Как изменилась система образования какие перемены в этой сфере представляются вам позитивными кратко

Обновлено: 08.07.2024

Отечественная система образования с момента принятия Болонской декларации претерпела немало перемен. Новшества внедряются вплоть до настоящего времени, но насколько они эффективны, пока судить рано. Сегодня мы расскажем об основных этапах становления российского образовательного фланга, достоинствах и недостатках реформирования.

Отечественная система образования с момента принятия Болонской декларации претерпела немало перемен. Новшества внедряются вплоть до настоящего времени, но насколько они эффективны, пока судить рано. Сегодня мы расскажем об основных этапах становления российского образовательного фланга, достоинствах и недостатках реформирования.

С чего все начиналось?

В период существования СССР отечественная система образования считалась самой лучшей в мире. В нашу страну стремились попасть все желающие стать высококвалифицированными специалистами. Качество обучения было на высоте, школьники и студенты получали теоретические представления и практические навыки, которыми пользуются сегодня. Вас не поражает, как многие бабушки до сих пор помогают в учебе своим внукам? Как им это удается? Секрет кроется не только в их здоровье и памяти, но и программе, методах обучения!

Какие этапы проходила система образования

Процесс реформирования образования

В советский период в нашей стране не было сурового разграничения на бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Дети обучались в школах, далее могли поступить в училище, техникум или ВУЗ и стать квалифицированным специалистом. Притом в большинстве случаев обучение в образовательном заведении было бесплатным, так как количество бюджетных мест составляло вплоть до 70-80% от общего фонда. С принятием Болонской декларации традиционная система обучения претерпела ряд изменений:

  • Внедрена многоуровневая система образования, аналогичная европейским стандартам;
  • Пересмотрена программа обучения по всем специальностям, стандарты образования (ФГОС, ГОСТ); : на смену традиционным устным экзаменам, собеседованию пришло ОГЭ и ЕГЭ;
  • Изменение порядка поступления: для поступления в ВУЗ на очное отделение обязательна сдача ЕГЭ, поступление в колледж возможно на основе конкурса аттестатов (результаты ОГЭ не обязательны);
  • И пр.

Изменение обучения в школе

Школьная программа претерпела немало перемен. Если раньше дети обучались по одной конкретной программе, то сейчас в начальных классах они могут познавать мир и основные навыки на основе новых программ, каждая из которых делает упор на определенных дисциплинах, развивая мышление, анализ, расчеты и точность, внимание и пр. В частности, сейчас выбирать программу обучения в начальной школе родители могут сами: Перспектива, Школа России и пр.

Перемены в системе современного образования

Принципы современного образования

Начиная с 5 и заканчивая 11 классом, программа обучения осталась общей, но в зависимости от профиля класса (физмат, гуманитарий, естественнонаучный и пр.) особый (углубленный) акцент может делаться на определенных предметах. В программу обучения постоянно дополняют новые предметы: теория вероятности, изучение местных языков, шахматы и пр. С 2020 года школьники вновь изучают два иностранных языка: немецкий и английский.

Формы ГИА

Виды итоговой аттестации

Структура ОГЭ и ЕГЭ также претерпела изменения. Если изначально на экзаменах требовалось пройти небольшой тест и выполнить эссе, расписать подробно решение задачи, то сейчас предусмотрена многоуровневая система заданий: тестовые варианты, базовая и профильная части, задания общего курса и повышенной сложности, эссе и пр.

Казалось бы, в указанных переменах ничего плохого, но вместе с этим растет нагрузка на учащихся. Власти стараются оптимизировать систему обучения, чтобы нововведенные дисциплины, экзамены и нагрузка позволяли детям не просто учиться, но и не забывать о детстве, развиваться по возрасту, отдыхать.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Какие перемены отмечаются в СУЗах и ВУЗах?

На протяжении последних 10 лет кардинально изменилась система профессионального становления дипломированных специалистов.

Во-первых, теперь обучение в ВУЗах классифицировано на бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года), поэтому продолжительность освоения образовательной программы составляет от 4 до 6 лет. Притом обучение в СУЗах и ВУЗах остается добровольным.

Образование в СУЗе и ВУЗе

Как проходит обучения в высших и средних образовательных учреждениях

Во-вторых, сейчас в России практикуется не только бюджетная форма обучения, но и платная (коммерческая). Притом поступить на платное отделение легче, так как проходные баллы более лояльные, но требования к учащимся одинаковы (что к бюджетникам, что к контрактникам). Сейчас в каждом ВУЗе имеется бюджетная и платная форма обучения, притом в большинстве случаев более 60% мест относится к коммерции. Более того, сегодня в РФ существуют негосударственные ВУЗы, которые оказывают образовательные услуги исключительно на платной основе.

Образовательный кредит

Предоставление кредитов на образование

В целях повышения доступности высшего образования в России появился специальный банковский продукт – образовательный кредит. Он выдается абитуриентам с условием, что они приступят к его погашению после получения диплома об образовании. Срок погашения и условия кредитования обсуждаются индивидуально с заемщиком, его поручителями (опекунами, официальными представителями).

В СУЗах и ВУЗах также перешли от традиционной оценки успеваемости к рейтинговой, которая предполагает получение минимального проходного балла для получения допуска к сессии, поощрения за активность в учебном процессе и штрафы за прогулы, несвоевременную сдачу письменных проектов.

В целом учебный процесс остался прежним. Студенты, как и раньше, обучаются по семестрам согласно утвержденному в образовательном заведении расписанию, раз в семестр проходят аттестацию в виде зачетной недели, сессии, а также получают практические профессиональные навыки в ходе стажировки.

Сегодня педагоги школ, СУЗов и ВУЗов стараются дать учащимся не просто знания, но и научить их грамотно, эффективно ими пользоваться как в повседневной, так и профессиональной жизни.

Практика внедрения дистанционного образования в России

Дистанционный процесс в образовании

Как проходит дистанционное образование?

Важно отметить, что дистанционное обучение в отечественных ВУЗах производится преимущественно на платной основе. Притом стоимость такого профессионального становления будет гораздо ниже, чем обучение по программе очного или заочного отделения.

  • Родители учащихся начальных классов отметили, что дети не в силах самостоятельно заниматься дистанционно, так как постоянно отвлекаются, еще не умеют полноценно работать с компьютерами и приложениями, отправлять на проверку задания и пр.;
  • Сами школьники и студенты также отметили, что новый формат обучения непривычен, но в целом удобен для них. Главное — тщательно планировать свой день, не отвлекаться по пустякам и не попускать знания по расписанию, внимательно изучать предметы. Главной помехой они назвали перебои в Интернет-связи;
  • Многодетные семьи отметили, что не у всех есть возможность иметь дома по несколько компьютеров и планшетов для обучения;
  • Аспиранту и соискатели ученых степеней столкнулись с переносом защиты диссертаций, переходом на дистанционное вещание (защиту), проблемы со связью с научными руководителями и ВАК-комиссией. Более того, в некоторых регионах до настоящего времени не было скоростного Интернета.

Эксперты отмечают, что в целом Россия не была готова к тотальному переходу на дистанционное обучение, но власти сумели оперативно среагировать на возникающие проблемы и усовершенствовать данную сферу.

В целом, все перемены, происходящие в образовательной среде РФ, нацелены на то, чтобы сделать учебный процесс комфортным, доступным и понятным для каждого. Оценить эффективность реформирования удастся в ближайшие 5-10 лет.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Суррикат Мими

Лучший ответ:


Энджелл




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Времена меняются, на смену одним проблемам приходят другие, более значимые, но один вопрос интересует людей всегда и, надеюсь, будет интересовать еще долгое время. Это образование! С каждым годом оно меняется, происходят значимые перемены. Многие из них несут положительный характер, но, увы, не все. Некоторые считают, что на этот фактор влияет поколение. Но так ли это?

С начала 2000 года поколение изменилось, образование, следовательно, тоже. В связи с этим люди начали обсуждать такие темы: как изменилась система образования за годы и чему научат их детей в школах и высших учебных заведениях? Какие перемены вошли в нынешнюю систему образования? Это стало самой обсуждаемой темой в 2019 году, когда в образование ввели цифровизацию.


Но чтобы правильно и абсолютно точно ответить на эти вопросы, не стоит ли узнать, а что было до введения новшеств в систему образования?

В 1967 году Эльконин Даниил Борисович, советский психолог, вместе со своей командой начал исследование о школьниках того времени. В этом исследовании он основывался на психологии детей подросткового возраста: как они реагируют на смену обстановки, переходя в среднюю школу? Для этого эксперимента был выбран 5 и 6 класс. Он был проведен удачно, более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: первые — ученики не признают влияния обучения на развитие, отрицает самую возможность развивающего обучения; вторые и третьи — признают наличие развивающего обучения независимо от того, как оно может быть истолковано. Вот к чему пришли психологи того времени. Теперь же этот эксперимент повторили только уже с учениками нынешнего поколения.
И было выявлено, что дети того времени в возрасте 12-15 лет хотели казаться взрослыми больше, чем наше нынешнее поколение, которое просто не видит смысла в том, чтобы отказаться от всех благ детства. На это все влияет обстановка, в которой идет развитие. В наше время система образования основана не только на посещении школы или другого учебного заведения. Но и дополнительно идут курсы, чаще всего технологические или языковые.

Поэтому у детей просто нет свободного времени, все время они занимаются самообразованием, но для этого огромную роль для них имеет интернет.

В постсоветское время у детей тоже была возможность посещать кружки, но они сами могли выбрать: будь то танцы или же шахматы, никаких технологий (как сейчас) не было.

Исследования были закончены. И теперь мы точно можем сказать, какая же разница между поколениями, влияет ли это на образовательный процесс нынешнего поколения.

У школьников, как выяснилось, абсолютно разное отношение к преподавателю. Школьники 1967 года видели в преподавателе авторитетного человека и стремились быть похожими на него. Что не сказать про учеников 2000 годов. В связи с появлением интернета и разных источников знаний в нем, ученики все чаще стали критически оценивать преподавателей и показывать им их ошибки в преподавании того или иного предмета.

Отношение к учебе тоже кардинально изменилось. Школьники 1967 года осознано подходили к учебе и сами решали, что им нужно, а что нет. Выбор был за ними. Кто-то учился, кто-то же нет. Дополнительные занятия для своего время провождения они выбирали сами, основываясь на том, что им действительно нравится или что им более-менее близко. Они были самостоятельны, сами принимали решение, за которое могли ответить.
2000-ники же следуют мнению родителей, не желают сами решать свои проблемы, они живут своими детскими идеями и мечтами. Они не отвечают за свои слова и ведут себя легкомысленно, но их мнения основываются на мнении их родителей. То же относиться и к доп. кружкам. Они идут туда, куда отправят их, не имея своего личного мнения чаще всего.

Но при этом стоит учитывать и жизнь вне школьного заведения, чтобы увидеть картину глобально. Дети 1967 года имели не только обязанности учиться, но и другие бытовые заботы, которые они должны были делать по дому. Что отсутствует у 2000: они должны лишь учиться и только учиться.
Но надо учитывать и то, что это статистика, и она имеет свойство меняться.

Теперь мы ответили на самый первый вопрос, который интересовал многих родителей. Влияет ли поколение на образование? Да, влияет потому что со временем меняется быт и жизнь людей, что нельзя не включить сюда.

Но как же изменилась система образования?

Со времен СССР полностью поменялась жизнь людей. Было открыто очень много нового нашими ученными. А новшество всегда вело к переменам. Тоже самое случилось и с нашим образованием. Были введены новые предметы — сначала сильных изменений не было. Но начиная с 2016-2017 года в образовании произошел взрыв, который принес огромные изменения. Министерство образования различных стран провело цифровизацию. Что же это такое и какие перемены она принесла в образовательный процесс?

Цифровизация — это переход предприятий с бумажной работы на ПК. То есть персональный компьютер. С каждым годом техника становится все лучше и лучше, в связи с этим все переводят на ПК, школы в том числе.

Что же принесет цифровизация нам?

Платформа открытого образования представляет собой аппаратно-программный комплекс, состоящий из систем дистанционного обучения, телеконференций и вебинаров, образовательных курсов, комплекса проведения онлайн-уроков, объектно-ориентированного программирования, робототехники, 3D-моделирования и печати, удаленной сдачи и приема экзаменов. И многое другое. Теперь уроки могут проходить отдаленно через интернет.

Теперь можно создавать виртуальные классы, где люди, которые не могут посещать занятия по той или иной причине, смогут получить образование и диплом. Появляется огромное количество курсов, где предоставляется информация на разные темы. От начальной школы до бакалавриата. Все журналы, документация и тесты переходят в электронный формат. Для удобства преподавателей и учеников. В связи с цифровизацией во всех школах с 1 класса вводится информатика и основы программирования. Чтобы нынешнее поколение могло спокойно разбираться в ПК и имело привилегии в будущем. Ранее информатика преподавалась только с 5 класса, что привело многих подростков к незнанию очень многого о персональном компьютере. Теперь же эту проблему решают. Кроме того, детей будут активнее вовлекать в робототехнику.

Именно это и стало проблемой цифровизации образования. Не в каждом учебном заведении есть столько техники для каждого ученика. Поэтому процесс резко замедлился, а учебные заведения стали закупаться новейшими технологиями, но, увы, не все. Многих школ до сих не коснулся этот процесс, образование там ни чуть не изменилось.
С каждым годом открывается огромное количество интернет-ресурсов, которые предлагают нам онлайн-обучение и курсы на самых разных языках. Начиная с бесплатных и заканчивая платными. Благодаря этим ресурсам многие дети и даже взрослые смогут получить дополнительное образование, не покидая дом. Люди смогут пройти огромное количество курсов, которые они не смогли посещать по той или иной причине. Все смогут самообразовываться благодаря новым ресурсам нашего времени.
Например, самыми популярными бесплатными платформами на русском языке стали:

Все эти интернет платформы являются наиболее популярными среди людей, владеющих русским языком.

Существует еще больше платформ на английском вот некоторые из них:

Звучит заманчиво, но все ли так красиво как нам преподносят.

Какие недостатки принесет нам цифровизация образования?

1.Непроверенные технологии.
2.Утрата навыков письма, как следствие утрата способностей к творчеству.
3.Утрата способностей воспринимать большие тексты.
4.Экранная зависимость.
5.Снижение социальных навыков.
6. Цифровое слабоумие. Утрата умственных способностей.
7. Использование WI-FI в школах. Электромагнитное излучение.
8. Проблемы с речевым развитием у детей.
9. Проблемы со зрением.
10. Компьютерная, игровая зависимость.
11. Отказ от бумажных учебников.
12. Разница между чтением с экрана, и с бумаги.
13. Электронное досье на каждого ребенка, контроль за семьей
14. Зарубежный опыт цифрового образования.
15. Чего ждать учителям?
16. Чипизация.


Что же положительного принесет с собой реформа 2020 года?

1. Исчезнет личная неприязнь преподавателей к ученикам.
2. Дети станут более самостоятельными. Цифровизация образования рассчитана на то, что ученики должны сами решать те или иные вопросы.
3. Мы шагаем в будущее.
4. Преподавателям станет намного проще вести занятия. У них появится возможность дополнительного заработка через интернет-курсы, которые они смогут преподавать через интернет-ресурсы.
5. Бумажная волокита уйдет на 2 план. Вместо бумажной документации учителя смогут работать через интернет. Обязанностей станет меньше. Но роль преподавателя не поменяется.
6. Экономия. В связи с цифровизацией можно будет экономить на бумагах, учебниках, прочих мелочах.
7. Детям не придется носить каждый день портфели, которые могут весить от 2 до 4 кг.
8. Дети, у которых имеются те или иные заболевания, из-за которых они не могли нормально получить образование, теперь откроют для себя этот замечательный мир.

Еще имеется очень много плюсов, которые я здесь не перечислила. Но это очень огромные изменения, которые ведут к последствиям. С введением цифровизации очевидно, что необходимо переосмыслить подходы к образовательному процессу.

В связи с этим во всех странах, где устанавливается новая система образования, было решено ввести ЕФОМ. ЕФОМ — единые федеральные оценочные материалы, а если на общедоступном языке — это аттестация, которую должны пройти все преподаватели, начиная с начальной школы и заканчивая высшими заведениями. Как нам рассказывают, эта аттестация необходима для роста преподавателей в стране. Но на самом деле ЕФОМ создали для оценки квалификации педагога. Как заявляли ранее официальные лица, часть учителей не могут выполнять свою работу, так как сами не владеют предметом в достаточной степени. А обосновывают они это тем, что в последнее время результаты ЕГЭ становятся все хуже и хуже. Оцениваться будут не только знания, но и методические, психолого-педагогические и коммуникативные компетенции учителя. Официально эту аттестацию обещают ввести в 2020 году. Но в октябре 2018 года было решено провести пробное тестирование, в котором приняло участие 19 российских регионов, в числе которых 615 учителей и 462 студентов педагогических вузов. Это новая система аттестации уже через год станет обязательной для 1 500 000 педагогов. Результаты пробной аттестации уже через некоторое время опубликовали в СМИ. Результаты оказались неудовлетворительными. Как рассказывают СМИ, 48% преподавателей математики и информатики не справились с тестом, экзамен также не сдали 28% учителей истории, экономики, русского языка и литературы.
Что же думают сами преподаватели про цифровизацию образования, и о ЕФОМ? Нужно ли ЕФОМ?

Мы, родители наших учеников, думаем, что этот вопрос актуален на сегодняшний день и для многих педагогов, проживающих на территории Российской Федерации. Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников.

Около 80% преподавателей считают именно так. 10% относятся негативно к переменам и еще 10 % относятся нейтрально. Эта тема достигла такого пика, что Ржевская Анастасия написала стихотворный отрывок на эту тему.

Многие учителя высказывают свое мнение и по сей день. Но в любом случае процесс цифровизации неизбежен. Теперь все зависит от нас, как мы подойдем к этому.

Как изменилась система русского образования? Какие смены в этой сфере представляются вам позитивными, а какие негативными? Почему?

  • Геннадий Мамедалиев
  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
  • 2019-11-03 13:29:52
  • 2
  • 1

Дореволюционная Наша родина занимала одно из заключительных мест в Европе по уровню грамотности населения. Русская власть сделала ставку на общее приобщение людей к образованию. Культурные ценности обязаны были стать имуществом всего народа. Иной стороной новейшей культурной политики было её полное подчинение идеям большевиков. Вся система образования, все книжки и газеты, художественное творчество были проникнуты революционным пафосом. Идеология марксизма-ленинизма стала единственно возможной основой для научных исследований.
Основную роль в твореньи новейшей школы играл Народный комиссариат просвещения во главе с А. В. Луначарским. Сделанная в стенках наркомата Муниципальная комиссия по просвещению разработала план новой системы образования.
Под девизом Долой неграмотность! развернулось общее обучение взрослых, в первую очередь красноармейцев и рабочих. В 1920 г. при Наркомпросе была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, охватившая собственной деятельностью миллионы человек. Повсюду раскрывались библиотеки и избы-читальни.
Упрощению обучения безграмотных содействовала реформа орфографии в 1918 г. Из алфавита исключили некие буковкы. На конце слов перестали ставить твёрдый символ. Изменили отдельные верховодила письма.
В октябре 1918 г. ВЦИК принял положение о единой трудовой школе. Такая школа делилась на две ступени от 8 до 13 лет и от 13 до 17 лет. Она пришла на смену былым исходным школам, гимназиям и реальным училищам. Отменялось раздельное обучение мальчишек и девченок. Школьное образование было объявлено доступным и безвозмездным.
Были изданы новые правила приёма в высшие учебные заведения. В первую очередь, без вступительных экзаменов в их воспринимали детей рабочих и фермеров, даже если у их не было среднего образования.

Школьное образование после революции сильно изменилось. Были запрещены телесные наказания, мальчикам и девочкам разрешили учиться вместе, стали выходить учебники на национальных языках. А ещё в школах появились новые предметы.


В конце 1922 года структура школ стала такой: I ступень — четыре года обучения, II ступень — пять лет обучения с разделением на два концентра (учебных цикла). В 1923 году появилась школьная программа для таких школ.

Как изменилась школьная программа

До революции самым распространённым типом начальных училищ были земские школы, которые условно соответствуют I ступени обучения в единой трудовой школе. В земских школах было пять обязательных предметов:

  • Закон Божий (краткий катехизис) и священная история;
  • чтение по книгам гражданской и церковной печати;
  • письмо;
  • первые четыре действия арифметики;
  • церковное пение там, где преподавание его будет возможно.

На I ступени обучения в единой трудовой школе из программы убрали Закон Божий и книги церковной печати. Школьная программа расширилась до девяти предметов:

  • естествоведение;
  • география;
  • математика;
  • обществоведение;
  • родной язык;
  • иностранные языки;
  • рисование и лепка;
  • музыкальное образование;
  • ручной труд.

В высших начальных училищах до революции (соответствуют II ступени обучения в единой трудовой школе) было 11 предметов:

  • Закон Божий;
  • русский язык и русская словесность;
  • арифметика и начала алгебры;
  • геометрия;
  • география;
  • история России с необходимыми сведениями из всеобщей истории;
  • естествоведение и физика;
  • рисование и черчение;
  • пение;
  • физические упражнения;
  • для учениц рукоделие.

На II ступени обучения в единой трудовой школе естествоведение разделилось на биологию с геологией и химию, физика стала отдельным предметом, из программы убрали историю и черчение:

  • география;
  • биология с геологией;
  • химия;
  • физика;
  • математика;
  • обществоведение;
  • язык и литература;
  • иностранные языки;
  • рисование и лепка;
  • музыкальное образование;
  • физическое воспитание;
  • ручной труд.

В рамках курса по обществоведению школьники учили историю социализма, политическую грамоту и историю труда (политическую экономику). Математика состояла из алгебры, геометрии и тригонометрии. Курс по биологии с геологией включал зоологию, ботанику, геологию с минералогией, физиологию человека с гигиеной и общую биологию.

Отдельное внимание уделялось развитию национальных школ. В 1922 году начало свою работу Центральное восточное издательство, которое выпускало учебники на чувашском, татарском, адыгейском и других языках. Дети разных национальностей получили учебники на родном языке.


Всё это привело к увеличению грамотного населения в СССР. С 1914 года по 1936–1937 года количество учащихся в начальных и средних школах выросло в 3,6 раз, а учеников только средних школ — в 18 раз.

Читайте также: