Этапы психологического анализа урока кратко

Обновлено: 30.06.2024

Планы и объекты анализа могут быть соотнесены с различными формами деятельности учителя: подготовкой к уроку,

проведением урока, его аналитическим разбором, оценкой самим учителем проведенного урока. Соответственно выделены три уровня психологического анализа урока: предваряющий, текущий и ретроспективный (И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская).

Первый фактор, оказывающий влияние на процесс обучения,— это учебный предмет, его специфика. Например, специфика иностранного языка как учебного предмета состоит в том, что он выступает одновременно в качестве цели и средства обучения. Если всеми другими предметами учащийся овладевает посредством родного языка как инструмента, орудия, то при овладении иностранным языком возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одних, более легких средств и способов для освоения других, более сложных.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологический анализ урока

Психологический анализ урока
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План лекции:
1. Психологический анализ урока.
2. Анализ деятельности педагога: роль педагога в планировании и проведении урока.
3. Характеристика уровня развития у детей данного класса универсальных учебных действий (УУД).

1. Психологический анализ урока

2. Анализ деятельности педагога: роль педагога в планировании и проведении урока

План психологического анализа урока

I. Психологическая цель урока.
1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся, формулировка цели.
2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические аспекты изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
II. Стиль урока.
1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
˗ Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся;
˗ Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
˗ Соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, ученика и т.д.) и самостоятельного поиска;
˗ Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие учащимися (кто ставит проблему, кто решает);
˗ Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
˗ Соотношение побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации);
˗ Педагогический такт учителя;
˗ Психологический климат в классе (деловой контакт, искренность в общении, атмосфера сотрудничества и т.д.). 2. Особенности самоорганизации учителя:
˗ Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);
˗ Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.)
III. Организация познавательной деятельности учащихся.
1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
˗ как достигались осмысленность, целостность восприятия учениками изучаемого материала;
˗ какие использовались установки и в какой форме (убеждение, внушение);
˗ как достигались сосредоточенность и устойчивость внимания учащихся;
˗ какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).
2. Организация деятельности мышления и воображения учащих
ся в процессе формирования новых знаний и умений:
˗ на каком уровне формировались знания учащихся (конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, открытий, выведения формул и т.д.);
˗ какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов;
˗ какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, проблемно-эвристические задачи различного уровня, задачи с недостающими и излишними данными, поисковая, исследовательская работа на уроке и др.);
˗ каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, обобщающее, оценочное, проблемное);
˗ как учитель руководил формированием убеждений и идеалов;
˗ какие виды творческих работ использовались на уроке и как учитель руководил творческим воображением учащихся (объяснение темы и целей работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
3. Закрепление результатов работы:
˗ формирование навыков с помощью упражнений;
˗ предупреждение интерференций и обучение переносу ранее усвоенных знаний на новые условия работы.
IV. Организованность учащихся.
1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особеннотей самоорганизации отдельных учащихся (в возможных пределах);
2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.
V. Учет возрастных особенностей учащихся.
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
VI. Выводы и рекомендации.

3. Характеристика уровня развития у детей данного класса универсальных учебных действий (УУД)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Подготовленность к уроку (степень овладения содержанием, структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели ).

2. Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, настроенность на тему и психологическую цель урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему, происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.).

3. Проявление в организации учебной деятельности учащихся психолого-педагогических умений (привести примеры проявленных умений в конкретных ситуациях урока).

- учитывать готовность класса к уроку;

- замечать и учитывать в ходе урока психофизическое состояние учащихся;

- наблюдать за дисциплиной учащихся и поддерживать ее;

- внимательно слушать ответы учащихся;

- воспринимать реакцию учащихся на свои вопросы и объяснение материала, контролировать образовательный процесс в течение всего урока;

- поддерживать благоприятный психологический климат урока, атмосферу оптимистичного, искреннего общения на уроке школьников с учителем и друг с другом;

- проявлять тактичность и поддержку учащихся в случае их затруднений или ошибок;

- наблюдать в течение всего урока за своим поведением и речью;

- регулировать правильность своей речи, использовать выразительные средства (речь четкая, ясная, краткая, логичная, доказательная, эмоциональная, с применением нужной интонации, пауз, силы и тембра голоса, темпа речи);

- замечать и учитывать особенности учебной деятельности класса в целом (темп работы, затруднения, типичные ошибки);

- учитывать особенности учебной деятельности отдельных учащихся (уровень их обучаемости, особенности поведения, речи, прилежание в учебе, способности, интересы, продвижение в развитии);

Ш. Психологические особенности организации

познавательной деятельности учащихся

  1. Создание мотивации учения, соответствующей теме, целям урока и возрасту учащихся.
  2. Активизация познавательных процессов учащихся через:

- учет возрастных особенностей и новообразований возраста;

- учет ведущей деятельности возраста;

- учет зоны ближайшего развития учащихся;

- учет потребности в положительной оценке;

- учет психофизических особенностей и потенциала учащихся.

3. Приемы развития психических познавательных процессов в обучении.

Приемы развития внимания (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Обращение к учащимся быть внимательными.
  • Подчеркивание значимости деятельности.
  • Постановка конкретной задачи.
  • Использование наглядных пособий.
  • Обращение к непроизвольному вниманию учащихся (использовать эмоциональные моменты в обучении, вызывать у ребенка интерес к работе и т.п.).
  • Формировать волевые качества личности, повышающие устойчивость внимания.
  • Развивать переключение внимания посредством чередования видов деятельности и ее целей.
  • Формировать объем и распределение внимания путем одновременного выполнения нескольких учебных действий при высоком темпе работы.
  • Обращение к жизненному опыту учащихся.
  • Опора на различные анализаторы.)

Приемы развития восприятия (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Совершенствовать мыслительную деятельность как условие развития целенаправленного восприятия – наблюдения: учить умению подмечать существенные детали, использовать анализ и рассуждение.
  • Давать детям расчлененную задачу – наблюдать не весь объект в целом, а по частям.
  • Эмоционально заинтересовывать учащихся (объект преподносится как кусочек реальной жизни).
  • Речь учителя должна быть доступной, четкой, выразительной.
  • При использовании классной доски учитывать место расположения материала, его цвет и др. факторы.
  • Постановка вопросов к прочитанному тексту, учебному фильму, схеме и т.д.
  • Задания на выделение деталей воспринимаемых предметов или установление взаимосвязей и взаимозависимости.
  • Задания на узнавание предметов по нескольким характерным признакам.
  • Наглядное предъявление знакомых или изучаемых объектов и др.)

Приемы развития памяти (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Постановка цели запомнить (эффективно запоминается и воспроизводится та информация, которая входит в содержание цели или имеет прямое отношение к ее достижению).
  • Создание нужной установки на запоминание (на достижение требуемой полноты, точности или прочности запоминания).
  • Включение материала для запоминания в активную деятельность.
  • Логическая обработка материала (анализ, выбор главного, отсечение второстепенного, группировка, классификация и др.).
  • Обучение мнемическим приемам: повторению, установлению ассоциаций, схематизации, мнемотехнике и др.
  • Придавать материалу для запоминания эмоциональную окраску.
  • Использование различных органов чувств;
  • Учет индивидуальных особенностей памяти учеников.)

Приемы развития воображения (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  • Обогащение опыта, представлений учащихся.
  • Учить прилагать волевые усилия для того, чтобы произвольно вызывать то или иное представление.
  • Учить приемам действия в той или иной области творческой деятельности (например, в рисовании – технике построения рисунка, в музыке – технике исполнения и т.п.).
  • Давать творческие задания: придумать рассказ, написать сочинение на вольную тему, сочинение рассказов, сказок, эссе на заданную тему, придумать математическую задачу и т.п.)

Приемы развития мышления (указать конкретные приемы и в какой ситуации урока использовались).

  1. Психологические особенности учащихся данного класса, отмеченные в процессе урока.

1.Уровень умственного развития класса, самоорганизация учащихся, сформированность познавательных потребностей, отношение учащихся к учению;

3.Стиль работы класса в целом на данном уроке (активность, организованность, безразличие, равнодушие, пассивность, боязливость, недисциплинированность);

4.Работоспособность класса в начале и конце урока;

5.Интеллектуальная активность учащихся на уроке (состояние внимания, наблюдательность, сосредоточенность, готовность к восприятию, к запоминанию, к творческому мышлению, к самостоятельному усвоению новых знаний, к решению проблемных ситуаций);

6. Проявление на уроке межличностных отношений между учащимися (взаимопомощь, взаимоподдержка, соперничество, враждебность, пренебрежение);

7. Отношение учащихся к учителю и предмету.

V. Результаты урока. Выводы и рекомендации:

- степень реализации психологических целей и задач урока;

- достоинства и недостатки организации познавательной деятельности учащихся на уроке, самоорганизации учителя;



Психологический анализ урока помогает педагогу использовать свои знания для осмысления приемов, которые он использует в обучении. Преподаватель дает оценку своей деятельности, объективно оценивает свои сильные и слабые стороны. Психологический анализ урока может проводить и представитель администрации школы, методист.

Что анализируется

Анализировать можно различные аспекты:

  • личность учителя;
  • поведение педагога на конкретном уроке;
  • особенности детского коллектива;
  • специфику предмета.

Форма анализа

По мнению С.Л. Рубинштейна, наиболее полной, удачной формой является анализ через синтез. Все компоненты урока связаны друг с другом и зависят друг от друга. Без обратной связи ученики не усвоят материал, а педагог не сможет оценить то, насколько хорошо были приняты его объяснения.

Компоненты выделяются и показываются посредством соотнесения.

По мнению А.В. Брушлинского, педагог должен самостоятельно раскрыть систему этой взаимосвязи. Это позволит ему обратить должное внимание на необходимое для ее решения свойство.

Объясняя ученикам новый материал, учитель может выглядеть в их глазах не как скучный наставник, а как увлекательный собеседник. Это происходит тогда, когда педагогу удается организовать ситуацию общения. Делается это посредством вовлечения учащихся в дискуссию.

Когда педагог вместе со своими воспитанниками решает поставленные задачи, он предстает перед ними в качестве исследователя.

Психологическому анализу подлежат два активнейших субъекта образовательного процесса — сам преподаватель и его воспитанники. Их взаимосвязь опосредована учебным предметом. Процесс взаимодействия объединяет все стороны.

Толкование урока

Наиболее полным считается толкование урока по Л.Т. Охитиной. Оно представляет собой следующее:

  • целью урока является воздействие на личность воспитанника;
  • изменения в структуре личности ученика наблюдаются тогда, когда он действует по внутреннему убеждению;
  • все элементы урока должны воспитывать;
  • центральным элементом учебного процесса является организация познавательной деятельности воспитанников;
  • успех процесса зависит как от мастерства педагога, так и от индивидуальных особенностей характера учеников.

Существует три плана психологического анализа урока:

  • Анализу подлежат такие моменты, как развитие, воспитание ученика, а также формирование его нравственности. В ходе анализа рассматривается то, насколько урок соответствует воспитательным и общеобразовательным целям современного образования.
  • Педагог должен обосновать организацию, содержание и цели урока. Анализируется соответствие урока уровню подготовки воспитанников и их интеллектуальному развитию.
  • Анализ коммуникативных и индивидуально-психологических особенностей ученика. Согласно этому плану, здесь задействуется механизм рефлексии. Учитель должен четко понять, чего он хочет добиться и для чего он вовлекается в образовательный процесс.

Основная схема

Схема психологического анализа урока предполагает выделение 5 основных пунктов:

  • Возраст воспитанников.
  • Организованность учеников.
  • Активность воспитанников.
  • Стиль деятельности преподавателя.
  • Цель урока.

Рассмотрим пример

Следует привести пример психологического анализа урока. Педагог должен ответить на два вопроса. В первую очередь, он должен дать ответ на вопрос, насколько структура урока отвечает критериям развивающего обучения.

Разбираются следующие вопросы:

  • как соотносятся нагрузки на мышление и память ученика;
  • как сочетается творчество и воспроизводящая активность воспитанников;
  • насколько ученики способны выполнить самостоятельный поиск после усвоения материала;
  • кто занимается постановкой, формулировкой и решением проблемы;
  • как соотносятся взаимные оценки;
  • как соотносятся побуждение ученика к самостоятельной работе и принуждение.

Второй вопрос рассматривает особенности самоорганизации педагога. Он должен определить, насколько хорошо был подготовлен к уроку, насколько согласен с материалом.

Значение имеет педагогический такт или его отсутствие. Также учитель должен честно ответить себе на вопрос, способен ли он создать должный психологический климат в классе. Каким образом это делается: методом запугивания, давлением авторитета учителя или как-то иначе?

Напоследок

При составлении анализа урока необходимо учитывать многие факторы, включая специфику конкретного предмета.

Смотрите также:

Об авторе: Николаева Екатерина Павловна, педагог-психолог. Опыт работы в школе, детском садике и различных развивающих центрах.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: