Экспозиционно выставочная деятельность школьного музея

Обновлено: 02.07.2024

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают школьные музеи, с чего начать создание проекта, что может послужить залогом его успешного развития.

Виды школьного музея

Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

Согласно законодательству, образовательное учреждение организует музейную деятельность на основании приказа директора о создании музея. Следующий обязательный документ – приказ о назначении руководителя школьного музея, где прописаны условия работы, форма оплаты труда и обязанности. Трудовой кодекс позволяет сотруднику, ответственному за музейное дело, работать непосредственно руководителем музея или совмещать должность: 1 ставка – педагог, 0,5 ставки – директор школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, совмещение или в виде надбавок, премиальных выплат к базовому окладу.

Помимо двух приказов, в пакет учредительных документов, необходимых для открытия школьного музея, должны входить устав, а также свидетельство или паспорт.

Обязательные условия для создания школьного музея :

  • музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;
  • музейное собрание, составляющее фонд музея;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
  • интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

  • информативность – содержательное значение предмета;
  • аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
  • экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
  • репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.

Пример школьного музея

Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.

Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Статья включает в себя информацию об этапах создания экспозиции школьного музея. Подробно описаны принципы построения музейной экспозиции, архитектурно-художественного решения, разработки тематико-экспозиционного плана. Так же рассматриваются основные требования к размещению оборудования, экспонатов и текстовой информации.

ВложениеРазмер
statya_ushakova_d_metodika_sozdaniya_ekspozitsii_shkolnogo_muzeya.docx 72.72 КБ

Предварительный просмотр:

Ушакова Дарья Александровна

Методист ГБНОУ «Санкт – Петербургский городской

Методика создания экспозиции школьного музея

Экспозиция школьного музея — результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов. Музейная экспозиция в школе — база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

У каждой экспозиции есть два основных автора: научный сотрудник и музейный художник. Их творческое сотрудничество, умение находить взаимоприемлемые решения, общее понимание концептуальных задач и порождает, главным образом, уникальную неповторимость каждой музейной экспозиции. Активу школьного музея трудно рассчитывать на помощь профессиональных музейных экспозиционеров, поэтому чаще всего приходится полагаться на собственные силы. Каждому школьному музею приходится искать собственное экспозиционное решение в зависимости от своих представлений, каким должен быть их музей. Сложнейшие на первый взгляд задачи можно осуществить, если за это берется увлеченный коллектив единомышленников. При этом, конечно, важно знать и применять основные приемы музейно-экспозиционного проектирования.

В первую очередь, активу школьного музея целесообразно разработать концепцию будущей экспозиции, т.е. сформулировать цели и задачи ее создания и использования, определить и объяснить тематику будущей экспозиции, специфические особенности экспозиционных комплексов, дать общую характеристику представляемых материалов из фондов музея и привлекаемых вспомогательных материалов, изложить основные принципы архитектурно-художественного решения с учетом имеющихся экспозиционных площадей, предполагаемого экспозиционного оборудования и доступных оформительских материалов, предусмотреть возможность использования аудиовизуальных и технических средств, вплоть до освещения и т.п.

Важным этапом в создании экспозиции являются подготовительные работы, которые состоят из выбора темы и изучения источниковой и научной базы.

На выбор темы будущей экспозиции школьного музея может повлиять сама специфика работы музея ОУ. Так как деятельность музея на базе школы носит образовательно-воспитательный характер, то и тема музейной экспозиции должна способствовать наиболее полной интеграции музея в учебный процесс школы. Например, музеи истории школы или истории данного населённого пункта, где в музейной экспозиции могут быть отражены, как элементы крестьянского быта (этнографический, краеведческий профиль), так и период Великой отечественной войны 1941-1945 гг. в истории школы или в истории населённого пункта (военно-патриотический, краеведческий профиль). Сочетание в себе разнопрофильной направленности даёт школьному музею больше возможностей для организации музейно-педагогической деятельности в рамках интеграции с учебными предметами.

Первичной, основной ячейкой экспозиции является экспонат - предмет, выставленный для обозрения. Музейные экспонаты, раскрывающие какой-либо конкретный вопрос, тему объединяются в тематико-экспозиционном комплекс (ТЭК). Несколько таких комплексов объединяются в более крупный комплекс - музейный раздел (МР). Такие разделы и составляют музейную экспозицию в целом (МЭ).

Схема построения музейной экспозиции

https://sun9-19.userapi.com/QWO1Vx8hgcANt-bsA5AZHiyIeSrs6b5eC3p89A/dGd-AYFIjpA.jpg

Выделяют несколько принципов построения музейной экспозиции:

Из принципа историзма вытекает непременное требование к музейным экспозициям - раскрывать явления с точки зрения того, как они возникли.

Историко-хронологический принцип предполагает такую структуру экспозиции, когда каждый еѐ раздел последовательно показывает развитие того или иного явления, той или иной стороны исторического процесса.

Тематический принцип требует, чтобы музейные материалы были подобраны в каждом разделе в соответствии с темой, причѐм внутри раздела их группировка осуществляется в хронологическом порядке. Суть тематической экспозиции состоит в том, что явления и процессы, происходящие в природе или общественной жизни, отражаются в ней в диалектическом развитии, в хронологической последовательности или по проблемному принципу. В основе тематической экспозиции лежат экспозиционные комплексы, объединѐнные в подтемы, темы и разделы.

В практике школьных музеев нередко имеет место сочетание названных принципов построения музейных экспозиций. Так, в экспозицию, в основе которой лежит историкохронологический принцип, включаются тематические разделы.

Логическое построение экспозиции обеспечивается ее тематической структурой, то есть делением на взаимосвязанные содержанием и соподчиненные части - разделы, темы. Порядок размещения частей в экспозиции определяет экспозиционный маршрут - последовательность осмотра экспозиции.

Поиск предметов должен обеспечить все разделы, темы и подтемы экспозиции материалом. При наличии уже имеющейся части материала, претендующего на размещении в экспозиции, успех зависит и от того насколько полно он изучен — требуется ли докомплектование темы, какими материалами и какими способами комплектования. Параллельно выявляется, изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов экспертов.

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка тематико-экспозиционного плана. Это документ, в котором отражается конкретный состав экспозиционных материалов в соответствии с тематической структурой экспозиции. Такой план может разрабатываться как на всю экспозицию, так и по каждому экспозиционному залу или тематическому комплексу отдельно.

На титульном листе тематико-экспозиционного плана указывают название музея, номер или название зала и его экспозиционную площадь, название или перечень тематических комплексов (разделов) для данного зала и их хронологические рамки, руководителя и список лиц, отвечающих за реализацию данного тематико-экспозиционного плана.

Сам тематико-экспозиционный план выполняется на специально разграфленных листах такого формата, который позволяет достаточно свободно вписать необходимую информацию.

В первой графе проставляются индексы (порядковые номера) экспозиционных комплексов, разделов, тем и подтем. Индексы проставляются арабскими цифрами, разделенными точкой. Например, номер первого раздела обозначается цифрой 1. Если этот раздел включает несколько тем, то они последовательно будут обозначаться: 1.1.; 1.2.; 1.3. и т.д., экспозиционные подтемы, соответственно, должны обозначаться: 1.1.1., 1.1.2, 1.1.3. 1.2.1., 1.2.2., 1.2.3. и т.д.

Во второй графе даются наименования разделов, тем и подтем экспозиции под соответствующим индексом.

В третьей графе приводятся ведущие тексты (пояснительные тексты, аннотации, эпиграфы и т.п.). Они призваны выразить основную идею данного экспозиционного комплекса. Тексты используют не всегда, а только тогда, когда это действительно необходимо. Они должны быть достаточно лаконичны и не перегружать экспозицию, ведь главную смысловую нагрузку в экспозиционном комплексе несут не тексты, а подлинные музейные предметы.

В чертвертой графе дается перечень музейных предметов, которые планируется экспонировать в данном разделе экспозиции. Наименования экспонатов желательно давать с их атрибутивными признаками и номерами шифров по инвентарной книге музея. Выбирая музейные предметы к конкретной экспозиционной теме, необходимо помнить о размере экспозиционной площади и не стремиться включить в раздел все имеющиеся по этой теме музейные предметы, а только те, которые наиболее эффективно позволят раскрыть экспозиционную тему. Перегруженные экспо-натурой экспозиции выглядят весьма неэстетично и затрудняют образное восприятие экспозиционного комплекса. Целесообразно также учитывать и физическое состояние музейных предметов и планировать к экспонированию только те, на сохранность которых экспозиционное использование не повлияет отрицательно. Важно иметь в виду и некую масштабную соразмерность экспонатов, дабы крупные предметы не влияли на восприятие более мелких, чтобы посетитель мог достаточно хорошо рассмотреть любой экспонат на стенде или в витрине.

В шестой графе даются тексты этикетажа к каждому экспонату. Еще лучше, если в этой графе будут представлены и более широкие тексты, показывающие взаимосвязи между экспонатами и их назначение в раскрытии данной темы. Таким образом, можно получить своеобразную канву будущей обзорной экскурсии.

Архитектурно-художественное решение экспозиции

Следующим этапом экспозиционного проектирования может стать разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о том, как будет выглядеть будущая экспозиция. Архитектурно-художественный проект должен отразить художественно-стилевое и пространственное решение каждого раздела, пропорции экспозиционных площадей, способы выделения экспонируемых материалов, конструктивные особенности экспозиционного оборудования, установку технических средств, характер освещения (естественного и искусственного), экскурсионные маршруты, систему ориентирования и т.п.

В процессе архитектурно-художественного проектирования осуществляется корректировка тематико-экспозиционного плана, разработка рабочих чертежей экспозиционного оборудования, определение характера и приемов использования аудиовизуальных и других технических средств.

После разработки и принятия Советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.

Размещение оборудования и экспонатов

Размещение оборудования и экспонатов музея должно соответствовать научной концепции и тематико-экспозиционному плану музея. Для того, чтобы посетитель знакомился с экспозицией как с книгой, экспонаты музейного фонда целесообразно размещать в трех планах: вертикальном (стенды, турникеты, витрины), горизонтальном (подставки, горизонтальные витрины), скрытом (створки турникета, альбомы). Очень выигрывают диорамы, баннеры. Важно выдерживать цветовую гамму как единое художественное решение экспозиции, не увлекаться яркой или мрачной расцветкой залов. Все экспонаты должны иметь описания и аннотации. Искажения, описки, ошибки в этих документах недопустимы, также как и различные исправления, помарки. Важен и внешний вид: четкий и красивый шрифт, фон, размещение заголовка, подзаголовка и т.д.

При построении музейных экспозиций следует соблюдать принципы размещения, группировки и выделения экспоната в экспозиции.

1. Размещение экспонатов должно отражать тематические связи между ними. Материалы тематического комплекса размещаются компактно, а внутри его группируются по смыслу вокруг ведущего экспоната.

2. Ведущие экспонаты, которые несут основную смысловую нагрузку, необходимо выделить, помещая их в центральных витринах, на подставках; дать больше свободного пространства для такого экспоната, подчеркнуть его цветом фона, придать ―плоскостному‖ материалу (фото, документу и т. п.) объемность, удалив его от стены (планшета) на некоторое расстояние.

3. Заголовки тем, подтем, тематических комплексов и интервалы между ними облегчают посетителю восприятие и помогают понять замысел экспозиционера.

4. Наиболее удобен для обозрения экспозиционный пояс, расположенный начиная с 70-80 см от пола до высоты 1,7 м. Над ним могут быть помещены изобразительные материалы крупного размера (плакаты, картины, большие портреты и т. п.).

Ориентирование в музее

Экспозицию школьного музея, как и всякого другого, целесообразно организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог легко в ней ориентироваться. Для этого служит система указателей, оглавительных текстов и этикетажа.

При входе в музей, кроме специальной титульной доски с полным наименованием музея, можно повесить схему расположения экспозиции, особенно если она размещается в нескольких залах, пусть даже и не сообщающихся между собой. На схеме сплошной или пунктирной линией яркого цвета необходимо показать рекомендуемый маршрут осмотра экспозиции. Если на самой схеме экспозиции нельзя указать названия ее разделов, то на чертеже их обозначают цифрами, а под ним дают расшифровку названий разделов.

Текст в экспозиции

Органической частью любой экспозиции является текст, помогающий посетителю правильно воспринимать экспозиционные предметы. В экспозиции тексты принято разделять на оглавительные, ведущие, объяснительные и этикетаж. Оглавительный текст представляет собой название (наименование) экспозиции или отдельной ее части (раздела, темы, подтемы). Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом в литературном произведении. Его назначение – ярко и кратко выразить идейную направленность экспозиции. Для ведущего текста, как правило, используются цитаты из произведений и документов. Объяснительный текст раскрывает содержание конкретных тематических разделов и комплексов. Как правило, аннотация в экспозиции содержит информацию, дополняющую непосредственное восприятие экспонатов, что особенно важно при самостоятельном осмотре экспозиции посетителем.

Этикетаж представляет собой совокупность этикеток, каждая из которых является аннотацией к отдельному экспонату. Каждая этикетка включает название (наименование) предмета, сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В музейной практике сложилась наиболее удобная форма размещения справочно-информационных сведений в каждой этикетке. Эта форма состоит из следующих основных компонентов: наименование предмета, основные атрибуционные данные, сведения о материале и дата.

Этикетки не должны быть громоздкими. Их задача – дать минимум необходимых сведений. Так, при составлении этикетки к печатному изданию следует пропустить все то, что легко читается на экспонате. При составлении этикетажа к художественным произведениям и фотографиям в исторических экспозициях этикетка начинается с названия произведения, затем указывается автор, год создания, материал, техника изготовления. Этикетки к фотографиям следует начинать с инициалов, а не с фамилии. Порядок перечисления лиц на групповых фотографиях – слева направо.

Следует избегать навязчивости и пестроты этикеток, резко выделять их на общем фоне экспозиции, но также и нивелировать, делать их совсем незаметными. Нельзя забывать и о фактуре, цвете этикеток. Тонируются они в соответствии с фоном паспарту, стенда, витрины. Пишутся или печатаются на хорошей бумаге, а для экспонатов, расположенных на подставках, подиумах - на плотном материале (картон, плексиглас и др.).

Актив школьного музея - и учащиеся, и педагоги - не имеют специальных знаний и практического опыта разработки и создания экспозиций. Поэтому целесообразно посетить ближайшие музеи, как государственные, так и негосударственные, чтобы посмотреть их экспозиции и выставки с точки зрения компоновки научных материалов, художественного оформления экспозиции, техники изготовления экспозиционного оборудования, использования технических средств, проконсультироваться с профессиональными музейными экспозиционерами.

В процессе проектирования и монтажа стационарной экспозиции или выставки музея могут принимать участие не только активисты школьного музея, но и весь коллектив учреждения образования. В этой работе могут реализовать свой творческий потенциал и те, кто любит рисовать, слесарничать, столярничать, шить, создавать модели, и кто увлекается фотографией, видеосъемкой, электроделом и т.п.

Если, например, вся школа увлечется созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы, вероятно, можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции, на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования, на уроках труда - его изготавливать, на уроках рисования - выбирать варианты художественного оформления, на уроках литературы и русского языка - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов, аннотаций и эпиграфов, на уроках биологии - готовить образцы растительности и почв, на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость и т.п.

Главное, чтобы создатели музея загорелись желанием сотворить свое оригинальное произведение экспозиционного искусства, реально оценили и использовали свои интеллектуальные, творческие силы и материальные возможности, и тогда все у них получится.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципаль ное бюджетное общеобразовательное учреждение

Саваслейская средняя общеобразовательная школа.

Методическая разработка урока музейного кружка

на тему "Экспозиционно-выставочная работа музеев".

урок "Проектирование экспозиции".

составитель : учитель истории и обществознания

с.Саваслейка

История не любит суетиться.

Она лишь усмехнется свысока,
Когда на пожелтевшие страницы
Посмотрим через годы и века.
Беседовать неторопливо с нею
И мнение все время не менять
Умеют лишь работники музеев.
Нам позволяя тайны изучать.

Цель урока: познакомить учащихся с составными частями экспозиции.

Слово учителя . Проектирование экспозиции.
Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-технический процесс, который требует совместных усилий научных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предварительной системной разработке научного содержания экспозиции, ее архитектурно-художественного решений и технического оснащения.

Поэтому (запишем) составными частями проектирования экспозиции являются:
-научное проектирование, в ходе которого разрабатываются основные идеи экспозиции и ее конкретное содержание,
-художественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы,
-техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждого экспоната, текста и технических средств.
1.Научное проектирование экспозиции.
Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа , в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анализируются музейные коллекции, составляются картотеки предполагаемых экспонатов.
Следующий этап состоит в разработке научной концепции , которая раскрывает экспозиционный замысел и дает первое, самое общее представление о будущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематическая структура, дается характеристика экспозиционных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника определяются общие и специфические требования к художественному проекту будущей экспозиции. Оформляется научная концепция в виде единого документа, в состав которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспонатов — диорам, образцов техники, макетов и т. д.
Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структуры — документа, в котором фиксируется деление будущей экспозиции на взаимосвязанные части — разделы, темы, экспозиционные комплексы. В ней перечисляются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяются конкретные мемориальные комплексы, научные реконструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуальные устройства, действующие модели, макеты, демонстрационные установки. В музейной практике расширенной тематической структуре часто соответствует тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозиционного материала и определяет содержание и тематическую структуру проектируемой экспозиции.
На третьем этапе научного проектирования разрабатывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указанием основных атрибутивных данных; сведения о характере экспозиционных материалов (подлинник, воспроизведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для создания научных реконструкций, разработки научно-вспомогательных материалов, подробно указываются пожелания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспечению сохранности экспонатов.

1. Кузнецова С.А. Воспитание эстетического восприятия школьников. Сб. научных статей. Выпуск 1 СГПИ, 1996.

2. Белякова Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина. Сб. творческой лаборатории. Музейная педагогика. Кафедра музейного дела. М. 1997.

4. Гогиберидзе Г.М., Чесняк Г.М. Формирование музейной педагогики. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

5. Косова И.М., Медведева Е.Б. Отечественное музейное дело в русле международных тенденций. Музей для всех. М.2003.

6. Пузиков А.В. Школьные музеи. Сб. научных статей. Выпуск 1. Изд. СГПИ. 1996.

7. Провоторова М.В. Краеведение сегодня. Проблемы взаимодействия музея и школы. Музейная педагогика. МСНТ. 1996. Выпуск 4.

8. Морозова И.А. Музейная педагогика в Сети. Преподавание истории в школе. №8. 2007.

Музейная экспозиция – это показ, демонстрация музейных предметов, выставленных в определенной логической последовательности с целью раскрытия определенной темы. Без экспозиции музейные предметы будут представлять собой лишь собрание различных памятников истории, культуры, природы, но не музей. Задача экспозиционной работы школьных музеев состоит не в том, чтобы сделать их экспозиции похожими на экспозиции государственных музеев. Важно, чтобы учащиеся, работающие в музее, приобщались к творческому труду и принимали самое активное участие в оформлении экспозиции. Особенности экспозиций школьных музеев обусловлены следующими факторами:

- ориентацией на школьные программы;

- широким показом результатов поисковой работы учащихся;

- подвижностью, постоянным обновлением.

Основой экспозиции должны стать не отдельные экспонаты, различные по содержанию и тематике, не сплошные ряды однотипных материалов, а именно комплекс вещевых, документальных и иных памятников, объединенных между собою тематически.

Отбор материалов для экспозиции

  1. Выделение ведущих экспонатов.
  2. Определение типичности экспоната, то есть его соответствие сущности отражаемого в экспозиции явления, а также соответствие данного предмета конкретному времени и определенному состоянию.
  3. Учет свойств самих экспонатов, их различную способность привлекать внимание. Объемные экспонаты привлекают больше внимания, чем плоскостные, многоцветные – больше, чем однотонные, раритеты – больше, чем типовые.
  4. Учет внешней выразительности предмета. Он должен иметь хорошую сохранность, четкое изображение и разборчивый почерк (речь идет о письменном документе).

Экспозиционный пояс - часть стены экспозиционного помещения, стенда, вертикальной витрины, наиболее удобная для обозрения. Нижние и верхние границы экспедиционного пояса определяются с учетом роста потенциальных посетителей музея., но не должны превышать 2 – 2,5м. Лучшая для обозрения экспозиционная площадь находится на уровне глаз человека – на высоте 150-155 см.

Правила размещения экспонатов

1. Крупные изображения, ведущие тексты, цитаты помещаются в в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ними.

2. Мелкие предметы, документы, требующие детального рассмотрения, на уровне глаз.

3. Наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, их роль подчеркивается цветовым фоном, чтобы можно было их увидеть в первую очередь.

4. Не следует перегружать экспозицию большим количеством экспонатов.

5. Экспонаты не должны заслонять друг друга.

6. Одинаковые по размеру экспонаты не должны размещаться в несколько вертикальных рядов.

Экспозицию школьного музея следует организовать таким образом, чтобы любой посетитель мог в ней легко ориентироваться. Для этого служит система оглавительных текстов и этикетажа. Правильное использование текстов обогащает содержание экспозиции и повышает ее воздействие. Тексты должны быть ясными, однозначными и доступными для всех. Текст должен содержать всю необходимую информацию, быть понятным, а иногда и эмоционально воздействующим. Одно из важнейших требований, определяющих подход к тексту – это лаконизм. Перегрузка экспозиции текстовым материалом снижает ее познавательное значение.

Виды текстов

-оглавительные (заглавные);

- ведущие;

- объяснительные;

- этикетаж.

Оглавительные(заглавные)тексты помогают ориентироваться в экспозиции. К оглавительным текстам относятся названия всех отделов и залов музея, экспозиционных тем, разделов и комплексов.

Объяснительный текст представляет собой комментарий к залу, теме, комплексу. Он содержит информацию, которая обогащает зрительный ряд, содействует целостному восприятию экспозиции.

Ведущий текст можно сравнить с эпиграфом к литературному произведению. Его значение состоит в том, чтобы в яркой, четкой форме выразить основную идею экспозиции, выявить смысл и содержание какого-то ее раздела. В качестве ведущих текстов широко используются отрывки из воспоминаний, писем, дневников и т.п., сделанные героями экспозиции, т.е. материалы, имеющие ярко выраженный личностный характер.

Этикетажем в музее называется совокупность всех этикеток экспозиции. Каждая этикетка является аннотацией к конкретному экспонату. В музейной практике сложилась определенная форма размещения сведений в этикетке. Как правило, каждая этикетка включает три основных компонента: название предмета; атрибуционные данные (ведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этической среде бытования, историческом и материальном значении); дата изготовления предмета

Экспозиции - это та сфера музейной работы, к которой тянутся все "живые и трепетные нити" музейной жизни. Школьный музей хранит бесценные богатства для того, чтобы приблизить их к живущим современникам, напомнить им о колоссальном культурном наследии, завещанном нам предками.

Экспозиционная деятельность музея в целом сочетает в себе проведение как камерных выставок, сосредоточенных вокруг локального события или отдельной персоны, так и выставок "эпических", посвященных поворотным моментам российской и мировой истории.

В музее существует одна постоянная экспозиций, которая делится на несколько разделов:

Так же в музее, параллельно с постоянной экспозицией, открывались и временные выставки:

Итак, выше были рассмотрены стационарные и временные экспозиции за все время существования музея. Разнообразие тем и экспонатов является главным преимуществом школьного музея. Экспозиции интересны широкой аудитории, что свидетельствует об информативности и доступности экспонатов и разработанных программ.

ГЛАВА 2. Проектирование виртуальной выставки

Необходимость создания новых экспозиций, отвечающих современному уровню исторических, культурологических, музееведческих знаний, осознается сегодня все острее. В своей работе автор руководствуется тем, что духовной предпосылкой развития России как современного цивилизованного общества и демократического правового государства может быть только полноценное историческое сознание, основанное на всестороннем осмыслении обществом, гражданами своего культурного и исторического наследия, передача этого сознания новым поколениям. Школьный музей как раз и выступает в качестве одного из важнейших институтов гражданского общества.

В экспозиции на обсуждение общественности будут вынесены исторический опыт, причины, результаты, последствия небывалых по глубине и масштабности изменений, пережитых за этот период Россией и её людьми.

Посетители музея (школьники, ветераны войны, моряки) перелистывая страницы памяти, услышат рассказы ветеранов войны, моряков о страшных и кровавых событиях, которые потрясли нашу страну, потрясли нашу малую родину – Алтай, увидят подлинные предметы, которые хранит школьный музей.

Автор данной работы предлагает создать экспозицию, посвященную подвигу людей, которые несмотря ни на что, шли на борьбу с врагом. На этой экспозиции посетители (школьники, ветераны, моряки) вспомнят тех, кого уже нет рядом, кто пролил свою кровь за будущее своей Родины. Но школьникам и представится возможность и пообщаться с теми, кто все это прошел и остался жив, вспоминая эти страшные дни со слезами на глазах. Также на этих встречах пообщаются ветераны друг с другом, ведь им так редко выпадает такая возможность общения.

Так как экспозиция посвящена памяти, подвигу солдат, автор работы предлагает взглянуть на нее через мир вещей, которые окружали людей в те далекие страшные для России дни.

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 39449
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Читайте также: