Как формируется исполнительная власть кратко

Обновлено: 06.07.2024

Все государственные органы в РФ, включая органы управления, организованы и действуют в соответствии с принципом законности, на основе законов и подзаконных правовых актов, выполняют содержащиеся в них предписания. В связи с этим любой государственный орган формируется лишь в том случае, если создание предусмотрено действующим законодательством, т.е. он заранее учрежден и имеется, стало быть, правовое основание его реального создания. Многие государственные органы создаются на основе Конституции, другие формируются на основе иных законодательных актов (объединения, некоторые ведомства).

Формирование органа государственного управления включает подготовку и решение следующих вопросов: установление наименование органа; разработка и утверждение его компетенции; разработка и утверждение в установленном порядке организационной структуры и штатов; назначение (зачисление, избрание, прием по конкурсу) личного состава – государственных служащих; определение источников финансирования, сроков полномочия и территориальных масштабов (границ) деятельности. В выполнении всех указанных действий заключается процесс формирования органов управления.

Порядок формирования органов государственного управления определяется как государственно-распорядительный. Это означает, что орган управления формируется государством, другим (другими) государственным органом, что принимаемые в процессе формирования акты носят распорядительный, обязательный характер. Для других государственных органов, например, представительных органов, судов, установлен иной порядок формирования, который нельзя назвать государственно-распорядительным.

Государственно-распорядительный порядок формирования органов государственного управления обусловлен местом аппарата государственного управления в системе государственных органов как аппарата исполнительного по отношению к органам представительной власти с началами распорядительства в системе самого аппарата управления.

Конституции устанавливают, исходя из государственно-распорядительного порядка, три организационно-правовых способа формирования органов государственного управления: образование (правительство, министерства, ведомства, отделы и управления); избрание (администрация административно-территориальных образований); назначение (объединения, администрация предприятий и учреждений).

Различия между указанными способами формирования органов государственного управления сводятся к особенностям в формировании личного состава (избрание, назначение и т.д.), объема и характера компетенции и др.

Заключение.

Можно сделать вывод, что органы исполнительной власти, являясь частью государственного аппарата, выполняют значительный объем функций государства. От других государственных органов (законодательных и судебных) они –отличаются назначением, содержанием своей деятельности и методами работы. Они призваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-распорядительную деятельность. Объект их управления – хозяйственная, социально-культурная и административно-политическая сферы. Выполняя свои задачи и функции, органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и в праве сами издавать в пределах своей компетенции акты управления, обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие реализацию требований актов.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании и являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

Действуя в пределах своей компетенции, органы исполнительной власти пользуются относительной юридической самостоятельностью. Их взаимодействие с законодательными (представительными) и судебными органами осуществляется в различных организационных формах (представительства, согласительные комиссии, обмен информацией и т.д.).

Ясно, что органы исполнительной власти, являясь видом государственных органов, в этом своем качестве отличаются от исполнительных органов местного самоуправления, а также исполнительных органов коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений.

1. Конституция РФ.

Законодательная ветвь задаёт общие правила поведения для всех граждан и организаций. Судебная – защищает права и обеспечивает справедливость. А исполнительная власть берёт на себя управленческие полномочия.

Дом правительства

В этой статье вы познакомитесь с системой исполнительно-распорядительных органов в РФ и узнаете, какие важные функции они выполняют.

Исполнительная власть — это.

Сейчас учёные-правоведы приводят следующие синонимы исполнительной власти:

  1. правительственная;
  2. министерская;
  3. административная;
  4. управленческая.

Если первые два слова указывают на субъектный состав, то последние – на сущность понятия.

Исполнительная власть – это система властных структур, которые управляют обществом и государственным имуществом, следят за претворением в жизнь положений Конституции, законов (что это?) и других нормативных правовых актов (что это такое?).

В рамках компетенции (что это такое?) органы и должностные лица реализуют распорядительные полномочия. То есть, они вправе давать другим субъектам указания, обязательные к исполнению.


Такие структуры в своей деятельности больше всего взаимодействуют с законодательной ветвью, особенно в части нормотворчества.

Функции исполнительной власти в государстве

Знание функций исполнительной власти позволяет глубже понять, чем занимаются правительственные органы в государстве. Учёный Бельский К.С. выделяет следующие 5 направлений:

  1. Регулятивно-управленческая функция.
    Органы исполнительной власти РФ реализуют политику государства в различных отраслях общественной жизни. Например, Правительство управляет федеральной собственностью, а Министерство культуры – обеспечивает использование и сохранность объектов культурного наследия.
  2. Охрана общественного порядка.
    Исполнительная власть в РФ следит за тем, чтобы граждане и организации соблюдали законодательство и не ущемляли права друг друга. Например, сотрудники ОВД должны быть готовы в любой момент прийти на помощь тем, кто оказался жертвой преступления.
  3. Обеспечение прав и свобод граждан.
    Исполнительно-распорядительные органы обязаны создавать условия, при которых люди смогут реализовать свои конституционные права. Например, человек хочет открыть бизнес. Он идёт в территориальный орган ФНС и регистрирует ИП.

Нормотворческая функция.

Бельский К.С. называют эту функцию вспомогательной, то есть направленной на обслуживание основных. Органы исполнительной власти РФ не только обладают правом законодательной инициативы, но и могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.

Флаг

Например, Правительство часто принимает обязательные к исполнению постановления. Правда, такие документы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, законы, акты Президента.

Оперативно-исполнительная функция.

Управленцы должны быть готовы к оперативному решению возникающих в государстве проблем. Угрозы бывают внешними (международные конфликты, терроризм) и внутренними (природные катаклизмы, неблагоприятная демографическая обстановка, экономический кризис).

Кроме того, учёные выделяют следующие функции административной власти:

  1. организационная;
  2. координирующая;
  3. информационно-аналитическая;
  4. контрольно-надзорная;
  5. полицейская;
  6. оказания государственных услуг.

Таким образом, если законодательную власть можно назвать двигателем государства, то административную – коробкой передач. От последней зависит, в каком темпе будет развиваться страна.

Органы исполнительной власти

Из всех трёх ветвей власти в государстве, исполнительная имеет самую разветвлённую систему. Это связано с необходимостью разграничения предметов ведения между властными структурами по отраслям и соблюдением строгой иерархии (что это такое?).

Ворона

На верхушке системы находится Правительство РФ. Этот орган подконтролен Государственной Думе и подотчётен Президенту.

Включает следующих лиц:

  1. Председателя;
  2. замов Председателя;
  3. федеральных министров.

Далее следуют федеральные органы. Их компетенция была строго разграничена в результате российской реформы 2004 года.

НаименованиеПримерыОсобенности
МинистерстваМВД, здравоохранения, обороны, культурыОсуществляют функции по выработке государственной политики в определённой отрасли, занимаются правовым регулированием
Федеральные службыФНС, по аккредитации (что это?), по интеллектуальной собственностиВыполняют преимущественно контрольно-надзорные функции
Федеральные агентстваАрхивное, дорожное, связи, водных ресурсовОказывают государственные услуги и управляют госимуществом

Федеральные органы исполнительной власти для реализации своих полномочий на территории одного или нескольких субъектов РФ (что это такое?)создают следующие структуры:

  1. комитеты;
  2. департаменты;
  3. главные управления.

Однако не стоит путать перечисленные подразделения с органами исполнительной власти субъектов РФ. Система последних формируется с учётом исторических и национальных традиций конкретного региона (это как?), местного законодательства.

Как правило, органы самих субъектов носят следующие наименования: правительства, администрации.

Выводы

Таким образом, исполнительная власть – это система специально учреждаемых органов и должностных лиц, наделённых властными управленческо-распорядительными полномочиями по реализации законов государства.

Она проводит государственную политику во всех без исключения сферах общественной жизни, строится на принципах вертикальной иерархии и опирается на аппарат принуждения. От управленцев зависит скорость развития экономики и благосостояние населения.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

А президент к какой ветви власти относится, к исполнительной, законодательной или и к той и другой одновременно? Как известно, именно после подписания закона президентом, этот закон обретает силу, таким образом президент как бы является частью законодательной власти, плюс он издаёт указы и распоряжения.

Эти исполнители, как видим, тоже издают всякие подзаконные акты, эти акты конкретизируют положения закона, по сути они даже круче закона, поскольку уточняют правоприменение, а его можно оспорить только при явном противоречии закону.

Вот взяло правительство и выкинуло из своего постановления 354 автоматическое принятие в эксплуатацию прибора учёта воды в случае, если поставляющая воду организация не ввела прибор в эксплуатацию в установленный постановлением срок. Теперь мы будем от милости поставщика ресурса зависеть, пока он не соизволит, платить будем не по счётчику, а нормативу.

Исполнительная власть как ветвь системы государственной власти

Исполнительная ветвь власти РФ – это независимый и самостоятельный вид публичной, государственной власти, который выполняет комплекс функций по управлению государственными делами.

Усложнение общественных отношений и развитие общества привели к постепенному выделению прослойки людей, которые стремились к власти и управлению обществом. Власть отделилась от народа, появились законы, суды, армия. Возникло государство - общность людей, проживающая на одной территории, во главе которой стояла организованная власть (если власть сосредотачивалась в одних руках, то государство было авторитарным или тоталитарным).

Еще Аристотель говорил, что власть надо делить между разными сферами по направлению деятельности. Французский просветитель Шарль-Луи Монтескье подчеркивал необходимость разделения власти между законодательной, судебной и исполнительной ветвями. Благодаря такому разделению можно ограничить любую тиранию или диктатуру.

Одно из условий существования демократического государства – это разделение власти на три независимые друг от друга, но и в достаточной мере друг друга контролирующие ветви:

  • законодательную,
  • исполнительную,
  • судебную.

Законодательная власть принимает законы, исполнительная – их выполняет, а судебная осуществляет правосудие. Система разделения власти существует для того, чтобы ни одна из ветвей не возвышалась над другой.

Форма государственно-территориального устройства России – федерация, где есть определенная самостоятельность у каждого ее субъекта, и есть общий федеральный центр, который создает законы, подчиняющие своей юридической силе деятельность всех субъектов федерации, каждого гражданина в отдельности. Все субъекты РФ скреплены договором, который был подписан в 1992 г.

В любом государстве власть издает законы, следит за их исполнением, а также судит тех людей, которые нарушают эти законы. В рамках РФ исполнительную власть олицетворяет правительство, законодательную – федеральное собрание и судебная ветка власти – система судов РФ.

Готовые работы на аналогичную тему

Исполнительная власть в России принадлежит Правительству РФ. Правовой основой его деятельности является Конституция РФ и федеральный конституционный закон о Правительстве РФ.

Согласно части второй, статьи 110 Конституции, Правительство состоит из:

  • Председателя Правительства РФ,
  • заместителей Председателя Правительства РФ,
  • федеральных министров,
  • государственных комитетов, которые имеют нижестоящие структуры на местах.

Правительство возглавляет Председатель Правительства РФ, он назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Президент подает кандидатуру будущего Председателя Правительства в Государственную Думу на рассмотрение. Она либо утверждает, либо отклоняет кандидатуру. После утверждения кандидатуры, в течение 7 дней назначенный Председатель Правительства РФ предлагает кандидатуры на пост заместителя Председателя Правительства РФ и министров. Срок полномочия Правительства РФ связан со сроком полномочия президента. В отставку оно идет вместе с президентом. Всего за время существования современной России было 15 правительств.

Признаки исполнительной власти:

  • относительно самостоятельная и ограниченная ветвь государственной власти;
  • подчинена законодательной власти, то есть подзаконна ей по своим задачам и характеру;
  • структурирована в виде четко организованной системы органов исполнительной власти на разных уровнях;
  • деятельность исполнительно-распорядительного характера, непрерывная и постоянная во времени;
  • исключительный обладатель властных полномочий, носящих принудительный характер и материальных ресурсов.

Структура исполнительной власти

В построении исполнительной власти важную роль играет принцип федерализма, в соответствии с которым выделяют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Структура исполнительной власти:

  • Высший исполнительный орган РФ - Председатель Правительства (высшее должностное лицо), министры.
  • Федеральные органы исполнительной власти – МВД (Министерство внутренних дел), ФСЮ (Федеральная служба безопасности), министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чс и ликвидации последствий стихийных бедствий, министерство здравоохранения, министерство образования.
  • Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Президент РФ, правительство на уровне субъекта Российской Федерации (министерства, гос. комитеты, управления).
  • Органы муниципальной власти - мэрия или администрация, департаменты, главные управления, управления, комитеты.

Министерства, подчиняющиеся непосредственно президенту РФ: МВД, МИД, министерство обороны, министерство юстиции, министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Полномочия и функции исполнительной власти

Исполнительная власть – это власть, которая исполняет те законы и законодательные акты, которые пишут законодатели. Чиновники, которые входят в состав исполнительной власти занимаются тем, что определяют, как конкретными мерами исполнить тот или иной написанный законодателем закон или исполнительный акт.

Исполнительная власть должна действовать эффективно и исполнять все пожелания общества, но при этом чиновники не имеют права расходовать средства по своему усмотрению. Например, срочно нужно отремонтировать дорогу, мост или построить новую школу, поликлинику, детский садик, завод. Эти расходы должны быть прописаны в законе, то есть в бюджете, потому что это деньги не чиновника, а налогоплательщика. За работу исполнительной власти отвечает правительство. Если Правительство РФ не справляется с обязательствами, Президент выражает ему недоверие и отправляет его в отставку. Полномочия исполнительной власти записаны в ст. 114 Конституции.

Согласно Конституции РФ, есть два типа полномочий исполнительной власти:

  1. полномочия власти Российской Федерации;
  2. полномочия власти субъекта Российской Федерации.

Также, к функциям исполнительной власти относится: подзаконное регулирование; административное правоприменение; управленческая деятельность, ориентированная на контроль за исполнением законов, реализацию в разные сферы общественной жизни государственной политики; реализации политики государства по лицензированию, сертификации, регистрации; административный контроль за соблюдением общеобязательных правил и правовых норм; обеспечение безопасности общества и граждан, охрана правопорядка; информационное обеспечение.

Полномочия федеральной исполнительной власти:

  1. Разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думе федеральный бюджет, следит за его исполнением.
  2. Обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области науки, культуры, образования, социального обеспечения и здравоохранения.
  3. Управляет федеральной собственностью.
  4. Реализует меры по реализации внешней политики, по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности страны.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ:

  • разрабатывает бюджет субъекта РФ, обеспечивает его исполнение;
  • формирует органы исполнительной власти субъекта РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка;
  • управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ; осуществляет реализацию социальных программ.

На сайте Правительства РФ можно посмотреть отчеты о деятельности министров и Председателя Правительства РФ. Также на нем есть обратная связь, благодаря которой можно написать электронное письмо или записаться на прием.


В данной статье изучаются этапы и процессы развития и формирования органов исполнительной власти на территории Российской Федерации. Проводится исторический анализ. Формирование системы органов исполнительной власти является важным процессом, так как именно данная ветвь власти является ответственной за формирование и исполнение решений правительства РФ.

Вопросы совершенствования государственного управления и исполнительной власти по-прежнему не утрачивают своей актуальности и являются предметом научного осмысления в теории административного права, конституционного права, а также в практической деятельности государственных органов. Исполнительная власть играет особую позитивную роль не только в жизни общества, но и в экономике современной России.

Как представляется, препятствием к устойчивому экономическому развитию служит сама исполнительная власть, архаично сохраняющая неэффективную модель управления, нарушающая классическую систему сдержек и противовесов, где роль законодательной (представительной) ветви власти незначительна, а подзаконное нормотворчество зачастую подменяет законотворчество. Стоит отметить, что организационно-правовые изменения в системе управления органами исполнительной власти проводились, как правило, самими органами исполнительной власти и Президентом РФ. Но даже при этом многие положения президентско-правительственных документов остались до конца нереализованными.

Ключевые слова: исполнительная власть, этапы развития, история, Российская Федерация

This article examines the stages and processes of development and formation of Executive authorities on the territory of the Russian Federation. A historical analysis is carried out. The formation of the system of Executive authorities is an important process, since this branch of government is responsible for the formation and execution of decisions of the government of the Russian Federation.

Issues of improving public administration and Executive power still remain relevant and are the subject of scientific understanding in the theory of administrative law, constitutional law, as well as in the practical activities of state bodies. Executive power plays a special positive role not only in the life of society, but also in the economy of modern Russia.

It seems that the obstacle to sustainable economic development is the Executive power itself, which archaically preserves an inefficient management model and violates the classical system of checks and balances, where the role of the legislative (representative) branch of government is insignificant, and subordinate rule-making often replaces law-making. It should be noted that organizational and legal changes in the management system of Executive authorities were usually carried out by the Executive authorities themselves and the President of the Russian Federation. Even so, many provisions of the presidential and government documents remained completely unrealized.

Keyword: executive power, stages of development, history, Russian Federation

Прежде всего, стоит отметить, что все исполнительные органы управления делятся в зависимости от уровня, на котором они осуществляют управление на федеральные органы и органы власти субъектов России. Федеральные исполнительные органы государственного управления:

Правительство России — это самый вышестоящий орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на разработку и представление проекта федерального бюджета, обеспечение проведения кредитной, финансовой политики, управление собственностью федерации и др. Федеральные министерства — это органы управления отдельными сферами общественной жизни, например, обороной, здравоохранением, образованием, иностранными делами, и пр.

Главными в министерствах являются министры, которые их возглавляют.

Федеральные службы — это исполнительные органы государственного управления, деятельность которых связана с контролем и надзором за тем, чтобы исполнялись правовые нормы в определенных сферах, например, в военно-технической, в здравоохранении, образовании, природопользовании.

Федеральные агентства — это еще один вид органов исполнительной власти по государственному управлению, деятельность которого связана с оказанием государственных услуг, правоприменением и управлением имуществом. Исполнительные органы государственного управления субъектов РФ.

На уровне субъектов также действуют свои исполнительные органы в сфере управления, которые подконтрольны вышестоящим федеральным органам. [1]

Закон относит к ним: глав субъектов РФ (президентов республик, губернаторов, глав администраций, мэров городов); правительства республик, краев, областей и городов федерального значения); мэрии и администрации (в тех субъектах, которые не являются республиками); министерства в республиках; государственные комитеты в республиках; управления, департаменты, отделы, комитеты (все подразделения исполнительных органов государственного управления в субъектах РФ).

Структура исполнительной ветви государственной власти во многом обусловлена ее историческими традициями, особенностями социально-политической культуры и формированием правовой сферы.

Проблема либерализации государственной власти занимала центральное место в социальных дебатах на протяжении всего XIX века. Первым шагом самодержавия в этом направлении было утверждение систематической практики коллегиального законодательства, сохраняющего решающие полномочия императора.

В 1810 году император Александр I подписал манифест об образовании Государственного совета, не законодательного, а законодательного, члены которого назначались самим монархом.

В его кабинет входили все министры, а также государственные деятели, избранные императором.

Император председательствует на заседаниях Государственного совета и, в его отсутствие, назначении, утверждаемом императором из числа членов Совета.

С 1812 по 1865 год пост президента Государственного совета занимал председатель Совета министров. Функционирование Государственного совета способствовало систематизации российского законодательства и установлению нормативного регулирования во всей сфере государственного управления.

Следующим шагом с интервалом в столетие было утверждение в 1906 году Николаем II двухпалатной системы высших законодательных органов. Нижняя палата первого российского парламента стала Государственной думой, верхней палатой Государственного совета.

Изменились принципы формирования Госсовета: президент и вице-президент Совета, а также половина его членов назначались императором, другая половина избиралась из числа государств и корпораций (духовенство, знать, губернские собрания земства, Академии наук и профессоров университетов, а также крупнейших промышленных и торговых организаций). [двойной]

Принятые Государственной Думой законопроекты были внесены в Госсовет.

На рассмотрение императора были представлены только законопроекты, принятые обеими палатами парламента. Таким образом, сохраняя самодержавие со всеми прерогативами монарха, в государственную систему были введены элементы функционального разделения трех властей.

В результате двух революций, произошедших в 1917 году, первой, разрушившей монархию как форму правления, и второй, разрушившей Российскую империю как государство, произошел приход к власти Коммунистической партии.

Становление Советского государства началось с уникальной концепции государственного устройства.

До 2000 года в российской исполнительной власти преобладала логика децентрализации. В 1993–2001 годах система органов исполнительной власти Российской Федерации неоднократно реформировалась.

Изменения в структуре политической власти как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в основном за счет субъективных факторов, проводились без четкого понимания целесообразности.

В результате в 2000 году система исполнительной власти Российской Федерации имела нестабильную и беспорядочную структуру, при необходимости управляющую 89 субъектами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, принятый и избираемый на территории Российской Федерации, является органом, выполняющим определенные исполнительные функции государственного управления. Процесс базового формирования федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации начался в 2004 году.

Именно в это время начинают происходить различные административные реформы и изменения в управлении. Кроме того, с 2004 года министры имеют право входить в состав правительства Российской Федерации.

На данный момент сформирован полный и исчерпывающий перечень, в который входят основные федеральные органы исполнительной власти на территории Российской Федерации:

Государственная служба фельджеров Российской Федерации. Said Service — это организация, которая занимается вопросами связи внутри страны и за ее пределами. Служба внешней разведки Российской Федерации. [3]

Служба создана Указом Президента РСФСР в декабре 1991 года. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Создание этой службы состоялось в декабре 1993 года. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации. Создание этой службы произошло в марте 2003 года. Служба помогает снизить обострение ситуации с незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ, циркулирующих на территории страны.

Стоит отметить, что эта услуга работает как с внутренними, так и с внешними продажами и доставками. Федеральная служба охраны РФ. В 1991 году состоялось формирование и обучение этой службы, что позволило улучшить управление процессами защиты в самых разных сферах. Главное управление специальных программ президента РФ.

Таким образом, исполнительная власть регулярно взаимодействует с иными направлениями власти, которые устанавливаются и применяются, регулируются и контролируются Президентом Российской Федерации.

  1. Воронцов Г. А. Теория государства и права. Краткий курс. За три дня до экзамена. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. — 160 с.
  2. Дерябина Е. М. Теория государства и права. Схемы с комментариями. — М.: Проспект, 2015. — 200 с.
  3. Зыкова З. В. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Ось-89, 2008. — 304 с.
  4. Иванов А. А. Теория государства и права. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 352 с.
  5. Козлихин А. В. История политических и правовых учений. — М.: Проспект, 2015. — 304 с.

Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная власть, Российская Федерация, государственное управление, Государственный совет, орган, ветвь власти, государственная власть, Государственная Дума, коммунистическая партия, система органов.

Читайте также: