Как гертруда учит своих детей краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.




- во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

- во-вторых - воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

- в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

- в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

- в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.

Иоганн Генрих Песталоцци ( 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) — швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики. В истории мировой педагогики Песталоцци известен как один из великих благородных по-движников воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава "народного проповедника", "отца сирот", создателя подлинно народной школы.

Педагогические принципы Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строится путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения наглядности нельзя добиться правильных представлений, развития мышления и речи.

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

Стремясь создать научную педагогику, И. Песталоцци разрабатывал ее теоретические основы: ее объект, предмет, научный метод, способы правильного поиска и достоверного доказательства знаний в области педагогических исследований. Особенно важной и актуальной в настоящее время для судеб педагогической науки была идея И. Песталоцци – опытное изучение детей и их воспитания. Песталоцци в свое время доказал необходимость экспериментальной работы в школе для развития научной педагогики.

- во-первых, развить детей умственно, т.е. сформировать склонность и способность к самостоятельному суждению и творчеству;

- во-вторых - воспитать нравственно – сформировать деятельную доброту и способность к любви, чувство собственного достоинства – склонность и способность к самопомощи и самообороне от хищников любого рода;

- в-третьих, стремление постоянно и систематически работать над развитием своего кругозора, умение выделить ценности в мире;

- в-четвёртых, развить физически, способность к поддержанию физической силы и здоровья;

- в-пятых, трудовое воспитание, выработка культуры труда, умений и навыков рациональной работы.

Он стремился поднять научно-образовательный уровень народной школы. В учебный план народной начальной школы он ввёл навыки чтения и письма, счёта и измерения, рисование, гимнастику, пение, а также некоторые знания из области географии, истории, естествознания.

Исходным в развитии мыслительных способностей, по Песталоцци, является созерцание. Это не пассивное чувственное восприятие внешних вещей и явлений, а их активное восприятие в ходе действия с ними. Это познание сущности вещей и одновременно их личностная оценка. Это творческое восприятие мира с выработкой собственного отношения к воспринимаемому. Поэтому Песталоцци критиковал современную ему школу завербализм, зубрежку, притуплявшие духовные силы детей.

Для упорядочения и облегчения наблюдений ребёнка Песталоцци считал необходимым выделять простейшие элементы, выражающие основные свойства, общие для всех предметов. Таковыми исходными простейшими элементами обучения ему представлялись: число, форма и слово. Простейшим элементом числа Песталоцци считал – единицу; формы – прямую линию; слова – звук. Им же была разработана методика начального обучения детей речи, счёту и измерению.

Наряду с элементарным умственным Песталоцци формировал и нравственное образование. Основная задача этого образования: развитие у детей высоких моральных качеств с помощью развития чувств, выработки соответствующих нравственных навыков путём непосредственного участия в добрых и полезных делах и, наконец, формирование у подрастающего поколения нравственного сознания и убеждений.

Нравственное элементарное образование Песталоцци считал необходимым начинать в семье с первых дней жизни ребёнка. Большую роль Песталоцци отводил упражнениям детей в нравственных поступках, требующих с их стороны выдержки, а порой и умения преодолевать свои желания во имя достижения нравственной цели.

Шаг вперёд, сделанный Песталоцци по сравнению с Руссо, заключается в признании активности воспитателя, который не только создаёт среду, благоприятствующую самостоятельности воспитанника, но систематически и последовательно воспитывает и обучает его, опираясь на знание внутренней стороны личности ребёнка и индивидуальных особенностей его психики. Развивая эту важную мысль, в ряде своих произведений, великий педагог настаивает на овладении педагогами методами психологического наблюдения за детьми.

Основными факторами воспитания Песталоцци считал труд, простоту, образцовый порядок, дисциплину, семью и добрую мать. В отличие от Руссо, он противопоставляет естественного человека общественному человеку, гражданину.

Чтобы хорошо знать человека, чтобы составить себе точное и ясное представление о нём, необходимо наблюдать, как он себя ведёт в такие моменты и при таких ситуациях, когда его задатки резко проявляются в явственной связи со всей его натурой. Вот почему учителям он советовал внимательно наблюдать за детьми, записывать те ответы, регистрировать те черты, которые характеризуют те или другие особенности их характера.

Актуальное значение И. Песталоцци определяется, в первую очередь, тем, что он выступил одним из ярких представителей социальной педагогики. К школе он подходил как к социальному институту, который тесно связан с политикой, экономикой, культурой, морально-бытовой жизнью народа. Он строил школу, которая должна была содействовать экономическому и культурному благосостоянию народа.

Очень важно также, что образование личности по Песталоцци, сопряжённое с трудовым обучением, нравственной тренировкой и политехническим обучением, служит привитию культуры труда и быта. Той самой культуры, о которой говорили педагоги советского периода (Крупская Н.К., Луначарский А.В., Макаренко А.С.) как об одной из важнейших предпосылок социально-экономического преобразования общества.

Конкретно-методическая сторона прогрессивной и глубокой педагогической концепции И.Г. Песталоцци, развиваемая такими педагогами и психологами, как Д.Б. Эльконин, А.А. Занков, В.В. Давыдов, В.А. Сухомлинский и др., успешно применяется в решении самых сложных и актуальных задач современной практики воспитания, образования и обучения.


Иоганн Генрих Песталоцци – крупнейший педагог-гуманист, реформатор и демократ времен буржуазной революции в Швейцарии и Франции, представитель передовой интеллигенции того периода. Более полувека своей жизни он отдал народному просвещению.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился в 1746 г. в Цюрихе (Швейцария), в семье врача. Отец мальчика умер рано. Именно поэтому воспитанием Иоганна занималась мать вместе с преданной служанкой – простой крестьянкой. Обе женщины мужественно и самоотверженно боролись с нуждой. И это оказало на мальчика неизгладимое впечатление. Повлияло на его будущие взгляды и тяжелое положение крестьян, которое он видел, находясь в деревне у деда.

Начальное образование Песталоцци получил в немецкой школе, а среднее – в латинской. Знакомство с убогой программой и низкий уровень профессионализма учителей вызывали у молодого человека крайне негативные эмоции.

Окончив среднюю школу, Песталоцци стал студентом коллегиума Каролинума. В этом высшем учебном заведении он окончил младшие курсы по филологическому и философскому направлению.

памятник Песталоцци

В 1774 г. Иоганн организовал в Нейгофе приют для бездомных детей и сирот. Средства на содержание этого заведения зарабатывали сами дети. Однако мысль о том, что за счет этого источника можно было содержать приют, уже изначально являлась утопией. В 1780 г. его пришлось закрыть из-за отсутствия средств.

В течение 18 последующих лет Песталоцци посвятил себя литературной работе. В 1799 г. он вновь открыл приют. В этом заведении, которое располагалось в швейцарском городе Станце, содержалось 80 детей от 5 до 10 лет. Однако и этот приют просуществовал совсем недолго. Уже спустя несколько месяцев его закрыли. В связи с начавшимися военными действиями помещение было отдано под лазарет.

иоганн генрих песталоцци

Вскоре Песталоцци стал работать учителем, а несколько позже организовал собственный институт, где вместе со своими сотрудниками продолжил опыты упрощенного обучения, начатые им в Станце. Вскоре он создал учебное заведение, которое имело огромный успех. Однако Песталоцци все же не был удовлетворен своей работой, ведь в эту школу ходили не крестьянские дети, а сыновья зажиточных людей, которые готовились к поступлению в университет. В 1825 г. Песталоцци закрыл свой институт, который просуществовал 20 лет. Спустя два года, на 82-м году жизни, великий педагог скончался.

Научные труды

Сущность идей Песталоцци

Вся жизнь великого педагога-демократа прошла в экономически отсталой Швейцарии, которую считали крестьянской страной. Все это не могло не отразиться на мировоззрении Песталоцци. Повлияло его видение мира и на разработанные им педагогические взгляды.

девочка показывает учительнице то, что написано на бумаге

Согласно педагогическим идеям Песталоцци, центром воспитания детей служит формирование личности и нравственного облика человека. Целью такой работы является гармоническое и всестороннее развитие всех способностей и природных сил человека. При этом педагогу нельзя подавлять процесс естественного развития личности. Он лишь должен направлять подрастающего человека по правильному пути и не допускать оказания на него негативного влияния, способного отклонить ребенка в сторону.

Сущность воспитания, как понимает его Песталоцци, заключена в согласии с природой. Однако целенаправленное обучение необходимо каждому ребенку. Ведь если он будет предоставлен сам себе, то развитие пойдет стихийно и не позволит достичь необходимого уровня гармоничного развития личности, который необходим человеку как члену общества.

Теория элементарного образования

Данная концепция является центральной в педагогической практике учителя-демократа. Согласно теории элементарного образования Песталоцци, воспитательный процесс должен быть начат с наиболее простых элементов, а уж затем постепенно направляться к тому, что считается более сложным. При этом в обучении необходимо использовать различные направления.

Это трудовое и физическое, эстетическое и нравственное воспитание, а также умственное образование. Различные стороны воспитательного процесса необходимо воплощать во взаимодействии. Это и позволит человеку развиваться гармонично.

Использование труда

В своих трудах Песталоцци подробно описал все методы и средства процесса обучения. При этом значительное внимание он уделил труду. Именно он, по мнению педагога-демократа, является важнейшим средством процесса воспитания человека. Подобная деятельность способствует развитию не только физических сил, но и ума. Помимо этого, трудовое воспитание ребенка формирует в нем нравственность. У работающего человека создается убеждение в огромном значении совместной деятельности для сплочения людей в общественный союз.

Наиболее ценным направлением деятельности Песталоцци является его стремление к созданию такой школы, которая была бы неразрывно связана с потребностями и жизнью народных масс и способствовала развитию духовных сил детей рабочих и крестьян. А этим ученикам крайне необходимы трудовые знания и умения.

Судя по этому произведению, становится понятно, что Песталоцци отводил народной школе значительную роль в подготовке детей трудящихся к предстоящей деятельности. Но одновременно с этим он постоянно подчеркивал мысль о необходимости достижения высшей цели воспитания, состоящей в формировании личности.

В качестве одной из педагогических идей Песталоцци выступало расширение учебного плана начальной школы. Учитель-реформатор ввел в процесс обучения освоение навыков письма и чтения, измерения и счета, пение, рисование и гимнастику, а также получение некоторых знаний из области истории и географии. Этим Песталоцци значительно расширил границы общего образования, которое существовало в народной школе того периода, ведь в этих заведениях детей обучали лишь элементам чтения и законам божьим.

Введение в учебный план элементов искусства и общенаучных знаний, общественно полезного труда и физического воспитания способствовало подготовке более знающего и культурного труженика.

Будучи пропагандистом и организатором трудовой школы и человеком, тесно связанным с реальной жизнью, Песталоцци был категорически против схоластического словесного обучения. Оно не позволяло детям получить те навыки и знания, которые были им необходимы в жизни.

Физическое воспитание

Основой данного направления обучения великий педагог считал естественное стремление детей к движению, которое и заставляет их быть непоседливыми, играть, всегда действовать и за все хвататься. При этом физическое воспитание по Песталоцци - это то, что способствует развитию волевых качеств, чувств и ума учеников. Игра для детей обеспечивает движение суставов. Причем учитель-демократ считал, что закладывать основы физического воспитания ребенка необходимо еще в семье. Естественная домашняя гимнастика детьми здесь выполняется с помощью матери. Именно она помогает своему чаду вначале стоять на ножках, а после делать первые шаги. После того как ребенок научится самостоятельно делать все движения, на которые способно тело человека, он начнет принимать участие в домашнем труде.

Вся последующая школьная гимнастическая система Песталоцци была построена на основе самых простых упражнений. При их выполнении подразумевались движения, аналогичные тем, которые совершаются людьми, когда они, например, пьют или поднимают тяжести, то есть делают обыденные вещи.

мальчики играют в футбол

По мнению Песталоцци, применение системы таких последовательно проводимых упражнений позволяет развить ребенка физически. При этом такие занятия подготовят детей к труду и сформируют у них необходимые умения.

Большое место при реализации физического воспитания Песталоцци отводит выполнению военных игр, строевых занятий и упражнений. Все эти занятия в его институте тесно сочетались с экскурсиями по Швейцарии, туристическими походами и спортивными играми.

Нравственное воспитание

Педагогические идеи Песталоцци были направлены и на развитие у учеников деятельной любви к окружающим их людям. Самый простой элемент данного направления учитель-демократ видел в любви ребенка к матери. Это чувство возникает у детей на основе их естественных физических потребностей. Мать, заботящаяся о своем дитя, порождает у него любовь и благодарность к ней, что перерастает в тесные духовные связи. Все это, по мнению Песталоцци, возможно и в педагогике. И в том случае, когда школа будет построена на любви учителя к своим ученикам, она сможет успешно проводить их нравственное воспитание.

Задача педагога при этом состоит в постепенном переносе естественно возникшего чувства ребенка – любви к матери, на людей, находящихся в его окружении. Вначале это должны быть отец, сестры, братья, а после и все остальные. В результате ребенок распространит свою любовь в целом на человечество и ощутит, что он является членом общества.

По мнению Песталоцци, нравственность можно выработать у детей благодаря постоянно выполняемым делам, которые приносят пользу другим. Причем основы этого воспитания закладываются в семье. Дальнейшее развитие нравственности должно быть осуществлено в школе. Но сделать это может только то образовательное заведение, в котором имеет место отеческая любовь учителя к детям.

При поступлении в школу ребенок значительно расширяет круг своих социальных отношений. Задачей учителя при этом является их правильная организация, основывающаяся на деятельной любви детей ко всем тем, с кем они общаются.

В трудах по педагогике Песталоцци высказывал убеждение в том, что нравственное поведение ребенка невозможно сформировать путем нравоучений. Сделать это можно лишь благодаря развитию моральных чувств. Он указывал на большое значение для детей нравственных поступков, требующих выдержки и самообладания, что позволяет сформировать волю молодого человека.

Наиболее ценными сторонами теории элементарного образования Песталоцци в отношении нравственного воспитания является указание на неразрывную его связь с физическим развитием. Помимо этого, великой заслугой учителя-реформатора явилось и требование к выработке нравственного поведения без использования моральных проповедей, а с направлением детей на совершение хороших поступков.

Религиозное воспитание

Нравственность Песталоцци тесно связывал с верой. Однако при этом он вовсе не имел в виду обрядовую религию, которую подвергал критике. Он говорил о той естественной божьей силе, которая позволяет человеку любить всех людей. Ведь согласно внутренней религии, их можно рассматривать в качестве братьев и сестер, то есть детей одного отца.

Развитие органов чувств

Педагогические идеи Песталоцци содержательны и богаты. Основываясь на необходимости гармоничного развития личности, они тесно связывают два таких элемента, как нравственное воспитание и умственное образование. При этом учитель-реформатор выдвигает требование о наличии воспитывающего обучения.

Идеи Песталоцци, касающиеся умственного образования, определены в разработанной им гносеологической концепции. Ее основой является утверждение о том, что любой процесс познания непременно начинается с чувственного восприятия, которое в дальнейшем перерабатывается сознанием человека с помощью априорных идей.

Песталоцци также полагал, что любое обучение должно осуществляться с применением наблюдений и опытов, поднимаясь до обобщений и выводов. Результатом такой практики становится получение ребенком зрительных, слуховых и прочих ощущений, побуждающих мыслить и творить.

мальчик смотрит на бабочек

Те представления о внешнем мире, которые человек получает благодаря органам чувств, вначале бывают неотчетливыми и неясными. Задача учителя состоит в их упорядочивании и доведении до конкретных понятий.

Песталоцци подвергал критике школы, которые существовали в тот период. Ведь в них господствовали механические запоминания и догматизм, что притупляло мышление учеников. Среди его идей было построение обучения на основе знаний об особенностях умственного развития ребенка. Исходных моментом для этого Песталоцци считал восприятие детьми внешнего мира посредством органов чувств. При этом он указывал на то, что созерцание человеком природы является фундаментом обучения, так как служит основой, на которой строится человеческое познание.

Принцип природосообразности

Учитель-демократ представлял обучение в виде искусства, которое призвано оказать помощь человеку в его естественном стремлении к развитию. И в этом заключен его принцип природосообразного образования.

В понимании данного вопроса Песталоцци сделал значительный шаг вперед. Ведь до него подобная идея была выдвинута Коменским, но тот пытался ответить на вопрос природосообразности обучения, подбирая аналогии с явлениями природы, порой механически перенося на процесс получения знаний те выводы, которые были сделаны им при наблюдении мира животных и растений. Песталоцци подошел к решению этой проблемы с иной стороны. Природосообразность обучения он видел в раскрытии естественных сил самого ребенка, а также его психологических особенностей. Это в конечном итоге позволяет решить общие задачи педагога, состоящие в воспитании гармонически развитой личности.

Подобная идея, которая возникла еще до написания трудов Песталоцци и была озвучена другими авторами, стала предметом серьезного спора, который возник между сторонниками формального и материального образования.

Основная задача обучения учителем-демократом была высказана исходя из теории формального обучения. Она, по его мнению, состоит в пробуждении способности мыслить и росте духовных сил. Пути познавательных процессов у учеников Песталоцци видел в постоянном движении от смутных и беспорядочных впечатлений, получаемых органами чувств, до ясных представлений и четких понятий. Он был уверен в том, что все обучение должно строиться на конкретных наблюдениях из жизни, а не на словах, которые пусты и бессодержательны.

Песталоцци рассматривал наглядность как исходное начало, дающее толчок развитию духовных сил ребенка, и как то, что позволяет в дальнейшем работать мысли. Он предложил использовать наблюдение в различных областях познания. Это и привело к применению наглядности в изучении счета и языка, а также всех остальных учебных предметов, которая стала средством для развития мышления.

наглядное познание мира

Песталоцци указывал на то, что педагогу необходимо научить учеников наблюдать, со временем расширяя границы их познания. Но при этом задачей школы является формирование у детей правильного понимания предметов окружающего мира. А это, по мнению реформатора, возможно при использовании таких элементарных средств обучения, как слово, число и форма. На них и должно быть построено первоначальное обучение детей, которые должны в первую очередь говорить, считать и измерять.

Песталоцци была разработана методика первоначального обучения. С ее помощью дети познавали измерение, счет и родной язык. Данная методика была настолько упрощена ее автором, что позволяло пользоваться ею любой матери-крестьянке, которая начинала заниматься со своим ребенком.

Преподавание географии

Некоторые идеи Песталоцци касались и изучения нашей планеты. Здесь он направляет детей от близкого к далекому. Так, после наблюдений той местности, которая находилась возле них, ученики переходили к более сложным понятиям.

При знакомстве с участком земли возле школы или со своей деревней дети могли приобрести начальные географические представления. И только позже эти знания постепенно расширялись. В результате ученики получали сведения о всей планете.

девочки сидят за партой и улыбаются

По мнению Песталоцци, соединение начальных понятий естествознания с изучением родных мест было весьма полезным для учеников. Он рекомендовал свою методику, по которой дети должны были при использовании глины лепить знакомые им рельефы, а уж после переходить к изучению карт.

Заключение

В процессе своей профессиональной деятельности Песталоцци были разработаны частные методики и общие основы начального образования. Однако им не был правильно решен вопрос о единстве развития умственных сил учащихся и процесса получения знаний. Порой он переоценивал роль механических упражнений и придерживался направлений формального образования.

Тем не менее идея о развивающем школьном обучении, которую выдвинул Песталоцци, сыграла решающую роль в дальнейшем развитии передовой педагогической практики и теории. Несомненной заслугой учителя-реформатора стала и его мысль о повышении уровня умственных способностей детей для подготовки их к осмысленной деятельности.

СИНКВЕЙН – это пятистрочный стих Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Он утверждал взаимосвязь трудового, физического, умственного и нравственного воспитания, говорил о том, что начинать развивать ребенка нужно как можно раньше.
Уже с колы­бели, до того как ребенку минет год, нужно ежедневно произносить в его присутствии простые слоги, а не предоставлять всецело развитие органов речи случаю, что обычно ведет к запозданию. Взрослые должны помогать ребенку при помощи искусного, психологически обоснованного расположения рядов звуков и хорошо разработанных приемов.

Как гертруда учит своих детей анализ кратко

Благодаря этому дети уже с самого ран­него возраста подготавливаются к обучению названи­ям, т. е. ко второму специальному средству обучения, выведенному из способности произносить звуки. Обу­чение названиям заключается в изучении рядов назва­ний важнейших предметов из всех разделов царства природы, истории и географии, человеческих профес­сий и отношений (4, т. 2, с. 289).

Поскольку Песталоцци говорит об умственном воспитании, об обучении в тесном смысле этого слова, он считает, что необходимо выделить следующие основные моменты: число, форму и слово. Поэтому основными способностями он считает способность читать, измерять и говорить, ибо все предметы имеют число, форму и название. Остальные же качества, какие бы ни были, бывают не у всех предметов.

Прежде всего он поставил по-новому самую цель воспитания. Он подчеркивал, что воспитание многообразно. что наряду с умственным воспитанием надо различать воспитание нравственное, физическое, эстетическое. Важно также подчеркнуть, что он при этом не выделял женщин, для них должно было быть организовано то же образование и воспитание, те же школы, что и для мужчин.
В 1978 году швейцарский астроном Пауль Вильд назвал открытый им астероид (идентификационный номер 2970) в честь Песталоцци.

М. Бим-Бадом Письмо первое Между реальными и книжными знаниями существует пропасть. Велик вред, наносимый подлинной силе созерцания и прочному запоминанию окружающих нас предметов односторонними книжными знаниями, лишенными доверия к словам, представляющим собой одни только пустые звуки.

Публикуется одно из важнейших его сочинений — Как Гертруда учит своих детей , а также ряд ранее не переводившихся на русский язык статей по теории обучения.

За время такого обучения дети ни слова не слы­шат ни о синтаксисе, ни о грамматике. Но, практичес­ки усвоив до известной степени этим безыскусным путем свой родной язык и бегло овладев речью, они в состоянии соблюдать все грамматические правила, образуемые естественным ходом обучения языку, и со­ответствующую чистоту произношения.

Как гертруда учит своих детей анализ

Как Гертруда учит своих детей Иоганн Песталоцци В книге представлены произведения прославленного швейцарского педагога и великого энтузиаста И.Г. Песталоцци.

Большие преимущества влияния природы при изу­чении родной речи Песталоцци видел и в том, что, начиная с первых исходных начал своего воздействия, такое обучение затрагивает все главные части речи и тысячекратным повторением делает их познавание ясным для ребенка, а применение — привычным.

Кроме того, в этом томе дается роман Лингард и Гертруда (в сокращенном виде). Исключительный интерес для понимания взглядов Песталоцци на возрастные особенности детей и на роль воспитания в развитии ребенка представляют впервые появляющиеся в русском переводе письма Песталоцци к домашнему учителю Петерсену, относящиеся к 1782 — 1784 гг.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

Многие из них часто по­вторяются, он воспринимает их слухом, они становят­ся знакомыми, и он даже привыкает воспроизводить их, совершенно не понимая их значения. Однако это предварительное смутное знакомство с ними на слух и беглость в их воспроизведении служит существенно полезной подготовительной ступенью для реального формирования способности к речи.

Напротив, что касается предметов, непосредственно познаваемых нашими пятью чувствами, в отношении которых следует стремиться как можно скорее научить ребенка умению определять их, я принимаю следующие меры.

Сборник избранных педагогических произведений Песталоцци включает известные сочинения и ряд ранее не переводившихся на русский язык работ и писем, проливающих яркий свет на жизнь и педагогическое творчество педагога-демократа. Трехтомное издание не может, разумеется, претендовать на полноту.

Сборник избранных педагогических произведений Песталоцци включает известные сочинения и ряд ранее не переводившихся на русский язык работ и писем, проливающих яркий свет на жизнь и педагогическое творчество педагога-демократа. Трехтомное издание не может, разумеется, претендовать на полноту.

Электронный каталог: Песталоцци, Иоганн Генрих — Как Гертруда учит своих детей

Но в самом начале жизни он ведь, соб­ственно, ничего и не знает, и, следовательно, не может испытывать желания о чем либо говорить. Желание и способность говорить развиваются в нем лишь по мере роста его познаний, приобретаемых им постепенно путем чувственного восприятия.

В ту весьма темную — в смысле постановки народного образования — эпоху Песталоцци не только теоретически разработал вопросы обучения, но и практически показал, как надо по-новому учить, как надо по-новому воспитывать.

Социально-педагогические идеи и деятельность И.Г. Песталоцци

На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.

Песталоцци не был теоретиком педагогики – свои идеи он находил и совершенствовал в практике работы с детьми. Весь его педагогический опыт строился на уверенности в том, что ребенок должен вырасти здоровым, умным, доброжелательным, честным, отзывчивым, порядочным человеком, добиться успехов в профессиональной сфере, то есть стать гармоничной, всесторонне развитой личностью.

Но почему я прибегаю к сравнениям? Я имею право и должен прямо, без обиняков, высказать то, чего я, собственно, хочу.

С первоначальными физическими обобщениями, которые мы на основе опыта тысячелетий научились отделять от свойств всех предметов с помощью пяти чувств, а именно с числом и формой, ребенка надо рано ознакомить, и не просто как со свойством, присущим отдельным предметам, а как с физическим обобщением.

Оборудование и материалы: план праздника, таблички с названием конкурсов, оценочные листы, плакаты, баннеры, материалы и инструменты для мастерских, столы, воздушные шары, рекламная продукция, демонстрационный и раздаточный материал, таблички с названием мастерских, аппаратура для музыкального сопровождения, микрофоны, сувениры победителям и призерам.

Песталоцци считал, что воспитание должно быть природосообразным. Это развитие осуществляется путём последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определённой системе и последовательности.

В день любви и день семьиБлизких крепко обними,Чувством светлым наполняйся,Теплых чувств не постесняйся!Расскажи, как любишь ихБлизких, милых и родных!Без семьи сегодня трудно,Будь же с ней ежесекундно,Дорожи, люби, лелей,Ласки теплой не жалей!

Затем я изменяю прием и таким же образом отыскиваю в словаре имена прилагательные, выражающие признаки предметов, воспринимаемые нашими чувствами, и прибавляю к ним имена существительные, которым свойственны признаки, выраженные прилагательными.

В 1805 г. И.Г. Песталоцци переводит свой институт в Ивердон. К этому времени вокруг него собрались педагоги-единомышленники, которые преподавали по разработанному им методу и обучали молодых учителей. В Ивердоне И.Г. Песталоцци открывает, как сказали бы современным языком, целую лабораторию: работали начальная и средняя школы, при институте был открыт учительский семинар.

Ребенок кричит, и мать отвечает ему, он слышит голос отца и голоса членов семьи; он слышит звук, который испускает птица, поющая в комнате; звук, который производит кошка, мяукающая под столом, собака, лающая за дверью, корова, мычащая в стойле; звуки, которые производят двери комнаты, когда они открываются и закрываются.
В его методике не предусматривается изучение общих правил, определений, без которых приобретенные наглядные представления остаются бессистемными, поверхностными[3].

Они обвенчались. Но знатные люди не одобрили выбор князя жениться на крестьянке и потребовали выгнать Февронию. Петр ушел из города вместе со своей женой.Князь с княгиней вернулись в Муром только тогда, когда их об этом попросил народ. Супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания, жили счастливо и умерли в один день.

Большой заслугой Песталоцци яв­ляется создание теории элементарного образования, которая предусматривала гармоническое развитие всех сил и способностей человека.

В Саратове открыт процесс о героических добродетелях Гертруды Детцель

Знакомство ребенка с ними долж­но быть завершено еще до того, как у него разовьется способность произносить.

Песталоцци не ставит целью тренировать механизмы восприятия окружающего: они, по его мнению, развиваются в процессе осознанного, глубокого изучения мира. Так, он описывает ситуацию, когда детям показывается картинка и ставится условие ее внимательного рассмотрения. Это делается не для того, чтобы развить внимание ребенка, а для того, чтобы ученик мог увидеть все важные подробности картинки.
Но я отнюдь не стараюсь полнотой этих примеров уменьшить возможности самостоятельного мышления ребенка.

"Как Гертруда учит своих детей". Письмо второе

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: