Как менялось отношение горького к интеллигенции и ее роли в российском обществе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Термин интеллиге́нция используется в функциональном и социальном значениях.

В функциональном (изначальном) смысле слово использовалось в латинском языке, указывая на широкий спектр мыслительной деятельности. В социальном значении слово стало использоваться с середины или второй половины XIX века в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта.

Дорогой Ганс Христиан!
Сколько же добра и справедливости в твоих сказках, читаю их и понимаю,что добро и впрямь побеждает зло! Через твоих героев я вижу реальных людей,которые поступают подобным образом.
А как красиво ты пишешь,сколько речевых оборотов,сравнений ,эпитетов,они насыщают твои сказки волшебством. Твои сказки учат жить по справедливости,а если и не выходит,то никому не желать зла. Спасибо за детство,полное сказочных приключений и мечтаний!

Не было у овчарки доброго хозяина, а был у нее такой, что всё морил ее голодом. Вот не стало у нее сил больше терпеть, и ушла она от него, грустная да печальная. Встретился ей по пути воробей и спрашивает:

— Отчего ты, сестрица-собака, так пригорюнилась?

— Я голодная, а есть-то мне нечего.

Воробей и говорит:

— Давай, милая сестрица, пойдем с тобой в город, я накормлю тебя досыта.

Пошли они в город. Проходили они мимо мясной лавки, а воробей и говорит собаке:

— Ты постой тут, а я тебе отклюю кусочек мяса.

Он сел на прилавок, оглянулся кругом, никого не видно, и давай клевать мясо; он тащил и рвал кусок, что лежал на краю, пока тот не свалился на землю. Схватила мясо собака, побежала в уголок и все мясо поела, а воробей и говорит:

— А теперь пойдем к другой лавке, я сброшу тебе еще кусок, чтобы ты наелась как следует.

Съела собака и другой кусок мяса, а воробей спрашивает:

— Ну, сестрица-собака, наелась ты теперь досыта?

— Да, я мясом уже сыта, — ответила она, — но я еще хлеба не ела.

— Хлеб ты тоже получишь, только ступай за мной.

И он привел ее к булочной и начал клевать две булочки, пока они вниз скатились. Но захотелось собаке еще, и повел ее воробей к другой булочной, сбросил ей еще хлебец. Собака съела его, а воробей и спрашивает:

— Ну что, сестрица-собака, наелась ты теперь досыта?

— Да, — ответила собака, — а теперь давай за город прогуляемся.

Вышли они на большую дорогу. Погода была теплая, прошли они немного, а собака и говорит:

— Я уморилась, хотелось бы мне немного поспать.

— Ладно, поспи, — ответил воробей, — а я тем временем на ветке посижу.

Улеглась собака на дороге и крепко уснула. А когда она лежала и спала, подъехал возница, — в повозку у него было запряжено трое лошадей, и лежали на повозке два бочонка вина. Увидал воробей, что возница и не думает сворачивать с дороги, а продолжает ехать по колее, где лежала собака, и крикнул:

— Эй, возница, ты этак не делай, а не то я сделаю тебя бедным!

Крикнул тогда воробей:

— Ты убил мою сестрицу-собаку, ты за это поплатишься повозкой и лошадью.

— Ишь ты! Повозкой да лошадью, — проворчал возница, — как это ты мне можешь сделать! — и поехал себе дальше.

А воробей забрался под рогожу и стал клевать затычку в бочонке, и клевал, пока не вытащил ее: и расплескалось все вино наземь, а возница того не заметил. Оглянулся он назад, видит — с повозки что-то капает, стал он разглядывать бочки и заметил, что одна из них порожняя.

— Ах, бедный я человек! — воскликнул он.

— Нет, ты еще недостаточно бедный, — сказал воробей и, подлетев, сел на голову коренной лошади и выклевал ей глаза.

Увидал это возница, выхватил мотыгу, хотел было ударить воробья; но воробей взлетел, и угодил возница как раз в голову лошади, и та упала замертво наземь.

— Ах, бедный я человек! — воскликнул он.

— Нет, ты еще недостаточно бедный, — сказал воробей; и когда возница поехал дальше на двух лошадях, забрался воробей опять под рогожу, выклевал затычку из второй бочки, и все вино расплескалось.

Заметил это возница и снова воскликнул:

— Ах, бедный я человек!

Но воробей ответил:

Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда увлечения – цыганским пением. Некоторые из цыганских романсов так и подписаны: “Музыка братьев Абаза”.

ВСПОМНИ И НАПИШИ!

ИЛИ ПРИКОЛ : Шел по улице бирюк
Без прокладок и без брюк.

Александр Павлович не решается продемонстрировать достижения российских кудесников. Он боится осмешок. Александр- боязливый политик, не патриот. Ему противопоставлен его брат Николай Павлович и атаман Платов, которые являются много большими патриотами и болезненно переживают унижение русских людей.

Срочно!Помогите написать рассказ от имени цветка из рассказа "Неизвестный цветок" Платова.Рассказь про его жизнь.

Помогите пожалуйста решить тест Произведения А.С. Пушкина относятся к… А) XX веку; Б) XIX веку; В) XVIII веку; Г) XVII веку. 2.

Буржуазная интеллигенция современной России

Спецслужбы, университетские профессора стран в спецлабораториях Запада разрабатывали НАУЧНЫЕ методы борьбы с коммунистической угрозой империализму. Все было сделано, чтобы взорвать изнутри мировую социалистическую систему. Не обошлось без использования белогвардейской и власовской интеллигенции. Ныне на полки библиотек вернулись труды русских религиозных философов и черносотенцев.

В Россию вернулся капитализм полуфеодального типа. Изучение опыта борьбы с коммунизмом имеет огромное значение для дальнейшего объективного перехода человечества к коммунизму, высшей общественно-экономической формации.
Что произошло с "красной" интеллигенцией? С той интеллигенцией, которая родилась при советской власти как в русской среде, так и в русскоязычной. Она ранена. Остались от неё рассыпавшиеся по-твоему бывшим республик маленькие, ещё не добитые осколки. Часть ее, евреи в том числе, была вынуждена бежать на спасительный Запад и в Израиль, чтобы не сгинуть от безденежья.
С приходом к власти Ельцина и диссидентуры пиррову победу одержала русскоязычная либерально-буржуазная интеллигенция. Она стала элитой Кремля.
Кризис русской мысли и деградация интеллектуальной жизни в России продолжается.

I I . Вопросы по публицистическим произведениям А. М. Горького и А. А. Блока

— Как менялось отношение Горького к интеллигенции и ее роли в российском обществе?

— Каковы взгляды Блока на отношения народа и интеллигенции?

— В чем видит Горький причину разрушения личности после революции?

— Что противопоставляет Горький террору в политике? Что защищает?

— Какой образ принимала революция в романтическом представлении Блока?

— Что объединяет позиции Блока и Горького по отношению к революции?

Дополнительный материал для учителя

Горький как литературный критик

Максим Горький на протяжении всей своей творческой жизни пытался дать оценку существующему литера процессу и участвовал в нем не только в качестве писателя, но и в качестве литературного критика. Выступления Горького-критика становятся наиболее заметны на рубеже ХIХ—ХХ веков. Эталоном творчества для писателя раннего периода была русская классическая литература в лице Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского. Именно произведения этих великих писателей были своеобразным ориентиром для Горького, начинающего свое литературное творчество.

Очерк Горького строится на противопоставлении Ленина и Плеханова. И это не случайно: изображая Плеханова в невыгодном свете, автор имеет возможность более полно и значимо показать человечность и гениальность Ленина. Горький противопоставляет двух героев по многим качествам, как малозначительным, так и тем, которые могут повлиять на их дальнейшую политическую роль.

На протяжении всего очерка автор проводит своих героев через одинаковые ситуации, показывая реакцию каждого из них на одни и те же события. Горький сопоставляет смех, речь, взгляд, даже движения рук Ленина и Плеханова. Так, знакомясь с Горьким, Ленин крепко стискивает руку пролетарского писателя, а Плеханов при знакомстве стоит в позе Наполеона, скрестив руки на груди. Благодаря постоянным сравнениям между поведением двух героев, конечно, большую симпатию у читателя вызывает энергичный и все время находящийся в движении Ленин с его излюбленным жестом — рукой, вытянутой вперед, нежели Плеханов, трогающий пуговицу на сюртуке, всегда неподвижный, как изваяние.

Современники о Максиме Горьком

В. Ф. Ходасевич 1

«Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны. Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами, а чаще — и жертвами, и виновниками одновременно. Естественно, что у него возникла (а отчасти была им вычитана) мечта об иных, лучших людях. Потом неразвитые зачатки иного, лучшего человека научился он различать кое в ком из окружающих.

Творчество А. А. Блока

Урок 35. А. А. Блок (1880— 1921). Личность и творчество.

Романтический мир раннего Блока

Оборудование урока: портрет А. А. Блока, фотографии разных лет. Возможен просмотр одного из учебных фильмов о биографии поэта.

Методические приемы: лекция с элементами беседы; выразительное чтение стихотворений, их разбор.

I. Чтение и анализ нескольких сочинений по творчеству М. Горького

II. Слово учителя

Александр Александрович Блок — одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего ХIХ века и открыл поэзию ХХ века, соединив русскую классику и новое искусство.

В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе мать поэта, занималась переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 году.

Похожие документы:

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс

Егорова Н. В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие. — 3-е изд., исп. и доп. . полугодия 11 класса и ориентировано прежде всего, на работу в комплексе с учебниками: — Русская литература ХХ века в .

Учебного курса литературы для 10,11 классов базовый уровень

Рабочая программа педагога Леонтьевой Виктории Альбертовны, первая квалификационная категория предмет: литература класс: 11 на 2013 2014 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.

. Поурочные разработки. - М.: Просвещение. 3. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе .

"Струве имеет вполне определённые заслуги перед интеллигенцией: он первый указал ей, что роль личности в истории - это иллюзия, самообман.

Кого они хотят вести за собой в стране, где даже Лев Толстой оказался одиноким и бессильным. Он учил думать, если можно назвать умением его мысли вслух о самом себе. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже в так называемых произведениях художественных, в словесной игре, именуемой искусством. Высшее искусство - это искусство жить в благолепии единства плоти и духа. Не отрывай чувства от ума, иначе жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и - погибнешь.

Наш разум, орган пирронизма, орган Фауста, критически исследующего мир, - насильственно превращён в орган веры. Но вера, извлечённая из логики, лишённая опоры в чувстве, ведёт к расколу в человеке, внутреннему раздвоению его. Именно отсюда, из этого раскола возникают качества, характерные для русской интеллигенции: шаткость, непрочность её принципов, обилие разноречий, быстрая смена верований".

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: