Как история россии отразилась национальном самосознании русского народа кратко

Обновлено: 30.06.2024

В начале урока я пишу на доске вопросы к 11-му классу:
– Знаете ли вы национальные корни своей семьи, к какой национальности вы себя относите?
– Что в вашем представлении означает понятие “россияне”?
– Что вы чувствуете, оказавшись за пределами нашей страны или когда вы общаетесь с представителями другой страны?

I.
Американец с любым цветом кожи гордо скажет: “Я – американец. ” То же будет и с жителями Франции, Англии и многих других стран. Вероятно, это для них не менее важно, чем национальность по крови. Что же происходит в России? Кто из нас вспомнит сегодня в первую очередь принадлежность к стране, а не к национальности? Пожалуй, только президент в обращении: “Дорогие россияне…”. Очень много проблем мы могли бы решить, осознав, что мы одна нация (какой бы национальности ни были) с общим прошлым и будущим. Не было ни одного периода в истории России от ее истоков, чтоб она не была драгоценным кладезем разных национальностей, религий, культур. И именно это делало наше государство неповторимым, сколько бы отрицательного ни пытались найти теперешние “самостийные” политики.
Что же такое национальное самосознание и сформировано ли (и в какой степени) общероссийское самосознание – это предмет нашего разговора. Я предлагаю учащимся:
“По ходу лекции вы составляете план-конспект и записываете вопросы, которые у вас возникают. В конце урока вы сможете их задать. У вас и у меня будет время обдумать свою точку зрения, проанализировать материал учебника, найти дополнительные источники для ответа на вопросы.

II.
Холмы и бор, спокойная река, березовая роща. …Когда они появились в наших краях? Запах смолы, свежей зелени, ни с чем не сравнимое ощущение Родины. Как мы узнаем, что это наш дом? Как там за морем вдруг чувствуем тоску по нему? И людей, ощущающих то же, воспринимаем как близких и родных. Ветром занесенное зернышко, попадая в чужую землю, может прорасти и стать частью этого леса, этой природы. Но скорее всего оно вырастет не так и не таким, как на Родине…
Существуют различные, исторически определенные общности людей: род, племя, народ, этнос, нация. Все они – леса, проросшие корнями на одной, родной им земле. Эти корни питают их соком жизни, дают им понимание своего единства как со своей землей, так и друг с другом.
1. История происхождения народа (этногенез) становление духовной культуры и самосознания народа. Русский народ вместе с украинским и белорусским вплоть до ХIV в. составлял древнерусскую народность. Она исторически сложилась в эпоху Киевской Руси на основе племен и племенных союзов восточных славян, которые издавна связаны с очень древним сообществом людей, принадлежащим к индоевропейской культуре. За многие столетия существования (примерно с V тыс. до н.э.) они оставили следы на просторах от Балкан до Ирана, в степях Поволжья и Северном Причерноморье. Первые следы прародителей славян найдены в Поднепровье. С V в. по мере продвижения славянских племен на новые земли и утверждения ранних славянских государств (в т.ч. Киевской Руси) выделились три этнические общности: южные славяне (болгары, сербы, хорваты и др.), западные славяне (чехи, словаки, поляки и др.) и восточные славяне (русские, украинцы, белорусы).
Всякий народ лишь тогда выступает как величина среди других народов, когда он является носителем этнического самосознания.
2. ЭТНОС – исторически сложившаяся на определенной территории общность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психики, а также сознанием своего единства, своего отличия от других этнических образований.
Восточные славяне сумели сохранить духовные узы, что связывали племена в одну общность, сходные верования, общий жизненный уклад, близкие обычаи, единый язык (это особенно важно). В огромных просторах люди с особой остротой ощущали и ценили свое единство, и в первую очередь единство языка, на котором они говорили, на котором пели, на котором рассказывали предания старины, опять-таки свидетельствовавшее об их единстве.
3. ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ – представление народа о самом себе как о своеобразной по языку, истории, культуре, хозяйственной деятельности, территориальному положению этнической общности.
Образ Родины – средоточение самосознания. От сходства воззрений на то, что есть Родина, от общего чувства сопричастности ей зависит само существование народа как единого целого.
В формировании ощущения Родины у восточных славян не последнюю роль играет географический фактор: огромные просторы, евроазиатское положение, открытость границ и с запада, и с востока. Именно здесь среди спокойных рек, холмов, дремучих лесов, богатой, но суровой природы формировался характер нашего народа.
В ХIV-ХVI веках выделилась великорусская и русская народность, а также белорусы, украинцы. Само название – это часть души народа, а своей душой восточные славяне всегда чувствовали один общий корень – Русь. Большое влияние на формирование национального самосознания оказало освоение Россией территорий Сибири в ХVII в. В этом огромном геополитическом пространстве рассеялась, растворилась русская народность. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии нации, национального самосознания.
Процесс самопознания, понимание своего единства и особенностей по отношению к народам других государств шло у россиян долго и сложно. Это безусловно было связано с многонациональным составом нашего государства. Порой настолько неоднородным, что само существование их в едином пространстве ставилось под сомнение. Общие экономические и политические проблемы, общие внешние враги (со времен еще Киевской Руси) консолидировали население нашей страны. Больше единство, нежели различие, чувствовали крестьяне, казачество, работные люди Урала, поднимаясь на борьбу с угнетателями, с угнетением. Капля за каплей сливалась кровь живущих на Святой Руси: 1612, 1812… 1941…
Совместной была и борьба, и горе, и победы.
Как чувствовали себя люди, объединившиеся в народное ополчение в 1612 г., когда, изгнав поляков из Москвы, фактически взяли власть в свои руки? Всеобщим решением (первым в истории России референдумом) избрали в 1613 году на Земском соборе царя из новой династии. В отличие от Рюриков Романовы получили власть из рук народа и ответственны были перед народом. Понимание этого людьми усиливало национальное самосознание и ощущалось в первые годы правления Романовых.
Подумайте, как отразился на российском самосознании разгром “непобедимого” Наполеона? До сих пор Париж помнит “казаков на Монмартре”! И не важно, какой они были национальности.
Развивало ли самосознание понимание россиянами своей отсталости от Западной Европы в ХVIII-ХIХ веках? Самоуничижение, способствовало ли оно формированию самосознания?
4. НАЦИОНАЛИЗМ – идеология и политика, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.
Как вы думаете, национализм – явление реакционное или прогрессивное?
Итог. Поставленные в ходе урока вопросы могут быть обсуждены в конце занятия или можно их оставить как вопросы на дом.

История становление и развития самосознания русского народа. Общее понятие о национальной самоидентификации. Синтез науки и веры. Общинно-патриотические традиции русского народа. Донское казачество как пример патриотизма. Духовная идентичность России.

Рубрика Политология
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 22.10.2012
Размер файла 37,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Глава 1. Теоретические основы самосознания русского народа

1.1 Становление и развития самосознания русского народа

1.2 Национальная самоидентификация

1.3 Синтез науки и веры

1.4 Личность и общество

Глава 2. Теоретические основы основных составляющих национального самосознания русского народа

Список использованной литературы

Актуальность. Формирование информационного общества и накапливание в образовательном пространстве интеллектуальных ресурсов государства являются стратегическими общенациональными задачами России. Постановка задачи развития широкодоступного образования и культуры в качестве одной из целей развития российского общества в целом, является насущной потребностью действительного обновления страны в ходе реформ.

Объектом нашего исследования является национальное самосознание.

Предмет исследования - патриотизм и соборность.

Цель исследования - дать характеристику национальному самосознанию русского народа.

Проанализировать культурологическую, социологическую, историческую, философскую и политологическую литературу по теме исследования.

Дать характеристику основным понятиям работы.

Глава 1. Теоретические основы самосознания русского народа

1.1 Становление и развития самосознания русского народа

Центральным вопросом сегодня стал вопрос о формировании в общественном сознании государственно-патриотической идеологии, современной общенациональной идеи, которая только и может стать стратегией развития Нации и Государства, а для настоящего времени - и основой концепции выхода из затянувшегося кризиса.

Нации и обществу в целом, а не только отдельным партиям и даже союзам нужно новое мировоззрение, или идеология, объединяющая в своих основных чертах большинство представителей Нации, некая общенациональная идея, способная спасти Нацию.

Стратегическая задача сегодня, как это ни покажется странным, - это задача создания и внедрения в массовое сознание новой государственно-патриотической идеологии и системы ценностей для большинства Нации, а не сторонников отдельных партий.

С точки зрения государственно-патриотической идеологии один из вариантов ответа таков: государству нужна мощная экономика, в основе которой лежат опережающие передовые страны темпы развития наукоемкой продукции, те отрасли, которые сегодня определяют уровень научно-технического прогресса. Наукоемкие - значит, менее энергоемкие, менее металлоемкие, ресурсосберегающие в целом, а также в наименьшей мере наносящие ущерб экологии страны.

1.2 Национальная самоидентификация

Но задача не только в этом. Лишь осознав национальную идентификацию, свои интересы, можно стремительно продвигаться в XXI столетие. Надо лишь понять, что мощный хаос вызван уходом от естественного пути развития Нации и Государства, движением наперекор всем особенностям - историческим, культурным, духовным, геополитическим, экономическим - русской нации. Мы сошли на обочину, затем углубились в болото, завязли и не видим, что нет необходимости плутать наобум, придумывая новые или пытаясь реанимировать старые теории. Надо выйти на столбовую дорогу, а не гоняться за миражами, будь то витрины магазинов западного либерализма, псевдоидеальная социалистическая коммуна или патриархальная Россия. Важно понять, что развитие государства определяется духом нации, ее культурой и историей, сформировавшимися на протяжении веков, требованиями науки и современными международными реалиями.

Не осознав национальной идентификации, не удастся выйти и на определение национальных интересов, а значит, и целей внутренней и внешней политики страны, найти правильное место России в мире.

Очевидно, что возврата к старому нет. Старое государство умерло и мечтать о его возрождении, его реставрации могут только люди, абсолютно лишенные чувства реальности. Их верность прежней идеологии заслуживает уважения, но она не дает шанса для развития будущей страны, формирования нового мировоззрения, нового человека. Также - и это, наконец-то, стало ясно всем - не дает такого шанса и механическое перенесение западноевропейской (американской) либеральной идеологии.

Становится все более и более ясно даже для наиболее космополитичных сторонников, что в едином духовно-культурном, исторически сложившемся геополитическом пространстве России наше будущее во многом предопределено самими этими объективно сложившимися условиями. Они неизбежно привносят свою специфику во все проблемы: политические, экономические, финансовые и другие, - стоящие сегодня перед российским народом и государством. Важно помнить, что эту специфику нельзя ни игнорировать, ни абсолютизировать: ее нужно учитывать в полной мере, на ее основе должно строиться здание будущего

1.3 Синтез науки и веры

Государственно-патриотическая идеология является синтезом научных знаний и Веры, т.е. примирения и дополнения науки, культуры и духовности. Без этого синтеза невозможно вернуть нравственные и духовные основы для разработки не только идеологии, но и конкретных концепций (экономических, социологических, военных и т.д.) развития Нации и Государства.

Сегодня жизненно важно понять, что у нашего общества, да и всей цивилизации, будет перспектива лишь в том случае, если мы откажемся от вульгарного материализма - будь то примитивно-ортодоксальный марксизм, либо потребительский либерализм. Принципиальное отличие человека от животного заключается в том, что среди всех прочих потребностей - биологических, сексуальных, материально-потребительских и т. д. - для него на первом месте стоят духовные, нравственные и (в широком, а не классовом смысле) социальные.

Другая сторона этой проблемы - Вера, убежденность в том, что это так и должно быть, что это так и произойдет. В сущности, Вера - самое мощное оружие человеческой личности, не только не используемое, но и крайне мало изученное. Особенно в политике. Иногда только Вера (без СМИ, денег, власти) меняла политическую карту континентов, ход мировой истории.

Зачастую только Вера, т. е. иррациональный подход, способна ответить на острейшие вопросы сегодняшней политики. Только Вера в свою правоту дает силы отойти от ложных псевдонаучных представлений. И без этого оружия - мощнейшего и самого эффективного - хотят обойтись нынешние политики!

Без этого синтеза мы так и не сможем полностью использовать для выхода из кризиса огромный ресурс нации - духовный, не сможем и в полной мере, на деле осознать приоритетность другого ресурса нации - интеллекта. Необходимо скорее признать, что господство вульгарного материализма в научном познании XX в. не только закончилось, но и мешает продвижению общества вперед, потому что это господство объективно принижает значение интеллекта и духа как важнейшего ресурса развития.

Уместно привести высказывание величайшего мыслителя XX в. - В.И. Вернадского; «Наука не существует помимо человека и есть его создание, как его созданием является слово, без которого не может быть науки.

В научно выраженной истине всегда есть отражение, может быть чрезвычайно большое, духовной личности человека, его разума.

Духовный и интеллектуальный ресурсы нации такие же огромные и драгоценные потенциалы, как наши сырьевые ресурсы. Духовный и интеллектуальный потенциал России уникален. Наука, изучая эту проблему (в России первым обратил на нее внимание В.И. Вернадский), пришла к выводу о перспективности опоры именно на духовный потенциал. У нас откровенно пренебрегали и продолжают пренебрегать духовным потенциалом, хотя в критические периоды (например, в 1941 г.) как будто вспоминали о нем. Россия - интеллектуально богатейшая страна, но для того, чтобы понять значение этого, нужно вернуться к приоритету духовности. У нас была разработана и введена лучшая в мире система образования, и ею гордились не только мы. Это общемировое достояние. У нас был величайший научный потенциал. И величайшей ошибкой, можно сказать - преступлением, было промотать интеллектуальный потенциал, загубить систему образования, внедрив в массовое сознание целиком ошибочную идею о возможности регулирования науки, культуры и образования рыночными механизмами. Интеллектуальные наработки разбазарили, живем сейчас за счет 70-х и 80-х годов, и до сих пор у нас воруют наши интеллектуальные запасы. Но ведь это единственный эффективный путь развития России.

Важно, чтобы идея восторжествовала над инстинктом самосохранения, страхом смерти, жаждой наживы. Приоритет идеи в шкале социальных ценностей - отнюдь не благое пожелание, а условие, отличающее человека от другого млекопитающего. Только человек способен ради идеи - будь то идея справедливости, или идея любви к Родине - пожертвовать здоровьем и жизнью. И наоборот. Без приоритета идеального человек превращается в животное, способное жрать, спать, заниматься сексом и изощренными способами приобретать все новые и новые потребности.

Говоря о государственно-патриотической идеологии, мы должны иметь в виду воспитание духовно богатой, раскрепощенной личности, способной к творческому саморазвитию, ценящей внутренние принципы. У каждого человека должны быть избранная самостоятельно своя Цель, свой Путь, воля и силы следовать ему. И этот Путь должен отвечать интересам не только идущего по нему, но и всего общества, всей нации, научным, нравственным в духовным законам общества и всего человечества. Человеку дана свобода выбора Пути, но нужно помнить, что за любым выбором следует цепочка последствий и, в конечном счете - ответственности.

1.4 Личность и общество

Й в этом ему незримо, но неизбежно будут сопутствовать величайшая история и культурное наследие наших предков, генетически заложившие основу для процветания России, идущей по правильному Пути, в соответствии с Большими Принципами.

Где же тот критерий, который необходим для принятия иногда тяжелых решений? Нам кажется, что он должен лежать в нравственной области, соблюдении общечеловеческих норм. Будь то политические, экономические, просто бытовые решения, они должны основываться на строгом духовно-нравственном и национальном фундаменте. Ведь зачастую кроме личностных амбиций политиков не было никакой основы ни для развала СССР, ни для разграбления национальных богатств России.

Мы должны категорично заявить, что, выбирая антинациональный, безнравственный вариант любой политики, гражданин России идет не только против интересов Нации и Государства, но и против самого себя, против объективных закономерностей развития общества и человечества. Его амбиции, таким образом, выступают не только против собственного народа, но и против его самого.

Здесь необходимо остановиться на двух принципиальных, на мой взгляд, моментах.

Первое - в программах политических партий, научных и околонаучных статьях прежде всего либерального толка и, конечно же, СМИ проводится искусственная, несуществующая грань между национальными приоритетами и интересами человеческой цивилизации. На самом деле такого противопоставления нет, если признать, что развитие уникального потенциала русской Нации (в том числе науки, образования и культуры, которым поклонялся весь мир) происходит не только в интересах развития всей цивилизации, но и является одним из ее важнейших условий, вносит тот уникальный компонент, ту специфику, без которых вряд ли возможна была бы сегодняшняя цивилизация вообще. Происходит же это в интерпретации доморощенных либералов из-за того, что они на самом деле заботятся не о богатстве всей человеческой цивилизации, а только ее западно-либеральной, далеко не самой совершенной части.

Глава 2. Теоретические основы основных составляющих национального самосознания русского народа

2.1 Патриотизм

В истории древнерусской цивилизации в рамках Киевской раннефеодальной монархии, сохранявшей значительные проявления вечевой военной демократии, прослеживается отношение к Русской Земле государственно-патриотического характера. Киевская и особенно Московская Русь развивалась в неблагоприятных внешнеполитических условиях, испытав в ХШ-XV вв. по всему параметру границ более 300 интервенционистских походов и 85 крупных сражений. Сверхвысокое давление извне сформировало государственный вариант патриотизма при отсутствии гражданского общества в греко-римском понимании. Здесь на первое место вышли религиозные и национальные факторы, развившиеся на базе славянской общности, православия, соборности и общинности.

Ярким образцом такого патриотизма стало донское казачество. Его воинская верность долгу и государевой службе, ставшими доминирующими качествами, преобладали над этнографическими особенностями. Само существование казачества явилось имманентной чертой Российской евразийской цивилизации. Постпетровская европеизированная элита, оторвавшаяся от традиционных укладов русской жизни, стала носителем противоречивых тенденций: антинациональной норманнской теории государственности и славянофильской патриотическо-охранительной идеологии. В этой же среде в царствование Екатерины Великой зародилась усилиями Радищева революционно-демократическая тенденция соединения патриотизма с борьбой за социальную справедливость и освобождение крестьянства. Начало XIX в. ознаменовалось появлением революционно-реформаторского движения декабризма, пытавшегося реализовать на практике эту идею. Характерной особенностью декабристского патриотизма стало признание необходимости самопожертвования ради революционно-патриотического дела.

Главной альтернативой либеральному космополитизму и псевдоцентризму является идеология Государственного патриотизма, отвергающая равнение на Запад с его культом потребительства и духовной всеядностью. Государственный патриотизм, синтезирующий культурно-исторические идеалы нации - соборности, общинности, соучастия, устремленности к социальной справедливости. Новая консолидирующая программа развития нации должна включать в себя именно стремление к идеалам, пусть и не осуществимым. Главное - это ориентация на духовность, культ нравственности, а не бездуховного потребительства, гиперболизированные личные свободы, приводящие к насилию, жестокости, разврату, поощрению аномалий и проч. Духовные стимулы и мотивы могут сформировать разумную структуру потребления во имя высшего смысла жизнедеятельности Человека. Только духовные ценности могут обеспечить реальное равенство и свободу всех людей при всем неизбежном их различии по способностям и оплате труда. Только это может спасти человечество от экологической катастрофы.

самосознание народ патриотизм казачество

2.2 Соборность

На современном этапе развития общества во весь рост стала проблема духовной идентичности России. Радикальные изменения общественного и социального строя и ликвидация союзной государственности обусловили факт ослабления духовных ценностей типа социалистического интернационализма советского народа. В условиях продолжающегося тотального кризиса экономики, культуры, всей системы социально-политических отношений поиск нового общецивилизационного самоопределения народа и государства чрезвычайно затруднен, если вообще возможен. Однако выхода из экономического кризиса недостаточно для уяснения русскими своей родовой духовной сущности, более того - без обретения адекватного самоопределения - Россия будет все глубже погружаться в пучину социального хаоса и самораспада. Поощряемое властями и прессой стремление к примитивному самообогащению не может стать фундаментальной духовной ориентацией русской нации, и это понимают даже либералы и демократы.

После свершившейся в 1917 г. Великой революции большевизм предложил стране новую глобальную концепцию развития России как Советского Союза - оплота мирового коммунистического и национально-освободительного движения. Результат воплощения этой идеи стал очевиден, несмотря на колоссальные жертвы, а может быть благодаря им, - Советская Россия стала сверхдержавой, осуществившей разгром фашизма, способствовавшей крушению колониализма во всем мире, обеспечившей прорыв в космос, в целом заложившей основы новой советской социалистической субцивилизации, хотя и кратковременной, но способной к возрождению на новом витке исторической спирали развития человечества.

Дав свободу националистическому самовыражению и погоне за суверенитетами, либералы поставили Россию на грань этнического самораспада. На южной периферии страны образовались военные конфликты, питаемые антирусскими идеями пантюркизма и панисламизма. Чечня и другие национальные регионы продемонстрировали, что энтропия прежних советских духовных ценностей при отсутствии других реальных объединяющих идей вызывает закономерно социальный и межнациональный взрыв. Сейчас совершенно очевидна порочность идеи абсолютной свободы, особенно в условиях России. Даже на Западе считают, что свобода дает положительный эффект только при наличии определенных ограничивающих условий и механизмов.

Самораспад бывшей советской межнациональной общности дошел до крайней черты и породил обратную волну развития, которая противоположна интернационализму, - то есть национализм. Естественно, что русский национализм в этих условиях является столь же нормальным явлением, как украинский, еврейский, чеченский, казахский или прибалтийский. Но русский народ, в отличие от многих других, изначально нес в себе интернациональное соборное начало. Национализм русского народа является особым объединяющим фактором - своеобразным российским соборным интернационализмом или соборностью.

Солидарные качества проявляются, как подчеркивают все исследователи, практически у всех народов мира, но у некоторых наций в силу целого ряда объективных и субъективных причин они становятся доминирующими и определяющими ментальность нации. Именно к таким народам относится русский народ, который в силу уникального геополитического евразийского характера базовой территории, непомерно сурового климата, гигантских пространств и т.п. развил в себе этот уникальный комплекс черт и характеристик, который получил на Западе традиционное наименование русской души. Общинная жизнедеятельность породила такие традиционные устои русской жизни, как, во-первых, добросовестный совместный труд от щедрот души, труд не за плату или страх, а за совесть. Во-вторых, бережение Отчизны от посягательств иноземцев, в-третьих, радушие и хлебосольство, милосердие, почитание родителей и пращуров, пестование подрастающего поколения, согласие с миром по истине, объединение с праведными для защиты от порочных, воздаяние презрением предателям и отступникам, удаль, доходящую до бесшабашности, и т.п.

Изменить одномоментно такую ментальность русской нации невозможно, сколько бы наши либералы и демократы ни старались это сделать.

Русские - крупнейший восточнославянский и европейский народы. Они составляют более 80% населения России, фактически являясь её государствообразующим народом. Русская диаспора является одной из крупнейших в мире, существуя в Украине, Беларуси, Казахстане, Германии, США, Молдове, Латвии.

Русский - и имя существительное, и имя прилагательное. Однако точнее определить данное легче в словосочетаниях (например "русский народ", "русский человек"), где слово является прилагательным. В примере "Русские составляют более 20% населения Казахстана" слово "русские" - уже существительное. С XIX века под русскими обозначались великороссы, малороссы и белорусы. После 1917-18 годов так стали обозначать только великороссов, что и подтвердила перепись населения СССР 1926 года.

На сегодня русские составляют 112-115 миллионов человек в РФ, что равняется 80% населения. Интересен тот факт, что не указывают национальность при переписи населения в основном именно русские, причём это делают жители мононациональных областей: Кировской, Псковской, Вологодской и других. С 1991 года численность русского населения на постсоветском пространстве (без России) сократилась с 25-30 миллионов человек примерно вдвое. Основными причинами сокращения диаспоры являются превышение смертности над рождаемостью и эмиграция в Россию. В Украине и Беларуси причиной численности сокращения русских (по формальности) связана со сменой национальной самоидентификации на украинцев и белорусов соответственно. Крупнейшая русская диаспора в Европе (без бывшего постсоветского пространства) находится в Германии и составляет более 3 миллионов человек. Стоит отметить, что русская самоидентификация у диаспоры в Германии связана с языком, тогда как национальное самосознание близко к немецкому. В переписях эти люди обозначают себя как немцев.

Антропология русских мало чем отличается от западноевропейской. Но есть и следующие отличия русских от западноевропейского населения:

1. Преобладающая группа по цвету волос - это шатены, их больше, чем брюнетов и блондинов.
2. Средний размер бровей и бороды.
3. Более умеренная ширина лица.
4. Меньший наклон лба.

Эпикантус для русского населения - большая редкость. Генетическое сходство русских людей Северо-Запада России близко с финно-угорскими и балтийскими народами (а также с норвежцами и шведами), остальные популяции русских по генетике близки к народам Центральной и Восточной Европы (чехи, венгры, словаки, поляки).

Русский язык по числу носителей занимает первое место в Европе - около 130 миллионов человек. В мире русский язык, согласно исследованиям Гэллапа, имеет 160 миллионов носителей как родного языка. Он является одним из шести официальных языков ООН. 110 миллионов человек владеет русским языком как вторым (в основном, это представители титульных наций бывших советских республик).

В США в штате Нью-Йорк существует закон о языках в избирательных кампаниях, где во всех городах-миллионерах штата русский является одним из языком меньшинств, на котором нужно распространять (в том числе и в печатном виде) информацию об избирательных компаниях.

До 1991 года русский был формально государственным языком, на бытовом уровне имея функцию межнационального общения. И даже после распада СССР он является средством межнациональной коммуникации. В Казахстане и Киргизии русский язык носит статус официального, но с некоторыми ограничениями в пользу языка титульных наций. В Беларуси и непризнанной Приднестровской Молдавской Республике русский язык является одним из государственных языков. В Узбекистане и Таджикистане русский имеет некоторые официальные функции, в том числе и в качестве языка межнационального общения. Аналогичное положение у него существует в Молдавии (без ПМР). Русский язык распространён не только в общении, но и в прессе в странах со значительными русскоговорящими сообществами (в основном это эмигранты из бывшего СССР) - Германии, США, Канаде, Израиле, Австралии. Русский язык как иностранный - один из популярных в этих странах. Отдельно стоит обозначить обязательное изучение русского языка как второго иностранного языка после английского. До 1991 года русский язык был основным иностранным языком обучения в странах бывшей Организации Варшавского Договора (ОВД), но и после распада СССР интерес к нему как к иностранному актуален. На фоне актуализации необходимости отношений с Россией как с крупным торгово-экономическим и политическим партнёром интерес к изучению русского языка в школах и в вузах бывшей ОВД (многие несоветские восточноевропейские страны) возрастает после перерыва в 1990-2000-е годы.
Космонавт, проходящий службу на МКС, обязан знать русский язык на уровне разговорного. Это указывает на статус русского языка как одного из основных языков космонавтики, причиной чего стало влияние России в освоении космического пространства.

Русские - народ славянской группы индоевропейской семьи. Около XI века завершается создание древнерусской народности, описанной в "Слове о полку Игореве". Однако в связи с феодальной раздробленностью и монголо-татарским игом процесс консолидации русского народа замедлился до XVI века. Потомки древнерусской народности на территории Великого княжества Литовского стали обосабливаться в субэтносы малороссов и белорусов. На Юге России начал формироваться субэтнос казачества, который принял активное участие в присоединении Казанского, Астраханского, Сибирского ханств в XVI веке. Казачество отчасти переняло тюркскую культуру в связи с активным соседством с тюркскими народами.
В середине XVII века из-за церковного раскола в среде русских выделился субэтнос старообрядцев - это подданные, не принявшие церковный раскол. Воссоединение Левобережной Украины с Русским Царством в 1654 году позволило сформировать концепцию о триедином народе великороссов, малороссов и белорусов.
В XVIII веке население России пополнилось приглашённым Петром I выходцев из западноевропейских стран, а образ жизни русской аристократии был кардинально изменён. Верхи русской нации подверглись вестернизации, в то время как простые подданные остались жить по глубоко традиционному укладу. В XIX веке этот раскол вызвал диалог западников и славянофилов. Западники считали Россию частью Западной цивилизации и полагали, что деятельность Петра I вошла в историю положительно. Парламентская монархия по английскому образцу - таков был идеал западников. Славянофилы придерживались самодержавия с "народной монархией", где развито сильное местное самоуправление. По мнению славянофилов, Россия - это особая цивилизация с особым путём, уклад жизни которой был разрушен в петровское время.
После Великой Октябрьской Революции понятие русского народа постепенно перешло в термин советской нации. Основным критерием советской нации был русский язык как язык общения. Под русскими стали понимать русскоязычных. В первые годы советской власти был нанесён непоправимый урон ряду слоёв населения: дворяне, купцы, представители духовенства, часть интеллигенции, казачество и крестьянство. Расказачивание и раскулачивание (у крестьян) стало одним из мероприятий, изменившим социальную структуру русского/советского общества.
С 1990-х процесс консолидации русского народа затруднился из-за ассимиляции части диаспоры в западных странах, естественной убыли и отчасти миграции за пределы бывшего СССР. Вместе с тем, сложились определённые успехи в возрождении национального самосознания. 2014 год в истории России стал одним из его составляющих, когда по результатам референдума о вхождении в Россию частью страны стал Крым. Воссоединение Крыма с Россией стало первым расширением территории страны. Русский национализм на сегодня больше носит характер гражданского (нация - гражданство) путём создания "российской нации" с русским народом как главенствующим, нежели этнический. В меньшей степени в этнической русской среде с 1991 года национальное самосознание русского народа развивается через православную религию.

Приметной точкой отсчета этого развернувшегося идейного движения стали события в крошечном городке Кондопога с тридцатью тысячами жителей. Скажем два слова об этом старинном русском городе и его окрестностях. Еще в начале XX века то был оживленный город Олонецкой губернии. После Октябрьского переворота эту русскую губернию переименовали в Карельскую трудовую коммуну, а с 1925 года – в Карельскую автономную республику. С 1991 года она стала именоваться просто Республика Карелия. Карелов там ныне проживает 11 % всего населения, финнов – чуть больше 2, а русских – 72 (вместе с украинцами и белорусами, которые там от русских ничем не отличаются, около 84 %). Выразительная статистика.

Толерантность — это синоним слова "интернаицонализм"

Наследие фюрера никак не подходит русским патриотам (или националистам, если угодно). И вовсе не только потому, что он презирал русских и хотел превратить нас в рабов. Это было бы поверхностно при рассмотрении столь сложного национального вопроса. Нас, мол, недооценили, вот мы и сердимся! Да такого полно на белом свете и в любых его концах. Нет, наше неприятие Гитлера гораздо глубже и существеннее: он был сатанист и враг христианства. Русский патриотизм (национализм) от века был православным, даже, как теперь стало понятно, и в советские времена. С неоязычеством, даже таким романтичным, как у Гитлера, нам не по пути. Напротив.

Русский патриотизм всегда был православным

Мы понимали, что крах советского государства принесет народу немыслимые тяготы, возможно, и гибель России. Вот почему мы опасались делать упор на русском, даже само это слово употребляли осторожно, с оговорками. Задним числом теперь в том можно нас упрекать, что некоторыми иногда и проделывается. Было ли это правильным политически в ту пору? Теперь, много лет спустя и в совершенно иных исторических обстоятельствах, во всеоружии полученного нами всеми горького опыта, могу утверждать: да, то было верно.

Зададимся вновь вопросом, надо ли было в тех казавшихся незыблемыми условиях раздувать разговоры о государство‑образующем значении русского народа в Советском Союзе? Оставим вопрос открытым для обсуждения во всеоружии достоверного изучения всей совокупности исторических обстоятельств.

В нынешних границах Российской Федерации положение русского народа коренным, принципиальным образом изменилось.

Как же обстоит дело с народами коренными и некоренными и различными вероисповеданиями в передовых странах, у которых нам следует, как полагают Сванидзы и Соловьевы, брать пример?

Сравним новейшие данные по составу населения нашей страны с Англией и Францией, великими державами, традиционными образцовыми демократиями.

  • собственно англичан 65 %;
  • шотландцев – 9,6;
  • ирландцев – 5;
  • уэльсцев – 4,6;
  • индусов и пакистанцев – 3,5;
  • выходцев из Вест‑Индии – 3,3;
  • арабов и евреев по 1 проценту.

Во Франции столь же пестрая картина:

  • собственно французов – 40 %;
  • провансальцев – 20;
  • бретонцев – 10;
  • эльзасцев – 3,6;
  • мусульман (все) – 10;
  • евреев – 3,1;
  • итальянцев – 2,2;
  • португальцев – 1,5;
  • поляков– 1,7;
  • басков – 1,3.

Прежде чем размышлять дальше, подведем некоторые предварительные итоги.

Нынешняя Российская Федерация – это страна мононациональная с преобладающим большинством русского населения, сохранившим в основном православную веру и традицию.

С нами в разных частях страны проживает значительное число мусульман, и проживают издавна и вполне мирно. Подчеркнем тут важное: есть принципиальная разница между турком, проживающем в Гамбурге, и азербайджанцем в Москве. В первом случае – это чужак по культуре и языку, который не хочет, а если хочет – не может слиться с немецким большинством страны. В России же азербайджанец еще у себя в школе выучил русский язык, и русская культура ему не только не чужда, а близка, в России он не чувствует себя чуждым в окружении русских. Русско‑мусульманские отношения внутри России никакой опасности не содержат и не обещают ее.

Зададимся теперь немаловажным вопросом: следует ли русскому народу в нынешних сложных исторических условиях возвращать себе империю, объединяющую помимо русских множество малых народов? Разве они отпали не по Божиему промыслу?

Для более убедительного ответа на этот животрепещущий вопрос следует несколько отойти в историческую глубину.

Киевская Русь и Московское царство, распространяясь на обширные пространства, состояли из одного народа – русского православной веры.

Российская империя создалась ровно триста лет тому назад при Петре Великом. Присоединение католических и мусульманских народов сделало Россию в какой‑то мере многонациональной и многоконфессиональной. Русскому народу это счастья не принесло, истощая его силы в прибалтийских болотах, на равнинах Польши и Пруссии, в горах Кавказа и в песках Средней Азии, в балканских горах и под конец в бессмысленной войне на сопках Маньчжурии.

Итог – гибель царской империи в 1917 году при равнодушии русского народа.

Еще более разительный пример – краткая судьба советской империи. Тоже немыслимая слава и невиданные пространства от Берлина до Пхеньяна. На тех просторах русский народ еще более истощил свои силы, напрягаясь в Анголе и на Ближнем Востоке, на Кубе и в Никарагуа, во Вьетнаме и Афганистане. По переписи 1979 года, великороссы составляли 52 % населения СССР, а вместе с украинцами и белорусами – 72.

Итог – гибель советской империи в 1991 году при равнодушии русского народа.

Предвидеть будущее – не наша задача. Но чтобы закончить краткий сюжет о славной истории демократии и ее бесславном ныне конце, посмеем утверждать, что будущее человечества – за некой новой формой автократии. А во что она выльется, это люди сами решат.

Нет ни малейших сомнений, что Россия ближайшего будущего Божиим промыслом возродится и станет национальной и твердо управляемой сверху, а внизу – самое широкое народовластие, которого сейчас нет и в помине. Поэтому твердо и спокойно повторим подлинно общенародный клич: Россия для русских!

Математики справедливо полагают, что наиболее впечатляющими являются доказательства от противного.

Русскими безо всяких кавычек являются все граждане нашей страны.

Несметные богатства нашей земли издавна привлекали жадные взоры врагов

Сегодня русское образованное сословие мыслит именно таким образом. Приведем лишь отдельные примеры. Вот Александр Ципко:

Неконтролируемый наплыв иностранцев опасен для любого общества, это очевидно

В Париже не так давно подобное привело к уличным погромам и пожарам. Даже недавний французский гражданин, потомок венгерского еврея Мишель Саркази вынужден был принять довольно жесткие меры против наглых погромщиков. Понятно, буржуазия, правящая Францией, сообразила: сегодня жгут на улицах машины простых граждан, а завтра начнут громить парижские особняки и имения под Парижем. Российская воровская буржуазия примитивна, как всякий мелкий хищник, она даже не озабочена сохранностью своих поместий на Рублевке, приучена к безнаказанности и беспечности. Заодно махнули рукой и на выразителя своих интересов отставного шахматиста Гарри.

Нам глубоко наплевать на интересы русскоязычной буржуазии, она достойна самой худшей участи, но подземный пожар тот опасен для всего общества, судьбы страны в целом. Ленин отмечал – принципиальная политика есть единственно правильная политика, а он‑то понимал в тех делах толк, каких успехов добился (мы говорим о подходах)! Нынешняя власть не решается стать русской, хотя сама судьба толкает ее в этом направлении. Вот почему ныне постепенно погружается наша страна в пресловутый застой. Это опасно, и судьба Брежнева, хоть он и был добрым правителем, тому бесспорное подтверждение.

Бывший всесильный полуминистр культуры Швыдкой отмечен такими же зловредными действиями в порученной ему области. Хотя он, как и Фурсенко – чистопородный еврей, но проводят они не еврейскую, так сказать, линию, а сугубо русоненавистническую. О Швыдком более ничего говорить не станем, ибо его бранят со всех сторон, множество выдающихся деятелей искусства аж к самым высшим лицам государства обращались с негодующими петициями, а ему словно на все было начхать. Но вроде бы его отстранили от дел. Надолго ли? Тоже загадка, и ответ опять же следует искать среди высших светил.

Имя маленького олонецкого городка Кондопоги навсегда останется в русской истории. Кто знал названия разных деревень и полей, пока там не произошли знаменательные события? Зато потом запомнили крепко. Конечно, там пролилась русская кровь, но ведь она лилась на всем протяжении нашей истории. Мы не жалели своей крови, потому имели полное право не щадить и своих врагов. Государство Российское должно встать во главе русского народа, и тогда судьба Кондопоги минует все наши иные города и веси.

10 июня в Москве состоялось Всероссийское патриотическое совещание, созванное по инициативе председателя партии Народный союз С.Н. Бабурина. В нем участвовали представители 46 партий и организаций.

Многие, если не все проблемы в истории государства Российского связаны не с русским национализмом, а с крайней слабостью русского суверенного национального самосознания, т.е. сознания, существующего отдельно и независимо от государственной и любой иной внешней идеологии. Причём, национализм и национальная культура (мировоззрение, миропонимание и опыт мира) взаимосвязанные понятия.

Неодушевлённый инструмент, вроде кувалды или кнута, стал целью и смыслом нашей жизни. Он, инструмент, находящийся в чужих руках или в руках негодяев, воспитывает наших детей, определяет, что мы должны думать и говорить, а что – нет, когда нам жить, а когда, где и за что умереть. Процесс систематического уничтожения национальной элиты, а следовательно, деградации русской культуры и народа – это вся история государства российского.

Не следует путать национальную культуру с культурой государственной, а тем более – с имперской. Государственная культура – только внешнее оформление, приложение к культуре национальной. Не государственная, а конкурирующая с ней национальная культура определяет мотивацию поведения, психику, общественную мораль и даже правосознание людей.

Государственная культура не в состоянии определить не только смысл существования человека, но и самого государства, а без этого говорить об экономическом развитии вообще бессмысленно. Примитивная экономическая конкуренция может вдохновить на трудовые подвиги только идиотов. Массовое производство этих идиотов на основе системной лжи – основная цель госкультуры и правящего класса.

Читайте также: