Как мцыри объясняет свое поражение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Композиция и сюжет

Вариант 1.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил - и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.
Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил.

Могли бы дать вы мне взамен

Природа у Гоголя.
Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и
прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая
любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество,
восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные,
безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их
героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди,
гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью
сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.
Описание степи создает эмоциональный фон повествования, но
природа здесь является не просто фоном, на котором
разворачиваются события, а это способ раскрытия характера
персонажа. Природа сопутствует казакам, любуется ими во время их
веселой гульбы, помогает им в ратном деле. Гоголь рисует прекрасные картины природы, которая, с одной стороны, гармонирует с
чувством свободы, наполнявшим сердца героев, направляющихся в
Запорожскую Сечь – общество вольных людей. С другой стороны,
гармония и умиротворенность природы контрастируют с разгулом и
бесшабашностью жизни Сечи. Степь – родина-мать казаков и, как
мать, принимает она их в свои объятья, чтобы утешить, передать
жизненную силу и энергию. Степь и казаки – нечто созвучное, родное
друг другу.

(Вариант 1)

Но почему природа отторгает того, кто хочет быть ее частью? Она коварно влечет и губит юношу, который утратил, воспитываясь в инородной среде, свою естественность. Для схватки с грозной стихией у Мцыри есть мужество и воля, но не хватает сил и внутренней цельности. В предсмертном бреду он слышит песню рыбки, в которой юноша открывает иные стороны своей личности: потребность любви и покоя, возможность раствориться в тишине и прохладе. Что же значит этот символический образ? Действительно ли это та истинная любовь, которой так жаждет Мцыри, или обман, предвещающий смерть? Трудно дать рациональное толкование этому образу, отражающему смутное желание умирающего юноши.

(Вариант 2)

Итак, конечно, трагический финал судьбы Мцыри предопределен, так как именно в этом главные идеи поэмы: о высшей ценности свободы, о невозможности достичь гармонии.

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает-ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя-щемся попасть на родину.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке-льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра-бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:

. Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно-временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав-каза вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

. был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Та-кое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами оби-тели, и вот он на свободе. В дикой природе юноша ви-дит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев.

М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по-нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро-ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж-дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо-настыря.

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет.

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не-знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели — увидеть дом родной — но даже смерть его вос-принимается как победа. Мцыри не сломили ни от-чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми-нуты остается верен себе и своему идеалу.

Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри

2.Особенности конфликта в поэме

3.Был ли предопределен трагический финал судьбы героя

4.Тема патриотизма в поэме

Так уж получилось, что Мцыри всю свою жизнь просуществовал в закрытом от внешнего мира монастыре, будучи лишён радостей жизни. И под конец жажда этой самой жизни взяла верх. Сбежав из монастыря, он принялся навёрстывать упущенное - влюбился в девушку, сразился с барсом, ощутил массу новых запахов, вкусов, увидел горы, леса, реки и долины. В финале его настигла смерть, и настигла она его у стен родного монастыря, однако дух Мцыри даже в этот момент оказался не сломлен.

Ключевым моментом, объясняющим суть трагедии героя, является его беседа со старым монахом, который в молодости вёл полнокровную жизнь. Монах привёл его в чувство и принялся исповедовать, однако Мцыри упрекает его. Ведь он не желает умереть рабом, в обители, которая погубила его душу ещё в детском возрасте. Старому монаху легко говорить о покое, безмятежности и тишине, ведь он прожил настоящую жизнь, а вот он, Мцыри, сыт этой тишиной и безмятежностью по горло.

О своём поступке - побеге из монастыря - он не жалеет, считая его не грехом, а подвигом. На свободе он пробыл всего три дня, но они показались ему более полными жизни, чем всё его предшествующее существование.

Недостаток сил, жизненного опыта и враждебный характер внешнего мира и привели его к гибели. Видимо, о чём-то таком и подозревал Мцыри. Он решился на побег в неподходящее время, наверное, потому, что боялся, что до более благоприятной поры он мог и не дожить. Тем более что в тот миг он готовился окончательно принять монашеский постриг и, таким образом, полностью оторвать себя от мира.

В поэме Лермонтов поднимает и тему патриотизма, однако трактует её своеобразно. Монастырь стал для Мцыри родиной - здесь его приютили, вскормили, дали образование и определили для него дальнейший жизненный путь; он даже не знает, кем были его родители - их место заняли монахи. Однако он чувствует, что это не настоящая родина. А настоящая его отчизна находится там, далеко, в той стороне, куда он, собственно, и пытался убежать.

В своём произведении Лермонтов показал безупречного героя, душу которого не терзают противоречия, стремясь к свободе, он не пытается затронуть чужое достоинство.

Мцыри отличается нравственной чистотой, благородством побуждений и уникальной цельностью характера. В смелом мальчике-дикаре Лермонтов воплотил жажду борьбы, битв и тревог, жажду бури, которая всегда присутствует в человеческой душе, в том числе и в душе автора. Образ монастыря-тюрьмы поэт вводит не случайно. Этот образ воплощает в себе всё то, что ограничивает свободный полет человеческой мысли, сковывает душу и лишает всякого права на жизнь и борьбу.

Жизнь в заточении не могла удовлетворить главного героя, и он решается на бегство из монастыря, который враждебен и чужд его свободолюбивой душе. Оказавшись на свободе, Мцыри погружается в стихию родной природы. Долгие годы мучений и тоски помогли ему подготовить этот побег. Мцыри принял решение о побеге давным-давно. Он страстно желает отыскать свою родину, своих родных и близких.

Монахи ошибочно считали, что Мцыри смог привыкнуть к плену. На самом деле он не намерен сдаваться и отказываться от жизни. Свою тайну юноша затаил в душе, а монахам не дано понять его свободолюбивых стремлений. Вырвавшись из плена и с головой окунувшись в живой и свободный мир, герой понимает, что не смиренное существование является смыслом человеческой жизни, а постоянная борьба и противостояние невзгодам. Человек должен бороться за свою свободу, за возможность реализовать себя как личность, установить общность с близкими по духу. Мцыри порывает с христианством и его учением о покорности и ничтожности земного существования. Он с легкостью готов променять райское блаженство загробной жизни на обычные, земные человеческие радости.

И всё же его бегство становится движением по замкнутому кругу: все его путешествие происходит в окрестностях монастыря. Умирающий Мцыри вновь попадает в стены своей тюрьмы. Перед смертью он просит похоронить его в цветущем саду, где растет свежая трава и воздух душистый, а ещё, оттуда видны заснеженные горы Кавказа. Мцыри мечтает хотя бы после смерти получить столь долгожданную свободу.

Трагизм положения главного героя заключается именно в том, что, нарушив незыблемые правила и убежав в страну свободы, достичь её он так и не смог, потому что её просто не было. Во времена Лермонтова такая судьба ждала каждого свободолюбивого человека.

Главный герой Мцыри в своей предсмертной исповеди рассказывает монаху, что в своей неудаче виновата судьба, злой рок. Ему кажется, что он был рожден несвободным человеком. Сбежав из монастыря, он разгневал судьбу, тем самым накликал на себя беды и смерть. Мцыри убежден, что стать "хозяином жизни" - изначально плохая идея. Однако, на самом деле Мцыри был несвободным именно в монастыре. Он обладал очень сильным характером, смог победить барса, но ему не хватило лишь немного уверенности и поддержки от кого-нибудь со стороны.

Израненный Мцыри понял, что его поступок был явно обречён на неудачу: он сравнил себя с темничным цветком, попавшим под солнечные лучи.

Но что ж?
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжёг
В тюрьме воспитанный цветок.

Но он нисколько не раскаивается в своём поступке; если что и вызывает его сожаление — так это то, что до родины он не добрался. Он просит похоронить его на месте, откуда видны вершины Кавказа.
Нет, ведь он наконец-таки исполнил свою главную мечту - жить свободным и счастливым.
Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел "узнать, - прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.
Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.
И хотя Мцыри умирает, но в предсмертный час взоры его и стремление к свободе и счастью будут являться путеводной звездой для многих поколений.

Кругом гордо возвышались заснеженные вершины. На горе стоял монастырь. Там жили тибетские монахи и ели свою похлёбку из чечевицы. Дело было на Кавказе. Там шибко красиво, потому что там есть природа и пейзажи. А это здорово влияет на характер романтиков. Там и Лермонтов был и в его башку лезли стихи и поэмы. Он ничего не мог с ними поделать и однажды отнёс их в газету, чтобы напечатали на беду нынешним школьникам. В один прекрасный день, когда солнце уже клонилось к закату, в ворота монастыря зашёл Мцыри и направился прямо к Ламе в упочивальню. Но не дошёл. Из-за угла выскочила тигра и слопала бедного Мцыри. И шибко красивая природа ему не помогла. Тигра не любил природу, а только мясо. С тех пор над морем, вблизи этого монастыря, гордо реет буревестник, яркой молнии подобный и сеет страх на всех. А тот тигра потом стал старый и сошёл с ума, и бросился он со скалы и разбил свою башку об камни. В разные стороны брызнула кровь и на том месте, куда она попала, там выросли тюльпаны. Такой пейзаж открылся--я тебе дам! Туда приходил Лермонтов и рвал их своей любимой Пенелопе. Но это не принесло им счася и он застрелился в Чёрной балке, так и не познав прелестей любви, за что был осуждён посмертно на вечные муки Архимадритом Каином 4-м в 1889 году. А тот монастырь потом разобрали и перенесли на Тибет на 400-х мулах и 200-х монгольских лошадях и написали манускрипт на папирусе про всё это, и стали продавать его русским туристам в Египте за 10 долларов за штуку. Так появилась поэма "Мцыри", которую стали изучать в советской школе, а потом и в наше время. Но парнеги и тёлги не хотят учить литературу и просят написать им на Ответах сочинение типа изложения про Мцыри, которому так и не удалось убежать из монастыря. Нет печальней повести на свете. Чем эта.

Фото Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?

Главный герой проводит три дня на воле - в горах, где получает смертельные раны в схватке с барсом. Юношу находят и возвращают в монастырь. Он умирает, успев рассказать о пережитом и о своих чувствах старому монаху.


Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.

Когда подросший Мцыри уже готовится принять монашеский обет, он внезапно исчезает из обители. Монахи находят юношу спустя три дня - израненного и умирающего.

Перед смертью Мцыри исповедуется старику-монаху, который некогда его крестил. Большая часть поэмы - это предсмертный монолог послушника.

Юноша рассказывает, что делал, видел и чувствовал на воле. Пораженный красотой и величием горной природы, он вдруг вспомнил родной аул и близких. Увидев красавицу-грузинку, впервые испытал томление любви. Сразившись с могучим барсом, он убил зверя, но и сам был тяжело ранен.

Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:

И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.


О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.

Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.


В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:

Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!


Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?

Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.


Впрочем, одно не исключает другого - первоначалная идея могла вобрать в себя рассказ монаха.

В период Кавказской войны горские дети и правда порой попадали в плен. Так, генерал Алексей Ермолов однажды привез в Тифлис чеченского мальчика: в дальнейшем тот выучился на художника и был известен под русским именем и фамилией - Петр Захарович Захаров (Захаров-Чеченец). Он стал портретистом, был академиком Академии художеств.


Литературный романтизм предполагает описание исключительных героев в исключительных обстоятельствах . Потому события поэмы происходят в горах Кавказа, на фоне буйной экзотической природы.

В основе сюжета лежит традиционная романтическая ситуация - бегство из неволи. А поскольку Мцыри бежит на родину, это возвращение человека к самому себе. Родина в поэме - аллегория свободы и счастья. Но эта свобода и это счастье оказываются для героя недостижимы.

Мцыри так и не попадает домой, но его стремление к свободе самодостаточно, ценно в любом случае. Это естественное, природное чувство. Поэтому в произведение так много места уделено описаниям природы - ветра, скал, птиц. Они олицетворяют душевный порыв самого Мцыри. Природа - это величие и красота, недоступные среди людей.

Но затем природа превращается во врага Мцыри: он не может найти путь к дому и получает смертельные раны в бою с барсом. А окончательное поражение наступает, когда послушник вновь видит ненавистный монастырь и понимает - он вернулся туда, откуда пытался сбежать.

Три дня вольной жизни Мцыри противопоставлены в поэме всей его безрадостной юности. Эти три дня - время высшего наслаждения, настоящая жизнь. И одновременно - самый трагический момент, неотвратимое поражение.

Монастырь в поэме - символ действительности, которая враждебна природе, которая подавляет человека и лишает его свободы. Но и этот монастырь не вечен. Уже из вступления мы узнаем, что теперь на месте обители остались лишь руины.

Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.

На этом и заканчивается произведение Лермонтова.

Трагический финал также раскрывает образ главного героя. Мцыри не протестует против общества, он просто борется за свою свободу, ведь Родина для него — абсолютный идеал, к которому надо стремиться, что характерно для романтического героя. В этом и заключается главная цель поэмы – показать мятеж души без зла и жажды мести, чистый и обреченный порыв. Так, перед смертью Мцыри говорит:

И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну!

Из финала мы узнаем еще одну черту, характерную для главного героя — сила духа. Приближение смерти вовсе не пугает главного героя, он остается верен своим идеалам. Финал конфликта с судьбой трагичен, но в то же время наблюдается могущество личности, которая готова за свои убеждения и рай и вечность променять:


Последнее желание Мцыри также свидетельствует о его верности родине:


Таким образом, смысл финала состоит в раскрытии цели поэмы и образа главного героя.

К1. Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне - 3

К2. Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют - 3

К3. Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют - 2

К4. Композиционная цельность и логичность - 3

К5. Соблюдение речевых норм - 3

Слово родина употреблено то с прописной, то со строчной буквы.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: