Как архитектура египетских некрополей отражает идею вечной жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по МХК (10 класс) по теме:

«Культура Древнего Египта.

Цель: выяснить, как идея вечной жизни воплощается в архитектуре древнеегипетских пирамид.

Обучающиеся

- На основе какой идеи было построено это СМС-голосование?

- Почему именно пирамиды сохранились до сих пор?

- Давайте проверим ваши предположения.

Проверка предположений (мифология, выбор пирамидальной формы, парусность).

- Почему нужно было создать такие пирамиды, которые бы стояли вечность?

- Что кроме этого знаем о взаимосвязи пирамид и идеи вечной жизни?

- Каким образом будем это выяснять?

- Вернемся к заданиям по группам. Ребята расположили пирамиды так, что первой среди пирамид оказалась ступенчатая пирамида. Почему?

- Итак, как форма пирамид связана с идеей вечной жизни?

- Первая ступенчатая пирамида – пирамида Джосера была наполнена подземными лабиринтами.

- Зачем проводилась мумификация?

- Раз пирамиды имели такое сакральное значение, какую функцию выполняли сфинксы?

- Вспомните древнеегипетских сфинксов, находящихся на Университетской набережной Санкт-Петербурга. Что можно сказать о сфинксах кроме того, что они охранники?

- Можем ли мы теперь более полно ответить на вопрос, как идея вечной жизни связана с архитектурой древнеегипетских некрополей?

- Захотелось ли вам увидеть это единственно сохранившееся чудо света – древнеегипетскую пирамиду?

Кто интересуется и Египтом, и Петербургом, могут поразмышлять о сфинксах на Университетской набережной: можно ли было привозить сфинксов из Египта в Россию?

Еще предлагаю поискать информацию об еще одном виде некрополей - древнеегипетских храмах.

Из этих трех заданий вам нужно выполнить одно.

- Время реализации проекта 25. 03. 2013 – 6. 10. 2013. Результаты проекта – выбор 10 символов России (по итогам СМС-голосования):

- На основе идеи перечисления чудес света.

- Классический список чудес света:

- Храм Артемиды в Эфесе;

- Статуя Зевса в Олимпии;

- Мавзолей в Галикарнасе;

- Висячие сады Семирамиды;

(Проверка по видеоролику)

Выступает каждая группа.

- Идея вечной жизни, которая выражается в мифологии.

Цель: выяснить, как идея вечной жизни воплощается в архитектуре древнеегипетских пирамид.

Выяснить, как форма пирамид связана с идеей вечной жизни.

Зачем проводилась мумификация.

Какую функцию выполняют сфинксы.

- Строительство более простое по сравнению с гладкими пирамидами. Связь с мифологией – восхождение, лестница к солнцу. Также пирамида напоминает окаменелый луч солнца.

Пирамида – символ лестницы к солнцу и окаменелого луча солнца.

Просмотр видеофрагмента о мумификации.

- Мумификация нужна была для того, чтобы сохранить тело для вечной жизни. Пирамиды – это жилища фараонов в загробной жизни.

- Сфинксы являются охранниками.

- Сфинксы имели портретное сходство с фараоном, захороненным в той пирамиде, рядом с которой они находились.

- Пирамиды строились для того, чтобы обеспечить фараону вечную жизнь. Уже сама форма пирамиды являлась символичной и связанной с верховным божеством – Богом Солнца Ра. Самым священным местом в пирамиде были лабиринты, в которых находилась мумия и внутренние органы. Чтобы пирамиды не разграбили, рядом находился охранник – сфинкс.

Краткое описание документа:

Цель данного урока: выяснить, как идея вечной жизни воплощается в архитектуре древнеегипетских некрополей.

Урок по изучению архитектуры некрополей проходит в рамках изучения культуры Древнего Египта, поэтому на занятии необходимо коснуться религии, других видов искусства, существовавших в Древнем Египте, а также рассмотреть пирамиды в совокупности с другими чудесами света древности.

На занятии реализуется дифференцированный подход: обучающиеся выбирают себе задание сами, исходя из своих интересов, уровня знаний и потребностей; на уроке учитываются индивидуальные особенности учащихся, в частности, каналы восприятия информации.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов


Курс повышения квалификации

Современные методы арт-терапии: базовые техники

  • Сейчас обучается 204 человека из 53 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 274 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 27.11.2014 4087
  • DOCX 19.7 кбайт
  • 15 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Смолина Ольга Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

 Древний Египет. 1. Воплощение вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды


Древний Египет. 1. Воплощение вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. 2. Храм Амона- Ра в Карнаке.


Пирамида Хеопса.


n Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.


Пирамида Хефрена. Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена.


Пирамида Хефрена и Сфинкс.


Пирамида Микерина. n Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н. э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66, 5 метров (сегодня - 62 м) . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.


пирамида Микерина- самая маленькая в комплексе пирамид Гизы.


n Многолетние исследования ученых показали, как создавались пирамиды. Каменные блоки вырубали в горе на другом берегу Нила. Древние каменоломни и сейчас хорошо видны. Затем их доставляли на судах в Гизу по специально прорытому для этого каналу. Недавно археологи нашли рядом с пирамидами причал. Блоки затаскивали на пирамиду по наклонной земляной насыпи. n Великие пирамиды - часть обширного некрополя Гиза. Рядом с ними - несколько маленьких пирамид, где погребены жены фараонов, гробницы жрецов и крупных чиновников. У подножия плато Гиза расположены погребальные храмы и Большой Сфинкс.


n Пирамиды строились не на века на Вечность, ведь после смерти погребенные живут вечно, в царстве мертвых, а значит, и тела их должны были быть сохранены в Вечности, и этому уделялось первостепенное значение. Большую часть жизни фараона строилась его усыпальница.


n Известны случаи, когда побывавшие в пирамидах испытывали смятение, доходящее порой до обморока. Что-то подобное испытал Наполеон, проведя ночь в Великой пирамиде, но так до конца своей жизни и не рассказавший, что же случилось. Хотя возможно действие спертого воздуха гробницы и небольшая клаустрофобия, вполне могут вызвать подобные чувства. Ловушка для грабителей, которую использовали в пирамидах, представляла небольшую комнатку - шлюз, о которой туристы обычно не знают. Здесь на непрошеных гостей должны были упасть мешки с песком, а дорогу перекрыть решетка, соскользнувшая сверху. Ложные ходы, также часто встречаются в гробницах.


Храм Амона- Ра в Карнаке.


Храм в Карнаке находится в Фивах. Был построен фараоном Рамзесом и посвящен богу солнца Амону-Ра.


n Карнак и Луксор соединялись между собой длинной аллеей сфинксов с бараньими головами, вырубленных из камня. Эту аллею называли тропой богов. В праздники священная барка со статуей Амона шествовала из одного храма в другой. Храмовый ансамбль в Карнаке с его воротами, дворами и залами, с бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками, во всем своем великолепии и таинственной роскоши представляет величественнейший памятник Древнего Египта и свидетельствует о древней славе царя всех египетских городов.


Статуя Рамсеса II


Гипостильный зал занимает площадь в 5000 квадратных метров. Рядами, по шестнадцать колонн в каждом, стояли 134 колонны. В середине зала поднимались 12 "папирусных колонн" высотой в 21 метр, каждая более 10 метров в окружности. Остальные 122 колонны были высотой 13 метров и около 9 метров в окружности. Форма и расположение колонн создают такую игру света и тени, что до сих пор Карнак считается непревзойденным архитектурным шедевром. В центре гипостильного зала высится гигантская статуя Рамзеса, и рядом с ним хрупкая голубоглазая женщина - его любимая жена Нефертити. Стволы колонн и стены зала были покрыты рельефами. Высеченные в камне, а затем раскрашенные яркими красками, очертания изображенных фигур слегка возвышались над фоном.


Гипостильный зал. Общий вид.


Колонны гипостильного зала.


n Один из рельефов главного зала изображает фараона, который приводит пленников и подносит трофеи какому-то другому царю, фигура которого также велика, как и фигура самого фараона. Только на короне того сияет большой диск, а в руках - что-то вроде креста с рукояткой в виде петли. Это и есть тот, в честь кого построен храм - бог Солнца Амон- Ра. В руках он держит знак жизни, а диск на его короне изображает Солнце.

некрополи Египта

Стариннейшие царские гробницы принадлежат эпохе правления первой династии, в разрезе они имеют трапециевидную форму. Они стропилились из кирпича-сырца. Располагались гробницы в Нагада и Абидосе в Верхнем Египте, а также в Саккаре, где имеется основной некрополь Мемфиса.

Эти постройки состояли из двух частей: наземной и подземной. Наземная часть была предназначена для молельни, а также здесь размещали инвентарь для погребения. В подземной части были погребальные камеры. Царские захоронения в Нагада относятся к периоду правления первой династии. Фасад постройки, похожий на фасад царского дворца, разделен выступами. Мастаба (гробница царя, трапециевидной формы) Анджиба в Саккаре (мастаба Небетки) состоит из четырех сторон, три из которых имеют ступени, а четвертая – гладкая, вертикальная.

На западном берегу Нила, там, где располагалась ранее столица Египта – Мемфис, обнаружены мастабы тинитских династий и пирамиды периода Древнего царства. Сейчас эти некрополи названы так же, как и арабские селения, находящиеся в этих местах: Абу-Роаш, Гизэ, Саккара, Дашур, Медум. Некрополь занимает территории, начинающиеся от дельты Нила по западному берегу реки к Фаюмскому оазису. Позже здесь были построены пирамиды Среднего царства, которые продолжили территорию некрополей в южном направлении. Здесь было обнаружено 14 больших мастаб, которые, скорее всего, являются гробницами правителей 1 династии.

В период правления третей династии некрополь в Саккаре был пополнен новым архитектурным комплексом – пирамидой Джосера и ее погребальным ансамблем. Пирамида имеет ступенчатые стены. За время строительства площадь пирамиды постоянно увеличивалась, к окончанию постройки она занимала территорию 140 на 118 метров. Высота пирамиды составляет около 60 метров.

Пирамида является главной частью погребального ансамбля, расположение зданий строго соотносится с погребальным ритуалом. После смерти фараона перевозили на ладьях на западный берег Нила. Первая часть похоронной церемонии начиналась в нижнем заупокойном храме, расположенном у пристани. Затем похоронная процессия по крытому коридору отправлялась в верхний храм, который включал в себя главный коридор, двор и пять ниш, в которых находились статуи пяти фараонов. В глубине располагалась молельня с обманными воротами и жертвенником. С западной стороны верхнего храма стояла сама пирамида, с четырех сторон которой были сделаны углубления для ладьи, предназначенной для путешествия правителя по потустороннему миру. Недалеко от пирамид располагались могильники с мастабами, усыпальницами, предназначенными для египетской знати.


В уроке рассматривается о происхождении и сути культа мёртвых в Древнем Египте, воплощении идеи вечной жизни в египетских некрополях, роли магии и ритуала в заупокойном культе.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Загробный культ Древнего Египта"

Древний Египет – это название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, которая существовала на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. Здесь сложился культ смерти, которая была для египтян продолжением земного существования. Давайте подробнее о нём узнаем.

Вопросы занятия. Происхождение и суть культа мёртвых в Древнем Египте. Воплощение идеи вечной жизни в египетских некрополях. Роль магии и ритуала в заупокойном культе.

История Древнего Египта насчитывает около 40 веков от начала формирования земледельческой египетской цивилизации в 4 тысячелетии до нашей эры до окончательного установления римского господства на этой территории в 31 году до нашей до нашей эры. Древнеегипетская история подразделяется исследователями на несколько периодов, среди которых для наиболее значительными с точки зрения развития искусства были периоды: Древнего царства (с XXVIII по XXIII век до нашей эры), Среднего царства (с XXI по XVIII век до нашей эры), Нового царства (с 1580 по 1085 год до нашей эры), а также Поздний период (с 664 по 332 год до нашей эры) и период эллинизма, который длился с 323 по 31 год до нашей эры.

Древнеегипетское общество было тесно связано с религией, которая обоготворяла силы природы и земную власть.

В её основе лежала идея о вечной жизни человека. Она выражалась в представлениях о загробной жизни, которую египтяне понимали как продолжение земного существования. Это породило грандиозный заупокойный культ, важными элементами которого являлись сохранение тела, строительство для него гробницы и выполнение магического ритуала. Подготовка к загробной жизни стала одной из главных задач жизни земной.

Такие представления были обусловлены в первую очередь природными условиями.

Древнеегипетская цивилизация сложилась в долине многоводной реки Нил, окружённой бесплодной пустыней. Тем не менее земледелие у них процветало. Хороший урожай обеспечивался ежегодными разливами Нила, а не дождевым орошением. То есть по представлениям людей того времени Небо-отец не оплодотворяло Мать-землю, но она всё равно приносила плоды.

Египтяне пытались понять окружающий мир и как-то объяснить эти процессы. Так родился миф об Осирисе, который почитался как божество сил природы и загробного мира. Египтяне полагали, что он умирает и возрождается так же, как и вся природа, а ежегодные разливы Нила – это горькие слёзы его жены Исиды, которые она проливает о погибшем супруге.

Согласно мифу, у Осириса был брат Сет, он владел пустыням, был завистлив и зол. Коварный Сет убил Осириса, но Исида смогла оживить мужа. Осирис отказался вернуться на землю и стал владыкой и судьёй загробного мира.

Из подземного мира Осирис высылал урожай, заставляя поля плодоносить. Такую же власть над урожаем имели все покойники, находившиеся под землёй. Следовательно, забота о посевах становилась заботой об усопших. Так сложился культ мёртвых.

Когда правитель умирал, его начинали называть Осирисом. Начиная со Среднего царства уже не только фараон, но и любой умерший египтянин ассоциировался с Осирисом и мог ожить после смерти.

Однако для будущего воскрешения человека, то есть для его вечной жизни, необходимо было сохранить его тело, то есть мумифицировать.

По преданию, бальзамированию людей научил бог Анубис, который создал первую мумию, завернув тело Осириса в бинты, пропитанные особым составом. Он стал покровителем бальзамирования и погребальных обрядов. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.

Сам Анубис представлялся в образе шакала или человеком с головой шакала. Кроме него, в египетском пантеоне богов большинство имело облик животных или птиц. Это связано с тотемизмом – верой в родство с животным, которое считалось предком или покровителем рода.


Египтяне верили в существование души, состоящей из нескольких частей. Обладали ею не только люди, но также животные и боги. Важнейшими составляющими души были Ка и Ба.

Главное место в культе мёртвых занимала Ка – это жизненная сила, черты характера, своеобразный духовный двойник человека, с которым тот встречается после смерти. Именно Ка делала умершего способным существовать после смерти, выполнять его жизненные функции.

Душой человека с рождения была Ба. Это жизненная сущность в виде птицы с головой человека, его совесть. Ба состояла из чувств и эмоций.

Египтяне считали, что после смерти человека Ба вместе с Ка отделяются от тела и бродят по миру. Но, найдя новое обиталище – гробницу с мумией умершего, – возвращают его к жизни в загробном мире.

Эти религиозные представления египтян оказали большое влияние на развитие и формирование стиля египетских некрополей и на всю архитектуру Древнего Египта в целом.

Возведение именно пирамид началось в эпоху Древнего царства. В них нашла отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Все­ленной.


В пирамидах отражались представления о мировой горе. Её вертикальная ось соединяет пространственные зоны неба, земли и подземного мира, а квадрат основания воспроизводит горизонтальную модель мира.

Всего насчитывалось около 90 пирамид, но, к сожалению, большинство из них разрушено.

Самой древней считается грандиозная ступенчатая пирамида Джосера, воздвигнутая в 28 веке до нашей эры по проекту архитектора Имхотепа. Она расположена в Саккаре – самом большом некрополе Египта на южной окраине Мемфиса.

С распространением культа бога Ра, который почитался как создатель всего сущего, отец богов и фараонов, связано массовое строительство пирамид в последующее время.

Одним из семи чудес света считаются пирамиды в Гизе близ Каира, расположенные на западном берегу Нила. Они построены на западном берегу не случайно.

Всё дело в том, что по представлению древних египтян, мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат, предназначенный для мёртвых. Кроме того, разные миры относились к разным частям света. На западе, за горизонтом находился загробный мир Дуат. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения.

Согласно мифу, солнечный бог Ра ежедневно проплывал на своей ладье по небесному Нилу и скрывался за горизонтом, чтобы наутро вновь родиться на востоке.

Усыпальницы Гизы по способу построения отличались от пирамиды Джосера и предназначались для фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции этих фараонов называют Хеопс, Хефрен и Микерин).


Их конструкция отличается строгостью и рациональностью и соединяет в себе квадрат в плане и равнобедренные треугольники сторон, сходящиеся к верхней точке. Все они были ориентированы по сторонам света.

Пирамиды были только частью некрополя. Так, пирамида Менкаура имеет ещё три пирамиды-спутницы меньших размеров, которые предназначались для жён и родственников фараона.

А дорогу, ведущую к пирамиде Хафра, преграждает страж вечности – Большой сфинкс, который был сакральным образом этого фараона. Сфинкс с туловищем льва и головой Хафра олицетворял сверхъестественную силу фараона, власть которого простиралась над всеми существами.

Частью некрополя были и заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души.

Они также символизировали вечность, воспроизводя в камне легенду о каждодневном умирании и новом рождении солнечного бога Ра.

Особую роль заупокойные храмы и скальные гробницы в честь богов приобретают в эпоху Среднего и Нового царств.

Архитектурный облик Египта в этот период определяли храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила.

Храмы Амона-Ра находились на расстоянии 2,5 километра друг от друга и украшали город Фивы – столицу Нового царства. Они соединялись между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

Характерной особенностью этого грандиозного ансамбля стало оформление входа в храм. Он представляет собой массивные башни-пилоны в виде трапеции с узким проходом посередине. За входом находился открытый двор, обнесённый колоннадой, а затем в определённой последовательности – один или несколько залов, поддерживаемых колоннами, и святилище. Символическое значение имела освещённость храма. Она выражала идею двух фаз жизни – рождения и расцвета.

Новым элементом храмовых комплексов Позднего царства стали святилища, посвящённые культу бога Хора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды. Лучше всего сохранившимся памятником архитектуры того времени является храм бога Хора в Эдфу.


Все произведения изобразительного искусства египтяне наделяли магическими свойствами. Любое творение египетского мастера служило единственной цели: обеспечить благополучное существование человека после смерти, то есть обрести бессмертие.

Гарантировать вечную жизни должны были ритуал и магия. По первоначальным представлениям, право существовать в загробном мире имел только фараон.

Стены погребальных камер и коридоров гробниц фараонов эпохи Древнего царства были исписаны магическими текстами, которые обеспечивали фараону безопасное продвижение в загробный мир и обретение там благополучия. Кроме того, существовал обычай чтения заклинаний вслух.

Магической силой наделялись и все изображения, всё, что было видимо, считалось существующим. Поэтому внутренние и внешние стены заупокойных храмов, гробниц, обелиски и стелы декорировались рельефными и фресковыми композициями.

Фигура человека изображалась так, чтобы в профильном положении головы были полностью видны глаз, развёрнутые тыльной стороной ладони рук с пальцами одной длины. Голову и ноги рисовали в профиль, плечи – анфас, а выставленная вперёд левая нога означала движение в вечности.

Такой способ изображения помогал наиболее выразительно показать каждую часть тела, избежать сокращений, а значит, сохранить целостность восприятия образов. Социальные различия подчёркивались размером фигуры. Боги и фараоны изображались выше ростом, чем остальные участники сцены.

Фигуры располагаются строго параллельно, при этом нижние передают события переднего плана, а верхние – дальнего, хотя размер их не изменяется.

В эпоху Среднего царства право на бессмертие и загробную жизнь получили все подданные фараона. С этого времени значительное внимание уделялось украшению прямоугольных саркофагов. Снаружи они заполнялись рельефом, а изнутри – магическими формулами против загробных опасностей и картинами, наделёнными сакральной силой. Такова, например, роспись саркофага принца Именемипета.

Кроме прочего саркофаги служили надёжным убежищем для тела. Поэтому их внешний декор имитировал дом. Здесь примером может служить саркофаг царицы Кауи.

Помимо саркофагов в эпоху Нового царства опять стали щедро украшать росписями гробницы, которые высекали в скалах на западном берегу Нила. Эти масштабные некрополи называются Долина Царей и Долина Цариц. Одним из лучших произведений искусства всей эпохи Нового царства стала многоцветная фресковая живопись гробницы жены Рамзеса II Нефертари в Долине Цариц. А одной из самых богатых по подбору сюжетов является гробница Рамзеса IX в Долине Царей.


Все росписи здесь выполнены красками, которые наносились в расплавленном виде, которые были замешаны на горячем воске. Такая живопись называется энкаустика.

Постепенно цивилизация Древнего Египта потеряла своё былое величие, а художественные традиции египетского искусства стали основой для античной эстетики.

Давайте подведём итоги. Монументальное древнеегипетское искусство выросло из идеи вечной жизни и служило целям религиозного культа. Решающее значение в религии древних египтян имели представления о загробной жизни, которую они представляли как продолжение земного существования. Монументальные формы гробниц и храмов свидетельствовали о могуществе и бессмертии фараона. Гарантом вечной жизни в Древнем Египте выступали ритуал и магия.

Читайте также: