К какому направлению патриотического воспитания относится работа школьного музея ответ на тест

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 имени Героя Советского Союза

Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся

Лукина Марина Анатольевна,

Учитель истории и обществознания

Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.

1.1.Задачи школьного музея стр.5

1.2.Взаимосвязь образовательной среды школы и социокультурной среды посредством школьного музея

1.3. Формы и методы классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. Проектные технологии

Глава 2.Организация работы музея. стр.7

Список литературы стр.12

Введение

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.

В педагогической практике можно выделить три основных мотива , побуждающих школьников учиться .

Что такое краеведение — это, по большому счёту, историческая память. Это память ныне живущих о тех, кто ушёл, оставив след в истории своей малой Родины. Надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-нибудь сегодня? С этим вопросом я обратилась к учащимся нашей школы.

Вот какие ответы я получила:

это важно знать, чтобы уважать историю предков,

всегда интересно, откуда ты родом,

уважающие себя люди должны знать свой род полностью или хотя бы до седьмого колена,

история края помогает почувствовать себя частицей Родины,

не зная истории родного края нельзя ощущать себя образованным человеком.

Из этого могу сделать вывод: для ребят, растущего поколения, это интересно.

Ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа, является патриотизм, составляющий основу национального самосознания народа. Патриотизм выражается в любви и преданности своей Родине, родной земле и своему народу, его истории, культуре и природе. Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекала большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, педагогов на протяжении всей истории человечества. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданской ответственности, духовности, формирования у граждан позитивных ценностей и качеств, он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития. Это позволяет целенаправленно управлять процессом формирования патриотизма. История свидетельствует, что благодаря патриотизму народа России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в сложные периоды своей истории (Смута, Отечественная война 1812г., Великая Отечественная война). История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это - коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и будущее. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Поле деятельности педагогов в этом направлении огромно. Это означает, что нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

Выполняя социальный заказ общества, школа все большее внимание должна уделять именно воспитательному аспекту современного образовательного процесса. Воспитать гражданина и патриота – вот основная задача образовательного учреждения. В наше неспокойное, сложное время неким островком нравственности, духовности, гражданственности остается школа. Именно здесь приобщаются ребята к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни.

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов? Это не праздные вопросы: от них, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. На мой взгляд, современная школа остро нуждается в школьном музее как факторе воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее. Для того, чтобы эти ценности были присвоены и стали личными для каждого ученика, необходимо постоянное подтверждение значимости того, что мы хотим передать подрастающему поколению. Музейная педагогика сегодня является неотъемлемым звеном учебно-воспитательного процесса.

Она активно участвует в решении важных задач образования:

1. Формирует у школьников интерес к историческому прошлому страны, города, семьи

2. Развивает познавательную и творческую активность, гражданские качества, патриотическое отношение к России

3. Организует личностно-ориентированное воспитание в результате участия в социально-значимой деятельности

Музейная педагогика дает возможность максимально реализовать способности учащихся и удовлетворить их интересы. Она оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея

Музейная педагогика дает возможность:

1. Попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку

• Выступить на школьном мероприятии

• Принять участие в конкурсе чтецов

• Стать участником викторины

• Провести музейное занятие для младших школьников

• Подготовить презентацию к школьному мероприятию

• Принять участие в социальной акции

Главное создать у ребенка ситуацию успеха, желание принять участие в следующем мероприятии . Школьный музей, который способствует формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. Школьный краеведческий музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, района, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой.

Глава 1.Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. Создавая музей, мы ставили перед собой следующие задачи: воспитание у школьников патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов; приобщение детей и подростков к историческому и духовному наследию России через практическое участие в сборе и обработке документов, изучении и благоустройстве памятников.

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью школьного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.

В связи с усиливающейся ролью воспитания в образовательном процессе перед классными руководителями и учителями предметниками возникает проблема поиска ресурсов для воспитания учащихся. И здесь важную роль может сыграть школьный музей: проведение классных часов на базе музея, уроки мужества, встречи с ветеранами. Проведение уроков истории, обществознания, истории города, литературы, ОБЖ позволяют выйти на межпредметные связи, что помогает учителю перейти от репродуктивной деятельности к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Например: видеофильм, выставка, газета, игра, мультимедийный продукт.

Элементы образовательной среды школы, интегрируя с музеем, получают дальнейшее развитие, используя следующие возможности социокультурной среды:

учреждения дополнительного образования;

музеи района и области.

Таким образом, посредством школьного музея, образовательная среда школы и социокультурная среда выступают как единая система в патриотическом воспитании школьника, и может реализоваться по следующим направлениям:

учебно-исследовательская и проектная деятельность;

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие ее виды:

- учебная экскурсия в музее;

- урок – экскурсия в музее;

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- проведение школьных краеведческих конференций.

Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьезной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те, на которых воспитываются нынешние поколения.

Глава 2.Организация работы музея.

Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты Отечества нашла в музее свое отражение.

Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.

На базе музея проводятся массовые мероприятия, которые уже стали традиционными:

- посвящение в первоклассники;

- прием в седовцы;

- шко льные краеведческие конференции.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Проект - буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Исследовательская, проектная практика ребенка - это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности.

Оргкомитет музея, куда вошли учителя, учащиеся, ветераны, определил цели и задачи музея. Историко-краеведческое и патриотическое воспитание; поиск и сбор материалов краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов и их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе.

Одним из основных компонентов в создании школьного музея является составление тематически-экспозиционного плана, т.е. последовательного перечня абсолютно всех материалов, которые включены в экспозицию. Ребята из совета музея провели кропотливую работу по учету музейной коллекции. Они определили функциональное либо документальное значение каждого экспоната и его место в той или иной экспозиции.

Все музейные экспонаты регистрируются в инвентарных книгах основного и вспомогательного фонда, инвентарной книге . В школе созданы хорошие материально-технические условия . Экспозиция музея размещена в помещениях школы площадью 58 кв.м. Музей, помимо основных и вспомогательных экспонатов, оснащен современным оборудованием, необходимым для организации учебно-воспитательного процесса:

Используем разнообразные электронные носители информации (собственные презентации, презентации педагогов района, презентации учащихся, видеосюжеты, фильмы и т.д.)

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Таким образом, внеклассная работа по истории края в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданственных понятий и навыков. Она раскрывает учащимся связи родного края с Родиной, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории каждого города, села с жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждого школьника. Внеклассная работа краеведческого характера играет существенную роль в формировании патриотизма молодого поколения в идейно-политическом воспитании учащихся. Работа школьного музея вносит что-то новое в знания учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет.

Видно как с каждым мероприятием, с каждой успешно проделанной работой, сердца ребят наполняются гордостью за свой народ, за те события, о которых им довелось рассказывать, над чем пришлось работать и что нужно было узнать в процессе кропотливой исследовательской работы. Внутренний мир человека сам по себе не формирует осознание чувства патриотизма – он лишь основа. Формирование происходит тогда, когда он соприкасается с общественными ценностями, идеалами и традициями. Таким образом, использование музейной педагогики в развитии познавательного интереса учащихся способствует:

1. Развитию мотивов учебной деятельности учащихся, их познавательных потребностей, связанных с историей края, города, семьи.

2. Развитию способностей анализировать и оценивать явления социальной жизни, творческо-поисковых способностей.

3. Формированию жизненной позиции учащихся и мировоззрению как жителя своей малой Родины.

4. Социализации личности школьника как гражданина мира, России.

Данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики позволяет не только расширить, обобщить им углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящем Родину, человеком, за которым будущее нашей великой страны- России. В заключении нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное учащихся школы, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Современная школа внедряет федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания, педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Поэтому сегодня необходимо научить детей чувствовать, думать и творить. А это возможно при реализации научно – познавательного направления внеурочной деятельности.

В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса.

Возможность школьного музея синтезировать разнообразные направления в работе помогает во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира.

Школьный музей — одно из действенных средств формирования у учащихся гражданско-патриотического воспитания, научных интересов и профессиональных склонностей и навыков общественно полезной деятельности.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Актуальность работы подтверждается событиями последнего времени, а это:

-социальная дифференциация общества;

-девальвация духовных ценностей

Эти факторы оказали негативное влияние на общественное сознание большинства возрастных групп населения, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Одним из путей решения этой задачи может стать обновление гражданско-патриотического воспитания школьников через самые разнообразные формы работы с детьми, связанные с работой школьного музея.

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и, по-прежнему, нужны людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким. Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению. Любой музей, а особенно школьный, это именно то место, где лучше всего идет процесс утверждения этих ценностей.

Изучая с учащимися историю Великой Отечественной войны, обращаясь к материалам музея, одной из главных задач становится задача воспитания чувства сопереживания, соучастия к судьбам людей, отдавших жизнь за Родину, и к тем, кто остался жить и живет рядом с нами.

Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы.

Основной учебной базой для проведения занятий становится школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, тесно связанной с массово-просветительской деятельностью школы, ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную работу среди учащихся, родителей и местного населения.

Цель: создание условий для развития системы патриотического воспитания и обучения школьников средствами музейной педагогики.

Первоочередной задачей любого музея является, конечно, поисково-собирательная работа – составление, систематизация материалов в экспозицию и учет всех экспонатов, документирование всех сведений. Занимаясь поисковой работой, дети глубже, душевнее узнают свой край, теснее сближаются с родными. Кроме того, они постигают такие азы коллективной работы, как самоуправление, дисциплина, инициатива и ответственность. Выполнение различных ролевых функций, например, роль лидера - руководителя группы, роль фотографа, корреспондента, берущего интервью, роль оформителя собранного материала – формирует качества, без которых нельзя подготовить ребѐнка к активной жизни в обществе. Многие ученики школы и без всяких заданий активно врываются в поиск, творчество, сборы и несут в музей свои находки, поделки, работы, желая оставить свой след в истории школы, музея.

Но одними и основных задач остаются воспитательные:

-воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города;

-разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие патриотического сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России, Нижнего Новгорода в судьбах мира и страны.

Музейная работа методически разнообразна и это разнообразие поражает своей новизной и размахом. В такой работе легко внедряются новые формы и методы нравственного воздействия на душу и сердце посетителей.

У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие. Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Музей – Книга Памяти всего ценного из того, что было, которая передаётся, как эстафета поколениям нынешним и будущим.

Многолетняя работа нашего музея лучшее тому подтверждение. Из года в год растёт число проводимых в музее мероприятий, музей стал центром идейно-нравственного воспитания школы.

За последние годы учащиеся творческих объединений достигли больших результатов в поисково-исследовательской работе:

Школьники из числа кружковцев активно принимают участие в подготовке общешкольных мероприятий (концерт, посвященный Дню Победы, предметная неделя)

В период проведения Поста№1 у Вечного Огня Славы учащиеся с удовольствием презентовали свои очерки о родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне и результаты поисково-исследовательской деятельности

Перечень мероприятий проводимых на базе музея позволяет сказать, что музей активно включается в учебно-воспитательный процесс школы. Экскурсоводы из числа учащихся проводят регулярно экскурсии по различным темам в школьном музее

Роль музея в деле духовно-нравственного воспитания школьников неоценима. Без музея в школе сегодня не обойтись. В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов. Здесь всем интересно. Именно здесь пробуждается общественная активность и гражданственность. Музей – это школа поиска, школа творчества и человеческого преобразования. Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа школьного музея. Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея.

Воспитание патриотизма посредством привлечения

обучающихся к работе школьного музея

Старицкий район, Луковниково, 2014

Отдел образования администрации Старицкого района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Воспитание патриотизма посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея

Старицкий район, Луковниково, 2014

Шкляева Дина Александровна

учитель 1 категории

Цель предлагаемого пособия - способствовать формированию у учащихся гражданско- патриотических знаний посредством привлечения обучающихся к работе школьного музея.

Предназначено в помощь руководителям школьных музеев, вожатым.

Настоящее пособие можно использовать в организации работы школьного музея, в проведении уроков по краеведению

Значение патриотического воспитания в нашем государстве.

Школьный музей и ФГОС.

История вокруг нас

Основные направления работы школьного музея

Система контроля воспитательной деятельности

«Великая цель образования

В нашей школе музей возник на месте Уголка Боевой славы. Количество экспонатов увеличивалось, потребовалось новое помещение. Музей стал не только хранилищем, но и местом проведения экскурсий, стал решать и другие важные задачи, например:

Формирование у учащихся творческой самодеятельности, общественной активности.

Расширение кругозора, познавательных интересов и способностей.

Овладение практическими навыками поисковой, собирательской, исследовательской работы.

Свою работу музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой, проводимой школой.

В работе музея используются следующие формы работы: поисково-собирательская, пропагандистская, учебно-воспитательная; на базе музея проводятся уроки, музейные занятия.

В работе музея принимают участие все обучающиеся школы с 1 по 11 классы, а также воспитанники дошкольных групп.

Результаты: пополнение музея новыми экспонатами, выполнение учащимися исследовательских проектов, творческих работ, подготовка и проведение экскурсий.

Значение патриотического воспитания в нашем государстве.

Воспитание подрастающего поколения независимо от времени имеет огромное значение, ведь сегодняшним детям завтра придётся взять на себя всю ответственность за происходящее в государстве, в мире. Поэтому воспитанию Человека в разных странах, в разное время, у разных народов уделялось большое внимание.

А что значит воспитать человека? Научить его уступать место старшим в общественном транспорте, не обижать малышей, помочь нуждающемуся, правильно вести себя в обществе, соблюдать этикет? Но всего этого, наверное, мало, ведь воспитание человека – очень сложный, многогранный процесс. Воспитать настоящего гражданина своей страны, патриота – одна из проблем нашего сегодняшнего общества, она находится в зоне повышенного внимания со стороны государства и общества в целом.

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия Россия пережила период крупных социально-политических изменений, которые вызвали как важные позитивные перемены, так и негативные явления. В короткие сроки была разрушена советская идеология, и началось бездумное копирование западных форм жизни. Общественные нормы и приоритеты, установленные российским законодательством, не объединили россиян в единую историко-культурную и социальную общность. Граждане России не стали активными участниками общественной и политической жизни страны, были утеряны исторические корни.

Влияние семьи, школы в воспитании детей стало слабее, чем влияние улицы, где ребёнок проводит большую часть времени, Интернета, видео- и аудиопродукции.

В такой среде человеку сложно найти себя, утвердиться в жизни, стать личностью. Отсюда результат – рост наркомании, пьянства, детской преступности, отказ молодых людей от службы в Вооруженных Силах.

Школьный музей и ФГОС

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социально-культурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, определили новые подходы к содержанию образования (обучения и воспитания), привели к созданию и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Для взращивания такого типа человека в стандартах предлагается системно - деятельностный подход.

Не просто получать готовые знания, а самому участвовать в их получении, заниматься исследовательской работой, стать непосредственным участником событий (тогда и успех будет радовать) – вот в двух словах суть этой методики.

Разовые: викторины, конкурсы – дети развивают познавательные компетенции, учатся работать в коллективе, учатся общению; выставки – где ребёнок проявит свои творческие способности; тематические вечера – проявление самостоятельности при подготовке проведении;

Системные: экскурсии, общественно-полезная деятельность, выпуск газет и презентаций, выполнение проектов и исследований.

В настоящее время внеурочная деятельность широко представлена в работах методистов, учителей – предметников.

Как правило, школьный музей возникает на краеведческом материале.

Основные направления работы школьного музея

Наши школьники принимают активное участие в работе музея, но детей нельзя заставить делать то, что им не интересно. Приходится искать новые формы работы, использовать опыт прошлых лет, сотрудничать с музеями других школ. Наша совместная деятельность представлена следующими направлениями:

Участие детей в работе музея – актив, проведение экскурсий, сбор информации о наших знаменитых земляках, работа по оформлению музея.

Встречи с интересными людьми, непосредственными участниками тех или иных событий, беседы с ними.

Проведение уроков мужества, посвящённых героическим страницам истории нашего села, страны.

Музейные уроки, проводимые в помещении музея, либо с использованием музейных экспонатов (Приложение 1).

Связь с ветеранами педагогического труда, с родственниками ветеранов войны. К сожалению, на территории поселения уже нет ветеранов войны.

Сотрудничество со школьными музеями - Зубцовской школы №1, школы №20 города Тверь.

Проведение конкурсов сочинений, рисунков на запланированные темы.

Шефство над братскими захоронениями.

Работа с именами из Книги памяти.

Многие из направлений стали традиционными, но вместе с тем используются и новые формы работы.

В программе музея (Приложение 2) большое место отводится школьному самоуправлению. Учащиеся входят в Совет музея, создаётся Актив музея. Все мероприятия на базе музея проводятся при непосредственном участии детей и по их инициативе.

Продолжать изучение истории Луковниковского района в годы войны;

Продолжать работу по изучению деятельности партизанского отряда;

Установить связь с краеведами г. Зубцов, продолжить сотрудничество со школой №20 г.Тверь с целью изучения биографии П.А.Зиматовой;

Работать с именами Книги Памяти.

В воспитании детей нет ровной наезженной дороги, поэтому деятельность педагога всегда сопровождается трудностями.

Во-первых, это всё возрастающее влияние Интернета на наших детей, из которого они получают ту информацию, которая им интересна, но не всегда безобидна. Поэтому необходимо воспитывать у детей навыки информационной культуры, умение использовать богатства Интернета для самообразования. В музейном деле поиск информации в глобальной сети просто необходим.

Во-вторых, сегодняшним детям не хватает усидчивости, а музейная работа не терпит торопливости, поверхностных знаний. Необходимость работать с документами, книгами предполагает вдумчивое чтение, а уровень грамотности у многих детей невысок.

В-третьих, нельзя навязать детям то, чем они не хотят заниматься. В музейной работе нельзя никого заставлять, необходимо вызвать у ребёнка желание участвовать, например, в оформлении музея.

Для того, чтобы музей стал частью жизни ребёнка, вызывал у него только положительные эмоции нужна постоянная, каждодневная, кропотливая работа.

Система контроля воспитательной деятельности

А если дети активны, их интересы совпадают с интересами учителей и поддерживаются ими, если используемые в работе средства, методы, приёмы достаточно гармоничны, то мотивация позитивная и устойчивая. Тогда будут решены все поставленные задачи.

Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] – М., Просвещение ,2009.

Юхневич, М.Ю. Я поведу тебя в музей[Текст]:Монография. – М., 2001.

Приложение 1.

Актуальность проекта:

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

Цель проекта:

Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города.

Задачи проекта:

ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Луковниковского сельского поселения, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

развитие гражданских качеств школьника; его патриотического отношения к России и своему краю;

укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;

ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе;

пополнение экспонатами фонда школьного краеведческого музея.

Планируется вести исследовательскую работу по следующим направлениям:

Изучать историю Луковниковского района в годы Великой Отечественной войны.

Знакомиться с историей отдельных семей, живущих в с.Луковниково и окрестных деревнях.

Работать с именами Книги Памяти.

Продолжать изучение деятельности партизанского отряда, действовавшего на территории Луковниковского района в годы войны.

Продолжать изучение биографии П.А. Зиматовой. Установить связь с краеведами города Зубцов (Зубцовская СОШ №1, краеведческий музей, библиотека).

Привлечение внимание детей и взрослых к истории своей малой родины.

Пополнение фонда музея новыми экспонатами.

Дальнейшее сотрудничество со школами и музеями Тверской области.

Приложение 2.

Составитель Шкляева Д.А.

Тверская область, Старицкий район, с.Луковниково

Введение
Данная Программа имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Школьный музей истории родного края создан для детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

Цели и задачи Программы.
Главной целью Программы является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.
Основные задачи, решаемые в ходе реализации Программы:
1. Сохранение исторической памяти и наследия.
2. Пополнение и обновление экспозиций музея.
5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.
6. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.
7. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к совместной работе учителей, родителей , общественность.

Особенности работы музея:

1.Через краеведческий материал приобщать детей к истории страны, развивать и укреплять связи между поколениями.
2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них
интерес к историческим знаниям;
интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка;
формирование отчетливых представлений о неразрывной связи исторических судеб народа родного края с историей своей страны.
3.Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над братскими могилами .
4.С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести "Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, школы, своего класса.
5.Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторин, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

Реализация Программы :

1.Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Необходимо продолжать поисковую деятельность, обновлять экспозиции.

2. В Программе задействованы учителя - предметники, классные руководители, учащиеся и родители. Имеется руководитель музея.

3. Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов

Результат программы должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Программа служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое и настоящее для будущих потомков.

Механизм оценки результатов.
Результаты Программы будут отслеживаться классными руководителями, учителями, родителями. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться. Результаты Программы будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

Дальнейшее развитие Программы.
Программа будет продолжаться, и охватывать все большее количество учащихся.


История любого населенного пункта, будь то город либо небольшое село, всегда интересна и увлекательна своими традициями, обычаями и жителями. Сохранение этой индивидуальности — есть задача школьного музея, который служит островком патриотического воспитания. В школьном музее трепетно хранится память о событиях, фактах, которые наложили значимый отпечаток в жизни. Особенно важен такой музей в сельской местности, в сельской школе, т. к. в последнее время с карты нашей страны постепенно исчезают многие маленькие села и деревеньки.

Школьный музей является не только хранителем экспонатов, документов, но и местом, где школьникам могут провести урок. И такие уроки запоминаются надолго, они увлекательны и интересны. Получая информацию из пожелтевших документальных источников, школьник развивает свои мыслительные возможности, накапливает свои исследовательские навыки, формирует критическое мышление, учится систематизировать материал и логически мыслить.

Предметно-развивающая среда школьного музея дает хороший импульс для погружения в большой пласт информации, в котором каждый ученик не пассивный созерцатель, а активный участник исторических событий.

Для школьников работа музея может дать очень много положительного. Например, в современном мире, молодому поколению сложно определить ценностные приоритеты. Рыночные отношения, либерализация общественной жизни и появление огромного количества молодежных субкультур не всегда носят положительный характер и способствуют полноценному развитию школьника. Девальвируются такие человеческие ценности как честность, совесть, порядочность, а доброта и сострадание подвергаются насмешкам. В таком мире очень сложно развивающемуся организму социализироваться, потому что эти процессы наносят непоправимый ущерб духовному и нравственному здоровью школьников.

Перед современной системой образования стоит задача подготовки школьника с развитым мировоззренческим взглядом и широким интеллектуальным кругозором. Это связано с тем, что в основу личностного развития закладываются основополагающие ценностные установки, идейная направленность, формируется социальный и нравственный стержень. Разнообразные формы работы школьного музея могут быть использованы к решению обозначенной проблемы.

Всем людям свойственно с трепетом и любовью относится к своим близким и родным. Поэтому в школьном музее актуальны уроки, посвященные семье, родовым корням, быту людей, к людям труда, любви к Родине. Мир музейных ценностей может завораживать своей исторической памятью, потому что каждый экспонат несет колоссальную информационную нагрузку.

Считаем необходимым отметить, что школьный музей обязательно должен иметь свою идею, которая бы ориентировала школьников на патриотическую деятельность. Структура такого музея как социально-образовательного пространства определяет выполнение конкретных этапов: историю основной идеи, концептуальную идею и основные векторы развития деятельности музея.

Отсюда формулируется ряд задач, которые предусматриваются в процессе деятельности музея и направлены на формирование:

– мировоззренческой картины в ее целостности и научной обоснованности;

– личностных качеств ценностного развития.

Школьникам интересно принимать участие в таких мероприятиях как викторины и конкурсы, тематические встречи, которые могут быть организованы в музее. Более того, привлечение школьников к функционированию музея, способствует не только увеличению экспонатов и пополнение фондов, через поисково-исследовательскую деятельность, но и в качестве экскурсоводов.

Социально-политическая и культурно-информационная среда должна наполняться содержанием с учетом современных методов педагогики. Применяя имеющийся опыт патриотического воспитания советского времени для повышения эффективность деятельности школьного музея, целесообразно применять инновационные педагогические технологии.

В процессе деятельности в школьном музее школьник самоактуализируется и развивается, совершенствуется и воспитывается, идентифицируя себя как личность, как человек, живущий в этом селе, в стране. Данный подход на такую деятельность школьного музея современный и прогрессивный, потому что большое значение уделяется содержательному аспекту патриотического воспитания обучающихся. Приоритетность данного направления решается за счет реализации эффективных образовательных технологий, форм и методов.

Поэтому на базе музея может быть развернута работа с педагогами сетевых образовательных организаций, района, региона по накоплению методических материалов краеведческого содержания. Наиболее востребованные методы музейно-педагогической работы, такие как метод театрализации, метод применения ассоциативных связей, поисково-исследовательский метод, создания игровых ситуаций и иные, дают хороший результат в обучении.

Деятельность школьного музея подчинена системному выполнению таких функций как: передача знаний, информации в образовательном контексте; хранение национальных культурных ценностей; социализация личности в ее современном информационном обществе. Не вызывает сомнений, что деятельность школьного музея во многом зависит от вовлеченных в его функционирование активных школьников. Музей может стать мотиватором для отдельных учащихся, которые не всегда легко раскрываются, а чувствуют некую скованность или застенчивость. Применение методов музейной педагогики позволит раскрыть внутренний мир школьников, реализовать свой потенциал, приметь свои увлечения.

Таким образом, деятельность музея в школьной образовательной организации представляет собой системообразующую структуру, в рамках которой осуществляется упорядоченная дидактическая и воспитательная деятельность, ориентированная на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основным показателем эффективности деятельности школьного музея является личность, формирующая целостное понимание исторического развития страны, ценящая значимость ее культурного и исторического прошлого для современности.

Российское общество хочет видеть молодых граждан своей страны развитыми личностями, творческими людьми, инициативными и самостоятельными. Поэтому цель деятельности музеев заключается в воспитании у школьников активной гражданской позиции, бережному отношению к историческим памятникам, культурным традициям и любви к своей Родине.

Основные термины (генерируются автоматически): школьный музей, патриотическое воспитание, школьник, музей.

Читайте также: