Изобразительная деятельность детей младшего возраста в детском саду

Обновлено: 09.07.2024

Автор: Калинина Людмила Валерьевна

Организация: ГБОУ школа №1748

Населенный пункт: г. Москва

Что такое творчество? Творчество – это процесс , который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Н.А.Бердяев, Э.В Ильенков и др.)

Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

Исследования педагогов, психологов Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Е.И.Игнатьева и др. дают основание сделать вывод о том, что изобразительная деятельность возникает у детей на втором году жизни, в возрасте от 1 года до 1 года 2 месяцев. Эта деятельность носит характер манипуляций. Ребенок проявляет интерес к новым материалам (карандашам, бумаге, пластилину, глине). Он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигая его по столу, стучит ладошкой по комку глины. При этом ребенок прислушивается к возникающим звукам и стремится много раз повторить свои действия. Изображения предметов пока еще нет. Так как ребенку незнакомо назначение карандаша, бумаги, глины. Его действия напоминают игру. Такая деятельность ребенка может продолжаться довольно долго, в течение всего второго года жизни, если отсутствует руководство со стороны взрослых.

Поэтому воспитателю следует:

Стимулировать интерес к рисованию, давать возможность наблюдать за процессом рисования взрослого, замечать следы карандаша или краски на бумаге, подражать взрослому; вызывать эмоциональную реакцию на яркие цвета красок;

Поощрять желание рисовать красками, карандашами, фломастерами; предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками; прикладывать к бумаге ладошку, на которой есть краска; стучать карандашом по листу бумаги, проводить линии, называть, что у ребенка получилось ( мячик, солнышко, заборчик).

Во второй половине второго года жизни у ребенка начинает все более активно развиваться речь, что способствует обогащению деятельности. Дети все чаще начинают замечать следы карандаша на бумаге, изменения на поверхности комка глины, если нажать на него рукой, они пытаются дать названия первым изображениям.

Исследователи подробно описали постепенно изменяющийся характер движений, производимых ребенком в процессе рисования. Сначала дети покрывают лист бумаги точками, штрихами, затем неотрывными дугообразными линиями, после этого закругляются, ломаются под углом, перекрещиваются. Появляются зигзаги, которыми ребенок покрывает весь лист. Затем дети начинают овладевать вращательными движениями, в результате чего получаются неотрывные спирали, мотки, увеличивающиеся в размере и занимающие весь лист. Постепенно в рисунке исчезает хаотическое нагромождение линий, и все чаще возникают более четкие графические изображения.

В процессе лепки из глины в руках ребенка комок приобретает роль определенного предмета: он может по нему похлопать ладошкой, подавить пальчиком, двигает его по столу, гудит, изображая машину. Благодаря тому, что ребенок держит в руках объемную форму комка, он скорее начинает узнавать очертания предметов. Поэтому в лепке основным будет восприятие формы, в то время как в рисовании ребенок видит, прежде всего, линию, штрих, цветовое пятно.

Дети от 2-х до 3-хлет увереннее держат карандаш, кисть, комок глины, пытаются уже сами что-то изобразить. Появление линий, простейших форм доставляет детям большое удовольствие, они уже могут назвать, что получилось. Узнавание – новый этап в развитии изобразительной деятельности. Например, штрихи, линии дети называют дождиком, палочками, округлые формы – мячиком, орешками для белочки.

В раннем возрасте непосредственность детских реакций, их яркость, эмоциональность свидетельствуют о первоначальных этапах развития эстетического восприятия. Поэтому важно, чтобы в процессе рисования, лепки ребенок мог свободно пользоваться материалом, передавать образы предметов, явлений окружающего ритмом мазков, штрихов, цветовых пятен. Карандаши, краски, цветная бумага являются художественными материалами, необходимыми для передачи образов в рисунках.

Ассоциативные образы в процессе рисования краской возникают быстрее, чем при рисовании карандашами. Это объясняется тем, что карандаш оставляет слабые следы на бумаге, а яркие пятна краски воспринимаются ребенком с радостью и восхищением. Дети могут самостоятельно выбрать цвет карандаша, краски.

Таким образом, в раннем возрасте, овладевая изобразительно – выразительными средствами, дети в то же время приобщаются к элементарной творческой деятельности, они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности. Изобразительная деятельность детей раннего возраста проходит сложный путь развития от простых движений карандашом, кистью по листу бумаги, манипуляций с комком глины к образному воспроизведению очертаний, форм реальных предметов. Образ в рисунке становится все более узнаваемым благодаря тому, что дети приобретают навыки изображения простейших форм. Возникает сюжет, который дополняется словом. Этот процесс протекает неодинаково даже у детей одного возраста и зависит от развития сенсомоторной сферы восприятия, речи, мышления, эмоциональных проявлений ребенка.

Для формирования у детей творческих проявлений в изобразительной деятельности воспитателю следует:

Знакомить детей с разными видами изобразительной деятельности: рисованием, лепкой, аппликацией; поддерживать проявление интереса к ним;

Вызывать эмоциональную реакцию на яркие по цвету, приятные по фактуре предметы, игрушки, на цвета красок; давать рассматривать иллюстрации и народные игрушки: семеновскую матрешку, городецкую лошадку, дымковского петушка, яркие узоры которых вызывают эмоциональный отклик;

Обучать простейшим способам изображения; созданию простейших композиций из мазков, пятен, штрихов, линий, форм; предлагать рассматривать рисунки, лепку, аппликацию, находить сходство с предметами, явлениями; показывать, как можно заполнять листы бумаги ,ритмично наносить мазки, вызывающие у детей эмоциональный отклик своей яркостью, декоративностью;

Стимулировать самостоятельный выбор цвета красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с красками, карандашами, комком глины, готовыми аппликативными формами;

Помогать осваивать технические навыки в рисовании (промывать кисть, аккуратно брать краску, правильно держать карандаш, не прорывать лист бумаги, рисовать на всем пространстве листа); помогать осваивать приемы лепки, раскатывая комок глины в ладонях, видоизменять комок с помощью пальцев, соединять части, учить приемам наклеивания готовых форм; поддерживать создание ассоциативных образов в рисунке, лепке;

Поддерживать активное желание к сотворчеству со взрослыми, давать дополнять изображения ритмом мазков, цветовых пятен ( посыпать снежок на ветки деревьев, огоньки на новогодней елке и т.д.); использовать игровые приемы, помогающие вызвать эмоциональный отклик на создаваемый образ;

Интегрировать рисование и аппликацию с целью обогащения содержания и средств выразительности;

Проявлять интерес к результату изобразительной деятельности и поощрять его проявление у ребенка; рассматривать и обсуждать детские работы, находить знакомые предметы, персонажи, учить ориентироваться в пространстве ( солнышко на небе, дерево растет на земле и т.д.)

образа в рисунках детей раннего возраста происходит поэтапно. Этому способствует определенная последовательность творческих заданий с учетом тех изобразительно-выразительных средств, которыми овладевают дети данного возраста.

Задания, способствующие возникновению у детей в процессе лепки ассоциативных образов (например, шарики, лепешки, бревнышки, колесики, жучки, колобок ит.д.)

4.Задания на занятиях аппликацией, в процессе выполнения которых дети знакомятся не только с формами, но и с силуэтами животных, птиц, игрушек. Это также способствует возникновению образа.

При восприятии ребенком предметов и явлений действительности воспитатель должен способствовать участию в этом процессе большого числа разных анализаторов ( зрительных, слуховых, двигательных, тактильных), так как это поможет малышу лучше запомнить и воспринять предмет, явление. Он непросто наблюдает, как падают капельки дождя, но и слушает их стук о стекло окна, ощущает их прохладу и т.д.Дети учатся изображать не только явления действительности, но и предметный мир. Поэтому, организуя детскую художественную деятельность, воспитателю необходимо использовать приемы и методы, которые помогали бы ребенку изображать форму, цвет предмета, его расположение в пространстве.

Среди приемов обучения большое место занимает показ. Он не только помогает ребенку увидеть процесс возникновения линии, формы, силуэта, но и служит ориентиром действий с различными материалами. Подражая взрослому, ребенок осваивает новую деятельность.

показа и самостоятельных действий зависит от уровня развития детей, от их возраста. Показ становится толчком к самостоятельным действиям детей. В этой возрастной группе начинает активно использоваться игрушка. С помощью игровых приемов процесс изображения становится интересным, привлекательным для малыша, так как интерес у детей вызывают и различные художественные материалы: краски - гуашь, цветная бумага для аппликации, цветные карандаши. Детей учат правильно пользоваться материалами: держать карандаш, кисть, рисовать на бумаге, лепить на дощечке. В начале обучения рисованию следует обратить основное внимание на координацию движений рук, так как для малыша научиться правильно держать карандаш , кисть в руке –большой труд. На занятиях рисованием красками воспитатель показывает, как держать кисть, набирать краску и рисовать на бумаге широкие полосы, пятна, мазки. Интерес ребенка повышается, если ему помочь увидеть в цветовых пятнах знакомые образы.

иметь небольшой фланелеграф, на котором дети с помощью воспитателя выкладывают готовые силуэты. Ограниченная плоскость фланелеграфа может служить полянкой, на которой гуляют цыплята, или аквариумом, в котором плавают рыбки и т.д. Постепенно дети учатся сами ориентироваться на плоскости, располагая силуэты выше, ниже, рядом.

должен изучать ребенка, умело использовать индивидуальный подход к детям. Учитывая особенности каждого ребенка, надо применять задания разной трудности, стремиться к художественному развитию каждого малыша.

моменты окружающей действительности ребенок не может сам ясно воспринять, запомнить, увидеть. В таких случаях на помощь воспитателю приходят различные виды искусства. Музыка, поэзия, изобразительное искусство способствуют развитию у детей эмоциональной отзывчивости при восприятии ими какого-либо явления действительности. Взаимосвязь музыки и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно –прикладного искусства создают условия для вхождения маленького ребенка в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний.

Итак, развитие творческой направленности изобразительной деятельности в раннем возрасте требует создания определенных педагогических условий:

* последовательной системы заданий по формированию предпосылок творчества ;

* комплексного воздействия различных искусств, художественной деятельности с целью активного вхождения ребенка в образ;

* использования различных материалов, пособий, игрушек, картин, произведений прикладного искусства;

* взаимосвязи методов и приемов, обеспечивающих не только обучение детей изобразительным навыкам и умениям (показ действий, которым надо следовать), но и формирование способов самостоятельных действий.

В конце года педагог может констатировать уровень художественного развития ребенка раннего возраста, которое произошло в результате обучения, ориентируясь на следующие показатели:

Проявляет интерес к рассматриванию картинок, народных игрушек;

Проявляет интерес к рисованию, лепке, эмоциональные реакции в процессе деятельности;

Воспитатели детского сада

Воспитатели детского сада

Воспитатели детского сада запись закреплена

Изобразительная деятельность. Ранний возраст.
Авторы: И.А.Лыкова
Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.
Автор: И.А.Лыкова
Занятия по изобразительной деятельности в младшей группе.
Автор: Т.С.Комарова
Рисование с детьми раннего возраста
Автор: Е.А. Янушко

Найля Джумалиева

👍🏻

Спасибо большое

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

« Изобразительная деятельность детей

Составитель:

Штыкова Марина Сергеевна

Введение:

Изобразительная деятельность в ДОУ.

1. Эстетическая деятельность.

2. Художественная деятельность.

3. Значение изобразительной деятельности в ДОУ.

а) Изобразительная деятельность – средство воспитания.

б) Связь изобразительной деятельности с другими сторонами воспитательной работы.

в) Взаимосвязь изобразительной деятельности с игрой.

г) Овладение разнообразным изобразительным материалом.

4. Методы и приемы, используемые в работе.

5. Использование детских работ в жизни ДОУ.

Основная часть:

Коллективное творчество детей (аппликация).

1.Значение коллективных работ.

2.Подготовка к занятию.

а) Подготовительный этап.

б) Основной этап.

в) Заключительный этап.

3.Три формы совместной деятельности детей.

а) Совместно – индивидуальная.

б) Совместно – последовательная.

в) Совместно – взаимодействующая.

5. Показатели результатов развития детей (диагностика).

6.Планирование работы по изобразительной деятельности во II младшей группе на учебный год.

7.Темы коллективных занятий по аппликации с фото – приложением.

Заключение:

1. Продолжить работу по заданной теме.

2. Посещение курсов повышения педагогической квалификации.

Список литературы.

Приложение:

4.Книжка – наклейка, для самостоятельной работы.

Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

«Я убежден, - пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет…

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.

Педагог детского дошкольного учреждения призван осуществлять всестороннее воспитание детей, и в частности эстетическое.

Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.

Я на занятиях по изобразительной деятельности стараюсь соблюдать следующие положения:

1. Занятия по изобразительной деятельности является средством воспитания детей. Они развивают эстетическое восприятие, эстетические чувства, воображение, творчество, формируют образные представления.

2.Занятия по рисованию, лепке, аппликации являются частью многогранной работы в группе, поэтому изобразительная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной работы (знакомство с окружающим, игры, чтение книг и др.), в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения выбираю наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала у них интерес, положительный эмоциональный настрой, желание рисовать, лепить или вырезывать и наклеивать.

3. Особое значение уделяю взаимосвязи занятий рисованием, лепкой, аппликацией с игрой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изо деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы изображения (нарисовав или вылепив предмет дети начинают играть с ним).

Исходя из этого, использую различные связи с игрой: предлагаю детям создавать рисунки, лепку, аппликацию, которые затем используем в игре, ввожу в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения.

4.На занятиях по изо деятельности я учу детей овладевать разнообразным изобразительным материалом, различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, лепке, аппликации широкий круг явлений и предметов.

Известно, что уровень и качество усваиваемых знаний, навыков, умений зависят от того, какие методы и приемы использует педагог.

Стараюсь объяснять задание детям образно, эмоционально. Использую на занятиях образец, который выполняю в присутствии детей, показываю правильное выполнение, а также использую для образца мелкие игрушки, картинки, иллюстрации.

Часто в своих занятиях по изобразительной деятельности использую не один способ изображения, а разные. Например: кистью, спонжиком, ватной палочкой, мелком.

Аппликацию выполняем не только из бумаги, но также используем не традиционный материал: ватные диски, бумажную посуду, прозрачные коробочки, крышки.

Овладев обобщенными способами изображения, дети могут самостоятельно решить многие изобразительные задачи.

При проведении занятий я вношу свои дополнения, исходя из особенностей своей группы. Все детские работы выставляются на стенде, они просматриваются детьми и анализируются детьми, дается положительная оценка детских работ, тем самым, вызывая желание трудиться дальше.

Так же очень важно время от времени рассматривать детские работы вместе с родителями. Это помогает родителям больше узнавать о жизни детей в детском саду, их интересах и постепенном овладении изобразительной деятельностью. А дети, видя внимание к их творчеству, работают еще старательнее.

Детские рисунки, лепку, аппликации используем в жизни дошкольного учреждения, в оформлении праздников, игр детей, помещений детского сада, устраиваем эпизодические выставки детского изобразительного творчества.

Основная часть:

Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей. Особое внимание отдаю коллективной аппликации.

Детей радует коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию аппликации. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.

1. Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной аппликации.

Для этой цели использую экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция.

2. Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы.

Его цель - не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.

3. Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.

Готовые работы используем в игре и тд .,( смотри выше).

В нашей группе работа по коллективной деятельности детей в основном проводится на занятиях. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работе над ней можем посвятить 2 – 3 занятия. Так как в группе дети разновозрастные, то и задания по созданию композиции могут быть разные. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей:

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Творчество в любом проявлении необходимо для развития ребенка. Изобразительная деятельность в этом вопросе отличается многогранностью. С ее помощью формируются творческие способности, воспитывается нравственность, прививается привычка к труду, улучшается работа психических функций.

Как развивается изобразительная деятельность в дошкольном возрасте

Первые попытки творческих изображений ребенок предпринимает в рисовании. Познавательный интерес подталкивает к тому, чтобы малыш взял карандаш или фломастер и поводил им по листу бумаги. С первых каракулей начинается развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте и в дальнейшем проходит несколько этапов или стадий.

karakuli

Поначалу изображение более эмоционально, чем графично, отличается субъектностью. Взрослым распознать замысел довольно сложно, а малыш в разный период времени может менять название своей картины. Солнышко превращается в апельсин, простые зигзаги становятся забором.

В рисунках старших дошкольников замысел вполне узнаваем. Более того, в этом возрасте дети прилагают особенные усилия для придания сходства изображаемого предмета с реальным. Важный момент – в 6-7 лет дошкольник не готов пока рисовать с натуры. Все изображения отличаются своеобразием, сделаны по памяти на основе собственных представлений детей. Актуализация своего опыта помогает ребенку найти идеи, как изобразить задуманное.

Изобразительная деятельность дошкольника характеризуется следующими особенностями:

  • В младшем возрасте ребенок сначала рисует или лепит фигурку, потом изучает получившееся и дает название своему произведению. Малыши пока не готовы работать по изначальной задумке.
  • Более старшие дети берут в руки пластилин или карандаши с намерением создать нечто определенное. Учитывая, что навык пока находится в стадии развития, полученная картинка может быть весьма далека от задумки.
  • В процессе работы идеи по изображению могут меняться. Уже занимаясь, малыш может понять, что вместо мамы получается дерево, а вместо кошки – зайчик. Тогда он легко меняет изначальную идею.
  • Готовая работа в силу недостаточной проработанности зачастую требует дополнения комментариями. Ребенок обязательно рассказывает о рисунке или слепленной фигуре, поясняет назначение отдельных элементов.
  • Развиваются технические навыки рисования – владение карандашом, мелком, соответствующий нажим и пр.

Изобразительное творчество — это продуктивная деятельность дошкольников, поэтому особенно важна для их развития. Обычная игра заканчивается, когда ребенку наскучивает занятие. Занимаясь любым видом изобразительного искусства, он видит результат своих действий, что мотивирует на продолжение упражнений.

Виды изобразительной деятельности

Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка. Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям.

Рисование

В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.

izobr-deyat

В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей. Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета.

Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.

Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.

Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках. Для дальнейшего развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важно обращать их внимание, на какие признаки ориентироваться, чтобы получился нужный цвет.

Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.

Лепка

Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование – пластилин, глина, стеки.

lepka

Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.

Аппликация

Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.

Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.

В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается зрительное восприятие, способность понимать и различать цвета.

Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.

Дополнительный бонус аппликации – формирование мелкой моторики. Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.

Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности

Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.

Занятие творчеством

Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.

Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.

Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.

Как игровые приемы способствуют творчеству

  • Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
  • На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
  • Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
  • В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
  • Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
  • Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.

Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.

Использование нетрадиционных арт-техник

Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.

art-metod

Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.

Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисование пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.

Всестороннее влияние изобразительной деятельности на развитие детей

Любой вид изобразительной деятельности положительно влияет на развитие восприятия, пространственного мышления, художественного вкуса дошкольника. На основе перечисленного формируются способности к творчеству. Поэтому изобразительная деятельность как средство развития творческих способностей считается одной из самых результативных.

Изобразительное искусство способствует развитию творческого потенциала благодаря обучению видеть прекрасное, умению самостоятельно создавать красивые объекты. Улучшается эстетическое и зрительное восприятие.

Рисование является синтетической деятельностью, способствующей развитию пространственных представлений и мышления дошкольника. Ребенок учится соотносить размеры и формы реальных предметов и создавать их проекции на листе. Рисование опирается не только и не столько на восприятие, как на мыслительные операции, требуя анализа и выявления характерных признаков того объекта, который послужит моделью изображения.

Лепка и аппликация, как уже было замечено, развивает мелкую моторику и умелость рук. Создание творческих изделий невозможно без предварительного продумывания хотя бы нескольких шагов, поэтому у детей формируются навыки планирования.

В процессе изобразительной деятельности закладываются навыки самоконтроля. Рисуя или изготавливая модель из пластилина, дошкольник постоянно сверяет свой результат с тем, как он представляет образ. Это существенное достижение становления личности и непременное качество в организации самостоятельной деятельности в дальнейшем.

Читайте также: