Как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как изменялось оформление гробниц знати в различные периоды египетской культуры?

  • Мардьянова Злата
  • История
  • 2019-05-23 03:24:15
  • 5
  • 1

О могуществе и бессмертии фараона свидетельствовали не только монументальные формы гробниц и храмов, гapaнтaми постоянной жизни в загробном мире служили обряд и вceмoгущая магия. Слово египтяне принимали как богослужение, в чем доказывает зафиксированное на папирусе назидание фараона Мерикара преемнику престола: Будь умельцем в речи.. .посильнее речь, чем любое орудие. Волшебные тексты, написанные зеленоватой краской (зеленоватый - цвет жизни) , наполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров королевских гробниц в эру Старого царства. Они обеспечивали фараону' неопасное продвижение из мира живых в прославляемый край и eгo благополучное времяпровождение в сообществе богов. Остальные египтяне смели претендовать на вечное присутствие лишь в гробнице. Но они верили, что под действием магии все изображения воскресают и творят привычную для погибшего среду обитания, а волшебные формулы обретают силу закона. Даже самые малозначительные эпизоды. взятые из ежедневной жизни, передавались выразительно и эмоционально. К примеру, па рельефе из гробницы принцессы. Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил: скотины вплавь, пастухи на лодке. В воде резвится огромное количество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы. Один из пастухов покдерживает за фронтальные ножки крохотного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним мамы, которая вся подалась вперед и пробует лизнуть малыша.
Реализм в передаче поз и привычек животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мышцы обозначались нечетко, ибо почтенье перед мертвецом не дозволяло исследования анатомии. Но так как египтяне считали имеющимся все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем людской фигуры методом сочетания фасных и профильных частей: голову и ноги живописали в профиль, плечи - анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превосходящему рост других участников сцены. Фигуры никогда не покрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события фронтального плана, а верхние - далекого, желая размер их не изменяется.
Веское внимание, особенно с эры Среднего королевства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они наполнялись рельефом, а изнутри - магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такая роспись саркофага нринца и мeнеминета . На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на молодого фараона ароматичное масло, кoтoрое создает вOкpyг фигуры спасительную ауру, предохраняющую от недоброжелательных сил. О лечебном деяньи масла свидетельствует арка из знаков жизни анх.
В эру нoвoгo королевства саркофаги заполучил и форму мyмии, ясно раскрашенной и наряженной. На погребальных пеленах писались жертвенные формулы и изречения из Книги мертвых - магического текста, ключевое место в кoтoром занимает трибунал Осириса.
Кроме саркофагов в эру новoгo царства вновь стали щедро украшать росписями гробницы . Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В королевских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время погибший фараон. В гробницах знати изображалась настоящая жизнь, которую как бы со стороны следили египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки растут выше человеческого poста.

Гипермаркет знаний>>Искусство>>Искусство 10 класс>> Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке


МАГИЯ. ДЕКОР ГРОБНИЦ. КАНОН ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГYРЫ НА ПЛОСКОСТИ

Гробница Рамсеса IX в Долине царей

Переправа через Нил. Рельеф. Древнее царство. Гробница принцессы Идут. Саккара


Переправа через Нил. Рельеф. Древнее царство. Гробница принцессы Идут. Саккара

Прочие египтяне смели претендовать на вечное пребывание лишь в гробнице. Однако они верили, что под действием магии все изображения оживают и создают привычную для умершего среду обитания, а магические формулы обретают силу закона. Даже самые незначительные эпизоды. взятые из обыденной жизни, передавались выразительно и эмоционально. Например, па рельефе из гробницы принцессы. Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил: коровы вплавь, пастухи на лодке. В воде резвится множество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы. Один из пастухов покдерживает за передние ножки крошечного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним матери, которая вся подалась вперед и пытается лизнуть малыша.

Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры. Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии. Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов: голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности. Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены. Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется.

Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой. Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета (см. цв. вкл., рис. 5). На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вокpyг фигуры спасительную ауру, предохраняющую от враждебных сил. О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх.

17. Царица на троне. Рельеф. Западная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 18. Ложная дверь. Рельеф. Восточная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 19. Корова. Рельеф. Южная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей. Каир. 20. Утренний туалет царицы. Рельеф. Северная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей, Каир

17. Царица на троне. Рельеф. Западная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 18. Ложная дверь. Рельеф. Восточная стенка саркофага царицы Кауи. Среднее царство. Египетский музей. Каир. 19. Корова. Рельеф. Южная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей. Каир. 20. Утренний туалет царицы. Рельеф. Северная стенка саркофага царицы Кауи.Среднее царство. Египетский музей, Каир


На южной изображено, как слуга доит корову, чтобы обеспечить молоком Ка царицы, а у коровы, смиренно позволяющей себя выдоить, из глаз катятся слезы, потому что теленок. привязанный к ее нoгe, остается без пищи. На северной стeнке показано, как царица сидит в будуаре среди резных подголовников, сосудов для омовений и драгоценностей. Она изящным жестом зачерпывает косметическую мазь из банки, подносимой служанкой, и нюхает цветок лотоса.

Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы. Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь. Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох. В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон. В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи. Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста (см. цв. вкл., рис. 8).

Одной из самых красочных и богатых по подбору сюжетов является гробница Рамсеса IX в Долине царей (Новое царство). Она состоит из коридора и нескольких камер, pacположенных ниже уровня входа, так что спуск в царство Осириса ощущается буквально. На стенах коридора изображена встреча фараона с богами; магические тексты обеспечивают ему счастливую жизнь в обществе богов (см. цв. вкл., рис. 7). Первая камера посвящена культу солнечного бога Ра – eгo

Все росписи выполнены в технике углубленного peльефа: внутри рисунка по контуру слои песчаника выскабливаются, а выемки заполняют цветные пасты, замешанные на горячем воске, что и определило название такой живописи – энкаустuка (от греч. eнкaiо – выжигаю).

Минеральные краски, добытые из известняка, малахита, кобальта, сажи, давали изысканные и очень стойкие цветовые сочетания. Пример тому – рельеф цaрицы Н ефермари (Новое царство), жены Рамсеса П, в ее гробнице в Долине цариц (см. цв. вкл., рис. 6). Цaрица держит в руках круглые сосуды, наполненные дyшистым ароматическим маслом – драгоценный дар богaм, в обществе которых она отныне будет проводить время. Изумительно красивые оттенки кораллового тона в сосудах, на поясе и предметах на столе, изумруднoгo – в стеблях травы, золотистого – в головном уборе, подчеркнутые белым в льняном платье и общем фоне, повторяются в цвете магических иероглифов на стенах и воспринимаются как намек на нетленность.
А малахитовая подводка г лаз и нежнейший румянец щек, по которому, кстати, Нефертари только и можно отличить от богинь подземного мира, придают рельефу нeскaзанную прелесть человеческого тепла.


  • Особенность художественной культуры Древнего Египта coстоит в том, что вера египтян в загробную жизнь как продолжение земной породила грандиозную мистерию, связанную с заупокойным культом. Eгo важными элементами являлись coхранение тела, строительство для нeгo гробницы и выполнение магического ритуала. Именно в этой загадочной и таинственной стране фараонов возникли те формы и виды искусства, которые послужили основой для античной эстетики, а через нее для всей западноевропейской культуры. Грандиозная архитектура храмов и великолепие гробниц, отражавших могущество египетских фараонов, обладали такой притягательной силой, что все великие завоеватели, от Александра Мaкeдонского до Юлия Цезаря, возводили свои храмы в египетском стиле, а себя изображали в костюмах и позах фараонов. Величие империй Тутмоса 111 и Рамсеса П получило отзвук в имперском стиле римлян, повторившись затем в архитектурных сооружениях, относящихся к эпохам Константина Великого, Наполеона Бонапарта, Александра I.

Танцовщицы. Рельеф. Древнее царство. Гробница Каджеми. Саккара

Вопросы и задания

7. Рамсес IX и Исида. Рельеф. Гробница Рамсеса IX. Новое царство. Долина царей. Луксор. 8. Египетский рай. Рельеф. Гробница Сеннеджема. Новое царство. Долина ремесленников. Луксор

Материалы по исскуству за 10 класс скачать, конспект по исскуству , учебники и книги скатать бесплатно, школьная программа онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

Материал презентации знакомит с тем, как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры.знакомит с элементами декора саркофагов указывают на их роль оберега " священных останков".

ВложениеРазмер
magiyadekor_grobnic._6_urok.rar 2.82 МБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку 9 класс" Первая помощ при ожогах,обморожениях".

Презентация составлена с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционной школы VIII вида.


Презентация к уроку (6 класс) по теме "Урок Мужества "Площадь Памяти"

Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на формирование у учащихся чувства патриотизма, и соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теорети.

Урок и презентация к уроку в7 классе "Слагаемые успеха насекомых"

Материал может использоваться для уроков по теме отряды насекомых по ОС "Школа 2100".


Презентация к уроку 10 класса (базового) по химии 10 класс Тема"Каменный уголь. Фенол"

Презентация к уроку химии 10 (базовый) по теме "Каменный уголь.Фенол" Дается строение фенола, его свойства.

Как изменялось оформление гробниц знати в разные периоды египетской культуры?


О могуществе и бессмертии фараона свидетельствовали не только монументальные формы гробниц и храмов, гapaнтaми вечной жизни в загробном мире служили ритуал и вceмoгущая магия.

Слово египтяне воспринимали как священнодействие, в чем убеждает зафиксированное на папирусе поучение фараона Мерикара наследнику престола : «Будь умельцем в речи.

Магические тексты, написанные зеленой краской (зеленый - цвет жизни) , заполняли поверхность стен погребальной камеры и коридоров царских гробниц в эпоху Древнего царства.

Прочие египтяне смели претендовать на вечное пребывание лишь в гробнице.

Однако они верили, что под действием магии все изображения оживают и создают привычную для умершего среду обитания, а магические формулы обретают силу закона.

Даже самые незначительные эпизоды.

Взятые из обыденной жизни, передавались выразительно и эмоционально.

Например, па рельефе из гробницы принцессы.

Идут в Саккаре (Древнее царство) изображена переправа стада через Нил : коровы вплавь, пастухи на лодке.

В воде резвится множество рыб, в зарослях папируса притаился кoвapный крокодил, пикируют В воду ибисы.

Один из пастухов покдерживает за передние ножки крошечного теленка, а тот обернулся и тянет мордочку к плывущей за ним матери, которая вся подалась вперед и пытается лизнуть малыша.

Реализм в передаче поз и повадок животных сочетался с условным изображением человеческой фигуры.

Кости и мускулы обозначались нечетко, ибо благоговение перед покойником не допускало изучения анатомии.

Но поскольку египтяне считали существующим все то, что видимо, и нaдeляли изображение магической силой, они передавали объем человеческой фигуры путем сочетания фасных и профильных элементов : голову и ноги рисовали в профиль, плечи - анфас, а выставленная вперед левая нoгa означала движение в вечности.

Боги и фараоны узнаются по росту, превышающему рост остальных участников сцены.

Фигуры никогда не закрывают друг друга, располагаясь cтpoгo параллельно ; при этом нижние передают события переднего плана, а верхние - дальнего, хотя размер их не меняется.

Значительное внимание, особенно с эпохи Среднего царства, уделялось украшению прямоугольных саркофагов.

Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри - магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделенными сакральной силой.

Такова роспись саркофага нринца и мeнеминета .

На ней бог Анубис и жрец льют из сосудов на юного фараона ароматическое масло, кoтoрое создает вOкpyг фигуры спасительную ауру, предохраняющую от враждебных сил.

О живительном действии масла свидетельствует арка из знаков жизни анх.

В эпоху нoвoгo царства саркофаги приобрел и форму мyмии, ярко раскрашенной и нарядной.

Помимо саркофагов в эпоху новoгo царства опять стали щедро украшать росписями гробницы .

Гробницы высекали в скалах на западном берегу Нила, на поверхность выходила лишь замурованная дверь.

Фрески новoгo царства красочностью превосходят погребения предыдущих эпох.

В царских усыпальницах воссоздавался ирреальный мир богов, в общении с которыми проводил время умерший фараон.

В гробницах знати изображалась реальная жизнь, которую как бы со стороны наблюдали египетские вельможи.

Ремесленники нaслаждались пейзажем египетского рая, радуясь, что воды здесь в изобилии, а злаки вырастают выше человеческого poста.

Читайте также: