Из чего складывается лесной фонд россии экология кратко

Обновлено: 06.07.2024

Поскольку специальной учебной дисциплины, посвященной правовому регулированию лесных отношений, в юридических и сельскохозяйственных учебных заведениях не изучается, основные положения лесного права излагаются в курсе экологического права, где надлежащее место должно быть отведено проблемам лесного фонда.

Понятие лесного фонда

Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность и т. д. Объекты лесных отношений используются и охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве.

Экологическое право (природоресурсное — земельное; лесное и другие подотрасли права) систематически использует понятие лесного фонда. Что это такое? Понятие самого леса дается в § 1 этой темы. В ЛК РФ предусматривается понятие лесного фонда. Это все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью.

Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель. Участки лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах). Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в соответствии с лесным и земельным законодательством России.

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта Российской Федерации[86]. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесном фонде, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться. Однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов Федерации (источника права) в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования. Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

На землях лесного фонда могут осуществляться различные виды лесопользования: заготовка древесины, коры, бересты, новогодних елок, живицы; сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор камыша, опавших листьев; проведение научно-исследовательской работы, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятий.

Лесопользователи вправе получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование; осуществлять пользование лесным фондом в пределах, установленных договором аренды, безвозмездного пользования, концессии, а также лесорубочного билета, ордера и лесного билета (оформляющих и закрепляющих договоры), возводить на срок лесопользования строения и сооружения, связанные с пользованием лесным фондом и обусловленные в документах.

Особенности и виды использования участков лесного фонда при осуществлении определенных (одного или нескольких) видов лесопользования определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами России, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (согласно ст. 1 Конституции России наименования Российская Федерация и Россия равнозначны).

Требования к использованию лесного фонда

Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию.

Основные требования сводятся к следующему:

обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия.

Таким образом, экологические требования составляют основную часть требований к использованию лесного фонда.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния

Вопрос 4 Резервный фонд и Фонд национального благосостояния В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федеральным законом № 63-Ф3 были внесены поправки

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

Статья 7.9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов,

Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом

Статья 7.10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в

Статья 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд

Статья 8.24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд 1. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в

Статья 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд

Статья 8.30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на

Статья 5. 50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума

Статья 5. 50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (введена Федеральным законом от 04.07.2003 №94-ФЗ)Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части),

Статья 7. 9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд

Статья 7. 9. Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд Самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд, или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов,

Статья 7. 10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом

Статья 7. 10. Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом Самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в

Статья 8. 24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд

Статья 8. 24. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд 1. Нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок, подсочки древостоев и заготовки второстепенных лесных ресурсов в лесах, не входящих в

Статья 8. 30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд

Статья 8. 30. Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на землях лесного фонда или в лесах, не входящих в лесной фонд Уничтожение либо повреждение сенокосов и пастбищных угодий, мелиоративных систем, а также дорог на

Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума

Статья 5.50. Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума Невозврат жертвователю в установленный законодательством о выборах и референдумах срок пожертвований (их части), перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума с

Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ

Статья 8.30. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной

7. Жилищный фонд

7. Жилищный фонд Жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ, т. е. в жилищный фонд входят все многоквартирные жилые дома и другие постройки любой формы собственности, предназначенные для проживания граждан. Те помещения, которые

С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лес­ной фонд РФ и его отдельные части.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с земля­ми лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой расти­тельности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Эти леса разделяются на следующие категории защитности:

- запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных дорог федерального, республиканского, областного значения;

- леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, име­ющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

- леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

- леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;

- особо ценные лесные массивы;

- леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохране­ния которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы - это леса многолесных районов, имеющие преиму­щественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса треть­ей группы разделяются на освоенные и резервные.

В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почво­защитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).

lesnoj fond 1

Земельное право

Фото 1

Российская Федерация занимает ведущее место в мире по количеству лесонасаждений (площадь более 1100 млн га) и является мировым лидером по запасу древесины. Лесной фонд – это объект управления, использования и воспроизводства лесов. Находится в государственной собственности РФ.

Состав

К нему относят лесные, нелесные земли и сами леса. Границы устанавливаются законодательно (земельным и лесным кодексами) – ЛК Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017). Исключение составляют лесонасаждения, располагающиеся на землях с/х назначения, водного фонда, городских и других населенных пунктов, а также на землях обороны.

Исходя из выполняемых функций, хозяйственного значения, местоположения классифицируется на 3 группы. Это лесонасаждения:

  1. Национальных парков, природных памятников, заповедников, в которых допустимы только санитарные и уходовые рубки, выполняющие различные санитарные и оздоровительные, защитные и водоохранные функции, где допускаются лесовосстановительные рубки. Их разделяют по категориям защиты.
  2. В районах с хорошо развитой сетью наземного транспорта, где высока плотность населения, а биоресурсов недостаточно. Лесопользование должно осуществляться в ограниченном режиме.
  3. Многолесных регионов – именно они в основном отвечают потребностям в древесине. Требуют сохранения экологических функций. Делятся на основные и резервные (заготовка в ближайшие 20 лет там не планируется).

Лесные земли – территории, покрытые растительностью или непокрытые (пустыри, вырубки, гари), но необходимые для восстановления.

Фото 2

Нелесные земли – просеки, дороги, болота и т. д.

Управление

Госуправление делится на управление общим лесопользованием (им занимается непосредственно Правительство РФ и/или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) и специальным (Министерство природных ресурсов РФ и Фед. служба в сфере природопользования).

Правительство РФ устанавливает:

  • подготовку и утверждение проектов инвестирования освоения лесов;
  • перечень древесных и кустарниковых пород, древесину которых заготавливать запрещается;
  • санитарные и противопожарные правила;
  • порядок выполнения авиаработ по защите и обеспечению сохранности;
  • определение и изменение границ зеленых и лесопарковых зон;
  • другие правила, предусмотренные ЛК РФ.

Основные функции госуправления:

К госорганам, имеющим право выполнения данных функций, относят лесхозы и входящие в их состав лесничества, с/х организации, национальные парки и природные заповедники, лесхозы гос. образовательных учреждений.

Использование

Правовая основа пользования ЛФ

Составляется письменно и регистрируется.

А также сервитут. При публичном сервитуте граждане могут безвозмездно находиться в лесу, собирать для личных нужд грибы, ягоды и другие плоды (статья 11 ЛК – общее лесопользование). Данное право не распространяется на оборонных землях; может также ограничиваться, чтобы обеспечить санитарную и пожаробезопасность. При частном сервитуте ограничивается право граждан свободно пользоваться участками в пользу иных лиц на основании актов госорганов, договоров и судебных решений.

Фото 3

Специальное лесопользование осуществляется юр. и физ. лицами для целей:

  1. Заготовки древесины, живицы и не древесных (веток, коры, новогодних елок) материалов.
  2. Заготовка и сбор различных трав (лекарственных и иных), орехов, ягод, шишек, грибов. Расположения пасек, выпаса скотины, сенокоса и др.
  3. Ведения разных исследовательских и научных работ.
  4. Проведения разноплановых мероприятий: культурных, туристических и спортивных.
  5. Деятельности охотничьих хозяйств.

Восстановление и охрана

  • установление объема, сроков, очередности и способов разведения и восстановления;
  • проведение селекционных работ и испытания сортов пород деревьев;
  • произведение новых насаждений и их содержание в целях улучшения защитных свойств и продуктивности;
  • предупреждение заболачивания и эрозии почв, повышение ее плодородия;
  • приостановление деятельности лесопользователей в связи с их негативным влиянием на воспроизводство;
  • учет земель лесовосстановительного фонда и проверка выполнения работ.

Лесопользователи должны применять методы работ по заготовке, сохраняющие и содействующие скорому обретению нового лесного массива. Они обязаны не повреждать подрост и тонкомер, семенные полосы и деревья в процессе рубки. При нарушении ими почвы до состояния, непригодного для хорошего роста деревьев, лесопользователи выполняют ее рекультивацию.

Охрану лесов можно условно разделить на 3 категории:

  • защита от пожаров, болезней и вредителей (может осуществляться авиационными и наземными методами);
  • контроль за незаконными вырубками, нарушением прав владения и пользования выделенными участками (на вырубку требуются разрешения, за несоблюдение налагаются штрафы);
  • пресечение нарушений законодательства и меры по их предупреждению.

По статистике 44% экологических нарушений – это незаконная вырубка деревьев, за которую в нашей стране предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст.260 УК). В качестве наказания могут налагаться штрафы (от 100 тыс. до 1500000 р либо доход за один-полтора года), применяться принудительные или исправительные работы до двух лет в сочетании со штрафом, либо лишение свободы сроком до четырех лет.

В настоящее время на сайтах региональных комитетов ЛХ создаются интерактивные карты, при помощи которых любой гражданин, имеющий доступ в интернет, может определить, насколько обоснованы в его крае проводимые рубки, а также сроки проведения восстановительных работ на их месте. Интерактивная карта лесного фонда поможет разобраться в границах зеленых, лесопарковых, защитных и зон научного назначения и пр. Предприниматели же, планирующие там какую-либо деятельность, смогут увидеть определенные ограничения, налагаемые на те или иные зоны.

Ресурсы данной области

Россия обладает 2/3 запаса бореальных (таежных) лесонасаждений мира, что имеет большое значение для экологии всей планеты, так как они, регулируя условия окружающей среды, предохраняют ее от возможных изменений климата.

Главная особенность распределения ресурсов этой области – неравномерность: 80% доводится на Сибирь и Дальнего Восток, 20% – на европейскую часть, которая ближе к потребителю и имеет преимущество по обеспечению населения лесоматериалами.

В РФ в целом используют только 65% площадей лесов в защитных (малолесные районы) и сырьевых (многолесные освоенные) целях.

Около 20% сибирских и дальневосточных лесонасаждений являются низкопродуктивными из-за трудного доступа и имеют большое защитное значение. Сырьевой ресурс, общедоступный к освоению, оценивается приблизительно в 30000 млн/м 3 .

Качественный состав довольно высокий – около восьмидесяти процентов составляют хвойные породы, которые дают древесину лучшего качества и более долговечные, двадцать процентов – лиственные.

Фото 4

Из-за пожаров, вырубок, загрязнений окружающей среды (кислотные дожди, выбросы электро- и гидроэлектростанций) каждый год теряется только в Сибири более 15 млн га лесонасаждений.

По мнению многих специалистов, в России недостаточно рациональное использование ресурсов в этой области из-за того, что вырубленные площади не восстанавливаются в должной мере. Наряду с этой, существует проблема незаконной вырубки. Преступления в сфере экологии сейчас очень распространены, а борьба с ними находится на низком уровне.

В современном мире важное место отводится разработке и развитию новых технологических процессов, способных заметно сократить, а впоследствии полностью устранить потери при добыче, переработке и расходовании резервов данной области.

Лесной фонд Российской Федерации занимает около 70% территории суши и является наиболее важным стабилизирующим природным комплексом страны. Леса были и остаются основным типом растительного покрова на обширных пространствах России. Государственное управление лесным фондом осуществляет Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также специально уполномоченные государственные органы управления лесным хозяйством: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), территориальные органы Рослесхоза в федеральных округах. Основными территориальными единицами управления лесным хозяйством являются лесничества и лесопарки. В настоящее время на территории Российской Федерации организовано 1484 лесничества и лесопарка, которые подразделяются на 7618 участковых лесничеств.

В соответствии со ст. 15 Лесного кодекса Российской Федерации в 2006 г. определены 8 лесорастительных зон, в которых расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное районирование). На основе зонального лесорастительного районирования сформированы 34 лесных района с относительно сходными условиями использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (рис. 1.1). Около 40% лесов России произрастает в суровых климатических условиях, что обусловливает их малую продуктивность и низкую экономическую привлекательность. Однако их защитная, водоохранная и климаторегулирующая роль огромна, леса требуют охраны, особенно в связи с интенсивным освоением северных месторождений нефти и газа.

Лесной фонд страны – это совокупность лесов, лесных и нелесных земель в границах, установленных в соответствии с лесным и земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности. Общая площадь земель Российской Федерации, занятых лесами, составила на 1 января 2009 г. 1178,6 млн. га, в том числе площадь земель лесного фонда – 1134,7 млн. га (табл. 1.1).


Рис. 1.1. Схема лесорастительного районирования Российской Федерации

Общая площадь лесов, традиционно не входящих в лесной фонд (леса обороны и городские леса), – 5,5 млн. га. Кроме того, в состав лесного фонда не вошли земли особо охраняемых природных территорий (26,6 млн. га), бывшие участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении Минсельхоза России и на 1 января 2009 г. не включенные в лесной фонд (29 383,9 млн. га) и земли иных категорий (1,8 млн. га).

Леса, расположенные на землях лесного фонда, занимают 1 178 352,9 тыс. га и по целевому назначению подразделяются на защитные – 249 572,7 тыс. га (22,3%) , эксплуатационные – 590 646,0 тыс. га (52,8%) и резервные – 288 134,2 тыс. га (24,9%) . Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

Лесной фонд и леса Российской Федерации, не входящих в лесной фонд

С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лес­ной фонд РФ и его отдельные части.

Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с земля­ми лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).

Подземлями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).

В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).

Лесной кодекс выделяет также понятиедревесно-кустарниковой расти­тельности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:

- землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;

- землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);

- землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);

- землях водного фонда (на полосах отвода каналов);

- землях иных категорий.

Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.

Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.

К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Эти леса разделяются на следующиекатегории защитности:

- запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;

- запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;

- защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных дорог федерального, республиканского, областного значения;

- леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, име­ющие важное значение для защиты окружающей природной среды;

- леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;

- леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;

- особо ценные лесные массивы;

- леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.

К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохране­ния которых требуется ограничение режима лесопользования.

Леса третьей группы - это леса многолесных районов, имеющие преиму­щественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса треть­ей группы разделяются на освоенные и резервные.

В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почво­защитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).

Право собственности на леса

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся вфедеральной собственности.Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательствомРФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.

Читайте также: