Как индийский принц стал буддой кратко

Обновлено: 08.07.2024

Легенда о Сиддхартхе

Рождение мальчика сопровождалось чудесными знаками. Вскоре после того, как Сиддхартха появился на свет, в королевские покои призвали трех мудрецов, чтобы те предсказали его будущее. Новорожденный произвел на них очень большое впечатление. Все трое единодушно заявили, что это необычный ребенок. Предсказание же звучало так: если принца оградить от боли и страданий этого мира, он станет сильным королем и в сражениях разгромит соседние королевства; но стоит ему обнаружить неприятные стороны жизни, и он оставит царские привилегии, чтобы стать великим духовным лидером и создать новое просветляющее мировоззрение для блага всего человечества.

Поскольку родители Будды принадлежали к касте кшатриев, они не были заинтересованы в духовном становлении сына. Им нужен был сильный наследник, способный прославить род и отстоять независимость королевства. Поэтому они решили скрывать от Сиддхартхи все страдания этого мира, воспитывая его в защищенной роскоши.

Юноша рос в прекрасных условиях, не зная ничего о том мире, что лежал за пределами королевских владений.

Легенда о Сиддхартхе

Будда Шакьямуни

Только в возрасте 29 лет он обнаружил, что существует страдание. Однажды, в сопровождении слуги, он выехал из дворца.

Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно. Будучи счастливым и отважным человеком, он не очень боялся собственной смерти. Но он думал обо всех своих друзьях: сейчас они молоды, здоровы и сильны, но будут страдать потом, когда подступят старость, болезнь и смерть. Он беспокоился также о стране и людях, которых ему предстояло защищать. Царевич понял: все, что он может дать другим, они рано или поздно потеряют. Даже любимую жену он не способен осчастливить навсегда, потому что однажды им придется расстаться, самое позднее – в момент смерти. Все, что появляется в пространстве, обязательно исчезает или распадается на части. Cлава и богатство, отношения и родственные связи – все мимолетно.

Это полностью перевернуло его представления о жизни: Сиддхартаха осознал, что в мире все непостоянно.

В ту же ночь царевич покинул дворец. Он решил, что сам узнает природу ума и укажет другим путь к этому постижению. В лесу он снял свои царские одеяния и облачился в простые лохмотья пастуха. Приняв имя Гаутама, он шесть лет странствовал по родному краю. В те времена

в Индии, как и в Греции, были распространены многие духовные школы. Принц учился у нескольких знаменитых мастеров, постигая премудрости философии и медитации. Он быстро все схватывал и даже превосходил своих учителей, но всякий раз понимал, что цель еще не достигнута. Он испытывал вдохновение от познания, но познавал только все новые явления, а не сам ум. Его радовала и медитация, но по ее окончании радость исчезала.

Некоторое время он практиковал даже крайний аскетизм, но скоро понял, что умрет от истощения, так и не придя к своей цели. Тогда Гаутама прекратил самоистязание: начал есть и пить молоко. Тогда друзья по аскезе решили, что он их предал, обиделись и покинули его. Через некоторое время, спустившись к реке Наранджане, он сел под большим деревом и дал себе твердое обещание – оставаться здесь и медитировать, пока не будет постигнута природа ума.

Он сидел там шесть дней и ночей в состоянии глубокого погружения. И, когда ему исполнилось 35 лет – это было утро полнолуния в мае, – он удалил все завесы из своего ума. Исчезло чувство разделенности на прошлое, настоящее и будущее. Он стал тем осознаванием, тем пространством, которое содержит в себе и знает все вещи. Его ум был безграничным.

Принц увидел, насколько неверна идея о том, что человек отделен от всех остальных. Все в мире взаимосвязано, все вещи состоят из множества других вещей, зависят от различных условий.

Он понял, что до сих пор жил как во сне – не сознавал истину, воспринимал мир ошибочно, считая реальностью свои собственные идеи и впечатления. Пробудившись от этого сна, он испытывал мир таким, каким он является на самом деле, без каких-либо ограничений или искажений.

Гаутама больше не страдал ни от какой привязанности или неприязни к вещам и людям вокруг, больше не воспринимал что-либо личностно. Он видел, что ум всех существ тоже безграничен от природы – значит, у них есть способность достичь такого же просветления, но они сами этого не осознают. Осознав это, он ощутил сильное сочувствие ко всем живым существам, радостное желание помогать им всеми возможными средствами.

Гаутама увидел, что ум – это не вещь; его невозможно объяснить так, как обычно объясняют другие явления. У ума отсутствуют параметры, которые можно было бы измерить; его нельзя взвесить или вычислить.

Он осознал также, что переживание ума только частично можно выразить словами. Любые слова слишком ограничены и узки для того, чтобы передать этот опыт. Словами можно лишь показать путь к нему, а опыт каждый человек должен получить самостоятельно. Слова подобны пальцу, указывающему на луну. Палец – это не луна, но, если посмотрим, на что он направлен, мы увидим луну.

Так Гаутама стал Буддой – тем, кто обрел полное постижение. С тех пор его называли Будда Шакьямуни – просветленный мудрец из рода Шакьев.

Несколько недель Будда оставался на берегу Наранджаны, чтобы дать телу привыкнуть к этому новому состоянию. Затем он отправился учить.

В первом поучении Будда объяснял, что всякий, кто хочет освободиться от страданий, в своем образе жизни должен избегать двух крайностей – аскетизма и излишеств. Если намеренно причинять боль или вред своему телу, осложнять себе жизнь, невозможно достичь Освобождения. Также невозможно прийти к нему, живя в роскоши. Поэтому Будда ввел понятие Срединного пути, сказав:

Чтобы полностью отсечь любую возможность совершать ошибки, практикующие Хинаяну становятся монахами или монахинями. Они принимают большой набор внешних обетов, регулирующих поведение. Всякий, кто следует Восьмеричным путем, может навсегда освободиться от страданий.

Будда учил Хинаяне много лет, после чего у него появились другие ученики – более зрелые, обладающие бóльшим сочувствием. Их тревожило не собственное страдание, а боль других. Эти люди хотели знать, как правильно помогать существам в освобождении от страданий. В ответ они получили то, что позднее было названо Махаяной, Великой колесницей. Здесь Будда объяснял, что настоящее счастье заключается в том, чтобы заботиться о счастье других.

Махаяна – это учение о сострадании и любви, которая, подобно солнцу, одинаково светит всем существам, не исключая никого. Это также учение о мудрости, которая знает истинную природу всех вещей. Тот, кто обладает такой интуитивной мудростью, знает все, потому что ни от чего не отделен.

Принцип Хинаяны – успокоить ум и отказаться от причинения вреда и неприятностей другим. Принцип Махаяны – желать всем счастья и мудро действовать на благо других.

Легенда говорит, что у Будды были и иные ученики, которым он давал Учение третьего поворота, составившее основу Ваджраяны, или Алмазной колесницы. Эти очень способные люди уже умели не причинять никому вреда, обладали состраданием и мудростью. Их отличало еще одно важное качество – доверие к тому, что в уме каждого человека, каждого существа есть семя Просветления – природа Будды. Благодаря этому они могли отождествляться с Буддой, видеть в нем свое просветленное отражение. Их путь – во всем стараться вести себя и действовать как Будда. Так можно быстро раскрыть все качества ума.

С момента Просветления, которое наступило в его 35-й день рождения, и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда неустанно передавал свое постижение другим. Его учениками стали десятки тысяч людей в северной Индии.

С момента Просветления, которое наступило в его 35-й день рождения, и до самой смерти в возрасте 80 лет Будда неустанно передавал свое постижение другим. Его учениками стали десятки тысяч людей в северной Индии. Среди них были цари и простолюдины, домохозяйки и воины, крестьяне и философы, представители разных сословий и народностей. Никому не навязывая свои взгляды, он давал поучения лишь тогда, когда его об этом просили. Людей притягивали его радость и умиротворенность, и они приходили сами.

Великий род Будды Шакьямуни

В массовом сознании Будда – это некий мифический персонаж то ли китайского, то ли индийского эпоса, который к нашей стране и нашей культуре не имеет никакого отношения. Но есть мнение, что это совсем не так. Достоверно известно, что род Будды в своё время обитал на территории современной Украины, в районе Запорожья, а затем в силу разных политических причин был вынужден сместиться в сторону Индии. Итак, кто такой Будда и чем могут быть полезны для нас знания и истины, открытые Буддой людям?

  • Будда и Мара.
  • История рода Будды Шакьямуни.
  • Величие рода Будды.
  • История воплощений Будды.
  • Почему учение Будды актуально сегодня.

Попробуем разобраться в том, откуда произошёл Будда и действительно ли он сам и его учение связаны с нашими территориями и нашей культурой? Или, может быть, это совершенно чуждая для нас философия, которая подходит лишь для Индии и Китая?

Будда и Мара

История Будды на самом деле удивительна и поучительна. Можно воспринимать её в буквальном смысле, можно – как набор метафор. Одной из самых эпичных страниц в истории Будды является его схватка с Марой – царём страстей, плотских желаний, который подстерегает всех искателей истины, стремясь помешать им. И Будде также пришлось вступить с ним в схватку.

будда, мара, буддизм

Как можно понять данную метафору? Можно сказать, что в ту ночь под деревом Бодхи Сиддхартха столкнулся с самим собой, но с самой тёмной своей стороной. И сказав ей, что она является иллюзорной, победил самого себя. И это свидетельствует о том, что Мара всегда внутри нас. А победа над Марой – это победа над тёмной частью себя.

Согласно легенде, Мара – царь страстей и плотских желаний, который преследовал Будду на всём его пути, начиная с момента его ухода из дворца. Впервые они встретились именно в ту ночь, когда принц Сиддхартха решил покинуть дворец в поисках истины. Мара убеждал его, что в этом нет смысла, обещал ему великое будущее и чуть ли не власть над всем миром, но тот не соблазнился, потому что уже знал о существовании старости, болезни и смерти, и чтобы победить этих врагов, ему следует найти то, что Мара ему дать не сможет.

Важно понимать, что Мара – это вовсе не воплощение зла. Добро и зло – это вообще понятия весьма относительные. Ведь именно Мара стал тем учителем, который проявлял Будде различные испытания. Можно провести аналогию и с нашей жизнью: если тот же Мара проявляет и нам какие-то испытания, то вовсе не для того, чтобы нас наказать, сбить с пути и так далее. А для того, чтобы мы стали сильнее. И именно в этом была функция Мары. И таковой она остаётся для всех, кто идёт по этому пути. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А то ведь жиром заплывёт от неподвижного образа жизни.

История рода Будды Шакьямуни

Таким образом, история Будды – это яркий пример успешного движения по пути саморазвития. Однако не менее интересна предыстория воплощения Будды в мире. Он родился в непростой семье. Его предками были арии – выходцы из Арктеи – страны на далёком севере. И в силу неких климатических причин арии были вынуждены переместиться на территорию между Днепром и Доном – это территория современной Украины.


Существует версия, что с Арктеей случилась некая тектоническая катастрофа, в ходе которой она ушла под воду: современные карты океанического дна подтверждают, что есть некая область, очень похожая на материк, который когда-то был изображён на древних картах. По другой версии, Арктея вступила в некую кровопролитную войну, по итогам которой арии вынуждены были покинуть свою территорию.

Впрочем, обе эти версии могут быть верны одновременно. Вполне возможно, что в ходе противостояния было использовано некое тектоническое оружие, и в процессе этого наступила климатическая и тектоническая катастрофа.

Далее на территории Северного Кавказа арии разделились, и часть ариев ушла в Индостан, а часть – в Европу. И некоторая часть ариев осела на территории современного Запорожья. Далее, в ходе различных политических интриг, между ними был посеян раздор, и часть из них была вынуждена покинуть эти земли. Они переместились на территорию современного Непала, где было обетованное место мудреца Капилы, с которым у них, видимо, были некоторые родственные связи.

Здесь род Шакья стал смешиваться с местным населением. У одного из царей рода была наложница, которая родила ему дочь, а у неё, в свою очередь, родился сын, и ему было суждено уничтожить весь род Шакья. Уже позднее сам Будда описывает этот процесс в так называемых джатаках – коротких притчах-рассказах о прошлых своих жизнях и их связи с настоящим.

Сам Будда трижды пытался препятствовать этому процессу: он просто садился на дороге, по которой шло войско, направленное, чтобы уничтожить род Шакья. И затем пытался убедить нападающих этого не делать. Но в итоге род Шакья всё-таки был уничтожен, и сам Будда впоследствии объясняет, что этому были кармические предпосылки, то есть род Шакья своими поступками сам создал себе такую тяжёлую карму.


Величие рода Будды

История воплощений Будды

В джатаках описывается, как Будда и Ананда (его будущий ближайший ученик) вместе родились в касте неприкасаемых, то есть самой низшей касте, которой даже были недоступны знания. И их род деятельности заключался в том, чтобы окуривать благовониями отхожие места. Они не смирились со своей судьбой, переоделись брахманами (мудрецами) и пошли учиться этому мастерству в одном известном ашраме. Однако авантюра была раскрыта, в ходе чего оба были сильно избиты.

Эта история позволяет нам понять, что, во-первых, не стоит никого осуждать: кто знает, может, именно какой-то условно негативный опыт позволит человеку многое осознать, а во-вторых, понять, что неважно, сколько раз человек упал, важно, сколько раз он поднялся.

будда, сутра лотоса, учение, ученики

Почему учение Будды актуально сегодня

Итак, Будда – это не какой-то китайский полумифический Бог, который нарисован в храмах Тибета с соответствующими местным национальным признакам чертами. Естественно, что художники Тибета и Китая будут видеть в нём черты лица, которые им знакомы и понятны. Но это – не более, чем рисунки. Что же касается исторических источников, то они подтверждают, что Будда был родом с территории между Днепром и Доном.

Родство Будды со скифами подтверждает лама Оле Нидал, который, в свою очередь, ссылается на великого Ламу Тибета 17-го Кармапу Тхае Дордже. Так, согласно утверждениям их обоих, род Будды долгое время пребывал в районе реки Днепр, после чего, в силу различных материальных сложностей, переместился в сторону современной Индии, где уже и появился на свет принц Сиддхартха, которому суждено было стать Буддой.

И именно эти четыре истины – о существовании страдания, причине страдания, возможности это страдание прекратить и Пути, ведущем к прекращению страдания, – стали основой учения Будды. Собственно, именно название этих истин как арийских и является более верным переводом, ведь в оригинале их название выглядит так: cattāri ariyasaccāni.

будда, сангха, буддизм, рахула

Таким образом, рассуждения о величии рода Будды никоим образом не призваны назвать какую-либо религию, учение или народ более достойным или совершенным по отношению к остальным. Напротив, арийское происхождение Будды и его арийские истины призваны объединять людей по принципу поиска единой истины, которая одна для всех, независимо от национальности, верования или места жительства.

И Будда рекомендовал никому не верить на слово, а просто попробовать то, что испытал он сам на себе и предлагает другим. В этом и есть принцип здравомыслия: не отвергать поступающую информацию лишь потому, что она окружена символикой якобы чужой для нас культуры. Суть – везде одна.

Есть одна притча про слона, которая говорит о единстве всех религий. Слона ощупывали четверо слепых людей. И один, который ощупал хобот, сказал, что слон – это верёвка, другой, который ощупал бивень, сказал, что слон – это копьё, третий, который ощупал бок слона, сказал, что слон – это стена, четвёртый, который ощупал ногу слона, сказал, что слон – это столб.



Гаутама Будда является вдохновением для миллионов
искателей по всему миру. Но как принц Гаутама Сиддхартха
стал Буддой? В этом видео Садхгуру рассказывает необычную
историю его трансформации.

Этот навык был сформулирован Буддой много веков
назад, но актуален во все времена. Вспомните об этом
перед сном - и ощутите эффективность его применения.

"Один из самых полезных жизненных навыков –
умение забывать все плохое, что произошло за день:
не зацикливаться на неприятностях, не жить обидами,
не упиваться раздражением, не таить злобу. Не стоит
тащить разный хлам в свою душу.
Засыпайте в гармонии с собой".


Буддизм за свою долгую историю существования поведал о себе всей планете и забрался даже в самые неожиданные ее уголки. Так откуда он родом, в каком веке он зародился, почему появился, как далеко зашел и кто из известных людей его исповедует?

Обо всем этом вы узнаете из статьи ниже, а в качестве приятного дополнения познакомитесь с красивой историей о Сиддхартхе – прекрасном принце из рода Шакья.

Зарождение буддизма

Буддизм является самой древней мировой религией. Существуют легенды о том, как появился буддизм, и они могут показаться забавным вымыслом, однако на эту тему также приводятся и подтвержденные факты.

История буддизма неразрывно связана с именем своего основателя, а точнее, с несколькими его именами, и корни их уходят в санскрит:

Датой основания буддийской традиции признается смерть (паринирвана) Будды. Но до сих пор среди буддологов имеются разногласия на тему того, в каком году конкретно это произошло. ЮНЕСКО приняла дату – 544 г. до н.э., и в 1956 г. весь мир радостно отмечал праздник – 2500 лет буддизму.

Другие ученые называют иные даты. Одно не вызывает сомнений – Будда жил и проповедовал до индийских походов Александра Македонского, которые происходили в 20-х годах IV века до н.э.

Причины появления буддийской традиции

До нас дошли всего лишь отголоски истории об индийском обществе того времени, но имеющиеся данные позволяют нарисовать картину, которая показывает причины возникновения буддизма.

Во-первых, в то время в Индии надвигался кризис древней ведической культуры. Она господствовала долгое время и отличалась ритуализмом, жертвоприношениями и формальным благочестием брахманов – жрецов. Прежние племенные устои перестали отвечать сознанию людей, и общество нуждалось в новых, альтернативных учениях и религиях.

Во-вторых, в то же время укреплялась государственная власть. Варновый (сословный) строй претерпевал изменения. Варна кшатриев, воплощавшая благородную власть индийских царей в древности, становилась сильнее и начинала противостоять варне брахманов.

брахманизм

Разрастаясь, буддизм делился на разные виды: хинаяну, махаяну и другие более мелкие виды, а позднее он пришел на Тибет, прочно там укоренившись и преобразившись в новую форму – ламаизм.

Легенда о прекрасном принце Сиддхартхе

Вот уже почти 26 столетий буддийское учение, или дхарма, приносит миллионам людей внутреннее спокойствие и душевную гармонию. Но кем же был этот самый Будда?

В семье короля Шуддходаны и королевы Махамайи родился мальчик. Когда после зачатия королева увидела во сне необычного слона, у которого было шесть бивней, она осознала, что ей суждено родить великого человека.

Мать будды

Астролог Ашита, приглашенный королем после рождения сына, увидел на младенце признаки, которые присущи только великому человеку. Так, например, его ладони, ступни и межбровье были увенчаны знаками колеса, а пальцы соединяли перепонки.

Мальчика назвали Сиддхартха Гаутама. Ему пророчили звание всемирного правителя или Пробужденного. Отец желал, чтобы малыш унаследовал трон, и всячески оберегал его от превратностей жизни, ограждал от лицезрения болезней, старости и смерти.

29 лет жил принц в цветущем дворце, далеком от бренности и взял в жены красавицу Яшодхару, с которой у них родился сын Рахула. Но однажды Сиддхартха выехал за пределы дворца и увидел человека, побитого болезнями, глубокого старика и похоронную процессию. Острым ножом полоснуло это его по сердцу, и он осознал тщетность бытия.

А потом он увидел саману – отрешенного, бедного, худого монаха – и осознал безмятежность, которую можно достичь при отказе от мирских забот и желаний.

Престолонаследник Сиддхартха бросил все, покинув отца, жену и сына, отрешившись от прежнего безбедного образа жизни и отправившись на поиски истины. Он долго бродил, слушая учения разных мудрецов, несколько лет подвергал себя жестокой аскезе, но в итоге наедине с самим собой открыл Срединный путь, который подразумевал с одной стороны, отказ от полного аскетизма, а с другой — избегание излишеств.

Искушение

Сиддхартха достиг Просветления, когда ему было 35 лет. Так он стал Буддой. На протяжении 45 лет он проповедовал всем желающим, делясь своим открытием и своей истиной. Будда не оставил и свою семью. Однажды он вернулся на землю шакьев, и все горячо обрадовались ему. Побеседовав с Буддой, его сын и жена тоже приняли монашество.

В начале своего девятого десятка Будда достиг незыблемого покоя нирваны. Он получил Великое Освобождение, оставив огромное наследие дхармы многим поколениям на разных континентах, которое за свою многовековую историю стало целой религией.

Царь Шуддходана в итоге остался без наследников. Видя страдания отца, Будда обещал забирать монахом единственного сына в семье только с согласия родителей. И это условие и сейчас очень чтится в буддизме.

Как появился буддизм среди нас

С течением времени учение Будды распространялось все дальше, претерпевало изменения, принимало все новые формы и содержание. Сегодня буддийское учение простирается не только по юго-востоку Азии: Таиланду, Шри-Ланке, Вьетнаму, Непалу, Японии, Мьянме, Лаосу, Бутану. Уже с конца позапрошлого века оно привлекает европейцев и американцев, а общая численность буддистов на планете сейчас достигает 500 миллионов человек.

Дети буддисты

Идеи и принципы буддизма все крепче укореняются в западной культуре: современная беллетристика пестрит обложками книг о буддизме, Голливуд снимает фильмы о Будде, а многие известные деятели считают себя его последователями.

А буддистов среди известных людей не перечесть: Альберт Эйнштейн, Сергей Шойгу, Джеки Чан, Брюс Ли, Дженнифер Лопес, Леонарди Ди Каприо, Стив Джобс, Стинг, Кейт Мосс – этот список можно продолжать бесконечно.

Буддизм по праву повлек за собой миллионы приспешников. Появившись 2,5 тысячелетия назад в далекой Индии, он стал не просто религией, а целой философией, традицией, учением, почитаемым во всем мире.

Заключение

Читайте также: