Как формировалась культура толерантности в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

ТАСС-ДОСЬЕ /Анна Рылова/. 16 ноября отмечается Международный день, посвященный терпимости (International Day for Tolerance). Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку, в которой содержатся ответы на вопросы, откуда произошел и как эволюционировал термин "толерантность"/"терпимость" и в чем заключается специфика его употребления в России.

Появление и развитие термина

Термин "толерантность" имеет множество трактовок и употребляется в различных отраслях естественных и социальных наук /философии, социологии, политологии, религиоведении, математике, биологии и медицине/. Этимологически слово "толерантность" восходит к латинскому tolerantia, что означает "выносливость", "стойкость". В английский язык глагол tolerate пришел через старофранцузский и стал употребляться с начала XV в. в значении "выносить страдание, демонстрировать силу духа". На основе глагола tolerate в английском сформировались два существительных: tolerance /способность принимать иные чувства, верования и привычки; умение смиряться с неприятными вещами/ и toleration /практика приятия, смирения с чем-либо/. В первое половине XVI в. слово также приобрело значение "разрешение, позволение со стороны властей", что главным образом относилось к возможности отправления иных религиозных культов. Исторически веротерпимость стала первой формой проявления толерантности.

Термин "толерантность" получил широкое распространение в эпоху Просвещения. В 1689 г. было опубликовано "Письмо о терпимости" британского философа Джона Локка. В латинском оригинале название послания звучало как Epistola de Tolerantia. Под толерантностью /терпимостью/ Локк понимал отказ от насилия как средства приобщения человека к вере. Благодаря трудам Локка и других просветителей /Вольтер, Дидро/, понятие "толерантность" прочно вошло в политический словарь. Долгое время под толерантностью понимали в основном веротерпимость, но постепенно слово освободилось от сугубо религиозного оттенка. К XIX в. понятие "толерантность" окончательно приобрело знакомое нам значение терпимости и снисхождения к иному мировоззрению, образу жизни, обычаям.

Толерантность в международном праве

Принцип толерантности впервые появился в международном праве после Второй мировой войны. Он был закреплен в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. В 1995 г. принята Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО / Declaration of principles on tolerance, в русском переводе - "Декларация принципов терпимости"/. Она определяет толерантность как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. это добродетель, которая делает возможным достижение мира. "

Современное понимание толерантности на Западе

В странах Запада понятие толерантности как одной из основополагающих ценностей стало особо популярным на волне антифашизма и пацифизма после окончания Второй мировой войны. Идея толерантности в Европе воплотилась в виде концепции "мультикультурализма" (поддержка культурного разнообразия в мире и в отдельно взятой стране), терпимости к иному во всех его проявлениях. Проявление "нетолерантности" к представителям других религий, культур, взглядов часто подвергается общественному осуждению.

История термина в русском языке

В русский язык слово "толерантность" вошло сравнительно недавно и в основном использовалось как полный синоним "терпимости". Первые свидетельства об использовании понятия русскими писателями относятся к середине XIX в. Однако ни в "Толковом словаре живого великорусского языка" Владимира Даля (изд. 1863-1866 гг.), ни в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона" (1901 г.) нет упоминаний о толерантности. Впервые это слово появилось в "Малом энциклопедическом словаре" тех же издателей (1903 г.). Толерантность объяснялась как терпимость к иным религиозным воззрениям.

В Словарь иностранных слов понятие "толерантность" было включено в 1937 г. В Толковом словаре Ушакова за 1940 г. указано производное прилагательное "толерантный", которое синонимично прилагательному "терпимый". При этом в академическом "Словаре современного русского литературного языка" (изд. 1950-1965 гг.) слово "толерантность" указано как устаревшее. Это объясняется тем, что с середины 1930-х гг. понятие "толерантность" исчезло из публицистики. Неиспользование слова "толерантность" не означало, что в советском обществе отсутствовало такое явление, просто для его обозначения применяли русское слово "терпимость".

Употребление в современной России

Во всех школах России пройдет урок толерантности

Возвращение термина "толерантность" в обиход началось в 1990-е гг. в связи с демократизацией российского общества. Если в 1995 г. в центральных российских печатных СМИ доля заметок со словом "толерантность" составила 0,0016% от общего числа публикаций (69 упоминаний), в 2005 г. - 0,0011% (2997 упоминаний), то за неполный 2015 г. - 0,0237% (1548 упоминаний). Таким образом, частота употребления этого термина в центральных печатных СМИ за последние 20 лет возросла почти в 15 раз.

В современном русском языке четкие границы между терминами "толерантность" и "терпимость" не определены, поэтому во многих случаях они взаимозаменяемы. Тем не менее в слове "терпимость" присутствует оттенок непротивления неприятным или неблагоприятным факторам действительности. Толерантность же отражает более активную позицию, которая заключается в одобрении, поддержке разнообразия мира и права на различие людей и мнений.

В последнее время в России появилась тенденция замены заимствованного термина "толерантность" на традиционное "терпимость". Во всех документах ООН на русском языке слово "толерантность" /tolerance/ переведено как "терпимость".

Источник в одном из российских ведомств сообщил ТАСС, что на Запорожской АЭС, которая сейчас находится под контролем ВС РФ, возможно, хранилась документация по ядерной программе Украины

Образование как социальный институт может быть ориентировано либо на воспитание конформиста, не способного самостоятельно мыслить, либо – свободной личности с развитым критическим мышлением. Цели образования – один из показателей меры толерантности общества, его политической и духовной культуры.

Толерантность вновь проявилась во времена Возрождения. Она понималась уже не только как терпимость к чужой вере, к чужим обычаям в частности, но и как уважительное отношение к человеку вообще, к мнению другого, к чужим обычаям.

В русском языке понятие толерантность - “терпимость” долгое время рассматривалось как эквивалент слова “толерантность”.

В V11 веке Исидор Севильский фиксирует дальнейшее развитие значения.

Понимание толерантности как терпимости к другому мнению могло появиться (есть такое мнение), не ранее эпохи Возрождения с его культом человека, а как веротерпимости – в эпоху Просвещения.

После 1917 года понятие толерантности систематически дискредитировалось, изгонялось из языка народа, из морали, политической и обыденной жизни. Наглядную картину на сей счёт дают официальные политические словари и словари русского языка 20–х–80-х годов.

Но уже из четвёртого издания книги, вышедший в 1927 году, это слово было изъято. /Популярный политический словарь. Л., 1928. – С.303/.

Государственные программы по проблеме формирования в обществе культуры мира и толерантности призваны способствовать развитию здорового гражданского общества.

Русский народ считал себя терпимым, и справедливо: им пройдены различные социально-политические и экономические эксперименты. Но можно ли россиян считать толерантными, если ими избраны не открытый бунт и не движение через диалог к толерантности, а всевозможные формы ухода от разрешения конфликтов:

  • избегание армии,
  • уход в наркоманию и алкоголизм,
  • уменьшение рождаемости,
  • эмиграция молодёжи и т. п.

Сегодня нельзя не сказать о появлении иноязычной лексики, которая может стать основой разногласий и конфликтов. Обретённая языком свобода, усиление индивидуального начала речи, открытость диалогического взаимодействия, установка участников диалога на возможность ненасильственного выбора языковых единиц, отражающих те или иные культурные смыслы, - вот те реальные факторы, которые способствуют установлению толерантных отношений между членами языкового коллектива в современной России.

Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. В формировании истории русского этноса приняли участие финно-угорские, тюркские, балтийские племена и народности. История русской культуры немыслима без этнических армян и грузин, гре4ков и татар, украинцев и поляков, немцев и евреев, итальянцев и французов, чей вклад именно в русскую культуру смело можно сопоставить с вкладом этнических русских. Рядом с Андреем Рублёвым стоит Феофан Грек, рядом с Бармой и Постником – Аристотель Фиораванти, рядом с Баженовым и Казаковым – Карл Росси, рядом с Иваном Тургеневым и Львом Толстым – Николай Гоголь – Яновский, рядом с Александром Ивановым и Ильёй Репиным – Карл Брюллов, Иван Айвазовский, Исаак Левитан и Михаил Врубель, рядом с Сергеем Коненковым – Степан Нефедов Эрьзя, рядом с Валнрием Брюссовым, Иннокентием Анненским, Мариной Цветаевой – Александр Блок, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, рядом с Дмитрием Кобалевским и Сергеем Прокофьевым – Исаак Дунаевский, Арам Хачатурян, Альфред Шнитке и мн. др. Все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.

Сегодня в России говорят более чем на 150 родных языках. Но есть и исчезающие языки. Напр., ижорский и водский языки в Ленинградской области, керекский язык на Чукотке. Наблюдаются процессы языковой и культурной ассимиляции, это особенно болезненно, когда родные языки и родная культура не изучаются и вообще ограниченно используются мифы и легенды родного языка забыты, а русские сказки и былины в детстве не читались. Получается, что представители данного народа, теряя родной язык и культуру, не осваивая другую культуру, оказываются своего рода маргиналами.

В русскую культуру вошли и другие культурные и языковые особенности как органическая часть. Нашим детям также близки Золушка, Мальчик с пальчик, Алладин и волшебная лампа и мн. др.

В любом народе, любом обществе, если это общество демократическое или стремящееся быть таковым все имеют право на существование, но при одном условии, если эти условия не носят деструктивного характера.

Специфика возникновения толерантности в российской культуре. Социально-философское исследование толерантности в цивилизационном аспекте. Проявление нетерпимости в форме религиозного национализма. Культивирование в обществе ценностей взаимотерпимости.

Рубрика Философия
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 22.09.2018
Размер файла 23,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Забайкальский институт железнодорожного транспорта

Российская культурная традиция толерантности

Проблема толерантности является предметом особого внимания в философии, психологии, педагогике, политологии, этнологии, этике, что отражает реакцию общественного сознания на процесс нарастания агрессивности на всех уровнях человеческого бытия и стремление преодолеть деструктивные тенденции в общественном развитии. Как общественное явление толерантность присуща человечеству с момента возникновения первых форм цивилизации. В ее основе - инстинкт самосохранения, приобретший со временем форму ценностных устойчивых традиций. История нас убеждает, что человечество не добилось бы современных успехов, не будь в его деятельности таких характерных черт толерантности, как выдержка, терпение, компромисс, солидарность.

По фундаментальным проблемам развития мировой и российской цивилизации, культуры и человека в последние годы и в настоящее время в России создана большая совокупность научных трудов и исследований, авторами которых являются известные российские ученые А.Ф. Лосев, В.С. Стенин, Л.Н. Митрохин, А.С. Панарин, А.С. Ахиезер, Б.С. Ерасов, В.В. Журавлев, А.А. Зиновьев, В.В. Ильин, С.Г. Кара-Мурза, А.М. Ковалев, Б.П. Курашвили, Д.С. Лихачев, В.С. Нерсесянц, В.М. Межуев, Ю.К. Плетников, В.С. Семенов, Ю.Н. Семенов, В.И Толстых, В.Н. Шевченко, В.А. Энгельгардт и др.

Историко-философский аспект темы толерантности актуализирован в работах таких авторов, как Р. Верной, О. Грелл, В.М. Золотухин, И. Карли, Дж. Лаурсен, В.А. Лекторский, У. Монтер, Р. Портер, Л.В. Скворцов и др. Большой вклад в исследование традиций толерантности в российской культуре внес Уральский МИОН. Он осуществляет свою деятельность в единстве двух направлений исследований: в изучении теории, истории и практики толерантности и в рассмотрении различных сторон российской культуры в аспекте их толерантных возможностей.

Положительно оценивая вклад ученых в разработку теоретических и прикладных аспектов феномена толерантности, необходимо отметить, что данная проблема остается недостаточно изученной. Один из аспектов этого сложного и многогранного понятия - это культурно-цивилизационный. В данном исследовании обратимся к анализу толерантности в российской культуре.

Как общественное явление толерантность имеет давние традиции в социокультурной жизни России, специфика возникновения толерантности в российской культуре связана с христианским принятием страдания, долготерпения, любви к ближнему, с такими нравственными качествами как доброта, милосердие, сострадание и самопожертвование, которые являются ключевыми для характера русского народа. Аргументируем вышеизложенную позицию.

Прежде всего, для социально-философского исследования толерантности в цивилизационном аспекте весьма продуктивным может быть использование такого подхода как философия языка, в которой толерантность осознана и представлена в качестве языковой структуры. Ведь язык как развивающаяся система фиксирует изменения в понимании того или иного явления.

Остановимся на лингвистическом анализе слова "толерантность", который позволит выяснить толкование толерантности в разных культурах.

Особенность развития российской цивилизации, как и многих других, состояла в том, что ее формирование и становление происходило в определенной духовно-ценностной религиозной форме - а именно под мощным влиянием Православия и Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь как субъект исторического процесса проявила способность преображать общественное бытие на основах христианства и определить тем самым все сферы культуры народа и образ жизни людей. В то же время, например, в XX в. российская цивилизация успешно прогрессировала и в безрелигиозной, атеистической форме.

Знакомство с русской историей позволяет утверждать, что процесс христианизации Руси был религиозным лишь по форме, тогда как его содержание было социально-экономическим и политическим [Раушенбах 1989:188]. Введение христианства было средством для реализации глобальной цели государственного характера - создания на Руси централизованного феодального государства, ни в чем не уступающего государствам западным. Поэтому с самого начала Православие стало идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси. Иными словами, на Руси с самого начала сильная государственная власть использует религию как механизм для реализации своих целей. Поэтому характер взаимоотношений Русского Православия с инакомыслящими и инаковерующими объясняется, прежде всего, особенностями связи между государственной властью и религией.

Глубоко и по-настоящему верующие люди, приверженцы собственной традиции, не нуждаются в подавлении и принижении "чужого", в агрессивном отстаивании своих приоритетов. Напротив, принимая все традиции как данность, понимая, что на определенном уровне они имеют общую духовную составляющую, верующие готовы к полноценному религиозному диалогу, способны говорить о том общем, что нас объединяет, не теряя при этом свое, особое. Готовность к пониманию другого, способность к признанию правоты всего, что правильно - всё это благороднейшие качества, которые не могут ослабить собственную веру. Но с самого начала утверждения Православия в государстве оно успешно использовалось государственной властью в качестве идеологии, призванной служить интересам этой власти. Отсюда в истории Русского Православия - периоды существования нетерпимости и непримиримости к инакомыслию, а также периоды терпимости, милосердия.

Все это не отменяло образцов подлинной веротерпимости в православии. Проповеди св. Юлиании Лазаревской, св. Александра Свирского, св. Серафима Соровского и других - образец христианского милосердия, терпимости и любви к ближнему. Настоящим гимном толерантности как принципу духовной жизни общества явилась статья Вл. Соловьева "Три силы", где обосновывается идея всеединства, предполагающая принятие и взаимообогащение различных культурных противоположностей, в том числе и религиозных. Призывом к терпимости, любви и милосердию проникнуты труды богослова Н. Лосского, церковного историка и богослова А. Карташева, православного философа и правоведа П. Новгородцева, наследников славянофилов 40-х годов А.Д. Самарина, П. Мансурова, Н. Хомякова. Не вдаваясь в глубокий и подробный анализ истории Русского Православия, можно отметить, что "Дух вселенкости, терпимости и широты постоянно пребывал в русском религиозном и церковном сознании в борьбе с началами национализма, филетизма и конфессионального фанатизма, но никогда не был побежден последними" [Бессмертный 1989: 168].

В Советской России государственная власть, закрепляя в Конституции свободу совести в качестве основного государственного права и отделяя Церковь от государства юридически, фактически препятствовала выработке у верующих православной терпимости, основанной на солидарности всех христиан во Христе. В настоящее время Церковь, заняв место в российском обществе, избавившись от жесткого государственного прессинга, получила возможность исключить из своей практики все националистические установки и включиться во Всемирное экуменическое движение.

Таким образом, проведенный анализ доказывает, что нетерпимость в форме религиозного национализма или фанатизма не является имманентным свойством религии как формы мировоззрения, в том числе и Православия в России, а она есть следствие институализации и идеологизации религии. Любая религия, будучи свободна от светского диктата, предлагает всем нациям, расам и племенам единение в любви и свободе.

Все мировые религии и верования заключают в себе большой потенциал терпимости и тем самым являются естественными союзниками толерантности. Безусловно, что необходимо обретение взаимопонимания между разными религиями с собственными теологическими и философскими системами на основе уважения самобытности каждой из них и нахождения общности между ними. Диалог религий основан на понятии мира как мира на всех уровнях - в душе, в обществе и в экосистеме, например, христианства и буддизма - религий Запада и Востока. Христианство является религией откровения, разъясняющей отношения между единственным

Богом-творцом и человеком-творением. А буддизм, представляющий восточную мысль, можно назвать религией мудрости, усматривающей единство человека-микрокосмоса с Вселенной-макрокосмосом. Обе религии проповедуют уважение достоинства жизни человека; и христиане, и буддисты видят свою миссию в спасении человечества истинной любовью.

Религиозные организации, в первую очередь самых распространенных конфессий - православия и ислама, активно используют возможности веротерпимости, что резко повышает их общественно-политический авторитет. Осуществляя многообразную социальную деятельность, они отстаивают свое понимание широкого круга сугубо светских проблем - политики и экономики, культуры и экологии, науки и образования, межнациональных и международных отношений.

Взаимотерпимость в этом случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на возможность изменения ее по результатам критического диалога. Избежать конфронтации цивилизаций, которая сегодня совершенно реальна, можно только на пути критического диалога культур, на пути отказа от индивидуального и культурного изоляционизма, на пути нахождения компромиссов и общих моментов в позициях, на пути совместного решения тех трудностей, с которыми столкнулась в своем развитии современная цивилизация. Необходимо искать "точку соприкосновения" всех мировоззрений. Достижение этого состояния возможно, как нам кажется, при культивировании в обществе ценностей взаимотерпимости, то есть толерантности.

Список использованной литературы

2. Бердяев, Н. А. Мое философское миросозерцание [Текст] / Н. А. Бердяев // Философские науки - 1990. - № 6. - С. 88. Бессмертный, А. Р. Национализм и универсализм в русском религиозном сознании [Текст] / А. Р. Бессмертный // На пути к свободе совести. - М., 1989. - С. 136.

3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. - В 4 т. Репринтное воспроизведение издания 1903-1909 годов [Текст] / В. И.Даль.- М., 1994. - Т. 4.

5. Перцев, А. В. Ментальная толерантность [Текст] / А. В. Перцев // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. - 2002. - № 1- С. 32.

6. Раушенбах, Б. В. Сквозь глубь веков [Текст] / Б. В. Раушенбах // Как была крещена Русь - М., 1989. - С. 188.

7. Соловьев, Э. Ю. Права человека в политическом опыте России (вклад и уроки ХХ столетия) [Текст] / Э. Ю. Соловьев // Реформаторские идеи в социальном развитии России - М.: ИФ РАН, 1998. - 255 с.

8. Соловьев, В. С. Чтения о Бого-человечестве [Текст] / В. С. Соловьев - Соч. в 2 т. - Т.2. - М., 1989. - С. 27-46.

9. Толерантность в современной цивилизации: Материалы международной конференции. Екатеринбург, 14-19 мая 2001 года [Текст] / Под ред. М. Б. Хомякова. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 292 с.

Подобные документы

Роль библейского представления мира в развитии диалога религии и науки. Актуальные задачи воспитания религиозной толерантности в современном белорусском обществе. Философское осмысление сущности современной религии как этноконфессиональной формы культуры.

контрольная работа [32,0 K], добавлен 12.08.2013

Конструктивистская интерпретация феномена ксенофобии. Выявление связи ксенофобии с иными социальными явлениями. Определение средств и способов формирования толерантности. Эмпирическое исследование ксенофобических установок молодежи Оренбургской области.

курсовая работа [1,6 M], добавлен 29.06.2014

Рассмотрение происхождения нравственных понятий в эпоху Ренессанса (синтез христианской веры и античной культуры), Новое (принципы неприкосновенности и толерантности) и Новейшее время. Изучение идей гуманизма в башкирской литературе и философии.

реферат [29,8 K], добавлен 27.04.2010

Глобальные проблемы как совокупность проблем человечества, основные критерии их выделения. Моральное содержание глобальных проблем современности. Понятие толерантности, ее принципы и взаимосвязь с моральным сознанием, роль нравственности и обычаев.

реферат [21,9 K], добавлен 18.08.2011

Исторические типы философии. Картины мира в культуре человечества. Специфика философской картины мира. Философские проблемы сознания. Диалектика как философская система. Научное познание. Специфика познания социальной действительности.

Толерантность – это терпимость к чужим обычаям, чужому образу жизни, действиям и поведению.

Также толерантность выражается в терпимости к чувствам и идеям, мыслям и общему состоянию. Реализация толерантности осуществляется на микроуровне. Например, в частной жизни толерантными считаются индивиды, которые относятся друг к другу с пониманием. Это семейные отношения, приятельские и профессиональные отношения. Субъектами толерантности на макроуровне выступают сообщества, государства и обширные социальные группы.

Что касается этнической толерантности, то это также способность индивида проявлять терпимое отношение к незнакомому или малознакомому образу жизни представителей других этнических организаций и общностей. Это терпимое отношение к этническим группам и их поведению, национальным и этническим традициям, чувствам и верованиям, а также принятие их мнения.

Внешне этническая толерантность может выражаться в:

  • выдержке;
  • самообладании;
  • способности индивида спокойно воспринимать непривычную ему культуру, чуждый образ жизни и мышления.

Одновременно с этим адаптивные способности индивида не снижаются, он старается самостоятельно минимизировать свой стресс и относиться с пониманием к происходящим процессам и явлениям. Этническая толерантность также проявляется и в критических ситуациях, когда человек оказывается перед внутриличностным или межличностным выбором. Это все сопровождается психологической напряженностью, но обычно касается немногих социальных групп. Обусловлено это тем, что сегодня мир очень подвижен, в нем взаимодействуют представители различных этносов и наций, которые находятся в процессе постоянного культурного обмена. Поэтому для человека этническая толерантность – это не вынужденный выбор, а скорее естественный процесс.

Готовые работы на аналогичную тему

Этническая толерантность в разных странах воспринимается по-разному. Это связано с тем, что в разных государствах свое этнонациональное распределение. Где-то проживают этносы, близкие друг к другу по национальным характеристикам, традициям и обычаям. В некоторых же государствах сосуществуют и взаимодействуют друг с другом представители абсолютно разных этнических категорий. Например, это характерно для России. Поэтому вопрос этнической толерантности в российском обществе стал особоактуальным и значимым.

Этническая толерантность в России

  1. Острые кризисные зоны, где чаще всего вспыхивают конфликты, например, Ингушетия, Северная Осетия;
  2. Потенциально кризисные территории, например, Краснодарский край, в котором основным фактором конфликтогенности являются интенсивные миграционные процессы, приводящие к обострению текущей ситуации;
  3. Зоны активного регионального сепаратизма, например, Татарстан и Башкортостан;
  4. Зоны умеренного регионального сепаратизма, например, Республика Коми.

В России тема этнической толерантности сегодня очень острая, и ее необходимо прорабатывать на нескольких уровнях. Прежде всего – на личностном. Толерантное отношение и терпимость к представителям других этносов и наций – это то, что должно воспитываться с раннего детства, что должно быть одной из характеристик личности. Если человек сможет самостоятельно это осознавать, то эту ценность в дальнейшем он будет транслировать уже в общество. В России, многонациональном государстве с культурным разнообразием, проблематика этнической толерантности набирает обороты. Государство и общество доказало, что некоторым негативным явлениям можно противостоять, но на индивидуальном уровне следует еще больше внимания обращать на терпимость и воспитание.

Читайте также: