Что влияет на выбор жизненной цели кратко

Обновлено: 07.07.2024

Планирование и выбор жизненного пути. Жизненный путь как проблема. Жизненные планы и жизненный сценарий.

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее – в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель – представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива – готовность к будущему в настоящем,

Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время жизни – психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время – как свойство его регуляции.

Инициатива – своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения,

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию, Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.




Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э, Берн и др,) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка, Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет – модель событий;

5) Другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

Планирование и выбор жизненного пути. Жизненный путь как проблема. Жизненные планы и жизненный сценарий.

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности. Она дополняла работы, посвященные исследованию структуры личности, выявлению движущих сил развития личности, проверке гипотезы о влиянии личностных особенностей на познавательные процессы. Проблема жизненного пути была поставлена Ш. Бюлер, но исследована позднее – в ряде работ отечественных и зарубежных психологов.

Осознание необходимости обсуждения в психологических кругах проблемы жизненного пути возникло вслед за изменением представлений о человеке в целом и о личности в частности. Личность стала рассматриваться двояко: и как объект, и как субъект жизни. Как объект жизненного процесса личность подвергается воздействию условий, событий жизни, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и нравственных законов. Обладая качеством субъекта жизни, личность организует и структурирует свою жизнь, регулирует ее ход, выбирает и осуществляет избранное направление.

Ниже приводятся определения этих понятий.

Жизненный путь процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, одновременно, пластичной структуры личности.

Стратегия жизни – способ организации жизненного процесса.

Жизненная цель – представление об основном результате (результатах) или событии (событиях), которые должны произойти в жизни, интегрирующие все частные события и оправдывающие человеческое существование.

Жизненная перспектива – совокупность обстоятельств и условий жизни, которые обеспечивают эффективность личностного роста.

Психологическая перспектива – когнитивная способность предвидеть будущее.

Личностная перспектива – готовность к будущему в настоящем,

Жизненные задачи – реализация жизненной цели в реально происходящих жизненных событиях.

Пространство и время жизни – психологические характеристики организации жизненного процесса; пространство рассматривается как свойство протяженности жизненного процесса, время – как свойство его регуляции.

Инициатива – своевременная формулировка жизненных задач и включенность личности в процесс их выполнения,

Ответственность – умение принимать жизненно важные решения и обеспечивать контроль за их выполнением.

Стиль жизни – уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов приспособления к реальности, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство его поведения.

Современные психологические исследования показывают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.

Жизненные планы и жизненный сценарий. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С. Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию, Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э, Берн и др,) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка, Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни – как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.

На выбор жизненного сценария влияет целый ряд факторов, которые обсуждаются в рамках этого подхода. Такими факторами являются порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды, картины. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у ребенка, но именно он определяет направление личностного роста;

4) сюжет – модель событий;

5) Другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Личность способна выбирать разные сценарии или модели поведения. Одни из них могут способствовать успеху, другие – приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели.

Внешние обстоятельства на первом месте, и личные ощущения на втором. Все остальное далеко второстепенно.

Она как то сама собой выбирается, на основе внутренних предпочтений либо примера рядом. Чтобы так вот посидеть и решить, вот моя цель, для меня невозможно.

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Жизненные цели у всех разные. У кого-то это успешная карьера и бизнес, у кого-то счастливая семья, у кого-то духовное развитие и служение Богу. Абсолютное большинство ставит перед собой цели в разных сферах жизни - чаще это карьера и семья. О них мы и поговорим.

Цель: выбрать профессию и стать успешным

Совет: пробовать и не бояться ошибок

Бывает, человек с самого детства мечтает стать врачом или музыкантом. Он ночами корпит над сложными книгами по химии и биологии или репетирует Симфонию №6 Чайковского по десять часов в день. Несмотря на все сложности, человек видит себя в этой профессии, добивается больших успехов и в итоге абсолютно счастлив. Но так бывает далеко не у всех. Чтобы реализоваться профессионально, многим приходится учиться и переучиваться, менять работу и сферу деятельности, добиваться результатов и тут же все терять. Молодежь порой и вовсе идет на ощупь, пробуя себя в новых, только что появившихся профессиях.

Совет, который единогласно дают все эксперты, — пробовать и не бояться ошибок. Нужно искать свое призвание и не опускать руки, если оно еще не найдено. По мнению бизнес-консультанта Александра Воробьева, нужно заниматься тем, что нравится и дарит эмоции, — в этом точно человек преуспеет. Выбор будет эволюционным, то есть таким, к которому человек пришел самостоятельно через пробы и ошибки, а не навязанным стереотипами и посторонними людьми.

— Найти то, что тебе нравится, и то, чем ты хочешь заниматься, — задача не из легких, — подтверждает Александр Шуйский, основатель и генеральный директор PetrogradWeb. — К сожалению, школьное образование к этому совсем не готовит. Я за свою жизнь опробовал много вариантов того, кем мог бы стать: геологом, дизайнером, ювелиром, продавцом, копирайтером, учителем, инженером, программистом, музыкантом и много кем еще. Именно этот опыт позволил мне понять, что мне действительно нравится.

Главное – верить в себя и не бояться ошибок, считает Александр Шуйский.

Совет: прислушаться к себе и быть честным с собой

Цель: создание семьи и счастливые отношения

Совет: сделать осознанный выбор

Все мы рано или поздно хотим создать счастливую семью. Чтобы рядом был близкий человек, которого любишь и, конечно, дети. Как полагает Алексей Федоров, коуч по развитию личности, создание семьи, несомненно, может быть жизненной целью. И мужчина, и женщина стремятся иметь детей и жить рядом с тем, кто тебя любит и поддерживает.

Обычно возраст, когда люди сознательно задумываются о браке, – 25-30 лет и старше. Мужчины часто приходят к созданию семьи позже женщин, так как стараются создать какой-то финансовый фундамент и построить карьеру. Но важен, конечно, не возраст, а готовность человека сделать осознанный выбор и нести за него ответственность. А еще важно четкое понимание, что такое брак.

На протяжении всего жизненного пути мы постоянно стремимся к чему-либо. Задаёмся целью, к которой стремимся как к маяку, без которого легко потеряться в жизни. Очень важно осознать - в каком направлении надо двигаться.

Цели могут быть как грандиозными, так и пустяковыми. Но все они отражаются на нашей жизни. Формирование личности невозможно без стремления к желаемому. Каждая новая цель ставит перед нами задачи в изучении чего-то нового, что в дальнейшем позволит проявить скрытые таланты и способности. Главное, чтобы наши цели не оказывали негативное влияние как на нас самих, так и окружающих близких людей.

Так чем же цель отличается от мечты?! А тем, что требует от нас активных действий. Возможно, именно мечты наставляют нас на определение цели. В мечтах мы свободны и неограниченны в фантазии, но не получаете желаемого. И когда приходит осознание, как достичь нужного результата, вы ставите перед собой цель.

На подсознательном уровне человек выбирая свою жизненную цель, тем самым даёт себе оценку. Индивидуум может существовать - с целью обеспечением всеми материальными благами себя или же принося радость и доброту окружающим. Такой выбор имеет более широкое значение, чем просто личностное, и не должен быть замкнутым на собственных успехах и неудачах. По тому, как человек живёт можно сделать выводы о его самооценке и индивидуальности.

Определите свои сильные личностные качества, пристрастия и ценности в жизни. Взаимосвязь между ними поможет с реализацией цели. Затем сосредоточьте внимание на мотивации данного выбора. Поставьте себе главную долгосрочную цель, ведь из неё уже будут вытекать краткосрочные задачи. Потребности и нужды не должны ограничивать вас в выборе цели. Если цель воодушевляет, то вы начали действовать в правильном направлении.

Проблема многих современных людей, что они разучились прислушиваться к собственным чувствам, тем чаще следуют заведомо ложной цели. Что влечёт за собой потерю времени и сил. Достижение цели осуществляется на интуитивном уровне.

Всё в ваших руках и силах, ведь успех достигается вложенным трудом. Не ставьте себя во временные рамки, занимаясь ежедневным поиском цели. Когда найдёте свою жизненную цель, вы это почувствуете.

2 вариант

ЕГЭ 11 класс

На протяжении всей жизни мы постоянно стремимся к чему-либо. Ставим цели для достижения своих желаний, которые делают жизнь более интересной и захватывающей. Однако надо ответственно подойти к направлению, по которому мы будем идти.

Цели могут быть масштабными, так и незначительными. Но так или иначе они отражаются на нашей жизни. Становление полноценной личности нельзя представить без стремления к желаемому. Поставленные цели помогают изучить что-то новое, раскрывать неизвестные до этого таланты и способности. Важно, чтобы наши цели не оказывали негативного влияния как на нас самих, так и окружающих нас близких людей.

Наши мечты помогают составить цели, к которым мы будем идти в дальнейшем, несмотря ни на что. Также без четкого плана как именно все реализовать в реальности, достичь чего-либо будет почти невозможно.

Цели помогают определить, на каком уровне развития находится человек. Например, если индивид преследует одну цель — приобретение материальных благ, то он является незрелой личностью. Если же человек не замыкается только на материальном успехе, но и помогать другим, приносить радость близким, то такого человека можно характеризовать как вставшего на путь саморазвития, стремящегося не стоять на месте, а всё время двигаться вперёд.

Следует разобраться, какие у вас есть сильные стороны, пристрастия и ценности в жизни. Если получиться соединить всё это вместе, реализовывать цель будет легче. После акцентируйте внимание на мотивацию такого выбора. Определить наиболее важную цель, выводя из неё краткосрочные задачи. Ничто не должно ограничивать вас при выборе цели. Если вы воодушевлены перед выполнением предстоящих целей и задач, то это означает, что вы идёте в правильном направлении.

Проблемой большинства современных людей является то, что они перестали прислушиваться к собственным чувствам и желаниям, и тем самым следуют заведомо ложным целям. Это способствует потерю интереса к работе, учебе, который потом трудно восстановить, а также вместе с тем будет потрачено много времени и сил. Достижение цели должно осуществляться на интуитивном уровне.

Таким образом, всё зависит от вас самих, однако для достижения поставленных целей нужно усердно потрудиться. Не стоит ставить себе временные рамки, каждый день занимаясь поиском цели. Потому что, когда вы найдёте свою жизненную цель, вы это почувствуете.

Также читают:

Картинка к сочинению Выбор жизненной цели

Популярные сегодня темы

Манилов и Чичиков в легендарном произведении российского автора схожи прежде всего внешне. Более того, своим поведением Чичиков схож с многими помещиками и не заметить этого, читая произведение, просто невозможно

Я – подросток, а это значит, что на меня возложена огромная ответственность. Нес только даже за себя, сколько за окружающих. Я не должен приносить им вреда, должен учитывать их желания и возможности

Имя существительное - самая главная часть речи. Если убрать его из любого текста или разговора, то получится бессмыслица.

Николай Лесков – один из своеобразных представителей русской классической литературы. Его особенности повествования в значительной степени связаны с использованным писателем стилем изложения.

Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород

Читайте также: