Итоги деятельности мартина лютера кратко

Обновлено: 04.07.2024

Мартин Лютер родился в семье Ганса Лютера (1459—1530) — бывшего крестьянина, перебравшегося в Эйслебен (Саксония) в надежде на лучшую жизнь. Там он поменял профессию, занявшись горным делом в медных рудниках. После рождения Мартина семья переехала в горный городок Мансфельд, где отец стал зажиточным бюргером.

В Виттенберге

В 1508 году Лютера отправили преподавать в новый университет в Виттенберге. Там он впервые ознакомился с работами блаженного Августина. Среди его учеников был в частности Эразм Альберус. Лютер одновременно преподавал и учился, чтобы получить степень доктора теологии.

В 1511 году Лютера отправили в Рим по делам ордена. Поездка произвела на молодого богослова неизгладимое впечатление. Именно там он впервые столкнулся и увидел воочию развращённость римско-католического клира. В 1512 году он получил степень доктора богословия. После этого Лютер занял должность профессора теологии вместо Штаупитца.

Вслед за началом эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и острого международного соперничества в Европе начался грандиозный переворот в духовной сфере, принявший форму религиозной Реформации.

Предпосылки Реформации

Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.


Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.

Основной причиной Реформации стал внутренний кризис самой католической церкви. Протест против официальной церкви проистекал из глубины религиозного чувства. Необходимо учитывать, что религия имела первостепенное значение в духовной жизни средневекового человека, определяя всё его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Именно поэтому любые перемены в этой области имели большие последствия и оказывали влияние буквально на все стороны жизни.

Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви. Все верующие платили десятину — особый налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями, усилившаяся в начале XVI в. в связи с Итальянскими войнами. Умение верхушки католической церкви находить всё новые и новые источники богатств казалось неисчерпаемым. По всей Европе существовало огромное количество монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным населением, образ жизни которого давал повод для упрёков в праздности.

Важнейшую роль в успехе Реформации сыграло стремительное развитие книгопечатания, позволившее сделать Библию более доступной, что и создавало условия для широкого распространения новых религиозных идей.

Германия накануне Реформации

Католическая церковь в Германии занимала исключительно привилегированное положение по сравнению с другими странами. Она владела почти третью всей германской земли и распоряжалась огромным количеством крестьян. Церковь в Германии больше, чем любая другая, зависела от Рима. Упадок императорской власти давал папам возможность практически бесконтрольно действовать на территории Священной Римской империи германской нации.

Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями


Сатирическая гравюра, разоблачающая папскую торговлю индульгенциями

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер


М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением. Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере.

Реформация в Германии


Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.


Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера


Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Крестьянская война

Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление.

Ненависть к Риму на какое-то время заставила немцев забыть о различии интересов, но чем шире становился круг вовлечённых в движение социальных сил, тем явственнее давали знать о себе их противоречия и несхожие цели.

Первым на защиту своих интересов выступило германское рыцарство. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены.

Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.


Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.

Крестьянская война в Германии


Крестьянская война в Германии

Борьба носила крайне ожесточённый характер, в ходе подавления крестьянских восстаний погибло около 100 тыс. человек.

Княжеская реформация и итоги Реформации в Германии

В Германской империи существовали две категории князей: князья светские и князья церковные. Между ними существовали серьёзные противоречия. Реформация открывала перед светскими князьями возможности для расширения своих владений за счёт владений церковных князей.

Стремительному распространению Реформации по всей империи способствовала также борьба за власть между императором и князьями. Реформация позволяла светским князьям укрепить своё положение в Империи за счёт ослабления власти монарха.

Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. Обстоятельства, связанные с внешней политикой, вынудили императора надолго отложить борьбу против протестантов. Только заключённый в 1544 г. мир с Францией развязал Карлу V руки для борьбы с протестантами. Первая религиозная война в Германии (1546-1547 гг.) завершилась решительной победой императора. Однако в ходе второй войны 1552 г. протестанты выступили в союзе с королём Франции и быстро добились победы.

Видя крушение своих идеалов, Карл V отрёкся от всех титулов, чтобы закончить свою жизнь в одном из испанских монастырей.

Итоги Реформации в Германии

В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Отныне Империя была расколота на две неравные части. Протестантизм победил преимущественно на севере. Юг Империи, включая наследственные владения Габсбургов и Баварию, остался по большей части католическим.

Каждый князь сам устанавливал веру своих подданных, что ещё более усилило раздробленность Германии и уничтожило какие-либо возможности для предотвращения её в централизованное государство по образцу других стран Европы.

Использованная литература:
В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века


Реформация — церковно-социальное движение ХVI века в Европе против католической церкви, в котором борьба за религиозные идеалы переплелась с классовой борьбой крестьянства и зарождающейся буржуазии с феодалами. Стала катализатором распада феодального общества и возникновения зачаточных форм капитализма

Причины Реформации

Католицизм был целой системой, налагавшей рамки на всю культуру и социальную организацию европейских народов:

    — Католический универсализм отрицал национальность
    — Теократическая идея давила государство
    — Духовенство имело привилегированное положение в обществе, подчиняя церковной опеке светские сословия
    — Догматизм предоставлял мысли слишком узкую сферу
    — Католическая церковь переродилась из утешительницы и проводника идей социальной справедливости в жестокого феодального земельного собственника и угнетателя
    — Несоответствие образа жизни служителей церкви тому, что они проповедовали
    — Недееспособность, распущенность и коррумпированность церковной бюрократии
    — Растущие материальные запросы римской церкви: все верующие платили десятину — налог в размере 1/10 всех доходов. Велась открытая торговля церковными должностями
    — Существование огромного количества монастырей, имевших обширные земельные владения и иные богатства, с многочисленным праздным населением
    — Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Святого Петра в Риме, слишком явно и цинично демонстрировала не заботу Церкви о душах паствы, но стремление к обогащению, земным благам
    — Изобретение книгопечатания
    — Открытие Америки
    — Возобновление интереса к античной культуре, сопровождающееся расцветом искусства, в течение многих веков служившего исключительно интересам Церкви

В борьбе против католической церкви объединились все светские институты европейского общества: государственная власть, нарождающаяся буржуазия, задавленное гнетом крестьянство, интеллектуалы, представители свободных профессий. Они боролись не во имя чистоты христианского вероучения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в делах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а потому, что католицизм мешал свободному развитию общественных отношений во всех сферах жизни

Реформация в Европе

Формальным началом Реформации считается 31 октября 1517 года, когда викарий деканата ордена августинцев Мартин Лютер обнародовал свои 95 тезисов против торговли папскими индульгенциями*

Деятели Реформации

  • Мартин Лютер (1483–1546) — Германия
  • Филипп Меланхтон (1497–1560) — Германия
  • Ганс Таусен (1494–1561) — Дания
  • Олаус Петри (1493–1552) — Швеция
  • Ульрих Цвингли (1484–1531) — Швейцария
  • Жан Кальвин (1509–1564) — Франция, Швейцария
  • Томас Кранмер (1489–1556) — Англия
  • Джон Нокс (1514?–1572) — Шотландия
  • Ж. Лефевр (1450-1536) — Франция
  • Г. Брисонне (1470-1534) — Франция
  • М. Агрикола (1510-1557) — Финляндия
  • Т. Мюнцер (1490-1525) — Германия

В результате Реформации часть верующих восприняла идеи главных её деятелей Лютера и Кальвина, превратившись из католиков в лютеран и кальвинистов

Краткая биография Мартина Лютера

Главная идея лютеранства — спасение личной верой, которая даруется Богом, без помощи церкви. Связь Бога и человека имеет личный характер, церковь не является посредником между Богом и человеком. Все верующие признаются равными перед Христом, священники теряют положение особого сословия. Религиозные общины сами приглашают пасторов и выбирают руководящие органы. Источником вероучения является Библия, которую верующий имеет право самостоятельно объяснять. Вместо латыни богослужение ведётся на родном языке верующего

Краткая биография Жана Кальвина

  • 1553 — по приговору женевской консистории был казнен за еретические взгляды М. Сервет. Впервые протестантская церковь вынесла смертный приговор за инакомыслие
  • 1559 — Основание Женевской академии — высшего богословского заведения для подготовки проповедников
  • 1564, 27 мая — Кальвин умер. Похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством


Мартин Лютер – богослов, инициировавший Реформацию. Перевел Библию на немецкий язык, его имя носит одно из религиозных направлений – лютеранство. Создал немецкий литературный язык.

Мартин Лютер оказал большое влияние на мировую историю, можно даже сказать, что он изменил вектор ее развития. Он заставил усомниться в мощи католической церкви, и стал создателем новой религии – протестантизма. Хотя всю жизнь не переставал причислять себя к грешникам.

Детство

Родился Мартин Лютер 10 ноября 1483 года в германском городке Айслебен, куда его отец, простой саксонский рудокоп Ганс Лютер переехал в поисках лучшей судьбы. Ганс был очень трудолюбивым, и, несмотря на это, материальное положение семьи оставалось достаточно трудным. Вначале семья жила в деревеньке Мера, отец вел обычный крестьянский образ жизни. После переезда в Айслебен он нашел работу в местных рудниках, где добывалась медь. Когда Мартину исполнилось полгода, семья снова переезжает. На этот раз они осели в Мансфельде, где Ганса уже считали зажиточным бюргером.

С первыми житейскими трудностями Мартин столкнулся в семилетнем возрасте, когда его отправили на учебу в обычную школу. Там он узнал, что такое постоянные наказания и унижения. Обучение в этом заведении было поставлено так, что талантливый ребенок за семь лет пребывания в его стенах, научился только письму, чтению, нескольким молитвам и десятку заповедей.

Мартин Лютер

В 1497-м, когда Мартину исполнилось 14, он стал учеником францисканской школы Магдебурга, а через год начал посещать школу в Эйзенахе. У него абсолютно не было денег даже на самое необходимое. Вместе с друзьями он пытался заработать пением под окнами богатых горожан. Тогда он решает начать самостоятельно работать в руднике по примеру отца, но у судьбы были на него совсем другие планы.

Однажды они пели возле дома зажиточного горожанина, и Мартина заметила его жена Урсула. Женщине стало жаль этого мальчишку, она решила помочь ему, и предложила переехать в их дом на некоторое время. Этот переезд стал для Лютера дорогой в новую жизнь.

В 1501-м школа осталась позади, и Мартин становится студентом философского факультета Эрфуртского университета. Молодого человека отличала прекрасная память, он стремился к новым знаниям, буквально впитывал их во время лекций. Самый сложный материал давался ему легко, и благодаря этому Лютер занял в вузе лидирующие позиции.

В 1503 году Мартин получил степень бакалавра, и приглашение учить студентов философии. Одновременно с этим он изучает юриспруденцию, потому что такова была воля его отца. Развитие Лютера можно назвать разносторонним, однако больше всего его привлекало богословие, он интересовался трудами великих отцов церкви.

Мартин частенько посещал университетскую библиотеку, и в один из дней он взял в руки Библию. Молодой человек прочел ее полностью, а до этого он был знаком только с отрывками Писания. В те времена считалось, что миряне не должны читать ее полностью, это не обязательно и даже очень вредно. Эта книга перевернула внутренний мир впечатлительного Лютера.

После окончания университета Мартин совершил поступок, неожиданный для всех и в первую очередь для его родителей. Он решил отказаться от мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Дело в том, что у него умер близкий друг, и Мартин почему-то решил, что он виновен в его смерти, что он грешен и нужно отмаливать у Господа прощение.

Монастырь

В монастыре Мартин брался за любую работу. В его обязанности входило заводить часы на башне, помогать старшим, подметать церковный двор, подменять привратника.

Чтобы помочь Лютеру победить человеческую гордыню, монахи изредка отправляли молодого богослова в город, просить милостыню. Он подчинялся безропотно, в точности соблюдая все их распоряжения. В 1506-м Мартин стал монахом, спустя год – священником. Теперь его звали брат Августин.

Мартин Лютер

В 1511-м Мартин побывал в Риме, куда был отправлен представителями священного ордена. Там он впервые открыл противоречивые факты в католицизме. В 1512 году Лютер занял место профессора теологии, выступал с проповедями, был смотрителем одиннадцати монастырей.

Читайте также: