Как философия и богословие взаимодействуют в современном мире кратко

Обновлено: 02.07.2024

По сути своей вопрос о взаимоотношении богословия и философии, богословия и науки должен рассматриваться в двух аспектах:

1) В чём различие и в чём общность богословия в сравнении с наукой и философией?

2) Есть (могут ли быть) противоречия между богословием и наукой, богословием и философией?

Итак, философия – это не просто любовь к мудрости, но система мировоззрения, включающая в себя богословие, этику, политику. Именно так ее понимает не только прп. Иоанн Дамаскин, но и весь эллинистический мир. Для святых отцов языческая философия – это мировоззрение, альтернативное христианскому.

Не вполне корректным является взгляд, согласно которому были святые отцы, относившиеся к философии плохо, и были те, кто относился к ней хорошо. Все христианские писатели отрицательно относились к философии (языческой) и разнились только в том, была ли она абсолютным заблуждением античного человечества или в ней было что–то положительное.

Что же касается соотношения науки и богословия, то критика со стороны науки в сторону богословских наук возникла уже в новое время. Справедливости ради надо сказать, что адресатом критики было не только богословие, но и философия. Однако серьезной критики в адрес философских и богословских наук быть не может, так как у них различные предметы познания и методология. Конфликт между наукой и религией был спровоцирован не из собственно научных, а из философских, вернее, идеологических оснований позитивизма и марксизма, когда прагматическая наука стала претендовать на статус мировоззрения.

Отметим, что наука по своему призванию не должна претендовать на роль мировоззрения (как, например, религия и философия), потому что мировоззрение – это совокупность взглядов на самые основные вопросы бытия в целом и человека (сущность бытия, смысл жизни, понимание добра и зла, существование Бога, души, вечности – вопросы, которыми ни одна наука не занимается). Зачастую атеистическое мировоззрение спекулирует наукой в своей борьбе с религией.

Какое отношение было к философии у Тертуллиана и Климента Александрийского?

Объясните подробно позицию Климента Александрийского по отношению к философии.

Какое отношение к философии у свт. Григория Паламы? Разъясните подробно позицию святителя.

Что говорится о философии в Синодике Торжества Православия (XI в.)?

Как сейчас можно интерпретировать соотношение философии и богословия?

Объясните соотношение науки и богословия в новое время.

Обязательно к прочтению

Рекомендуемая литература

1. Борис (Плотников), архим. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко–римской образованности // Труды КДА. 1890. №9. С. 43–61.

2. Булгаков С. Н. Религия и философия // Свет Невечерний. М., 1994. С. 69–86.

4. Гаврюшин Н. К. Философия и богословие // Начала. Религиозно–философский журнал. 1991. №3. С. 4–13.

5. Гречулевич В., свящ. Человеческий разум и Божественное Откровение. // Странник. 1860.

7. Гусев А. Христианство в его отношении к философии и науке // Православное обозрение. 1885. №1. С. 100–127; №3. С. 459–497; №4. С. 729–762.

8. Дроздов H. М. Запросы современной жизни в отношении к богословской науке (Речь, произнесенная на акте КДА 26 сентября 1885 г.) // Труды КДА. № 10. 1885. С. 210–230.

9. Жильсон Этьен. Разум и вера в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. К., 1992. С. 5–48.

11. И. С. Вера и разум // Труды КДА. 1861. № 10. С. 183–209.

12. Климент Александрийский. Строматы. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003. Т. 1. 504 с.

13.Корелин М. С. Падение античного миросозерцания. Культурный кризис в Римской империи. СПб., 2005.

14. Кудрявцев П. П. Главные моменты в истории вопроса об отношении веры к знанию // Труды КДА. № 10. 1901. С. 176– 201.

15. Линицкий П. И. Значение философии для богословия: пособие к апологетическому богословию // Труды КДА. 1903. № 9. С. 101–117.

16.Линицкий П. И. Образовательное значение философии // Труды КДА. № 11. 1872. С. 1–14.

17. Малков П.Ю. О воззрениях святых отцов и учителей Церкви на языческую культуру // Альфа и Омега. 1995. №5.

22.Скворцов И.М., прот. Христианское употребление философии, или философия св. Григория Нисского // Труды КДА. 1863. № 10. С. 129–160.

23. Скворцов К. Необходимость учености для пастыря // Труды КДА. 1869. №5. С. 250–267.

24. Троицкий М. Суждения свв. отцов и учителей II и III вв. об отношении греч. образования к христианству // Труды КДА. 1860. №3. С. 73–111.

25.Троицкий М. Суждения свв. отцов и учителей II и III вв. об отношении греч. образования к христианству // Труды КДА. 1860. №2. С. 74–130.

26.Успенский Л. А. Исихазм и гуманизм // Вестник. Париж, 1967. № 58. С. 110–127.

32.Шустров А.Г. Город. Культура. Познание: в трудах восточных отцов Церкви. М.: Центр современного образования, 2010. 399 с.

Философия // Новая философская энциклопедия. М., 2010. Т. 4. С. 195–200.

Иоанн Дамаскин, прп. Философские главы. Гл. 3 // Источник знаний. СПб., 2006. С. 73–74.

Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 250.

Успенский A.Л. Исихазм и гуманизм // Вестник. Париж, 1967. № 58. С. 114.

Цит. по: Успенский Л. А. Исихазм и гуманизм: палеологовский расцвет // Богословие иконы Православной Церкви. 1997. С. 271.

Источник: Издательский отдел Украинской Православной церкви, Киев, 2016. Рекомендовано к печати Ученым советом Киевской духовной академии и семинарии, журнал № 139 от 30 августа 2016 г.

В свете современных реалий вопрос о взаимодействии философии и богословия приобретает особую значимость и актуальность и ставит задачу осмысления особенностей их соотношения и форм взаимодействия. Несмотря на то что богословие и философия представляют собой разные области знания, обращение к системе принципов их взаимодействия представляется наиболее важным.

Проблема взаимодействия богословия и философии

Авторитетным источником знаний о мире и человеке выступает Библия. Философское содержание Библии заключается в том, что она дает четкие представления о мироздании, о человеке, обществе, о смысле жизни, о самом себе, рассматривает этико-нравственные вопросы и т.д. Одной из основных философских идей Библии выступает теоцентризм (греч. Theos — Бог). Теоцентризм представляет собой философскую концепцию, в основе которой находится осмысление Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия. Следующей философской идеей Библии является монотеизм (греч. μονος — один, θεος — Бог) — единобожие. Бог един и уникален, гласит монотеизм в противовес античному политеизму, признающему множество богов. Связь Библии и философии очевидна.

Апологетические аргументы против греческой философии демонстрировали, что христианская религия не отрицает некоторые положения античной философии, а включает их в себя. Однако при этом христианство как истинная и совершенная религия превосходит язычество, особенно в области этико-нравственных начал. На основе евангельского учения философы-апологеты пытались поставить и решить богословско-философские проблемы. Апологеты стремились адаптировать греческую философскую концепции к христианскому учению.

Ученик Иустина Татиан говорит о древности истины, явленной в христианском вероучении. Он утверждает, что эта истина древнее самых основ греческих учений, древнее Гомера и всех греческих древнейших писателей и известных философов. Вера в истинного Бога древнее и совершеннее веры в греческих богов и героев. Известным апологетом является Тит Флавий Климент (Климент Александрийский). Климент Александрийский — великий христианский ученый, один из выдающихся представителей александрийской школы. Он родился, по одним данным, в Афинах, по другим, в Александрии, в знатной языческой семье. Получил хорошее образование. После обращения в христианство, Климент много путешествовал с познавательной целью по разным странам; прибыв в Александрию, стал учеником Пантена, а позже его преемником по должности наставника александрийского огласительного училища.

Итак, представители восточной апологетики сравнительно высоко оценили значение философии и использовали некоторые ее положения в своих учениях. Западную (латинскую) линию христианской апологетики представляют Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, Арнобий, Лактаций.

Соотношение философии и богословия осмысливалось в различных аспектах: историческом, социальном, духовном и нравственном. Поэтому важной проблемой стало выделение в творчестве мыслителей специфики представлений о динамике развития этого явления.

Наиболее ярко проблема соотношения богословия и философии нашла свое развитие у славянофилов. Религиозно-философские воззрения славянофилов восходят к исконно русскому направлению общественной мысли, поэтому их учение отражает исконно русские идеи. Неслучайно в их трудах можно выявить элементы подражания древнерусским писателям, славянофилы признавали религию проявлением духа человека. Так, например, славянофилы считали веру истинным источником знаний и полагали, что русская философия должна быть продолжением святоотеческой. Как известно, многие из представителей славянофильства особое внимание уделяли учениям отцов восточной церкви, стремились объединить философию и православное богословие. В учении славянофилов приоритетной стала идея о мессианской роли русского народа. Идеи об особом образе жизни русского народа, соборности нашли своё воплощение в трудах ранних славянофилов: А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.

Одним из учеников и последователем философско-богословских идей мыслителя стал С.Н. Булгаков. Приступая к рассмотрению проблемы синтеза философии и богословия в творчестве С.Н. Булгакова, следует обратить внимание на его значение как личности и как мыслителя. Известно, что он был одним из вождей русской интеллигенции того времени, жаждущей религиозно-философского обновления. Поначалу С.Н. Булгаков был последовательным сторонником теории экономического материализма, но, пережив духовный кризис, он стал на новые мировоззренческие позиции и обратился к религиозному миропониманию. В центре его внимания оказались идеи о религии и вере, смысле человеческого бытия, назначении человека. Особая роль в творчестве мыслителя отведена связи философии и религии.

Рассматривая возможности совмещения философии и религии, мыслитель заключает, что по своей сути они противоположны и несовместимы. По его мнению, главные их отличия состоят в том, что: во-первых, философия основана на знании, а в основе религии положено откровение; во-вторых, сердцем философии выступает исследование истины, критический анализ и поиск, а душой религии принято считать переживания, чувство, веру. В связи с этим Булгаков задается вопросом о возможной разрешимости конфликта между религией и философией. Рассуждая над поставленным вопросом, мыслитель полагает, что следует правильно понять суть философии и религии, и тогда конфликт между ними вовсе необязателен. Он убежден в том, что философия включает в себя компоненты веры и даже соприкасается с трансцендентным и запредельным. Религия воспринимает разум в качестве одной из сторон жизни духа. Большое значение С.Н. Булгаков придает особенностям религиозного сознания, стержнем которого он выделяет религиозную веру. Согласно мнению мыслителя, философия и религия не являются тождественными друг другу. Вместе с тем философия может стать помощницей религиозного сознания, в том случае когда ее воля к мысли будет благочестивой. Особого внимания заслуживают философские и религиозные искания Н. Бердяева, которые отразились в его творчестве. Большое влияние на формирование его воззрений, на его обращение к богоискательству оказали идеи таких мыслителей, как В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.Ф. Федоров.

Итак, как показывает проведенный историко-теоретический анализ эволюции взаимодействия философии и богословия, данная проблема всегда волновала и продолжает волновать человечество. Апологетика продемонстрировала преемственность философии христианской религии. Апологеты стремились защитить христианство от критики языческих мыслителей, используя при этом рациональную аргументацию и обращаясь к философской терминологии. Апологетика отождествила Христа с Логосом, что имело решающее влияние для слияния греческой философии с христианским наследием. Апологеты проложили путь взаимодействия философии и христианского богословия. Соотношение философии и богословии нашло яркое отражение в отечественной философско-религиозной мысли 2-й пол. XIX — начала ХХ вв., которые осмыслили философию в неразрывной органической связи с богословием.

*
*
*
*
*
*


Гость программы — философ, богослов, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института философии РАН, директор Института синергийной антропологии Сергей Хоружий.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.



Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.


*
*
*
*
*
*

Встречаем Пасху

Рифмы жизни

Авторская программа Павла Крючкова позволяет почувствовать вкус жизни через вкус стихов современных русских поэтов, познакомиться с современной поэзией, убедиться в том, что поэзия не умерла, она созвучна современному человеку, живущему или стремящемуся жить глубокой, полноценной жизнью.

Голоса Времени

Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.

Небесная заступница

Программа о роли Богородицы и Её иконописных образов в истории России, о случаях Её заступничества за русских людей.

Также рекомендуем

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

*
*
*
*
*
*

*

*
*
*
*
*
*

Разговор с преподавателем философии о том, зачем ее изучать христианину

Рембрандт. Философ в раздумьи

Рембрандт. Философ в раздумьи

От чего предостерегал святитель Григорий Палама

– Предмет, который вы преподаете, – философия. Существует мнение, что изучение философии для православного человека не полезно. Как бы вы могли прокомментировать его?

Философия – это любовь к истине, а Истина – это Бог, поэтому философия – это любовь к Богу. Об этом говорили перечисленные нами святые отцы.

Да, в философии есть сложности, есть опасности, которые могут кого-то увести от истины. Об этом говорил, скажем, святитель Григорий Палама: если не чувствуешь в себе силу, если боишься, что философия уведет тебя от Бога к миру материальному, если боишься возгордиться, лучше не заниматься философией.

Инструмент проповеди

– Противоречит ли философия религии? Или, может быть, помогает? И если помогает, то как и чем?

Философия помогает доказывать истинность христианства, опираясь на разум

– Философия помогает доказывать истинность христианства: рассудочно, логически, опираясь на разум – тем способом, перед которым благоговеют современные люди, доверяющие науке и свысока смотрящие на веру. Помогает найти ответ на такие вопросы, как наличие в мире зла и страдания праведников и почему Бог это допускает; каким образом можно соединить свободу человека и Божественное предопределение – то есть на те аргументы, которыми так любят спекулировать атеисты.

Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния

Древнегреческие философы. Фреска на внешней стене кафоликона монастыря Сучевица, Румыния

Понятно, что философия – это не единственный инструмент, посредством которого человек приходит к Богу. Но этот инструмент часто бывает необходим для мыслящих людей, для ученых или просто для размышляющих, да и для самих христиан, которых тоже многие соблазны смущают.

Виктор Петрович Лега

Виктор Петрович Лега

– Современный человек достаточно прагматичен. Могу привести пример из личного опыта. У меня богословское образование, богословская степень, я знаю историю Церкви, я знаю догматическое богословие и, в меру своих сил, святоотеческое учение. Но меня спрашивают: почему Бог допустил в мире зло? Меня не спрашивают, когда был V Вселенский Собор, меня не спрашивают, в чем отличие арианства от несторианства, меня не спрашивают, в чем особенности Литургии православной в отличие от католической мессы. Я могу на эти вопросы ответить в меру своих познаний, а меня спрашивают о другом: если наука и христианство едины, объясните, почему Галилея судили за коперниканство?

Наука – это частный случай христианства

– Вы упомянули о единстве науки и христианства, однако в сознании большинства укоренено представление о том, что наука противоположна вере.

Христианство является той идеологической и питательной средой, в которой возникает наука

– Этот вопрос – как религия и научное знание друг с другом соотносятся – особенно важен для современного человека. Сегодня очень распространено заблуждение, согласно которому наука возникает в борьбе с христианством, потому что она атеистична, а христианство – это мракобесие. Изучая историю философии, мы видим, что всё наоборот! Христианство является той идеологической, идейной, а точнее – питательной средой, в которой возникает наука. Я смело говорю такие слова: наука – это частный случай христианства. Вот простой пример: наука возникает именно в христианских странах, не в исламских, не в языческих. Только нужно понимать, что такое наука, в чем специфика научного творчества Галилея, Ньютона, Декарта, Лейбница…

Философия Промыслом Божиим

– А почему возникла философия?

– Обычно в мировом и особенно в нашем советском философском образовании давался простой ответ: люди везде одинаковые, на каком-то этапе эволюционного развития они начинают желать познавать природу. Вначале они ее познают примитивно, на уровне мифологическом, потом – на уровне философском, а позднее, развиваясь, – на уровне научном. Но я обращаю внимание студентов на тот факт, на который указал еще в конце II века знаменитый богослов Климент Александрийский: он уже тогда заметил (и сейчас мы это только подтверждаем), что философия была распространена только в Древней Греции. Ни у какого другого народа, даже в Китае, даже в Индии, где была глубокая мысль, чистой философии не возникло. Я не говорю уже о персах, о египтянах, об индейцах Южной и Северной Америки – там философии вообще не было.

Рафаэль. Афинская школа

Рафаэль. Афинская школа

Так почему же философия была только у древних греков?

Так почему же философия была только у древних греков? Климент Александрийский предложил ответ, который мне кажется абсолютно правильным: это Божий Промысл. Несколько вольно пересказывая его мысль, могу объяснить так: обычно считается, что до Христа был один богоизбранный народ – еврейский народ. Климент говорит: нет! Был еще греческий народ, которому Бог дал другой дар: способность размышлять, то есть своим собственным разумом восходить к истине. Есть два пути восхождения к Богу: чтением пророческих книг, через которые Бог Сам открылся людям, и размышлением, поскольку, как сказал апостол Павел в Послании к римлянам: Ибо… вечная сила Его и Божество от создания мира чрез рассматривание творений видимы (Рим. 1: 20). Вот греки пошли по этому пути.

– То есть первый вопрос, на который отвечает философия, – это вопрос о Боге?

Вся философия искала и ищет ответы на вопросы о Боге

– Да. И это касается не только античной философии. Как ни странно может показаться человеку, воспитанному в нашей советской материалистической среде, вся философия искала ответы на вопросы о Боге.

– Даже современная?

Читайте также: