Как миграции влияют на демографическую и экономическую ситуацию в стране кратко

Обновлено: 04.07.2024

Речь шла о том, кто такие мигранты, какое положение они занимают на рынке труда и как миграция в целом влияет на экономики отправляющей и принимающей стран.

Данные исследования получены с помощью непосредственного опроса домохозяйств Таджикистана — одной из основных для России стран-доноров. Уникальность работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка проведения формального анализа трудовой миграции не с социологической, а с экономической точки зрения.

Евгения Чернина рассказала о том, что миграционная политика в целом должна быть направлена на получение наибольшей экономической выгоды от присутствия мигрантов. Это достигается с помощью привлечения в страну рабочей силы, дополняющей квалификационный состав местного населения. Лучшие примеры проведения политики такого рода предполагают проверку местного рынка на наличие работников с необходимыми навыками до привлечения иностранцев, выдачу виз на основе балльной оценки профессионального потенциала, двусторонние соглашения между странами. В России же состав миграционных потоков определяется не столько целенаправленной политикой государства, сколько самоотбором жителей стран-доноров (в том числе и из-за безвизового режима въезда). Последние несколько лет наблюдается тенденция к снижению квалификации прибывающих в Россию работников, что говорит о негативном отборе в миграцию.

Экономическая безопасность – это состояние защищённости экономического субъекта от негативного воздействия факторов внешней и внутренней среды, что позволяет ему обеспечивать достижение желаемых (планируемых) показателей хозяйственной деятельности.

Взаимосвязь миграционных процессов и экономической безопасности страны

Экономическая безопасность представляет собой качественную характеристику экономической системы. Наиболее крупной такой системой является государство. Для него принципиально важно иметь в распоряжении такой объем ресурсов и такого качества, которые бы обеспечили стабильность общества и устойчивость социально-экономического развития в форме повышения уровня жизни граждан.

Одним из видов упомянутых ресурсов являются трудовые ресурсы, обеспеченность в которых определяется текущим состоянием и развитием демографической ситуации в стране (рождаемостью, смертностью, переездом). Следовательно, миграционные потоки (приезд иностранцев в страну и переезд граждан заграницу) оказывают определенное влияние на экономическую безопасность государства.

В Российской Федерации демографическая ситуация (и миграционная ситуация в ее составе тоже) сложна и многогранна. Ее коренное улучшение – это одна из стратегических целей обеспечения национальной безопасности. Это обусловлено продолжающимся много лет сокращением численности трудоспособного населения в России.

В то же время за последние сто лет доля участия человеческой составляющей в формировании валового продукта страны в России выросла более чем в 2 раза (с 30% о 70%). Поэтому задача по сохранению и развитию человеческого потенциала имеет, помимо прочего, экономическое содержание. Зачастую предлагается решить этот вопрос за счет привлечения в российскую экономику мигрантов, которые поспособствуют формированию количественных параметров трудовых ресурсов страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Положительное и негативное влияние миграции на экономическую безопасность РФ

Привлечение иностранной рабочей силы уже много лет является темой для дискуссий в экспертном сообществе. Единого отношения к миграционным процессам, их роли и месту в современной общественной жизни так и не сформировалось. Одна группа специалистов поддерживает идею удовлетворения нужд российской экономики за счет мигрантов, другая – отвергает ее в силу тех угроз, которые она несет вместе с собой. Свое мнение они подкрепляют определенными тезисами и аргументами.

Для отечественной экономики существуют следующие преимущества от привлечения и использования иностранной рабочей силы:

  • мигранты занимают непривлекательные для россиян рабочие места, благодаря чему преодолевается нехватка трудовых ресурсов, улучшается производственная ситуация, повышается деловая активность, увеличивается поток налоговых поступлений в бюджет и т.д.;
  • мигранты нуждаются в более низкой оплате труда, чем россияне, хотя их производительность труда остается на приемлемом уровне, благодаря чему у хозяйствующих субъектов уменьшаются производственные издержки, повышается конкурентоспособность продукции, т.е. в экономике активно развивается предпринимательство (особенно, малое и среднее);
  • миграционные процессы являются предпосылкой для создания совместных (международных) предприятий, в рамках которых может происходить обмен технологий, знаний, выход на новые рынки сбыта и т.д.;
  • ассимиляция мигрантов ведет к улучшению показателей демографического развития страны, в том числе показателей рождаемости.

Однако приток иностранной рабочей силы может нести в отношении экономической безопасности государства определенные угрозы, основными из которых считают следующие:

  • производственный процесс начинает организовываться с ориентацией на использование иностранной, более дешевой рабочей силы, в соответствии с чем возникает зависимость производства от ее применения;
  • мигранты на территории страны, как правило, размещаются нерациональным способом: приоритетными районами притока иностранной рабочей силы признаны сибирские и дальневосточные субъекты РФ, однако на деле ее основная масса направляется в столичные регионы, а также в Калининградскую, Калужскую, Тамбовскую и Липецкую области;
  • на отечественном рынке труда разворачивается конкурентная борьба за рабочие места, в результате которой в отношении россиян возрастает уровень дискриминации, следовательно, растет безработица, люмпенизация населения;
  • из страны начинается вывод финансовых средств (порядка 12 млрд долларов ежегодно), что неблагоприятно сказывается на внешнеэкономической составляющей национальной безопасности;
  • среди мигрантов фиксируются высокие показатели заболеваемости (в том числе инфекционными и эпидемиологическими заболеваниями), что создает дополнительную угрозу здоровью российского населения;
  • приток в страну нелегальных иммигрантов способствует активному развитию теневого сектора экономики, который уклоняется от действия национального гражданского, трудового, налогового и иного законодательства;
  • со стороны мигрантов возникнет дополнительная нагрузка на рынок жилья, что обострит жилищную проблему в стране и др.

Над темой номера работал

Анатолий ВИШНЕВСКИЙ

Миграция как демографический ресурс

Хотя все виды миграции важны, заметно влияют на экономическую и социальную обстановку в стране, на ситуацию на рынке труда и т.п., полноценное демографическое значение имеет только та часть миграционного притока, которая оседает в стране и пополняет ее постоянное население. Объемы такой миграции решающим образом зависят от политических установок в отношении общей численности населения России: допустимости ее сокращения, желательности стабилизации или роста. Подобные политические установки вырабатываются в процессе диалога власти и общества, предполагают достижение определенного общественного консенсуса и, естественно, не могут обсуждаться в рамках чисто демографического анализа, которому посвящена эта статья. Мы можем представить лишь необходимые соображения, касающиеся возможного естественного прироста населения России, которые служат исходной базой при выработке миграционной стратегии страны, – миграционный ресурс может использоваться для полной или частичной компенсации отрицательного естественного прироста (естественной убыли) населения либо как дополнение к его положительному естественному приросту.

Как отмечалось в первой части статьи, сохранение естественной убыли населения России – наиболее вероятный сценарий на ближайшие десятилетия. Вопрос лишь в масштабах этой убыли – они зависят от того, по какому сценарию пойдут изменения рождаемости и смертности. Оценки же желаемого миграционного прироста – величина, производная от этих масштабов.

Если исходить из желательности, как минимум, остановить сокращение численности населения России, то необходимо на протяжении всего рассматриваемого периода поддерживать соответствующие объемы компенсирующей естественную убыль миграции. Согласно прогнозу Росстата, естественная убыль за период до 2030 года может составить, в зависимости от динамики рождаемости и смертности, от 5 до 19,5 млн. человек. Прогнозируемая же Росстатом на этот период чистая миграция составляет от 4,5 до 11 млн. человек.

Таким образом, предполагается, что наряду со сценариями, обеспечивающими полную компенсацию естественной убыли миграцией, возможно даже и с избытком, вследствие чего население страны стабилизируется, а, при определенных условиях и вырастет, весьма вероятны и такие сценарии, при которых такая компенсация окажется невозможной, и население России будет продолжать убывать (рис. 22).

Рисунок 20. Изменения численности населения России – фактические и по трем вариантам прогноза Росстата, тысяч человек

Согласно прогнозу Росстата, численность населения России может вырасти (до 148 млн. человек к концу 2030 года) только по высокому варианту прогноза, по среднему оно сокращается до 139 млн., по низкому – до 127. Интересно отметить, что по среднему варианту прогноза ООН численность населения России в 2030 г. составит 136,4 млн. человек, т.е. на 2,6 млн. меньше, чем по среднему варианту прогноза Росстата. Но по этому варианту прогноза ООН предусматривается объем чистой миграции за 2010-2030 годы в 2,7 млн. человек, т.е. на 1,8 млн. меньше, чем минимальный прогноз Росстата, соответствующий наиболее оптимистическому варианту развития событий. Средний же вариант прогноза Росстата исходит из суммарной величины чистой миграции за период до 2030 года в 7,2 млн. человек.

Напомним, что во всех этих рассуждениях имеется в виду постоянная миграция, вносящая вклад в демографическую устойчивость России. Но пока неясно, как с той неопределенной траектории, которой следует динамика миграционного прироста сейчас (к тому же, с учетом упоминавшегося частого изменения статистических процедур), перейти на более устойчивую траекторию, предусматриваемую и прогнозами и Концепцией демографической политики РФ: обеспечить миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно к 2016 году и более 300 тыс. человек к 2030 году (рис. 21).

Рисунок 21. Миграционный прирост населения России – учтенный фактический и по трем вариантам прогноза Росстата, тысяч человек

Прогноз Росстата составлялся несколько лет назад, сейчас, с учетом тенденций последних лет, он может быть пересмотрен, и цифры могут оказаться несколько иными. Однако дело не в конкретных цифрах, которые, конечно, могут меняться, а в общем подходе к использованию миграции как демографического ресурса, в самом осознании миграции как ресурса с учетом всех проблем, порождаемых его использованием.


Ключевые слова: миграция, демография, смертность, демографическая ситуация, старение, эмиграция

Key words: migration, demographics, mortality, demographics, aging, emigration

Как объект исследования миграция населения привлекала и продолжает привлекать ученых из всех отраслей науки. Еще с давних времен миграция играла огромную роль в истории человечества, а именно с ней связаны процессы заселения новых территорий, развития производительных сил, образования, а также смешения рас, народов и языков. Первый кто стал рассматривать данное понятие с научной точки зрения, был английский ученый Э. Равенштейн, он интерпретировал миграцию как непрерывный процесс изменения места жительства человека [1, стр. 169]. Сейчас данная тема продолжает интересовать многих исследователей в данной отрасли, ведь миграция населения оказывает непосредственное влияние на все сферы жизни общества, а также она направлена и на поддержание демографического баланса, как отдельного региона, так и страны в целом. Необходимо отметить, что развитие миграции является не менее важным компонентом демографического развития, нежели смертность и рождаемость.

Огромное влияние на демографические процессы оказывает именно тот миграционный поток, который оседает в стране и пополняет ее постоянное население. Такая миграция может использоваться для полного или частичного погашения отрицательного естественного прироста, то есть естественной убыли населения, либо как дополнение к положительному естественному приросту. Согласно прогнозу Росстата, естественная убыль населения нашей страны за период до 2030 года может составить, в зависимости от динамики рождаемости и смертности, от 5 до 19,5 миллионов человек, а чистая миграция составит от 4,5 до 11 миллионов человек [2].


Рис. 1. Убыль населения в трудоспособном возрасте по трем вариантам прогноза Росстата

К 2018 году ожидаемая продолжительность жизни в России для всей численности населения должна составить не менее 74 лет. В связи с таким старением населения России увеличивается и показатель демографической нагрузки пожилых людей на трудоспособное население, что также негативно сказывается на демографической ситуации в стране.

Необходимо отметить, что Россия относится к числу стран, где отрицательному естественному приросту сопутствует положительный миграционный прирост. Сокращение естественного населения в нашей стране началось с 1897 года согласно результатам Первой Всероссийской переписи населения. Сегодня демографическая ситуация в стране значительно улучшилась по сравнению с прошлыми десятилетиями, это все связано с грамотной политикой Правительства Российской Федерации. Различные пособия, доплаты, помощь молодым семьям в приобретении жилья сыграли весомую роль для роста рождаемости в стране.

Главная задача на сегодняшний день не сдерживание эмиграции, а ее постоянное регулирование, путем превращения безвозвратной эмиграции в возвратную.

Основные термины (генерируются автоматически): демографическая ситуация, Россия, внутренняя миграция, демографическая обстановка, молодое поколение, отрицательный естественный прирост, репродуктивный возраст, Российская Федерация, старое поколение, трудоспособный возраст.

Читайте также: