Как автопортрет лермонтова дополняет ваше представление о личности поэта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каким был Лермонтов и какой его портрет признан наиболее похожим на оригинал?

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет 1837. Бумага, акварель. Овал. Государственный литературный музей, Москва. В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Автопортрет, в котором поэт изобразил представление о себе, показывает нам печаль, размышления, скрытый трагизм. Поэт хотел показать себя мягким и добрым, — таким он и был с ближайшими друзьями.

М. Ю. Лермонтов. Автопортрет 1837. Бумага, акварель. Овал. Государственный литературный музей, Москва. В 1837 году, на Кавказе, в ссылке, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. Автопортрет предназначался любимой женщине — В. А. Лопухиной (Бахметевой), которой Лермонтов и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед ее отъездом в Германию. Автопортрет, в котором поэт изобразил представление о себе, показывает нам печаль, размышления, скрытый трагизм. Поэт хотел показать себя мягким и добрым, — таким он и был с ближайшими друзьями.

„. портрет рисован самим поэтом акварелью в бурке — в армейском мундире. Это весьма любопытный портрет, должно быть очень похожий. Выражение глаз, все черты представляют один характер с вышеозначенными, только волосы подлиннее и не так правильно зачесаны, как требовало этого в то время предписание для всех служащих. Портрет рисован на Кавказе, где позволялись некоторые отступления от строгих правил формы“.

А. Опекушин. По поводу памятника Лермонтову (Письмо в редакцию). „Новое время“, 1883, 8 (20) марта, № 2523, стр. 2.

Оставим автопортрет стоять в стороне. Это особенная вещь, она однозначно субъективна. Начнем с детских портретов.

В изображении А.И. Герцена Лермонтов предстается храбрым и смелым готовым на все и на все случаи жизни.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Любая картина, выполненная художником - будь то осенний пейзаж, бушующее море или портрет молодой женщины, - несет в себе неизгладимые черты самого творца, его впечатление от изображаемого объекта. В этом смысле вся живопись субъективна и импрессионистична. Что же касается автопортретов, то при их создании доля субъективности максимальна. Бессознательно или намеренно живописец переносит на полотно то, что для посторонних остается тайной за семью печатями. Именно поэтому автопортреты в первую очередь привлекают внимание искусствоведов как ценный артефакт, имеющий полное сходство с оригиналом на внешнем (изобразительном) и внутреннем эмоциональных планах.

Лермонтов-пейзажист

О том, что Лермонтов писал картины, известно далеко не всем. Как утверждает энциклопедия, посвященная творчеству поэта, любовь к рисованию проявилась у него еще с раннего возраста. Изображение Лермонтова в виде мальчика двух лет свидетельствует, что уже тогда он пытался что-то чертить на свитках. Однако наиболее полно этот дар проявился во время первой ссылки на Кавказ. Ориентируясь на систему Рембрандта, Лермонтов создавал полотна на военную тему, портреты и, конечно, пейзажи. Последний жанр более всего представлен в живописном наследии поэта.

автопортрет Лермонтова

Лермонтов-портретист

По сравнению с зарисовками природы, портретное наследие поэта насчитывает меньшее количество работ. Среди них – автопортрет Лермонтова в бурке, изображения Веры Лопухиной, С. А. Раевского, А. И. Одоевского, выполненные акварелью (перечень картин неполный). Поэт также оставил несколько масляных полотен и множество набросков. Исследователи отмечают, что многие портреты отличаются психологичной точностью, как бы предвещающей начало нового направления в искусстве – реализма.

Жизненные обстоятельства

автопортрет Лермонтова описание

Передача полотна состоялась в июне 1838 года – перед отъездом Варвары в Германию. Уже оттуда она отправила автопортрет Лермонтова А. М. Верещагиной, которая всегда поощряла любые его творческие начинания – живописные, музыкальные и поэтические. На этом история полотна обрывается: в течение последующих 80 лет оно считалось утерянным безвозвратно, так что долгое время приходилось ориентироваться на копию, которую выполнила О. А. Кочетова в 1880 году.

Описание картины

Автопортрет Лермонтова 1837 года запечатлевает юношу, одетого в мундир Нижегородского полка. На его плечи накинута бурка, на груди размещаются газыри, а в руке поэт держит шашку. Фоном служат Кавказские горы, которые оставили в памяти Михаила Юрьевича ощутимый след, несмотря на то, что наслаждаться их видом Лермонтов мог только несколько месяцев.

автопортрет лермонтова в бурке

Дальнейшая история полотна

ХХ век расставил все точки над і в истории автопортрета поэта. Наконец вожделенное полотно нашлось: в 1955 году его приобрел немецкий профессор Винклер. Автопортрет Лермонтова стал переходить из рук в руки, пока через 7 лет после своего открытия он не попал из тогдашнего ФРГ на Родину, к величайшей радости поклонников его творчества.

Поэт на полотнах различных художников

Конечно, автопортрет Лермонтова, описание которого было представлено выше, является далеко не единственным изображением поэта. Самым ранним полотном, запечатлевшим Михаила Юрьевича, считается рисунок неизвестного художника, возможно крепостного, который перенес на бумагу очертания четырехлетнего ребенка. Второй портрет также запечатлевает поэта в детстве. Автор полотна изобразил нарядно одетого мальчугана с причесанными волосами. Некоторые искусствоведы ставят под сомнение подлинность картины, однако её сходство с первым изображением Лермонтова и воспоминания брата поэта свидетельствуют как раз о противоположном.

лермонтов автопортрет акварель 1837

Картин, на которых был бы запечатлен Лермонтов во время его учебы в Москве, нет. Только в 1834 году, когда его перевели в корнеты, бабушка заказала портрет внука. Налицо стремление художника несколько приукрасить обличье поэта. В то же время портрет вызывает доверие не только благодаря хорошему внешнему сходству с оригиналом, но и верно подмеченным настроением Лермонтова, выражением его глаз.

Широко известным стало изображение поэта, сделанное его учителем живописи Заболотским. Художник не являлся великим мастером, однако выполненный портрет свидетельствует о хорошем знании натуры Лермонтова. Это же можно сказать и о других изображениях поэта, которые отлично дополняют наше представление о нем.

До нашего времени дошли 15 прижизненных изображений Михаила Юрьевича Лермонтова, и это немало, учитывая, что он прожил всего 26 лет.

Самое достоверное изображение Лермонтова – его Автопортрет, написанный на Кавказе в 1837 году. Лермонтов был талантливым художником, и нельзя сомневаться в сходстве Автопортрета с оригиналом. Если взять этот автопортрет за основу внешности поэта, то другие его изображения доказывают особенности его лица: оно европейского типа, широкое между висками и зауженное книзу, большие глаза, нос с курносым кончиком, прямые брови и высокий лоб.

Наиболее близкими по сходству Автопортретом считаются портреты работы Заболотского 1837 года (в гусарском ментике) и 1840 года (в гражданском платье). Есть ещё единственный портрет Лермонтова в профиль (1840) работы Дмитрия Палена. Считается, что Пален очень точно уловил сходство, подчеркнув особенность лица поэта - характерную линию носа. Но здесь работа Палена не рассматривается по причине того, что Лермонтов у Палена изображён в профиль.

Теперь давайте посмотрим на портрет Лермонтова работы художника Горбунова. Если портреты Заболотского и Автопортрет Лермонтова передают практически одинаковую форму лица поэта и его характерные особенности (глаза, нос, скулы, подбородок), то портрет Горбунова от них отличается нехарактерной формой лица, размером глаз и формой носа.

Почему?
Потому что Горбунов рисовал портрет Лермонтова по единственному наброску и по памяти.

Как это случилось?
В 1841 году редактор и издатель журнала "Отечественные записки" А.А. Краевский начал готовить второй сборник стихов Лермонтова, и ему пришла в голову мысль украсить новое издание портретом автора. Дело в том, что произведения Лермонтова были уже известны читателям, но никто не знал, как автор выглядел.

Портреты Лермонтова хранились у его бабушки в Тарханах, и Краевский мог бы попросить сделать с них литографию, но Елизавета Алексеевна никому не давала драгоценные изображения любимого внука даже на короткое время.

Тут очень удачно в Петербург приехал с Кавказа сам Лермонтов. Его отпустили в отпуск для свидания с приболевшей бабушкой. Ожидая прибытия бабушки в Петербург, которая задерживалась по причине раскисших из-за оттепели дорог, Лермонтов совершал визиты к друзьям и занимался книгоиздательскими делами. Зная, что Лермонтов обязательно зайдёт в "Отечественные записки", Краевский пригласил художника Кирилла Горбунова, тогда ещё студента АХ, чтобы запечатлеть поэта для будущей литографии.

Общеизвестно, что художники пишут портреты за несколько сеансов, а быстро создаются только карикатуры. Краевскому был нужен полноценный портрет Лермонтова, а Горбунов уже тогда слыл отличным рисовальщиком.

Отпуск у Лермонтова получился очень насыщенным по делам и встречам. Несколько раз он заходил к Краевскому по издательским делам, но полноценно позировать не смог, поэтому Горбунов сделал только наброски. И.И. Панаев, который часто бывал у Краевского и присутствовал при визитах Лермонтова, утверждал, что "посещения его всегда были очень непродолжительны".

Уладив издательские дела, Лермонтов больше не приходил к Краевскому. Задержавшись в столице сверх положенного срока, Лермонтов получил предписание срочно возвращаться в полк. Горбунову пришлось заканчивать портрет по наброскам и по памяти.

Художник М. Е. Меликов, вспоминал о Лермонтове: "приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами". И добавлял: "Я никогда не в состоянии был бы написать портрета Лермонтова при виде неправильностей в очертании его лица".

Это сказал художник, который боялся исказить в портрете черты лица гениального поэта! А Горбунов не побоялся. Трудную внешность поэта он изобразил всего лишь по наброскам!

11 марта 1841 года Краевский написал М. Н. Каткову (журналист, издатель, публицист): "Здесь теперь Лермонтов в отпуску и через две недели опять едет на Кавказ. Я заказал списать с него портрет Горбунову: вышел похож".

Краевский не мог не заметить, что на рисунке Лермонтов лишь отдалённо похож на себя, но дела коммерции закрыли ему глаза на несоответствие портрета оригиналу. Издание с портретом автора, которого дотоле никто не видел, сулило издателю солидные барыши, а ради прибыли можно было покривить душой.

Лермонтов на рисунке Горбунова "вышел похож" лишь присущими ему чертами – усики, причёска, военный мундир. Это всё равно, как к портрету кудрявого человека пририсовать бакенбарды и сказать, что это Пушкин – все поверят, потому что бакенбарды и кудрявая голова – характерные элементы для узнавания Пушкина.

У Лермонтова то же самое – есть усики и военный мундир, значит, это Лермонтов, а всё остальное – плод воображения художника Горбунова (и зрителя).

Пётр Александрович Ефремов (библиограф, издатель, литературовед) вспоминал в 1875 году, что сам художник [Горбунов] сообщил ему, что не успел закончить работу "за отъездом Лермонтова на Кавказ и доделал его уже после его смерти".

Ранее Горбунов не встречался с Лермонтовым, и за несколько сеансов работы (или за один?) вряд ли мог запомнить детали лица, поэтому после отъезда Лермонтова дописывал портрет по своему усмотрению.

Панаев так описывал Лермонтова: "Он был небольшого роста, плотного сложения, имел большую голову, крупные черты лица, широкий и большой лоб, глубокие, умные и пронзительные черные глаза".

На портрете Горбунова таких характерных черт не наблюдается. Художник вытянул лицо Михаила Юрьевича, удлинил и сузил нос, придал ему горбинку, а кончик носа опустил книзу. К тому же сделал узкую переносицу, когда как на других портретах она широкая.

Законченный портрет, выполненный акварелью на бумаге, был передан Краевскому.
Я уверена, что Краевский, увидев рисунок, сначала постоял, размышляя, а потом сказал: "Очень характерный . похож".
П.А. Висковатов сказал: ". даже был похож". Домашний учитель Лермонтова А.З. Зиновьев сказал: "более всех схож".

Как-то неуверенно звучат эти слова . похож, но как бы не очень. Особенно настораживают слова Зиновьева. Учитель, учивший Лермонтова с 13 лет до 17-ти и никогда не видевший его взрослым (к тому же не видевший другие портреты Лермонтова), утверждает "БОЛЕЕ всех похож"! Очень голословно!

Получается, что видевшие Лермонтова люди, нашли лишь условное портретное сходство.
Здесь к месту можно привести высказывание о Лермонтове И.И.Панаева: ". большинство его знакомых состояло или из людей светских, смотрящих на все с легкомысленной, узкой и поверхностной точки зрения, или из тех мелкоплавающих мудрецов-моралистов, которые схватывают только одни внешние явления и по этим внешним явлениям и поступкам произносят о человеке решительные и окончательные приговоры".

Только Михаил Николаевич Лонги;нов в 1872 году написал в журнале "Русская старина" о своём категорическом несогласии с изображением Горбуновым Лермонтова: "Я первый заявил о несходстве и безобразии этого портрета".

Лонгинов и Лермонтов были дальними родственниками по линии Арсеньевых. Михаил Лонгинов знал Лермонтова с 9-ти лет и хорошо помнил его лицо. Он видел Лермонтова-юнкера и Лермонтова-гусарского офицера, а в последний раз Лонгинов и Лермонтов встречались в 1841 году, когда Горбунов создавал свой выдуманный портрет Лермонтова.

Так что Лонгинов имел все основания сказать, что на портрете Горбунова Лермонтов не похож сам на себя. И я, сверяя горбуновский рисунок с портретами Заболотского и с Автопортретом Лермонтова, с Михаилом Николаевичем согласна.

К тому же Лермонтов на портрете Горбунова получился унылым, с запавшими, безжизненными глазами и с синевой под носом и на подбородке, которая обычно бывает только у брюнетов. У мужчин случается, что цвет волос и бороды отличаются друг от друга, но Лермонтов не носил бороды, поэтому никто не знает, какого цвета она могла бы быть. Опять Горбунов нафантазировал брюнета, раскрашивая и улучшая рисунок.

Да, Лермонтов не хотел возвращаться на Кавказ, но потухшего взора у него никто не видел. Даже после дуэли с де Барантом Лермонтов (по свидетельству Панаева) был "необыкновенно весел и разговорчив".

А приходя к Краевскому, он часто вёл себя "как маленький бесёнок", мог разбросать бумаги на столе, сбросить на пол корректуры и произвести страшную кутерьму в комнате. Однажды он даже опрокинул ученого редактора [Краевского] со стула и заставил его барахтаться на полу в корректурах и бумагах. /Из воспоминаний И.И.Панаева/.

Горбунов зарисовывал Лермонтова к кабинете Краевского, и с чего он нарисовал его уныло-грустным?! Он же не мог знать, что через месяц поэт погибнет?!

Считаю, что акварельный портрет Лермонтова работы К.А. Горбунова - самый неудачный из всех изображений поэта. И самый, увы, распространённый, потому что был первым напечатан для широкой публики.

Получается, что Краевский и Горбунов сделали фальсификацию из-за денег? Горбунов из-за гонорара, Краевский из-за прибыли? Ведь Горбунов был бедным студентом, только-только получившим от своего помещика вольную, а дела "Отечественных записок" в то время уже шли неважно .

Портрет сначала хранился у Краевского, но позже был передан Горбунову для создания литографии к сборнику "Стихотворений М.Ю. Лермонтова", изданного в 1842 году.
Портрет Краевскому Горбунов не вернул.

В 1875 году у художника побывал П.А. Ефремов и обнаружил этот портрет уже подпорченным от сырости.
Биограф Лермонтова П.А. Висковатый (Висковатов) также говорил, что "оригинал портрета был кем-то взят у Краевского, реставрирован и испорчен".

В 1882 году Горбунов отдал портрет Лермонтова в Лермонтовский музей, видимо, подправив испорченные места, поэтому на копиях портрета, хранящихся в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и в Институте русской литературы, повреждения отсутствуют.

Можно ли уверенно сказать, что художник Горбунов не умел схватывать и передавать сходство? Думаю, нет, но только не в отношении Лермонтова. Поэт на других портретах (Заболотский, Захаров) сильно отличается от офицера на портрете Горбунова.
В отсутствие оригинальной натуры художник дал волю фантазии, вырисовывая лицо поэта по своему усмотрению, и сам уверовал в то, что это и есть Лермонтов. Пример - портрет, созданный Горбуновым в 1883 году.

В 1883 году при Николаевском кавалерийском училище шла подготовка к созданию Лермонтовского музея. Группа офицеров лейб-гвардии гусарского полка обратилась к Горбунову (как к автору самого известного портрета Лермонтова) с просьбой выполнить для музея портрет Лермонтова в гусарской форме. Художник охотно выполнил заказ, взяв за основу свою работу 1841 года.

Портрет получился красочным, ярким, но не похожим ни на Лермонтова (опять по памяти?), ни на портрет 1841 года (Горбунов не умел копировать самого себя?).

Кирилл Антонович Горбунов создал портреты многих известных представителей русской культуры (Белинский, Иван Тургенев, В.П. Боткин, Панаев, Герцен, Кольцов, Гоголь, Владимир и Михаил Жемчужниковы, Павел Анненков и др.), и теперь меня тревожит вопрос, а вдруг и они не похожи на самих себя?


Иллюстрация:
Портреты Лермонтова (фрагменты) слева направо:
Лермонтов "Автопортрет", 1837. Заболотский,1837. Заболотский,1840.
Ниже - портрет Лермонтова работы Горбунова.

Автопортрет Лермонтова

Автопортрет Лермонтова

В экспозиции Дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта.

Лермонтов изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме Нижегородского драгунского полка. Он в бурке, накинутой на куртку с красным воротником, с кавказскими газырями на груди; на кабардинском ремне с серебряным набором — черкесская шашка.

Портрет напоминает и лермонтовское стихотворение:

Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.

Варвара Александровна Лопухина (в замужестве Бахметьева) отдала портрет на хранение Александре Михайловне Верещагиной. Еще в период юности поэта в Москве она поощряла занятия Лермонтова поэзией и музыкой, бережно хранила его стихи и рисунки. В ее альбом Лермонтов вписал свои стихотворения. А. М. Верещагина вышла замуж за барона К. Хюгеля и жила в Штутгарте, где она и хранила все, что у нее осталось в память о Лермонтове, в том числе и автопортрет.

Сам портрет — одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии.

Мы используем cookie. Во время посещения сайта ГМИРЛИ имени В. И. Даля вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ. Подробнее.

Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Читайте также: