Как соотносятся в грозе любовь долг воля вина и возмездие кратко

Обновлено: 05.07.2024

Была ли любовь Катерины Кабановой из пьесы А. Н. Островского “Гроза” преступлением? Заслужила ли бедная женщина такое страшное наказание?
Несчастья Катерины начинаются после того, как, выйдя замуж за Тихона Кабанова, она переезжает в его дом. Там молодая женщина понимает, что попала в чуждую ей среду, в царство невежества, косности и самодурства. Катерина пытается всеми силами противостоять ему, что выражается в конфликте с самой яркой представительницей этого мира - Марфой Игнатьевной Кабановой.
Неприязнь, сразу возникшая между свекровью и невесткой, во многом основывается на различии их характеров.
Внутренний мир Катерины в основном сформировался в соответствии с образом жизни, который она вела до замужества. Она выросла доброй, отзывчивой, очень религиозной (в вере находила утешение, силы) и мечтательной. Воображение уносило ее далеко от того бесцветного мира, в котором она жила теперь. Одна из главных черт, отличающих Катерину от других, - это то, что ей важна суть всего происходящего, а не форма; она не может жить среди мертвых формул, утративших смысл.
А для Марфы Игнатьевны соблюсти порядки, строго следовать древним устоям - смысл и цель жизни. Она с рвением выискивает отступников. Но соблюдение правил “Домостроя” лишь служит объяснением ее душащего все проявления жизни и воли деспотизма.
Сначала Катерина старается смириться с той атмосферой, в которую попала, гасить в себе протест против “увядания” под гнетом Марфы Игнатьевны. Но постоянное давление, ущемление прав и одиночество сделали свое дело: Катерина воспротивилась. Ее протест нашел выражение в любви к племяннику Дикого Борису Григорьевичу, так как любовь - это единственное, в чем женщина того времени могла проявить себя.
И теперь, поняв, в какой ситуации оказалась Катерина, разве можно ставить ей в вину невольный порыв, внезапно возникшее чувство? Ведь девушку отдали замуж очень рано. “Погулять тебе в девках не пришлось, вот сердце-то у тебя не уходилось еще!” - говорит ей Варвара. Да и за кого отдали? За того, кто шагу без “маменькиного” слова ступить не может, не то что за жену заступиться! Вот и оказалась Катерина один на один с Марфой Игнатьевной.
Поэтому Катерина подсознательно ищет кого-нибудь, кто бы смог стать ей опорой, дать ей поддержку, понять ее. Она выбирает Бориса потому, что он, на первый взгляд, очень отличается от тех людей, в окружение которых попала героиня. Но постепенно становится ясно, что Борис Григорьевич- лишь “образованный Тихон”. В нем нет той решимости, которая есть в Катерине. Он, видя всю нелепость мира Диких и Кабановых, не может и не хочет ничего предпринять, чтобы избавить себя от его влияния и вопреки ему быть счастливым с возлюбленной. Как и Тихон, Борис только жалуется на свою судьбу и сокрушается: “Эх, кабы сила!” Для него Катерина - слишком сложная, глубокая натура. Он подсознательно это понимает и уже через некоторое время хочет отдалиться от нее, убежать.
Героиня, мечтая обрести у Бориса утешение, надежду и новые силы, окунается в чувство, словно в омут, не думая о последствиях и не боясь никакого суда: ни божьего, ни людского.
Но, спустя некоторое время, неизбежно наступает прозрение. Катерина понимает, что совершила тяжкий грех, изменив мужу. И все оправдания, все надежды на будущее отступают и рушатся перед страшным словом “измена”.
Чтобы продолжать отношения с Борисом после приезда мужа, надо было таиться, хитрить; она этого не хотела и не умела. Она не хотела жить, как Варвара: “Делай, что хочешь, лишь бы шито да крыто было”. Катерина уже начинает чувствовать, как затягивает ее эта двойная жизнь. Ведь она согрешила, а внешне осталась честной женщиной.
Мне кажется, что если для многих людей самое страшное наказание -людской суд, то для Катерины ужаснейшая кара - муки совести. Безусловно, совершая “преступление”, она знала, что восстановит против себя всех жителей города Калинова. Но героиня рассуждала: “Коли я греха не побоялась, побоюсь ли людского суда?” На память сразу приходит грибоедовская фраза: “А судьи кто?” Ведь в городе Калинове любой, кто отступает от древних традиций и заведенных порядков, - уже преступник. Да и сами “судьи” разве так праведны? Нет, просто у них все “шито да крыто”, все “под видом благочестия”!
Поэтому не людской суд, а угрызения совести стали для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, - это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит все, что от него не укрыть ни один грех, и на “Страшном суде” ничем нельзя будет оправдаться. “Вдруг я явлюсь перед Богом такая, какая я есть, со всеми моими грехами — вот что страшно!”
Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она все думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своем поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы -свободы ее совести.
Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина “Страшного суда”, которую она видит на стенах галереи, - все это доводит ее до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признается мужу в своем “грехе”. Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.
Мне кажется, что любовь к Борису не тяжкое преступление, а единственно возможная форма протеста бедной женщины, оставшейся одной в “царстве самодуров”. Я считаю, что наказание, принятое Катериной, слишком жестоко. Мне искренне жаль героиню, волею судеб поставленную перед выбором: любовь, а значит жизнь, или “увядание” под гнетом Кабановой, но без противостояния своей совести.

В “Грозе” проблема покаяния является наиболее острой.
Главная героиня трагедии-Катерина- испытывает страшные муки совести. Она разрывается между законным мужем и Борисом, праведной жизнью и падением. Она не может запретить себе любить Бориса, но она сама себя казнит в душе, считая, что этим она отвергает Бога, так как муж для жены — это как Бог для церкви. Поэтому, изменяя мужу, она предает Бога, а значит, теряет всякую возможность спасения. Этот грех она считает непростительным и поэтому отрицает для себя возможность покаяния. Катерина очень набожная женщина, с детства она привыкла молиться Богу и даже видела ангелов, вот почему ее мучения столь сильны. Эти страдания доводят ее до того, что она, опасаясь кары Божьей, олицетворяющейся в виде грозы, бросается в ноги мужу и признается ему во всем, отдавая свою жизнь в его руки. На это признание люди реагируют по-разному, выявляя свое отношение к возможности покаяния. Кабанова предлагает зарыть ее в землю живьем, то есть считает, что нет возможности ее простить. Тихон же, наоборот, прощает Катерину, то есть верит в то, что она получит прощение от Бога.

Катерина верит в покаяние, так как опасается, что умрет внезапно, -опасается не потому, что жизнь ее прервется, а потому, что боится предстать перед Богом непокаявшейся, со всеми своими грехами.

Отношение людей к возможности покаяния проявляется во время грозы. Гроза олицетворяет собой гнев Божий, и поэтому люди при виде грозы испытывают страх. Некоторые стараются что-то придумать. Например, Ку-лигин хочет построить громоотводы и спасти от грозы людей, потому что он считает, что люди могут спастись от кары Божьей, если покаются, тогда гнев Божий исчезнет через покаяние, как молнии уходят в землю через громоотвод. Дикой же считает, что от гнева Божьего нельзя укрыться, то есть он не верит в возможность покаяния (хотя надо заметить, что он может каяться, так как кидается в ноги мужику и просит прощения за то, что обругал его) .

Муки совести доводят Катерину до того, что она начинает думать о самоубийстве. Самоубийство в христианстве является одним из самых тяжких грехов. Человек словно отвергал Бога, поэтому у самоубийц не было надежды на спасение. Тут возникает вопрос: как такая набожная женщина, как Катерина, смогла совершить самоубийство, зная, что этим она губит свою душу? Может, она вовсе и не верила в Бога по-настоящему? Но этому можно противопоставить то, что она считала свою душу уже загубленной и просто не захотела жить дальше в таких мучениях, без надежды на спасение Перед ней возникает гамлетовский вопрос — быть или не быть? Сносить мучения на земле и знать то зло, которое здесь есть, или же совершить самоубийство и прекратить свои мучения на земле. Но никто не знает точно, что есть после смерти и не будет ли хуже. Катерина доведена до отчаяния отношением к ней людей и муками совести, поэтому она отвергает возможность спасения. Но в развязке получается так, что у нее есть надежда на спасение, так как она не тонет в воде, а разбивается о якорь. Якорь похож на часть креста, где основание обозначает Святой Грааль - чашу с кровью Господа. Святой Грааль символизирует спасение. А у Катерины из головы течет кровь. Таким образом, есть надежда, что она была прощена и спаслась.

Создание проблемной ситуации:

? Кто является центральным персонажем пьесы? (Катерина).

? Как вы представляете себе характер этой героини? Катерина - сильная или слабая личность, по-вашему?

В русском литературоведении существуют диаметрально противоположные взгляды на образ Катерины:

? Так какая же она, Катерина: сильная, целеустремленная - или слабая, неуверенная в своих силах, раздираемая противоречиями? (Вопрос на доске.)

Попробуем разобраться в этом на сегодняшнем уроке.

Что же считают грехом жители Калинова?

(Дикой - резкое или грубое слово,

Феклуша - сладкую еду,

а Кабанова вообще видит грех в каждом неугодном ей поступке).

Мы видим, что грех калиновцев - грех на бытовом, житейском уровне. О духовной стороне жизни никто и не вспоминает. Создается только видимость города христианского, живущего под страхом греха.

? Может быть, поэтому искренне верующая в Бога Катерина чувствует себя в этом городе как в чужом? Что она считает страшным грехом?

(Грех в мыслях - любовь к другому мужчине при живом муже).

? Почему же сложился у Катерины подобный образ мыслей, отличный от других, где истоки её отношения к жизни? (Этому способствовало ее воспитание в семье). (Проверка домашнего задания - левая часть таблицы на доске.)

Принципы родного дома Катерины

Принципы дома Кабановых

отказ от своей воли

чувство собственного достоинства

отсутствие духовных начал

искренняя вера в Бога

попрёки и подозрения

Главное - жить согласно своей душе

Главное - подчинить, не дать жить по-своему

Мы видим, что в Катерине действительно воплощена красота душевная, которая не была воспринята Калиновом. Катерина единственная соединяла в себе оба начала — добро и красоту. Довод в пользу мнения Добролюбова. (На доске): У Катерины - цельный характер.

И вдруг - целостность натуры и характера нарушается под гнетом конфликта между долгом и чувством к чужому мужчине.

Но самое интересное, что в терзаниях Катерины ее муж Тихон почти не занимает никакого места - повинившись перед людьми, она снимает с себя вину перед ним. (Текст по ролям: финал д. 4, явл.6.)

Катерину разрывает, с одной стороны, долг жить безгрешно, долг перед Богом, с другой - чувство горячей любви к мужчине. Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Долг перед Богом / любовь к Борису - душевные муки. (Текст д.2, явл.10.)

?Как думаете, что же составляет стержень нравственности Катерины? (Вера в Бога). Довод в пользу мнения Добролюбова. (На доске): Стержень нравственности Катерины - вера в Бога.

Действительно, она над своей волей, над собой признает только волю Бога, в отличие от Тихона, для которого воля матери - это воля Бога. Неслучайно он говорит, отказываясь от своей воли и полностью подчиняясь воле матери. (Текст д.1, явл. 5.)

Но такая беззаветная преданность Богу, которую мы видим у Катерины - признак патриархальных нравов старинной Руси. Следование традициям - вещь хорошая.

?Что ж, действительно, Кабаниха - это вполне симпатичная, рассудительная, хорошая хозяйка?

Давайте представим себе, что мы оказались случайными свидетелями разговора Кабановой со своим сыном и услышали ее наставления об отношениях в семье. (Текст д.2 явл.З)

? Что же мы видим в семье Кабановых?

(На доске-2 часть таблицы.) Сопоставление таблиц.

Воля-неволя Условие воли

Воля Смерть Кабановой


Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Воля Катерины требует либо жизни на свободе, либо смерти.

Мы видим, что воля, свобода Катерины уже предполагают чей-то трагический конец, не обязательно хозяйки дома. Напряжение возрастает.

? Какое представление о любви сложилось у Кабановой?

(Для Кабановой допустима только "любовь в законе", любовь, основанная на страхе и покорности, остальное же есть грех. Так обнаруживается её "домострой", где собственно любви нет места.)

? Какое представление о любви сложилось у Тихона?

(Для Тихона любовь самодостаточна. К тому же, любовь молодого Кабанова проверяется, с одной стороны, его свободой (которую он ценит выше), с другой - честью. Когда обнаруживается, что Тихон обесчещен с точки зрения общепринятой морали, а не только Калинова, он не обрушивается вместе со всеми на неверную с гневом и презрением, а "хочет обнять ее". Глубина и подлинность его чувства проясняются ещё больше, когда он вместо "жажды крови" противника обнаруживает глубокое понимание его и проявляет даже что-то вроде сочувствия к своему более счастливому сопернику.)

? Как любит Катерина? Одинаково ли проявляется её любовь к разным героям пьесы?

Самое противоречивое представление о любви видим у Катерины. Тихона, как ей кажется, она любит, так как жалеет, как Варвара жалеет саму Катерину. Но любит она Бориса, к которому жалости никакой не испытывает, хотя её избранник в не меньшей степени жертва домашней тирании. Так проявляются как минимум два типа любви: любовь-долг и любовь-страсть, или, в другой терминологии, любовь христианская и языческая страсть. Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Противоречивая любовь: любовь- долг и любовь-страсть.

? Какой же грех уже совершила Катерина? (При живом муже полюбила другого.)

На примере первого свидания Катерины и Бориса уже можно проследить её путь от желанной святости к не менее желанному, но страшному греху. (Текст д.З, сцена 2, явл. 3.)

Довод в пользу мнения Писарева. (На доске): Противоречие между страстностью Катерины и попыткой христианского смирения.

Этот путь приобретает не только психологическое, но и пространственное выражение.

Посмотрите, как Островский скомпоновал пространство пьесы (кстати, по аналогии с мировой осью, которая одним концом ориентирована на звездное небо, а противоположным - на преисподнюю).

космос Кулигина (северное сияние, комета, звездная даль]

небо, затянутое тучами высокий берег

дом Кабановой овраг

Небо - для грозы.

Дом Кабановой - для нелюбви и муки.

Овраг - для греха.

Омут - для смерти.

Перед нами - перевернутый конус: вольная космическая бездна, небесный рай - и речная яма, в которой (по преданию) черти водятся, и впрямь преисподняя, ад.

Красота Катерины, которая является таким же природным явлением, что и красота звездного неба, есть грех (по мнению сумасшедшей барыни), который ведет в омут, в ад.

Страстная натура Катерины не позволяет ей покорно нести свой крест — вину за грех прелюбодеяния. Она, вместо того чтобы искупить совершённый грех, впадает в грех ещё более тяжкий - грех самоубийства.

? Как вы думаете, почему искренне верящая в Бога Катерина решается на этот шаг?

Дело в том, что она изменяет не столько мужу, сколько Богу, - вот почему она уже не считает себя вправе оставаться пусть грешной, но искренне верящей. Её путь - это трагедия неизбежного и вынужденного ухода от Бога. Самоубийство - это не столько уход из жизни, сколько знак отречения от Христа.

?Как вы думаете, не лучше было бы попытаться Катерине дать отпор Кабанихе и городским порядкам, заставить ее уважать свою личность и свои чувства? Может, и не было бы тогда такого трагического финала?

?Какой же вывод можно сделать после наших сопоставлений? (Мнения Добролюбова и Писарева.)

Вывод урока: Катерина — страстная, противоречивая натура, трагедия которой — это трагедия несостоявшейся святой.

Домашнее задание: Герцен писал о пьесах Островского: «И однако, как низко ни пал этот мир, что-то говорит нам, что для него есть ещё спасение,

Действие пьесы происходит в городе Калинов . Тихая провинция, казалось бы, далекая от сумасбродных жителей столицы. Однако и здесь обычные человеческие проявления черт, чувств — честность, доброта, умеренность, трудолюбие — приняли уродливые черты, как в отражении ряда кривых зеркал.

Как известно, любовь бывает разная: любовь к Богу и ближнему, романтического свойства и семейная.

Семьи в Калинове разобщены. Пускай старики говорят, что молодежь не хочет слушаться старших и следовать заведенному порядку — они виновны в расколе не меньше.

Живет ли Дикой по совести? Наверное, он считает, что да: он защищает свое хозяйство, свой капитал. Поэтому все мысли его о деньгах. Не будет у него звонкой монеты, не сможет он подкупить ни городничего, ни какого другого чиновника, значит, и власть его над городом закончится. Пока что Дикой ругает и обижает кого захочет. Его не разжалобишь слезами или увещеваниями.

Семья Кабановых раскололась. Если они когда-то и были дружны, то времена эти прошли. Теперь каждый был сам по себе.

Варвара. Ну, а ведь без этого нельзя; ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.

Тихон , сын Кабанихи, врет родной матери не меньше. Затюканный её каждодневными понуканиями, он потерял волю, характер. Оттого он не может стать главой семьи и достойным мужем — Кабаниха всё решает за него. Но Тихон лишь принимает вид почтительного сына. На самом деле ему не терпится уйти из родного дома. Быть где угодно, лишь бы не с семьей. И даже красавица-жена Катерина не может заставить его остаться.

Потому и любовь Тихона как прокисшее молоко: он жалеет Катерину, любит, но ничего сделать ради неё не может. Мать ему указывает, как надо обращаться с женой. В подобных отношениях нет места сердечности, доверию.

Катерина живет в своей новое семье никому не нужная. Кабаниха срывает на ней свою злобу, выставляя сноху вруньей и лицемеркой. В борьбе за влияние на сына Кабанова не хочет видеть, что в конфликте нет необходимости: Катерина честна и невинна душой.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего.

Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.

Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть.

По моему мнению, ужасно, что Феклуша считает уместным, когда жена прилюдно воет по отъезду мужа. Это дикий обряд, созданный специально для публики: если муж и жена любят друг друга, то зачем жене рыдать на крыльце? Это фальшь. А если нет любви между супругами, то что же это получается? Лицемерие.

Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей, она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила.

Любовь и совесть тесно связаны друг с другом. Любовь показывает истинную суть человека: вдохновляет на подвиги, дарует индульгенцию на грехи. Поэтому необходимо мироустройство, где в людях воспитывалась бы совестливость и забота друг о друге.

Читайте также: