Как исключить агрессивного ребенка из детского сада

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос: Здравствуйте! Какие есть юридические основания (или негласные правила) для исключения из детского сада неадекватного (систематическое избиение других детей, иногда до крови; припадочные состояния с избиением самого себя разными предметами, головой об стену и т.д.) ребенка? Где могут быть прописаны эти нормы, и есть ли они вообще? В общем заявлении родителей от группы какой процент должен быть подписей для исключения? Спасибо.

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Здравствуйте. В соответствии с действующим законодательством отчисление детей из дошкольных образовательных учреждений без уважительной причины не допускается. Данная норма права должна быть закреплена в актах местных органов власти. Что подразумевается под уважительной причиной, сложно сказать. Видимо, эта причина должна быть обоснованной, весомой, достаточной для расторжения договора на оказание услуг по обучению, заключенному между родителями ребенка и дошкольным учреждением и в случае судебного разбирательства должна быть определенным образом обоснована надлежащими доказательствами.

! Однако, обращаю Ваше внимание, что вне зависимости от сбора любого количества подписей отчисление ребенка из детского сада производится непосредственно дошкольным учреждением, так как правоотношения в данном случае существуют на основании договора оказания услуг.

Не забудьте составить любой из указанных документов в двух экземплярах, один из которых Вы направите адресату, а второй оставите у себя с отметкой о принятии. В последующем эти заявления могут послужить доказательствами при привлечении внимания к ситуации иных органов – например, прокуратуры или суда.

Дд, подскажите пожалуйста, пошагово как исключить ребенка из сада, за неуравновешанное поведение, моему сыну вчера чуть вилкой в лицо не прилетело, не говоря о том, что тарелки со стала в обед все скидывает, детей бьет, воспитатель не справляется, родители не реагирует

В Вашем случае Вы не имеете право требовать исключения ребенка из детского сада, как бы он себя не вел.

Договор об оказании дошкольных образовательных услуг заключается между родителями и детским садом, то есть вы стороной данного договора в отношении чужого ребенка не являетесь, следовательно, не можете вмешиваться в чужие договорные отношения. Законом об образовании ( смотрите ниже) не установлено такое основания для прекращения образовательных отношений как субъективно воспринимаемое неадекватное отношения одного ребенка к другим. Однако вы имеете право требовать от администрации детского сада, в том числе, психолога, руководителя, педагогов принятия мер по обеспечению охраны жизни и здоровья вашего ребенка в период его пребывания в детском саду. В таком случае напишите заявление на имя руководителя, а если он ранее уже бездействовал на ваши обращения, то на имя руководителя органа управления образованием (указан на сайте детского сада) о непринятии мер по факту нарушения права ребенка на безопасную среду. Администрация обязана работать с родителями и ребенком, а также расторгнуть с ними договор оказания услуг если будут установлены основания, в том числе, противопоказания по медицине для пребывания ребенка в обычном детском саду. Также вы имеете право требовать компенсации для ребенка морального вреда и имущественного вреда, если таковые были причинены ребенку в связи с действиями чужого ребенка и бездействием воспитателя на основании ст. 1073 ГК РФ

Статья 61. Прекращение образовательных отношений
1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:
1) в связи с получением образования (завершением обучения);
2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.
2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:
1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

В настоящее время повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры. Известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессия – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (гнев, отвращение и презрение). Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить.

Портрет агрессивного ребенка

Причинами проявления агрессивности могут быть :

• Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка.

• Стремление привлечь к себе внимание сверстников, внутренняя неудовлетворённость ребёнка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству.

• Ущемление достоинства другого с целью подчеркнуть свое превосходство;

• Стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека);

• Социально-культурный статус семьи;

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

• Нарушения эмоционально-волевой сферы, появляющаяся в неумении ребенка управлять своим поведением, недостаточном усвоении им общественных норм поведения, общения.

Неблагополучная семейная обстановка:

• – отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;

• – нет единства требований к ребенку;

• – ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;

• – физические (особенно жестокие) наказания;

• – асоциальное поведение родителей;

Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют чётких представлений что можно, а что нельзя.

У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и ребенку предъявляются взаимоисключающие требования.

Как воспитатель может помочь агрессивному ребенку

Конечно, проведение соревнований и эстафет не всегда целесообразно. В таком случае можно воспользоваться подручными средствами, которыми необходимо оборудовать каждую группу детского сада. Легкие мячики, которые ребенок может швырять в мишень; мягкие подушки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить, резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швырять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользоваться ими в экстремальных ситуациях.

Ну а в группе детского сада желательно иметь примерно такой арсенал игрушек: надувные куклы, резиновые молотки, игрушечное оружие.

Использование в игре воды для снятия напряжения и снижения агрессии.

Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением, остановить занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка.

Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведении, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребёнку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём.

Использование на занятиях пальчиковой гимнастики, которая способствует развитию контроля над собственными импульсивными действиями.

Позитивные стратегии, применяемые

при незначительной, неопасной агрессии

- полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

- выражение понимания чувств ребенка ("Конечно, тебе обидно. ");

- переключение внимания, предложение какого-либо задания ("Помоги мне, пожалуйста, протереть доску, у тебя это лучше получается");

- позитивное обозначение поведения ("Ты злишься потому, что ты устал").

Приёмы, помогающие снизить агрессию

- констатация факта ("ты ведешь себя агрессивно");

- констатирующий вопрос ("ты злишься?");

- раскрытие мотивов агрессивного поведения ("Ты хочешь меня обидеть?", "Ты хочешь продемонстрировать силу?");

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению ("Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит");

- апелляция к правилам ("Мы же с тобой договаривались!").

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.

Ошибки, способствующие усилению напряжения ситуации

Основная задача воспитателя (либо любого другого взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти ("воспитатель здесь пока еще я", "Будет так, как я скажу");

- агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор "сквозь зубы";

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, "чтение морали",

- наказания или угрозы наказания;

- обобщения типа: "Вы все одинаковые", "Ты, как всегда. ", "Ты никогда не. ";

- сравнение ребенка с другими детьми - не в его пользу;

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.

Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.

Как воспитатель может помочь ребёнку

сохранить положительную репутацию.

Для ребёнка самое страшное - публичное осуждение и негативная оценка и чтобы этого избежать, он будет использовать механизмы защитного поведения. Плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребёнком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.

Для сохранения положительной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребёнка ("Ты не важно себя чувствуешь", "Ты не хотел его обидеть", но в беседе с глазу на глаз показать истину;

- не требовать полного подчинения, позволить ребёнку выполнить ваше требование по-своему;

- предложить ребёнку компромисс, договор с взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребёнок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Демонстрируйте ребёнку модели неагрессивного поведения

Важное условие воспитания "контролируемой агрессии" у ребёнка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Воспитателю (взрослому) нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребёнка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.

Поведение воспитателя (взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

- нерефлексивное слушание (нерефлексивное слушание - это слушание без анализа (рефлексии, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать, так как так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания Всё, что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился.

- пауза, дающая возможность ребёнку успокоиться;

- внушение спокойствия невербальными средствами;

- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

- признание чувств ребёнка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Подарки воспитателям и учителям. Мастер-класс по изготовлению открытки в технике объемного конструирования

Подарки воспитателям и учителям. Мастер-класс по изготовлению открытки в технике объемного конструирования .

Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей Почему дети не слушаются? "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.

Составляем аналитическую справку мониторинга. Рекомендации воспитателям Алгоритм составления аналитической справки проведенного мониторинга: 1. Название документа, период выполнения. Например, «Аналитическая справка.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС. В помощь аттестующимся воспитателям Отчет об использовании современных образовательных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно - образовательном процессе воспитателя.

А вот случай, который произошел в Петрозаводске несколько лет назад. Правда, его получилось разрешить благополучно.

— Анализ норм федерального законодательства об образовании свидетельствует, что образовательная организация не имеет права отказать в допуске детей в детский сад, прекратить осуществлять деятельность по присмотру и уходу в отношении конкретного воспитанника, отчислить несовершеннолетнего из образовательной организации кроме как по основаниям, установленным действующим законодательством.

Есть только три пункта, по которым ребенку могут отказать в образовательных услугах, и все они прописаны в ст. 61 упомянутого закона. Во-первых, по инициативе родителей, то есть если они сами решают забрать чадо из детсада или школы. Во-вторых, при ликвидации учреждения. И в-третьих, если ребенку уже есть 15 лет и он натворил что-то серьезное. Тогда применяются меры дисциплинарного взыскания.

Кажется, помощь психолога остается единственным вариантом разрешить конфликт в детсаду, где появился маленький дебошир. Далеко не все родители соглашаются на консультации, некоторые сразу отрицают проблему, другие вступают в споры. В итоге страдают малыши. По мнению практикующего психолога, старшего преподавателя ПетрГУ Юлии Терюшковой, рядом с ребенком, пусть даже агрессивным и опасным для окружающих, всегда должен быть профессионал-педагог.

— Исправлять поведение ребенка в рамках детского сада — это длительный процесс. Спокойствие и грамотность педагога, ненавязчивая работа с родителями, организация безопасного пространства внутри группы детского сада. Тут должен присоединиться педагог-психолог, методист. Часто воспитатели категорично разговаривают с родителями трудного ребенка — это негативные оценки поведения и даже личности ребенка, постоянные замечания, часто неуравновешенные высказывания. Родителям тяжело принимать эту информацию и они начинаю выбирать лучшую защиту — нападение! Поэтому и тут нужна планомерная и грамотная работа воспитателя, гуманистический подход.

— Воспитатель должен понимать особенности ребенка, наблюдать за особенностями проявления агрессии и неадекватных (по его мнению) реакций. Чаще всего, если мы исключаем случаи нарушенного развития, агрессия детей — это психологическая защита от разных фрустрируюших факторов. Если педагог заинтересован в помощи такому малышу, он увидит, как начинается и протекает приступ злости, поймет, как его можно купировать. Мы с вами знаем огромное количество примеров, когда смена сада, группы или воспитателя положительно влияли на психологическое развитие ребенка!

Последние слова подтверждаются реальными историями. У Севы (имя изменено) отношения со сверстниками не заладились, когда пошел третий год обучения в школе. Его тетя утверждает, что мальчик хоть и не самый усидчивый, но очень умный. И вот Севе на уроках было скучно.

— Вместо того, чтобы найти индивидуальные подход к ребенку и занимать его чем-то дополнительным, чтобы он не мешал учиться, классная руководительница настроила против него весь класс, накрутила родителей, что из-за него нет в классе дисциплины и что из-за него она не может никого ничему научить. И родители других детей начали требовать, чтобы моего племянника убрали из их класса, — рассказала тетя Севы. — Ну, у мамы сдали нервы, она забрали документы из хорошей школы и перевела ребенка в соседнюю, которая, конечно, имеет не самую лучшую репутацию, но выбора на тот момент не было. Там у него тоже были трудности с поведением, но таких проблем с учителем и классом больше не было. Отучившись несколько лет в этой школе, он поступил в одну из престижнейших школ нашего города, в которой сейчас демонстрирует очень хорошие успехи, в частности, на радость учебному заведению, очень успешно выступает на олимпиадах.

Понять родителей, которые беспокоятся о своем чаде, можно. Для них мир делится на родного ребенка и остальных. Поэтому первым делом взрослые превращаются в мало управляемых защитников. Однако поиск компромисса пойдет на пользу всем участникам конфликта. И тогда не придется подговаривать заведующую детсадом нарушать закон.

Читайте также: