Как изменился репертуар отечественных театров кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVIII русский театр получил мощный толчок, конечно не без участия европейской школы, огромное спасибо стоит сказать итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России, передали свое мастерство.

Интерес к театру возрос, к концу XVIII века, большое количество людей желало посмотреть спектакли, и пьесы. Во время правления Императрицы Екатерины Великой выходит в свет периодическое издание посвященное театру, в нем печатались пьесы как отечественных, так и зарубежных творцов.

В XIX веке театр в России начинает развиваться и становится самостоятельно. Его отличительная черта в этот период – многоликость. С одной стороны в нем всегда находился отклик на экономические и социальные потрясения того периода, а с другой в нем появлялись черты новаторства, которые черпались из новшеств в литературном жанре

Основные направления в театре.

В XVIII веке основным направлениям в театральном искусстве считался классицизм и романтизм, пришедший на смену век XIX, изменил его на реализм. Со сменой стиля в театре появляется много нового, например, полностью обновляется репертуар. А все, потому что как раз в этот период появляется огромное количество новых талантов в драматургии.

Виды театров.

К началу XIX века в России действуют два вида театров:

· Императорский.

Императорский театр был не один, к этому периоду сложилась целая плеяда, управление ими сосредотачивалось министерством двора Его Императорского Величества. В ведение находилось три театра в Петербурге, это – Михайловский, Мариинский, Александрийский. И два в Москве – Большой и Малый.

2. Мариинский театр назван в честь жены императора Александра II – Марии. Здание пострадало в пожаре, затем было восстановлено. Именно здесь были даны самые известные и популярные оперы, такие как – Борис Годунов или Лебединое озеро.

3. Михайловский театр получил свое название в честь сына Павла – Михаила. Изначально постоянной трупы актеров он не имел. Только позже после многочисленных реконструкций зданий там обосновались французы. Именно здесь давал концерты Штраус и выступал сам Шаляпин.

4. Большой театр обязан своему появлению Екатерине Великой. Театр не раз горел и восстанавливался. Только в середине столетия принято решение отстроить его заново, в 1825 году произошло его официальное открытие.

Тут же происходит трансформация крепостных театров. Вообще мысль о зарождения такого вида возникла давно, ведь актерам такого театра не нужно платить. Этот вид искусства становится главным развлечением помещиков. Особенно в осенний период, когда заканчиваются посевные. Крепостной театр имел свою труппу, выбор пьес был не богатым, но при этом к каждой пьесе имелись декорации. Бывали даже такие случаи когда устраивались соревнования театров, помещики хотели доказать, что именно его театр лучший. Положение крепостного театра изменилось в середине века после отмены крепостного права, помещики некоторое время пытались удержать актеров, но вскоре такой тип театра стал уходить в прошлое.

Внешний вид театра.

Особенно интересна архитектура театра, как правило, помещение под него строилось в самом сердце города, это было красивое, пышное и помпезное здание. Театр можно было отличить из далека, он имел множество украшений из лепнины, мощные колонны, монументальную скульптуру и т.д. Многие здания возведены на Итальянский манер.

Репертуар театра.

Огромным его, конечно, не назовешь, часть репертуара занимали классические европейские драмы, отечественные спектакли и пьесы так же имели место быть. На подмостках шли произведения таких выдающихся писателей как Пушкин, Гоголя, Лермонтова. С большим аншлагом проходили спектакли, взятые из Французской литературы, особенно легкие и смешные водевили.

Как только реализм занял место в русском театре, появились новые имена, например Александр Островский. Его произведения сначала блистали в императорских театрах, а затем получили распространения и в частных. Многочисленную публику собирали оперетты, ведь зачастую в них скрытым языком раскрывались проблемы того времени. Мелодрама, комедия – все эти жанры так же были представлены зрителю. Но при таком разнообразии, многие театры ставили главную цель – обогащение, но были и такие которые хотели нести просветительскую функцию.

Взаимоотношения государства и театра в 90-е гг. Перевод театров страны на новые условия хозяйствования. Состояние театрального дела накануне комплексного эксперимента. Особенности формирования театральной культуры в 90-е годы. Этапы театральной реформы.

Рубрика Культура и искусство
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 28.07.2018
Размер файла 120,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подводя итоги театральной реформы 1989-1990гг. следует отметить, что учитывая достижения проведенного театрального эксперимента, она своими положениями значительно децентрализовала систему управления театрами, повысив ответственность за результаты деятельности. Театры превратились в более гибкий и самостоятельный организм. Им разрешено пользоваться множеством альтернатив в получении и распределении доходов, ценообразовании на билеты, планировании и организации своего существования. Была пересмотрена концепция государственной дотации, вместо которой появилась сумма бюджетного финансирования, включаемая в доходы театра. Таким образом, театр стал самоокупаемым предприятием. Театральная реформа хотя и не принесла моментальных художественных результатов, но все-же улучшила положение работников театра, создав предпосылки для нормализации художественной жизни.

Глава 2. Изменения в системе организации театрального дела

2.1 Состояние театрального дела накануне комплексного эксперимента

Как показано в работе, все выделенные проблемы являлись следствием многолетнего господства командно-административной системы в сфере управления культурой. Главные среди них:

- жесткая централизация выработки репертуарной политики, диктат чиновника в этой сфере;

- возведение в нормативный ранг варианта системы Станиславского;

- жесткий административный контроль деятельности общественных организаций творческих работников театра;

- жесткая регламентация организационно-творческой и производственно-финансовой деятельности театров.

Следствием этих органических пороков административно-командной системы стало:

- подавление индивидуальности художников, их творческая робость, доминирование самоцензуры, сковывающей инициативу и порождающей боязнь творческого риска;

- поощрение системой управления "послушных" художников и подавление творческого свободомыслия;

- изоляция советского театра от творческих исканий и развития мирового сценического искусства за счет репертуарных ограничений и ограничений международных контактов;

- отрыв подготовки творческих кадров от практики советского спектра, с одной стороны, 'и от практики театра мирового, с другой;

- смещение ценностей в театральной критике, подчиненной системе управления;

- приоритет финансово-экономических показателей деятельности театров над творческими результатами;

- размывание театральной аудитории и доминирование в ней так называемых случайных зрителей;

- отсутствие организационной возможности формирования коллективов единомышленников, преобладание неправильно сформированных (по поло-возрастным признакам) театральных трупп, невозможность ликвидации театров, исчерпавших свой творческий потенциал;

- хроническая бедность сценических коллективов из-за доминирования "остаточного" принципа выделения ресурсов.

Театр начинает терять опору: интерес к нему стремительно падает, даже у самого преданного его зрителя -- интеллигенции. Этот процесс еще только начинается.

Девяностые годы ознаменовались переменами не только в театральном искусстве, но и во всех сферах развлечений. Изменения были как негативными (низкий уровень зарплат, отсутствие ремонта в зданиях), так и позитивными (появление новых творческих форм, возможность зарубежных гастролей).

Голод зрелищных развлечений сопровождался еще и сложным состоянием многих театров, в которых требовался ремонт, а зарплата актерам оставляла желать лучшего. Кинопроизводство в то время заглохло, поэтому артисты подались в театр, где их ждали закрытые двери и мизерный оклад. Тем не менее, только человек, влюбленный в искусство, поймет, что невозможно променять работу актера на работу продавца. Многие ради продолжения театральной карьеры подрабатывали дворниками, уборщиками.

Еще один важный момент связан с тем, что появился госзаказ на спектакль. С 1939 года в СССР действовал госзаказ на пьесы, которые покупались репертуарно-редакционными коллегиями Министерства культуры. Купленная пьеса рекомендовалась театрам. При Сталине рекомендованная пьеса, естественно, шла на сцене, но уже при Хрущеве и Брежневе театры не были обязаны ее ставить. А с 1987 года в рамках эксперимента финансировался именно выпуск новой постановки. И если театр брал деньги, он был обязан поставить пьесу. Были отменены все обязательные для выполнения показатели, на смену которым пришли контрольные цифры. Одновременно для всех театров были установлены три вида нормативов: численность артистического, художественно-творческого и управленческого персонала, количество спектаклей за сезон (для драматических -- 360) и расходы на новые постановки.

Кроме того, в 1987 году восстанавливается статус художественного руководителя театра, отмененный в 1949 году. Сначала для академических, а с 1989-го -- для всех театров. До 1987 года во главе театра, согласно принципу единоначалия, был директор, а с 1987 года появилась альтернатива -- худрук. А в 1999 году было разрешено двоевластие -- по принципу разделения сфер полномочий между худруком и директором театра.

Короткий период небывалого экономического процветания театров был обеспечен старой административно-командной системой, которая, сохранив и даже увеличив свои финансовые обязательства перед театрами, дала им экономическую свободу и освободила почти от всех обязательств по отношению к государству. Рассуждая строго, хорошие продюсеры так не поступают. Но уже в 1993 году государство опомнилось: была введена единая тарифная сетка и произошел переход к сметному планированию. Чудо закончилось. (В перспективе необходим переход от сметного планирования и финансирования к ежегодному программному проектированию и соответствующему финансированию деятельности театров. В этом случае финансируются не статьи сметы -- штатное расписание, коммунальные услуги и т. д., а конкретные театральные проекты, направленные на достижение определенной социальной или художественной цели.)

Американские репертуарные драматические театры тратят на зарплату 85% от своего бюджета. Это означает, что США -- богатая страна. Ведь именно в экономиках богатых стран оплата труда составляет львиную долю производственных издержек. При советской власти доля заработной платы в бюджете театра была около 55%. И зрительский опыт артистов в СССР в 80-е годы отставал от мирового опыта в среднем на 10-15 лет.

2.2 Зарождение альтернативных театров

Между тем, как водится, в старом прорастают новые тенденции. В СССР начинается театральный эксперимент.

Театр начинает терять опору: интерес к нему стремительно падает, даже у самого преданного его зрителя -- интеллигенции. Этот процесс еще только начинается.

МХАТа теперь два: развод, раздел и разъезд юридически оформлены.

В 1980 на основе двух выпускных курсов был создан Московский театр-студия под руководством О. Табакова - первый из десятков и сотен студийных коллективов страны, получивших государственную дотацию.Идея студийной жизни как самой естественной для актеров - в крови Олега Табакова. Тут, как говорится, память жанра. Студиями обзаводился основатель МХТ, студией был в свои годы ефремовский "Современник". Табаков в этой вере воспитался, другой идеи и другой театральной веры у него просто нет. Выросший в "Современнике" и там же осиротевший, он с невероятным упорством в разные периоды своей жизни пытался сотворить студийный театр. Он начал свое первое дело ещё во времена своего директорства в "Современнике", отбирал талантливых подростков по принципу старых императорских училищ, где полагали, что актерский талант - вино, которое чем старей, чем сильней. Набирая и выпуская ГИТИСовские курсы, он постепенно формировал ядро будущего театра. Не хватало только одного фермента, который бы объединил всех в студийную театральную секту, готовую пойти за своим лидером. Время не благоприятствовало студийной идее Олега Табакова. Зерна были посеяны, но взойти настоящим побегом долгие годы не могли.Казенно-полицейский режим мог обласкать актера Табакова, любоваться его эксцентрическими эскападами и уморительными трюками, но позволить ему начать собственное театральное дело не хотел. Его лицедейская хватка с идеологической точки зрения доверия не внушала.

Кажется, что кризисы и катаклизмы новейшей нашей истории "Табакерки" не касаются. Вернее, здесь все российские кризисы научились преодолевать единственно верным способом: творческой работой, беспрерывным поиском. Каждый год театр пополняют выпускники Школы-студии, питомцы Олега Табакова и его верного помощника по школе профессора Михаила Лобанова. Новички оказываются рядом с мастерами, которые уже завоевали себе громкое имя. Проблема поколений, их трудного органического единства встает и перед "Табакеркой". Это естественный ход вещей.

2.3 Этапы театральной реформы

-- была отменена цензура, плановые цифры новых постановок и система сдачи спектаклей партийному руководству;

-- творческая труппа театра получила возможность самостоятельно выбирать худсовет и передавать ему полномочия по решению творческих вопросов;

-- у театра появилось право маневрировать ценами на билеты, устанавливать скидки и наценки до 50 %;

-- произошли изменения в системе оплаты труда: администрация получила возможность распределения надбавок и премирования за творческие достижения.

Эксперимент недвусмысленно показал, что руководство социальной сферой и сами театры психологически не готовы воспользоваться открывшимися возможностями. Чиновники не хотели передавать театрам полномочия в творческой и производственно-хозяйственной деятельности, а руководители театров зачастую не умели и не хотели работать по-новому. Это отразилось в явных перегибах в репертуарной и ценовой политике театров, а также выразилось в нарастающих конфликтах внутри коллективов.

Следующим шагом театральной реформы стал перевод театров на новые условия хозяйствования. 22 ноября 1988 года вышло Постановление Совета Министров СССР, а вместе с ним ряд других документов, регламентирующих различные аспекты театрального процесса. Наиболее важные моменты этого этапа:

-- децентрализация финансирования (полномочия переданы от Министерства культуры местным органам власти);

-- разработка новой концепции государственной дотации (театр получал гарантированное нормативное бюджетное финансирование, включаемое в доходы учреждения, и самостоятельно составлял смету расходов);

-- возможность привлечения и использования альтернативных источников финансирования (кредиты, благотворительные пожертвования, спонсорские средства, собственные доходы);

-- закрепление достижений театрального эксперимента 1987-1988 годов (творческая свобода, ценообразование, гибкость системы оплаты труда).

Вот основные отрицательные тенденции театрального процесса перестроечных лет:

Остановимся также на некоторых актуальных проблемах театрального дела современного периода, имеющих непосредственное отношение к теме данной работы:

-- дефицит современной драматургии, отсутствие прямых связей между театром и авторами, неработающая система госзаказа на пьесы, неустановленные права театра на интеллектуальную собственность. Театр должен говорить со своим зрителем на современные, злободневные темы. В истории театра есть пример, достойный подражания -- это МХАТ и драматургия Чехова и Горького. Для национальных театров отсутствие достойного драматургического материала для постановок -- актуальнейшая проблема;

-- противопоставление живого театрального спектакля тиражируемым видам искусства. Театр должен знать своих конкурентов и сделать своё искусство конкурентоспособным;

Глава 3.Особенности развития театрального искусства

3.1 Репертуар российских театров в 90-егоды

В период театральных реформ, изучение репертуара театров страны - одна из главных проблем социологии театрального искусства. С одной стороны театры никак не защищены материально и им ничего не остаётся, как только идти на поводу у публики, с другой же на театре продолжает лежать ответственность и за воспитание художественного вкуса зрителей, и за просвещение, и за создание нравственных идеалов и формирование социальных норм поведения.

Зрительский интерес к театру в середине 1990-х годов упал, но в самом театре активизировались творческие процессы. Театр искал новых установок, формирующихся в обществе. Как следствие, с середины 1990-х годов вновь активизируется театральная жизнь, возрождается интерес населения к театру. Это подтверждается количественным ростом театров в 1996-2000 годах.

Количественный рост театров в эти годы обусловлен наконец-то установившейся относительной стабилизацией художественного рынка, повышением качества спроса и предложения на сценические зрелища. Растущие возможности театрального предложения расширяют индивидуальный выбор форм досуга каждой новой формирующейся субкультурой формации.

Администратор занимает в труппе лидирующие позиции, без его организаторского таланта, способности принимать нетрадиционные организационные решения, улавливать направленность интересов публики, жизнедеятельность театра становится невозможной. В.Н. Дмитриевский представил лидирующую часть репертуара этого периода - 10 наиболее популярных названий в российской афише, ранжированных по среднему количеству зрителей на одном спектакле.

Название и автор

К-во пост.

Число спект.

Число зрит.,

просм. спект.

Число зрит.

Иисус Христос супер-звезда В. Уэббер

Чума на оба ваши дома

Укрощение строптивой

Пигмалион Б. Шоу

Двенадцатая ночьВ. Шекспир

Лес А. Островский

Восемь любящих женщин Р. Тома

Ромео и Джульетта В. Шекспир

Утешитель вдов Д. Мариотт

Ревизор Н. Гоголь

Действительно, современные пьесы Чехова и Горького в своё время сделали Московский Художественный театр прогрессивнейшим театром России конца 19 - начала 20 века. Высказывание В. Немировича-Данченко остаётся актуальным и сегодня, ведь именно живая связь театра с современностью обеспечивает театру живую связь со зрителем.

3.2 Особенности формирования театральной культуры в 90-е годы

В 1990 г. наступает время смены театральных поколений.

3.3. Особенности театральной жизни красноярских театров.

Заявление Вячеслава Володина о том, что деятели культуры, не поддерживающие спецоперацию на Украине, "всегда могут покинуть свои посты", вызвало замешательство в рядах "культуртрегеров". Некоторые начали уходить сами, хлопнув дверью, других "подвинули", третьи затаились в ожидании. Закрытие "Эха Москвы" и "Дождя"* добавило моменту перчинки. Между тем эксперты отмечают, что именно сейчас наступил долгожданный момент для чистки авгиевых конюшен в различных отраслях культуры. И не только от пятой колонны. Но есть ли кем и чем заменить выпадающие звенья?

Для начала старый, но актуальный анекдот. Умирает руководитель главного российского телеканала, приходит к воротам рая и говорит апостолу Петру:

– Пустите, я к вам!
Но тот лишь качает головой:
– Извините, неформат!

На двух стульях не усидишь

Похоже, наконец настало время сменить "форматы", которые выставили официальные и неформальные кураторы нашей культуры и медиа, как некие стандарты и одновременно "рогатки", отсекающие "чужих". Сразу подчеркнём: именно форматы, сочетающие нарратив и форму подачи. Чистка по принципу отдельных нелояльных фигур мало что даст – способность "переобувания на лету" и мимикрии у нашей культурной "элиты" просто фантастическая. Как и заменяемость из "кадрового резерва". Здесь, как говорил водопроводчик в другом анекдоте, "всю систему менять нужно".

В сфере культуры и медиа в нашей стране выстроена глубоко эшелонированная антисистема. Это именно она взвыла от проекта Основ госполитики по сохранению духовно-нравственных ценностей, заставив Минкультуры снять его с обсуждения. Это она неделю назад заголосила в соцсетях об "агрессии России", наставила на аватарках чёрных квадратов, а то и "жовто-блакитных" флажков, а потом судорожно начала их убирать, осознав, что дело ныне посерьёзнее, чем даже в 2014-м. И недавнее заявление спикера Володина эту новую серьёзность лишь внятно подтвердило. При этом честных борцов за своё мировидение в этой когорте оказалось не столь уж немного. Особенно из тех, кто при власти и деньгах, как худруки театров и других творческих коллективов.

О своём инициативном уходе "в знак протеста" заявила пока лишь директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская (худрука этого же театра Дмитрия Волкострелова явочным порядком уже уволили) и худрук Театра Маяковского Миндаугас Карбаускис. Остальные подписанты письма против спецоперации на Украине пока не спешат покидать свои насиженные госбюджетные места. Речь о руководителях: худруке Государственного театра наций Евгении Миронове, директоре Большого театра Владимире Урине, многолетнем худруке Национального драматического театра России Валерии Фокине, худруках Большого драматического театра Андрее Могучем и "Сатирикона" Константине Райкине, директоре фестиваля "Золотая маска" Марии Ревякиной. Это же относится к главреду журнала "Театр" Марине Давыдовой, сделавшей издание рупором "антивоенной" пропаганды.

Интересно, относят ли они к себе недвусмысленное предложение Володина? Или надеются, что имеют право совмещать своё "миролюбие" со своими высокими постами? Характерно, что на острую тему умно пока помалкивает "серый кардинал" антисистемы Михаил Швыдкой. Как и "токсичные" режиссёры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. А знаете почему? У этих ребят другая – более важная задача, чем политическая фронда.

Оздоровление голубого экрана

Впрочем, театр – вещь тонкая и отчасти действительно элитарная. Его "переформат" придётся осуществлять тоже тонко, хоть и решительно. Другое дело – телевидение. Средство влияния массовое и действенное, что бы ни говорили о его "проигрыше" интернету. Многие заметили, что в последнюю неделю оно при всей тяжести текущей военной тематики стало как-то здоровее.

Просто "вдруг" исчезли разом куда-то ток-шоу с полосканием грязного белья, бесконечные юморящие, голосящие и пляшущие человечки, "мыльные оперы", занимавшие, по подсчётам экспертов, около 50% вещания первого и около 70% второго мультиплексов. Самой заметной стала "пропажа" с Первого канала "Вечернего Урганта", одновременно с исчезновением его банковской рекламы. Вполне логично это связать с тем, что сам Иван Ургант и "локомотив" передачи Александр Гудков вывесили у себя в "Инстаграме" чёрные квадратики "Нет войне".

Вернутся ли они вновь в эфир, как и пламенный "пацифист" Максим Галкин? Очень хотелось бы надеяться, что нет. Как и на то, что на нашем телевидении "спета песенка" продюсера Comedy Club Production Армена Оганяна, снятого с должности руководством ТНТ, и другого камедиклабского "заукраинца" Гарика Харламова. Обнадёживает, что остановлены съёмки новых выпусков шоу "Импровизация" Comedy Club Production.

Разумеется, вполне логична остановка проектов украинского производства – "Мир наизнанку" с Дмитрием Комаровым, трэвел-шоу "Орёл и решка" на газпромовском телеканале "Пятница!". При этом у Нателлы Крапивиной – главы выпускавшей эти программы продакшн-студии "Teenspirit" даже был отобран российский паспорт. В общем, "Пятница!", заполненная чуть не на две трети украинским контентом и ведущими, теперь подвисает в воздухе.

Надоели пошляки на экране

Но вот что даже важнее: на долгожданную "паузу" были поставлены и те, кто никаких "квадратиков"не ставил, политфронду не демонстрировал и к Украине не относится. Например, Андрей Малахов с его "Прямым эфиром", трэш-программа "Здоровье" Елены Малышевой. Пошлейшее ток-шоу "На самом деле" с Тимуром Еремеевым, где гостей прогоняют через полиграф. В сетке вещания не оказалось и других "фирменных" развлекух "Первого": "Кто хочет стать миллионером?", "Точь-в-точь", "Давай поженимся" "Модный приговор" – и прочей белиберды.

Телеканал "Россия 1" убрал шоу "Танцы со звездами". А на НТВ пропал проект "Маска", где звёзды шоу-бизнеса поют и кривляются в клоунских костюмах. Ранее были отменены съёмки ряда сериалов, о чём уже сообщал "Первый русский". Также премьеру украинского телесериала "Линия света" ("Лінія світла"), которая должна была состояться 28 февраля, на "России 1" благоразумно заменили на многосерийного "Годунова". Абсурдная ситуация с демонстрацией на отечественных экранах украинских сериалов с участием комика Зеленского – президента враждебной России страны начала изживаться ещё ранее, чего не скажешь о других украинских сериалах, буквально заполонивших наши каналы в прайм-тайм.

Говорят ли нынешние "поправки" об общем оздоровлении нашего ТВ или просто о "ситуативной" реакции на идущие военные действия и гибель людей, несовместимые с пошлостью, дебильностью и хохмачеством на экране? Ответа пока нет. А ведь этот вопрос ничуть не менее важен, чем присутствие "в телевизоре" персон, в тяжкий момент выступающих против государства и его лидера!

По оценкам экспертов, доля развлекательного контента в первом мультиплексе составляет более трети (на "Первом канале" – более половины) а во втором – более 70% вещания. И "развлечение" это по большей части самого низкопробного характера, формирующее ограниченных мещан, прямо сказать – идиотов с низменными инстинктами. Недаром покойный Сергей Капица назвал российское телевидение "преступной организацией". Как нам кардинально переформатировать эту организацию? Так, политолог Сергей Михеев в комментарии "Первому русскому" предложил:

Надо ввести нечто, что может называться как угодно, но по сути будет цензурой. У нас все эти общественные советы забиты сегодня либеральными людьми – нужна ротация в зависимости от реальных пропорций разных слоёв общества. И они будут решать, что, собственно говоря, полезно, а что неполезно на телеэкране. И тогда станет поменьше разврата, пропаганды общества потребления, бездумных удовольствий, а побольше просвещения, патриотизма, смыслов и так далее.

В свою очередь, гендиректор телеканала "Санкт-Петербург", член Общественной палаты России Александр Малькевич поделился с Царьградом своим видением проблемы:

Особенно много вопросов к каналам второго мультиплекса. Потому что туда попали каналы, необходимость которых, мягко говоря, не очевидна. Это "Муз-ТВ", каналы мистики, развлекательные каналы, которые дают часто низкопробный контент, потакают низменным человеческим желаниям. Там полностью отсутствует просветительская, воспитательная функция. А хотя бы один такой канал точно должен быть! Кроме детского канала, должен быть действительно молодёжный канал. Ещё один канал может быть целиком отдан под общественные дискуссии, другой – под науку и технику.

"Мы должны не стесняться термина "госзаказ на хорошее", потому что, если мы не будем заниматься формированием сознания, идеологии наших сограждан, то за нас это сделают другие. У нас сегодня есть окно возможностей в этом смысле – и связанных с вытеснением расчехлившейся пятой колонны и с назревшим импортозамещением. Грех, если мы этим не воспользуемся", – подчеркнул он.

Что с того?

Именно сегодня, когда Россия уверенно вошла в русло своей истории, перестала бояться и либеральничать, самое время перешерстить нашу "культурку" и наш "телик", вычистив оттуда не только явных предателей, но и разрушителей иного характера, даже более опасного – разрушения пошлостью.

Вряд ли можно сильно беспокоиться о том, чем и кем заменить "выпадающий" контент и персоны. Думается, кроме балета "Лебединое озеро", в архивах телеканалов есть много и других прекрасных балетов. Только нужно ли сегодня России столько телеканалов? Не лучше ли потратить средства на более жизненные проблемы?

Во всяком случае, понятно уже одно: культура и масс-медиа должны перестать играть у нас роль неких небожителей, которым позволено всё за государственные деньги. В том числе – дебилизация народа и предательство во время войны.

* Признаны на территории России иностранными агентами

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.


В уроке рассказывается об особенностях развития театрального искусства, живописи и скульптуры в 1990-е годы. Описывается процесс становления российских средств массовой информации. В уроке говорится о спортивных достижениях россиян. Отдельное внимание уделяется религиозной политике.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь страны в 1990-е годы. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Спорт. Религия"

В ходе урока вы узнаете о театре, изобразительном искусстве, средствах массовой информации, спортивной и религиозной жизни.

В 1990-е годы менялась театральная жизнь. В советское время для театральных постановок были характерны утверждение репертуара и иносказания.

В конце 20 века на первый план вышли режиссёрские решения и способы яркого воплощения образов. Между режиссёрами шла борьба за любовь зрителей. Ведь театры оказались на самообеспечении и был важен каждый зритель в зале.

Распространение получили коммерческие и сезонные спектакли, в которых участвовали популярные актёры.

Для российской живописи было характерно наличие большого количества направлений. Картины советской эпохи, которые имели социальную проблематику и воспевали трудовой энтузиазм, были уже не актуальны. Им на смену пришли абстракционизм и реализм, пейзажи и натюрморты.

В 1990-е годы возродилась заказная живопись. Государство или состоятельные люди делали заказ на написание жанровых картин.

Популярным был советский портретист Александр Шилов. Появился и молодой художник Никас Сафронов. Он писал портреты многих политических и общественных деятелей, артистов шоу-бизнеса, без их согласия, после чего дарил их прототипам. Таким образом его картины оказывались в домах известных людей.

Часто героями произведений живописи становились те, к кому советская власть относилась критически. Появился ряд новых изображений Николая II и Петра Столыпина.

Развивалось монументальное искусство. Одним из самых ярких его представителей стал Зураб Церетели. Множество споров вызвал его памятник Петру I, установленный в 1997 году на Москве-реке. Это один из самых высоких памятников в России, его высота составляет 98 метров.

По всей России стали открываться художественные галереи, как государственные, так и частные. Возродились традиции меценатства. Состоятельные люди скупали произведения искусства по всему миру и предоставляли их музеям и галереям.

В Россию были возвращены ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны. Так, например, России были переданы флорентийская мозаика и комод из Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

Особо стоит выделить русское иконописное искусство. Новое государство возвращалось к религии. Ещё в 1990 году при Московской Духовной Академии была открыта иконописная школа. Лучшие мастера расписывали храмы.

Серьёзные перемены произошли со средствами массовой информации. Их деятельность больше не контролировалась партией. Одной из примечательных черт печатных СМИ 1990-х годов стало обилие цветных молодёжных журналов. В них можно было найти ответы на многие вопросы, волнующие молодых людей.

Формировалось отечественное телевидение, которое предоставляло зрителям правдивую информацию.

В 1990 году была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания.

В 1995 году создано Общественное российское телевидение. Его первый генеральный директор Владислав Листьев, запретил рекламу на телеканале. Этот канал транслировал в перерывах между передачами только социальные ролики.

Проблемы, возникшие в государстве, отразились и на развитии спорта. Из-за экономического кризиса сократилось количество спортивных сооружений. Стала исчезать возможность для массового занятия спортом.

Естественно такое положение дел отразилось на достижениях российских спортсменов, уменьшилось количество олимпийских медалей. Однако, несмотря на все сложности, российские спортсмены добивались успеха.

Борец Александр Карелин становился олимпийским чемпионом в 1992 и 1996 годах, из года в год побеждал на чемпионатах мира и Европы.

С 1990 по 1998 годы лыжница Лариса Лазутина пять раз побеждала на олимпийских играх.

Четырёхкратным олимпийским чемпионом стал пловец Александр Попов.

Мировую известность получили российские теннисисты – Марат Сафин, Евгений Кафельников и Анна Курникова. В 1996 году Кафельников стал первым россиянином, который выиграл турнир Большого шлема. А в 1999 году он стал первой ракеткой мира. Курникова стала самой юной участницей Олимпиады. На момент её первого появления на олимпийских играх в Атланте Анне было всего 15 лет.

Настоящим любимцем молодого поколения россиян стал хоккеист Павел Буре.

В фигурном катании спортсмены из России продолжали оставаться фаворитами всех соревнований. В 1998 году восемнадцатилетний Алексей Ягудин стал чемпионом мира. В конце 1990-х дебютировал Евгений Плющенко.

В 1990-е годы начался всплеск религиозных настроений. После долгого периода атеизма, люди снова возвращались к вере. Уже к середине 1990-х годов почти 34 % населения России считали себя верующими.

Возрождались традиционные для России религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Массово строились культовые сооружения.

Всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве. Он стал своеобразным символом духовного возрождения государства.

В России наблюдался спрос на религиозную литературу, совершались массовые паломничества к святыням.

Важным процессом был рост религиозного самосознания людей. Большая часть населения России исповедовала православие. Резко выросло количество тех, кто регулярно посещал богослужения и принимал участие в таинствах.

При храмах работали библиотеки и воскресные школы. Церковные организации вернулись к обустройству приютов; помощи в реабилитации людей, имевших различные зависимости; уходу за престарелыми.

Открывались православные молодёжные центры.

Развивалась сфера религиозного образования.

Неотъемлемой частью жизни россиян стали религиозные праздники. Важным событием стало прославление новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В 2000-м году была канонизирована царская семья.

Особенно был заметен рост национального самосознания среди людей молодого и среднего возраста. Например, средний возраст российских мусульман, посещавших мечети, составлял 45 лет. В основном это были жители Северного Кавказа, Татарстана и Башкортостана.

В 2004 году отмечали столетие самой крупной в России соборной мечети в Москве.

В Конституции была закреплена свобода совести. Это гарантировало гражданам России право свободно исповедовать любую религию или вовсе не исповедовать никакую. Однако люди в большинстве своём не отличались религиозной грамотностью. В Россию стали проникать различные секты, которые использовали запрещённые моральные приёмы воздействия.

В 1990-е годы нормализовались отношения между государством и религиозными организациями.

Давайте подведём итоги.

В конце XX века в театральном искусстве на первый план вышли режиссёрские решения и способы яркого воплощения образов.

В 1990-е годы возродилась заказная живопись.

Одним ярких представителей монументального искусства был Зураб Церетели.

Средства массовой информации вышли из-под контроля партии.

В 1990-е годы в России стали массово пользоваться интернетом.

Из-за экономического кризиса в 1990-е годы сократилось количество спортивных сооружений.

Читайте также: