Как хоронили фараонов в древнем египте кратко

Обновлено: 04.07.2024

Египетские погребальные практики продолжались почти две с половиной тысячи лет приблизительно с 2686 г. до н.э. по 395 г. н.э. Погребальные обряды и верования были очень важны для древнеегипетского общества. Путешествие из нашего мира в загробную жизнь было тщательно спланировано и организовано. В до-династический период самые ранние могилы были простыми. Но со временем число украшений и всяческих могильных предметов постепенно увеличивалось.

Во времена Древнего Царства были построены первые королевские пирамиды . Мумификация к этому периоду уже была стандартной практикой. Сам процесс мумификации связан с египетской верой в то, что тело умершего необходимо было сохранить для того, чтобы его душа могла обрести загробную жизнь. Египтяне верили, что если мертвых похоронят ненадлежащим образом, то они вернутся, чтобы преследовать живых.

В период Нового царства фараонов перестают хоронить в Пирамидах . Все элитные захоронения теперь осуществляются в Долине Царей . В украшении гробницы начинают доминировать религиозные события, заменяя повседневные сцены, которые были популярны со времен Древнего царства. Также уменьшается количество фигурок ушабти и предметов для загробной жизни.

Древние египтяне часто мумифицировали животных, чтобы утешать мертвых в загробной жизни, или в качестве жертвоприношения или как символ конкретного бога. Например кошка олицетворяла богиню Баст . А быки были священными животными сразу нескольких богов, и поэтому их мумифицировали для похорон исключительно с богатыми египтянами. Поклонение культу Апис Булл возникло примерно в 800 году до нашей эры. Быки были символами силы и плодородия для древних египтян , а в некоторых случаях они считались оракулами , способными общаться с богами . Процесс мумификации быков был сложным и не очень похожим на тот, который использовали на людях. Обычно их хоронили в каменных могилах вместе с амулетами, драгоценностями и ушабти .

Если вам понравилась эта статья, то не забудьте подписаться и поставить лайк, чтобы поддержать автора. Это сильно поможет развитию канала, а также мои новые статьи будут чаще показываться в вашей ленте.

Наука египтология основана на изучении происхождения и существования египетского царства. Цивилизация достигла высокого уровня развития, о чем подтверждают находки из раскопок. В них показаны не только достижения, но и как хоронили фараонов в Древнем Египте, какие ритуалы соблюдались. Египтяне освоили производство стеклянной, фаянсовой посуды, мастерства по обработке драгоценных металлов, создания скульптур и художественных произведений.

Поражают познания древних людей в области математики, медицины, астрономии, письменности. Исторические события отображались с помощью рисунков и иероглифов. Умерших царей хоронили в саркофагах. На саркофагах записывались подвиги фараона, его жизненный путь. На стены погребальной камеры наносили рисунки, в которых показано как хоронили повелителя Египта, его прошедшая и будущая жизнь.

Настенный рисунок похоронного обряда фото

Настенный рисунок похоронного обряда

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Похоронный обряд показывает, что древние египтяне верили в загробную жизнь. На это указывают рисунки на стенах погребальной камеры, а также предметы обихода, орудия труда, которые заносились в камеру. Каждый житель стародавнего Египта верил, что даже после смерти его ждет вечная жизнь. Чтобы похоронить фараона использовались древние ритуалы и заклинания.

Все фараоны были египтянами

Древнее население Египта считало свое место обитания центром вселенной, а правителей сравнивали с богами. Окружающие их страны и реки, которые текут не в том направлении, что Нил, считались неправильными, жалкими.

Имен у фараона было пять. После смерти имена писались на папирусах и жрецы помещали в особый ларец, картуш, чтобы злые силы не могли прочитать их. Египтяне думали, что бог Ра на золотой ладье забирал умершего фараона-сына на небо для дальнейшего проживания. Египтяне хоронили фараона с большими почестями, строили роскошные поминальные храмы, укладывали в гробницы богатые подарки, чтобы цари после смерти никогда не покидали обетованную землю.

Фараонов хоронили вместе со слугами

При раскопках самых древних захоронений были обнаружены останки людей, которые были похоронены рядом с фараоном. Обследования показали, что на останках не было знаков насильственной смерти. Появилась версия, что люди были похоронены заживо.

Этот самый распространенный миф говорит о том, что жена, вся его семья и слуги были похоронены вместе. Таких погребений было обследовано несколько и то самые древние. Это указывает на то, что такие ритуалы проводились очень редко.

Погребальные обряды Древнего Египта

Забинтованное тело укладывалось в короб, которому придавалась форма человеческого тела. Древнейшие египтяне хоронили коробы просто в земле.

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Усыпальница и смежные комнаты с дарами фото

Усыпальница и смежные комнаты с дарами

Над земными захоронениями со временем начали надстраивать мастабы, в виде прямоугольной усеченной пирамиды. Внутри располагалась комната для гробницы, где проводилось погребение фараона и несколько комнат с настенными росписями, дарами, предметами обихода и ритуальными статуэтками ушебти.

Мастаба — конструкция, гробница в Древнем Египте.

Ушебти — похоронные статуэтки.

Внутренняя стена выкладывалась из сырца, внешняя – из кирпича. Со временем египтяне стали строить ступеньчатые пирамиды, которые сменились настоящими, гладкими. Такие надстройки защищали тела упокоенных от внешних погодных условий, злоумышленников, злых сил.

Тела знати укладывались в саркофаги, которые также служили средством защиты тел. По продольной наружной стороне саркофага наносились надписи с заклинаниями, которые защищали покойного, придавали ему сил в загробной жизни.

Место расположения Долины Царей

Внешний вид входа усыпальниц Долины Царей фото

Внешний вид входа усыпальниц Долины Царей

Недалеко от реки Нил вблизи города Луксор (древнего города Фива) за каменистым нагорьем расположена Долина Царей. На протяжении пяти веков там хоронили фараонов.

Стены камеры расписывались мастерами до того, как умирал фараон, похороны и ритуалы проводились в обустроенной усыпальнице. Рисунки рассказывали: как проходили похороны фараона, о пройденном пути, годах его правительства и предстоящей загробной жизни. Погребение проводилось с большим торжеством. Саркофаги украшали золотом и драгоценностями. Рядом находились дорогие преподношения, ценные дары, золотые украшения.

К сегодняшнему времени в Долине Царей найдено и обследовано больше 60 усыпальниц. Каждый предмет аккуратно очищается и хранится, затем реставрируется. Внутри помещения не разрешают проводить фото и видеосъемку, чтобы не повредить старинные росписи. Обнаружено еще 30 захоронений, разграбленных ворами.

Ломаная пирамида

Ломаная пирамида, внешний вид фото

Ломаная пирамида, внешний вид

В Дахшуре стоит ломаная пирамида, которая строилась по указанию фараона Снофра. Ученые не могут доказать почему грани имеют разный наклон у основания и вершины. По первому предположению владыка не дожил до окончания стройки, и строители завершили ее, изменив наклон граней.

Ученый Мендельсон предположил, что было начато строительство одновременно двух пирамид. Когда постройка достигла половины высоты из-за сильных ливней, обрушился наружный слой облицовки этой пирамиды. Строители решили изменить градус наклона граней, чтобы ливень окончательно не размыл строение. Так получился изгиб грани пирамиды.

От других пирамид она отличается наличием двух входов. Северный вход устраивался по верованиям египтян. Для чего устроен второй ход – загадка, неразгаданная по сегодняшний день. Камера погребения фараона не была обнаружена, только на потолке три надписи имени Снофра красной краской.

Великие пирамиды

По подсчетам ученых в Египте находятся до 138 пирамид разной высоты. В большей части построек обнаружено усыпальницы фараонов. Самые известные три больших пирамиды: Микерина, Хефрена, Хеопса, последняя из которых считается самой высокой, входит в число Семи чудес мира.

Профессор Бернского университета И. Давидович в докладе на Международном конгрессе настаивал на доказательстве, что пирамида Хеопса построена из литых блоков. Египетские власти не разрешили проводить исследования, чтобы опровергнуть эту теорию.

Известный российский путешественник В. Сундаков проводил исследования происхождения египетских ритуальных построек. Так как в ходе расследований были обнаружены жернова, Сундаков сделал вывод, что известняк перетирался на пыль, потом с добавлением речного ила заливался в опалубку. Об этом свидетельствует целостность блоков без трещин. Он провел презентацию письменных фактов, которые служат доказательством производства каменных литых блоков из порошка, а также о способе их установки.

Пирамида Джосера

Самая древняя – это пирамида Джосера. Она имеет шесть ступеней до вершины. Постройка считается предшественницей всех позже построенных пирамид. У основания между двумя плитами была найдена статуэтка бога Осириса. Египтологи считают, что жрец специально спрятал ритуальную статуэтку для связи с иным миром и чтобы усилить силу фараона, божественного олицетворения на земле.

Медумская пирамида

Внешний вид Медумской пирамиды фото

Внешний вид Медумской пирамиды

Розовая пирамида

Розовое отражение облицовочных камней в закате солнца фото

Розовое отражение облицовочных камней в закате солнца

Третья египетская пирамида по высоте – это Северная или Розовая. Она построена в честь дочери Хеопса. Название произошло от цвета камней, которые приобретают розовое сияние под лучами заходящего солнца. Розовая пирамида с пирамидами Хефрена и Хеопса отражают расположение звезд созвездия Ориона. Постройки, которые обозначали еще две звезды созвездия, были разрушены еще в древности.

Гробница Тутанхамона

Драгоценный саркофаг фараона фото

Драгоценный саркофаг фараона

Три столетия археологи искали гробницу, где захоронен Тутанхамон, самый молодой фараон Египта. Он был облачен в золотую маску со всеми царскими атрибутами, что указывает на его высокое положение. Саркофаг был вылит из золота, скрывал тело властителя, чтобы никто не мог обезобразить его. Рядом были обнаружены несколько захоронений с драгоценными дарами. Надписи на стенах дают подсказку, что там захоронение близких родственников фараона.

После того, как была вскрыта гробница, археологи мистическим образом заболевали и умирали. Верующие фанатики утверждают, что члены экспедиции потревожили прах фараона, за что их постигло его проклятие.

Воры, которые хотели украсть из музея Каира золотую маску, также таинственно скончались.

Гробница царицы Нефертари

Настенные рисунки в усыпальнице Нефертари фото

Настенные рисунки в усыпальнице Нефертари

В 1904 году археологи обнаружили самую красивую гробницу в Долине Царей. Стены усыпальницы сохранили прекрасные росписи. Там похоронили первую жену Рамзеса II царицу Нефертари (имя обозначает Прекрасная спутница). Гробницу разграбили еще в древности. В Египетском музее в городе Турине (Италия) хранятся некоторые сохранившиеся детали гробницы, дорогого убранства царицы и амулетов.

Ритуал погребения

Среднему классу умерших египтян процесс бальзамирования проводился проще. Внутренние органы не вынимались, тело покрывалось благовониями, засыпалось солью на 70 дней. После этого периода тело заматывалось в бинты и отдавалось родственникам покойного.

Бедному покойнику тоже проводился процесс бальзамирования солью. После мумификации тело заворачивалось в бинты из старых вещей родственников, поскольку бальзамирование было дорогое и все средства тратились на него.

Письменного описания погребальных обрядов фараонов Древнего Египта не удалось отыскать. Все траурные ритуалы захоронения отображаются настенными рисунками усыпальниц. Только в самых древних настенных рисунках был отображен ритуал жертвоприношения. Возможно, слуги предпочитали вечную службу фараону в загробном мире жизни на земле.

Со временем фараоны отменили этот траурный ритуал. В усыпальницы жрецы устанавливали фигурки и статуэтки с заклинаниями, которые должны были следовать за царем и служить ему в ином мире.

Из раскопок древних захоронений, росписей на стенах, познаются ритуалы и обряды народов Египта. Древнейшая цивилизация начала возводить каменные постройки, достигла высокого уровня в таких науках как астрономия, математика, медицина, письменность. Росписи на стенах, драгоценные дары из золота, бронзы указывают на умение обрабатывать камень и металл.

Египетский похоронный ритуал всегда вызывал настолько большой интерес, что существует масса литературы по этому вопросу. Однако всегда следует помнить, что сложная мумификация, роскошно отделанные гробы и настенные росписи и рельефы гробниц имели отношение только к власть имущим. Бедных людей хоронили в песке, поставив рядом несколько сосудов с едой и питьем. Вообще-то нельзя с уверенностью утверждать, что бедняков обязательно хоронили. Скорее всего, считалось, что у них не будет новой жизни, и их тела просто сбрасывали в реку или оставляли в пустыне. И не без оснований животные и птицы, питающиеся падалью, – стервятники, крокодилы и шакалы – были обожествлены.

Тщательно разработанный похоронный ритуал, заупокойные храмы и жрецы первоначально имели отношение только к фараону. И только когда началась демократизация религии, высшая знать позаимствовала царский ритуал. Спустя какое-то время люди, занимавшие более низкое положение, тоже начали соблюдать похоронный ритуал, правда, с некоторыми изменениями, в зависимости от имевшихся у них средств. В конечном итоге каждый, кто был в состоянии сделать гробницу, отождествлялся с Осирисом, и семья хоронила покойного с соблюдением всех ритуалов Осириса, которые могла себе позволить.

Мумификация появилась в Египте в период правления III династии, в тот самый период, когда был введен культ солнца, стали использовать камни для возведения больших строений, строить пирамиды для царей и мастабы для высшей знати. Как до сих пор не известно, было ли все это связано между собой, так и не понятен источник этих нововведений.

Процесс мумифицирования описывался со всеми подробностями настолько часто, что, думаю, будет вполне достаточно обрисовать его вкратце. У первых мумий удаляли внутренние органы (оставляя мозг) и заполняли полость пряностями и смолой.

Затем тело оборачивали тонкой материей, иногда на лицо надевали позолоченную гипсовую маску[117] и укладывали в деревянный гроб.

После многочисленных церемоний гроб опускали в погребальную камеру, выдолбленную в известковой глине, лежащей под слоем песка. Если использовался каменный саркофаг, то сначала его опускали в погребальную камеру, а затем в него уже опускался деревянный гроб. Внутренние органы бальзамировали отдельно, оборачивали тканью и помещали в коробку с четырьмя отделениями или в четыре сосуда, так называемые канопы. Канопы или коробку, в зависимости от того, куда укладывали внутренние органы, ставили рядом с гробом в погребальной камере.

В период Среднего царства процесс бальзамирования людей, не занимавших высокого положения, был несколько проще. Удаленные внутренние органы и мозг вместе с телом опускали в едкий натр или в солевой раствор[118].

Два важнейших изменения связаны с канопами и статуэтками умершего в виде мумий. В период Древнего царства канопы закрывались обычными крышками; в период Среднего царства на крышках появились изображения человеческих голов, по всей видимости, это были портреты умершего; в период Нового царства на крышках каноп изображались головы четырех богов – сыновей Хора: Хапи, имеющего голову павиана; Дуамутеф с головой шакала; Кебексенуф с головой сокола и Имеет с человеческой головой[120].

На ушебти писали имя умершего, а позднее магические тексты, которые входили в шестую главу Книги мертвых. Вот два примера надписей на ушебти:

В период правления XXI династии в моду вошел новый тип мумий для представителей высшего сословия: лицу мумии стали придавать облик живого человека. Мумии стали украшать множеством амулетов, и резко возросло количество ушебти, помещаемых в гробницы. Ушебти этого периода изображают приземистых людей; зачастую это фигурки, покрытые синей глазурью с черной надписью, идущей сверху вниз.

Дополнительные тридцать дней[123] уходили на обертывание мумии, поскольку обертывание каждым льняным бинтом сопровождалось соответствующей молитвой и церемонией.

Подтверждение находим в записи, согласно которой Рамсес IV вступил на престол через семьдесят два дня после смерти отца, Рамсеса III; семьдесят дней ушло на бальзамирование и обертывание мумии, один день на похороны и один день на церемонию вступления на трон.

Дату похорон можно определить не только по способу бальзамирования, но и по тому, как забинтована мумия, по стилю и украшению гроба, по форме каноп. Царские пелены и пелены для высшей знати, которые ткали специально для обертывания мумий, были очень высокого качества; для менее знатных людей использовалась бывшая в употреблении ткань, разорванная на широкие полосы. Пелены из старой ткани представляют для археологов особый интерес, поскольку по ним можно судить, для каких целей использовалась эта ткань в обычной жизни, определить способ прядения, состав красящего вещества. Во время раскопок была найдена невероятно красивая пелена времен римского правления, когда родственники держали мумии дома.

Все религии пытаются определить, какая часть человеческого существа остается жить после смерти, и существует много разных мнений относительно бесплотного существования. Каждый народ, приходивший и живший в Нильской долине, имел свое представление о жизни после смерти, о том, как и где продолжается существование. В период Нового царства теологи попытались навести порядок в этой хаотической массе различных верований. Они объединили в официальной религии шесть представлений о существовании после смерти, поскольку в то время считалось, что к полной сущности человека относятся шесть не поддающихся точному определению частей:

1. Ба (обычно переводится как душа).

2. Акх (Ах) (переводится как Сияние, составная часть души).

5. Сердце (средоточие ума и чувств).

Первоначально они существовали отдельно, и каждое племя выбирало для себя ту часть, которая, по его представлению, будет жить вечно. Теологи Нового царства, объединив все шесть частей, учили, что все эти части должны быть бессмертны, чтобы человек продолжал жить после смерти. Религия становилось сложнее, и, соответственно, усложнялся погребальный ритуал. В окончательном варианте умершего соединили с Осирисом и стали называть Осирисом, но умерший получил только имя, поскольку его никогда не рассматривали как бога.

Представление о путешествии Солнца по небу первоначально было связано с богом Солнца, следовательно, являлось прерогативой царя.

Другой частью человеческой сущности, способной сохранять бессмертие, было Ба, которое современные египтологи обычно называют Душой. Ба изображали в виде птицы с человеческой головой; это существо было размером с обычного петуха. Вера в Ба зародилась, по всей видимости, довольно поздно, поскольку о ней не найдено никаких упоминаний до периода правления XVIII династии, но совершенно ясно, что это древнее представление неграмотных людей, которые заняли видное положение в период национального возрождения после изгнания гиксосов. Ба было внешней сущностью, остававшейся рядом с умершим. Ба иногда изображают в руках живого владельца, иногда на груди мумии или парящим над умершим в погребальной камере. Нет никаких объяснений точного назначения Ба, но возможно, это некая форма Внешней Души, в которую верят многие примитивные народы. Однако вполне возможно, что это просто измененный вариант тотема – сокола фараона, приспособленный для более демократичной религии поздних династий.

Причина появления подобного заклинания объясняется просто: египтяне понимали, что без дыхания нет жизни, и, зная, что смерть неизбежна, пытались подготовиться к ней, заучивая заклинания, которые позволили бы им вернуться на родную землю.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

• Что такое ритуал?

• Ритуал эшшешу

• Ритуал эшшешу Об этом ритуале, к сожалению, известно очень немного. Впервые он встречается в Цилиндре А Гудеа (II 23), и затем его упоминания можно найти в клинописной литературе вплоть до Селевкидского периода. Пожалуй, это один из самых упоминаемых праздников в

• Ритуал Такульту

• Ритуал и магия

• Ритуал и магия В трудах немецких ассириологов давно уже принято подразделять ритуалы на культовые и магические. При этом культовыми называют царско–храмовые ритуалы, а магическими — общинные, связанные с исцелением. Первоначально хотелось назвать эту часть книги

Ритуал

Ритуал Ежедневные ритуалы в храмах отличались весьма незначительно, только тем, что касалось отличий жизни богов или богинь. Неизменен был и ритуал, связанный с равным им божеством, фараоном. Бог просыпался утром под пение хвалебного гимна. Затем следовал утренний

Ритуал и хмель

Ритуал и хмель Хотелось бы особо отметить, что на протяжении нашего исследования мы обращаемся в первую очередь к установлениям именно традиционного общества или такого, которое в достаточно полной мере сохраняет древнейшие родовые черты уклада и соответствующие

Похоронный обряд

Похоронный обряд Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное.Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно,

"Ритуал"

"Ритуал" Первый набросок "Ритуала" представляет собой диалог, написанный 27 февраля 1967 года, в разгар работы над "Стыдом":— Ну, господин художник, будьте любезны, расскажите, чем вы занимались, и как было дело.— Стоит ли, ваша милость, стоит ли? (Смеется). Вы ужасно

Герой и ритуал

Роман как ритуал

Роман как ритуал Как у Пелевина, так и у Сорокина сходство обсуждаемых романов с прежними их текстами все-таки поверхностно. Очевидно желание их авторов радикально изменить русло собственной прозы. Характерно, что и Пелевин, и Сорокин, расставаясь со своими прежними —

Похоронные ритуалы отражали веру в вечную жизнь

Скорбь и траур в Древнем Египте

Траур в Древнем Египте проходил драматично: скорбящие родственники, измазав себя в грязи, шли шествием по городу, рвали на себе волосы, били себя в грудь и громко причитали о своей утрате. Так они находили выход своему горю и давали знать соседям о случившейся кончине. В отличие от древних греков, египтяне не пытались ограничить подобные проявления скорби.

Мумификация – главная ритуальная услуга в Древнем Египте

После завершения траурного шествия, тело отправлялось на мумификацию. Эта процедура начала практиковаться в Египте начиная с середины IV тысячелетия до н. э. Египетское понимание души предполагало, что для вечной загробной жизни требуется сохранить тело усопшего.

Традиционно бальзамировщики предлагали три варианта мумификации и погребения, различавшихся по сложности предстоящей работы и цене.

Цена определялась рядом факторов:

  • из какого материала будет изготовлен гроб усопшего;
  • сложность резьбы наносимой на гроб или саркофаг;
  • сложность процедуры мумификации;
  • комплекс погребальных ритуалов.

Соли для мумификации

Три вида погребения

Второй вид погребения, более экономичный, требовал меньшего внимания к телу покойного. Из тела покойного не извлекали внутренности, а только покрывали благовониями. Его оставляли на те же семьдесят дней в оксиде натрия, и в результате от покойного оставались лишь кожа и кости. После этой процедуры останки умершего возвращали родственникам.

Самый дешевый способ подразумевал лишь просто промывание и помещение покойного в соль.

Гробницы и пирамиды – кладбища Древнего Египта

Ушебти – слуги в загробном мире

При жизни египтянин должен быть посвящать часть своего времени общественным работам. Жители древнего Египта считали, что так предстоит жить и в загробном мире. Поэтому вместе с усопшим хоронили ушебти, которые должны были подменять умершего, если его призовут на общественные работы. Число ушебти обычно колебалось от нескольких десятков до нескольких сотен. Даже бедняки старались хоронить умерших вместе с такими статуэтками, поэтому сейчас ушебти входят в число самых частых находок при раскопках гробниц.

Читайте также: