Как быть конкурентоспособным на рынке труда кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конкуренция или соперничество – это явление, происходящее постоянно среди людей, фирм, организаций, которые имеют общие интересы и цели.
Рынок труда не является исключением, здесь идет борьба за между работодателями,, сотрудника и среди претендентов на вакантное место.
Конкурентоспособность персонала и работодателя определяется путем сравнительного анализа претендентов.

При оценке работника используются такие параметры, как:

• Уровень образования;
• Предыдущий опыт;
• Профессионализм;
• Творческий потенциал;
• Активность, инициативность;
• Состояние здоровья;
• Семейное положение.

При оценке работодателя используются следующие параметры:

• Уровень заработной платы;
• Условия труда;
• Рабочий график;
• Наличие социальной защищенности;
• Атмосфера в коллективе.

Каждый случай индивидуален и выигрывает тот, кто наиболее соответствует приоритетным позициям. На конкурентоспособность рынка труда влияет состояние основных игроков рынка: работодатели, работники и государство. Наличие конкуренции мотивирует работодателей заботиться о хороших условиях труда для работников и при этом выбирать лучших из них. Работники, в свою очередь, активизируют свой рабочий потенциал и занимаются самореализацией с целью занять вакантное место.

Соискателям (работникам) следует постоянно находиться в процессе обучения и развиваться в своей профессиональной сфере. В настоящее время не стоит учиться на старой литературе в библиотеках, посещайте вебинары, подписывайтесь на познавательные блоги, принимайте участие в научных конференциях, заводите новые контакты, расширяйте круг общения, особенно с людьми, которые работают в интересующей вас сфере. Если вас устраивает ваше место работы, представьте случай, если вы ее потеряете. Ситуация будет стрессовая, но по крайней мере вы будете готовы к новым действиям, новым направлениям. Специалист, который востребован на рынке труда должен обладать следующими способностями:

— Умение критиковать себя. Постарайтесь объективно оценивать ту или иную ситуацию. Проанализируйте свои ошибки, сделайте выводы и постарайтесь поставить себя на место работодателя.

— Адаптивность к переменным условиям. Бывают ситуации, когда необходимо выйти за рамки своего привычного уровня контроля и погрузиться в новую среду. Если вы решили что-то изменить, то не стоит сворачивать с намеченного пути. Будьте гибким и приспосабливайтесь к меняющимся рынку.

— Саморазвитие. Если вы отличный специалист и ценитесь на рынке труда, не забывайте постоянно обновлять свои знания. Осведомлен – значит защищен, значит все еще конкурентоспособен.

Конкурентоспособность на рынке труда – это личное преимущество отдельного человека, который проявляет свой профессионализм, использует свои знания и умения и демонстрирует это в процессе своей практики.

Экономический кризис, происшедший в 2014г. привел к снижению зарплат россиян. Прослеживается ситуация, чем старше сотрудник, тем ниже его заработная плата, в сравнении с работником, который младше.

Исследования показывают, что работники в секторе малого и среднего бизнеса часто соглашаются на следующие непривлекательные условия работы:

— Сокращение или отсутствие оплачиваемого ежегодного отпуска;

— Полная или частичная оплата в случае временной нетрудоспособности;

— Работа в выходные дни и нерабочие часы.

Вышеперечисленные условия показывают неравные условия между работником и работодателем. В России присутствует зависимость работника и работодателя, родственная или личная связь, особенно это касается частной сферы деятельности. Государство и профсоюзы слабо защищают интересы наемных работников, поэтому следует уважать себя как специалиста, свой труд, работать над собой и совершенствовать свои профессиональные навыки.

Общественные интересы не выше личных. Тренды современного рынка труда


Увеличивается скорость изменений, сокращается срок работы сотрудника в одной компании

Важно понимать, что даже за полугодовой промежуток времени рынок труда успел сильно поменяться. Сейчас он принадлежит в основном соискателям, поскольку на всех уровнях фиксируется дефицит квалифицированных кадров. При этом современные специалисты уходят с места работы где-то раз в два года. Раньше этот период мог превышать 15 лет.

Растет спрос на гибкость условий труда (гибридный офис), баланс рабочего и личного времени

Новые формы занятости (фриланс, проектная работа) сделали рынок более комфортным для человека. В наше время многие работают сразу в нескольких компаниях, тем самым увеличивая свою прибыль. Сотрудники требуют гибкости — это удаленка или возможность работать из дома с периодическим посещением офиса.

Кандидаты стали более разборчивы в выборе работодателя. Перед откликом они изучают информацию о самой компании, пользе, которую она приносит обществу, а также ее благотворительной деятельности.

Востребованность IT-специалистов растет с каждым годом, увеличивается спрос на технические навыки

Я, к примеру, являюсь специалистом в области hr и работаю с другими людьми. Традиционно моя сфера считается гуманитарной. Однако сейчас на позиции директора по персоналу уже требуются знания в области программирования.

Работодатели предпочитают гибкие навыки кандидатов, а соискатели обращают пристальное внимание на корпоративную культуру компании

Пандемия стала для всех показательным примером того, как резко может трансформироваться мир. Поэтому специалистам приходится быть не только подкованными в своей области, но и коммуникабельными.

Традиционные каналы поиска работы и персонала теряют свою эффективность, трудоустройство требует все больше времени и усилий

Если в 2019 году через job-сайты находили работу 42% соискателей, то в 2020 — уже 34%. В этом году всего 30% людей оказались трудоустроены с помощью привычных каналов поиска.

Что ожидает российских работников?


Может показаться, что такое стремительное внедрение технологий в итоге оставит нас безработными. Это не так. Действительно, 85 млн рабочих мест исчезнет в связи с роботизацией, но 97 млн позиций, наоборот, появятся на рынке. Значит, потребность в людях даже возрастет, а сам функционал будет более интересным и разнообразным. Особо ценными станут аналитики, программисты, специалисты в сфере продаж, диджитал-маркетинга и цифрового продвижения.

Традиционные профессии неумолимо вытесняются с рынка, но возникают свежие идеи для самореализации. До 2025 года 50% всех сотрудников будут вынуждены переквалифицироваться.

В России считается, что изменения не коснутся профессии бухгалтера. Конечно, такие специалисты всегда нужны. Однако люди забывают, что даже сейчас электронный документооборот крайне популярен, а большинство малых предприятий пользуются автоматическими сервисами банков. Поэтому бухгалтерам все-таки придется войти в сектор информационных технологий, чтобы оставаться на плаву.

Профессии на грани исчезновения


Возможно, к 2030 году мир потеряет их. Или, как минимум, навсегда изменится функционал этих специалистов:

  • бухгалтер;
  • сметчик;
  • статистик;
  • менеджер по кредитам;
  • библиотекарь;
  • архивариус;
  • логист.

10 самых востребованных в России навыков


  1. Комплексное решение проблем.
  2. Аналитическое мышление и инновации.
  3. Активное обучение.
  4. Эмоциональный интеллект — способность осознавать и контролировать свои эмоции и действия, грамотно выстраивать коммуникации.
  5. Стрессоустойчивость и гибкость.
  6. Критическое мышление и анализ.
  7. Использование технологий. Любовь подростков к гаджетам можно использовать во благо. Дайте им возможность учиться на онлайн-платформах, получать необходимые навыки с помощью компьютерных программ. Когда придет время, им будет проще найти работу по душе, а также оправдать ожидания работодателя. Не без этого.
  8. Креативность и инициатива.
  9. Клиентский опыт и решение проблем. Взгляните на задачу глазами клиента — это в разы повысит качество ее решения.
  10. Технодизайн и программирование.

Они настоящие! Профессии будущего


Еще недавно люди с трудом понимали, что входит в обязанности того же smm-менеджера, копирайтера, продюсера и т. д. Некоторые и сейчас с трудом представляют себе, чем занимаются эти специалисты. Но рынок труда, как все уже поняли, не стоит на месте, а должностные инструкции потихоньку отмирают. Чтобы не оказаться выброшенным за борт компании, приходится подстраиваться, постоянно обучаясь и даже меняя свой характер. Такая задача порой непосильна для представителей старшего поколения. Ведь они привыкли работать на одной и той же должности по 10-20 лет. Причем функционал либо вообще не менялся, либо просто немного дополнялся.

Такой специалист поможет людям преклонного возраста скорректировать режим дня, начать правильно питаться и повысить тонус своего тела.

Тканевый инженер

Эти профессионалы займутся созданием живых тканей и органов, необходимых во время операций. В результатах их работы будут заинтересованы в основном хирурги-трансплантологи.

Архитектор виртуальности

Их решения позволят людям учиться, отдыхать и работать в виртуальной реальности. При индивидуальном заказе разработка софта и оборудования будет учитывать биологические и психологические параметры клиента.

Фактчекер

В этой профессии мы нуждаемся уже сейчас. Фактчекеры займутся проверкой достоверности любой информации, опубликованной в интернете. Нанять их могут как специализированные ресурсы, так и требовательные онлайн-пользователи.

Экоаналитик в строительстве

Проверкой безопасности возводимых объектов и сокращением строительных отходов займутся экоаналитики. Любое здание или арт-объект будет подвергаться строгому анализу: не навредит ли оно окружающей среде и людям.

Медиаполицейский

Если фактчекер просто проверяет правдивость фактов в сети, то медиаполицейский будет наводить порядок в медиапространстве с позиции закона. Сейчас этим занимаются Роскомнадзор и Лига безопасности интернета. Но с ростом киберпреступности и троллинга возникнет необходимость в появлении отдельной должности.

Оценщик интеллектуальной собственности

Такие вакансии уже существуют в России. Эти люди оценивают стоимость идей, бизнес-моделей, изобретений, материальных и социальных технологий. В будущем спрос на оценщиков продолжит активно расти.

Как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда, волнует многих. В связи с существующей безработицей этот вопрос стал очень актуальным. Ещё одна проблема — гендерная дискриминация женщин на рынке труда. Женщинам часто недоступны те должности, которые занимают мужчины. Конечно, такая ситуация не типичная для всех компаний, но встречается очень часто. Поэтому женщинам приходится вдвойне бороться за место и искать способы повысить конкурентоспособность.

По некоторым исследованиям, о своей конкурентоспособности заботятся около половины соискателей. Мужчины и женщины обучаются, саморазвиваются, анализируют рынок. Всё это помогает в трудоустройстве.

10 секретов, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда

При существующей ситуации на рынке труда приходится быть очень изворотливым. Работодателям приходится ежедневно смотреть десятки и сотни резюме и выбирать лучшее. Необходимо выделяться профессиональными навыками, специальными знаниями, а в некоторых профессиях помогает просто необычный дизайн резюме. Есть 10 секретов, которые, учитывая спрос и предложение на рынке труда, помогут соискателю повысить свою конкурентоспособность.

Профессиональное развитие

Сейчас это один из главных профессиональных двигателей успеха. Многие профессиональные навыки быстро устаревают, а современному бизнесу требуются те, кто не отстаёт от прогресса. Поэтому необходимо постоянно учиться в своей области и осваивать новые знания. Также не забывайте совершенствовать уже имеющиеся навыки.

Учитывайте особенности рынка труда

Особенности рынка труда и заработная плата должны вас волновать не меньше, чем собственное саморазвитие. Это востребованность профессий на рынке труда, размер стартовой зарплаты и зарплаты на определённой должности, требования к специалистам. Следите за тем, что конкретно каждой компании нужно от соискателя и, в соответствии с их запросами, составьте резюме. Можно подготовить несколько вариантов резюме для разных компаний. Заработная плата на собеседованиях — достаточно деликатный вопрос. Если работодатель не говорит с вами о ней, это должно насторожить. В конце разговора спросите о своей зарплате, но не в начале, это считается не очень красивым и может оттолкнуть работодателя.

Формируйте круг общения

Связи действительно значат очень много в профессиональном мире, причём касается это любой области. Поэтому необходимо наращивать и поддерживать собственную сеть контактов. Это могут быть люди из вашей области или смежной. Помогайте своим знакомым в решении проблем, связанных с профессией, они также могут вам помочь.

Формируйте собственный бренд

Вы должны найти в себе черту, которая делает вас уникальным соискателем. Причём делать это необходимо с учётом той профессиональной области, в которой вы ищете работу. Личный бренд — это совокупность профессионального опыта, навыков и достижений. Нужно очень грамотно подойти к поиску своей уникальной черты и презентации её работодателю. Сильными сторонами могут быть:

  • Креативность;
  • Пунктуальность; ;
  • Инициативность;
  • Умение работать в команде;
  • Наличие хороших связей в профессиональной области многое другое.

Для многих работодателей эти сильные стороны — просто приевшиеся слова, на которые они не обращают внимание. Поэтому свою сильную сторону нужно описать максимально развёрнуто. Например, вы можете показать её на конкретном примере.

Оставляйте запасные варианты

Оставляйте запасной план — например, найдите ещё несколько мест, куда можно подать резюме, разработайте несколько стратегий общения с работодателями, заранее подготовьте ответы на вопросы. В поиске работы нужно быть очень прагматичным, тогда вы сможете продумать стратегию, которая вам поможет.

Ставьте цели

Ставьте перед собой одну или несколько целей и постепенно к ним идите. Цели должны быть достижимыми, это важно. Разбейте свой путь к цели на несколько задач, тогда вам будет проще достигать результатов. Можете составить небольшой план с целью и задачами.

Будьте в курсе всей информации

Необходимо быть в курсе информации об актуальных новинках вашей профессиональной сферы. Вы можете ходить на выставки, ярмарки вакансий, просматривать другие резюме. Узнавайте первым о новинках своей или интересующей вас отрасли, чтобы ваше собственное резюме оставалось актуальным.

Правильная самооценка

Свои возможности нужно оценивать трезво, но при этом — быть уверенным в себе. Анализируйте достигнутые результаты, свой опыт и знания. Попробуйте посмотреть на себя со стороны работодателя и представить, понравились бы вы себе. Найдите сильные стороны, которые нужно показать. Также не забудьте найти недостатки, которые нужно подтянуть. Не акцентируйте работодателя на своих слабых сторонах, а если он о них спросит — превратите в достоинства, показав, что вы с ними боретесь. Например, вы долго делаете какое-либо задание. Скажите, что вы очень вдумчиво подходите к выполнению задания, поэтому его выполнение занимает времени.

Ответственность

Вы должны быть ответственным за всё, что вы делаете. Не нужно винить предыдущего работодателя, коллег, государство. Ваша карьера должна быть вашей ответственностью. Не стоит жаловаться на других, лучше посмотрите на себя, подумайте, что изменить в себе, чтобы не повторять прежних ошибок. Побольше анализируйте свои проблемы, чтобы в дальнейшем быстро и эффективно их решать.

Дизайн резюме

Работодатель просматривает очень много резюме ежедневно, особенно в крупных компаниях, поэтому затрачивает на просмотр обычно пару минут. Резюме не должно занимать более пары страниц и обязательно должно содержать фотографию. Если вы претендуете на позицию дизайнера, автора текстов или художника, можно сделать оригинальный дизайн резюме. Даже на обычных должностях можно сделать резюме необычным. Также вы можете сделать следующее: пусть одно резюме будет в строгом стиле, а другое — креативным. Отсылайте их работодателям и считайте количество откликов. Это позволит провести небольшое исследование — какое резюме лучше работает.

Гибкость, проактивность, постоянное развитие и еще 14 инструментов. Советы по профессиональному и личностному развитию.


Основные тезисы прямого эфира с преподавателем Русской Школы Управления
Павлом Вербняком, экспертом по личной эффективности, развитию мотивации и стратегического мышления. Существует множество способов стать востребованным на кадровом рынке и увеличить свой доход. Мы отметили 17 основных, которые считаем наиболее эффективными и несложными в реализации, берите их на вооружение!

1. Постоянно развивайтесь

Свою стоимость на рынке труда можно повысить благодаря постоянному профессиональному и личностному развитию. Это одна из важнейших привычек, которая может гарантировать достижение целей. Выпишите все навыки, которые нужны для достижения цели, и составьте план развития (курсы, литература, тематические интернет-порталы, аккаунты экспертов в соцсетях, на которые можно подписаться).

2. Участвуйте в отраслевых мероприятиях

Регулярно посещайте семинары, тренинги, конференции — так вы повысите свою компетентность, будет в курсе того, что происходит в вашей сфере. Это увеличит вашу ценность как сотрудника. Помните, деньги, которые мы получаем, прямо пропорциональны ценности, которую мы даем работодателю. Когда вы растете и развиваетесь, развивается ваша Я-концепция (осознаваемая часть личности), повышается эффективность. И, конечно, растет стоимость вашего труда.

3. Готовьте кейсы

Регулярно обновляйте свое портфолио и развивайте навыки самопрезентации — фиксируйте рабочие кейсы и достижения, расширяйте пул работодателей, коллег и клиентов, которые будут готовы дать вам рекомендации. Научитесь подчеркивать свои достоинства и показывать измеримые результаты.

4. Будьте проактивны

Пожалуй, самый важный навык, без которого добиться роста практически невозможно, это умение хотеть. Научитесь хотеть развиваться, демонстрируйте свой неподдельный интерес к стажировкам и другим рабочим мероприятиям. Работодатель будет лояльно относиться ко времени, потраченному вами на учебу (особенно если вы сами ее оплачиваете), потому с нее вы вернетесь с другим уровнем знаний и другой ценностью.

5. Просите обратную связь

6. Опубликуйте портфолио

Разместите информацию о своем опыте в сети, чтобы заинтересованные люди всегда могли с вами связаться. Это можно сделать несколькими способами: открыть общий доступ к резюме на одном из крупных сайтов по поиску работы (в этом случае, возможно, придется объясняться с работодателем), подробно заполнить свои профили в социальных сетях, сделать личный сайт-визитку на одной из платформ.

7. Исследуйте рынок труда

Анализируйте спрос на рынке труда и стоимость своей работы (сколько платят сотрудников с похожими обязанностями в других компаниях). Для этого можно использовать отраслевые исследования, которые регулярно публикуют крупные работные порталы. Когда вы повысите свои компетенции, то есть станете приносить больше пользы компании, сможете обоснованно просить повышения зарплаты.

8. Консультируйтесь со специалистами

Пройдите карьерную консультацию с коучем. Это можно сделать бесплатно (с коллегой или другом), но лучше потратиться на профессионала. В крупном городе такая услуга стоит от пяти до пятнадцати тысяч рублей. Она поможет найти неочевидные возможности для роста.

9. Развивайте мягкие навыки

Мягкие навыки (soft skills) сейчас особенно востребованы, потому что многие профессии устаревают, нас все чаще заменяют машины, процессы автоматизируются. И именно мягкие навыки (например, способность общаться, творческий подход к решению задач, эмпатия) становятся нужными человеку — роботы пока этого не умеют.

10. Повышайте самооценку

Повышайте самооценку, работайте с Я-концепцией и всегда стремитесь к большему. Знайте себе цену, помните о своих сильных сторонах и личностных ценностях.

11. Проявляйте разумную инициативу

Предлагайте работодателю свое видение способов повысить прибыльность компании, улучшить взаимодействие отделов, решить тот или иной вопрос. Если вы делаете немного больше, чем подразумевает ваша должность, вас заметят и продвинут по карьерной лестнице. Будьте партнером, ассистентом, помощником для своего работодателя, чтобы он мог опереться на вас в нужный момент.

12. Работайте с данными

Измеряйте эффективность своей работы, это нужно, чтобы ее улучшить. Фиксируйте данные, оценивайте деятельность по закону Парето: на 20% усилий приходится 80% результатов; 20% ваших клиентов приносят 80% ваших денег; из 10 дел только 2 будут наиболее эффективны и результативны.

13. Ставьте цели

Формулируйте цели на день, неделю, месяц, год. Определите, к чему хотите прийти через год, сделайте декомпозицию: годовую цель разбейте на 12 месячных, месячную — на 4 недельных, недельные — на ежедневные. Благодаря этому поймете, что нужно делать каждый день.

14. Развивайте личный бренд

15. Занимайтесь нетворкингом

16. Будьте гибкими

Изучайте смежные профессии, иностранные языки, добавляйте себе ценность, которая отразится на вашем доходе.

17. Концентрируйтесь на приоритетах

Постоянное личностное и профессиональное развитие — ключ к большим достижениям, повышению своей стоимости на рынке труда. Будьте гибкими, давайте компании ценность, развивайте свой личный бренд и все получится. Используйте эти рекомендации, чтобы сэкономить ресурсы для достижения вашей профессиональной цели.


Как ставить цели и добиваться желаемого? Как повысить свою стоимость на рынке и постоянно расти? Узнайте на тренингах по личностному росту от экспертов Русской Школы Управления! Подробнее о программах и доступных форматах. Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления

Читайте также: