Как действовал шабашкин по поручению троекурова кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над произведением А.С.Пушкина “Дубровский”.

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы с небольшого литературного эксперимента.

Прослушайте отрывки из произведения, восстановите пропущенные слова и определите, о ком из героев идет речь:

  • “Его богатство, знатный род и _____ (связи) давали ему _____ (большой вес в губерниях), где находилось его имение. Принимал знаки _____ (подобострастия) как надлежащую дань. В домашнем быту выказывал все ____ (пороки) человека необразованного” (К.П.Троекуров)
  • “С расстроенным состоянием принужден был ______ (выйти в отставку) и поселиться в ______ (остальной) своей деревне. Владел ______ (семьюдесятью душами). Остался беден и ____ (независим)”. (А.Г.Дубровский)

Как вы думаете, почему именно эти цитаты я взяла в качестве эксперимента? Какова их роль в 1-й и 2-й главе?

Какова сюжетная линия 1-й и 2-й главы? Какие события являются центральными? (ссора, конфликт К.П.Троекурова и А.Г.Дубровского).

К сегодняшнему уроку вы должны были еще раз перечитать эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Суд”.

3.Формулировка темы и цели урока

Исходя из домашнего задания и литературного эксперимента, подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока, цель урока.

4. Постановка проблемного вопроса

Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?

5. 1-й этап рефлексии

Я предлагаю вам сейчас подумать над проблемным вопросом урока и свое мнение, основанное на первоначальном прочтении глав, зафиксировать в тетради (учащиеся фиксируют свое первоначальное мнение по заданному проблемному вопросу “Зачем Троекурову нужен был суд, какую цель он преследовал?” Затем работа с данными записям будет организована в конце урока, на 2-м этапе рефлексии).

Мы вернемся к данному проблемному вопросу в конце уроках, когда проанализируем эпизоды “Шабашкин у Троекурова” и “Сцену суда”.

6. Словарная работа (опережающее домашнее задание)

Дома вам было предложено поработать со словарем и определить значения слов:

Честь, бесчестие, произвол, судебный произвол, беззаконие, притеснить, притеснение, гордость, гордыня.

Что обозначают эти слова? В чем, на ваш взгляд, разница между словами “гордость”, “гордыня”? Приведите примеры употребления данных слов.

Слова, с которыми мы сейчас работали, будут ключевыми при анализе характеров героев, постарайтесь использовать их в своих ответах.

7. Актуализация ЗУНов.

Прежде чем начать анализ эпизодов, кратко вспомним материал 1-й главы.

На столах карточка, в которой указаны слова, словосочетания, отражающие разные качества:

пылкий нрав, грубость, своенравие, избалованность, гордость, независимость, достоинство, верен свои правилам, решениям, твердость в исполнении решенного, прямота, честность, бесцеремонность, грубость, властность, стремление к независимости

Распределить данные качества в таблице:

Вспомните, в каких эпизодах герои проявляют данные качества характера.

Что мы знаем о положении в обществе, материальном положении героев?

Понять характеры героев помогают их поступки, их речь, также в романе дается описание поместий Троекурова и Дубровского.

Работа в парах: Сравните описания Покровского и Кистенёвки, данные в произведении (гл.3), подчеркните ключевые слова в описаниях. Подумайте, что нового в характеристику героев добавляют эти описания?

Почему Пушкин дает имениям героев именно такие названия? Какие ассоциации у вас возникают? К какому слову близко слово Покровское? (Покровское – что-то большое, солидное значительное, как и сам Троекуров. Соотносится со словом “покрывать”, что неслучайно, ведь Троекуров - покровитель всей губернии).

Какой ассоциативный ряд возникает при произнесении названия имения А.Г.Дубровского? (Кистенёвка – маленькое, незначительное).

Таким образом, случаен ли выбор названий поместий?

Говорящими являются и имена героев.

Запись на доске: Кирилл (греч.) – господин, владыка, повелитель

Петр - скала, утес, камень.

Андрей (древнееврейское) – сильный муж, крепость.

О чем говорят имена героев?

Таким образом, К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский занимают различное социальное положение.

Как вы думаете, а есть ли что-то, что сближает героев, они совершенно разные по характеру?

На чем основывается их дружба?

Что стало причиной ссоры героев?

8. Работа с новым материалом. Анализ эпизодов.

Какой способ мести избирает Троекуров, оскорбившийся поведением А.Г.Дубровского, его отказом приехать в Покровское?

Кто сыграл решающую роль в судебной тяжбе? (Шабашкин)

Открываем учебники, найдите в 1-й главе эпизод “Шабашкин у Троекурова”.

Прочитайте портретное описание Шабашкина.

Каким показан этот герой, найдите ключевые слова, выражения, характеризующие его.

Каково значение имени этого героя, какие родственные слова можно подобрать? (шабашить, то есть недобросовестно работать. В образе героя подчеркивается ничтожность, незначительность, его раболепство)

Как ведет себя Шабашкин у Троекурова?

С какими интонациями он говорит? (приниженно, льстиво, словно в полупоклоне)

В чем особенность его речи?

Какое выражение обязательно употребляет в каждой своей фразе? (“Ваше превосходительство”) Почему? (Хочет подчеркнуть значимость Троекурова, угодить ему, льстит, боится его гнева)

Обратите внимание, как он предлагает Троекурову возможные варианты: с какой целью в фразе “Ваше превосходительство, коли есть какие- либо документы…” использовано многоточие? (боится сказать лишнее)

Когда меняется тональность его речи, появляются восклицательные интонации? (когда узнает, что бумаги сгорели, и понимает, что теперь может угодить Троекурову)

Как вы понимаете слова “Шабашкин поклонился почти до земли, с того же дня стал хлопотать по замышленному делу, и, благодаря его проворству, ровно через две недели Дубровский получил из города приглашение”

Почему “хлопотать”, а не работать, заниматься этим делом?

Почему по “замышленному делу”, а не начатому? Какие оттенки в характеристику поведения героя вносят эти слова?

Как ведет себя в этом эпизоде Троекуров? (с пренебрежением, говорит Шабашкину “ты”, несколько раз “как бишь тебя зовут”, что подчеркивает его небрежение, для него Шабашкин – маленький человечек, недостойный внимания).

Как желает действовать Троекуров в этом деле? (“В том – то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение”). О чем говорят эти слова?

Мы видим, что образы героев создаются не только описанием их поведения, но и точными речевыми характеристиками. Зачастую достаточно одного слова, чтобы понять характер героя.

Проведем исследовательскую работу (работа в парах)

Сравнить черновой и окончательный вариант произведения. Какие изменения были внесены писателем, чем они, на ваш взгляд, были вызваны?

Этот человек был ответственным за соблюдение законов. Выглядел он вполне обычно, был маленького роста, всегда носил фризовую шинель и кожаный картуз.

Человеком он был нечетным и подлым. Он очень часто нарушал закон, хотя должен был следить за его исполнением и соблюдением. Шабашкин был настоящим подхалимом, к Кириле Петровичу Троекурову он всегда подлизывался, чтобы получить то, что он хочет и то, что он, как ему кажется, заслуживает.

Хорошо иллюстрирует его характер следующий поступок. Когда Троекуров обратился к Шабашкину для того, чтобы тот помог ему отобрать у Дубровских Кистеневку – он охотно согласился. Для этого ему пришлось подкупать и обманывать судей. Он был готов на все, чтобы получить то, что ему нужно. Конечно, это дело было успешно закончено в пользу Троекурова, благодаря деятельности Шабашкина.

Для него на первом месте были деньги: ни человеческие взаимоотношения, ни чувства, ничего не трогало этого человека. Лишь только деньги делали его по-настоящему счастливым.

Шабашкин общался с людьми в зависимости от их социального статуса, положения в обществе. Например, при общении с Дубровским ведет себя слишком нагло и некрасиво, потому что тот не обладает большим богатством, соответственно, не представляет особенного интереса для него.

Также этот персонаж довольно труслив. Он не готов отвечать по справедливости за свои поступки, за совершенные им деяния. Здесь мы можем вспомнить и привести в пример следующее: когда крепостные Дубровских хотели разобраться с приказными, Шабашкин побежал в первую очередь.

Такие люди, готовые на все ради денег существуют и сейчас. Им не чуждо ничто человеческое, для него важно удовлетворение своих потребностей и прихотей. Они не задумываются о том, что они подрывают систему правосудия, что из-за них страдают ни в чем не повинные люди. Следует избегать встреч с подобным типом людей, а если такая встреча произошла, нужно быть предельно осторожными и внимательными. Таким людям не страшно ничего, они готовы на все.

Сочинение Шабашкин в романе Дубровский

Главные герои обычно несут основную смысловую нагрузку. Второстепенные персонажи дополняют произведение каким-то скрытым подтекстом. Автор вводит их для глубокого и полного раскрытия замысла.

Достаточно вспомнить эпизод, когда Троекуров просит Шабашкина помочь отобрать Кистеневку у Дубровских. Шабашкин без промедлений соглашается, так как это для него самое излюбленное занятие: унижать и оскорблять людей. Но здесь проявляется еще один порок этого никчемного и мерзопакостного человека – это трусость. Когда крепостные поднимают мелкий бунт в Кистеневке, Шабашкин первым как крыса бежит из имения, опасаясь за свою шкуру.

Как говорилось выше, второстепенные персонажи несут какую-то дополнительную смысловую нагрузку. Вот и данный образ Шабашкина введен Пушкиным в произведение, чтобы полнее раскрыть суть низкой мести Троекурова. Ведь главный герой Троекуров не хочет сам мараться в этом грязном деле, а подкупает для этого Шабашкина. А последний рад выслужиться.

Этот продажный тип готов мать родную продать за деньги. Всю жизнь только и делает, что подхалимничает и прислуживается перед господами. Боится морально сильных людей.

Самое страшное, что таких Шабашкиных полно и в наше время. Такое понятие, как человеколюбие и гуманизм для них неприемлемо. Если они попадают во власть, то могут нарушить весь правопорядок ради своей выгоды.

В заключение хочется сказать о том, что образы и темы в произведениях Александра Сергеевича Пушкина актуальны и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский

Популярные сегодня темы

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.

1) Как действует Шабашкин выполняя желание Троекурова?

2) Как были встречены в суде Дубровский и Троекуров 3) Зачем Троекурову нужен был суд?

Какую цель он преследовал ?

4) Почему судьи не получили от Троекурова ожидаемой благодарности ?

5)При каких обстоятельствах мы познакомились с Владимиром Дуброовским ?


Прочти текст, девочка!

Я тебе очень советую это сделать.

Там вс ответы есть в тексте€!


Зачем Троекурову нужен был суд, и какую цель Троекуров приследовал?

Зачем Троекурову нужен был суд, и какую цель Троекуров приследовал?


Про Дубровского Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением?

Про Дубровского Как отнесся Шабашкин к желанию Троекурова завладеть чужим имением.

Почему он не отказался от участия в этом неправом деле.

5. Какими способами Шабашкин добился исполнения желания Троекурова.

6. Как вели себя на суде Шабашкин и все судейские чиновники по отношению к Троекурову и Андрею Гавриловичу.


Отношения людей в суде к Дубровскому и к Троекурову?

Отношения людей в суде к Дубровскому и к Троекурову.


Сцена суда поведение троекурова и дубровского?

Сцена суда поведение троекурова и дубровского.


Как проводил время троекуров?

Как проводил время троекуров?

Кто был соседом троекурова?

Почему троекуров уважал дубровского?

Как характеризует дубровского случай на псарне?

Как троекуров отнесся к исчезнавению дубровского?

Характеризующие поступки траекурова)хотел ли он обидеть приятиля?

Какой способ мести избирает троекуров?

Как были встречены в суде дубровский и троекуров?

Как вели себя чиновники после оглашения решения суда?

Как вели себя герои?

Почему судьи не получили от траекурова ожидаемой благодарности?

Зачем троекурову нужен был суд?

Какую цель он приследовал?

Как изменился дубровский со времени суда?

Что му узнаем о сыне дубровского в питере?

Каким были отношения дубровского и сына?

Как воспринимал владимир известие о болезни отца?

Как крепостные дубровского и троекурова относятся к своим хозяевам?

Как сами дубровский и троекуров относятся к крепостным?

Какими предстают имения троекурова и дубровского?

Как встретились отец и сын?

ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА , КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ.


Зачем Троекурову нужен суд?

Зачем Троекурову нужен суд?


Получил ли судья ожидаемой благодарности от троекурова?

Получил ли судья ожидаемой благодарности от троекурова?


Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского?

Вопросы по роману Пушкина "Дубровский" 1)Встреча в суде Троекурова и Дубровского.

Как ведут себя судьи?

Зачем Троекурову нужен был суд?

2)Как изменился Дубровский после суда?

3)Расскажите о Владимире Дубровском.

Встреча отца и сына 4)Почему Владимир велел выгнать Троекурова?

5)Смысл эпиграфа к 4 главе.


Разговор Дубровского и Троекурова в суде?

Разговор Дубровского и Троекурова в суде.


Как в суде принимают дубровского и троекурова ?

Как в суде принимают дубровского и троекурова ?


Що те сподобались народу. Они были революционерами. Они делали всё во благо народа, народ считал их освободителями. В основном они появлялись, когда народу було погано. .


Рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах и в наклонностях. В некоторых отношениях и судьба их была почти одинакова : оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку.


Жила маленькая девочка. Вдруг она услышала чужой разговор, и её мучил вопрос, почему она это сказала. Она услышала разговор феи с ведьмой. И вдруг к ней в комнату заходит мама и говорит доченька что случилось, она сказала что я услышала разговор, ..


В этом РОМАНЕ речь идет о том, как поссорились два соседа - помещика - богатый и жестокий барин Троекуров и его бедный сосед Дубровский - старший. Разозлившийся на Дубровсого - старшего за то, что тот посмел не подчиниться его воле, Троекуров с помо..


Вотще - напрасно, тщетно, понапрасну, попусту, по - пустому. Докучный - надоедливый затворник - монах опалый - осунувшийся пленительная привычка - завораживающая.


Бегетіти — тривожно ревіти. Бовдури — густі клуби диму. Боєва хоругов — бойовий прапор. Вивіз — дорога, що веде на гору між високими стрімкими скелями. Голосити — повідомити. Дідицтво — володіння, маєток. Дорічне — щорічне. Засіка — штучна пер..


На станцию, где служил Самсон Вырин рассказчик приезжает три раза . В первый раз - - знакомство с Выриным и его дочерью Дуней . В доме атмосфера спокойной радости, счастья . Во второй раз рассказчик узнаёт от смотрителя историю "бегства " Дуни с р..


1. Характер Дубровского2. Письмо из дома3. Болезнь и смерть отца4. Поджег дома5. Дубровский становится разбойником6. Дубровский и Маша7. Дубровский "Благор.


1. Родная дочь и падчерица. 2. Падчерицуувозят "во чисто полена трескун - мороз". 3. Встречас Морозом Красным носом. 4. Испытаниеи награда падчерицы. 5. Грубостьигибель старухинойдочери.

Этот человек был ответственным за соблюдение законов. Выглядел он вполне обычно, был маленького роста, всегда носил фризовую шинель и кожаный картуз.

Человеком он был нечетным и подлым. Он очень часто нарушал закон, хотя должен был следить за его исполнением и соблюдением. Шабашкин был настоящим подхалимом, к Кириле Петровичу Троекурову он всегда подлизывался, чтобы получить то, что он хочет и то, что он, как ему кажется, заслуживает.

Хорошо иллюстрирует его характер следующий поступок. Когда Троекуров обратился к Шабашкину для того, чтобы тот помог ему отобрать у Дубровских Кистеневку – он охотно согласился. Для этого ему пришлось подкупать и обманывать судей. Он был готов на все, чтобы получить то, что ему нужно. Конечно, это дело было успешно закончено в пользу Троекурова, благодаря деятельности Шабашкина.

Для него на первом месте были деньги: ни человеческие взаимоотношения, ни чувства, ничего не трогало этого человека. Лишь только деньги делали его по-настоящему счастливым.

Шабашкин общался с людьми в зависимости от их социального статуса, положения в обществе. Например, при общении с Дубровским ведет себя слишком нагло и некрасиво, потому что тот не обладает большим богатством, соответственно, не представляет особенного интереса для него.

Также этот персонаж довольно труслив. Он не готов отвечать по справедливости за свои поступки, за совершенные им деяния. Здесь мы можем вспомнить и привести в пример следующее: когда крепостные Дубровских хотели разобраться с приказными, Шабашкин побежал в первую очередь.

Такие люди, готовые на все ради денег существуют и сейчас. Им не чуждо ничто человеческое, для него важно удовлетворение своих потребностей и прихотей. Они не задумываются о том, что они подрывают систему правосудия, что из-за них страдают ни в чем не повинные люди. Следует избегать встреч с подобным типом людей, а если такая встреча произошла, нужно быть предельно осторожными и внимательными. Таким людям не страшно ничего, они готовы на все.

Сочинение Шабашкин в романе Дубровский

Главные герои обычно несут основную смысловую нагрузку. Второстепенные персонажи дополняют произведение каким-то скрытым подтекстом. Автор вводит их для глубокого и полного раскрытия замысла.

Достаточно вспомнить эпизод, когда Троекуров просит Шабашкина помочь отобрать Кистеневку у Дубровских. Шабашкин без промедлений соглашается, так как это для него самое излюбленное занятие: унижать и оскорблять людей. Но здесь проявляется еще один порок этого никчемного и мерзопакостного человека – это трусость. Когда крепостные поднимают мелкий бунт в Кистеневке, Шабашкин первым как крыса бежит из имения, опасаясь за свою шкуру.

Как говорилось выше, второстепенные персонажи несут какую-то дополнительную смысловую нагрузку. Вот и данный образ Шабашкина введен Пушкиным в произведение, чтобы полнее раскрыть суть низкой мести Троекурова. Ведь главный герой Троекуров не хочет сам мараться в этом грязном деле, а подкупает для этого Шабашкина. А последний рад выслужиться.

Этот продажный тип готов мать родную продать за деньги. Всю жизнь только и делает, что подхалимничает и прислуживается перед господами. Боится морально сильных людей.

Самое страшное, что таких Шабашкиных полно и в наше время. Такое понятие, как человеколюбие и гуманизм для них неприемлемо. Если они попадают во власть, то могут нарушить весь правопорядок ради своей выгоды.

В заключение хочется сказать о том, что образы и темы в произведениях Александра Сергеевича Пушкина актуальны и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Шабашкина в романе Дубровский

Популярные сегодня темы

Основным персонажем произведения является фронтовик в прошлом, Акимыч, представленный писателем в образе простого деревенского человека.

Обычно семью описывают как маленькую социальную группу, члены в которой связаны кровным родством или браком, ведут общий быт, имеют общий бюджет и несут ответственность друг за друга.

Фёдор Иванович Тютчев – последний романтик русской поэзии. В его творчестве преобладают пейзаж и философские размышления. Картины природы воплощают глубокие, трагические раздумья о жизни и смерти

Женские образы занимают в творчестве Пушкина большую роль. Его героини олицетворяют любовь, спасительное, исцеляющее для человека чувство.

Читайте также: