Как айсберг стал причиной трагедии титаника кратко

Обновлено: 05.07.2024

Крупнейший корабль в мире

Подготовка к плаванию и крушение

На лайнере находилось много состоятельных людей, большинство из которых были очень влиятельны в те годы. По невероятному совпадению Джон П. Морган и еще несколько миллионеров отказались от плавания в самый последний момент. Знали ли они что-то или это банальная случайность — этого мы не узнаем, наверное, никогда. В любой случае отказавшиеся от поездки стали невероятными счастливчиками.

Только ли айсберг стали причиной?

Но в трагедии, как обычно бывает, виноват также и человеческий фактор. Почему были проигнорированы предупреждения о наличии айсбергов? Почему не снизили скорость при проходе в опасном районе? Правильно ли все сделал вахтенный помощник? И конечно же, не стоит сбрасывать со счетов погодные условия.

В этот день не было луны и морская гладь плохо освещалась. Из-за этого смотрящие могли пропустить айсберг. Также некоторые эксперты считают, что в тот день мог возникнуть ложный горизонт , из-за чего ледяную глыбу было трудно распознать.

Титаник-2

14 апреля 1912 года лайнер на всех парах (со скоростью 22,5 узла, это была чуть ли не максимальная скорость) нёсся по Северной Атлантике. Ничто не предвещало трагедии, был полный штиль. На верхней палубе в ресторане с красивым интерьером играл оркестр. Богатые люди из первого класса пили шампанское, гуляли под открытым небом и наслаждались замечательной погодой.

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

Лобовое столкновение корабля с айсбергом в последний момент было предотвращено

Айсберг погнул обшивку корабля, в результате чего герметичность была нарушена

Дальнейшая хронология трагедии

Большинство пассажиров, находившихся на верхней палубе, поначалу не почувствовали никакой угрозы. Стюарды, разносившие в ресторане по столам закуску, отметили лишь лёгкий звон ложек и вилок на столах. Некоторые из пассажиров ощутили несильный толчок и дребезжание, которое быстро закончилось. Кое-кто посчитал, что от судна просто отвалилась винтовая лопасть.

На нижних палубах первые последствия были более ощутимыми: здешние пассажиры услышали неприятный скрежет и грохот.

Вскоре корабль стал заметно крениться. 62-летний капитан судна Эдвард Смит отдал приказ готовить шлюпки и начать созыв пассажиров для эвакуации.

А радистам в свою очередь было приказано посылать сигналы SOS всем близлежащим кораблям. Они занимались этим все последующие два часа, и лишь за несколько минут до полного потопления Смит освободил телеграфистов от работы.

В полвторого ночи пассажиров начали рассаживать в шлюпки. Сразу же стало понятно, что мест не хватит на всех. Всего на борту было двадцать шлюпок и их общая вместимость составляла 1178 человек.

По приказанию капитана Смита его помощника Чарльза Лайтоллера, контролировавшего процесс эвакуации на левом борту лайнера, в шлюпки брали исключительно детишек и женщин. Мужчины, по мнению капитана, обязаны были находиться на судне до последнего. А вот Уильям Мэрдок, ещё один помощник Смита, руководивший эвакуацией на правом борту, давал места в лодках и мужчинам, когда в очереди собравшихся отсутствовали женщины и дети.

Примерно в 02:15 нос лайнера внезапно опустился вниз и оставшаяся часть корабля сдвинулась вперёд. По палубам пронеслась большая холодная волна, многих людей просто унесло за борт.

После того, как корма полностью погрузилась под воду, на поверхность выплыли сотни человек. Они плавали в ледяной воде среди всяческих вещей с корабля: деревянных балок, предметов мебели, дверей и т. д. Многие пытались использовать всё это как плавсредство.

Температура океанской воды в ту ночь составляла −2°С (морская вода не замерзает при такой температуре из-за концентрации соли в ней). Человек здесь умирал от сильнейшего переохлаждения в среднем в течение получаса. И многие из удалявшихся от потонувшего корабля на шлюпках слышали душераздирающие крики тех, кому не хватило места в лодках.

Лайнер приводился в движение несколькими четырёхцилиндровыми паровыми машинами и паровой турбиной. При этом пар для них, а также для всевозможных вспомогательных механизмов производился в 29 котлах. Стоит специально отметить, что ни один из тридцати механиков корабля не выжил. Они оставались в машинном отделении и поддерживали работу паровых агрегатов до последнего.

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Пять повреждённых отсеков закрашены синим

Состав экипажа и пассажиров

Стоит немного рассказать и о пассажирах. Пассажирский состав был крайне разношёрстным — от нищенствующих эмигрантов из Швеции, Италии, Ирландии, плывших за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм (оба погибли).

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле – так он провёл последние часы

Бенджамин Гуггенхайм надел свой лучший фрак и стал пить виски в холле — так он провёл последние часы жизни

Кстати, сервис в третьем классе тоже был достойным, лучше чем на некоторых других трансатлантических пароходах того времени. Каюты были светлые и уютные, в них было не холодно и достаточно чисто. В обеденном зале подавались не слишком изысканные, но вполне приемлемые блюда, имелись специальные палубы для прогулок.

Помещения и пространства корабля были строго разделены в соответствии с классами. И пассажирам, допустим, третьего класса воспрещалось находиться на палубе первого класса.

Между крупными элементами лайнера на дне можно было разглядеть и мелкие предметы, свидетельствующие о той эпохе: набор медных столовых принадлежностей, непочатые винные бутылки, чашечки для кофе, дверные ручки, канделябры и керамические детские куклы…


Самое большое и богатое судно XX века

Трагедия, которая унесла сотни жизней

Интерьер каюты первого класса / Фото: journal.homemania.ru

Примерно в 23:40, приблизительно в 400 морских милях (740 км) к югу от Ньюфаундленда прямо по курсу был замечен айсберг, о чем было сообщено на мостик. Задача двух дозорных, Фредерика Флита и Реджинальда Ли, осложнялась необычайным штилем, что затрудняло возможность определить айсберг заранее.

По мере того, как предпринимались попытки связаться с близлежащими судами, на воду начали спускать спасательные шлюпки.

В мае 1912 года началось британское расследование. Оно проводилось под надзором Британского торгового совета.

В 1913 году в Лондоне была созвана первая Международная конференция по охране человеческой жизни на море. На ней были разработаны правила, согласно которым на каждом судне должно быть предусмотрено место для спасательной шлюпки на каждого человека, находящегося на борту.Также был создан Международный ледовый патруль для предупреждения судов об айсбергах в судоходных путях Северной Атлантики.

Запросы США и Великобритании мало что сделали для прекращения спекуляций и споров по поводу затопления Титаника. Через несколько дней после трагедии начались разговоры о поиске затонувшего судна. Однако, учитывая ограниченность технологий, серьезные попытки были предприняты лишь во второй половине 20 века.

Винтовая лестница после сотни лет под водой / Фото: jets.ru

В августе 1985 года Роберт Баллард возглавил американо-французскую экспедицию с борта научно-исследовательского судна ВМС США "Кнорр". Подводный аппарат был отправлен на глубину около 13 000 футов (4 000 метров) на дно Атлантического океана, передавая видеоизображение наверх. 1 сентября 1985 года были сделаны первые подводные снимки "Титаника".

Вместо этого ученые обнаружили, что в результате столкновения образовалась череда мелких пробоин, а также хрупкое разрушение и разделение швов в соседних плитах корпуса, что позволило воде затопить шлюзы.
Бесчисленные версии, интерпретации и анализы катастрофы "Титаника" превратили корабль в культурную икону.

Какие грубые ошибки были допущены экипажем

Спустя чуть более часа после столкновения с айсбергом со спуском первой шлюпки началась неорганизованная и бессистемная эвакуация. В то время как шлюпка была рассчитана на 65 человек, ее заполняли только на половину, в лучшем случае.

В соответствии с морским правом, первыми в шлюпки садились женщины и дети; только когда поблизости не оставалось ни женщин, ни детей, мужчинам разрешалось подняться на борт. В итоге, сумели спастись всего 706 человек.

Сегодня мы знаем все подробности той ночи, когда непотопляемый корабль столкнулся с айсбергом. А для современников причины катастрофы были не очевидны.

Основано на реальных событиях

6.jpg

Следствие ведут…

Всех спасшихся подобрал британский пассажирский пароход Carpathia (Карпатия), хотя ближе других к месту трагедии находился другой пароход — Californian (Калифорниэн). Вечером 18 апреля выжившие в крушении прибыли в Нью-Йорк.

4.jpg

3.jpg

Наиболее ценными комиссии представлялись показания второго помощника капитана Титаника Чарлза Герберта Лайтоллера (всего после крушения выжили 4 из 8 офицеров и 42 из 66 человек палубной команды). Комиссия отметила, что на многие вопросы он давал уклончивые ответы, пользуясь тем, что сенаторы плохо знакомы с предметом разговора в принципе. Однако комиссия отнеслась к помощнику капитана мягко, учитывая масштаб пережитой им трагедии.

5.jpg

Обстоятельства непреодолимой силы

28 мая комиссия обнародовала своё заключение:

Кадр из фильма Титаник Джеймса Кэмерона.

Читайте также: