К н я плюсковой пушкин анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

К Н. Я. Плюсковой. Напечатано в журнале "Соревнователь просвещения и благотворения" (1819) под названием "Ответ на вызов написать стихи в честь Ее императорского величества императрицы Елисаветы Алексеевны". Стихотворение обращено к фрейлине императрицы Наталье Яковлевне Плюсковой. Сама царица пользовалась популярностью в либеральных кругах общества и в то же время была нелюбима царем Александром I. Стихотворение заключало большой политический смысл прежде всего в том, что Пушкин обращался к полуопальной царице, чье имя использовали члены тайного общества в связи с проектом государственного переворота. Идея принадлежала Ф. Н. Глинке, редактору журнала "Соревнователь просвещения. ", и заключалась в замене Александра I его женой.

К Чаадаеву. Отнесено предположительно к 1818 г. Получило широкое распространение в рукописных списках. Впервые опубликовано в альманахе "Северная пчела" (1829) в искаженном виде без ведома Пушкина.

Деревня. Написано в Михайловском. Пейзаж, открывающийся из села, описан в первой половине стихотворения. Эта часть (до слов: "Но мысль ужасная здесь душу омрачает. ") была напечатана под названием "Уединение" в 1826 г. Полностью распространялось лишь в списках. В стихотворении сказалось влияние Николая Ивановича Тургенева, с которым Пушкин тесно общался. Тургенев готовил записку об отмене крепостного права для представления Александру I и пропагандировал эту идею в Союзе Благоденствия. Произведение было направлено Александру I, узнавшему о запрещенных стихотворениях поэта. Император велел "благодарить Пушкина за добрые чувства", которые внушает его творение.

"Я пережил свои желанья. " Написано в Каменке 22 февраля 1821 г. В одной из рукописей имеет подзаголовок: "Элегия (из поэмы "Кавказ")". Пушкин предполагал ввести эти стихи в поэму "Кавказский пленник".

Кинжал. При жизни Пушкина распространялось в списках, особой популярностью пользовалось среди будущих декабристов и в армейской среде. В 1827 г. в Париже появился французский перевод этого стихотворения.

Узник. В рукописи, подготовленной Пушкиным для издания, есть запись: "Кишинев, 1822". В кишиневском дневнике Пушкина написано, что он посещал острог, где жил в неволе орел.

Птичка. Посылая стихотворение в письме к Гнедичу от 13 мая 1823 г., Пушкин спрашивал, знает ли он о "трогательном обычае русского мужика" - весной в "светлое", пасхальное, воскресенье выпускать на волю птиц, и добавлял: "Вот вам стихи на это".

Демон. Современники считали, что в образе Демона изображен А. Н. Раевский, старший сын генерала Раевского. По этому поводу Пушкин написал заметку "О стихотворении "Демон", где, в частности, сказал: "Кажется, они не правы, по крайней мере, вижу я в "Демоне" цель иную, более нравственную. В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века".

"Полу-милорд, полу-купец. " Эпиграмма на М. С. Воронцова, который был сыном русского посла в Лондоне, где и получил образование ("полу-милорд"). Будучи наместником Новороссийского края, принимал участие в торговых операциях Одесского порта ("полу-купец").

Сожженное письмо. Видимо, речь идет о письмах, которые получал Пушкин от Е. К. Воронцовой. Сестра поэта О. С. Павлищева вспоминала, что, когда в Михайловское приходило из Одессы письмо с печатью, украшенною такими же кабалистическими знаками, какие находились на перстне ее брата, последний запирался в своей комнате, никуда не выходил и никого не принимал к себе. Перстень-печатка ("талисман") был подарен Пушкину Е. К. Воронцовой.

К *** ("Я помню чудное мгновенье. "). Обращено к А. П. Керн, племяннице П. А. Осиновой. Пушкин впервые встретил Керн в доме Олениных в 1819 г., затем она летом 1825 г. гостила у Осиновых в Тригорском. В день ее отъезда поэт вручил написанные стихи.

19 октября. Первое из серии стихотворений, посвященных открытию в этот день (1811) Царскосельского Лицея.

Зимний вечер. Напечатано в "Северных цветах" (1830).

Пророк. Написано 8 сентября 1826 г. по пути из Михайловского в Москву. В основу стихотворения взяты отдельные мотивы VI главы библейской книги пророка Исайи.

И. И. Пущину. Написано 13 декабря в Пскове, накануне первой годовщины восстания декабристов. Направлено поэтом Пущину в Сибирь с женой декабриста Н. Н. Муравьева. Впоследствии в "Записках о Пушкине" Пущин писал: "Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестною рукой написано было: "Мой первый друг. "

"Во глубине сибирских руд. " Стихотворение распространялось в списках. Пушкин передал его А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.

Известен стихотворный ответ А. Одоевского на послание Пушкина:

Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки,

Но лишь оковы обрели.

Но будь спокоен, бард: цепями,

Своей судьбой гордимся мы

И за затворами тюрьмы

В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:

Из искры возгорится пламя,

И просвещенный наш народ

Сберется под святое знамя.

Мечи скуем мы из цепей

И вновь зажжем огонь свободы,

И с нею грянем на царей.

И радостно вздохнут народы.

Арион. Написано 16 июля в связи с первой годовщиной казни декабристов (13 июля 1826 г.). Пушкин далеко отступил от традиционного мифа о древнегреческом поэте и музыканте Арионе, спасенном дельфином.

Анчар. Напечатано в "Северных цветах" (1832). В последней строфе вместо "князь" было напечатано "царь", что насторожило Бенкендорфа, заподозрившего в стихотворении какое-то иносказание. Пушкину пришлось давать объяснения: "Обвинения в применениях и подразумеваниях не знают ни границ, ни оправданий, если под словом "дерево" будут разуметь конституцию, а под словом "стрела" - самодержавие".

Поэт и толпа. Напечатано под названием "Чернь" в "Московском вестнике" (1829). Настоящее название стихотворению дано Пушкиным в 1836 г. при подготовке издания стихотворений, не вышедшего в свет.

"На холмах Грузии лежит ночная мгла. " Написано в мае 1829 г. во время путешествия в Арзрум. В. Ф. Вяземская, посылая в 1830 г. это стихотворение, тогда еще не изданное, в Сибирь М. Н. Волконской (Раевской), писала ей, что оно посвящено невесте Пушкина, Наталье Николаевне Гончаровой.

2 ноября. Написано в имении П. И. Вульфа Павловское Тверской губернии, где Пушкин гостил после возвращения из Арзрума.

"Я вас любил: любовь еще быть может. " Напечатано в "Северных цветах" (1830).

"Брожу ли я вдоль улиц шумных. " Написано 26 декабря 1829 г. Представляет собой философское размышление над тридцатилетним итогом жизни поэта (Пушкин считал этот возраст рубежным).

Кавказ. Написано 20 сентября под впечатлением от поездки на Кавказ в мае-августе 1829 г.

"Что в имени тебе моем. " Записано в альбоме Каролины Собаньской 5 января 1830 г.

Мадонна. Написано 8 июля 1830 г. В сонете дано описание картины, приписывавшейся итальянскому художнику Пьетро Перуджино. Об этом полотне писал Пушкин Н. Н. Гончаровой 30 июля 1830 г.: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас, как две капли воды, - и шутя прибавлял: - Я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей".

Бесы. Написано 7 сентября 1830 г. в Болдине.

Элегия ("Безумных лет угасшее веселье. "). Написано 8 сентября 1830 г. в Болдине.

Осень (Отрывок). Написано во время второй "болдинской осени" 1833 г. При жизни Пушкина не печаталось. Эпиграф взят из стихотворения Г. Р. Державина "Евгению. Жизнь Званская".

История создания

Жанр, направление, размер

Преобладающее направление лирического творчества А.С. Пушкина — романтизм. Женский образ идеализирован и противопоставлен серой реальности — классическое романтическое двоемирие.

Жанр — лирическое стихотворение. Перед нами любовное послание, ведь поэт обращается к женщине, которую боготворит.

Композиция

Анализируя структуру произведения, условно его можно разделить его на три части.

  1. Сначала лирический герой всецело отдан мыслям о любимой женщине.
  2. Затем поэт отдается воспоминаниям о своем невеселом пребывании в вынужденном заточенье, лишившим его веселых мгновений, из-за чего жизнь превратилась в обычное существование.
  3. Далее отсутствие возлюбленной рядом, лишает героя возможности испытывать красоту и радость жизни. И только встреча с ней пробуждает в нем жизненные силы и чувство любви.

Образы и символы

В произведении присутствуют два ключевых образа: лирический герой и его возлюбленная. На первое место автор выводит чувства и переживания своего героя. Но описание героини он тоже не оставляет без внимания. У нее нежный голос, милые черты. О ней он говорит не как о живом человеке из плоти и крови, а как о недосягаемой мечте — воплощении чего-то возвышенного и нереального.

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Лирический герой стихотворения ставит любовь выше всего на свете. Для него образ любимой значит так много, что сердце возносится высоко-высоко от одного только созерцания ее. В нем сразу же появились…

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Темы, проблемы, настроение

Произведение проникнуто восторженной интонацией, герой преклоняется перед возлюбленной и наслаждается теми чувствами, которые она породила в его душе.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Поэтическая величина произведения – это четырёхстопный ямб с перекрестным методом рифмовки. Стихотворный ритм характеризуется прозрачностью, четкостью и гармоничностью.

Автор: Ксения Сизова

Автор: Самый Зелёный · Published 01.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 05.05.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 04.06.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

“Я помню чудное мгновенье…” – одни из самый трогательных и нежных стихов о любви, написанных А. С Пушкиным. Это произведение по праву входит в “Золотой фонд” русской литературы. Предлагаем вам для ознакомление анализ “Я помню чудное мгновенье…” по плану. Этот разбор можно использовать на уроке литературы в 8 классе.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я помню чудное мгновенье.

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о любви, которая спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трёх условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты” , “безнадежная грусть” , “чудное мгновенье” .

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты” .

История создания

История создания стихотворения напрямую связана с тем, кому посвящено это искреннее признание в любви. Стихи Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, замужней женщине, которая пленила сердце поэта своей глубокой и сдержанной красотой, едва они познакомились с ней на одном светском приеме в 1819 году.

Правда, стихотворение было написано лишь спустя несколько лет после знакомства – в 1825-ом, когда Пушкин вновь встретился с пленительной красавицей Петербурга в имении Тригорское, которое находилось по соседству с родным поместьем поэта – Михайловским, – где Александр Сергеевич отбывал ссылку. Там, он наконец признался Анне в своих чувствах, и она ответила Пушкину взаимностью.

Возможно, что у Керн Пушкин вызывал интерес в первую очередь как молодой поэт, и поэтому внимание знаменитости тешило её тщеславие. Так или иначе, но за Анной Петровной ухаживал не только Пушкин, что вызывало в последнем жгучую ревность, которая всегда становилась причиной раздоров между влюбленными.

Очередная ссора положила конец любовным отношениям Пушкина и Керн, но всё же поэт посвятил ей несколько чудесных стихотворений, среди которых “Я помню чудное мгновенье…” занимает особенное место. Лицейский друг Пушкина Дельвиг опубликовал его в альманахе “Северные цветы” в 1827-ом году.

Главной темой стихотворения Пушкин избрал описание чувства любви.

В стихотворении есть весь спектр эмоций, эволюция которых проста: вначале лирический герой испытывает любовное томление, в своем воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной. Но постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли. И лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа словно бы умирает.

Но вот спустя время герой вновь встречает её, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта. Только в любви Пушкин видит смысл, только она, по его мнению, может избавить от отчаяния и боли и заставить человека вновь почувствовать себя живым. Любовь воскрешает к жизни – вот главная идея произведения.

Композиция

Стихотворение условно состоит из трёх частей. В первой настроение лирического героя ностальгическое. Он вновь и вновь возвращается в своих воспоминаниях к встрече и знакомству с прекрасной женщиной. Лирическому герою долго снятся “милые черты” и слышится её “голос нежный” .

Затем Пушкин описывает мрачные дни своего “заточенья” в глуши. Он признаётся, что одиночество ссылки лишило его даже вдохновенья, и жизнь, некогда полная яркими эмоциями, превратилась в существование.

В третьей части стихотворения лирический герой вновь чувствует радость жизни, так как встреча с забытой возлюбленной возрождает в его сердце любовь, а вместе с ней возвращается и вдохновение, и страсть, и желание жить.

Жанром стихотворения является любовное послание, так как в стихотворении лирический герой, обращаясь к возлюбленной, рассказывает ей историю своих чувств к ней: влюблённость – забытье – печаль – возрождение к жизни.

Средства выразительности

В стихотворении присутствуют метафоры: “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты” , “душе настало пробужденье” “сердце бьётся в упоенье” ; есть в нём и другие средства выразительности: сравнения: “как мимолётное виденье, как гений чистой красоты” и несколько эпитетов – “небесные черты” , “безнадёжная грусть” , “чудное мгновенье” .

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

А. С. Пушкин

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл.

Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Пушкин и декабристы

Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин в Михайловском

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Сочинение Свобода в лирике Пушкина

Совсем юный Пушкин обращает внимание тиранов на историю, чтобы показать возможное их будущее на примерах Павла I и Людовика XVI, расплатившихся за свою тиранию жизнью.

Все стихотворение пронизано яркими переживаниями за декабристов, которые переполняли душу Пушкина. Автор явно причисляет себя к прогрессивной молодежи и готов нести наказание за свои стихи.

Анализ всех указанных выше произведений в хронологическом порядке их написания говорит о том, что А.С. Пушкин обрел понимание огромного значения свободы. Душевный рост поэта характеризуют его стихи. Написанные в разные периоды жизни они рисуют четкую картину тех дней и пропитаны борьбой за свободу.

Это произведение было написано в 1815 году. В столь юном возрасте (ему было 16 лет) великий поэт через призму древнеримской истории увидел, насколько важна роль свободы в человеческом обществе.

Лицинию

В этом стихотворении Александр Сергеевич выразил мысль о том, что именно она гарантирует поступательное развитие общества.

Вольность

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

  • Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;
  • Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею.

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

Этот общественный деятель оказал большое влияние на формирование взглядов Пушкина на политические реалии и на свободу. Стихотворение было создано в 1818 г.

К Чаадаеву

В этом произведении тесно связано личное и общественное. Поэт воспринимает стремление к свободе как желание сердца.

Говоря о Чаадаеве, он связывает его с Брутом в Древнем Риме и Периклесом в Древней Греции — известными тираноборцами. Адресат стихотворения был гусарским офицером на царской службе. Стихотворение служит иллюстрацией прозрения юной души.

Пушкин говорит о том, что он освобождается от стремления к любви, надежде, поэтической славе и осознаёт важность стремиться к свободе отечества.

Это стихотворение датируется 1819 годом. Оно было создано после посещения села Михайловского, имения матери, находящегося в Псковской губернии.

Деревня

Пушкин во время этой поездки ощутил подъём творческих сил и одновременно ужаснулся тем, в каких жестоких условиях проходит крестьянская жизнь.

Поэт считает, что царь должен об этом задуматься и прекратить рабство крестьян. Народный бунт не рассматривался Пушкиным в качестве средства для достижения крестьянской свободы.

Свободы сеятель пустынный

Горький опыт, который сочетается с жизненными тяготами на родине, не привёл к свободе. Народы не будут за неё бороться, предпочитая материальную стабильность и спокойствие.

Кризис политических надежд, произошедший с Пушкиным в 1823 году, придает понятию свободы полемический характер. Нередко возвышенное чувство свободы контрастирует с мыслями о нежелании и невозможности людей обрести внутреннюю свободу:

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы.

Понятие личной свободы у Пушкина неотделимо от уважения независимости другого человека, прежде всего любимого.

о рабстве как антитезе свободе. Создавая картину-символ, несущую в себе притчевое начало, художник размышляет о роли зла в человеческой жизни и приходит к неприятию ни раба, ни господина.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу…
Так обозначил поэт свое высокое предназначение. Свобода для Пушкина была высоким идеалом человеческого бытия. Она определяет целостность жизни, является залогом максимального раскрытия творческих возможностей человека и осуществления высших духовных стремлений личности.

Это произведение появилось в 1824 году. Находясь в ссылке, поэт обращается к морю, считая его свободным. Стихотворение представляет собой послание к свободной стихии.

К морю

Море поэт считает своим другом. Отношение продиктовано той идеей, что автор считает его царством свободы. Однако свобода сопряжена с риском: оно может сохранить маленькую лодку или наслать шторм, который её утопит. В это время Пушкин рассматривает возможность бежать из ссылки на корабле.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина

…В мой жестокий век восславил я Свободу…

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич­ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна­нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич.

Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода…

…никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать…

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем…

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

Это одно из последних произведений в творчестве великого поэта. Оно появилось на свет в 1836 г.

Из Пиндемонти

Это стихотворение, несмотря на название, не является переводом. Оно является во многом полемическим.

Здесь Пушкин в первой части отрицает традиционные политические свободы. В заключение он переходит к тому, что воспевает творческую свободу и существование по законам поэзии и красоты.

Читайте также: