Как либеральные реформы 1860 1870 были связаны с отменой крепостного права кратко
Обновлено: 05.07.2024
Аграрная (земельная, крестьянская) реформа – основное преобразование, начавшее период реформ императора Александра II. Процесс изменений в социальной и экономической сферах состоял из цепочки событий, продолжительностью более 100 лет. Итогом преобразований и влияния внешних и внутренних факторов стал Манифест императора об освобождении крестьян от крепостной зависимости от 19 февраля (3 марта по новому стилю).
История крепостного права* в Российской империи
*Крестьянство в XIX веке, как и ранее, составляло основную часть общества. Всех крестьян делили на три группы: помещичьи, посессионные государственные, удельные (в собственности царского рода). Первая группа находилась в наиболее тяжелом положении, поскольку полностью принадлежали хозяину-землевладельцу. По статистике, более половины мужского населения – помещичьи крестьяне (около 55%), такой отметки достигли к периоду правления Петра I. К середине XIX века доля упала до 37%.
Крепостное право – система правовых отношений между крестьянином и землевладельцем, которые предполагают полную зависимость первого от второго. Существовало не на всей территории страны – свободными были земли Сибири, губернии на Дальнем Востоке и в Азии, на Кавказе, Финляндии, на Аляске, казачьих землях.
Предпосылки и причины
Огораживание – процесс ликвидации и захвата общинных земель, форма первоначального накопления капитала в странах Западной Европы, в классическом виде существовала в Англии. (в ЕГЭ не попадается, я бы удалил)
Причины проведения реформы можно поделить на внешние и внутренние:
- Внешняя: неудачи во внешней политике, в частности – поражение в Крымской войне.
- Внутренняя – острый кризис крепостнической системы, который осознавали представители власти.
Важным фактором стала Отечественная война 1812-1815 гг. – после нее молодое служилое дворянство желало провести в России преобразования по увиденным в Европе моделям (восстание декабристов 1825 года явилось наиболее ярким выступлением). Вторая активная волна поднялась после Крымской войны.
Хронология действий правителей в сторону реформирования крепостной системы:
- Екатерина Великая впервые подняла тему в Вольном экономическом обществе относительно права собственности землевладельца на крепостных.
- Первым ограничил барщину тремя днями император Павел I.
- Александр I отменил практику передачи государственных крестьян в собственность помещиков. Главное последствие такого решения – остановился рост количества крепостных. Император разрабатывал проект земельной реформы. Также его указ о вольных хлебопашцах 1803 года юридически дал помещикам возможность освобождать крестьян и наделять землёй.
- Николай I ограничил систему наказаний, которую применяли помещики, относительно крестьян. Была собрана комиссия, которая готовила проект реформы.
Как готовили проект реформы?
Процесс социальных и аграрных преобразований не был простым и однозначным процессом. В комиссию по подготовке реформы входили представители класса помещиков – заинтересованные, не нейтральные лица.
1857 г. - собрана новая группа для рассмотрения вопроса, летом представлен к рассмотрению первый проект:
- Ликвидация личной зависимости крестьян по истечении переходного периода в 10 лет;
- Земля продолжала принадлежать помещикам;
- Земельный надел предоставлялся крестьянину только за плату или при условии отработки барщины;
- Крестьяне со временем могли выкупить жилой дом, хозяйственные постройки.
1858 г. - новая программа реформы, более радикальная, в связи с крестьянскими волнениями:
- Крестьяне могли создать собственные органы самоуправления;
- Освобожденные крестьяне могли выкупить надел, который им сразу давали в постоянное пользование;
- Бывшие крепостные получали полную личную свободу;
- Устанавливалось переходное состояние.
1859-1860 гг. – попытки приостановить процесс реформаторства. Председателем комиссии стал граф В.Н.Панин – под его влиянием были увеличены повинности после освобождения, уменьшены наделы в пользу интересов дворян-землевладельцев.
Основные идеи:
Результаты:
Земская реформа: особенности проведения
Земство – орган местного самоуправления, работа которого основывалась на принципах самофинансирования, выборности членов, всесословности.
В январе 1864 года император Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях (разработка началась параллельно с проектом аграрной реформы). Изначально планировалось сделать земства частью системы административного управления, затем решили придать им функции органов самоуправления.
Реформа создала такую систему:
- Исполнительные органы: земские управы;
- Распорядительные органы: губернские и уездные земские собрания.
3 курии избирателей земских управ и собраний:
- Уездные землевладельцы;
- Городские жители;
- Выборные от сельских обществ.
- Ремонт дорог;
- Содержание тюрем;
- Организация разъездов для чиновников;
- Народное образование, строительство школ;
- Ведение статистики;
- Медицина на местном уровне, набор на работу врачей;
- Попечение местной торговли;
- Взимание налогов на местном уровне;
- Обеспечение продовольствием.
Первые три позиции считались обязательными, остальные – рекомендательные, не относились к обязательным задачам земств. Решения земств утверждал губернатор или министр внутренних дел.
Земства не могли вмешиваться в дела других органов самоуправления. Тут была проблема: нечеткость полномочий создавало проблемы и конфликты в отношениях между органами самоуправления.
В 1890 году, во время контрреформ, полномочия земств были существенно урезаны.
- Формирование земской медицины: до реформы медицина находилась, в основном, на уровне знахарства (если речь идет о провинции, деревнях). Создавались Общества врачей. Медицина стала обязательной частью социальной службы.
- Развитие земской школы – создание учебных заведений с 3-летним курсом, где все дети могли обучиться чтению, письму, арифметике. Также изучался Закон Божий, церковнославянский язык.
Судебная реформа
Результат:
- Судебная система стала эффективной, независимой;
- Искоренялась коррупция;
- Повышалась профессиональность лиц, имевших отношение к судебной системе;
- Появились Уставы: гражданского судопроизводства, о наказаниях, уголовного права и другие.
Реформа образовательной системы
В 1864 году началась реформа образования Российской империи. Целью были изменения в начальном, среднем и высшем образовании. В период 1863-1864 гг. приняты Уставы об университетах, гимназиях и прогимназиях, Положение о народных училищах.
Реформы начальной школы:
- Отказ от монополии церкви и государства на образовательную систему;
- Разрешено основание частных учебных заведений;
- Начальные школы представлены: частными и государственными заведениями, земскими, приходскими и воскресными школами.
Реформирование средней школы:
- Базовый элемент среднего образование – гимназии (реальные и классические). Первые готовили поступлению в технические учебные заведения, вторые – в ВУЗы гуманитарного профиля.
- Поступить в гимназию мог кто угодно, независимо от сословия.
- Срок обучения – 7 лет, позже – 8 лет.
- Появились женские гимназии.
Реформа высшего образования:
- Университеты получили автономию;
- За программу и другие моменты функционирования ВУЗа отвечали декан и совет профессоров;
- Женщины получили право получать высшее образование.
Результаты реформы:
- Образование стало доступным;
- Устранена монополия государства и церкви на систему образования;
- Упорядочена образовательная система.
Финансовая реформа
Комплекс мероприятий проводится на протяжении 60-х годов под руководством В.А. Татаринова. Цель – модернизация финансовой системы, приведение ее к капиталистическому типу.
- Создан Государственный банк и Главное выкупное учреждение;
- Введен принцип гласности – государственный бюджет публиковался;
- Созданы казначейства для администрирования доходов государства;
- На местах с 1865 года сформированы контрольные палаты;
- Введены акцизные марки по алкогольной и табачной продукции.
Результат:
- Борьба с коррупцией дала результаты;
- Повышение эффективности функционирования финансовой системы;
- Запланированная денежная реформа не была проведена до 90-х годов.
Военная реформа
Проводилась в 60-70-е годы с целью повышения эффективности армии. Длительность процесса преобразований вызвана зависимостью военной сферы от промышленности и транспортной системы.
После смерти Николая I русский престол занял его старший сын Александр II (1855-1881 гг.), вошедший в историю под именем Освободителя.
Неудача в Крымской войне вскрыла внутренние недостатки Российского государства.
Причины отмены крепостного права
- Крепостная система хозяйствования исчерпала свои возможности и тормозила экономическое развитие России.
- Экономика России развивалась экстенсивным путем за счет увеличения посевных площадей и усиления эксплуатации крестьян. Вместо того чтобы использовать передовую сельскохозяйственную технику и внедрять новые методы повышения урожайности, помещики увеличивали оброк и барщину.
- Крепостное право тормозило развитие промышленности из-за отсутствия рынка свободной рабочей силы. Неразвитость промышленности и транспортных путей в свою очередь подрывали обороноспособность России.
- Крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой и поднимали стихийные бунты.
- Крепостное право вредило международному авторитету России: западноевропейские державы смотрели на нее как на варварское отсталое государство, в котором существует рабство.
Отмена крепостного права повлекла за собой преобразования во всех областях государственной и общественной жизни.
Правительством был предусмотрен ряд мер по перестройке системы местного управления, судебной системы, армии, образования.
Помещики были обязаны наделить своих бывших крепостных приусадебной, пахотной и сенокосной землей в определенных размерах. Крестьяне должны были оплатить полученную от помещика землю деньгами, а за неимением денег — отработать ее стоимость в течение девяти лет, продолжая нести прежние повинности. Долг за землю был коллективным, т. е. с помещиком рассчитывался не крестьянин, а крестьянская община.
Фиксированная цена на землю установлена не была. Цену назначали сами помещики, что привело к завышению ее реальной стоимости в несколько раз. Всего крестьяне вместе с процентами выплатили государству около 2 млрд рублей, т. е. вчетверо больше того, сколько стоила переданная им земля.
До выплаты помещику денег крестьяне считались временнообязанными. Это означало, что вся земля еще считалась собственностью помещика и за пользование ею крестьяне несли повинности (барщину и оброк).
Все губернии делились на три полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную и степную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей.
На большей части территории страны сохранялась общинная форма землепользования. Общинная собственность на землю ограничивала предпринимательскую инициативу крестьян и тормозила экономическое развитие деревни.
Вместе с тем община создавала для крестьянина определенную социальную защищенность при разорении, в случае болезни или смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мере устойчивость русской общины.
В тех регионах, где до реформы не было общинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика, Сибирь и т. д.), устанавливался подворный порядок землевладения.
Для других категорий крестьян — удельных (принадлежавших царской фамилии), государственных и крепостных рабочих — отмена крепостничества имела свои особенности.
Удельные и государственные крестьяне получили практически всю землю, которой они пользовались до реформы и на более легких условиях, чем помещичьи крестьяне. Крепостные рабочие, главным образом на уральских заводах, получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был до реформы.
Земская реформа
В 1864 г. была проведена реформа местного самоуправления (земская реформа). Были введены выборные органы местного самоуправления — земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) органов. Выборы в земские распорядительные органы — собрания гласных (депутатов) — проводились на основе имущественного ценза.
Земства несли ответственность за народное образование, народное здравоохранение, своевременные поставки продовольствия, качество дорог, страхование, ветеринарную помощь и многое другое. Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями.
Городская реформа
Право избирать и быть избранным в городскую думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (преимущественно владельцы домов, торгово-промышленных предприятий, банков). Таким образом, основная масса городского населения была устранена от участия в городском самоуправлении.
Компетенция городского самоуправления была ограничена решением сугубо хозяйственных вопросов (благоустройство городов, устройство больниц, школ, попечение о развитии торговли, противопожарные меры, городское налогообложение).
Судебная реформа
Судебная реформа содержала совершенно новые принципы — полное отделение судебной власти от административной, публичность и гласность суда, независимость судей, адвокатура и состязательный порядок судопроизводства.
Сущность судебной реформы сводится к следующему: суд был устным и гласным; суды проходили без участия административной власти; основной формой судопроизводства был состязательный процесс. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды разбирали уголовные и гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 рублей. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата, Сенат. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные (с участием присяжных заседателей) дела. Судебные палаты рассматривали апелляции и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел.
В 1863 г. был принят закон, отменивший телесные наказания и клеймами по приговорам гражданских и военных судов.
От телесных наказаний освобождались женщины. Сохранялось наказание розгами для крестьян, ссыльных, каторжных и солдат.
Военная реформа
В 1864 г. было принято Положение о военно-окружных управлениях, на основании которого территория России была поделена на 13 военных округов во главе с командующим войсками военного округа. Были уничтожены военные поселения. Повысился уровень образования офицеров армии путем создания военных гимназий и юнкерских училищ. В 1874 г. была введена всеобщая и всесословная воинская повинность. Воинскому призыву подлежали все молодые люди, достигшие 21 года, а правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев. Призыву не подлежали единственный сын у родителей и единственный кормилец в семье. Взятые на службу числились в сухопутных войсках 15 лет (6 лет в строю и 9 лет в запасе), во флоте — 10 лет (7 лет действительной службы и 3 года в запасе).
Результатом реформы было создание небольшой армии мирного времени со значительным обученным резервом на случай войны.
В 60-е гг. ХХ в. по настоянию военного министерства были построены железные дороги к западным и южным границам России. В 70-х гг. ХХ в. завершилось техническое перевооружение армии.
Реформы в области просвещения
В 1863 г. был принят новый университетский устав, который предоставлял университетам широкую автономию: введение выборности ректора, деканов. Университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. В 1864 г. было принято Положение о начальных народных училищах. В 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении в них всех сословий. Получило развитие женское образование. В 60-х гг. Х²Х в. вместо закрытых женских учебных заведений стали организовывать открытые, с допущением девушек всех сословий. В 1870 г. было утверждено новое Положение о женских гимназиях. Потребность в высшем женском образовании привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе.
Реформы в области печати
Александр II оставил глубокий след в истории России. Ему удалось сделать то, за что не решались взяться другие самодержцы — освободить крестьян от крепостного гнета. Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Изменилась общественная структура общества, государство, право, социально-экономический строй. Значение реформ состояло в том, что они позволили вывести страну из глубокого экономического и политического кризиса и дали толчок ее капиталистическому развитию без серьезных потрясений и социальных катаклизмов.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест, отменивший крепостное право, и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. По этим документам крестьяне получали личную свободу без всякого выкупа. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на службу, менять и место жительства, переходить в другие сословия. Таким образом, крестьяне обретали общегражданские права и право юридического лица. Подробно определялись условия наделения крестьян землей и выкупа ими надела. -три года земля оставалась у помещиков, крестьяне несли прежние повинности. За этот срок мировые посредники, избранные из местных дворян, составляли "уставные грамоты" о выделении за выкуп земельных наделов, в размерах, установленных для данной губернии, и разрешали споры, возникавшие при этом между крестьянами и помещиками. До совершения выкупной сделки крестьян не считались "временнообязанными" и за пользование наделом выполняли обычные повинности перед помещиком, которые были зафиксированы в уставных грамотах. Еще одна особенность реформы - сохранение общины. Выкупная сделка заключалась с помещиком не лично крестьянином, а общиной.
Реформа не удовлетворила крестьян, ожидавших получения всей земли и без выкупа. В 1861-1863 гг. произошло свыше 2 тыс. крестьянских волнений. Отмена крепостного права явилась поворотным пунктом в истории России, давшим дорогу развитию в ней капитализма. Однако буржуазная по содержанию реформа была проведена прежде всего с учетом интересов помещиков и повела к сохранению глубоких крепостнических пережитков. Тем самым были предопределены сложность пореформенной буржуазной эволюции, нарастание и острота классовых конфликтов, высшей формой выражения которых стала революция 1905 г.
Отмена крепостного права обнаружила устарелость многих учреждений и правовых норм, возникла потребность в дальнейших преобразованиях.
В 1864 г. осуществлена земская реформа. Земства были всесословными выборными органами местного самоуправления.
В 1870 г. было введено в действие "Городовое положение" по ко- торому в городах выбирались городские думы. Дума создавала испол- нительный орган - городскую управу во главе с городским головой.
В 1864 г. началась судебная реформа. Новая судебная система основывалась на принципах буржуазного права : бессословности суда, независимости судей, состязательности сторон, гласности судопроизводства с правом освещения в печати.
Уроки Крымской войны требовали проведения военной реформы. В 1874 г. была отменена рекрутчина и введена всесословная воинская повинность для достигших 21 года. По жребию часть призывников служили в армии, часть - зачислялись в ополчение, т.е. в запас до 40 лет. Существовала система отсрочек и льгот. Например, для получивших образование срок службы значительно сокращался.
В 1864 г. были введены правила для печати, отменившие предварительную цензуру на большинство печатных изданий, за исключением массовой литературы для народа.
Реформы 1860-1870 гг. способствовали социально-экономическому развитию страны и преодолению отставания от буржуазных стран Европы, они способствовали формированию независимой от власти общественной жизни (особенно земская реформа), что явилось важным этапом на пути к становлению в России гражданского общества.
Но реформы явились непоследовательными и незавершенными. в аграрном секторе сохранялись пережитки крепостничества; аграрный вопрос нельзя было считать решенным. По-прежнему Россия оставалась самодержавной монархией, не имевшей конституции и всероссийского народного представительства (парламента).
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест, отменивший крепостное право, и Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. По этим документам крестьяне получали личную свободу без всякого выкупа. Они получили право распоряжаться своим имуществом, заниматься предпринимательской деятельностью, поступать на службу, менять и место жительства, переходить в другие сословия. Таким образом, крестьяне обретали общегражданские права и право юридического лица. Подробно определялись условия наделения крестьян землей и выкупа ими надела. -три года земля оставалась у помещиков, крестьяне несли прежние повинности. За этот срок мировые посредники, избранные из местных дворян, составляли "уставные грамоты" о выделении за выкуп земельных наделов, в размерах, установленных для данной губернии, и разрешали споры, возникавшие при этом между крестьянами и помещиками. До совершения выкупной сделки крестьян не считались "временнообязанными" и за пользование наделом выполняли обычные повинности перед помещиком, которые были зафиксированы в уставных грамотах. Еще одна особенность реформы - сохранение общины. Выкупная сделка заключалась с помещиком не лично крестьянином, а общиной.
Реформа не удовлетворила крестьян, ожидавших получения всей земли и без выкупа. В 1861-1863 гг. произошло свыше 2 тыс. крестьянских волнений. Отмена крепостного права явилась поворотным пунктом в истории России, давшим дорогу развитию в ней капитализма. Однако буржуазная по содержанию реформа была проведена прежде всего с учетом интересов помещиков и повела к сохранению глубоких крепостнических пережитков. Тем самым были предопределены сложность пореформенной буржуазной эволюции, нарастание и острота классовых конфликтов, высшей формой выражения которых стала революция 1905 г.
Отмена крепостного права обнаружила устарелость многих учреждений и правовых норм, возникла потребность в дальнейших преобразованиях.
В 1864 г. осуществлена земская реформа. Земства были всесословными выборными органами местного самоуправления.
В 1870 г. было введено в действие "Городовое положение" по ко- торому в городах выбирались городские думы. Дума создавала испол- нительный орган - городскую управу во главе с городским головой.
В 1864 г. началась судебная реформа. Новая судебная система основывалась на принципах буржуазного права : бессословности суда, независимости судей, состязательности сторон, гласности судопроизводства с правом освещения в печати.
Уроки Крымской войны требовали проведения военной реформы. В 1874 г. была отменена рекрутчина и введена всесословная воинская повинность для достигших 21 года. По жребию часть призывников служили в армии, часть - зачислялись в ополчение, т.е. в запас до 40 лет. Существовала система отсрочек и льгот. Например, для получивших образование срок службы значительно сокращался.
В 1864 г. были введены правила для печати, отменившие предварительную цензуру на большинство печатных изданий, за исключением массовой литературы для народа.
Реформы 1860-1870 гг. способствовали социально-экономическому развитию страны и преодолению отставания от буржуазных стран Европы, они способствовали формированию независимой от власти общественной жизни (особенно земская реформа), что явилось важным этапом на пути к становлению в России гражданского общества.
Но реформы явились непоследовательными и незавершенными. в аграрном секторе сохранялись пережитки крепостничества; аграрный вопрос нельзя было считать решенным. По-прежнему Россия оставалась самодержавной монархией, не имевшей конституции и всероссийского народного представительства (парламента).
В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.
Ленин Владимир Ильич
Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.
Основные причины реформирования России
Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:
- Поражение в Крымской войне.
- Нарастающее недовольство народа.
- Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
- Прогрессивное окружение императора.
Какие были проведены реформы
Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.
Финансовая реформа 1860 - 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.
Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.
Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.
Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.
Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.
Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.
Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.
Последствия реформ
Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:
- Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
- Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
- Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.
Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ
Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:
Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.
Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.
Читайте также: