Как карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми бедная лиза кратко

Обновлено: 04.07.2024

Эраст и Лиза после стремительного начала романа и его быстрого развития, так же быстро отдалились. Девушку сгубила ее наивность, она воспитывалась в простом окружении, где не было места коварности и лжи. Лиза не могла предположить, что человек, которому она доверится, сможет предать ее. Эраст же был искушенным в сердечных делах. Он, как и окружающие его люди, давно привык легко относиться к любви. Для Эраста стало естественным, что чувства появляются и исчезают, а пары создаются и расстаются. Для него стало неожиданностью смерть Лизы, Эраст не думал, что их разрыв так повлияет на нее. Он винил себя в самоубийстве девушки, поэтому совесть не давала ему покоя до конца его дней. Отношения Эраста и Лизы, на мой взгляд, являлись больше страстью, каким-то порывом, чем настоящей любовью. Их роман не мог продлиться долго. У Лизы и Эраста было слишком много различий: в статусе, положении в обществе, во взглядах на жизнь. Их любовь была изначально обречена.

2 вариант

Наверное, многим писателям нравилось писать именно о любви.

У каждого человека имеется свое представление о любви, да и точной формулы любви не существует и каждый человек ее придумывает для себя. Но одно ясно точно, что любовь живет в каждом человеке, а вот насколько оно сильное покажет время и чувства другого человека. Кроме этого без любви не может прожить ни один человек.

Также как и все остальные Карамзин в своем произведении затронул это замечательное и волшебное чувство. Кроме этого в нем находится очень много трагических и трогательных моментов, что иногда на глазах наворачиваются слезы.

Автор постарался донести до своих читателей людей разных слоев общества. И как к каждому из них относится общество.

Девушка по имени Лиза относится к бедному слою общества. Да еще и ухаживает за больной матерью, которая много лет уже не встает с кровати. А вот парень по имени Эраст живет в городе и ни в чем себе не отказывает. Здесь показывается жизнь не только в деревне, но еще и в городе. Девушка зарабатывает себе на жизнь тем, что каждый день отправляется в лес, где растут разные и очень красивые цветы. Она их собирает, а потом отправляет в Москву, где они продаются. На эти деньги они живут вместе с матерью. Однажды она встретила Эраста и практически сразу же в него влюбилась.

Это чувство оказалось взаимным, Эраст старался сделать все для того чтобы его любимой с ним было комфортно. Вот только у него имеется одна отрицательная сторона, о которой ничего не знает его любимая. Больше всего на свете ему нравится играть в казино и все заработанные деньги он оставляет там. И вот когда денег не стало хватать, он закладывает дом, а потом и все что у него имеется. И в итоге проигрывает.

Но как же теперь он будет жить без богатства, а ведь Лиза ему всего этого не предоставит, а по-другому он жить не привык и привыкать не собирается. И теперь перед ним стоит лишь одна дорога, он вынужден отыскать себе девушку, но самое главное, чтобы у нее были деньги, на которые она будет его содержать, а он будет продолжать играть.

Конечно же, это не справедливо к справедливой и честной девушке Лизе, которая ждет и надеется, что совсем скоро ее любимый вернется, и они будут всегда вместе и больше никогда не расстанутся. Но такого итога девушка никак не ожидала. Однажды она увидела своего любимого в объятиях другой женщины, которую он не только обнимает, но и называет любимой. И иного выхода девушка не нашла, как просто расстаться с жизнью чтобы не видеть всего этого унижения.

Также читают:

Картинка к сочинению Любовь в повести Бедная Лиза

Популярные сегодня темы

Что такое ВЫБОР? Ответ на этот вопрос получит человек, прочитавший данный текст. Мне кажется, что выбором является возможность человека откинуть

Каждый человек индивидуален. У каждого есть свои предпочтения, желания и потребности. С детства родители закладывают в нас самые лучшие качества, стараются сделать нас хорошими

В своем произведении Н.В. Гоголь постарался большинство персонажей сделать яркими и уникальными, наделить их специфической внешностью и индивидуальными особенностями.

Сначала Лиза с недоверием отнеслась к Эрасту и к его знакам внимания. Она не могла поверить в искренность его чувств, потому что боялась обмана с его стороны, ведь он был дворянином. Но постепенно она начала привыкать к нему и к его ухаживаниям. В душе она очень хотела, чтобы он оказался не богатым дворянином, а простым пастухом. Но это были лишь ее мечты. Вскоре между ними случилась близость, и она посчитала, что он теперь ее никогда не сможет оставить. Эраст отлучился не некоторое время, а потом Лиза встретила его случайно на улице. Она по-прежнему его сильно любила, даже ещё больше. Но он признался ей, что женится на другой. Она впала в отчаяние и покончила с жизнью.

Карамзин Николай Михайлович

Краткий и полный анализ повести помогают раскрыть авторский взгляд на события через средства выразительности.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Истинные и ложные чувства.

Проблема: Эраст, развращенный светской жизнью, не умеет любить по-настоящему, потому что в Лизе видит лишь образ, воплощение идеала. Когда идеал разрушается – чувства проходят. Лиза, напротив, умеет любить глубоко и искренне.

2. Тема: Взаимоотношения в условиях социального неравенства.

Проблема: Влюбленным не суждено быть вместе не только из-за того, что Эраст предал чувства к Лизе. Их брак в принципе был невозможен, потому что молодой человек не стал бы бросать вызов обществу.

3. Тема: Противопоставление городской и деревенской жизни.

Проблема: Город олицетворяет собой не только прогресс и развитие, но и некую испорченность. Эраст на время оставляет светское общество и городскую жизнь, потому что они опустошают душу. А деревенская жизнь ассоциируется с чистотой, близостью к природе и сердечными людьми – такими, как Лиза и ее матушка.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Впервые в литературе раскрывался психологический подтекст поступков героев, а персонажи оказались сложными многогранными личностями. Именно поэтому нельзя однозначно считать Эраста злодеем: он раскаивается в своем поступке по отношению к Лизе и спустя тридцать лет приходит на ее могилу, чтоб почтить память. Нельзя осуждать и Лизу, покончившую жизнь самоубийством – у нее не было другой радости в жизни, кроме любви.

Оба героя показаны как люди ошибающиеся, живые, чувствующие. Это духовно обогащает читателей и помогает им лучше понять самих себя.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Лиза — юная девушка, дочь зажиточного крестьянина (в начале повести ей 15, в конце – 17 лет). После смерти отца становится главной опорой для матери.
Влюбляется в дворянина Эраста, полностью отдаваясь чувству и забывая о непреодолимых социальных различиях. Заканчивает жизнь самоубийством, узнав о предстоящей женитьбе Эраста.
Эраст — молодой дворянин, уставший от светской жизни и пороков общества. Влюбляется в Лизу, видя в ней образец ангельской чистоты. Мечтает жить с ней как брат и сестра, переживая платонические чувства. После близости с Лизой теряет интерес и ощущение новизны в отношениях. Чувства уходят на задний план, когда появляется вариант выгодной женитьбы ради поправки материального положения.
Матушка — мать Лизы, престарелая женщина. После кончины супруга главная радость жизни – ее дочь. Старушка болеет, поэтому все заботы о ней берет на себя Лиза. Умирает, узнав о гибели дочери, своей единственной отрады в жизни.
Автор-рассказчик — лирический герой, от имени кого ведется повествование. По сюжету, он знаком с Эрастом, который спустя тридцать лет после самоубийства Лизы рассказывает ему эту историю.

п.4. Литературные приёмы

В основном Карамзин применяет языковые средства выразительности.

Эпитеты: — алчная Москва; ленивая рука наемника; не щадя нежной молодости; ландыши непродажные; жалобные песни; огненные щеки; небесная восхитительная музыка.
Метафоры: — радостная душа светилась в глазах твоих; мрак вечера питал желания, глухой стон времён; птички, свободно плавающие в море воздуха; новый гость души.
Сравнения: — заря, как алое море; Москва, как беззащитная вдовица; повиновалась, как агнец; улыбалась, как майское утро после бурной ночи.
Олицетворения: — везде царствовала тишина; горевать вместе с природой; волосы, которыми играли зефиры (западные ветра); древние дубы…безмолвные свидетели ее восторгов.
Лирические отступления — авторские рассуждения о красоте Москвы, о деревенской жизни, о слабости Лизы перед страстью.

п.5. Конфликт произведения

В повести нет явного внешнего конфликта между сословиями. Сословные различия не мешают молодым людям влюбиться и мечтать о счастье, Лиза и Эраст говорят на одном языке, хорошо понимают друг друга. Настоящим препятствием становится ухудшение материального положения юноши, из-за которого он вынужден жениться на богатой зрелой вдове.

Социальный конфликт проявляется в незащищенности девушки-крестьянки, которая жертвует собой, вступая в отношения с дворянином – она уязвима и как женщина, и как представительница своего класса.

Сама Лиза понимает разницу между ней и Эрастом, это и выливается в ее внутренний моральный конфликт. Девушке приходится выбирать между потерей репутации из-за любви и спокойной жизнью, но без любимого. Лиза выбирает сердцем: чувства оказываются важнее всех предрассудков и сословных различий, но и приводят ее к гибели.

Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина

Урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" "Ибо и крестьянки любить умеют" в 9 классе. Цели урока: познакомить учащихся с повестью; развивать навык сотрудничества в группе; воспитание ответственности за свои поступки перед людьми. Оборудование: иллюстрации учащихся к уроку; картины к повести; грамзаписи.

Открытый урок-исследование по повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза"

«Исполнение всех желаний есть самое

развивающая: развивать навык сотрудничества в группе;

воспитательная: воспитание ответственности за свои поступки перед людьми.

II. Проверка степени осмысления повести по вопросам:

– Каков жанр произведения? (Повесть)

– От какого лица идет повествование? (От 1-го лица, автора)

– Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему смогли научить ее отец с матерью? (Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.)


(рисунок 1)


(рисунок 2)


(рисунок 3)

– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.)

(рисунок 4) (рисунок 5) (рисунок 6)

- Как развивались их отношения? (Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать. На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня. . Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности . Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален!)

- Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему? (Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

(рисунок 7) (рисунок 8)

(. На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему.

. "Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра". )

- Как разрешается конфликт в повести? (. Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.)

(рисунок 9) (рисунок 10)

(Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились.)

III. Слово учителя.

IV. Исследование повести. Работа в группах.

1-я группа. Найти в тексте эпизоды, связанные с цветами.

О первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

Как первый луч весенний ярок!

Какие в нем нисходят сны!

Как ты пленителен, подарок

Воспламеняющей весны!

Так дева в первый раз вздыхает

О чем - неясно ей самой,-

И робкий вздох благоухает

Избытком жизни молодой.


(рисунок 11)

(Они белые, так же хрупка и непорочна Лиза. Она бросает их в воду, говоря: “Не владей вами никто!”)

2-я группа. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

(Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.

Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си. нова монастыря.)

(рисунок 12) (рисунок 13) (рисунок 14)

(. Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.)

(Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования.

Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.

Именно этой иконой Сергий Радонежский благословлял Дмитрия Донского на Куликовскую битву. В Успенском соборе хранился и крест, украшенный алмазами и изумрудами, который монастырю подарила царевна Мария Алексеевна. Башни и стены монастыря предположительно строилась в 16 веке. При Борисе Годунове они были укреплены, благодаря чему монастырь смог отразить нападение крымского хана Казы-Гирея в 1591 году.

В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор.

В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.)

3 группа. Найдите предупреждение Карамзина молодым людям.

(Карамзин предупреждает: “Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви” (эпиграф к уроку).

Писатели часто затрагивают проблему борьбы чувств и разума, но не дают ответа, ведь “тайна сия велика есть”.)

(Ученики писали письмо Лизе, в котором пытались выразить свое отношение к ней.)

V. Рефлексия.

Читайте также: