Как играть на бубне кратко

Обновлено: 02.07.2024

ОТ АВТОРА: Настоящий самоучитель призван вырвать обучение игре на бубне из рук кустарей-одиночек, передающих своё умение по наследству, и сделать бубен достоянием масс.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: Первое упоминание о бубне мы находим у Плутарха, который отмечает: "Он (вероятно Юлий Цезарь - прим. автора) любил слушать музыку (по-видимому бубен - прим. автора)".

Малое распространение бубна в Европе объясняется жёстоким преследованием инквизиции в эпоху средневекового мракобесия, а также отсутствием подобного самоучителя.

ТЕХНИКА ИГРЫ: Обучающийся берёт бубен в правую руку и начинает встряхивать его, одновременно ударяя по нему кистью другой руки.

НОТЫ: При записи музыки для бубна в начале каждой музыкальной фразы ставится бубновый ключ.

СИСТЕМА НОТНЫХ ЗНАКОВ: Крестик (дзинь) - знак встряхивания; нолик (бум) - знак удара. Например, популярный романс "Однозвучно звенит колокольчик", будучи положен на бубен, выглядит так:

дзинь, бум, бум, бум, бум, бум, бум, бум

Три начальных удара делаются для того, чтобы привлечь внимание публики к исполнителю.

РЕЗЮМЕ: Автор надеется, что, пользуясь самоучителем, владелец бубна через три-четыре года достигнет определённой виртуозности игры на этом инструменте и испытает немало счастливых минут.

Экзамен на кафедре бубна

выступают ученики кафедры бубна

Из жизни кафедры бубна

Однажды у шамана спросили:
- вы хотите стать почетным академиком Кафедры Бубна?
Шаман подумал и сказал:
- Однако, хорошо! По четным буду академиком, а по нечетным - в бубен бить!

Как выбрать шаманский бубен программиста?

В последнее время часто стали появляться вопросы: Как выбрать шаманский бубен программиста? Каким должен быть бубен? Специально для того, чтобы ответить на эти вопросы и развеять ряд накопившихся мифов и заблуждений вокруг данной темы, я пишу эту статью.

Какие же руны должны быть на бубне?

Ответ прост. Это должны быть фрагменты кода реальных, а главное, работающих программ. Желательно, чтобы фрагменты были взяты из разных программ и написаны на разных языках программирования.

На каких же языках должны быть руны на бубне? А это зависит в первую очередь от того на каком языке написана заклинаемая программа. Если ваша программа написана на C++, то на Вашем бубне обязательно должна быть руна на C++, если программа на Java, то должна быть руна на Java и т.д. Если ваша программа написана на нескольких языках, то ваша задача усложняется, т.к. вам потребуется бубен с рунами каждого из используемых языков. Можно ли использовать несколько бубнов вместо одного? Да, но только если они совместимы между собой [3]. Запомните, что бубен без руны используемого вами языка программирования для вас бесполезен. Однажды я встретил бубен с рунами на Коболе и ассемблере IBM 360. Дествительно редкая вещь! Но для современного программиста совершенно бесполезная.

выбирая бубен, остерегайтесь подделок

Предположим вы выбрали бубен и приготовились к танцу. Хорошенько подумайте о том какой именно танец вы собираетесь воспроизвести. Помните, что не любой танец подойдёт для Вашей программы. Танец изгнания духа Меморилика [4] совершенно бесполезен для программы написанной на Java, точно так же бесполезен танец задабривания виртуальной машины Java для программы на С++ [5].

И напоследок я хочу развенчать устоявшийся миф о том, что танцы с бубном способны изгнать баги из программы. Несусветная глупость! Однако очень живучая и кочующая из поколения в поколение. Суть танца с бубном есть обращение к Великому Духу Первопрограммера и его сыну Первопрограмме, а также отречение от Первородного Бага. Правильно исполненный танец с правильным бубном будет услышан Великими Духами и они даруют Вашему детищу своё Благословение и Защиту от багов. Таким образом вы не избавитесь от багов, но они на время перестанут проявляться. А вот на какое время они перестанут проявляться зависит от мастерства танцора.

4 уровня мастерства владения бубном

1-й уровень

Программист умеет заклинать конкретный экземпляр программы на конкретном компьютере на короткий срок.

2-й уровень

Программист умеет создавать собственный бубен.

3-й уровень

Программист умеет заклинать множество экземпляров программы на множестве удалённых компьютеров на длительный срок.

4-й уровень

Программист умеет обходиться без шаманского бубна.

И наконец, мой последний совет.
Допустим вы купили бубен и совершили удачный танец - программа во время сдачи работала как надо. Не торопитесь почивать на лаврах. Сядьте и попробуйте разобраться, почему ваш код работал не так как надо. Если же это невозможно, то у вас есть два варианта: пересмотреть свою жизненную позицию и заняться чем-то другим либо валить нафиг из этой шарашки, в которой создание программного продукта без плясок с бубном невозможно.

Искренне Ваш, Гура Кодович Бажев

Кому-то покажется странной эта статья: что тут такого, берёшь бубен и ударяешь по нему. Бить можно рукой, можно колотушкой, палкой. Скоморохи, развлекая публику, играли коленками, локтями, пятками, головой.
Но так же как и везде, у любого дела есть некоторые тонкости, моменты, очевидные опытному игроку, которые могут стать откровением для новичка.
В природе человека очень много ритмов и почти всегда хочется постучать или напеть какой-то ритм. Часто для этого мы покупаем бубен или барабан.
Общие сведения о бубне Вы найдёте ближе к концу статьи.

Постановка рук при игре на бубне.

Возьмите бубен в одну руку. Зажмите рукоятку крепко, но не сдавливая. бубен надо держать твёрдо.
Потрясите слегка бубном, чтобы почувствовать его вес, почувствовать его инерцию, крепление рукоятки.
Рука с бубном у нас согнута в локте.
В другую руку возьмите колотушку. Не стоит браться за самый конец, так вы её не удержите, и не стоит браться слишком близко к рабочему месту колотушки - меховому или замшевому покрытию. Оптимально - примерно на расстоянии одной трети от конца, чтобы и вес колотушки играл роль при игре и вам не было тяжело.
Есть несколько способов держать колотушку, но самое существенное, не стоит сильно зажимать, стискивать рукоятку. Колотушка, как барабанная палочка должна легко лежать в руке, но при этом сама рука должна быть твёрдой и чётко контролировать процесс игры.
Эта рука также согнута в локте.
Подносим руку с колотушкой близко к мембране, на десяток сантиметров, и наносим удар. Удар должен быть чёткий и резкий: рука с колотушкой должна отпружинить и отскочить от мембраны в исходную позицию, на тот же десяток сантиметров.
Можно играть управляя колотушкой только пальцами, это удобно для тихой и тонкой игры, но не подходить с тяжёлыми колотушками.
Можно играть управляя ударом кистью, это самый универсальный и распространённый удар, пусть ваш кистевой сустав будет лёгким и подвижным.
Можно играть "от локтя", нанося сильные и резкие, редкие удары. Тут размах руки существенно больше. Этот способ подходит для больших бубнов и тяжёлых колотушек.

Постановка корпуса при игре на бубне.

Общее правило: при игре на любом музыкальном инструменте корпус и всё тело играющего должно быть расслаблено и прямое.
Неважно сидите вы, стоите, танцуете или лежите: помните, что вы ИГРАЕТЕ НА БУБНЕ!

Зоны игры на бубне.

На мембране бубна есть несколько зон, в которых тембр бубна меняется.
Если бубен большой, таких зон может быть множество. Настолько, что при определённом навыке можно сыграть простую мелодию.
Около края мембрана звучит наиболее звонко. Постепенно продвигаясь к центру бубна звук становится всё глуше и ниже, и в середине мембраны достигает своего максимума, "бухающего" тембра. Многие музыканты не любят этот тембр именно за его гул, "мясо". Но у каждого свои потребности.
Зоны могут меняться в зависимости от натяжения бубна, поэтому они зависят от погоды и от изготовления.
У бубнов с резонаторами и овальных бубнов могут появляться дополнительные звуковые зоны, но это необязательно и не всегда бывает.
Иногда из-за неравномерности мембраны-шкуры на бубне появляются дополнительные зоны, чем радуют своего счастливого обладателя.
Я рекомендую внимательно изучить ваш бубен, простучав его тихо и громко, чтобы узнать все зоны на его мембране.

Влияние разных факторов строения бубна на его звук.

На звук бубна влияет множество условий, это и мастерство изготовления, качество кожи и обода и некоторые внешние свойства.

-влияние рукоятки на звук бубна.

Жёсткая тяжёлая деревянная рукоятка слегка глушит звук бубна, поскольку в бубне строго говоря звучит не только мембрана, но и весь комплекс мембрана-обод-ручка (если она жёстко закреплена).
Наоборот, мягкая плетёная ручка-крестовина не глушит бубен и позволяет проявляться большим обертонам. Такое крепление называется индейским.

-влияние колотушки на звук бубна.

Мягкая колотушка притушивает тембр бубна, слегка приглушая его, жёсткая колотушка подчёркивает удар и звонкие обертона, делает звук громким, но не всегда приятным.
Часто мастер сам подбирает ту колотушку, с которой его бубен звучит наиболее качественно.

-влияние резонаторов на звук бубна.

Для небольших размеров мембраны и неширокого обода резонаторы-шишечки-рожки практически не влияют на звук, выполняя символическую или сакральную функцию - связь с определёнными тонкими сферами и планами.
На качество бубна они также не влияют, но выглядят красиво.

Как держать бубен.

Мы разобрали случай, когда бубен мы держим перед собой на согнутой в локте руке.
Но часто на фото традиционных шаманов или на видео танца шамана, вы можете наблюдать, что бубен наклоняют к земле и наносят удары снизу вверх, или наоборот, поднимают вверх и бьют сверху вниз, или играют на вытянутых руках, будто обращаясь к солнцу.
В чём разница?
В интернете много толкований, я тоже добавлю немного от себя.
Обычно шаманский танец (настоящий!) связан с разными духами, прислуживающими шаману и навеян самими духами. И каждое движение в нём имеет не символический, но магический смысл.
Так, например, опуская бубен вниз и играя снизу вверх будто бы для земли, шаман часто обращается непосредственно к Земле. Это связано с плодородием, с деторождением, кочевьем и многим другим. Поднимая бубен вверх, шаман может обращаться к солнцу, ветру, и другим стихиям и духам стихий, с которыми мы живём бок о бок.
Человек очень чувствителен к ритмам и звукам вовне себя и чувствует их не только ушами, но и телом, кожей. Опуская бубен вниз, мы можем воздействовать на нижнюю часть своего тела, очищать, лечить с помощью бубна, поднимая вверх - воздействовать на верхнюю часть, прижимая к себе - воздействовать на более плотное тело, в глубине. Важны и лицевая и обратная стороны бубна, от них идут разные вибрации.
Но помните, что в этом воздействии определяющим будет ваше намерение и радостный, позитивный настрой!

Тренировка музыкальности.

Несмотря на все желания скорее войти в транс, изменённое состояние сознания, несмотря на нетерпение, получив бубен стать сразу шаманом, пожалуйста, помните, что мир вокруг музыкален и гармоничен. Мир последователен и постепенен. Постарайтесь, чтобы каждый ваш ритм, даже каждый удар были красивыми и музыкальными!
Не только для вас, но и для ваших соседей, слушателей, родных и близких!

Тренировка скорости.

Если вы желаете играть быстро, научитесь сперва играть медленно, без спешки, потом постепенно увеличивайте темп, скорость игры.
Это хорошо получается с игрой под метроном. Только поиграв 15-20 минут в выбранном темпе вы можете говорить, что вы научились играть с такой скоростью.

Позитивное отношение.

Будьте радостными и лёгкими при игре на бубне, это даёт возможность развиваться и легче вводит в транс, в изменённое состояние сознания.

Умение играть тихо - уметь играть громко.

Умейте не только издавать громкие звуки при игре на бубне, лупить, что есть мочи, вдарить в бубен, но и сыграть тихо и проникновенно, прислушиваясь к малейшим обертонам. Мир тонкого - тих и чуток, будьте же и вы тонкими, тихими и чуткими.

Играть чётко.

Миром правят ритмы и эти ритмы естественны. Постарайтесь уловить их естественную пульсацию.
Для музыки важно, чтобы ритм был чётким: кому нужен музыкант, не регулярно попадающий в долю?
Для транса важен чёткий ритм, иначе не войдёшь в транс.
Если с чёткостью ритма у вас проблемы, купите метроном и занимайтесь регулярно. Через некоторое время чёткий ритм будет для вас естественным.

Снятие стресса.

Ударные хорошо подходят для снятия стресса, играйте регулярно на бубне и вы будете чувствовать себя превосходно!

---
Бубен это ударный инструмент, рамочный барабан, относящийся к классу мембранофонов, то есть звук в нём рождается от вибрации мембраны. Бубен распространён практически на всей территории земного шара.
Основной составляющей бубна является мембрана, часто натуральной кожи козы, оленя, натянутой на деревянную раму - обод. Изнутри на ободе часто имеется ручка, жёсткая, деревянная, или мягкая, плетёная.
К бубну часто прилагается колотушка, от простой палочки до сложно изготовленных с мехом и резьбой.

Бубен — один из самых древних инструментов. Он известен у многих народов. Он представляет собой широкий обод с прорезями, на который натянута мембрана. В прорези вставляются металлические тарелочки. По диаметру могут быть натянуты проволоки с прикрепленными к ним бубенцами. Обод чаще всего делают деревянным или металлическим. Игрушечный бубен, который тоже иногда используют в качестве полноценного музыкального инструмента, может быть и пластмассовым.

Как играть на бубне

  • - бубен;
  • - плеер;
  • - записи мелодий, которые вы бы хотели исполнить.

Научитесь правильно держать бубен. У многих инструментов на боковом ободе есть выемка для большого пальца. Находится она с внешней стороны. Если такой выемки нет, просто поставьте подушечку большого пальца правой руки на внешнюю часть обода. Четыре остальных пальца находятся внутри бубна.

Начните с самого простого ритма. У каждого музыканта своя техника игры на бубне. При этом исполнители нередко выделывают с этим инструментом весьма замысловатые фокусы. Они отбивают разный ритм, трясут бубен, подбрасывают вверх. Но этому вы научитесь потом, когда освоите базовые приемы. Попробуйте отбивать ритм какого-нибудь марша. Прослушайте мелодию и попробуйте уловить сильные и слабые доли. Возьмите бубен в правую руку так, чтобы внешняя часть мембраны была направлена влево. Скользящим движением сложенных вместе пальцев левой руки отбивайте сильные доли.

После того как вы научитесь попадать в такт, усложните задачу. Ладонью левой руки отстукивайте сильные доли, а пальцами легонько ударяйте в мембрану на слабые. Обе руки должны двигаться совершенно свободно. При ударах напряженной рукой звук получается резким и неприятным.

Подберите запись вальса. Вальс имеет трехдольный размер, причем первая доля его всегда сильная. Точно так же, как и при исполнении марша, на первую долю ударяйте ладонью в мембрану, а две другие отстукивайте пальцами. Когда это получится, попробуйте первую и вторую долю отстукивать так же, как и раньше, а на третью легонько потрясти бубен левой рукой.

Найдите мелодии, написанные в других трехдольных размерах. Это может быть, например, мазурка. Попробуйте уловить ее ритм. Она строится на синкопах — то есть перенесении ударения с сильной доли на слабую. Сильную долю отстукивайте, как и раньше, а на слабую — встряхните бубен один раз или легонько его потрясите. Движения правой руки должны быть очень мелкими и частыми.

Потанцуйте с бубном. Послушайте музыку и попытайтесь почувствовать, где бы вам хотелось ударить в бубен, а где — легонько позвенеть. Сделайте так, как вам хочется. Если мелодия быстрая и зажигательная, можно попробовать в самом эффектном месте подбросить бубен, поймать его и играть дальше так, как подсказывает мелодия.

Шаманский бубен

Музыкальный инструмент нужно подогреть над костром или над другим источником тепла. Если конструкция удержания бубна предусматривает подтяжку мембраны, проверьте необходимость подтяжки бубна. После этих манипуляций звук бубна будет наилучшим.

Бубен нужно держать в ведущей руке (в согнутом виде). Правильное удержание бубна очень важно в практике, так как вес бубна крайне велик. Его нужно прочувствовать, понять, удобен ли он для вас.

Основным ударным инструментом при работе с бубном является колотушка. Колотушки бывают разными. Перед тем как работать с бубном более профессионально, попробуйте их различные типы. От их типологии зависит и звучание. А оно как раз нам и интересно в данной статье. Колотушки бывают с деревянным навершием, меховым навершием, кожаным навершием, или комбинированными. Деревянная колотушка даёт максимально звонкий звук, но может повредить мембрану, также она вредна для бубнов с рисунком. Меховая колотушка даёт приглушённый звук, она самая безвредная. Самые распространённые - колотушки с кожаной обивкой, это средний вариант. Можно ещё использовать руку, в качестве ударного инструмента.

Мембрана - это лицевая сторона бубна. Прежде чем начать работать с ней, попробуйте легонько ударить в различные места бубна. Практикующие шаманы утверждают, что звук наиболее интересный ближе к ободу бубна, самый глухой звук в середине мембраны. Бывают множество рабочих мест у бубна. Их нужно найти и понять, какой звук вам более подходит и для каких целей его можно использовать.

Славянский бубен

Извлечение звука из бубна

Бубен – живой организм, перед игрой его нужно понять, сродниться с ним, стать единым целым с бубном. Нужно чтоб бубен радовал вас, был вашим другом. Работать с бубном нужно только в позитивном настроении, тогда и звук будет более интересным и живым.
Не нужно лупить в бубен, словно вы хотите извлечь самый громкий звук. С бубном нужно обращаться нежно, словно с любимым человеком. Попробуйте найти ритм, для входа в изменённое сознание потребуется время. Наберитесь терпения. Игра на бубне должна радовать и вдохновлять. Поймайте именно свой ритм, свою мелодию.

Если долгое время вам не удаётся подружиться с бубном. Возможно, вы сделали неправильный выбор, и стоит задуматься о подборе нового бубна. Поэтому при выборе бубна будьте максимально осмотрительны. Определитесь с целью работы с бубном. Будь то камлание, обрядовая славянская деятельность или вход в изменённое сознание, - мелодия будет разной. Поэтому практика с бубном крайне важна, дабы не делать вещей которые не соизмеряются с целями.

Ухаживайте и любите свой бубен, и он откроет вам новые границы сознания. Но всему своё время, помните это!

Читайте также: