Как философия и богословие взаимодействуют в современном мире кратко
Обновлено: 02.07.2024
По сути своей вопрос о взаимоотношении богословия и философии, богословия и науки должен рассматриваться в двух аспектах:
1) В чём различие и в чём общность богословия в сравнении с наукой и философией?
2) Есть (могут ли быть) противоречия между богословием и наукой, богословием и философией?
Итак, философия – это не просто любовь к мудрости, но система мировоззрения, включающая в себя богословие, этику, политику. Именно так ее понимает не только прп. Иоанн Дамаскин, но и весь эллинистический мир. Для святых отцов языческая философия – это мировоззрение, альтернативное христианскому.
Не вполне корректным является взгляд, согласно которому были святые отцы, относившиеся к философии плохо, и были те, кто относился к ней хорошо. Все христианские писатели отрицательно относились к философии (языческой) и разнились только в том, была ли она абсолютным заблуждением античного человечества или в ней было что–то положительное.
Что же касается соотношения науки и богословия, то критика со стороны науки в сторону богословских наук возникла уже в новое время. Справедливости ради надо сказать, что адресатом критики было не только богословие, но и философия. Однако серьезной критики в адрес философских и богословских наук быть не может, так как у них различные предметы познания и методология. Конфликт между наукой и религией был спровоцирован не из собственно научных, а из философских, вернее, идеологических оснований позитивизма и марксизма, когда прагматическая наука стала претендовать на статус мировоззрения.
Отметим, что наука по своему призванию не должна претендовать на роль мировоззрения (как, например, религия и философия), потому что мировоззрение – это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности – вопросы, которыми ни одна наука не занимается). Зачастую атеистическое мировоззрение спекулирует наукой в своей борьбе с религией.
Какое отношение было к философии у Тертуллиана и Климента Александрийского?
Объясните подробно позицию Климента Александрийского по отношению к философии.
Какое отношение к философии у свт. Григория Паламы? Разъясните подробно позицию святителя.
Что говорится о философии в Синодике Торжества Православия (XI в.)?
Как сейчас можно интерпретировать соотношение философии и богословия?
Объясните соотношение науки и богословия в новое время.
Обязательно к прочтению
Рекомендуемая литература
1. Борис (Плотников), архим. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности // Труды КДА. 1890. №9. С. 43–61.
2. Булгаков С. Н. Религия и философия // Свет Невечерний. М., 1994. С. 69–86.
4. Гаврюшин Н. К. Философия и богословие // Начала. Религиозно–философский журнал. 1991. №3. С. 4–13.
5. Гречулевич В., свящ. Человеческий разум и Божественное Откровение. // Странник. 1860.
7. Гусев А. Христианство в его отношении к философии и науке // Православное обозрение. 1885. №1. С. 100–127; №3. С. 459–497; №4. С. 729–762.
8. Дроздов H. М. Запросы современной жизни в отношении к богословской науке (Речь, произнесенная на акте КДА 26 сентября 1885 г.) // Труды КДА. № 10. 1885. С. 210–230.
9. Жильсон Этьен. Разум и вера в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. К., 1992. С. 5–48.
11. И. С. Вера и разум // Труды КДА. 1861. № 10. С. 183–209.
12. Климент Александрийский. Строматы. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. Т. 1. 504 с.
13.Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. СПб., 2005.
14. Кудрявцев П. П. Главные моменты в истории вопроса об отношении веры к знанию // Труды КДА. № 10. 1901. С. 176– 201.
15. Линицкий П. И. Значение философии для богословия: пособие к апологетическому богословию // Труды КДА. 1903. № 9. С. 101–117.
16.Линицкий П. И. Образовательное значение философии // Труды КДА. № 11. 1872. С. 1–14.
17. Малков П.Ю. О воззрениях святых отцов и учителей Церкви на языческую культуру // Альфа и Омега. 1995. №5.
22.Скворцов И.М., прот. Христианское употребление философии, или философия св. Григория Нисского // Труды КДА. 1863. № 10. С. 129–160.
23. Скворцов К. Необходимость учености для пастыря // Труды КДА. 1869. №5. С. 250–267.
24. Троицкий М. Суждения свв. отцов и учителей II и III вв. об отношении греч. образования к христианству // Труды КДА. 1860. №3. С. 73–111.
25.Троицкий М. Суждения свв. отцов и учителей II и III вв. об отношении греч. образования к христианству // Труды КДА. 1860. №2. С. 74–130.
26.Успенский Л. А. Исихазм и гуманизм // Вестник. Париж, 1967. № 58. С. 110–127.
32.Шустров А.Г. Город. Культура. Познание: в трудах восточных отцов Церкви. М.: Центр современного образования, 2010. 399 с.
Философия // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 4. С. 195–200.
Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 3 // Источник знаний. СПб., 2006. С. 73–74.
Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 250.
Успенский A.Л. Исихазм и гуманизм // Вестник. Париж, 1967. № 58. С. 114.
Цит. по: Успенский Л. А. Исихазм и гуманизм: палеологовский расцвет // Богословие иконы Православной Церкви. 1997. С. 271.
Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.
В свете современных реалий вопрос о взаимодействии философии и богословия приобретает особую значимость и актуальность и ставит задачу осмысления особенностей их соотношения и форм взаимодействия. Несмотря на то что богословие и философия представляют собой разные области знания, обращение к системе принципов их взаимодействия представляется наиболее важным.
Авторитетным источником знаний о мире и человеке выступает Библия. Философское содержание Библии заключается в том, что она дает четкие представления о мироздании, о человеке, обществе, о смысле жизни, о самом себе, рассматривает этико-нравственные вопросы и т.д. Одной из основных философских идей Библии выступает теоцентризм (греч. Theos — Бог). Теоцентризм представляет собой философскую концепцию, в основе которой находится осмысление Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия. Следующей философской идеей Библии является монотеизм (греч. μονος — один, θεος — Бог) — единобожие. Бог един и уникален, гласит монотеизм в противовес античному политеизму, признающему множество богов. Связь Библии и философии очевидна.
Апологетические аргументы против греческой философии демонстрировали, что христианская религия не отрицает некоторые положения античной философии, а включает их в себя. Однако при этом христианство как истинная и совершенная религия превосходит язычество, особенно в области этико-нравственных начал. На основе евангельского учения философы-апологеты пытались поставить и решить богословско-философские проблемы. Апологеты стремились адаптировать греческую философскую концепции к христианскому учению.
Ученик Иустина Татиан говорит о древности истины, явленной в христианском вероучении. Он утверждает, что эта истина древнее самых основ греческих учений, древнее Гомера и всех греческих древнейших писателей и известных философов. Вера в истинного Бога древнее и совершеннее веры в греческих богов и героев. Известным апологетом является Тит Флавий Климент (Климент Александрийский). Климент Александрийский — великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской школы. Он родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, Климент много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища.
Итак, представители восточной апологетики сравнительно высоко оценили значение философии и использовали некоторые ее положения в своих учениях. Западную (латинскую) линию христианской апологетики представляют Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, Арнобий, Лактаций.
Соотношение философии и богословия осмысливалось в различных аспектах: историческом, социальном, духовном и нравственном. Поэтому важной проблемой стало выделение в творчестве мыслителей специфики представлений о динамике развития этого явления.
Наиболее ярко проблема соотношения богословия и философии нашла свое развитие у славянофилов. Религиозно-философские воззрения славянофилов восходят к исконно русскому направлению общественной мысли, поэтому их учение отражает исконно русские идеи. Неслучайно в их трудах можно выявить элементы подражания древнерусским писателям, славянофилы признавали религию проявлением духа человека. Так, например, славянофилы считали веру истинным источником знаний и полагали, что русская философия должна быть продолжением святоотеческой. Как известно, многие из представителей славянофильства особое внимание уделяли учениям отцов восточной церкви, стремились объединить философию и православное богословие. В учении славянофилов приоритетной стала идея о мессианской роли русского народа. Идеи об особом образе жизни русского народа, соборности нашли своё воплощение в трудах ранних славянофилов: А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.
Одним из учеников и последователем философско-богословских идей мыслителя стал С.Н. Булгаков. Приступая к рассмотрению проблемы синтеза философии и богословия в творчестве С.Н. Булгакова, следует обратить внимание на его значение как личности и как мыслителя. Известно, что он был одним из вождей русской интеллигенции того времени, жаждущей религиозно-философского обновления. Поначалу С.Н. Булгаков был последовательным сторонником теории экономического материализма, но, пережив духовный кризис, он стал на новые мировоззренческие позиции и обратился к религиозному миропониманию. В центре его внимания оказались идеи о религии и вере, смысле человеческого бытия, назначении человека. Особая роль в творчестве мыслителя отведена связи философии и религии.
Рассматривая возможности совмещения философии и религии, мыслитель заключает, что по своей сути они противоположны и несовместимы. По его мнению, главные их отличия состоят в том, что: во-первых, философия основана на знании, а в основе религии положено откровение; во-вторых, сердцем философии выступает исследование истины, критический анализ и поиск, а душой религии принято считать переживания, чувство, веру. В связи с этим Булгаков задается вопросом о возможной разрешимости конфликта между религией и философией. Рассуждая над поставленным вопросом, мыслитель полагает, что следует правильно понять суть философии и религии, и тогда конфликт между ними вовсе необязателен. Он убежден в том, что философия включает в себя компоненты веры и даже соприкасается с трансцендентным и запредельным. Религия воспринимает разум в качестве одной из сторон жизни духа. Большое значение С.Н. Булгаков придает особенностям религиозного сознания, стержнем которого он выделяет религиозную веру. Согласно мнению мыслителя, философия и религия не являются тождественными друг другу. Вместе с тем философия может стать помощницей религиозного сознания, в том случае когда ее воля к мысли будет благочестивой. Особого внимания заслуживают философские и религиозные искания Н. Бердяева, которые отразились в его творчестве. Большое влияние на формирование его воззрений, на его обращение к богоискательству оказали идеи таких мыслителей, как В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров.
Итак, как показывает проведенный историко-теоретический анализ эволюции взаимодействия философии и богословия, данная проблема всегда волновала и продолжает волновать человечество. Апологетика продемонстрировала преемственность философии христианской религии. Апологеты стремились защитить христианство от критики языческих мыслителей, используя при этом рациональную аргументацию и обращаясь к философской терминологии. Апологетика отождествила Христа с Логосом, что имело решающее влияние для слияния греческой философии с христианским наследием. Апологеты проложили путь взаимодействия философии и христианского богословия. Соотношение философии и богословии нашло яркое отражение в отечественной философско-религиозной мысли 2-й пол. XIX — начала ХХ вв., которые осмыслили философию в неразрывной органической связи с богословием.
Гость программы — философ, богослов, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, директор Института синергийной антропологии Сергей Хоружий.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Авторская программа Павла Крючкова позволяет почувствовать вкус жизни через вкус стихов современных русских поэтов, познакомиться с современной поэзией, убедиться в том, что поэзия не умерла, она созвучна современному человеку, живущему или стремящемуся жить глубокой, полноценной жизнью.
Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.
Программа о роли Богородицы и Её иконописных образов в истории России, о случаях Её заступничества за русских людей.
Также рекомендуем
Разговор с преподавателем философии о том, зачем ее изучать христианину
Рембрандт. Философ в раздумьи
От чего предостерегал святитель Григорий Палама
– Предмет, который вы преподаете, – философия. Существует мнение, что изучение философии для православного человека не полезно. Как бы вы могли прокомментировать его?
Философия – это любовь к истине, а Истина – это Бог, поэтому философия – это любовь к Богу. Об этом говорили перечисленные нами святые отцы.
Да, в философии есть сложности, есть опасности, которые могут кого-то увести от истины. Об этом говорил, скажем, святитель Григорий Палама: если не чувствуешь в себе силу, если боишься, что философия уведет тебя от Бога к миру материальному, если боишься возгордиться, лучше не заниматься философией.
Инструмент проповеди
– Противоречит ли философия религии? Или, может быть, помогает? И если помогает, то как и чем?
Философия помогает доказывать истинность христианства, опираясь на разум
– Философия помогает доказывать истинность христианства: рассудочно, логически, опираясь на разум – тем способом, перед которым благоговеют современные люди, доверяющие науке и свысока смотрящие на веру. Помогает найти ответ на такие вопросы, как наличие в мире зла и страдания праведников и почему Бог это допускает; каким образом можно соединить свободу человека и Божественное предопределение – то есть на те аргументы, которыми так любят спекулировать атеисты.
Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния
Понятно, что философия – это не единственный инструмент, посредством которого человек приходит к Богу. Но этот инструмент часто бывает необходим для мыслящих людей, для ученых или просто для размышляющих, да и для самих христиан, которых тоже многие соблазны смущают.
Виктор Петрович Лега
– Современный человек достаточно прагматичен. Могу привести пример из личного опыта. У меня богословское образование, богословская степень, я знаю историю Церкви, я знаю догматическое богословие и, в меру своих сил, святоотеческое учение. Но меня спрашивают: почему Бог допустил в мире зло? Меня не спрашивают, когда был V Вселенский Собор, меня не спрашивают, в чем отличие арианства от несторианства, меня не спрашивают, в чем особенности Литургии православной в отличие от католической мессы. Я могу на эти вопросы ответить в меру своих познаний, а меня спрашивают о другом: если наука и христианство едины, объясните, почему Галилея судили за коперниканство?
Наука – это частный случай христианства
– Вы упомянули о единстве науки и христианства, однако в сознании большинства укоренено представление о том, что наука противоположна вере.
Христианство является той идеологической и питательной средой, в которой возникает наука
– Этот вопрос – как религия и научное знание друг с другом соотносятся – особенно важен для современного человека. Сегодня очень распространено заблуждение, согласно которому наука возникает в борьбе с христианством, потому что она атеистична, а христианство – это мракобесие. Изучая историю философии, мы видим, что всё наоборот! Христианство является той идеологической, идейной, а точнее – питательной средой, в которой возникает наука. Я смело говорю такие слова: наука – это частный случай христианства. Вот простой пример: наука возникает именно в христианских странах, не в исламских, не в языческих. Только нужно понимать, что такое наука, в чем специфика научного творчества Галилея, Ньютона, Декарта, Лейбница…
Философия Промыслом Божиим
– А почему возникла философия?
– Обычно в мировом и особенно в нашем советском философском образовании давался простой ответ: люди везде одинаковые, на каком-то этапе эволюционного развития они начинают желать познавать природу. Вначале они ее познают примитивно, на уровне мифологическом, потом – на уровне философском, а позднее, развиваясь, – на уровне научном. Но я обращаю внимание студентов на тот факт, на который указал еще в конце II века знаменитый богослов Климент Александрийский: он уже тогда заметил (и сейчас мы это только подтверждаем), что философия была распространена только в Древней Греции. Ни у какого другого народа, даже в Китае, даже в Индии, где была глубокая мысль, чистой философии не возникло. Я не говорю уже о персах, о египтянах, об индейцах Южной и Северной Америки – там философии вообще не было.
Рафаэль. Афинская школа
Так почему же философия была только у древних греков?
Так почему же философия была только у древних греков? Климент Александрийский предложил ответ, который мне кажется абсолютно правильным: это Божий Промысл. Несколько вольно пересказывая его мысль, могу объяснить так: обычно считается, что до Христа был один богоизбранный народ – еврейский народ. Климент говорит: нет! Был еще греческий народ, которому Бог дал другой дар: способность размышлять, то есть своим собственным разумом восходить к истине. Есть два пути восхождения к Богу: чтением пророческих книг, через которые Бог Сам открылся людям, и размышлением, поскольку, как сказал апостол Павел в Послании к римлянам: Ибо… вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1: 20). Вот греки пошли по этому пути.
– То есть первый вопрос, на который отвечает философия, – это вопрос о Боге?
Вся философия искала и ищет ответы на вопросы о Боге
– Да. И это касается не только античной философии. Как ни странно может показаться человеку, воспитанному в нашей советской материалистической среде, вся философия искала ответы на вопросы о Боге.
– Даже современная?
Читайте также: