Как добывают нефть кратко для детей

Обновлено: 02.07.2024

Познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета и резким запахом; в воде не растворяется, а расплывается по поверхности воды; хорошо горит); основная функция нефти – топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности.

Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения.

Развивать мышление, воображение, речь детей.

Активизировать словарь детей словами: нефть, жидкая, резкий запах, расплывается, топливо, водоплавающие.

Оборудование: пробирки с нефтью, салфетки, пипетки, пластмассовые стаканы с водой, спички, нефть в тарелочке, иллюстрации скважин, игрушки из пластмассы, пластилин, свечи, перья птиц, стаканы с водой и нефтью, мыльница, порошок, полотенца.

Ход занятия:

- Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жили – были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед невод и вытащил…Впрочем вы эту сказку знаете. В стародревние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы он закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с одною тиною морскою, а как вы думаете с чем?

Закинул бы невод второй раз – выловил бы рваный башмак …

В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка не простая, а золотая.

Но вот чудо: не стала бы просить: отпусти меня, старче в море! Лучше брось меня в аквариум с чистою водою, отслужу тебе за это любую службу. Не хочу быть рыбкой нефтяною, а хочу остаться рыбкой золотою!

- Ребята, как вы думаете, почему рыбка не захотела в море?

- Знаете ли вы чем богат наш край?

Сегодня мы будем говорить о нефти, её свойствах.

Возьмите пробирки с нефтью рассмотрите её и определите какая нефть.

Опыт с нефтью в пробирках.

Теперь определите цвет нефти.

Имеет ли нефть запах?

Что произойдёт с салфеткой, если на неё капнуть нефть?

Вывод: нефть жидкая.

Опыт: определение нефти на ощупь.

Попробуйте нефть на ощупь. Какая она? Растворяется нефть в воде?

Вывод: Нефть густая маслянистая жидкость, тёмного цвета, с резким запахом в воде не растворяется, хорошо горит, непрозрачная.

Нефть – это богатство нашего края. Добыть нефть нелегко: она встречается глубоко под землёй. Её выкачивают буровыми установками нефтяники.

Специальными машинами они бурят глубокие отверстия-скважины, по которым нефть поднимается на поверхность земли. Из неё получают бензин и другое топливо, которое приводит в движение автомобили самолёты.

Из нефти изготавливают пластмассу, пластилин…

Иногда на нефтепроводах случаются аварии: рвутся трубы и нефть заливает озёра, реки, леса, землю. Как вы думаете, что происходит в это время с обитателями природы?

Вывод: Разливы нефтью предоставляют большую опасность для живой природы.

Запасы нефти не бесконечны. С каждым годом их становиться меньше. Люди, которые добывают нефть, должны следить, чтобы нефть не разливалась на большие расстояния. Если случаются аварии, их последствия должны быстро устраняться.

На местах, загрязненных нефтью ничего н растет, а птицы и звери обходят их стороной. Называются эти места мертвыми.

Итог: О чем мы сегодня говорили на занятии?

С каким запахом?

Зачем добывают нефть?

Что из нефти делают?

Как загрязнение водоемов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей?


Что такое нефть?

Нефть – это темная вязкая жидкость, обычно имеющая черный цвет. Разные сорта нефти могут иметь разный цвет и различные свойства. Например, встречается нефть с зеленым, коричневым или желтым оттенком. От нефти исходит специфический запах.


Нефть является углеводородом. Это значит, что она состоит преимущественно из двух элементов: углерода и водорода. Но на самом деле в ее состав входит более тысячи разнообразных веществ. Один из важнейших показателей, влияющий на цену того или иного сорта нефти – это плотность. Обычно более легкая (то есть менее плотная) нефть стоит дороже, чем тяжелая нефть

Как используют нефть?

Ещё в глубокой древности нефть использовали в строительстве благодаря ее вязкости – она скрепляла камни стен. В частности, нефть применяли при строительстве вавилонских стен. Также нефть использовалась в Древнем Египте для бальзамирования мумий.

Уже в Древней Греции больший интерес представляла способность нефти гореть. Её применяли как топливо для морских маяков. Примерно во второй половине XIX в. нефть научились перерабатывать – из неё стали получать керосин, а потом и другое топливо (бензин, дизель). С этого момента нефть стала завоевывать мир.


Сегодня с помощью сжигания нефтепродуктов получают более трети всей производимой в мире энергии. Автомобили, самолеты, морские корабли – все эти виды транспорта используют двигатели, которые работают на нефтяном топливе. Преимущество нефти по сравнению с газом и углем заключается в том, что ее легко перевозить, а энергии при ее сжигании получается больше, чем при сжигании других углеводородов.

Также нефть применяется для производства многих других веществ, не являющихся топливом. Это пластмассы, краски, резина, ацетилен.

Как добывают нефть?

Запасы нефти располагаются глубоко под землей. В некоторых местах она сама вырывается на поверхность фонтаном. Именно благодаря таким фонтанам получали нефть в древности.

В 1848 г. рядом с Баку была построена первая буровая скважина для добычи нефти. Землю в районе залегания нефти бурили, после чего нефть выходила наружу. Сегодня бурение скважин – основной способ добычи нефти. Скважины бурят не только на суше, но и на морском дне.

В какой-то момент нефть перестает естественным путем подниматься по скважине. Это не значит, что месторождение истощено, просто давления в месторождении недостаточно для подъема нефти. В таких случаях под землю закачивают воздух или воду, что приводит к росту давления под землей. Этот метод позволяет в разы увеличить количество нефти, добываемой из месторождения. Иногда под землю закачивают разогретый водяной пар – он не только повышает давление, но также разогревает нефть, что снижает ее вязкость и позволяет ей легче выходить на поверхность.


Глубина залегания нефти колеблется от десятков метров до 6 км, но чаще все составляет 2-3 км. Чем выше находится нефть, чем дешевле ее добыча.

На сегодняшний день (2021 г.) лидерами по добыче нефти являются Россия, США, Саудовская Аравия. Ряд маленьких стран Персидского залива (Катар, ОАЭ, Бахрейн) стали невероятно богатыми благодаря нефтедобыче – уровень доходов населения там в разы выше, чем в среднем по Европе. Мировым лидером по уровню жизни считается Норвегия, которая также входит в число нефтедобывающих стран.

Важно помнить о том, что нефть – невозобновляемый ресурс. Её запасы истощаются, и человечество должно готовиться к жизни без нефти.

Подведение итогов

Нефть – один из самых ценных мировых ресурсов. Она необходима для производства различного топлива – керосина, бензина, дизеля.



Общая характеристика

Нефть – это полезное ископаемое, которое представляет собой маслянистую жидкость. Чаще всего это горючее вещество имеет темный, почти черный цвет, но в природе встречаются и другие оттенки: коричневый, желтый, зеленый, вишневый, и даже прозрачный. Такое разнообразие окраски нефти является в пределах нормы и зависит от региона добычи ископаемого.

По своему химическому составу нефть представляет собой сложную смесь углеводородов. Но, помимо этих веществ, в ее состав входит множество других соединений в небольших концентрациях: азот, сера, металлы, минеральные соли, вода. В зависимости от состава примесей запах нефти также может быть самым разным, от ненавязчивого до очень тяжелого, токсичного.

Нефть

Рис. 1. Нефть.

Залежи нефти располагаются глубоко под землей. Иногда месторождения находятся на глубине нескольких десятков метров, но, порой, эта цифра может достигать 5–6 км. Чаще всего наибольшее количество залежей нефти находится на глубине 2–3 км.

Самый главный показатель качества нефти – ее плотность. От данного свойства нефти зависит ее стоимость: чем легче это ископаемое, тем выше оно ценится. Нефть остается самым главным топливным природным сырьем во всем мире, и его доля в энергобалансе составляет почти 50 %.

Добыча и применение нефти

Добыча нефти из недр земли – сложный технологический процесс, состоящий из множества этапов.

Нефть — черное золото планеты. Это выражение понятно всем, ведь что такое нефть, и с какой целью она используется, знают даже дети уже со школьных времен. Нефть играет важную роль в экономике страны. Она чрезвычайно выгодна не только как топливо, но и как химическое сырьё. Нефть — это драгоценный продукт недр земли, это полезное ископаемое, неповторимое в своем роде. Из нефти получают топливо и многие другие продукты, необходимые современным людям. Причем после переработки нефти практически не остается отходов, так как все ее составляющие используются в различных целях.

Но знаете ли вы, как на самом деле добывают “черное золото”? Скорее всего, у большинства в голове такая картинка: в землю засунули огромную трубу, и тут же нефть поперла фонтаном. Так ли это? Давайте вместе разберемся в этом вопросе.

Эта статья не имеет никакого отношения к Роснефти. Роснефть не имеет никакого отношения к этой статье. Просто актуальная, классная фотка)

Эта статья не имеет никакого отношения к Роснефти. Роснефть не имеет никакого отношения к этой статье. Просто актуальная, классная фотка)

Где искать нефть?

Одно из ключевых свойств нефти заключается в том, что она обладает меньшей плотностью, чем вода. Проверить это очень легко: налейте в любую емкость подсолнечного масла и добавьте воду. Вода окажется внизу, масло поднимется наверх. Если в емкости остался и воздух, представляющий собой смесь газов, то он расположится на самом верху, сформировав третий слой. Именно так нефтеносные пласты и формируются: снизу вода, посередине нефть, выше - природный газ.

Породы, заключающие нефть и допускающие свободное перемещение и накопление жидкостей и газов, называются коллекторами. Чаще всего они - осадочные. Пористость коллекторов зависит от типов зерен, а также от наличия цемента. Проницаемость определяется размером пор и их сообщаемостью.

Главнейшими коллекторами нефти являются пески, песчаники, конгломераты, доломиты, известняки и другие, хорошо проницаемые горные породы. При этом для формирования коллектора необходимо, чтобы пористый слой был заключен между непроницаемыми слоями, например, глиной и гипсом.

Нефть залегает в так называемых "ловушках", в которых богатые углеводородами слои оказываются зажатыми между непроницаемыми слоями. Они являются главной добычей нефтяников. Но бурить наугад бесполезно, ведь большинство месторождений расположены на глубине более километра и с поверхности ловушки не видно. Чтобы увеличить шансы на успех, нефтяники используют аэрофотосъемку и сейсморазведку.

Как добывают нефть?

У подавляющего большинства в голове формируется картина: как в большое подземное озеро нефти опущена труба, и насосы качают ту самую дорогую жидкость. Наверно, самое наглядное представление реального резервуара с углеводородом, которое приводят в качестве примера, это губка для мытья посуды. Внутри такой губки может находиться вода, и, пока мы не сожмем ее, вода не покинет занятое пространство. Как раз это пространство внутри губки и называют порами. Очевидно, что внутри губки вода может перемещаться с одной стороны в другую, если мы аккуратно будем наклонять ее.

Пустоты внутри губки, которые могут заполняться водой, называются порами, а поры, которые связаны между собой и позволяют жидкости перемещаться между ними, называются эффективными.

Фонтанный способ

Он самый дешевый и простой. Бурится скважина. Это не просто отверстие в земле. Чтобы не вмешивались в процесс грунтовые воды и другие породы, в скважину опускают стальные трубы, по которым будет выкачиваться углеводородное сырье. Снаружи стальные трубы укрепляются цементными кольцами, пространство между ними и породой также цементируется. В недрах земли на углеводороды давит порода и грунтовые воды, давление это может быть настолько большим, что при бурении скважины нефть начинает бить фонтаном из-под земли. В этом случае достаточно ее просто собирать.

Со временем давление ослабевает, тогда устанавливают насосы и над скважиной появляется знакомый по фильмам и фотографиям маятник-качалка. Продолжают разработку механическим способом.

Применение насосов

Принцип работы насоса-качалки прост и надежен. Электродвигатель приводит в движение кривошипно-шатунный механизм, который, в свою очередь, заставляет работать погружной скважинный штанговый насос. Он выглядит как длинный (2-4 метра) цилиндр, внутри которого двигается поршень-плунжер.

Плунжер и штанга оснащены клапанами, которые позволяют подниматься жидкости при движении поршня вверх (как набирает лекарство шприц). При движении поршня вниз закрывается клапан, через который она попала внутрь, и открывается другой, через который она под давлением поступает вверх.

Эти насосы благодаря своей простоте чрезвычайно надежны, могут эксплуатироваться очень долго. Когда запасы углеводородов в скважине истощаются, в подземный резервуар начинают закачивать газ или пресную воду, искусственно создавая избыточное давление.

Данный способ добычи нефти является классическим и самым распространенным, но помимо него, есть еще множество других, более трудозатратных вариантов добычи,

Автор: Каримова Раушания Нисбатовна

Населенный пункт: Татарстан, пгт.Джалиль

Цель: Расширять представления об окружающем мире, продолжать знакомить с богатством родного края.

Задачи: Формировать познавательную мотивацию и активность у дошкольника, прививать интерес к познанию окружающего мира.

Развивать умение анализировать, выделять главное, обобщать, доказывать. Развивать интеллектуально-творческий потенциал личности ребёнка, умение работать в коллективе и во время опытов соблюдать правила безопасности.

Воспитывать самостоятельность и инициативность.

Воспитывать любовь к живому, чувства взаимопомощи.

Формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах. Учить ребёнка смело высказывать свои суждения.

Предварительная работа: беседа о труде нефтяника, что такое нефть, рассматривание иллюстраций, как добывают нефть. Отгадывание загадок. Чтение книги “В некотором царстве, нефтяном государстве” – Т.Цаценко.

Методические приемы: создание игровой ситуации, ритуал прощания.

Виды детской деятельности в ОД: игровая; коммуникативная; трудовая; познавательно-исследовательская; экспериментальная; продуктивная.

Словарная работа: месторождение, полезные ископаемые, экологическая катастрофа.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

- Ребята, я сегодня получила небольшую посылку. На адресате написано, что она для детей подготовительной к школе группы от хранителей подземных сокровищ. Они приглашают вас в свою научную лабораторию. Вот что они пишут:

Воспитатель задает загадки, достает из коробки отгадки.

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже

Из земли качают.

- Ребята, а что такое нефть? Расскажите, что вы знаете о нефти. (ответы детей, воспитатель обобщает: нефть - это необычная жидкость, без которой не могут обойтись ни машины, ни ракеты. Но эта жидкость очень опасна – она может легко загореться.

- Люди какой профессии добывают нефть?

- Где добывают и как нефть? Давайте посмотрим.

Слайд1. Как добывают нефть?

Нефтяные вышки, нефтяники. И т.д.

- Как называется данное сооружение? Буровая вышка, видите какая высокая. С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по трубам на заводы.

- Что делают нефтяники, с помощью нефтяной вышки? (бурят, добывают нефть)

- Это буровая вышка, видите какая высокая. С помощью этих насосов-качалок поднимают нефть на поверхность земли и направляют по трубам на заводы.

- Ребята, а вы знаете, что делают из нефти?

Слайд2. Что делают из нефти?

Рассматривание предметов сделанных из нефти:

- Из нефти производят топливо для машин, самолетов, ракет, Асфальтные дороги

- Добавляют её для изготовления изделий из пластмассы (посуда, игрушки), резины.

- В медицине - парафин, вазелин, свечи и мн.др.

- С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли – нефть приносит огромную пользу человеку.

(игрушки, резиновых сапоги, калоши, шины, мел, и др. - необходимо найти и назвать предметы, сделанные из нефти ).

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Ребята, а сейчас предлагаю принять приглашение хранителей подземных сокровищ.. Куда они нас приглашали? Верно, лабораторию, проведем там ряд опытов с нефтью.

- Как вы думаете, что такое лаборатория? (это место, где проводят различные опыты и эксперименты)

- Как называют людей, которые работают в лаборатории? (лаборанты)

- Чтобы попасть в лабораторию нам необходимо вспомнить правила поведения:

1. Внимательно слушать воспитателя.

2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг-другу.

3. Руками без разрешения ничего не трогать.

4. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Итак, приготовились, 1,2 – покружись, в лаборатории очутись.

- В лаборатории нельзя находиться без халатов, почему? (дети и воспитатель одевают белые халаты). Лаборанты проводят исследования под руководством научного руководителя. И сегодня этим руководителем буду я, а вы – лаборантами.

- Ребята, вы такие красивые и выглядите очень взрослыми в своих белых халатах.

Опыт 1. Цвет нефти.

У детей на столе ватные диски. На них пипеткой капнуть 1 каплю нефти, рассмотреть растекающуюся каплю нефти и сделать вывод.

Вывод: Нефть чёрного цвета.


Опыт 2. Запах нефти.

Вывод: Нефть имеет запах.

Опыт 3. Прозрачность.

2 -е колбочки: 1-я с водой, 2-я с нефтью. В обе колбочки положить палочки. В какой из колбочек видна палочка, а в какой - нет? Почему? (В колбочке с водой мы видим палочку, а в колбочке с нефтью - нет.)

Вывод: Вода - прозрачная, а нефть - нет.

Опыт 4. А теперь, давайте нефть капнем в банку с водой. Нефть тонет или нет? (нет)

Нефть тонкой плёнкой расплылась на поверхности воды, не смешивается с водой, не даёт попадать кислороду.



Опыт с пером птицы. Воспитатель предлагает опытным путем понять, как страдают птицы, когда попадают в нефтяное пятно.

В первую часть опыта предлагает рассмотреть птичье перо, сдуть его с ладони, подбросить вверх и сделать выводы о его качествах.

- Ребята, где мы с вами побывали? Что мы там узнали? Верно, познакомились со свойствами нефти. Пока мы с вами делали опыты, к нам пришла гостья.

Слайд. На экране появляется птица. Она вам хочет что-то сказать. Давайте присядем, послушаем.

Птица разговаривает с детьми: «Я услышала, что вы изучаете нефть.

Воспитатель задает детям вопросы: Что произошло в море? Можем ли мы назвать это происшествие – экологической катастрофой? Почему? Что же произошло с птицами и обитателями моря?

Слайд. Игровая ситуация «Прощание с Птицей

РЕФЛЕКСИЯ.

Читайте также: