Как финансируется оон кратко

Обновлено: 05.07.2024

В то время как тяжеловесы бодаются, страны поменьше все громче намекают на необходимость реформирования Совета безопасности – главного органа Организации Объединенных Наций. Именно он уже 75 лет должен поддерживать мир на Земле. Основа Совбеза – пять стран – Россия, США, Китай, Франция, Великобритания – обладают правом вето при принятии любого решения. Еще десять государств-членов Совета меняются ежегодно. Западные политики заговорили о реформе этого органа, как только он начал работу. А в 2020-м покусилась на святое фрау Меркель. Ведь Берлин уже давно хочет войти в Совет безопасности на правах полноправного члена.

Главными источниками поступления средств в бюджет являются взносы государств-членов, оцениваемые в соответствии со шкалой, утвержденной Генеральной Ассамблеей по рекомендации Комитета по взносам, в который входят 18 экспертов, действующих на общественных началах и избранных Генеральной Ассамблеей по рекомендации Административного и бюджетного (Пятого) Комитета.

Основным критерием, на основании которого строится шкала взносов, является платежеспособность страны. Она определяется, принимая во внимание долю взноса в валовом национальном продукте, скорректированную с учетом суммы факторов, включающих доход на душу населения данной страны. Комитет полностью пересматривает шкалу взносов каждые три года на основе последних статистических данных по доходам.

В дополнение к регулярному бюджету государства-члены оплачивают затраты на международные трибуналы и в соответствии с модифицированием основной шкалы покрывают расходы на миротворческие операции.

Фонды и программы Организации Объединенных Наций, такие, как Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа развития ООН (ПРООН) и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) имеют самостоятельные бюджеты. Основной объем их ресурсов поступает на добровольной основе от правительств, а также от частных лиц, как, например, в случае с ЮНИСЕФ.

В структуру ООН входят: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Международный суд и Секретариат ООН.

Генеральная Ассамблея ООН — учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 193 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

Согласно Уставу Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:

  • Рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации.
  • Организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения.
  • Получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН.
  • Рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов.
  • Избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.

Каждое государство имеет в Ассамблее один голос. Решения по отдельным важным вопросам, таким, как рекомендации в отношении мира и безопасности и выборы членов Совета Безопасности, принимаются большинством в две трети государств-членов; решения же по другим вопросам принимаются простым большинством голосов.

Генеральная Ассамблея имеет в своем составе Генеральный комитет, Комитет по проверке полномочий и 6 специализированных комитетов:

  • Генеральный комитет — выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.
  • Комитет по проверке полномочий — представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.
  • Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет) занимается вопросами разоружения и соответствующими вопросами международной безопасности.
  • Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет) занимается экономическими вопросами.
  • Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет) занимается проблемами социального и гуманитарного характера.
  • Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвертый комитет) занимается разнообразной политической тематикой, не входящей в круг ведения Первого комитета, а также вопросами деколонизации.
  • Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет) занимается административными вопросами и бюджетом Организации Объединенных Наций.
  • Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет) занимается международными правовыми вопросами.

В состав Совета Безопасности ООН входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 членов каждый год. 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:

  • Пять — от государств Африки и Азии.
  • Один — от государств Восточной Европы.
  • Два — от государств Латинской Америки.
  • Два — от государств Западной Европы и других государств.

Непостоянными членами СБ ООН в 2012-2013 гг. были Австралия, Гватемала, Марокко, Пакистан и Того, в 2013-2014 гг. – Азербайджан, Аргентина. Люксембург, Руанда и Республика Корея.

Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) — один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений.

Уставом Организации Объединенных Наций ЭКОСОС учреждён в качестве главного органа, отвечающего за координацию деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий в экономической и социальной сфере. Совет является также центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций, получая доклады от 11 фондов и программ ООН.

В сферу деятельности Экономического и Социального Совета входят:

  • Содействие экономическому и социальному прогрессу, в том числе повышению уровня жизни и полной занятости населения.
  • Выработка способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения.
  • Содействие международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.
  • Создание условий для всеобщего уважения прав человека и его основных свобод.

ЭКОСОС проводит или организует исследования по вопросам, входящим в сферу его деятельности, публикует доклады по этим вопросам. Он также оказывает содействие в подготовке и организации проведения международных конференций по экономическим и социальным проблемам, способствует осуществлению решений этих конференций. Для реализации своих полномочий в распоряжение Совета выделено более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН.

Свои функции в сфере экономического и социального международного сотрудничества ЭКОСОС осуществляет через пять региональных комиссий:

  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК).
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА).
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА).
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Международный суд - главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.

Секретариат ООН обеспечивает повседневную работу Организации, ее главных органов и реализует принятые ими программы и политические установки. Во главе Секретариата стоит Генеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. Штат Секретариата ООН насчитывает порядка 44 тысяч международных чиновников.

Секретариат выполняет разнообразные функции — от руководства миротворческими операциями до посредничества в международных спорах, от составления обзоров экономических и социальных тенденций и проблем до подготовки исследований по правам человека и устойчивому развитию. Кроме того, персонал Секретариата ориентирует и информирует мировые средства информации о работе Организации Объединённых Наций; организует международные конференции по проблемам мирового значения; следит за выполнением решений органов Организации Объединённых Наций и осуществляет перевод выступлений и документов на официальные языки Организации.

В структуру Секретариата ООН входят:

  • Канцелярия Генерального секретаря ООН (КГС)
  • Управление служб внутреннего надзора ООН (УСВН)
  • Управление по правовым вопросам ООН (УПВ)
  • Департамент по политическим вопросам ООН (ДПВ)
  • Управление по вопросам разоружения ООН (УВР)
  • Управление операций ООН (УО)
  • Департамент полевой поддержки ООН (ДПП)
  • Управление по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ)
  • Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ)
  • Департамент по делам Генеральной Ассамблеи и конференционному управлению (ДГАКУ)
  • Департамент общественной информации ООН (ДОИ)
  • Департамент по вопросам управления ООН (ДУ)

Центральные учреждения ООН расположены в Нью-Йорке, отделения - в Женеве, Вене и Найроби. Отделение ООН в Женеве служит центром дипломатических совещаний и форумом для обсуждения проблем разоружения и прав человека. Отделение ООНаций в Вене является штаб-квартирой Организации в части международного контроля за употреблением наркотиков, предупреждения преступлений и уголовного судопроизводства, мирного использования космического пространства и международного торгового права. Отделение ООН в Найроби служит центром деятельности Организации Объединённых Наций в области населенных пунктов и охраны окружающей среды.

Президент США Дональд Трамп собирается сократить финансирование ряда международных организаций, в том числе Организации Объединенных Наций. Причины такого решения и его возможные последствия для ООН — в материале РБК

Фото: Reuters/Pixstream

Что произошло

Администрация нового президента США Дональда Трампа собирается сократить финансирование Организации Объединенных Наций. По данным The New York Times, уже подготовлен проект указа, согласно которому Соединенные Штаты откажутся финансировать агентства ООН и другие международные организации.

  • предоставили статус полноправного члена Палестинской национальной администрации и Организации освобождения Палестины;
  • направлены на невыполнение санкций в отношении Ирана и КНДР;
  • контролируются или находятся под значительным влиянием государств, которые спонсируют терроризм;
  • обвиняются в систематическом нарушении прав человека.

Проект указа содержит указание на необходимость сокращения минимум на 40% общего объема финансирования, которое США предоставляет международным структурам, подходящим под указанные критерии.

По данным The New York Times, под сокращение финансирования могут попасть программы по поддержке миротворческих операций и стран, которые выступают против политики США, Международного уголовного суда, а также ЮНФПА (Фонда ООН в области народонаселения), который занимается проектами по защите материнства и репродуктивного здоровья. Указ Трампа может серьезно ограничить деятельность миротворческих миссий ООН, которые сильно зависят от американского финансирования.

Проект второго указа, подготовленный администрацией Трампа, предполагает ревизию всех международных договоров, в которых принимают участие США. По ее итогам должно быть принято решение о том, из каких соглашений может выйти американская сторона.

Президент США Дональд Трамп

Зачем это Трампу?

В ходе своей предвыборной кампании Трамп неоднократно заявлял о готовности пересмотреть членство США в действующих международных соглашениях.

Новый глава Белого дома неоднократно выражал скепсис по поводу американского участия в экологических договорах, прежде всего в Парижском соглашении, которое регулирует меры по снижению выбросов углекислого газа в атмосферу с 2020 года. По его мнению, подобные соглашения тормозят развитие американской экономики.

​Сокращение финансирования ООН и прямое указание на организации, которые признают Палестину в качестве самостоятельного субъекта международной политики и обходят иранские санкции, могут быть связаны с желанием Трампа укрепить отношения с Израилем. Новый глава Белого дома неоднократно называл Тель-Авив своим главным союзником на Ближнем Востоке.

При администрации Обамы отношения двух стран ухудшились: например, в последние дни 2016 года США не стали блокировать резолюцию, в которой содержались требования к Израилю прекратить строительство жилья на палестинских территориях, а одним из последних действий Обамы на посту президента стало перечисление $221 млн Палестинской автономии. Кроме этого отношения двух стран значительно ухудшились после решения США и ЕС снять санкции с Ирана — главного антагониста Израиля в Ближневосточном регионе.

После принятия резолюции ООН Израиль заявил, что приостановит выплату части взносов в организацию, равной примерно $6 млн. В такую сумму в ближневосточном государстве оценивают расходы ООН на финансирование антиизраильских структур. Администрация Трампа, по сути, повторяет действия Тель-Авива. Разница состоит в том, что для ООН последствия от решения США могут оказаться куда более серьезными.

Что может потерять ООН?

Говорить о том, какие именно агентства или проекты организации могут пострадать, пока преждевременно: в администрации Трампа планируют тщательно изучить расходы США на поддержку международных организаций. Если США сократят объем своего финансирования ООН на 40%, то организация потеряет около $244 млн — это почти 9% ее общего бюджета.

Как финансируется ООН?

Все расходы ООН покрываются в рамках ее бюджетов за счет обязательных и добровольных взносов всех 193 ее государств-членов — это положение указано в ст.17 устава организации.

Каждая страна платит взносы в соответствии со специальной шкалой, которая пересматривается каждые три года. Основным критерием шкалы является платежеспособность государства, которая определяется по доле взноса в ВНП каждой из стран, скорректированной с учетом некоторых факторов, таких как доход на душу населения данной страны.

В 2000 году Генассамблея ООН установила, что размер индивидуального взноса не должен превышать 22% от общего бюджета организации. Именно эту — максимально возможную — долю бюджета ООН и составляют отчисления США. В 2017 году бюджет ООН составлял $2,776 млрд, из них $610,84 млн — это американские взносы.


Как будет происходить сокращение?​​

The New York Times отмечает, что содержание проектов указов оставляет множество вопросов. Механизм сокращения также остается под вопросом: к примеру, пока неизвестно, коснется ли указанное сокращение расходов на 40% общей суммы соответствующих расходов федерального бюджета или речь идет о пропорциональном урезании финансирования тех программ и организаций, которые попадут под указанные в нем критерии.

Более того, в тексте проекта первого указа говорится о том, что США должны пересмотреть вопросы своего участия в финансировании Международного уголовного суда (МУС), однако американцы и так в нем не участвуют. МУС занимается преследованием лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечности и часто критикуется, в том числе США, как институт, ограничивающий суверенитет государств.

Так или иначе, процесс уже запущен. Новый представитель США при ООН Никки Хейли заявила, что процесс изучения договоров и соглашений, в которых состоит США, займет год. По итогам исследования президенту будет представлен отчет о том, как используются деньги, поступающие в организации в качестве взносов, а также предложены способы сокращения размеров этих взносов.

В состав комиссии, которая займется этой работой, войдут представители Государственного департамента, Пентагона, Министерства юстиции и Национальной разведки. Окончательное решение о сокращении финансирования должно будет получить одобрение конгресса.

Читайте также: