Как формируется цик рф кратко

Обновлено: 05.07.2024

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК РФ) - это постоянно действующий главный коллегиальный государственный орган страны по организации выборов и наблюдению за ними.

Порядок формирования и полномочия ЦИК РФ установлены Федеральным законом от 12 июля 2002 г.

"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изм.).

В составе ЦИК РФ 15 человек. Порядок формирования Комиссии весьма сложный. Здесь в равной мере представлены интересы общественности, регионов и государственного руководства. Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой Федерального Собрания РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями думских политических партий, а также депутатами. При этом от одной фракции может быть назначен только один представитель. В ближайшем будущем представительство политических партий в ЦИК РФ будет расширено. Пять членов ЦИК РФ назначаются верхней палатой парламента - Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов и высшими должностными лицами (т.е. главами) субъектов Федерации. Пять членов ЦИК РФ назначаются непосредственно Президентом России. Председатель ЦИК РФ избирается членами Центризбиркома тайным голосованием.

К членам Центральной избирательной комиссии РФ предъявляются высокие требования.

До 2007 года действовало правило, согласно которому члены ЦИК РФ должны были иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права, т.е. быть кандидатами или докторами юридических наук. Это оправдывалось тем, что ЦИК РФ постоянно приходится разрешать сложные юридические конфликты, возникающие в ходе избирательных кампаний.

Однако в 2007 году Федеральное Собрание смягчило требования к членам Центральной избирательной комиссии РФ и председателям территориальных избирательных комиссий. Теперь им необязательно быть юристами, но необходимо иметь высшее образование.

ЦИК РФ действует на постоянной основе, т.е. работает как во время подготовки и проведения выборов, так и в промежутках между ними. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - пять лет. Если окончание срока полномочий ЦИК совпадает с избирательной кампанией, то ее полномочия продлеваются до окончания этой кампании.

Помимо штатных членов ЦИК РФ в заседаниях участвуют члены ЦИК с совещательным голосом. Правом их назначения в ходе избирательных кампаний обладают партии, зарегистрировавшие свои списки на выборах в Государственную Думу, и кандидаты в президенты страны. Свои полномочия на пять лет сохраняют только те члены ЦИК РФ с совещательным голосом, чья партия прошла в Государственную Думу или чей кандидат стал Президентом РФ.

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 июня 2010 г. N 117-ФЗ в пункт 3 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет. Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, а также депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом от одного депутатского объединения в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.

6. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации организуют работу по конкретным направлениям ее деятельности, определяемым Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, и несут ответственность за результаты работы по этим направлениям.

Информация об изменениях:

Пункт 7 изменен с 5 апреля 2021 г. - Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. N 89-ФЗ

7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.

ГАРАНТ:

Об избрании Председателя ЦИК России см. постановление ЦИК России от 29 марта 2021 г. N 1/3-8

Об избрании заместителя Председателя ЦИК России см. постановление ЦИК России от 29 марта 2021 г. N 1/6-8

Об избрании секретаря ЦИК России см. постановление ЦИК России от 29 марта 2021 г. N 1/7-8

8. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации деятельности избирательных комиссий субъектов РФ и созданных при них контрольно-ревизионных служб по осуществлению контроля за целевым расходованием средств, выделенных из федерального бюджета нижестоящим избирательным комиссиям для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборов Президента РФ, утвержденные постановлением ЦИК России от 28 апреля 2021 г. N 4/29-8

9. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 355-ФЗ в подпункт "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует закупку этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в подпункт "г" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь комиссиям;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

и) устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей, участников референдума и другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена пункт 10.1 с 9 марта 2021 г. - Федеральный закон от 9 марта 2021 г. N 43-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 9 марта 2021 г.

10.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти.

11. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах ассигнований, предусмотренных ей федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет размер и устанавливает порядок оплаты труда работников учреждений и организаций, созданных для обеспечения ее деятельности.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

12.1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок.

13. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

14. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе давать заключения о соответствии законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону, а также иным федеральным законам, регулирующим избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ в пункт 15 статьи 21 настоящего Федерального закона внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу названного Федерального закона

15. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет официальный печатный орган и официальное сетевое издание.

Регулярная смена власти – это основа политической системы большинства современных государств. В демократическом обществе выборы выполняют сразу несколько важнейших функций. С их помощью не только формируются органы власти, но и происходит процесс их легитимации. Через этот механизм граждане выражают свое отношение к политическим процессам, лидерам страны и курсу, которым идет государство. Можно сказать, что именно выборы обеспечивают обратную связь между властью и обществом.

Организацией и проведением избирательного процесса занимаются специальные органы. Как правило, они формируются по коллегиальному принципу и не зависят от властных структур, партий или общественных организаций. В России выборами в высшие органы власти занимается Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В зоне ее ответственности – избрание президента страны, депутатов парламента, проведение общенациональных референдумов.

Общая информация

ЦИК РФ – государственный орган, который занимается организацией выборов в нашей стране. Кроме того, комиссия следит за соблюдение избирательных прав российских граждан и за распределением средств в границах своих полномочий. Порядок ее формирования, полномочия и деятельность регулируются специальным законом и рядом нормативных актов.

ЦИК РФ – это коллегиальный орган, который не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он действует на постоянной основе и имеет статус юридического лица. Решения данного органа принимаются на заседаниях простым большинством голосов.

В нашей стране существует довольно сложная избирательная система, состоящая из пирамиды комиссий разных уровней. ЦИК является вышестоящей инстанцией в данной системе, именно сюда приходят жалобы на нарушения или бездействие, допущенные избирательными комиссиями в регионах.

ЦИК РФ имеет собственный герб. Это двуглавый российский орел золотого цвета. На его груди расположен червлёный щит с изображением колокола и императорской короны. В лапах орел держит черный шар и серебряный безант. Колокол на эмблеме – это символ верховной власти народа, а корона указывает на общегосударственный масштаб деятельности ЦИК. Шары в лапах птицы – традиционный символ честного волеизъявления.

На основе данного герба была разработана эмблема ЦИК. На ней орел помещен в лазоревый круг с двумя каймами серебряного цвета. Эмблема и герб были утверждены специальным постановлением комиссии.

Функции и полномочия

Главной функцией ЦИК является проведение процесса голосования. Кроме того, комиссия:

Кроме того, в обязанности ЦИК входит работа по совершенствованию избирательной системы в стране, создание и внедрение более эффективных средств автоматизации, проведение обучения членов региональных комиссий, просвещение населения.

Состав и принципы формирования

ЦИК – это коллегиальный орган, действующий на постоянной основе. В его состав входит 15 членов с правом решающего голоса. Срок их полномочий – пять лет. Если его окончание приходится на период выборов или подготовки к референдуму, то полномочия органа продлевают, а новые члены назначаются уже после завершения выборов. Работу комиссии определяет ее Регламент.

Назначение членов ЦИК РФ происходит по квотному принципу: по пять кандидатов назначает глава державы, Государственная дума и Совфед . При этом каждая фракция ГД или депутатское объединение может делегировать в ЦИК только одного представителя.

В составе ЦИК есть члены с правом совещательного голоса. Они присутствуют на заседаниях, но в принятии решений участия не принимают.

ЦИК РФ руководит председатель, он избирается путем тайного голосования. В работе ему помогает секретарь и заместитель.

Кроме того, в структуру ЦИК входит ревизионная служба, консультативные органы и аппарат. Последний занимается обеспечением текущей работы комиссии. Согласно штатному расписанию, в настоящий момент в нем трудится 292 человека.

В состав аппарата входят отделы и управления, каждый из них занимается своим направлением работы. Например, есть правовое управление, отдел для рассмотрения избирательных споров, управление информации, пресс-служба.

Членом ЦИК с решающим правом голоса может стать любой гражданин РФ , достигший возраста 18 лет. Он не должен состоять на государственной службе, быть депутатом ГД или местного законодательного собрания, иметь непогашенную судимость, вид на жительство в другой стране. Еще одно требование к кандидатам – это наличие высшего образования. Также кандидат на должность члена ЦИК должен обнародовать сведения о доходах и имуществе.

История

Предшественником института выборов в нашей стране можно считать народное вече. Данная традиция существовала во многих крупных городах Киевской Руси: в Новгороде , Киеве , Суздале , Полоцке , Белгороде . Специального органа, который бы проводил подобные мероприятия, не существовало.

После создания централизованного Московского государства вся полнота власти перешла к князю, и вече утратило свое значение. Вплоть до середины XIX столетия выборы в государстве не проводились.

В 1864 года Александр II назначил выборы в органы местного самоуправления. Они проходили под надзором губернаторов и полицейских управлений.

В государстве не существовало особого органа для подсчета голосов и организации избирательного процесса. После учреждения Государственной думы эти функции были возложены на специально образованное управление министерства внутренних дел. К губерниях и уездах были созданы особые комиссии, которые подсчитывали голоса и принимали жалобы.

После победы Февральской революции была создана специальная комиссия, которая занялась подготовкой избрания Учредительного собрания. Она состояла из 15 членов и председателя. После прихода к власти большевиков данный орган был распущен.

Советская республика предоставила избирательные права всем категориям граждан, но сама процедура выборов не была выписана законодательно. Считалось, что местные Советы будут сами организовывать процесс, подсчитывать голоса и объявлять итоги волеизъявления.

В 1925 году было принято специальное постановление по выборам. В ней был выписан механизм создания единой системы комиссий. В 1930 году появилась ЦИК, которая стала руководить процессом волеизъявления в масштабах страны.

Конституция 1936 года изменила форму голосования – оно стало прямым и тайным. Кандидаты в органы власти стали выдвигаться от общественных организаций, предприятий, научных и культурных учреждений. Власть стала большое внимание уделять агитации.

Обычно в СССР местные комиссии состояли из 10 человек. В их состав входил председатель, его заместитель и секретарь. Если участок был небольшим, то последние две должности объединяли. Членов комиссий выдвигали местные партийные ячейки, комсомол, профсоюзы или крупные предприятия.

Для первых конкурентных выборов 1989 года была создана новая ЦИК СССР. В 1991 году специальная комиссия была учреждена для проведения референдума и подведения его итогов. В данный период были значительно расширены полномочия избиркомов, к их работе стали привлекать общественные организации.

ЦИК в современной России

В независимой России ЦИК появилась в 1993 году, накануне выборов в Верховный совет и голосования по Конституции.

В первом составе ЦИК находилось 20 человек, половину из них предложили региональные парламенты, другую – главы исполнительной власти субъектов страны. Обязательным условием для кандидатов было наличие ученой степени в области права, позже это требование было отменено.

В 1996 году появились первые сканеры для обработки бюллетеней. В 1997 году парламент принял закон о референдуме.

В 1999 году были приняты законы о президентских и парламентских выборах, а в 2001 – закон о партиях.

Первые формирования ЦИК имели срок полномочий в четыре года, в 2010 году он был увеличен до пяти лет.

С момента образования ЦИК на посту ее председателя пребывало пять человек. Нынешняя глава комиссии Элла Памфилова успешно провела две крупные кампании: парламентские выборы в 2016 году и президентские – в 2018. Также на ее счету референдум по изменениям в Конституцию, который прошел летом прошлого года.

Несмотря на такой послужной список, ходят слухи, что в 2021 году состав ЦИК будет серьезно обновлен. Своих должностей может лишиться заместитель председателя комиссии и ее секретарь. По информации журналистов, сама Памфилова, скорее всего, сохранит свое кресло.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членовназначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы. При этом от одного депутатского объединенияв Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.

7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.




12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комисси

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более 1 члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государственные и муниципальные служащиене могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. . Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.Срок полномочий 5 лет комиссия субъектов, муницип образований.) Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).(см. текст в предыдущей редакции)

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяцасо дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

1. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет 5 лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации состоит из 15 членов. Пять членовназначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предложенных фракциями, иными депутатскими объединениями в Государственной Думе, а также депутатами Государственной Думы. При этом от одного депутатского объединенияв Государственной Думе может быть назначено не более одного представителя. Пять членов Центральной избирательной комиссии назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предложенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации.

5. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации должны иметь высшее образование.

7. Члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают из своего состава тайным голосованием Председателя Центральной избирательной комиссии, заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и секретаря.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является избирательной комиссией, организующей выборы в федеральные органы государственной власти, а также комиссией референдума, организующей референдум Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации:

а) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) организует разработку нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением, а также организует размещение заказа на производство этого технологического оборудования при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

(см. текст в предыдущей редакции)

д) осуществляет меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов, референдумов, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

ж) осуществляет международное сотрудничество в области избирательных систем;

к) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

10. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации рассматривает жалобы на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, референдумов субъектов Российской Федерации, выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов.

12. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума.

Статья 22. Общие условия формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комисси

1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более 1 члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Государственные и муниципальные служащиене могут составлять более одной второй от общего числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, территориальной, участковой комиссии.

. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. . Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14.Срок полномочий 5 лет комиссия субъектов, муницип образований.) Половина членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).(см. текст в предыдущей редакции)

Окружные избирательные комиссии формируются в случаях, предусмотренных законом, при проведении выборов по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам. Полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии.

Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 2 месяцасо дня официального опубликования результатов выборов, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых был нарушен порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на территории избирательного округа или результатов выборов полномочия окружной избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Читайте также: