Как было организовано физическое воспитание в школах и других учебных заведениях россии

Обновлено: 03.05.2024

Урок посвящён изучению развития физической культуры в России. В ходе урока школьники познакомятся с различными этапами истории физической культуры в России.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, который направлен на развитие функций и форм организма человека, формирование умений и двигательных навыков, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств.

Спорт – это ключевая форма проявления физической культуры. Сам по себе спорт, можно рассмотреть как систему результатов физической культуры. Термин "спорт" обозначает стремление к физическим достижениям. Спорт основывается на нормах и правилах, соревнованиях и тренировках.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

ОБЪЯСНЯЮЩИЙ ЭТАП

Культура - это совокупность всего созданного общими усилиями всех людей. Физическая культура представляет собой одну из важных частей культуры человека.

Физическая культура - это все достижения, накопленные в процессе исторической практики: спортивное мастерство, уровень здоровья, науки, произведений искусства, которые связаны с физической культурой, а также материальные ценности (спортивная инфраструктура). Физическая культура есть сумма всех присущих обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих совершенствованию людей и их физическому развитию.

Физическое воспитание – это педагогический процесс. Он направлен на развитие функций и форм организма человека, формирование умений и двигательных навыков, связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание тесно переплетается с другими видами воспитания - нравственным, трудовым, эстетическим.

Спорт - это ключевая форма проявления физической культуры. Сам по себе спорт можно рассмотреть как систему результатов физической культуры. Термин "спорт" обозначает стремление к физическим достижениям. Спорт основывается на нормах и правилах, соревнованиях и тренировках.

Первым из российских правителей, кто дал толчок развитию физической культуры был император Петр I. Во времена правления Петра I физическое воспитание в стране приобрело государственные масштабы. В то время были широко известны такие виды физического воспитания как фехтование, вольтижировка, катание на буерах и коньках.

В конце XIX века очень большой вклад в развитие теории физического воспитания внёс знаменитый ученый Пётр Францевич Лесгафт. Он является основоположником физического образования и воспитания в России. В 1896 году он организовал в Санкт-Петербурге впервые в России специальное учебное заведение, которое занималось подготовкой преподавателей по физическому воспитанию.

Владимир Ильич Ленин в 1920 году издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры. Этот институт сыграл большую роль при подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в области физической культуры. В то время в нашей стране повсюду создавались спортивные площадки и физкультурные секции на фабриках и заводах. Так, только в Москве были открыты 180 спортивных кружков, в которых занималось более 10 тысяч учащихся.

В мае 1936 года было организовано 60 добровольных спортивных обществ-профсоюзов. Эти спортивные сообщества объединили около 50 миллионов человек. Была создана спортивная материально-техническая база. Практически каждое предприятие, каждая школа располагали финансовыми возможностями, которые могли быть направлены на оздоровительную работу населения.

23 октября 1974 года Москва была избрана Международным олимпийским комитетом, как место проведения Игр XXII Олимпиады. В нашей столице в то время существовало около 55 крупных стадионов, 25 бассейнов, более 1200 спортивных залов, почти 300 полей для игры в футбол, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 150 с лишним теннисных кортов и еще очень много спортивных баз для различных видов спорта. В пользу выбора нашей столицы говорил огромный авторитет советского спорта, который был завоеван победами на мировой спортивной арене.

После распада Советского Союза и образования Российской Федерации как самостоятельного государства, была принята новая программа по физической культуре. Она уже не была связана с комплексом ГТО и состояла из двух частей: обязательной и вариативной.

С 1996 года в Российской Федерации были введены в действие новые программы физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы и комплексная программа. Благодаря реализации и разработке этих программ удалось сохранить государственную систему управления в области спорта и физической культуры.

Зимой 2014 года произошло ещё одно знаковое событие в истории российского спорта - в России проходили Зимние олимпийские игры. Зимняя олимпиада проводилась в нашей стране впервые. Зимняя Олимпиада в Сочи стала одним из самых грандиозных и значимых российских проектов за последнее время. Практически с нуля были построены спортивные сооружения в Олимпийском парке и Красной Поляне, была модернизирована вся инфраструктура юга Краснодарского края.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Указ об организации института

Выберите человека, который издал указ об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры.

В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази­ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.

В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во­енные гимназии, в них был расширена программа изучае­мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гим-

назии отличались хорошей постановкой физического вос­питания.

В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель­ным средством военной муштры и издевательства над каде­тами.

С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.

В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.

В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за­интересованности в улучшении постановки физического воспитания.

Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи­ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга­низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими ус­ловиями, в которых жила основная масса детей в России.

В начале XX в. наблюдается подъем физического вос­питания и спорта в учебных заведениях.

В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото­рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо­ровьем детей.

В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи­ем Николая II в начальных школах вводится обучение во­енному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты,урядники.

В средних учебных заведениях — частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго­гами. На них отводилось 2-3 часа в неделю,.

В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про­грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи­телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск­ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

Во внеурочное время, по инициативе замечательных рус­ских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер-да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, сорев­нования, занятия спортом, игры.

К этому периоду относится и создание скаутских отря­дов, основной задачей которых являлось пополнение рядов

офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут-мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, по­могать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные ви­ды спорта и военизированные игры.

С начала XX в. гимнастика, спорт и игры получают рас­пространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу Первой мировой войны в России было 105 ву­зов, в 40 из них — спортивные кружки по фехтованию, лы­жам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлети­ке. Самодеятельное развитие не могло компенсировать от­сутствие физического воспитания как обязательного пред­мета в учебных планах вузов.

Развитие спорта и участие русских спортсменов

В международных соревнованиях.

Российские Олимпиады

Наибольшее распространение получили такие виды спорта, как футбол, лыжи, борьба, легкая атлетика, гимна­стика, гребной спорт, поднятие тяжестей.

Большое значение для развития спорта в России имели международные встречи спортсменов. В конце XIX века представители и спортсмены нашей страны принимали уча-

стие в международной спортивной жизни. В 1894 г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международ­ного олимпийского комитета.

Несмотря на то, что российские спортсмены не участво­вали в первых Олимпийских играх в Афинах, они постоян­но принимали участие в международных соревнованиях по конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, вело­спорту, фехтованию, гребле.

С начала XX в. русские спортсмены нередко выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпий­ских играх.

Н. Струнников дважды в 1910и 1911 гг. был чемпионом мира по конькам. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золо­тую медаль по фигурному катанию на IV Олимпийских иг­рах в Лондоне (1908). Борцы Н. Орлов и А. Петров сереб­ряные медали на этих играх.

Отметим и других талантливых спортсменов: Н. Струн­ников и В. Ипполитов (коньки), С. Елисеев (штанга). И. Под-дубный (борьба), А. Харлампиев (бокс), М. Свешников (греб­ля).

В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за пло­хой подготовки команды Россия заняла предпоследнее ме­сто в неофициальном зачете, завоевав две серебряные и две бронзовые награды и поделив с командой Австро-Венгрии 15-16 место.

ПО

канцелярии и совета не оказало существенного влияния на развитие спортивного движения в России.

После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского Олимпийского комитета бы­ло решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиа­ды. Первые прошли в 1913 г. в Киеве и в 1914 в Риге. В соревнованиях в Риге приняло участие 24 города. Про­грамма рассчитана была на шесть дней, в нее входили со­ревнования для мужчин по таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика, фехтование, стрельба, вело- и мото­спорт, тяжелая атлетика, конный спорт, футбол, плавание, парусно-гребные гонки; для женщин — по легкой атлетике и фехтованию.

Накануне Первой мировой войны в России насчитыва­лось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (800) объединяли 50 тыс. спортсменов. Эти показатели намного ниже, чем в Германии, США, Англии, Франции и др.

Первые шаги делали: баскетбол, плавание, русский хок­кей, ручной мяч, автомотоспорт.

В стране стали проводиться соревнования в городах и губерниях, а по некоторым видам — первенство России.

В 1915 г. правительство объявило мобилизацию спорт­сменов для помощи царской армии.

ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ В СССР

8.1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СССР

После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в

рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физическо­го воспитания в школе.

Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, при­знавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку — занятия гимнастикой и различными видами спорта. Военное обуче­ние строилось по 96-часовой программе.

Но для того, чтобы осуществлять физическую подго­товку по программе всевобуча, нужны были специалисты. В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.

В 1919 г., руководствуясь программой по военному де­лу, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделами народного образо­вания примерных программ.

Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернски­ми научно-методическими советами. Программы значи-

В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготов­ке, который выработал программу развития советского фи­зического воспитания и спортивного движения на военный период.

27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управления — Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культу­рой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Деятельность человечества в этой сфере чрезвычайно важна и для индивидуума в частности, и для общества в целом, хотя этот факт часто игнорировался, в определенные периоды исторического развития общества, по причине особых религиозных убеждений, социальных условий и т. д.

Теперь, в начале XXI века, проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического.

Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.

Важнейшие разделы - это спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики: уровень здоровья, спортивного мастерства, науки, произведений искусства, связанных с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

2. Роль физической культуры у Древних славян

По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

Древние люди поневоле были наделены большой физической силой, необходимой им для выживания. Не удивительно, что останки древнего человека, найденные на территории Владимирской области советским ученым М.М.Герасимовым и имеющие возраст 20 тысяч лет, имели внушительные размеры. По данным М.М.Герасимова, этот человек каменного века, которому приходилось справляться с мамонтами и пещерными львами, противостоять стихии, был сильным. Ширина его плеч была 60 см, а рост 180 см. И все же, несмотря на хорошее физическое развитие, первобытный человек жил мало, так как у него не было эффективных средств защиты от ран и болезней.

С древних времен наиболее сильные люди вызывали уважение своих соплеменников. Как правило, самых сильных и ловких людей выбирали вожаками племен. Физическая сила была необходима человеку для защиты себя и своих соплеменников от внешних врагов, для охоты за дикими зверями, для обороны от хищников. Для достижения физического совершенства люди использовали различные состязания. Из древних игр наших предков до сих пор известны такие игры как городки, лапта и др.

3. Роль физической культуры в христианскую эпоху страны

После принятия христианства на Руси, как и во всем христианском мире, физическое воспитание переживает определенный кризис. Это было обусловлено особенными идеологическими догмами, парившими тогда в сознании человека. Христианство, принижающее, почти ненавидящее материальную природу человека, соответствующим образом влияло на мысли о заботе, о собственном здоровье, теле, а физкультура – это, прежде всего, развитие физического потенциала.

Дошло до того, что отдельным указом царя от 1648 года на Руси дворянству было запрещено заниматься какими-либо играми. Первым из царей, давшим толчок развития физической культуры стал наиболее прогрессивный царь Петр I. В эпоху его правления физическое воспитание в стране приобрело, по сути дела, государственный характер. В это время здесь широко распространились такие виды физического воспитания, как фехтование, вольтижировка, катание на коньках и буерах. Сам царь, обладая выдающимися физическими способностями, не гнушался участия в различных игрищах. При Петре I вновь были разрешены кулачные бои. “Русские кулачные бои,— писал Г. Фомин, историк XIX века,— B том виде, в каком они происходят сейчас, — это наш спорт, его форма, в которую вылилось само собой наше российское стремление к состязанию в силе, ловкости и выносливости. Кулачные бои прочно слились с бытом русского народа, и "корни его теряются в глубокой старине". В России было два вида кулачного боя — одиночный и массовый. Одиночный бои назывался "сам на сам" и имел форму спортивного единоборства. Массовый бои назывался “стенка на стенку”. Бились улица на улицу, посад на посад, деревня на деревню. И в тex, и в других боях строго соблюдались традиционные неписаные гуманные правила и постановления. Прохожих и зрителей трогать запрещалось; приходить с вооруженной рукой—тоже; кто убегал или упал того не били, а если увлекался боец его останавливали, кричали ему “Лежачего нe бьют!” Бои проводились лицом к лицу. Не разрешалось бить в спину с “подножки”, наносить удары ногами или головой. Нарушителя правил наказывали свои же бойцы.

Из русских кулачных бойцов особенно славились казанские, калужские и тульские оружейники Алеша Родимый, Тереша Кункин, братья Зубовы, Никита Долгов, братья Походкины. Видным московским бойцом был Семен Трещала — крепостной графа Орлова - Чесменского большого любителя кулачного боя. В Петербурге выдающимися кулачными бойцами были невзрачный с виду приказной чиновник Ботин и фабричный рабочий Соколик.

Описания старинной славянской забавы имеются в произведениях многих русских писателей М. Ю. Лермонтова, С. Т. Аксакова, А. Е. Измайлова, Н. Г. Помяловского, Г. И. Успенского, А. М. Горького и других.

За включение в программу обучения семинаристов физического воспитания (фехтование и верховая езда) ратовал и Ф.С.Салтыков, побывавший за границей. Большой вклад в развитие педагогики в России в конце XVIII века внес А.Ф.Бестужев – отец известных братьев декабристов. В его работах высказывалась мысль о всестороннем развитии личности. Если в школах будут только специальные науки, утверждал он, это еще нельзя назвать воспитанием, а можно лишь именовать школьным обучением. Истинное воспитание, помимо изучения наук, должно сочетаться с воспитанием нравственности, любви к отечеству. При этом не должно быть забыто и физическое воспитание. Он считал, что физическое воспитание также необходимо, как и нравственное.

Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес крупный ученый П.Ф. Лесгафт. Его творческая научная деятельность относится к концу XIX века. Он является признанным основоположенником физического образования и воспитания в нашей стране. В 1896 году им было организовано в Петербурге первое за всю историю России специальное учебное заведение по подготовке преподавателей физического воспитания.

4. Физическая культура в СССР

Уже в 1920 году Ленин подписал декрет об организации в Москве Государственного центрального института физической культуры, который сыграл огромную роль в подготовке специалистов по физическому воспитанию и в развитии научных исследований в этой области знаний. Все это дало огромный толчок к распространению физической культуры среди трудящихся.

В 1919 году в Петрограде вновь открывается институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, а годом спустя аналогичное учебное заведение в Москве. Институты в то время открывались по декретам Совета Народных Комиссаров.

Важной вехой в развитии физкультуры и спорта в Республике Советов стал Всевобуч. Как известно, VII съезд партии, который состоялся в марте 1918 года и обсудил важнейшие вопросы, решавшие судьбу молодого Советского государства, постановил, в частности, принять все меры для всеобщего военного обучения населения. Составной частью Всевобуча явилась физическая подготовка. Это был новый взгляд на физкультурное движение — с классовой точки зрения, он ставил спорт в один ряд с такими понятиями, как патриотизм, ответственность за судьбу революции. Всюду, куда дошла молодая Советская власть, инструкторами Всевобуча назначались спортсмены, передававшие допризывникам свои навыки и опыт. С молодежью занимались лучшие лыжники, гимнасты, конькобежцы. Они и составили ядро Высшего совета физической культуры, учрежденного при Всевобуче в 1919 году по решению 1 Всероссийского съезда работников физической культуры, спорта и допризывной подготовки. В день годовщины Всевобуча, 25 мая 1919 года, в Москве состоялся парад его частей. Он походил на Красной площади. Праздник показывает огромные возможности, таящиеся в спорте. С удивлением смотрела Москва на ладных, крепких молодых людей, не только сохранивших, но и укрепивших свои силы в тяжелое военное время, готовых в любую минуту встать на защиту Родины. В том же 1919 году Всевобуч подготовил для фронта отряды лыжников. Руководство Всевобучем осуществлял видный государственный деятель Н. И. Подвойский.

Огромное значение для развития физкультурного движения имело постановление ЦК РКП(б) от 13 июля 1925 года “О задачах партии в области физической культуры”, которое стало программой деятельности в этом направлении спортивных организаций.

Повсюду в стране, строились спортивные площадки, создавались физкультурные ячейки на фабриках и заводах. Во многих городах действовало общество “Муравей”, созданное по инициативе комсомола. Только в Москве насчитывалось 180 кружков “Муравья”, в которых более 10 тысяч юношей и девушек знакомились с основами спорта, получали первые спортивные навыки.

Идея создать комплекс физкультурных испытаний, который бы показывал степень подготовленности советских людей к труду и защите Отечества, касалась каждого, и патриотический призыв комсомола был услышан страной. Активно шло обсуждение норм, видов испытаний.

Еще одним шагом по вовлечению граждан страны в физкультурное движение было проведение Спартакиад народов СССР. Первая из них была проведена в Москве в 1956 году. Идея проводить крупные массовые спортивные соревнования, которые бы заинтересовали всю страну, родилась в СССР еще в довоенные годы. В 1928 году состоялась Всесоюзная спартакиада.

5. Физическая культура в современной России

Наступил кризис власти, который моментально отразился и на спорте, и на физическом воспитании. Жизнь стала несколько меркантильнее, и Почетные Грамоты, и вывешивания на Доске Почета предприятий перестали служить стимулом для упорной борьбы и победы. В большом спорте остались только энтузиасты.

Со временем исчезли физкультминутки "производственной гимнастики", перестали проводиться и разминки перед школьными уроками, канули в лету сдачи норм ГТО, одна за другой стали закрываться школы олимпийского резерва… Традиционные забеги, заезды сохранились, правда, судя по количеству участников и по результатам, любителей в них с каждым годом все меньше и меньше. Таким образом значимость массового спорта в общественном сознании несколько упала.

Но сейчас - на пороге постиндустриальной эпохи, следить за своей физической формой - дело каждого: чем сильнее и здоровее граждане, тем сильнее и здоровее страна. Пусть не каждый может заниматься в спортзалах и бассейнах, но сделать утром несколько наклонов или приседаний, размять мышцы ног, отказавшись от поездки на троллейбусе до метро - может каждый. Это и полезно, и, в конечном счете, экономически выгодно.

Список использованной литературы

В.Н.Бледнова, А.П.Фроленков Физическая культура студента: Методические рекомендации /Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств/ СПб 2002.

Мячин И. К., Стародуб А. Э., Смирнов Б. М. Москва-80. Олимпийский путеводитель.— М.: Российский рабочий, 1985.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос — качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.


В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в 855 средних учебных заведениях.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.



студент 3-го курса факультета летних олимпийских видов спорта Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО — это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, — а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся — например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения — лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам автор:


«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся — просто потому, что у нас мало снега.


После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го — трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения — построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

8) заключительная часть.

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться — оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия — втягивающие упражнения (5 минут), вторая — общеразвивающие упражнения (10 минут), третья — основные упражнения (25 минут), четвертая — успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.

В 1955 году на учебный предмет в школе стало отводиться 66 часов в год — по два часа в неделю. Нормативы 5–7-х классов стали отличаться для девочек и мальчиков. У девочек было меньше упражнений в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, стали короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.

Физическое воспитание в царской России XVIII века

С появлением такой личности, как царь Петр I, появляется система физической культуры и воспитания в России. И возникает она не только для военных целей, но и в университетах. Правда, для простого народа физическое воспитание не приветствовалось, поэтому и носило, в большинстве своем, довольно- таки интересный и самобытный характер.

Именно при нем стали быстро развиваться многие отрасли промышленности и сельского хозяйства, культуры и военного дела. Что касается физического воспитания, то в это время оно носило характер преимущественно прикладной, исключительно для военных целей.

Но нужно сказать, что все эти преобразования в самых разных областях, в том числе в физической и военной культуре воспитания, затрагивали лишь класс дворянства.

Физическое воспитание народа полностью отдавалось самому народу. Именно поэтому так различаются система военного воспитания с саморазвивающейся народной физической культуры, куда входили и кулачные бои, и хороводы, и катание на санках с гор, а также борьба и плавание. Все это принимало яркие краски народных увеселений, не имея строгой системы и специальных упражнений.

Что, в общем-то, вполне понятно. Жизнь крестьянства была в те времена весьма нелегка, если учесть, что в петровские времена было столько войн и других катаклизмов. Но все же в целом, русские простые люди отличались всегда хорошей физической силой, ловкостью, серьезным подходом к любому делу и огромной выносливостью. Тяжелый труд земледельцев и охотников делал свое дело и без специальных тренировок. А в военное время приходилось быть очень стойкими, чтобы хорошо сносить тяготы военных походов.

Даешь физическое воспитание всем видам учебных учреждений!

В других гражданских учреждениях также вводятся предметы, связанные с физическим воспитанием. В частности, когда появляется первый Московский университет, (1755 г.), то одновременно открываются и две гимназии, которые вели подготовку к поступлению в это учебное заведение. Одна из них была исключительно для дворян, а вторая - для разночинцев. Но различия были в том, что для дворян преподавались военные науки, фехтование и некоторые другие, а для разночинцев этих предметов не существовало.

Во времена Екатерины II тоже очень большое внимание было уделено воспитанию и просвещению воспитанников военных учреждений, которые состояли из дворянского сословия. Физическое воспитание молодежи, в основном, основывалось на примерах западных учебных заведений. Различия были лишь в том, что вначале 18 века образчиком для подражания были немецкие военные заведения, а во второй половине века образцом считались французские.

С начала 19 века образовательная система понемногу начинает обретать некую налаженную структуру, куда включаются университеты, гимназии и училища. Нужно отметить тот факт, что физическое воспитание и было введено в университетах, но этот предмет не носил обязательного характера, а в училищах и гимназиях ранее не преподавался вовсе.

И только, как всегда закрытые, дворянские учреждения слыли лучшими в плане физического воспитания и культуры. Если брать, например, всем известный Царскосельский лицей, то здесь был даже оборудован специальный зал для занятий различными физическими упражнениями, а также фехтованием и другими видами спорта.


Физическая культура и подготовка в русской армии — сила духа и физическая мощь!

Во времена правления Петра физическое воспитание будущего воина начиналось с юности. Тогда образовывали потешные полки, где были выходцы из разных слоев населения, а поэтому физическое воспитание прививалось всем.

Большое значение физической подготовке воинов и офицерского состава придавал А.В. Суворов. Во многих трактатах он подробно излагает свои взгляды на тему физической и военной подготовки.

Физически сильная армия - вот о чем мечтал Суворов, и делал все возможное, чтобы это было так. Стоит упомянуть лишь тот факт, когда Суворов только начинал свою карьеру и командовал Суздальским полком, то этот полк был одним из самых выносливых и сильных.

Читая и изучая исторические свидетельства и документы, совсем не удивительным, а даже несколько заурядным, становиться великий военный поход через Альпийские горы, потому, что Суворов тренировался сам и тренировал свои войска, даже когда не было войны.

В физическом воспитании солдат Суворов придавал немаловажное значение и тренировке такого качества, как выносливость. Чтобы натренировать это качество, солдат гоняли по лесам и лугам, заставляли залезать на лестницы, а также необходимым занятием были и переходы по рвам и болотам.

Но не только физическому воспитанию уделял свое внимание этот великий полководец. Он также заботился о гигиене и здоровье своих солдат. Огромное число солдат умирало не в бою, а в мирное время от самых разных и неожиданных болезней. Суворову удалось сократить эту ужасную статистику, практически, до нуля.

Если говорить про море, то тут приемником петровских, а также и суворовских методов в физическом воспитании, по праву можно назвать легендарного русского генерала Ф.Ф. Ушакова. Он ввел специальную методику подготовки матросов, в которую входили такие упражнения, как бег, упражнения с корабельными снастями, непременным атрибутом тренировок являлось плавание и гребля, стрельба из огневых орудий. Все эти, а также другие виды физических упражнений, безусловно, закаляли и способствовали усилению морально-волевых и физических качеств каждого моряка. Что, конечно же, сильно сказывалось на боеспособности всего российского флота исключительно в лучшую сторону.

Война 1812 года, стала своеобразным катализатором в деле физического совершенствования военных сил на суше и на море. Но после того, как она закончилась, постепенно, суворовские методы физического воспитания стали забываться. Дальнейшее развитие военной и физической подготовки пошло по пути глупой муштры, изучению бессмысленных уставов, а также введения палочной дисциплины. Несомненно, это значительно подрывало и ослабляло военную мощь Российской армии.

Все это подтверждается дальнейшими поражениями Российской державы, в частности, в Крымской войне, которая проходила в 50-х годах 19 века. Она, как на ладони, высветила все недостатки физической и моральной готовности войск.

Развитие физической культуры и спорта в народных массах

В народе не было определенной системы физического воспитания, поэтому развитие физкультуры носило стихийный характер. На различных ярмарках, народных гуляниях излюбленными развлечениями были кулачные бои и борьба.

Участвуя в таких соревнованиях, можно было не только показать свою силу и ловкость, но даже стать достаточно известным и знаменитым. Конечно, известность была в основном у Московских бойцов, но иногда случалось и так, что слух о каком-нибудь известном бойце доходила из глубинки.

В некоторых исторических документах можно прочесть описание того, как проходила народная борьба. Двое бойцов становились друг против друга, и один соперник должен был повалить на землю другого. Это можно было совершить с помощью броска, когда правая нога одного, поддевала левую ногу другого, и тогда соперник терял равновесие и падал навзничь.

Хотя борьба и была очень популярным видом зрелища, но все же это был не тот размах. Наибольшее веселье приносили, так называемые, бои стенка на стенку. В этих состязаниях могли участвовать все от мала и до велика.

Физическое воспитание — как это было у дворянского сословия

У дворян физическое воспитание значительно отличалось от народного и принимало совсем иные формы.

Как можно понять из сказанного ранее, первое отличие физического воспитания дворянской знати выливалось в то, что оно было направленно исключительно на военные нужды, как это происходило в потешных войсках Петра I. Там развивали военные навыки в купе с развитием морально - волевых качеств солдат.

Потешные войска смело можно назвать первой Российской регулярной армией, которая была создана Петром. Физическая подготовка в них велась в форме военных юношеских игр, увлекательных потех. Поэтому приносила не только усталость, но и некоторое удовольствие.

Со смертью Петра дворянство резко отходит от его принципов физического воспитания и все больше берет пример с западных веяний, заключающихся в более развлекательном характере времяпрепровождения, чем в физической подготовке. В это время на первый план постепенно выходят такие дисциплины, как охота и стрельба. Во дворах были сооружены специальные тиры, где стрельбе обучались исключительно все придворные.

Говоря о физической культуре и воспитании в петровские и после петровские времена, стоит сказать о том, что хотя в университетах и начинают появляться предметы, связанные с физическим воспитанием, но на самом деле эта направленность в обучении носит исключительно военизированный характер.

Читайте также: