по программированию, информатике, математике, статистике и анализу данных, биологии и биоинформатике, инженерно-техническим и естественным науки, а также иностранным языкам. Ресурс насчитывает 700 открытых курсов и позволяет пользователям не только получать знания, но и делиться ими с помощью конструктора онлайн-курсов. В Stepik можно создавать интерактивные уроки с видео и различными типами заданий для учащихся, приватные курсы для ограниченной аудитории, проводить олимпиады и конкурсы, запускать программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также обучать своих сотрудников и клиентов.



Медиаплощадка, активно развиваемая при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Совместными усилиями кураторы проекта создают образовательные и просветительские программы, информационные сюжеты, авторские аналитические передачи, видеоматериалы школьного телевидения и интеллектуальные ток-шоу. Ресурс может быть интересен учащимся школ, родителям, педагогам, жителям столицы и всем тем, кому интересна тематика дистанционного образования. Канал является государственным, не входит в коммерческие сети и не размещает рекламу, что обеспечивает зрителям чистый просмотр позитивных передач.



Ресурс для старшеклассников, позволяющий подготовиться к олимпиадам и Единому государственному экзамену, не выходя из дома. Обучение проводится в формате вебинаров, при этом каждый урок можно пересмотреть потом в записи. В качестве ведущих вебинаров выступают эксперты ЕГЭ, олимпиадные тренеры, преподаватели вузов, победители и призёры олимпиад прошлых лет. Для закрепления полученных предусмотрены домашние задания, а для оперативного решения возникающих вопросов — онлайн-общение с преподавателями



Проект студентов, аспирантов, выпускников и сотрудников Московского физико-технического института, направленный на сохранение творческого наследия лекторов вуза и предоставление свободного доступа к видеозаписям курсов Физтеха пользователям со всего мира. В настоящий момент на площадке представлены 90 курсов, включающих почти полторы тысячи академических лекций и сотни часов семинаров. С целью упрощения навигации все видеоролики разбиты на смысловые фрагменты. Для удобства работы с архивом лекций предусмотрены конспекты и дополнительные материалы. Есть каталогизация по категориям и лекторам, а также мобильные приложения для Android и iOS.





Сервис, предлагающий услуги электронного обучения для детей с 1 по 11 класс. Учебная программа ресурса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), содержит видеоуроки с учителями ведущих российских школ, а также тесты и конспекты для закрепления знаний. При помощи портала школьники могут изучать и закреплять учебную программу, делать домашнее задание без помощи взрослых, готовиться к экзаменам.





Онлайн-школа для учеников 1-11 классов, учителей и родителей. Предусмотрена возможность организации как индивидуальных дистанционных занятий с репетитором, так и в составе группы учеников. Занятия ведут преподаватели МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профпереподготовки, а для родителей — открытые занятия о воспитании и развитии детей. Для удобства работы с сервисом предусмотрены мобильные приложения для Android и iOS.




Такова двадцатка с гаком лучших, на наш взгляд, веб-площадок для самообразования. Если мы пропустили действительно что-то стоящее и интересное — пишите в комментариях ниже. Подготовим второй обзорный выпуск.

Прошло время, когда единственным источником знаний были книги и университетские лекции: мы живём в мире доступной информации, которая находится от нас на расстоянии вытянутой руки. Точнее — одного клика мышки. В сети можно найти огромное количество онлайн-курсов и учебных материалов, образовательных видео и подкастов. Как же не потеряться в этом разнообразии и найти то, что действительно пригодится вам? Как не потратить деньги и время впустую?

Два подхода. И оба неверные!

Существует два противоположных, но одинаково неэффективных подхода к обучению в интернете. Кто-то поглощает абсолютно всю информацию по интересующей теме, не имея ни плана, ни понимания, что в итоге окажется полезным. Другие, наоборот, крайне избирательны. Они предпочитают приобретать готовые курсы, абсолютно не интересуясь информацией, находящейся в открытом доступе.

Почему оба эти подхода не работают?

Не все знания одинаково полезны

В первую очередь необходимо разобраться в главных критериях, которым должна соответствовать нужная информация.

Полезные знания:

Как правильно учиться в сети?

Теперь, когда мы знаем, какую информацию следует искать, давайте разбираться, как именно следует организовать процесс самообразования.

Самое главное, что вы должны усвоить: самообразование совсем не похоже на учёбу в школе. Оно никогда не прерывается, оно движимо исключительно вашими желаниями и потребностями, никто не станет контролировать, насколько успешно вы погрузились в тему.

Это одновременно очень лёгкое и, при этом, непростое занятие. Самообразование потребует от вас усидчивости, самодисциплины и усердия, но окупит все приложенные усилия сполна.

Непрерывное образование становится в России все более распространенной практикой. При этом бум глобальных образовательных онлайн-платформ Coursera, EdX или Udacity, вебинаров, лекций и консультаций в режиме онлайн, порталов с видеозаписями лекций формирует в общественном мнении предположение, что ключевым каналом непрерывного образования служит интернет. Однако пока в авангарде самообразования идет не Всемирная паутина, а более традиционные формы апгрейда знаний, выяснили эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Константин Фурсов и Елена Чернович в рамках Мониторинга инновационного поведения населения 2013 года

Об этом свидетельствуют результаты Мониторинга инновационного поведения населения, проведенного Высшей школой экономики в конце 2013 года. В ходе исследования были опрошены 1575 россиян в возрасте от 16 до 74 лет.

Под непрерывным образованием при этом понималось как формальное образование с посещением учебных заведений, так и дополнительное, реализуемое вне обязательных образовательных программ. Особое внимание уделялось самообразованию, при котором расширение знаний не сопровождается официальной сертификацией.

Россияне стали больше заниматься самообразованием

Уровень активности россиян в непрерывном образовании в 2013 году увеличился. Это произошло, поясняют эксперты, прежде всего, за счет роста количества респондентов, занимающихся самообразованием: свыше четверти – 25,6% – в 2013 году против 17,4% в 2006 году (рис. 1).

Рисунок 1. Участие население России в формальном, дополнительном и самообразовании, в процентах от числа опрошенных в возрасте 25-64 лет


Самообразование с помощью интернета принимает разные формы: от консультаций на тематических форумах до прослушивания лекций в режиме онлайн, дистанционных мастер-классов и участия в вебинарах, уточняется в статье. К самообразованию без использования интернета относят прослушивание или просмотр учебных передач по радио и ТВ, учебных аудио- и видеозаписей, а также обучение под руководством наставников, коучей или коллег на рабочем месте.

Интернет – главный источник знаний

Рисунок 2. Способы получения знаний, в процентах от пользователей интернета, вовлеченных в практику самообразования


Старшее поколение более консервативно в самообразовании

Разделение респондентов на группы по возрасту для сравнения их участия в разных формах непрерывного образования показало, что опрошенные в возрасте 24-34 лет и 35-44 лет примерно в равной степени выбирают как комбинированные формы самообразования (14% и 11%), так и чисто оффлайновые (18% и 16% случаев соответственно).

Среди других барьеров на пути самообразования зарубежные исследователи (например, см.: [ Longworth , 2003]) отмечают ментальные (отсутствие в семье культуры образования, негативный опыт обучения в детстве, низкая мотивация), информационные (искажение или нехватка сведений о программах непрерывного образования), отсутствие доступа к непрерывному образованию (в силу расстояний, например) и уровень образовательных программ (они не подходят тому или иному контингенту учащихся).

Интернет – лишь одна из опций в самообразовании

Уровень компьютерных навыков и умение использовать ресурсы Всемирной паутины напрямую связаны с распространением комбинированных форм самообразования.

В российской и международной практике выделяют три уровня владения компьютером – в зависимости от количества наработанных навыков: высокий (5-6 навыков), средний (3-4 навыков) и низкий (1-2 навыка). Данные Мониторинга НИУ ВШЭ показали, что свыше половины респондентов (56%), вовлеченных в практику комбинированного самообразования, хорошо владеют компьютером.

Знание иностранных языков влияет на широту кругозора

Владение английским и другими иностранными языками в целом увеличивает возможность расширения кругозора, хотя заметно не влияет на распространение комбинированного самообразования, отмечается в статье.

Так, россияне, уверенно владеющие хотя бы одним иностранным языком (английским, французским, немецким или испанским), чаще совершенствуют свои знания (комбинированным способом или оффлайн), чем респонденты, не знающие языков (69% против 49%).

Доклад по теме Интернет как средство самообразования

Образование как процесс и человек как субъект оказываются тем более развитыми, чем интенсивнее и шире в его структуре представлено самообразование. При этом самообразование становится одним из перспективных видов деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.

Современные информационные и коммуникационные технологии открывают новые возможности вхождения человека в информационное общество и предъявляют особые требования к процессу обучения и самообразования, заставляют искать новые решения в развитии информационно-инструментальной базы и методического обеспечения системы непрерывного образования и самообразования.

Интернет может стать очень мощным средством самообразования учителя, если учитель четко ставит перед собой цели, которых он собирается при этом достичь.

Итак, самообразование вообще включает в себя следующие направления:

1. Получение новых знаний в содержательной области;

2. Приобретение новых дидактических материалов;

3. Повышение уровня методического мастерства;

4. Повышение общепедагогической культуры;

5. Повышение квалификации как таковое (с получением соответствующего свидетельства).

Развитие всех этих направлений вполне возможно с использованием интернет-технологий.

Интернет предоставляет учителю возможность познакомиться с новыми учебниками и программами, пообщаться в чате с их авторами и задать им интересующие вопросы. Часто есть возможность получить информацию не только с сайта, но и по электронной почте, причем не только сами учебники, но и методические рекомендации по их использованию. Существует также очень большое количество тематических сайтов, содержащих интересную информацию по наиболее развивающимся областям знаний. Здесь возникает две проблемы: отбор действительно достоверной и качественной информации и методика ее использования на уроках, которой сайты этой группы обычно не занимаются.

Повышение общепедагогической культуры. Эта цель наиболее трудно достижима при использовании сети Интернет. Отмечается явный недостаток материалов по педагогике и психологии, хотя есть отдельные интересные материалы. Специально посвященные этому сайты, рассылки и проекты пока не обнаружены.

Учителю, решившему повышать свой профессиональный уровень с помощью Интернета, необходимо помнить, что он может столкнуться с рядом серьезных проблем:

1. Проблема выбора (она имеет две стороны: постановка тактических целей и оценка качества предложенной информации).

2. Проблема технического обеспечения (кроме подключенного к Интернету компьютера, желательно, с качественным и не сильно лимитированным доступом, часто необходим принтер и большое количество бумаги, так как многие педагоги не воспринимают информацию с экрана, а только с печатного листа.)

3. Организационные проблемы (при большой загруженности учителей трудно выбрать время для работы с информацией, требующей оперативной обработки, часто сетевые, в том числе дистанционные, проекты очень жестко лимитированы по времени).

4. Психологические проблемы (обратная связь часто затруднена и во всяком случае опосредована, в случае отсутствия жестких временных лимитов трудно заставить себя выполнить работу в срок и качественно).

Однако все эти проблемы, как показывает практика, вполне преодолимы.

В заключение перечислим наиболее популярные сайты, посвященные дистанционному образованию:

Читайте также: