Как классифицируется автомобильный транспорт по назначению кратко

Обновлено: 02.07.2024

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы. К грузовому - грузовые бортовые автомобили, фургоны, самосвалы, тягачи, прицепы и полуприцепы, включая специализированные АТС, предназначенные для перевозки конкретного вида специальных грузов. К специальным АТС относится подвижной состав, оборудованный и предназначенный для выполнения особых, преимущественно нетранспортных работ, не связанных с перевозкой грузов общего характера (в т. ч. пожарные, коммунальные, мастерские, краны, топливозаправщики, эвакуаторы и т. д.).

В настоящее время для автотранспорта введена новая международная классификация и обозначения, принятые в международных правилах, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств. Правила ЕЭК ООН и др.).

Классификация автомобилей появилась как следствие стремительно расширяющегося автопарка и появления все новых типов автотранспортных средств. Чтобы автолюбители могли быстро получить представление о каком-либо автомобиле, были созданы системы, позволившие унифицировать все машины и разделить их на основные типы по назначению, габаритам, типу кузова, объему двигателя и другим признакам.

Существуют различные типы автомашин

Существуют различные типы автомашин

Одна из наиболее общепринятых — классификация машин по назначению.

Типы автотранспорта

Все автотранспортные средства подразделяются на следующие типы:

  • легковые;
  • грузовые;
  • грузопассажирские;
  • автобусы;
  • спецтранспорт.

Рассмотрим подробнее каждый тип авто.

Виды автотранспортных средств

Виды автотранспортных средств

Легковые машины

В числе легковых автомобилей — машины, перевозящие пассажиров (до 8 человек) или негабаритные грузы, а также спецавтомобили (буксировщики и пр.). Внутри этой категории также существует классификация по типу кузова, его габаритам, объему и мощности мотора и другим параметрам. Наиболее часто для определения типа легкового авто используют европейскую систему.

В основу европейской классификации положено разделение машин по габаритам. Все автотранспортные средства получают буквенное обозначение.

Видео о классах машин:

Еще одна популярная классификация легковушек — по типу кузова.

Видео о различных типах кузова:

Грузовые машины

Различают три основные группы грузовых машин:

  1. Бортовые — к ним относятся грузовые фургоны.
  2. Специализированные — самосвалы, рефрижераторы, балластные и седельные тягачи, контейнеровозы.
  3. Автоцистерны.

Помимо этого, классификация грузовых авто выполняется по типу кузова, грузоподъемности, количеству осей и т.д.

  • По типу кузова грузовые машины делятся на закрытые и открытые, тентованные, бортовые, самосвалы, изотермические фургоны, краны, микроавтобусы, лесовозы, контейнеры, седельные тягачи и пр.
  • Разделение грузовых авто по количеству осей выделяет 2-х, 3-х, 4-х и 5-осные модели. Количество осей в некоторых случаях может превышать 5 штук.
  • По типу мотора грузовики делятся на дизельные и бензиновые.
  • По грузоподъемности различают малые грузовики, средние, большие, грузоподъемностью 1,5-16 тонн и от 16 тонн.

Грузовой автомобиль с цистерной

Грузовой автомобиль с цистерной

Грузопассажирский транспорт

К ним относят автомобили, сконструированные:

Минивэн — сочетание небольшого автобуса и легковушки. Основные приметы: короткий капот, просторный пассажирский отсек с тремя рядами сидений и высокие потолки.

Микроавтобус — транспорт для перевозки 8 и более пассажиров. Длина кузова обычно не превышает 5 метров.

Пикап — симбиоз легковушек и грузовых автомобилей. Полный привод, повышенная проходимость и возможность транспортировки крупных грузов делают эти машины незаменимыми для фермерских, лесных и других хозяйств.

Пример пикапа

Автобусы

Автопарк автобусов насчитывает самые разнообразные модели, которые создавались с учетом особенностей эксплуатации. Есть автобусы туристические, школьные, пригородные, междугородные, двухуровневые и одноуровневые городские, автобусы для перевозки пассажиров в аэропортах, перронные и другие.

Двухэтажный автобус

Спецтранспорт

К этой категории автомобилей относятся автокраны, автолавки, строительная техника, гоночные машины, амфибии. Также в эту группу входят машины скорой помощи, бронированная автотехника, катафалки, агрегаты для уборочных работ и т.д.

Специальный транспорт

В различных странах действуют свои системы классификации.

По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях

  • Дорожный (обычной проходимости) — предназначенный для работы по дорогам общей сети
  • Повышенной проходимости — для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.

По общему числу колёс и числу ведущих колёс

Условно обозначают формулой, где первая цифра — число колёс автомобиля, а вторая — число ведущих колёс, при этом каждое из сдвоенных ведущих колёс считается за одно колесо.

  • 4х2 — двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130) — двухосный автомобиль с обеими ведущими осями
  • 6х6 — трёхосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131)
  • 6х4 — трёхосный автомобиль с двумя ведущими осями (КАМАЗ 5320)

По числу осей

  • 2-x осные
  • 3-x осные
  • 4-x осные
  • 6-и осные

По составу

По типу двигателя

  • по способу преобразования тепловой энергии в механическую(внутреннего сгорания, с внешним подводом теплоты)
  • по способу осуществления рабочего цикла (четырёхтактные с наддувом и без наддува, двухтактные с наддувом и без наддува)
  • по способу воспламенения рабочей смеси(С искровым зажиганием, с воспламенением от сжатия, с воспламенением газового топлива от небольшой дозы дизельного топлива воспламеняющегося от сжатия, с форкамерно-факельным зажиганием)
  • По роду используемого топлива(лёгкие жидкие топлива нефтяного происхождения (бензин, керосин), тяжёлые жидкие топлива нефтяного происхождения (мазут, соляровое масло, дизельное топливо), газовое топливо (природный газ, сжиженный газ нефтяного происхождения, биогаз), альтернативные топлива (спирты, водород, органические масла))
  • по конструкции (поршневые тронковые, поршневые крейцкопфные, поршневые траверсные, поршневые барабанные, поршневые бесшатунные, роторно-поршневые, газотурбинные и др.)
  • по способу регулирования в зависимости от нагрузки (с количественным регулированием, с качественным регулированием, со смешанным регулированием)
  • по способу охлаждения (жидкостного и воздушного охлаждения)
  • Газотурбинные двигатели
  • Силовые агрегаты со свободно-поршневым генератором газа

По принадлежности

  • Гражданские
    • Личный автомобиль
    • Государственный автомобиль
    • Коммерческий автомобиль

    По типу шасси

    • Колёсные
    • Гусеничные
    • Смешанное или комбинированное

    По параметрам пробега

    • Новые автомобили
    • Автомобили с пробегом

    См. также

    Ссылки

    Примечания

    • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
    • Добавить иллюстрации.

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Классификация автомобилей" в других словарях:

    Классификация — У этого термина существуют и другие значения, см. Классификация (значения). Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авт … Википедия

    Классификация легковых автомобилей по размеру — Классификация легковых автомобилей и грузопассажирских на их базе. Существует несколько систем классификации легковых автомобилей. Содержание 1 СССР, Россия и частично СНГ 2 Европа … Википедия

    классификация масел — – существует несколько систем классификации масел: • по вязкостно температурным свойствам – в настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE; • по… … Автомобильный словарь

    Классификация компьютерных и видеоигр — Компьютерные игры в основном классифицируются по жанрам, а также по количеству игроков. Вследствие того, что критерии принадлежности игры к тому или иному жанру не определены однозначно, классификация компьютерных игр недостаточно… … Википедия

    Европейская классификация легковых автомобилей — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/8 декабря 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия

    Прокат автомобилей — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Производители автомобилей — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    Производитель автомобилей — Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавл … Википедия

    В настоящее время принята следующая классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируются по назначению, дорожным регламентациям и конструктивным признакам (см. рис.3.1)

    По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на: транспортный и специальный.

    Транспортные средства предназначены для перевозки грузов и пассажиров и делятся на грузовые и пассажирские, на специальных средствах монтируются различные установки.

    К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы;

    к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы;

    к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные, санитарные, строительные, уборочные и пр.)

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.

    Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы, и используется для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.


    Рис. 3.1 Подвижной состав автомобильного транспорта

    К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и пр.).

    По конструктивным признакам автомобильные транспортные средства разделяются на автомобили, тягачи и прицепной подвижной состав.

    Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, грузоподъемности (грузовые), вместимости (пассажирские).

    К прицепному составу относят прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов (тяжеловозы, санные и пр.)

    По роду потребляемого топлива автомобили разделяют на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные; по типу двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили, паровые и газотурбинные автомобили.

    По признаку проходимости автомобили подразделяются на дорожные автомобили (ограниченной проходимости), предназначенные для работы в основном по благоустроенным дорогам, автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых условиях и по бездорожью.

    Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя (устройства для превращения энергии двигателя в работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению транспортных средств) разделяются на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии, автомобили на воздушной подушке.

    Для колесных автомобилей число осей принято обозначать колесной формулой, в которой первая цифра показывает общее число осей в автомобиле, а вторая – число ведущих, например 2х2, 3х2 и т.п.

    В настоящее время принята следующая классификация подвижного состава автомобильного транспорта. Подвижной состав автомобильного транспорта классифицируются по назначению, дорожным регламентациям и конструктивным признакам (см. рис.3.1)

    По назначению подвижной состав автомобильного транспорта разделяется на: транспортный и специальный.




    Транспортные средства предназначены для перевозки грузов и пассажиров и делятся на грузовые и пассажирские, на специальных средствах монтируются различные установки.

    К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы;

    к пассажирскому – автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы;

    к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ (пожарные, санитарные, строительные, уборочные и пр.)

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный.

    Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов типа бортовой платформы, и используется для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары.


    Рис. 3.1 Подвижной состав автомобильного транспорта

    К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, кузова которых приспособлены для перевозки определенных видов грузов (самосвалы, фургоны, цистерны и пр.).

    По конструктивным признакам автомобильные транспортные средства разделяются на автомобили, тягачи и прицепной подвижной состав.

    Автомобили различают по роду двигателя, проходимости, грузоподъемности (грузовые), вместимости (пассажирские).

    К прицепному составу относят прицепы, полуприцепы, прицепные оси (роспуски), прицепы специальных типов (тяжеловозы, санные и пр.)

    По роду потребляемого топлива автомобили разделяют на карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобаллонные; по типу двигателя – на карбюраторные, дизельные, электромобили, паровые и газотурбинные автомобили.

    По признаку проходимости автомобили подразделяются на дорожные автомобили (ограниченной проходимости), предназначенные для работы в основном по благоустроенным дорогам, автомобили повышенной и высокой проходимости, которые могут работать в тяжелых условиях и по бездорожью.

    Автомобили повышенной и высокой проходимости в зависимости от конструкции движителя (устройства для превращения энергии двигателя в работу, затрачиваемую на преодоление сопротивления движению транспортных средств) разделяются на колесные, полугусеничные, колесно-гусеничные, автомобили-амфибии, автомобили на воздушной подушке.

    Для колесных автомобилей число осей принято обозначать колесной формулой, в которой первая цифра показывает общее число осей в автомобиле, а вторая – число ведущих, например 2х2, 3х2 и т.п.

    Читайте также: