Кафка превращение краткое содержание анализ

Обновлено: 07.07.2024

Франц Кафка назвал эту историю тошнотворной, и есть отчего. Во-первых, сам факт превращения человека в мерзкое насекомое весьма неприятный. Во-вторых, следствия, которые он влечет за собой, обнажают человеческую натуру, оставляющую желать лучшего. Если вы уверены, что близкие будут любить вас, несмотря ни на что, спросите себя, сохранятся ли их теплые чувства, превратись вы вдруг в огромное насекомое…

Неожиданная метаморфоза

В короткой жизни Франца Кафки было мало просветов. Он родился в Праге и благодаря отцу-тирану получил целый ворох психологических проблем. К счастью, ему удалось съехать от родителей, но одинокие скитания были не намного лучше.

И если поначалу они заламывают руки от горестного изумления и страха, но пытаются как-то действовать (сестра, например, убирает его комнату и подбирает для него еду, мать порывается увидеть сына), постепенно их отношение становится все более равнодушным и жестоким, пока они не приходят к выводу, что Грегору пора исчезнуть.

Эхо детских травм?

Часто в произведениях Кафки ищут тень деспотичного отца. Здесь она угадывается легко: отец Грегора, увидев, во что превратился сын, избивает его, затем еще несколько раз калечит и без того несчастное создание. Реакции матери и сестры наглядно показывают другие типичные модели поведения: мать слишком напугана и слаба, чтобы вынести этот ужас, и позволяет оберегать себя от него. Сестра поначалу проявляет заботу, но со временем становится грубоватой и циничной, и именно она в конце концов говорит, что от Грегора нужно избавиться. Когда это происходит, девушка расцветает.

Превращение Грегора в насекомое – это явное преувеличение, придающее повести острый привкус абсурда. Во время чтения сложно уйти от мысли, что произошло нечто попроще: на месте Грегора мог оказаться человек, заболевший малоприятной болезнью или ставший инвалидом.

Казалось бы, любящие родные в мгновение ока забывают, что Грегор долгое время тащил на себе всю семью, сочувствие быстро вытесняется раздражением, действия, ранее продиктованные любовью и заботой, становятся неприятной необходимостью, и, наконец, чаша терпения оказывается переполненной.

Конструкция из символов и аллегорий

Но Владимир Набоков, считавший Кафку величайшим немецкоязычным писателем своего времени, не приветствовал такой подход к толкованию. С его точки зрения Кафка прежде всего – великолепный художник, наполняющий свои романы простыми и сложными символами и аллегориями. Набоков подмечал бросающуюся в глаза тройственность произведения: в повести три части, у Грегора в комнате три двери, в квартире появляются три жильца и так далее. Это указывает на тонкое описание семьи и великолепно бесстрастную манеру повествования – при совершенно жутком содержании.

А еще Набоков справедливо говорил о том, что превращение Грегора не так уж невероятно, как может показаться на первый взгляд. Просыпаясь утром в суете рабочих будней, кем себя только не почувствуешь!

Грегор и феминизм

Существует и феминистическое толкование. Оно основывается на том, что в повести не одна метаморфоза. Грегор становится насекомым, а его сестра Грета из пустой и милой девочки превращается в уверенную в себе хозяйку дома, способную критически мыслить и находить выход из сложившейся ситуации. В некотором смысле превращение Греты пострашнее, чем Грегора: он, несмотря ни на что, внутри остается добрым человеком, тогда как его сестра из сострадательной девочки становится холодной и самолюбивой женщиной.

А вы читали эту книгу? Делитесь впечатлениями в комментариях!

А еще:

Мы подготовили для вас небольшой тест "Кто вы из героинь русской литературы?" . В конце вместе с результатом теста вы получите приятный бонус – промокод на скидку 250 рублей на покупки в Book24 ! Пройти тест можно по ссылке .

Неординарный дневник, который Франц Кафка вел всю свою жизнь, дошел до нас благодаря, как ни странно, предательству Макса Брода, его друга, поклявшегося сжечь все произведения писателя. Он прочитал и … не смог выполнить обещанное. Настолько потрясло его величие едва не уничтоженного творческого наследия.

С тех пор Кафка стал брендом. Мало того, что его проходят во всех гуманитарных вузах, он стал популярным атрибутом нашего времени. Он вошел не только в культурный контекст, но и в моду среди мыслящих (и не очень) молодых людей. Черная меланхолия (которую многие используют, как китчевую футболку с выпендрежным изображением Толстого), не конвейерная живая фантазия и убедительные художественные образы привлекают даже неопытного читателя. Да, он торчит на ресепшене первого этажа небоскреба и тщетно пытается узнать, где лифт. Однако немногие поднимаются до пентхауса и вкушают полноценное удовольствие от книги. К счастью, всегда найдутся девушки за стойкой, которые все объяснят.

Об этом написано много, но зачастую витиевато и рассредоточено, даже поиск по тексту не помогает. Мы рассортировали всю найденную информацию по пунктам:

Феномен в том, что автор бесстрастно, методично описывает фантастическую историю и дает читателю выбор между отражениями его сюжета, мнениями о нем. Люди представляют себя напуганными мещанами, беспомощными насекомыми и незримыми наблюдателями этой картины, которые выносят свое суждение. Трехмерное пространство автор воспроизводит с помощью своеобразных зеркал. Они не упомянуты в тексте, их представляет сам читатель, когда пытается дать взвешенную нравственную оценку происходящему. Всего три ипостаси линейного пути: начало, середина, конец:

Немота Грегора Замзы

Владимир Набоков, например, считает, что немота насекомого – образ немоты, сопровождающей нашу жизнь: мелочное, суетливое, вторичное обсуждается и перемалывается часами, но сокровенные мысли и чувства, основа человеческого естества, остаются в глубинах души и умирают в безвестности.

Почему насекомое?

Ни в коем случае не таракан и не жук! Кафка намеренно путает любителей естествознания, перемешав все признаки членистоногих тварей, ему известных. Таракан это или жук – не имеет принципиального значения. Главное, образ ненужного, бесполезного, противного насекомого, который лишь мешает людям и омерзителен, чужероден им.

Причина смерти Грегора – осознание того, что он — обуза для тех, кого беззаветно любил. На наших глазах люди превращаются в бесчувственных насекомых, им важен лишь комфорт и эгоистический покой безмятежного существования. Насекомое же ведет себя по-человечески, проявляя деликатность, понимание, прощение и, наконец, самопожертвование. Эта антитеза воплощает все самое противное в людях – насекомых, которые нас окружают хитиновым покровом отчуждения. Настоящий человек вынужден скрыться под панцирем или же ждать, пока его поглотят паразиты в людских оболочках.

  1. Значительную роль в рассказе играет число три. Рассказ разделен на три части. В комнате Грегора три двери. Его семья состоит из трех человек. По ходу рассказа появляются три служанки. У трех жильцов три бороды. Три Замзы пишут три письма. Я опасаюсь чрезмерно выделять значение символов, ибо, как только вы отрываете символ от художественного ядра книги, она перестает вас радовать. Причина в том, что есть художественные символы и есть банальные, выдуманные и даже дурацкие символы. Вы встретите немало таких глупых символов в психоаналитических и мифологических трактовках произведений Кафки.
  2. Другая тематическая линия — это линия дверей, отворяющихся и затворяющихся; она пронизывает весь рассказ.
  3. Третья тематическая линия — подъемы и спады в благополучии семьи Замза; тонкий баланс между их процветанием и отчаянно жалким состоянием Грегора.

Экспрессионизм. Признаки стиля, представители

Экспрессионизм возник как острая реакция на события того времени (Первая Мировая Война, Революции), Поколение этого периода воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, страх, отчаяние. Распространены мотивы боли и крика.

В живописи

Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых, искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.

К экспрессионизму относят таких художников как Эдмонд Мунк и Марк Шагал. И Кандинский.

Литература

Польше (Т. Мичинский), Чехословакии (К. Чапек), России (Л. Андреев), Украине (В. Стефаник) и др.

Поэты-экспрессионисты –Георг Тракля, Франц Верфель и Эрнст Штадлер

В театре и танце

А. Стриндберга и Ф. Ведекинда. Психологизм драматургов предыдущего поколения, как правило, отрицается. Вместо индивидуальностей в пьесах экспрессионистов действуют обобщённые фигуры-символы (например, Мужчина и Женщина). Главный герой зачастую испытывает духовное прозрение и восстаёт против фигуры отца.

Помимо немецкоязычных стран, экспрессионистские драмы были популярны также в США (Юджин О’Нил) и России (пьесы Л. Андреева), где Мейерхольд учил актёров передавать эмоциональные состояния с помощью своего тела — резких движений и характерных жестов (биомеханика).

Кинематограф

Гротескные искажения пространства, стилизованные декорации, психологизация событий, акцент на жестах и мимике — отличительные черты экспрессионистского кинематографа, который расцвёл на студиях Берлина с 1920 по 1925 годы. К числу крупнейших представителей этого движения относят Ф. В. Мурнау, Ф. Ланга, П. Вегенера, П. Лени.

Архитектура

В конце 1910-х и начале 1920-х гг. архитекторы северогерманской кирпичной и Амстердамской групп использовали для самовыражения новые технические возможности, которые им предоставляли такие материалы, как усовершенствованный кирпич, сталь и стекло. Архитектурные формы уподоблялись объектам неживой природы; в отдельных биоморфных конструкциях той эпохи видят зародыш архитектурной бионики.

Ввиду тяжелого финансового состояния послевоенной Германии самые смелые проекты экспрессионистских сооружений, впрочем, остались невоплощёнными. Вместо строительства реальных зданий архитекторам приходилось довольствоваться разработкой временных павильонов для выставок, а также декораций театральных и кинематографических постановок.

Музыка

В каждом произведении читатель видит балансирование между естественным и необычайным, личностью и вселенной, трагическим и повседневным, абсурдом и логикой. В этом и заключается, так называемая, абсурдность.

Кафка любил заимствовать термины из языка юриспруденции и науки, используя их с иронической точностью, гарантирующей от вторжения авторских чувств; именно таков был метод Флобера, позволявший ему достигать исключительного поэтического эффекта.

История Грегора Замза. Различные интерпретации мотива превращения в повести

Однажды в одном из писем Кафка сообщает о странном случае, с ним приключившемся. В своей комнате в гостинице он обнаруживает клопа. Явившаяся на его призыв хозяйка весьма удивилась и сообщила, что во всей гостинице ни одного клопа не видно. С чего бы появиться ему именно в этой комнате? Может быть, этот вопрос задал себе и Франц Кафка. Клоп именно в его комнате — это его клоп, его собственное насекомое, как бы его альтер-эго. Не в результате ли подобного происшествия возник замысел писателя, подаривший нам столь замечательную новеллу?

Кафка категорически был против иллюстрации новеллы изображать какое-либо насекомое — категорически против! Писатель понимал, что страх неопределенный многократно превосходит страх при виде известного феномена.

Абсурдная реальность Франца Кафки

Превращение Грегора в насекомое продиктовано абсурдностью окружающего мира. Находясь в противоречии с действительностью, герой вступает с ней в конфликт и, не находя выхода, трагически погибает

2 вариант

Создано произведение в начале 20-го века. Основополагающий стиль написания – модернизм. Также имеются черты, характерные экзистенциализму. В своем творении Кафка заставляет читателя очутиться в мире человека, который превратился в мерзкое и противное насекомое.

Главным героем этого произведения Франца Кафки является молодой человек по имени Грегор Замза. Он работает коммивояжером. Живет достаточно бедно, но вынужден работать как проклятый, чтобы добывать средства существования для членов своей небольшой семьи (мать, отец, сестра Грета).

Он постоянно разъезжал в различные рода командировки и не имел почти времени для себя, саморазвития. Однажды он ночевал дома, а, проснувшись утром, обнаружил, что произошло нечто, выходящее за рамки понимания человеком. Он проснулся от тревожного сна и обнаружил, что является жуком.

Это стало стартом всего мракобесия, творившегося с Грегором после. Чем дальше, тем ужаснее – можно охарактеризовать жизнь Замзы-жука. До того, как он был в обличье человека, то работал, чтобы обеспечивать свою семью, рассчитываться с долгами отца. А что делать дальше?

После того, ка Грегор стал жуком, последовала, естественно, реакция семьи. Каждый отнесся к этому событию со своей колокольни. Мать очень была опечалена, но материнские чувства не дали разлюбить ей своего сына-жука. Грета, которая являлась сестрой, посчитала нового братика мерзким, но все-таки никуда не увильнула от ответственности ухаживать за ним. Отец просто разозлился. Он не мог понять, как же в теле насекомого может быть человек.

Когда главный герой появился в гостиной, то он проявил себя, как человек с повышенным чувством ответственности. Он понимал, что обязан семье и самому себе. Он не бросал небрежно вызов общественности и не хотел привлекать внимание.

Главный герой превратился в насекомое не просто так. Его жизнь была однообразно, он постоянно карабкался на одном месте. Именно из-за такого существования он был похож на этого самого жука, будучи в теле человека.

Анализ 3

В 1912 году Францом Кафкой была написана повесть "Превращение". Как и большинство других произведений автора, рассказ не был принят современными читателями. Лишь спустя несколько лет он был принят критиками, литературоведами и всем обществом. Именно поэтому позже произведение даже было экранизировано несколько раз и признано классикой немецкой литературы.

"Превращение" написано в жанре художественной прозы, но в более лаконичном ее проявлении — новелле.

Однажды коммивояжёр по имени Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что превратился в насекомое. Событие, которое этому предшествовало не раскрывается автором, так же, как и сам вид насекомого. Это просто случилось. Герой сохраняет свой ум и рассудок, но не способен даже встать с кровати, ибо тому мешает новая мерзкая форма и уродливые лапки. Члены его семьи по очереди просят открыть дверь, но Грегор не способен этого и сделать, как и просто показаться им на глаза. В итоге герой оказывается на виду у своих родственников. Родители и сестра напуганы до ужаса, и отец семейства загоняет сына обратно в комнату. Семье отвратительно это событие, и они стараются не пересекаться с Грегором. Лишь сестра периодически приносит ему обед. В порыве страха и злости отец бросает яблоко в сына, а тот ранится, ударившись о дверь. Грегор Замза был главным кормильцем в семье и понимает, что теперь всем придется несладко, а себя чувствует виноватым во всем. Поначалу сестра сочувствует ему, в отличие от родителей, но вскоре и она теряет остатки чувств и сострадания. Вскоре, Грегор съедает кусочек зараженного яблока и погибает. Семья чувствует облегчение. Произведение заканчивается сценой счастливой семьи на прогулке, забывшей о существовании еще одного родного человека-насекомого. Литераторы нередко отмечают какие-то знаки и отсылки в произведениях Кафки. "Превращение" не стало исключением. Через всю новеллу проходит магическая цифра три. Автор не раз указывает, что чего-то было именно три, как три двери в доме или три части самого рассказа. Двери, кстати, имеют тоже очень большое значение. Они открываются и закрываются по ходу произведения, будто проводя читателя через них, заставляя пройти этот путь вместе с Грегором. А также очень важно отметить ту тонкую грань равновесия, что творится в семье Замза. Сначала они живут в достатке под опекой Грегора, потом вынуждены отказаться от всего, затянуть пояса и работать самостоятельно, страдая от этого и вскоре испытать радость, облегчение, умиротворение и душевный подъем от смерти члена семьи.

В центре всех событий находится персонаж Грегор Замза, который и переживает свое превращение и члены его семьи.

Произведение состоит из трех частей: завязки, кульминации и развязки. Сначала Грегор переживает свое превращение, затем отвращение всех его родственников и смерть героя. "Превращение" можно назвать достойным представителем экспрессионизма, обнажающего эмоциональное состояние автора и его переживания.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Превращение Кафки

Популярные сегодня темы

В пьесе Вишневый сад Чехов описывает безысходность, с которой сталкиваются помещики, а в след за этим и вся Россия.

В романе Бесы автор показывает, насколько бывает беспощадной к судьбам и жизням людей машина революции. Своим безразличием и восторженность она перемалывает, вгрызаясь в историю ломая ее ход.

Все люди нуждаются в заботе, тепле и любви. Это все можно назвать словом – человечность. Еще один синоним – гуманность. Гуманность означает то, что человек относится к другим людям с должной терпимостью, толерантностью, пониманием и т.д.

Пересказ первых глав

Автор знакомит читателя с главным героем новеллы — Грегором Замзой — среднестатистическим жителем крупного города. Отец молодого человека лишился всех своих сбережений и большую часть времени проводит за чтением бульварной прессы. Мать, страдающая от приступов удушья, редко покидает пределы дома, часами просиживая у окна. Грета, младшая сестра Грегора, демонстрирует отличные навыки игры на скрипке, и брат мечтает помочь ей поступить в консерваторию после того, как погасит долги главы семейства.

Замза устраивается в торговую компанию

Вернувшись из армии, Замза устраивается в торговую компанию, где быстро дослуживается до должности коммивояжера. Его заработка вполне хватает, чтобы снимать для своих родственников просторное жилье, в котором ему отведена отдельная комната.

Однажды утром Грегор испуганно оглядывается и с диким ужасом обнаруживает, что он потерял человеческое обличье, превратившись в уродливое насекомое. Молодой человек попытался утешить себя тем, что ему всего лишь снится страшный сон, но самые ужасные опасения подтвердились. Лежа неподвижно на твердом хитиновом панцире, он краем глаза увидел свое коричневое, выпуклое, покрытое чешуйками тело, с верхушки которого сползало одеяло.

Все попытки сдвинуться с места оказались тщетными. Новое тело никак не хотело слушаться своего хозяина, и Грегора бросило в холодный пот при мысли, что он получит строгий выговор за прогул. Заподозрив неладное, домочадцы начали ломиться в дверь спальни, чтобы узнать, почему юноша не собирается на работу, ведь он всегда отличался пунктуальностью.

Разгневанный начальник Грегора решает навестить своего подчиненного. Пока родители Замзы беседуют с руководителем сына, молодой человек тихо подкрадывается к двери комнаты, открывает ее и предстает перед собравшимися, ввергая всех в шок своим чудовищным обликом. При виде мерзкой сороконожки мать тотчас же теряет сознание, а начальник в спешке покидает квартиру. Замза-старший хватает первую попавшуюся газету и пытается прихлопнуть насекомое. Грегор, спасаясь от расправы, мчится к дверному проему и застревает в нем. Отец вталкивает огромную букашку в комнату, после чего запирает дверь на ключ.

Содержание финальной части

Ошеломленные и озадаченные метаморфозой, случившейся с Грегором, члены семьи постепенно входят в привычный ритм жизни. С того момента, как главный герой превратился в насекомое, прошло несколько месяцев. Грегор больше не испытывает дискомфорт, когда ему нужно переместиться из одной части комнаты в другую. Он полностью познал возможности своего нового тела. Единственное, к чему он никак не может привыкнуть, так это к непреодолимой тяге к гнилым продуктам. Обязанности по уходу за Грегором легли на плечи юной Греты.

Главный герой превратился в насекомое

Девушка видит, что любимое занятие брата — ползание по стенам и потолку, о чем сразу же докладывает матери. Та, в свою очередь, требует, чтобы отец освободил комнату юноши от мебели, мешающей Грегору свободно передвигаться. Если раньше он всегда прятался под кроватью, когда кто-то пытался завести с ним диалог, теперь он решает встречать визитеров, сидя на картине, которая висела на стене.

В очередной раз увидев сына в безобразном обличье, мать снова падает в обморок. Грета хочет принести женщине таблетку, и главный герой следует за ней. Испуганная девушка прячется в комнате, а взволнованный Грегор продолжает метаться по гостиной до тех пор, пока без сил не падает на стоящий в центре зала стол. Внезапное появление отца застает измученное насекомое врасплох. Мужчина бросает в сына яблоко, которое, пробив панцирь, парализует юношу. Мать приходит в себя и просит мужа пощадить несчастного Грегора.

Однажды, когда Грета играет на скрипке в комнате соседей, Замза, очарованный талантом сестры, попадает в поле зрения жильцов. Возмущенные квартиросъемщики заявляют о своем намерении как можно быстрее съехать отсюда, поскольку они не хотят жить рядом с монстром. Члены семьи не хотят терять доход, получаемый от аренды, поэтому решают, что от Грегора нужно избавляться во что бы то ни стало. Голодный и расстроенный Замза не доживает и до утра.

Перевоплощение главного героя

Трансформация молодого коммивояжера настолько гротескна, что читатель остается в некотором недоумении относительно того, почему автор обрекает обычного парня на такую незавидную судьбу, превращая его в насекомое. Кафка, чьи книги славятся своей неоднозначностью, и в этот раз не дает ясного ответа о причинах радикальной перемены в жизни героя, давая литературным критикам почву для размышлений. Можно лишь предположить, что обрести счастье юноше мешали следующие обстоятельства:

  • ненавистная работа;
  • необходимость содержать близких;
  • отсутствие личной жизни.

Трансформация молодого коммивояжера

Все эти факторы, безусловно, накладывают свой отпечаток на душевное состояние героя, но не настолько, чтобы сделать его мучительным. С такими проблемами сталкивается чуть ли не каждый второй. Вместо того чтобы впасть в истерику из-за страшного облика, герой озабочен тем, что он подвел начальника. По мнению Альбера Камю, Замза, как и другие знаковые персонажи Кафки, не ждет ничего хорошего от окружающего мира.

Автор дает подробное описание видоизмененного тела Грегора, испытываемых им неудобств, новых предпочтений. Замза медленно, но верно утрачивает человеческие черты:

  • лишается способности говорить;
  • теряет душевные свойства.

Несмотря на происходящие с ним изменения и пугающий облик, он остается человеком в большей степени, чем его близкие. Насекомое здесь — это всего-навсего гипербола естественного человеческого состояния.

В самом превращении молодого человека в надоедливую букашку есть что-то сказочное. Спасти героя может только какое-то волшебное действие, которое разрушит колдовские чары. Увы, ничего подобного, вопреки законам сказки, не происходит. Никто не протягивает бедолаге руку помощи.

Грегор стал жуком, скорее всего, потому, что, даже когда он находился в человеческом обличье, его существование больше напоминало жизнь насекомого, нежели человека. Он не покладая рук работал на благо семьи, ни к чему не испытывал тяги, не интересовался чужими делами и был крайне замкнут. Не исключено, что перевоплощение потребовалось, чтобы герой увидел истинное лицо своих неблагодарных родственников, так как по сюжету новеллы незаметно, что они сочувствуют юноше, их волнуют только деньги.

Краткий анализ

  • самоотверженность;
  • трудоголизм;
  • денежный вопрос;
  • семейные отношения.

На семью Замзы обрушивается страшное несчастье: юноша теперь не выглядит как обычный человек, но в этой истории больше удивляет реакция близких на превращение Грегора. Новелла построена на изображении изменения чувств родственников молодого человека. Они превращаются в монстров-потребителей, и когда герой перестает быть для них полезным, приносить в дом деньги, отец, мать и сестра отворачиваются от него.

Трансформация центрального персонажа в уродливое существо с тонкими ножками-щупальцами продиктована абсурдностью и несправедливостью окружающего мира. Герой не может смириться с действительностью и вступает с ней в конфликт, в результате чего трагически погибает.

Образы и метафоры, используемые Кафкой в новелле, помогают в литературной форме изобразить царившую в обществе проблему отчужденности и одиночества человека. У перевоплощенного героя возникает неудержимое стремление к общению, но никому нет до него дела, от Грегора все шарахаются, и ему приходится подслушивать семейные разговоры.

Причина смерти Замзы

Читайте также: