Как клещ попал на дно кратко

Обновлено: 05.07.2024

В его характере преобладают отрицательные стороны, которые выражаются в его озлобленности и равнодушии. Ему чужды сочувствие и жалость. Он систематически унижал и бил жену, тем самым усугубляя ее болезнь. Соседи не раз пытались повлиять на поведение Клеща, но все тщетно. Он был уверен в своей правоте и не желал ни к кому прислушиваться.

Клещ лелеял надежду на возвращение к достойной жизни, которая сводилась к усердному труду, ведь он с ранних лет он привык к тяжелой работе. Он презрительно относится к лентяям, бездельникам и ворам. Занимаясь изготовлением металлических изделий, он верил, что сможет дорого их продать и в скором времени найдет работу.

Ко всем обитателям ночлежки он относится как к отбросам общества, не желающим что – либо предпринять для того, чтобы улучшить свое положение и подняться со дна. Клещ осуждает их и это становится поводом для постоянных ссор. Умирающая жена, выпрашивающая внимания стала ему в тягость. Он постоянно отмахивается от нее и раздражается, отказывая даже в самых маленьких просьбах. Клещ не проявлял по отношению к ней ни малейшей заботы, его заботило лишь собственное здоровье.

Даже смерть Анны стала для него в первую очередь материальной проблемой, ведь на похороны придется потратиться, продав свой набор инструментов. С уходом жены он почувствовал облегчение, ведь теперь он был свободен от этого бремени.

В конце пьесы он перестает предпринимать попытки изменить свое финансовое положение и осознает, что его мечты о возвращении к счастливой жизни никогда не сбудутся и ему остается лишь смириться с этим. Он проводит время, распивая водку в компании Сатина, рассуждая о том, что его труд как и он никому в этом мире не нужны. Напившись, он любил вспоминать свою прошлую жизнь. Он начинает жить жизнью тех, кого так яростно осуждал и ненавидел за их безделье, пьянство и никчемность.

Другие темы: ← Данко и Ларра сравнительная характеристика↑ ГорькийНастя в произведении На дне →

Особенность образа

Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.

В ночлежке, принадлежащей Костылеву, обитают люди, которых можно назвать не иначе как отбросы общества: пьяницы, карточные шулеры, воры всех мастей, проститутки и даже убийцы. Некоторые из них еще живут надеждой на лучшее, а другие совсем опускают руки и не желают бороться за свое место под солнцем и живут по волчьим законам. Поэтому там и происходят постоянные склоки и драки.

Один из них, Васька Пепел — вор, влюбленный в Наташу, сестру супруги Костылева Василису, Сатин — картежный шулер и приверженец истины, считающий, что человека надо уважать, а не жалеть, старик Лука – добрый странник, который каждому сострадает и находит нужные слова для утешения, даже если это вынужденная ложь. Барон – обедневший дворянин, промотавший все свое состояние, и Клещ — безработный рабочий-слесарь с женой Анной. Вот о нем дальше, собственно, и пойдет речь.

Клещ и работа

Труд должен, по мнению классика, приносить удовлетворение. Клещ занят изготовлением каких-то железных деталей. Он верит, что им найдется хозяин. Слесарь сможет вернуться к нормальному существованию, покинуть ночлежку. Но в это верит только он один. Зритель и читатель чувствуют, что Клещу здесь место — на дне, в темном подвале. Он не сможет больше причинить вреда и горя, которое доставил жене, доброй слабой характером Анне. Клещ будет бездельничать, пить, драться вместе с другими постояльцами.

Клещ держит в руках ключи, и рядом с наковальней лежит связка ключей. Классик не зря дает ему в руки именно ключи. Какие двери мог бы открыть слесарь, скольким людям помочь? Вопрос становится философским. Не всякий труд, оказывается, способен изменить человека. Клещ закрылся на замок от всех и стал ненужным, жестоким и злым.

Еще один предмет, который находится рядом с персонажем – самовар. Символ русского добродушия исковеркан и разбит. Так и Андрей Митрич. Он не стал тем, кто объединил бы вокруг себя, создал артель, а тот, кто разбивает и разрушает. Созидательный характер труда исчезает.

Клещ и жена

Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.

Краткое содержание

Действие горьковской пьесы происходит в костылевской ночлежке. Содержат её сам господин Костылев и его жена Василиса. Этот заброшенный дом находится на пустыре. В нём проживают бедняки, которых судьба выбросила из жизни, и теперь они бедствуют. Каждый из обитателей ночлежки имеет своё прошлое, в котором они не смогли сберечь то, что имели, но вот только будущего у них нет.


В ночлежке царит уныние и жестокость. Василиса бьёт свою сестру Наталью из-за того, что она нравится Ваське Пеплу. А ведь этот вор был её любовником. Их дядя, зная о побоях Василисы, ничего не хочет менять. Он полицейский, но зная, что Костылевы покупают у Васьки всё, что он ворует, спокойно к этому относится и ничего не предпринимает.

Старец Лука рассказывает Актёру о том, что существует бесплатная клиника для алкоголиков, но когда тот узнаёт, что это неправда, то в конце пьесы вешается на пустыре. Наталью он уговаривает выйти замуж за Ваську, а больной Анне обещает райскую жизнь после смерти. Ложь Луки приводит к тому, что однажды Васька Пепел дерётся с Костылевым и убивает его.

В этой драке Наталья оказывается изувеченной, попадает в больницу, а затем и вовсе исчезает. Василиса и Васька оказываются в тюрьме, а Лука сразу же после этой истории тоже пропадает.

Клещ и ночлежка

Гениальный классик не стал идеализировать человека, владеющего мастерством. Он, наоборот, показывает, как можно очерствить душу. Суровая реальность отбирает у таких людей мечты, лишает их будущего.

В итоге, слесарь встает на одну ступень с Сатином. Он пьет и рассуждает как Актер о своей ненужности в этом мире. Постепенно Клещ забудет о ремесле, как Бубнов будет смеяться над другими.

Вариант 2

Клещу, по описанию, пятьдесят лет, он нигде не работает, по профессии — слесарь, он мало с кем общается и сторонится людей. Автор сразу отмечает отрицательные качества главного героя: ненависть к близким людям (прежде всего к жене), грубость, хамство. Клещу также не присуще милосердие, человечно, он не умеет сострадать людям и жалеть их, герой даже не пытается помочь другим в беде.

В тяжелом положении Анны виноват только ее муж. Клещ постоянно унижал и бил женщину, что и привело к тяжелой болезни. Главный герой не думает о своей супруги, желает ее скорейшей смерти.

Клещ любит мечтать, он постоянно думает о своей идеальной жизни, которая должна включать в себя труд (это дает ему надежду найти снова работу). Главный герой считает себя умнее и лучше всех в ночлежке, не считается с другими жителями, ведь они ничего не делают для осуществления своих желаний, а он сам — изготавливает различные детали, которые никак не продаются. Это означает, что он подобно другим не так уж и сильно хочет изменить свое социальное и материальное положение.

Также можно сделать вывод, что Клещ — конфликтная личность. Он часто спорит с другими членами ночлежки из-за разных взглядов. Его отношение к Анне — ужасно, он лишь упрекает жену в нытье, не желая помочь ей побороть болезнь, не помогает ей выходить на улицу, наоборот, редко навещает ее, боясь заболеть. Его безразличие к близкому человеку осуждает Лука, но Клещ не обращает на это внимание, он полностью зациклен на себе, своих заботах. После смерти жены главного героя заботят лишь затраты на похороны, это показывает его черствость и злобу.

В самом конце пьесы Клещ меняет свое мнение, он больше не желает новой жизни, герой смирился со своим положением, а значит стал таким же, как и другие жители ночлежки. Теперь для него идеал — пить с Сатином и осуждать трудящихся людей. Он меняет свои убеждения, сдается и остается на низшей ступени.

В образе Клеща читатель видит человека без веры и надежды в хорошее, что приводит к деградации личности, к уничтожению духовности и нравственных ценностей.

Сочинение про Андрея Клеща

Андрей Дмитриевич Клещ – это один из второстепенных персонажей произведения Максима Горького, образца классической русской литературы, пьесы под названием “На дне”.

Ему 40 лет, трудится слесарем за гроши. Андрей с детства приучен к тяжёлой работе, он чрезвычайно горд собой и презирает лентяев, бездельников и воров, считает их поступки и образ существования низменными и бестолковыми. Он осуждает и не понимает людей, которые его окружают. В начале пьесы мужчина искренне верит, что только благодаря упорному и честному труду можно добиться высокого материального положения и достойного уровня жизни, его самое заветное желание – вырваться из беспросветной нищеты любой ценой, ради своей цели слесарь готов на всё. Но, Клещ меняет свои убеждения, когда теряет работу и его стремление к лучшей жизни не увенчивается ожидаемым им успехом, мужчина теряет веру в себя и справедливость.

У Андрея есть жена Анна, она болеет чахоткой. Супруги очень бедны, одеваются в лохмотья, не могут позволить себе даже необходимые материальные блага и живут в ночлежке для нищих, владельцами которой является семья Костылёвых. Клещ и Анна находятся там уже полгода, среди обитателей данного заведения его моральные ценности резко меняются. Андрей Дмитриевич имеет необычайно чёрствый характер, он регулярно избивает больную жену, груб с ней и даже жесток, она его раздражает, никакого сострадания и каких-либо тёплых чувств мужчина к Анне не испытывает. Постояльцы ночлежки множество раз взывали к его совести и человечности, они считают его злым и именно Клеща обвиняют в недуге Анны, ведь он её поколачивал и уничтожал морально.

Когда супруга умирает в расцвете лет, единственное, что его волнует – это затраты на предстоящие похороны. У него осталось всего лишь 40 копеек, поэтому Клещу приходится продать свой набор инструментов. Далее он продолжает жить в ночлежке, потому что потерял даже тот скудный заработок, который имел. Клещ больше не предпринимает попыток улучшить своё материальное положение и начинает пить. Он смирился с ничтожностью своего существования и бездельничает вместе с остальными жильцами ночлежки.

Клещ – один из второстепенных героев произведения. В ночлежке он обитает с женой около шести месяцев. Работает персонаж слесарем, женат на Анне, которой исполнилось тридцать лет. Несмотря на то, что Андрей Дмитриевич Клещ человек трудолюбивый, его не уважают и презирают. Но в силу потери своей работы, персонаж и стал постоянным жильцом ночлежки.

Клещ не хочет сдаваться, он ожидает смерти жены, чтобы выбраться из этого места. На дне оказались супруги из-за него, но постоянно истязает жену именно он. Анна терпит характер мужа, побои, это привело к развитию у нее чахотки. Она с каждым днем все ближе к смерти. Другие жители побуждают Клеща быть с ней помягче, но он непоколебим.

Когда Анна умирает, на руках у Клеща лишь 40 копеек на оплату похорон. Человек, всю жизнь истязавший свою жену продает инструменты, чтобы хватило средств на человеческие похороны. Это становится причиной его обиды на весь мир. Средств на существование нет, инструментов для поиска работы нет. Так Клещ и продолжает жить в ночлежке, не в силах изменить ход своей судьбы.

В конце Андрей Дмитриевич Клещ привыкает к той жизни. Он уже не сопротивляется. Люди в ночлежке вдруг становятся для него не менее человечными, чем все остальные. Так и живет он до конца своей жизни.

Разными путями попали в ночлежку герои пьесы, теперь же у них одна судьба, страшная и неотвратимая.
В страшных, нечеловеческих условиях собрались самые разные люди, выброшенные в силу различных обстоятельств из нормальной, человеческой жизни. Это и рабочий Клещ, и вор Пепел, и бывший Актер, и торговка пельменями Квашня, и девица Настя, и картузник Бубнов, и Сатин - все "бывшие люди".
У каждого из них своя драматическая история, но общая участь у всех одна - настоящее у постояльцев ночлежки ужасно, будущего у них нет. Для большинства ночлежников все лучшее в прошлом.

Сатин попал на "дно" после того, как отсидел в тюрьме за убийство.

Барон разорился. Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке.

Клещ потерял работу, хотя "честный труженик", "с малых лет работал".

Бубнов ушёл из дома "от греха подальше", чтобы не убить жену и её любовника, лишился "своего заведения" и оказался в ночлежке, хотя сам признаётся, что "ленив", да ещё и запойный пьяница, "пропил бы мастерскую" .

Актёр когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, но не был на первых ролях (говорит, что играл в "Гамлете" могильщика) , жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, "пропил душу".

Слаб душою. Клещ сопротивляется - результат тот же.

Судьба Пепла предопределена уже при рождении: "Я - сызмальства: вор". "Воров сын". Другой дороги нет .

Барон.
Каждый этап его жизни отмечен определённым костюмом.
Эти переодевания символизируют постепенное снижение социального статуса.

В его характере преобладают отрицательные стороны, которые выражаются в его озлобленности и равнодушии. Ему чужды сочувствие и жалость. Он систематически унижал и бил жену, тем самым усугубляя ее болезнь. Соседи не раз пытались повлиять на поведение Клеща, но все тщетно. Он был уверен в своей правоте и не желал ни к кому прислушиваться.

Клещ лелеял надежду на возвращение к достойной жизни, которая сводилась к усердному труду, ведь он с ранних лет он привык к тяжелой работе. Он презрительно относится к лентяям, бездельникам и ворам. Занимаясь изготовлением металлических изделий, он верил, что сможет дорого их продать и в скором времени найдет работу.

Ко всем обитателям ночлежки он относится как к отбросам общества, не желающим что – либо предпринять для того, чтобы улучшить свое положение и подняться со дна. Клещ осуждает их и это становится поводом для постоянных ссор. Умирающая жена, выпрашивающая внимания стала ему в тягость. Он постоянно отмахивается от нее и раздражается, отказывая даже в самых маленьких просьбах. Клещ не проявлял по отношению к ней ни малейшей заботы, его заботило лишь собственное здоровье.

Даже смерть Анны стала для него в первую очередь материальной проблемой, ведь на похороны придется потратиться, продав свой набор инструментов. С уходом жены он почувствовал облегчение, ведь теперь он был свободен от этого бремени.

В конце пьесы он перестает предпринимать попытки изменить свое финансовое положение и осознает, что его мечты о возвращении к счастливой жизни никогда не сбудутся и ему остается лишь смириться с этим. Он проводит время, распивая водку в компании Сатина, рассуждая о том, что его труд как и он никому в этом мире не нужны. Напившись, он любил вспоминать свою прошлую жизнь. Он начинает жить жизнью тех, кого так яростно осуждал и ненавидел за их безделье, пьянство и никчемность.

История создания


В центре сюжета горьковского произведения оказались жители ночлежки, которые вели нищенский образ жизни. Он и предопределил название пьесы, хотя автор долгое время сомневался в том, как назвать своё литературное сочинение. Так, было несколько первоначальных названий:

Такова предыстория создания этого произведения. Также известно, что в 1902 году состоялась и театральная постановка этой пьесы, где одного из героев сыграл Станиславский, который был ещё и режиссёром. Через два года пьеса уже не только была популярной, но и получила Грибоедовскую премию.


Сочинение про Клеща

Это мужчина среднего возраста. Он работает слесарем, но в последнее время работы практически нет, поэтому он находится всегда дома. У него нет друзей, а все, потому что общаться ему ни с кем не хочется. А все, потому что он их просто ненавидит и старается показать это сразу же. И даже если у человека случилось какое-нибудь горе, он все равно выражает ненависть ко всему, что он делает или что хочет сделать.

Если он оказывал больше времени своей жене и заботился о ней, то может быть, ничего такого бы с ней не случилось. А теперь уже поздно что-то решать или что-то менять. Да и что-то менять ему уже не хочется, ведь жизнь ему и такая нравится. Кроме этого бывали моменты, когда жене очень сильно попадало от него, и он даже несколько раз поднимал на нее руку, но жена очень сильно его любила и поэтому все ему прощала.

Часто он вспоминает о том, как он обустраивает свою личную жизнь, а также ему хочется отыскать хорошую и высокооплачиваемую работу. В свободное время он изготавливает из различного материала интересные вещи, которые потом использует в быту. Он уверен в том, что кроме него эти вещи понравятся и другим людям, и они смогут их купить по выгодной и дорогой цене. Он даже не может общаться со своими соседями и постоянно с ними ругается. Он открыто им говорит, что в нашем обществе им совсем не место. Также он считает, что все люди живут на дне и никак не могут и даже и не хотят что-то менять в своей жизни.

И хотя соседи с ним не согласны и даже ненавидят его, но ничего не могут сделать для того чтобы от него избавиться. Больше всего на свете ему хочется поскорее избавиться от своей жены, которая мешает ему двигаться дальше и вершить суд над остальными людьми. Ей хочется напоследок как можно больше оставаться со своим любимым, а вот ему этого совсем не хочется и поэтому он старается разными способами от этого избавиться. Часто жена просит его открыть окно для того чтобы проветрить комнату, а вот Клещ боится что от этого он может простудиться и поэтому не выполняет просьбы жены. Кроме этого он не знает где брать деньги на похороны жены, а ведь свои деньги ему не хочется тратить.

В конце произведения он наконец-то понимает, что все его мечты, которые находятся у него в голове никогда не сбудутся. И ему приходится смириться с такой жизнью.

Одним из женских персонажей произведения, повествующих о событиях начала двадцатого века, является Антонина Александровна Громеко, представляющая собой первую жену главного героя романа Живаго Юрия Андреевича.

Прошлой зимой мне повезло побывать в горах. Сразу могу сказать, что впечатления мною получены непередаваемые. Теперь я очень люблю горы и хочу попасть на них непременно.

  • Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова
    Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени

Краткое содержание

Действие горьковской пьесы происходит в костылевской ночлежке. Содержат её сам господин Костылев и его жена Василиса. Этот заброшенный дом находится на пустыре. В нём проживают бедняки, которых судьба выбросила из жизни, и теперь они бедствуют. Каждый из обитателей ночлежки имеет своё прошлое, в котором они не смогли сберечь то, что имели, но вот только будущего у них нет.

В ночлежке царит уныние и жестокость. Василиса бьёт свою сестру Наталью из-за того, что она нравится Ваське Пеплу. А ведь этот вор был её любовником. Их дядя, зная о побоях Василисы, ничего не хочет менять. Он полицейский, но зная, что Костылевы покупают у Васьки всё, что он ворует, спокойно к этому относится и ничего не предпринимает.

Старец Лука рассказывает Актёру о том, что существует бесплатная клиника для алкоголиков, но когда тот узнаёт, что это неправда, то в конце пьесы вешается на пустыре. Наталью он уговаривает выйти замуж за Ваську, а больной Анне обещает райскую жизнь после смерти. Ложь Луки приводит к тому, что однажды Васька Пепел дерётся с Костылевым и убивает его.

В этой драке Наталья оказывается изувеченной, попадает в больницу, а затем и вовсе исчезает. Василиса и Васька оказываются в тюрьме, а Лука сразу же после этой истории тоже пропадает.

Действующие лица

В ночлежке, принадлежащей Костылевым, живут люди, которые не нужны обществу. В основном это воры, шулеры, алкоголики и девушки лёгкого поведения. Вот действующие лица пьесы:

  • Костылев.
  • Василиса Костылева, хозяйка ночлежки.
  • Васька Пепел, вор.
  • Наталья, сестра Василисы.
  • Медведев, полицейский.
  • Барон, бывший чиновник.
  • Сатин, шулер.
  • Клещ, слесарь.
  • Анна, жена слесаря.
  • Актёр.
  • Старик Лука.
  • Квашня.

Но у каждого из них есть мечта изменить жизнь. Некоторые стараются что-то для этого сделать, а другие же, попав в эту ночлежку, куда даже не проникают солнечные лучи, просто опускают руки. Поэтому возникает так много конфликтов.

Характеристика героя

Если внимательно изучить произведение, то становится понятно, что этот человек не только имеет профессию, но и много работает. В ночлежке он находится всего лишь несколько месяцев, а в прошлом он слесарил, хотя и не жил богато. Но после того как его жена Анна заболела, им пришлось совсем туго, поэтому-то они и оказались в ночлежке.

Но Андрей Митрич и сам виноват в болезни жены, так как он её постоянно избивал, не жалел. Кажется, что он ненавидит всех вокруг. Характер этого героя, его реплики указывают на то, что он замкнутый человек. Говорит он мало и постоянно зол. Поэтому и отношение к нему отрицательное у всех обитателей ночлежки. Его либо сторонятся, либо осуждают.

В описании этого героя, в его речи можно увидеть, что Клещ ставит себя выше остальных, так как он человек, который умеет работать, и у него всегда есть чем заняться. Как постоянно говорит Андрей Митрич, он вылезет из ночлежки, и если надо будет кожу содрать, то сдерёт, но всё-таки выберется. Но после смерти Анны он привыкает к этой жизни, начинает пить и перестаёт работать. Будущего у него нет.

Отношения с женой

Когда уже больная Анна просит его открыть дверь, чтобы вдохнуть глоток свежего воздуха, он не делает этого, так как боится сам простудиться, а вот о здоровье Анны он совсем не заботится. Кажется, что Анна ему просто в тягость, ведь она не видела от него ни любви, ни ласки, а лишь только грубость и жестокость.

Сам Клещ говорит о том, что его жизнь изменится, когда больная жена умрет, но при этом он ей даже лекарств не покупает, не приглашает врачей и не заботится о ней. Он думает, что найдёт себе работу и будет хорошо жить.

Но всё получается не так. Чтобы похоронить жену, Клещ вынужден продать весь свой инструмент. Он остается совсем один, потеряв всё то, что ему было нужно и что он не ценил, поэтому у него нет сил, чтобы дальше работать и стремиться к чему-то.

Популярные сочинения

Особенности образа

Автор также показывает читателю, чем постоянно занимается Клещ — изготовлением каких-то железных деталей. Он надеется, что когда-нибудь сможет их продать. Анализ образа этого героя позволяет понять, что Горький специально вводит предметы, которые хорошо характеризуют Андрея Митрича:

Рядом с его наковальней всегда лежат ключи, которые он иногда берёт в руки. Но зачем они ему? Какие двери он может ими открыть? Максим Горький показывает связку ключей рядом со своим героем. Так, слесарь мог бы найти работу, помогая людям, но он закрылся от всех на замок, поэтому эти ключи могут быть от его чёрствой души, и теперь они уже никому не нужны.

Постепенно он начинает рассуждать о своей ненужности в мире и понимает, что он не выше тех, кто находится в ночлежке. Обладая мастерством, он не смог выдержать реальную жизнь, поэтому и будущее его беспросветно.

Вариант 2

Клещу, по описанию, пятьдесят лет, он нигде не работает, по профессии — слесарь, он мало с кем общается и сторонится людей. Автор сразу отмечает отрицательные качества главного героя: ненависть к близким людям (прежде всего к жене), грубость, хамство. Клещу также не присуще милосердие, человечно, он не умеет сострадать людям и жалеть их, герой даже не пытается помочь другим в беде.

В тяжелом положении Анны виноват только ее муж. Клещ постоянно унижал и бил женщину, что и привело к тяжелой болезни. Главный герой не думает о своей супруги, желает ее скорейшей смерти.

Клещ любит мечтать, он постоянно думает о своей идеальной жизни, которая должна включать в себя труд (это дает ему надежду найти снова работу). Главный герой считает себя умнее и лучше всех в ночлежке, не считается с другими жителями, ведь они ничего не делают для осуществления своих желаний, а он сам — изготавливает различные детали, которые никак не продаются. Это означает, что он подобно другим не так уж и сильно хочет изменить свое социальное и материальное положение.

Также можно сделать вывод, что Клещ — конфликтная личность. Он часто спорит с другими членами ночлежки из-за разных взглядов. Его отношение к Анне — ужасно, он лишь упрекает жену в нытье, не желая помочь ей побороть болезнь, не помогает ей выходить на улицу, наоборот, редко навещает ее, боясь заболеть. Его безразличие к близкому человеку осуждает Лука, но Клещ не обращает на это внимание, он полностью зациклен на себе, своих заботах. После смерти жены главного героя заботят лишь затраты на похороны, это показывает его черствость и злобу.

В самом конце пьесы Клещ меняет свое мнение, он больше не желает новой жизни, герой смирился со своим положением, а значит стал таким же, как и другие жители ночлежки. Теперь для него идеал — пить с Сатином и осуждать трудящихся людей. Он меняет свои убеждения, сдается и остается на низшей ступени.

В образе Клеща читатель видит человека без веры и надежды в хорошее, что приводит к деградации личности, к уничтожению духовности и нравственных ценностей.



Клещ является одним из второстепенных героев знаменитой пьесы Горького "На дне".

В этой статье представлена цитатная характеристика Клеща в пьесе "На дне" Горького: образ, описание персонажа.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы

Клещ в пьесе "На дне" Горького: образ, характеристика, описание


Клещ является одним из жителем ночлежки для бедных, которую содержит господин Костылев и его семья. Клещ с женой Анной уже полгода живут в этой ночлежке:

". перед наковальней – сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его – две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковерканный самовар из жести, молоток, подпилки."

Анна всю жизнь терпит побои и обиды со стороны Клеща. По ее словам, муж виноват в том, что она "зачахла", заболела:

"Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства… никто тебя не любит, не уважает…" (Костылев)

Клещ - трудолюбивый человек, работающий с малых лет. Он презирает воров и шулеров (в частности Пепла, Сатина и др.), за то, что те зарабатывают деньги нечестным путем:

"Эти? Какие они люди? Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… я с малых лет работаю… "

Клещ мечтает вырваться из нищеты и жить в лучших условиях, но ему это никак не удается. Судя по всему, он не может смириться со своей жизнью в ночлежке:


В конце концов Анна умирает от своей болезни. У Клеща в это время оказывается только 40 копеек на похороны. Чтобы похоронить жену, он продает свои слесарные инструменты, благодаря которым он зарабатывал на жизнь:

После смерти жены Клещ продолжает жить в ночлежке. Без своих инструментов он не может работать. Это очень печалит его. Он злится на судьбу и жалуется на то, что у него нет ни работы, ни сил, ни пристанища:

"Клещ (вдруг снова вскакивает, как обожженный, и кричит). Какая – правда? Где – правда? (Треплет руками лохмотья на себе.) Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда! Пристанища… пристанища нету! Издыхать надо… вот она, правда! Дьявол! На… на что мне она – правда? Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я виноват. За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда. "

"Как же. Надо жить… (Громко.) Пристанище надо… ну? Нет пристанища… ничего нет! Один человек… один, весь тут… Помощи нет…"

Клещ (выпив, отходит в угол к нарам). Ничего… Везде – люди… Сначала – не видишь этого… потом – поглядишь, окажется, все люди… ничего!"

Таков цитатный образ Клеща в пьесе "На дне" Горького: характеристика, описание персонажа.

Читайте также: