Как делились крестьяне кратко

Обновлено: 02.07.2024

Изучающие историю обычно делают упор на правителях. В самом деле, это они проводят реформы, объявляют войну и заключают мир. Но не стоит забывать и про обычный народ. В России крестьяне составляли более 90% населения! Благодаря крестьянам мы знаем сказки, пословицы, поговорки, легенды. Через сотни поколений они проносили удивительные традиции.
Эта статья описывает историю крестьянства в России (882-1917): обычаи, проблемы и быт народа разных времён.

Крестьяне в Киевской Руси

В Киевской Руси крестьяне делились на общинников (лично свободных) и несвободных крестьян (смерды, закупы и челядь). Второе название общинников: "люди", отсюда и пошло понятие "простолюдин". Закупами становились разорившиеся простолюдины. Им выдавали землю и обязывали отрабатывать полученное налогами. Как и смерды, были чем-то промежуточным между людьми с правами и рабами: платили штрафы, имели некоторые возможности. Однако они не могли покидать территорию своего князя. Рабами были холопы и челядь: не имели ни имущества, ни прав.
Крестьяне были гостеприимными и милосердными. Существовал обычай приглашать любого проезжающего мимо человека в свой дом, угощая его. Как в классической семье древних времён, члены семьи беспрекословно подчинялись старшему мужчине. Он был обязан "получать", то есть бить жену и детей. После смерти мужа власть в семье переходила к вдове. Крещение 988 года принесло правила и законы, которые регулировали браки; устанавливался минимальный возраст (12 лет для девушек и 14 мужчин) для венчания; запрещались многожёнство и браки с представителями других религий; наказывались женщины, изменившие мужу и т.д.
Повседневная одежда крестьян состояла из рубахи, портов и пояса. Вероятно, "рубаха" происходит от слова "руб", что означает "грубый". На праздники надевалась одежда ярких цветов. Чем богаче был человек, тем многослойнее был его наряд. На ноги надевались онучи, а на них — лапти. Замужние женщины обязаны были носить платок (повойник), если их видели с непокрытой головой, считалось, что женщина "опростоволосилась" — тогда это было сильным позором. Девушки обычно заплетали косы. Узоры одежды носили символический характер и предохраняли от сглаза.
Дома крестьян представляли из себя деревянные срубы с русской печкой, лавками, полатями, столами, скамьями и сундуками.
Пища была простой: щи, каша, лук, чеснок и кисель. Основными напитками были крепкий мёд и квас.

Крестьяне во времена феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига

Феодальная раздробленность началась в XII веке, а закончилась только в конце XV. Враждующие между собой княжества стали отличной мишенью для врагов. Этим воспользовались татаро-монголы. Из-за нелёгкого периода в истории государства крестьянам стало тяжелее жить.
Из-за многочисленных сражений и разорений татаро-монголами разделённых княжеств росли налоги; правовое положение крестьян стало ещё печальнее: нужно было удерживать население, которое могло в любой момент поднять бунт и обострить ситуацию; вклад внесли и татаро-монголы: обкладывали крестьян дополнительными налогами, разоряли их дворы.
Тем не менее, в период феодальной раздробленности произошли серьёзные изменения. Крестьяне стали использовать водяные мельницы. Распространялась трёхпольная система земледелия. Осваивались новые земли. Улучшались знания и навыки для ведения хозяйства. В некоторых княжествах холопы смогли передавать своё имущество по наследству.

Крестьяне XVI — XVII веков

В этот период происходило дальнейшее закрепощение крестьян. До 1497 года они могли свободно переходить от одного феодала к другому. В новом "Судебнике" же строго обозначалось, что крестьянин имеет право уйти от своего владельца только на неделе до Юрьева дня (26 ноября) и на неделе после него, то есть окончив полевые работы.
В этот период крестьяне делились на частновладельческих, которые жили на территории феодалов, и черносошных, которые трудились на монастырских и государственных землях.
В 1593 году Борис Годунов лишил крестьян и Юрьева дня. Именно тогда возникло выражение: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день". Крестьянам приходилось бежать от гнёта в Сибирь или другие пограничные земли. Если в течение пяти лет их не находили, крестьянин считался пропавшим, и поиски его прекращались.

Крестьяне в период абсолютной монархии

Абсолютная монархия в России — период с конца XVII по 1917 год (начало XX века). В это время происходило окончательное закрепощение крестьян. Соборное уложение (1649 год) сделало бесконечным срок розыска беглых крестьян. Они подразделялись на 4 категории: частновладельческие, дворцовые, государственные и экономические.
Первая группа была самой многочисленной и бесправной. Частновладельческие крестьяне были как вещи. Государственные, напротив, располагали правами: имели своё имущество и земли, могли даже менять принадлежность к сословию. Экономические крестьяне возникли в результате секуляризации церковных земель и по правам были приближены к государственным. Дворцовые крестьяне принадлежали монарху и его семье.
Наконец, в 1861 году произошла отмена крепостного права. Крестьяне получили личную свободу. Они могли переходить в другие сословия, располагать своим имуществом и даже открывать собственные предприятия.

Кто такие государственные и частновладельческие крестьяне, на какие виды они подразделялись. Чем занимались лашманы и вольные хлебопашцы? Какие налоги платили крестьяне.

Виды крестьян в России

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Крестьяне в XVII в. были самой многочисленной группой населения. Они делились на зависимых и независимых, первые из которых назывались владельческими, а вторые – черносошными. Их общественное положение существенно различалось.

Независимые категории крестьян

  • были лично свободными и не зависели от какого-либо землевладельца;
  • могли менять место жительства и хозяйствования, то есть не были прикреплены к земле или помещику как владельческие;
  • имели право иметь собственность и распоряжаться принадлежавшей им землей.

Формально их хозяином было государство, в пользу которого они несли повинности в виде податей и всевозможных работ.

По мере усиления крепостнического гнета, количество независимых крестьян неуклонно сокращалось, поскольку помещики старались забрать себе как можно больше земель с крестьянами на них, тем самым лишая последних личной свободы. Методы закрепощения были различные: невыплата долга, женитьба на крепостной и т.д. Закрепостить можно было и всех членов семьи, если один из них был крепостным. Известны случаи, когда землевладельцы предъявляли полученные путем подкупа фальшивые свидетельства о том, что в прошлом один из предков свободного крестьянина был в зависимости от предков этого помещика. В таких случаях суд крайне редко вставал на сторону пострадавших.

К концу XVII в. давление на черносошных крестьян все более увеличилось со стороны государства, которое облагало их достаточно большим количество налогов и переводило в категорию государственных, то есть прикрепленных к государственным землям и не имеющих полной свободы передвижения.

В течение XVII в. черносошные крестьяне активно сопротивлялись тенденциям нарастающего гнета. При этом отдаленные уголки страны (Север, Сибирь) отличались меньшим гнетом по отношению к крестьянам, что и было причиной оттока некоторой части населения туда.

Готовые работы на аналогичную тему

Зависимые категории крестьян

В крепостничество могли переводиться также бобыли (крестьяне, которые не имели собственного подворья и земли, либо которые утратили право на его получение) и холопы, которые и так, по сути, считались собственностью владельца, будучи в роли прислуги.

Крепостные крестьяне находились в более тяжелом положении. Они отличались отсутствием личной свободы, прав распоряжения имуществом и землей, будучи зависимыми от помещика. Не могли они и свободно переходить от помещика к помещику и убегать, так как беглых крестьян разыскивала специальная инстанция. Существовали урочные лета – срок сыска беглых крестьян, в разное время колебавшийся от 5 до 15 лет. Крепостнический строй окончательно утвердился после того, как Соборное Уложение в 1649 г. утвердило бессрочный сыск беглых крестьян, а также прикрепление их к земле, на которой их записала перепись 1620 г.

Крепостные крестьяне в свою очередь делились на несколько категорий:

  • помещичьи: крестьяне, изначально населявшие земли (поместье), которые давались служилым людям на время их службы государству; позже эта форма временной зависимости перешла в постоянную, а помещики стали основными владельцами крестьян; к концу XVII в. помещичьи крестьяне составляли 60 % от всех крестьянских дворов;
  • монастырские (церковные): крестьяне, населявшие земли Церкви, также, ставшие зависимыми; к концу XVII в. составляли 15 % от всех крепостных крестьян;
  • дворцовые: крестьяне, принадлежавшие лично царской семье и работающие на ее землях; их положение из всех крепостных было самым лучшим; составляли они примерно 10 % от общего количества крепостных, но этот процент неуклонно возрастал.

Главной повинностью, которую отрабатывали и свободные, и зависимые крестьяне, была барщина, которая представляла собой обязанность работать на землях помещика. По сути, она являлась принудительным трудом крепостных. За использование надела, предоставляемого землевладельцем, крестьяне должны были отрабатывать (со своим инвентарем) в пользу помещика определенное количество дней. Закон не ограничивал количество дней, но это право определения было у помещика, что зачастую приводило к произволу. Обычно же барщина составляла от 3 до 5 дней в неделю, но помещик мог легко установить и все шесть дней. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено.

Еще одной повинностью был оброк, который выражался в уплате хозяину части урожая или денег, в размере, опять же определенном помещиком.

Крестьянский быт

Образ жизни крестьянина определялся его социально-экономическим положением в общества. Центром жизни была сельская община, в которой жили свободные крестьяне. В условиях неразвитого быта, каждодневные нужды ограничивались удовлетворением минимальных потребностей.

Крестьянские семьи были многочисленными: иметь 10 детей считалось нормой. Они с детства приучались к крестьянской работе, и редко знали другую жизнь. Наследство переходило к мальчикам, девочки же после замужества считались членами мужниной семьи. В брак вступали с мальчики 15 лет, а девочки с 12. Крепостные крестьяне не имели свободы выбора в этом вопросе и могли жениться только по разрешению помещика. Порой помещик женил или выдавал замуж крепостных, не спрашивая их мнения.

Питались крестьяне достаточно скудно. Главными продуктами были рожь, пшеница и овес, из которых делали хлеб, пироги, квас и пр. Выращивали капусту, морковь, репу, редьку, огурцы, которые солили и умели сохранять в течение долгого времени. Кроме выращенного урожая, собирали грибы, ягоды и орехи в лесу.

Одежда была небогатая: традиционно носили подпоясанную рубаху из домотканого волокна. На ноги надевали поршни – два куска кожи, обернутые вокруг щиколотки – их носили осенью либо зимой. В сухую погоду зачастую носили лапти.

Положение крестьянина в XVII в. не было легким. Именно на крестьян, как на самую многочисленную часть населения, ложились налоги, которые они обязаны были отдавать в пользу государства и (или) помещика. Множество повинностей, ложившихся на них, и стремление государства и помещиков прикрепить крестьян к земле и превратить их в простую рабочую силу лишь ухудшало их положение.

Авторы: И. Л. Маяк (Крестьянство в античном мире), А. В. Стрелков (Крестьянство в античном мире), Г. Г. Литаврин (Крестьянство в Византии), И. С. Филиппов (Крестьянство в Западной Европе в средние века и раннее Новое время), В. С. Бондарчук (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время), Г. Ф. Матвеев (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время), Н. К. (Крестьянство в Западной Европе в Новое и Новейшее время, Крестьянство на Востоке в Новейшее время), В. Д. Назаров (Крестьянство в России: до кон. 17 в.), В. А. Фёдоров (Крестьянство в России: 18 – сер. 19 вв.), В. Г. Тюкавкин (Крестьянство в России: 1861–1917), Д. В. Ковалёв (Крестьянство в России: 1917–2008) Авторы: И. Л. Маяк (Крестьянство в античном мире), А. В. Стрелков (Крестьянство в античном мире), Г. Г. Литаврин (Крестьянство в Византии), И. С. Филиппов (Крестьянство в Западной Европе в средние века и раннее Новое время); >>

На этом уроке мы продолжим рассмотрение положения основных слоев общества. Речь пойдет о крестьянстве. Познакомимся с дореформенным укладом жизни крестьян – крестьянской общиной. Узнаем об особых законах и волостном суде, о других органах общинного самоуправления. Далее рассмотрим положение крестьян после отмены крепостного права, главным последствием которой стало расслоение крестьян.

Крестьянство — самое многострадальное сословие России, самое многочисленное сословие России. Как изменилось? И изменилось ли в лучшую или худшую сторону положение российского крестьянства в 19-м веке.

Положение основных слоев общества — крестьянство

Крестьянское сословие

Русское крестьянство по-настоящему было главным сословием нашего государства. Крестьяне численно превосходили все сословия вместе взятые и составляли свыше 90% населения. Но по своим правам, даже после отмены крепостного права в 1861 году, крестьяне все-таки были очень существенно ущемлены.

А государство в лице политического руководства да и вообще, как система не очень-то верило своему собственному населению; оно считало, что это население темное, неграмотное, и, кстати говоря, в этом было оно абсолютно право, потому что грамотность тогдашнего населения (крестьянского имеется в виду) составляло очень низкий процент: не выше 17% вообще умели читать или писать; остальные не умели ни читать, ни писать, а значит, соответственно, стоит ли доверять этим безграмотным людям.

Давайте ими управлять сообразно отчасти их желаниям, их традициям, их устоям, а отчасти таким специфическим повелением, волеизъявлением самого государства. Вот поэтому крестьяне составляли такую специальную корпорацию, хотя чисто формально этот термин никогда не употреблялся.

Крестьянские общины

Корпоративность крестьянского быта обуславливалась той формой, в которой крестьяне жили; а жили они совместными общинами. Больше ни одно сословие в России не было принуждено вот к такому типу жительства; и даже мещане и горожане, они обладали определенными правами свобод намного более широкими; а здесь речь шла о такой круговой поруке.

Крестьяне были вынуждены жить своими сельскими общинами, а несколько таких общин составляли волость — такую главную техническую административную единицу крестьянского мира.

Крестьяне были ограничены в перемещении — им нельзя было мигрировать по стране. Эта привязанность к месту, где ты родился, эта привязанность к твоей непосредственно крестьянской общине (сельской или волостной) она, как бы, обуславливала эту замкнутость этого мира.

Как правило, русский сельский житель не знал ничего того, что происходит за пределами привычного его круга. Ему вполне всего хватало, он всё свободное время тратил на работу, поэтому свободного времени у него попросту не было. Вообще, тогда сказать крестьянину, что ты занимаешься праздностью, было пожалуй каким-то даже оскорблением, поскольку крестьянин не мог себе позволить заниматься праздным времяпрепровождением, он всегда работал, он постоянно трудился. Это было частью его повседневной жизни, он просто иного быта не знал.

Органы управления крестьянством

Как же управлялись крестьяне? Верховным органом управления крестьянства был сельский сход – это, когда все мужчины, а позднее, между прочим, уже и женщины, соответственно, участники данной сельской общины, собирались и решали какие-то совместные дела. Этих дел было не так уж и много, но главным из них был выбор сельского старосты.

Самый уважаемый чиновник внутри сельской общины — староста — был очень важной персоной в крестьянской общине. Но сход выбирал не только старост, он выбирал в том числе и сборщика подати, поскольку после отмены крепостного права это финансово-денежное бремя легло на крестьянские плечи довольно тяжело.

То есть, условно говоря, крестьянин должен был стать экономической единицей, а одному ему это сделать было практически невозможно. Поэтому, как правило, крестьяне действовали сообща.

И вот они выбирали, соответственно, человека, который отвечал за налогообложение, они выбирали людей, которые потом в дальнейшем решали крестьянские дела, дела данной общины уже на волостном сходе, и были представителями данной конкретной общины на общем собрании всех христианских общин волости.

Волостная община в свою очередь выбирала уже волостного старосту, и он отвечал за довольно крупное уже административное формирование, хотя, безусловно, он подчинялся государственным чиновникам, но в его функции входило очень важное ответственное поле: он возглавлял волостной крестьянский суд.

Волостной суд

Дело в том, что какие-то проступки, а вернее даже не проступки, а преступления уголовного характера, безусловно, рассматривал уже, соответственно, Суд Российской Империи, мировые судьи и так далее, так далее. Это было фактом неприкосновенным, но крестьянская жизнь очень широка и там очень много было обычаев, традиций и устоев, которые никак не подпадали под законы Российской Империи, но вместе с тем являлись, скажем так, обязательными требованиями для нормальной крестьянской жизни.

Это обыденное право, эти социальные нормы, которые не могли быть зафиксированы в общей системе законов Российской Империи, они должны были быть кем-то урегулированы. Они регулировались волостным судом. Волостной суд имел право осуждать крестьян по таким делам, которые сейчас могут показаться даже смешными. Например, крестьянина могли осудить за то, что он пьянствует; или за то, что он бездельничает.

Крестьян могли осудить даже за то, что они занимаются колдовством или ворожбой, то есть понятно — такие вещи рассматривать в суде общей юрисдикции было невозможно. Любой адвокат тут же бы отмел с точки зрения закона все обвинения, но крестьянской общине для того, чтобы нормально поддерживать свою жизнедеятельность, где все зависят ото всех, безусловно необходим был такой орган.

Православие крестьянства

Это было еще и в силу того, что крестьянская община была по сути самым архаичным наследием Российской Империи. В силу отсутствия образовательного ценза, вообще отсутствия каких бы то ни было основ образования среди крестьян, в силу того, что крестьянство исповедовало православие, исповедовало его, скажем так, в самой низкоинтеллектуальной форме, если можно так выразиться, крестьяне были скорее набожными, нежели верующими. В чем тут отличие?

Крестьяне очень четко знали, что быть православным — значит, быть русским; они точно знали, что быть православным — значит, ходить в церковь, значит, ходить на службу, значит, отправляться какими-то празднествами, исполнять их согласно установленного неизвестно кем регламента, зачастую, между прочим, очень сильно расходящегося с официальной трактовкой по необходимости праздника у русской православной церкви.

И тем не менее, быть русским, быть крестьянином — значит, быть сопричастным к этой жизни. Но при этом крестьяне ведь не читали Библии. Как правило, они не понимали того, о чем говорит священник, да и священники очень часто крестьянских общин, это сельские приходы знаменитые, они были очень бедными, они мало отличались от самой крестьянской общины. И, соответственно, образовательный ценз этих священников был не очень высок.

И вот все это вместе и создавало такую определенную корпорацию, которая и регулировалась изнутри собственными понятиями, собственными принципами.

Результаты крестьянской реформы

В какой-то степени крестьяне, безусловно, были довольны тем, что их освободили, но они были бы по-настоящему довольны, если бы их освободили с землей. Но их освободили без земли — их заставили выкупать те земельные наделы, которыми они изначально и пользовались. Но это был обман. Александр II не мог пойти на то, чтобы выбить из-под себя, что называется, основы государства; он не мог настолько сильно обидеть дворянство, оставить его без средств к существованию.

Дворянство на тот момент, на момент отмены крепостного права, никаких иных доходов фактически и не имело, кроме, как от своих крепостных крестьян. Так вот он не мог пойти на то, чтобы их совершенно разорить — они бы взяли в руки оружие и пошли против императорской власти. Поэтому крестьянство оказалось заложником этой реформы.

Для нас важно что? Что в этот момент начинается очень серьезное расслоение крестьянского мира. Да, крестьяне были объединены в общины, мы с вами об этом сказали. Они были связаны корпоративной этикой быта. Преодолеть эти принципы было невозможно, просто в силу того, что это особый уклад жизни, особый уклад мира. Но важно то, что все таки это крестьянство становится неоднородным — выделяется очевидно богатое крестьянство.

По какому принципу делились крестьяне

Появляются люди зажиточные, что ранее на селе было невиданно. С другой стороны появляются совершенно нищие крестьяне, при этом мерилом главным для определения того, богат ты или беден, было наличие лошади. Почему? Да потому, что конская сила тогда в прямом смысле слова — это главное богатство крестьянина. На лошадях можно было обрабатывать землю, а как делать это, если у тебя нет тягловой силы?

Тебе приходилось батрачить, то есть наниматься на работу к тем же крестьянам побогаче. И это, безусловно, обуславливало этот процесс расслоения крестьянского мира. Очень многие крестьяне уезжали из деревень, просто потому, что они не могли более справляться с экономическими условиями жизни. Иногда получалось так, что мужчины уезжали из села в город на заработки, работая на каких-то поденных работах, а женщины оставались в деревне и в силу этих причин они становились совершенно, скажем так, людьми иного статуса.

Потому что раньше женщина — она имела в крестьянском хозяйстве намного меньший статус. Женщина – это, согласно домостроя, тесто. Тесто, которое лепит муж. А теперь, если муж уехал на заработки и очень подолгу не бывает дома, значит, кто ведет все хозяйство? Она. Она — хозяйка дома. Вот так русское крестьянство начинает меняться — это процесс медленный, очень постепенный. Почему? Да потому, что сам по себе крестьянин был крайне консервативным человеком, и крестьянский мир тоже был консервативен, но эти процессы идут.

Итоги крестьянской реформы

Поэтому подводя общий итог, мы с вами должны сделать такой вывод у себя в голове: мы видим русское крестьянство в 19 веке изменившимся. Оно меняет свой социальный статус, оно обретает свободу, оно меняется внутренне, начинаются процессы расслоения русского крестьянства.

Меняется статус участников крестьянской жизни: женщина становится совершенно иным фактором крестьянского быта, крестьянского мира. И тем не менее, крестьянство оставалось для России проблемой. Это такой спящий океан. Его необразованность, его забитость, его раболепие перед властями – это, безусловно, был потенциал. Потенциал, который рано или поздно должен был сыграть свою историческую роль. И он сыграл эту историческую роль. Но сыграл уже в 20-м веке.

Читайте также: