Как формируется информационное пространство кратко

Обновлено: 06.07.2024

Информационным пространством может также считаться совокупность:

* банков и баз данных;

* технологий их сопровождения и использования;

информационных телекоммуникационных систем, функционирующих на основе общих принципов и обеспечивающих информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.Строго говоря, информационное пространство, будучи одним из первичных понятий, не может быть точно определено. Чаще всего, этот термин понимают, как логическое противопоставление объектному (предметному, физическому, материальному) миру.

Обычно считается, что информационное пространство — то же самое, что семантическое пространство. С практической точки зрения так оно и есть.

Термин интуитивно понятен и может считаться общеупотребительным.

Основными компонентами информационного пространства являются:

* средства информационного взаимодействия;

Связанные понятия

Цифровой барьер, цифровое неравенство, информационное неравенство (англ. Digital divide) — ограничение возможностей социальной группы из-за отсутствия у неё доступа к современным средствам коммуникации.

Информационный суверенитет— это право государства самостоятельно формировать информационную политику, распоряжаться информационными потоками, обеспечивать информационную безопасность независимо от внешнего влияния. Информационный суверенитет включает в себя любые компоненты, связанные с информационной сферой государства.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с использованием власти. К политической элите относят лиц, принадлежащий к так называемому высшему классу и осуществляющих власть в обществе. В состав политической элиты входят люди, обладающие верховно-политической властью в государственных и партийных институтах. Они, как правило, занимаются разработкой стратегии деятельности.

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом, социологом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического.

Политический процесс — способ функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

Упоминания в литературе

Исследование изучаемого продукта в целях получения информации начинается с определенного методологического принципа. Этот принцип – единство сознания его автора, единство его картины мира. Здесь мы обращаемся к идее, о которой речь шла раньше: определенная эпоха (или при более конкретном различии тот или иной конкретный изолированный социум) является частью определенного информационного пространства . Для этого информационного пространства характерна общая картина мира. Разумеется, внутри нее существуют различия и отклонения, однако это единство опирается на тот уровень культуры, практических знаний и умений, которые достигнуты в соответствующий период и являются общими.

2. Структура КУИОТ. Представляется как необходимый состав и способ взаимосвязи и взаимодействия компонентов в соответствии с логикой их организации. Компоненты отображаются набором категорий – теорий, методов, средств, предметов и процессов информационного пространства .

Связанные понятия (продолжение)

Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование.

Политическая коммуникация — понятие, являющееся объектом изучения ряда научных дисциплин и смежных областей знания. Политическая коммуникация изучается, в частности, в политической науке, социологии, коммуникативистике (теории коммуникации), а также в междисциплинарных отраслях науки, таких, как политическая социология, политическая антропология и др. Междисциплинарный характер обусловливает сложность однозначного определения политической коммуникации.

Эффективное управление (англ. good governance - "хорошее управление") - это новая концепция государственного управления, которая не имеет в русском языке точного эквивалента. Впервые теория была предложена в 1997 г. в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное госуправление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения.

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний. Для этой стадии развития общества и экономики характерно.

Социологическое исследование — система логических и последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур в социологии для получения научных знаний о социальных явлениях, а также их процедур, процессов.

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.

А́ктор — действующий субъект (индивидуальный или коллективный); индивид, социальная группа, организация, институт, общность людей, совершающих действия, направленные на других. Например, государство является главным политическим актором на поле политики и ведущим социальным актором в обществе.

Политическое участие (англ. participation) — понятие в политической науке и политической социологии, в самом широком смысле означающее деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.

Информатизация (англ. Informatization) — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы. Процесс информатизации является следствием развития информационных технологий и трансформации технологического, продукт-ориентированного способа производства в постиндустриальный. В основе информатизации лежат кибернетические методы и средства управления, а также инструментарий информационных и коммуникационных.

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

Государственная (публичная) политика — принципиальное руководство к действию для органов государственной власти, прежде всего органов исполнительной власти, касающееся определённых направлений их деятельности, соответствующее законам и социальным обычаям. Основаниями государственной (публичной) политики являются конституционные законы и правила, толкование законов и правовое регулирование.

Внутренняя политика — область государственной политики, которая касается мероприятий государства (законов, государственных программ и административных решений) внутри страны.

Экономи́ческая свобо́да — термин, используемый в экономических и политических дебатах. Как и в случае неоднозначности философского определения термина свобода, существуют множество определений термина экономическая свобода, однако не существует универсальной, принимаемой всеми концепции. Довольно часто используется подход к экономической свободе, пришедший из либертарианской традиции, опирающийся на концепции свободного рынка и частной собственности.

Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события.

Теория национальной безопасности — междисциплинарное направление фундаментальной науки, которое изучает состояние защищенности национальных интересов человека, общества и государства от различных опасностей и угроз.

Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как система правового регулирования отношений в информационной сфере, то есть подотрасль российского административного права и гражданского права.

Субполитика — это термин, введенный Ульрихом Беком, который описывает особый подход к восприятию того, что происходит вне рамок существующих политических институтов и определяет современные общественные процессы. Яркими примерами субполитики являются движения гражданского общества, деятельность транснациональных компаний, работа неправительственных организаций, а также достижения научно-технического прогресса. В современном обществе при смене парадигм происходит смещение рисков, которым подвергается.

Фрейм (англ. frame — кадр, рамка, каркас) — понятие, используемое в социальных и гуманитарных науках (таких, как социология, психология, коммуникация, кибернетика, лингвистика и др.), означающее в общем виде смысловую рамку, используемую человеком для понимания чего-либо и действий в рамках этого понимания, целостность, в рамках которой люди осмысливают себя в мире. Другими словами, фрейм — устойчивая структура, когнитивное образование (знания и ожидания), а также схема репрезентации. Фрейм — это.

Массовая коммуникация (англ. mass communication) — процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК) — сначала периодической печатью, радио и телевидением, а затем и другими средствами электронной коммуникации.

Информационная инфраструктура — система организационных структур, подсистем, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия.Включает в себя.

Социоэконо́мика — направление, основанное Амитаем Этциони, развивается параллельно экономической социологии, в основном опираясь на критику неоклассического подхода. Этциони не отрицает неоклассическую парадигму, но пытается включить её в деонтологическую парадигму, синтезировать их. Неоклассическая парадигма является утилитарной (потребностной), рационалистической и индивидуалистской. Она представляет индивидов, как стремящихся максимизировать полезность (максимально обеспечить свои потребности.

Полити́ческое лидерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-властных полномочий и прав.

Массовое сознание — феномен, который является объектом изучения многих наук — психологии, социальной философии, социологии, политологии для того, чтобы обозначить шаблонное и деперсонализированное сознание рядовых граждан развитого индустриального общества, формирующегося под воздействием средств массовой информации и стереотипов массовой культуры, а также для обозначения одной из форм дотеоретического миропонимания, которая основана на сходном жизненном опыте людей, включенных в однотипные структуры.

Гражда́нское о́бщество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, ограждённых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти, а также других внешних факторов. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе.

Международное сотрудничество (англ. international development) — добровольная помощь дарителя одной страны (будь то государство, местные власти или общественная организация) населению другой страны. Это население может получать помощь прямо от дарителя или же через посредничество его государства, местных властей или местных общественных организаций.

Коллективная память — представление о прошлом, разделяемое и конструируемое членами социальной группы. Имеет близкое по смыслу значение с понятиями: социальная память, историческая память , культурная память. Термин был введён.

Инженерия знаний (англ. knowledge engineering) — область наук об искусственном интеллекте, связанная с разработкой экспертных систем и баз знаний. Изучает методы и средства извлечения, представления, структурирования и использования знаний.

Малая группа — немногочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Особой характеристикой в определении понятия малой группы является её включённость в социальный мир, поэтому американский психолог Роджер Браун к важным признакам малой группы относит осознание её существования другими лицами, находящимися.

Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).

Полити́ческая систе́ма о́бщества или полити́ческая организа́ция о́бщества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также — следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Информация сегодня является основным ресурсом на планете, именно она оценивается дороже всего, меняет наш мир и позволяет ему развиваться. Доступ к информации стал чрезвычайно простым, используя интернет-соединение, человек может найти все что угодно. Так образовалось цифровое информационное пространство – это особый виртуальный мир, где создается, перемещается и потребляется информация. Не все задумываются над тем, что такое информационное пространство, как оно создавалось, для чего существует и какими функциями обладает. Тем не менее понятие информационного пространства дает возможность разобраться в том, как работает современный цифровой мир.

Виды информационных пространств

Само создание информационного пространства произошло автоматически, никто не имел за цель создавать его, но все обменивались и собирали информацию. Многие эксперты склоняются к тому, что какого-то определенного понятия этому явлению попросту не существует. Философы свое определение дали – это мир названий и имен. Оно не всегда точно определяет саму суть данного пространства, но все же дает информацию для размышлений. Так как развитие информационного пространства происходит колоссальными темпами, то все больше и больше людей задумываются над тем, каким же оно бывает. Основные виды информационного пространства:

  • Личное информационное пространство. Это организация личной информационной среды, которая создается каждым человеком по отдельности. Возьмите в руки смартфон, вы получите самый наглядный пример того, что это такое. Здесь масса фотографий, заметок, телефонных имен и номеров, программ с различного рода информацией и т. д. Личная информация, как правило, не выходит за пределы определенного устройства.
  • Публичное информационное пространство. Это тот самый интернет, телевидение, радио, общественные разговоры и т. д. Здесь сложная структура информационного пространства, не всегда понятно, где эта информация взялась и от кого она к нам пришла. Главной особенностью данного вида является то, что вся информация здесь доступна, любой желающий может ее получить.
  • Корпоративное информационное пространство. Здесь формирование информационного пространства происходит в рамках одной компании, офисного центра, промышленного объекта. Руководство доносит информацию к своим сотрудникам, те передают ее далее по отделу, иногда выносят за пределы предприятия. В большинстве случаев информация корпоративного характера остается закрытой для посторонних.

Самым распространенным считается коллективное информационное пространство, или еще его называют публичным. Это все те сайты, новостные статьи, видео на различных сервисах, телеканалы и радиостанции. Информация общедоступная, она не шифруется, используется с определенными целями. Основным недостатком данного пространства является то, что не вся информация здесь достоверная и правдивая, размещать ее может кто угодно, создавать как угодно.

Информационное пространство: определение, структура, виды и развитие

Следует сказать о том, что информационное пространство само по себе не имеет границ и какой-то привычной нам выделенной территории. Ко всему этому, пространство не может быть завершенным, оно постоянно будет развиваться динамическими темпами, информация будет обновляться и пополняться в количестве. Здесь существует любой вид информации, начиная от текста, заканчивая звуковыми и видеофайлами, официальными документами и т. д. Также следует сказать о том, что информационное пространство в цифровом его виде имеет очень хороший уровень защиты, большинство данных шифруются.

Что ж, ещё раз более детально давайте анализировать место информации в случающихся событиях.

Выводы по формированию информационного пространства у человека и в общественных группировках:
• получение информации – это материальный процесс, вызывающий у человека стресс;
• социальные группы создают своё собственное информационное пространство, которое сохраняют и постоянно преобразуют;
• неспособность человека переработать и принять информационную новизну вызывает у него хронический стресс;
• неспособность общественной группировки противостоять хроническому стрессу своих особей и вырабатывать новые ФКБ приводит к состоянию хронического стрессового информационного пространства всей группы;
• защитой от хронического стресса могут быть или смещённая активность, или создание нового информационного пространства;
• нахождение в стрессовом информационном пространстве и человека, и общественной группировки заставляет их прибегать к одному из вариантов смещённой активности – агрессии.


Этот видеоурок даёт учащимся понятие об информации как о ресурсе. Рассматриваются особенности информационных ресурсов, рассказывается, что называется индивидуальным информационным пространством пользователя. Рассматривается его организация и границы. Особое внимание уделяется требованиям к информации, которую пользователь хочет сделать доступной для других.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Организация индивидуального информационного пространства пользователя"

На прошлых уроках мы узнали:

· Компьютер – это универсальное устройство для работы с информацией.

· Универсальность компьютера заключается в том, что он может воспроизводить все основные информационные процессы: сбор, обработку, хранение и передачу информации.

· Индивидуальное информационное пространство пользователя.

· Организовать индивидуального информационного пространство.

Люди на протяжении всего своего существования накапливали самую разную информацию. Так, древние люди собирали информацию, о том какие растения стоит употреблять в пищу, о повадках диких животных для охоты, о местах на реке, где водится рыба. От этих знаний зависело выживание людей.

Сейчас знания, которые накапливают люди сильно изменились, но от этого они не стали менее важными. В современном мире, человек ежедневно получает большое количество разных сведений и данных, но не все они полезны одинаково. Человек может использовать далеко не всю информацию, которую он получает. Большую часть информации, которую человек получает в школе при изучении различных предметов, например правила родного языка и основные математические формулы он будет применять постоянно, в течение всей жизни.


Сегодня информация – это такой же ресурс, как вода, еда или что-то другое. Вся информация, накопленная человечеством в процессе его существования, называется информационными ресурсами. Как и любые другие, информационные ресурсы тоже имеют свою ценность. Так, без информации о том, какая погода на улице, человек не сможет решить взять ли ему с собой зонт и что надеть. Без информации о том, как работают некоторые законы физики, люди не могли бы создать автомобили, поезда, электронику и многое другое.

Однако у информационных ресурсов, по сравнению с другими, есть одна важная особенность. При использовании они не исчезают и не теряют своей ценности, в отличии от ресурсов материальных. Они могут лишь менять свою форму. Так со сгоревшими дровами невозможно разжечь костёр ещё раз, а научившись читать и считать единожды, то есть получив информацию о значении буков и цифр, человек будет использовать это умение постоянно, в течение всей жизни и сможет научить ему других.

В современном мире человек получает большое количество информации через компьютер. Индивидуальное информационное пространство пользователя – это все информационные ресурсы, к которым пользователь может получать доступ работая на персональном компьютере. Давайте подумаем, что входит в индивидуальное информационное пространство пользователя. Прежде всего это программное обеспечение, установленное на компьютере, ведь без него работа компьютера не возможна, а пользователь не сможет просматривать информацию, которая хранится на компьютере. Так же это настройки программного обеспечения, от этих настроек зависит то, как пользователь будет воспринимать информацию через компьютер. Так же в информационное пространство входят все документы на компьютере – именно в них содержаться большая часть информации, к которой пользователь имеет доступ, и ссылки на информацию, сохранённые на компьютере.


Таким образом пользователь формирует своё индивидуальное информационное пространство, устанавливая программное обеспечение на компьютер, создавая новые документы и программы, используя приложения и системы программирования. Перенося и копирую информацию на компьютер. Удаляя некоторые документы с компьютера. Создавая ссылки, на нужную информацию, размещающуюся в компьютерных сетях.

От того, как организовано индивидуальное информационное пространство пользователя, зависит то, как быстро он сможет получать доступ к информации, и то как он будет обрабатывать новую информацию. Поэтому организация индивидуального информационного пространства пользователя, тесно связана с организацией файловой структуры устройств внешней памяти компьютера. Как мы помним, файловой структурой устройства внешней памяти называется совокупность всех файлов и каталогов, которые хранятся на устройстве, а также связей между ними. От того, насколько удобно организована файловая структура зависит то, как быстро пользователь сможет найти среди множества каталогов на компьютере нужный ему файл. То есть получить доступ к нужной ему информации. Потому файлы и папки рекомендуется называть осмысленно. Также для хранения большого количества файлов рекомендуется использовать многоуровневые или иерархические файловые структуры, которые также стоит создавать продуманно. Тогда в каждом каталоге хранится небольшое количество файлов, и среди них легче найти нужный.

С расширением возможностей распространения информации, расширились и возможности вмешательства в информационное пространство других людей. Поэтому стоит как можно более ответственно относиться к подбору информации, которую вы собираетесь сделать доступной для других пользователей. Давайте рассмотрим требования, которым должна соответствовать эта информация:

· Информация должна быть достоверной, поэтому если вы не уверены в правдивости информации – стоит её перепроверить, прежде чем делать доступной для остальных.

· Информация не должна порочить честь и достоинство других людей, стоит несколько раз подумать прежде чем пытаться оскорбить другого человека.

· Информация не должна носить угрожающий характер.

Публикация некоторой информации даже преследуется по закону, например информации содержащей пропаганду насилия, терроризма и экстремизма, разжигание национальной розни. Так же преследуется по закону распространение информации, содержащей вредоносные компьютерные программы, в частности вирусы.

Важно запомнить:

· Информационные ресурсы – это вся информация, накопленная человечеством в процессе его существования. В отличии от других, они не исчезают при использовании. То есть их можно использовать многократно.

· Индивидуальное информационное пространство пользователя – это все информационные ресурсы доступные пользователю при работе на персональном компьютере.

· Если компьютер подключён к компьютерным сетям – индивидуальное информационное пространство пользователя практически безгранично.

· Нужно внимательно относиться к подбору информации, которую вы собираетесь сделать доступной для других пользователей.

Читайте также: