Как изменились отношения россии с арабскими странами после распада ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен.

С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции.

Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998 г. в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции.

В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира.

Арабские страны и их народы крайне заинтересованы в привилегированных и всесторонне развитых отношениях с Российской Федерацией, независимо от типа политической системы в этой стране. Россия по-прежнему остается соседствующей с ними великой державой. Кроме того, они остаются наследниками славной истории дружбы с этой страной, о чем не забывают. Тем не менее Россия, которую мы хотим видеть в качестве великой державы, хоть и является таковой, но в гораздо меньшей степени, чем во времена империи или Советского Союза. Она продолжает платить цену за разрушения, последовавшие за падением коммунистического режима, а именно во времена правления Ельцина и мафии, которые подорвали российскую экономику и растратили богатства государства, в результате чего Россия стала жить на доходы от природных ресурсов.

Настоящая статья представляет собой попытку проанализировать сложные отношения между Россией и арабскими странами и выделить их различные аспекты, учитывая изменения, которые произошли на фоне возвращения России в регион после почти двадцатилетнего отсутствия. Это возвращение происходит в новом контексте, отличном от того, что было во времена советского присутствия на Ближнем Востоке в период холодной войны, и служит иным интересам.

В то время как идеологические факторы (экспорт идей большевистской революции) и геополитика (соперничество с Соединенными Штатами за влияние и контроль) были сутью интересов Советского Союза в годы холодной войны, постсоветская Россия стала стремиться к большему прагматизму. Теперь ее политику в отношении арабского региона определяют энергетические и экономические проблемы, а также необходимость предотвращения усиления различных течений политического ислама и обеспечение прежних интересов.

Действительно, после распада Советского Союза Россия отвергла все идеологические императивы и стала придерживаться прагматичной политики. С социальной и религиозной точек зрения она представляет собой свободную страну, потому что русский не будет дискриминировать кого-либо в зависимости от его религиозной или национальной принадлежности. Социальный и религиозный факторы не ограничивают отношения между русскими и другими народами. Внешняя политика России повернула на Восток после отказа от попыток вступить в западноевропейский блок, и она не стремится создать геостратегический альянс, который бы соперничал с евроатлантической системой. Однако, вступая в такие блоки, как ОДКБ или БРИКС, страна пытается противостоять расширению западного влияния, по крайней мере, вдоль исторических границ Российской империи. Тем не менее эти организации слабы и не являются реальным соперником НАТО.

С начала сирийского кризиса и его распространения на Йемен между Россией и Советом сотрудничества государств Персидского залива постоянно возникают трения. При этом Москва не придерживается конкретной политики в отношении стран Персидского залива. Главным определяющим фактором в этой изменчивой политике является стратегический интерес и прагматизм. Мы можем отметить, что отношения России с этими странами всегда были связаны с определенным государством за пределами этого субрегиона, будь то региональная держава (Ирак, Иран, Турция) или международный игрок в лице США. Другими словами, Москва взаимодействовала с государствами Персидского залива с точки зрения положения этих связей относительно отношений с другой региональной стороной или в зависимости от роли этих стран в политике Вашингтона.

Президент РФ Владимир Путин и президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад во время общения с военнослужащими авиабазы Хмеймим в Сирии

Путин пытался возродить российскую экономику и все ещё пытается это сделать, однако он только на полпути к желаемому результату. В нынешней ситуации в России политика служит экономике, особенно в отношении сложных вопросов, стоящих перед нашими странами в период революций и гражданских войн. Перед лицом защиты наших интересов, мы, арабы, развивали отношения с Россией в прошлом, а также нынешней Россией, которую мы хотим видеть в качестве сверхдержавы. Так какова природа российской политики в отношении наших стран, которые находятся в настоящее время в этих сложных условиях? Очевидно, что сегодняшняя российская позиция в отношении сирийского кризиса довольно неоднозначна, то есть недостаточно влиятельна в такой сложной ситуации, которая сохраняется в Сирии в течение семи лет, но без каких-либо видимых перспектив, что все завершится трагично. Сирия и ее народ будет платить России высокую цену в течение долгих десятилетий.

Таким образом, российское руководство старается устанавливать реальные отношения во всех областях с арабским обществом, государствами и народами, национальными и демократическими движениями различной направленности. Проводя подобную политику, Россия может столкнуться с давлением со стороны своих противников, американцев и европейцев, которые в то же время являются ее партнерами в новом миропорядке. При этом Москва может повысить уровень развития своей экономики и превратиться из страны, живущей на доходы от природных ресурсов, в страну с развитой экономикой, а значит, наши отношения с ней станут прочнее и полезнее для нас всех.

Митинг студентов университета Баас в поддержку действий российской авиации в Сирии

После распада СССР России потребовалось около двух десятилетий, чтобы изменить свою политику в отношении арабского мира. Ей удалось позиционировать себя таким образом, чтобы апеллировать к интересам некоторых арабских стран и альянсов. При этом создается впечатление, пишет автор, что Москва в отношении разных арабских стран проводит и разную политику.

Соображения идеологического характера, преобладавшие в отношениях между СССР и арабскими странами в 1920-1990-е годы, с распадом Советского Союза ушли в прошлое. В досоветские времена царская Россия стремилась использовать в своих интересах слабости Османской империи, которая доминировала на значительных территориях арабского мира. Она продвигалась в сторону Балкан, Крыма и Кавказа, ведя войны сама или поддерживая местные восстания против османских правителей. Она поддержала восстание, которое возглавлял правитель Египта Али-Бей Аль-Кабир (Ali Bey al-Kabir), и его союз с Захиром Аль-Умаром (Zahir al-Umar) в Палестине. В результате российский флот обстрелял Бейрут, который удерживали турки, и в 1773 году город был ненадолго захвачен. Россия также основала несколько религиозных школ и монастырей на Святой Земле в Палестине.

Идеология была не единственным фактором, определявшим политику Советского Союза в регионе. Он поддерживал прогрессивные движения, а также вел ожесточенную войну против США и их союзников, чтобы остаться на Ближнем Востоке. Он одерживал победы, оказав поддержку Гамалю Абдель Насеру (Gamal Abdel Nasser, второй президент Египта, 1956 по 1970, — прим. ред.) и направив войска в регион во время войны 1967 года с тем, чтобы поддержать арабских союзников. Тогда Россия не обращала внимания на репрессивные меры в отношении арабов-коммунистов, которые по идее должны были быть естественными союзниками Москвы. Вместо этого Россия предпочитала уделять первостепенное внимание своим геостратегическим интересам. Однако на Ближнем Востоке все изменилось, когда в 1972 году Анвар Садат (Anwar al-Sadat, третий президент Египта, с 1970 по 1981 годы, — прим. ред.) отказался от военной помощи СССР и выслал советских военных советников. И когда в Сирии Хафез Асад (Hafez Assad), отказавшись от политики своего предшественника, сторонника левых взглядов Салаха Джадида (Salah Jadid), взял курс на сближение с Соединенными Штатами и начал проводить политику открытости в отношении Запада. На подъеме были и государства Персидского залива, ни одно из которых дипломатических связей с Советским Союзом не поддерживало.

В 1990-е годы, когда Москва еще не оправилась после распада СССР, в отношениях между Россией и арабскими странами наступил период затишья. Политика России в то время была направлена на укрепление безопасности России на всех евразийских территориях. Она также уделяла особое внимание установлению союзнических отношений с бывшими советскими республиками, с Китаем, как державой с растущей экономикой, и с Европой, с которой она имеет исторические связи.

В начале 2010-х годов арабский мир вновь привлек внимание России. В 1990-е годы в регионе царило относительное спокойствие, которому предшествовал период потрясений, начавшихся с вторжения США в Ирак в 2003 году и последовавших за этим арабских восстаний.

Тем временем Европа продолжала настороженно наблюдать за Россией, нагнетая напряженность в отношениях с ней из-за своей настойчивости в вопросе размещения американских ракет и поддержке на Украине, в Грузии и других странах — тех, кого Россия считала врагами. Дело дошло до аннексии Россией Крыма в 2014 году, последствия которой ощутили и на Ближнем Востоке, когда Москва осуществила военное вмешательство в дела Сирии, чтобы поддержать режим Башара Асада (Bashar Assad) в войне с участниками местного восстания.

Считалось, что вмешательство Москвы полностью испортит отношения между Россией и арабскими странами, поддерживающими сирийскую оппозицию. Однако с помощью дипломатии России удалось переключить внимание арабских стран на вопросы, которые представляют интерес для обеих сторон, например, энергетические. Все это время Россия придерживалась своей политики в отношении острых проблем, вызывающих беспокойство у арабов — таких, как палестинский вопрос.

Таким образом, в российско-арабских отношениях преобладал прагматизм, и обеим сторонам удалось избежать конфликта благодаря выработке перечня приоритетов (хотя и не идеального), отражающего баланс сил в регионе.

В состав СССР входило 15 республик. После распада Союза все они стали самостоятельными государствами, а некоторые даже разделились на части. С отдельными странами Россия смогла наладить конструктивное партнерство, с другими отношения не сложились. Есть среди бывших союзных республик и те, которые занимают пограничную позицию. Так, Туркменистан по отношению к России нейтрален: не состоит в военных и торговых блоках, поставляет нам газ только потому, что до Европы дальше.

Государственная символика России и СССР

Друзья России из бывшего СССР

Следующие страны являются дружественными к России.

Белоруссия

Имеет обширную общую границу с Россией и является самым близким соседом, что автоматически располагает к налаживанию взаимовыгодных отношений. У бывших членов Союза сохранилось множество общих интересов в сфере сельского хозяйства, производства, торговли и внешней политики. Между ними нет таможенных пунктов, а для поездки в Беларусь россиянам не нужна виза.

Казахстан

Бывшая республика посчитала, что глупо отказываться от сотрудничества с Россией ввиду наличия множества взаимовыгодных точек пересечения. Наша страна до сих пор благополучно пользуется космодромом на Байконуре и имеет на территории Казахстана 5 военных баз. Кроме того, между государствами заключены торговые соглашения.

Армения

Географические особенности этой республики сделали ее несколько изолированной от остального мира, поэтому Россия самый выгодный для нее союзник и по территориальному признаку, и по степени надежности. У Армении уже были конфликты с Азербайджаном и Турцией, а наличие партнерских связей с более сильной державой — это гарантия мира.

Абхазия и Южная Осетия

Эти страны еще недавно были частью Грузии, но вышли из ее состава при поддержке России. Поэтому неудивительно, что они сохраняют с нами дружественные отношения. РФ заботиться о поддержании мира внутри них и на границах, а также способствует развитию национальной экономики и торговли.

Киргизия и Таджикистан

Фото Кремля

Враги России из бывшего СССР

Недружественны к России следующие страны.

Украина

После распада Союза эта страна не раз заявляла о своей незалежности, но ввиду зависимости от российских ресурсов и инвестиций все оставалось на уровне громких лозунгов. Ситуация изменилась после смены президента и возвышения блока националистов, что привело к усилению ненависти к России, обострению и разрыву партнерских отношений.

Узбекистан

Сначала развивал отношения с российской стороной, но параллельно сотрудничал и с НАТО. Перевес в его пользу случился в 2014 году, когда на территории страны появился региональный филиал Североатлантического альянса.

Литва, Латвия, Эстония

Страны с четким антироссийским политическим курсом. В них старательно изживают все, что напоминало бы о союзном прошлом: начиная от притеснения русского языка и людей, говорящих на нем, и заканчивая сносом российских памятников.

Храм в центре Москвы

Грузия и Молдавия

Читайте также: