Какие события русской истории нашли отражение в исторических песнях 8 класс литература меркин кратко

Обновлено: 05.07.2024

Учёные считают, что в развитии русской исторической песни существует несколько периодов: исторические песни раннего периода, песни XVI века, песни начала XVII века, песни, появившиеся с 20-х годов XVII — до начала XVIII века, песни XVIII — начала XIX века и песни более позднего времени — после Отечественной войны 1812 года.

Темы и герои. XVI век

Взятию Казани было посвящено множество исторических песен, и это свидетельствует о разнообразии народного восприятия народом этого события. Важно, что в этих песнях психологически достоверно воссоздаётся образ Ивана Грозного — сильного и неумолимого политического деятеля, беспощадного к любому изменнику.

И в то же время Грозный характеризуется как любящий отец, который не находит покоя после убийства собственного сына, оплакивает его. Именно передача особого эмоционального состояния, изображение переживаний героя, его внутреннего мира отличают историческую песню от былины.

Иван Грозный молится по сыне

Другим крупным циклом этого периода были исторические песни о Ермаке. В них отражено стремление казаков к вольной жизни, отношение царя к казакам, как к разбойникам; изображены походы Ермака в Сибирь. Известен исторический факт о том, что Грозный принял посланников от Ермака после его победы над войском Кучума. Этот эпизод нашёл своё отражение в песне. Прибывший к царю Ермак винится перед государем и говорит:

Ермак в исторических песнях — народный герой, с которым необходимо считаться всем, даже царю-батюшке — таков смысл этих песен. В исторических песнях XVI века более широко, по сравнению с ранними историческими песнями, используются элементы лиризма, проникновения в психологию героя.

Темы и герои. XVII век. Песня-плач

В XVII веке произошли важные для России события. Они были связаны с крестьянским восстанием под руководством Ивана Болотникова (1606—1607), с борьбой с Великим княжеством Литовским за Смоленск и присоединением Смоленска к Российскому государству, с появлением самозванца Гришки Отрепьева, с политикой русского царя Бориса Годунова.

Исторические песни этого периода всё более и более тяготеют не только к передаче событийной стороны явлений, но и к проникновению в характер героя, к психологизму.

С этой песни началась история жанра песни-плача; это произошло, скорее всего, в 1605 году в период с 13 апреля (день смерти Бориса Годунова) по 20 июня (день вступления в Москву Лжедмитрия I). Песня записана в 1619—1620 годах. Во время захвата Москвы Лжедмитрием I на глазах царевны были убиты её мать и брат Фёдор. Красавица Ксения была насильно сделана наложницей самозванца, а затем пострижена в монахини.

В песнях этого времени осуждается Гришка Отрепьев, восхваляются стрельцы -- защитники Отечества. Прославляется в исторических песнях подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, организовавших народное ополчение и разгромивших Лжедмитрия и польских захватчиков.

Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII — начало XVIII века

Большое количество исторических песен создано в период после 20-х годов XVII — до начала XVIII века. Многие из них посвящены Степану Разину, которого в песнях славят как сильного атамана, человека вольного, независимого. Песни о Степане Разине, в отличие от исторических песен предшествующих периодов, становятся более короткими, стремительными, лиричными. Разин в исторических песнях наделяется исключительными качествами: способностью к волшебству, богатырской силой и чудесной неуязвимостью. Об этом он говорит посланным против него солдатам:

Мысль о единении Русской земли отражается в многочисленных песнях о Смоленске, причем интересно, что некоторые из них возникли и были записаны в северной земле, в бывшей Олонецкой губернии.

Широко отражена в исторических песнях деятельность Петра I. Его воинские доблести прославляются в песнях о взятии Азова. Показательно, что эти песий имеют многочисленные варианты — свидетельство их широкого распространения и бытования в народе.

Солдатские песни. XVIII—XIX века

В начале XVIII века наибольшее распространение получают солдатские песни. Это связано и с расправой Петра со стрельцами, и с войнами, которые велись в Петровскую эпоху. Судя но многочисленным деталям, в которых передаются подробности быта, снаряжения и обмундирования, специфические характеристики боевого порядка, авторами солдатских песен были сами солдаты. С XVIII века солдатская песня становится основной исторической песней на Руси. В ней найдут отражение победы русского оружия под Шлиссельбургом, Ревелем, Ригой, Полтавой в Петровскую эпоху и победы над Наполеоном в период Отечественной войны 1812 года. Персонажами этих песен станут Суворов и Потёмкин, Кутузов и Платов.

Во вес времена историческую песню характеризовала особая публицистичность тона, которая позволяла поэтически точно и красочно выразить отношение создателей и исполнителей к отображённым в песнях событиям. Любимыми героями песенного исторического фольклора являлись народные заступники, независимые и смелые люди, борцы за справедливость и правду. В песнях достаточно точно и художественно своеобразно передавался дух эпохи, давалась оценка многим реальным событиям п фактам, характерным деталям исторических событий. Именно поэтому фольклорная историческая песня привлекла в дальнейшем многих литераторов и получила развитие в литературной исторической песне.

Вопросы и задания

1 Канонёр (канонир) — пушкарь, соллат в артиллерии русской и некоторых других армий.

2 Иван Великий — кремлёвская колокольня, в просторечии называемая Иваном Великим (церковь Иоанна Лествичника под Колоколы).

Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:

события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);

эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");

жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);

восстания К. Булавина и Е. Пугачева ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка! ");

события Отечественной войны 1812 года.

Какие события русской истории нашли отражение в исторических песнях?


Существует несколько крупных тематических циклов народных песен :

события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.

эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков") ;

жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I) ;

Пугачева ("Судил тут граф Панин вора Пугачева.

", "Емельян ты наш, родной батюшка!

события Отечественной войны 1812 года.

Одним из любимых героев исторических песен был Ермак, открывший для России путь в Сибирь.


Срочно помогите с чтением какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из произведения песнь о Вещем Олеге?

Срочно помогите с чтением какую новую информацию ты получил о главном герое и исторических событиях из произведения песнь о Вещем Олеге.


Какие исторические события нашли отражения в литературе в 19 и 20 веках?

Какие исторические события нашли отражения в литературе в 19 и 20 веках.


О каких событиях или периодах русской истории идёт речь в этом произведении Песнь про купца Калашникова : ?

О каких событиях или периодах русской истории идёт речь в этом произведении Песнь про купца Калашникова : ?


Перечислите произведения Лермонтова, в которых нашли отражение исторические события?

Перечислите произведения Лермонтова, в которых нашли отражение исторические события.


Какие чувства солдата нашли отражение в солдатской песне?

Какие чувства солдата нашли отражение в солдатской песне?


Какие исторические события описаны в песне про купца Калашникова?

Какие исторические события описаны в песне про купца Калашникова?


Из какого произведения А?

Из какого произведения А.

С. Пушкин взял исторические события для "Песнь о вещем Олеге".


Какие события русской истории нашли отражение в исторических песнях?

Какие события русской истории нашли отражение в исторических песнях.


Помогите пожалуйста?

Какая историческая эпоха нашла отражение в "Слове о Полку Игоревич"?


Какие черты жанра баллады нашли отражение в стихотворении песнь о вещем олеге?

Какие черты жанра баллады нашли отражение в стихотворении песнь о вещем олеге.


В 3 главе ксли не ошибаюсь.


2 465 - 845 = 1620 (к) - осталось 1620 : 54 = 30 (шт) - полок Ответ : 30 полок.


Повесть о Петре и Февронии учит - любви, милосердию, способностью жертвовать собой ради близкого человека. Повесть заставляет задуматься об этих свойствах человеческой души. Пётр и Феврония - образы идеальных супругов, которые, поборов собственные ..


Листья спокойной летят. Многие звери тихо спят. Злая волшебница Осень Заколдовала ветки сосен. Нет на деревьях одежды как прежде. Тучи хмурые летят солнце золотое злят. Наступают холода и уже придёт зима. Извини что не четверостишие.


Мысль о повести "Хаджи - Мурат" Толстой вынашивал со времен участия в Кавказской войне. Что привлекало писателя в этом участнике освободительной борьбы кавказских горцев? Толстого восхищала его способность всецело отдаваться начатому делу, его бесп..


Бежит по черному полю , белый конь (мел ).


Синцы, синицу, синице, синицы.


1) Детство и лицей. 2) Петербург. 3) На юге. 4) Михайловское. 5) Конец двадцатых годов.


Каким бы ни был сам человек, но если он радикально отличается, от общества в котором находится то неизбежно будет одинок. Так случилось с Гулливером, куда бы он не попал везде оказывался чужаком. Пословица возможно. Всяк сверчок знай свой шесток.


Многие афоризмы из "Горе от ума" Грибоедова, вошли в нашу речь, начиная с самого названия комедии, говоря "горе от ума", мы имеем ввиду, что кто - то перемудрил, переусердствовал, усложняя простое решение вопроса, ненужными, углублёнными и ошибочными..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока. Исторические песни.

Оборудование: учебники литературы, компьютер, проектор, экран, презентация, аудиозапись песни.

I. Оргмомент. Целеполагание.

2. Проверка д/з. Фронтальная беседа.

- Что является предметом изображения в народных песнях?

- На какие группы делятся народные песни?

- Почему народные песни используются в литературе и других видах искусства? Приведите примеры.

3. Новая тема.

1) Лекция учителя.

Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века.

В исторических песнях раскрываются две основные темы :
а) военно-героическая – борьба с врагами за свою независимость, описание военных действий: это песни о воинах и полководцах;
б) повстанческая – песни посвящены народным восстаниям под предводительством Степана Разина, Емельяна Пугачева.

Отличительные черты жанра :
а) исторические песни отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов . Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами;
б) в ранних исторических песнях присутствует поэтика былин (отдельные былинные мотивы: похвальба врага, его посрамление), былинные эпитеты, сравнения, гиперболы;
в) создание циклов произведений (цикл – ряд, совокупность, группа песен, посвященных какому-либо историческому деятелю, например: циклы песен об Иване Грозном, о Степане Разине, Петре I, Емельяне Пугачеве, Александре Суворове и другие).

Существует несколько крупных тематических циклов народных песен:

- события второй половины XIV века ("Взятие Казани", "Гнев Грозного на сына" и др.);
- эпизоды восстания Степана Разина, войны против турок и татар ("Взятие Азова", "Оплошность казаков");
- жизнь Петра I ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I);

- восстания К.Булавина и Е. Пугачёва ("Судил тут граф Панин вора Пугачева. ", "Емельян ты наш, родной батюшка!");
- события Отечественной войны 1812 года.


Большая часть песен о Петре I посвящена военным походам и битвам, а также строительству флота и другим историческим событиям. Сам Петр I в таких песнях лишь упоминается, при чем даже не называется его имени. Несколько песен имеют те же сюжеты, что и предания или сказки:
а) строительство Ладожского канала;
б) Петр I под чужим именем живет в Швеции, а после того как шведский король узнает, кто он, спасается бегством;
в) Петр I борется с казаком (солдатом), и тот побеждает царя, за что государь дарует ему свободу.

Большинство сохранившихся песен о Пугачеве имеет лирический или лиро-эпический характер. Освещается несколько моментов из хода восстания и жизни предводителя: начало восстания и сбор войска, появление Пугачева в Астрахани и разговор с астраханским губернатором, диалог с конем, который предсказывает хозяину скорую беду, допрос у Панина.

На рубеже XVIII-XIX веков происходит сближение народных песен с историческими литературными. В это время русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев , солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII века и т.д.).

- Каким вы представляете народного героя?

- Каким изобразил художник Суриков Ермака?

- Соответствует ли это изображение вашим представлениям о народном герое?

- Что служит фоном картины?

- Какое чувство вызывает картина?

Послушайте, что И.Е. Репин писал по поводу Ермака: "Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка. Все это уходит, как никчемное: и зритель ошеломлен этой невидальщиной. Воображение его потрясено, и чем дальше, тем подвижнее становится живая каша существ, давящих друг друга. ".

Несмотря на то, что эпоха 16 века представляет собой уже далёкую историю, интерес к ней не ослабевает. Суриков в 19 веке обратился к Ермаку, мы – в 21-ом.

4) Чтение песни учителем, затем прослушивание аудиозаписи. Задание перед чтением:

- О каких событиях идет речь в историческом произведении? Как эти события передаются в песне?

- Каким перед вами предстает Ермак? (Реальные и былинные черты героя).

- Какие эпитеты использованы авторами, какую роль они играют?

- Найдите в песне постоянные и непостоянные эпитеты.

- Какой жанр устного народного творчества напоминает народная песня?

- Чем заслужил Ермак добрую народную память о себе?

Ответы на вопросы.

4. Обобщение изученного материала .

Сибирские просторы, могучий Енисей, безбрежная тайга, величественные Уральские горы, племена вольных кочевников, предлагавших за ружья и порох ценную пушнину, – все поражало воображение донских казаков, поэтому и Ермак выступает в песнях почти былинным героем.
В тексте песни мы видим и гиперболическое сравнение через отрицательный прием (отрицательный параллелизм) – излюбленный прием былин: "Не злата труба вострубила им, Не она громко взговорила речь – Взговорил Ермак Тимофеевич. "; и постоянные эпитеты: злата труба, зима холодная, царь белый, православный. Отсутствие рифмы в это исторической песне, повторы придают напевность и делают её похожей на былину… Песня властно переносит нас в эпоху 16 века. Раскрывает тайны жизни Ермака. В исторических песнях живёт само время, породившее их.

5. Выставление и комментирование оценок.

6. Домашнее задание.

Читайте также: