История управления проектами кратко

Обновлено: 05.07.2024

Истоки проектного менеджмента в 30-50-е годы XX века

Проектный менеджмент – это относительно недавно созданная часть, общего менеджмента. Несмотря на то, что управление проектами по факту существует с древних времен, его инструментарий начал разрабатываться и систематизироваться лишь в начале тридцатых годов прошлого столетия в США.

Первые научные разработки в этой отрасли относятся к 1937 году. Данная научная работа разрабатывала проблему реализации проектов в рамках различного рода матричных организаций.

В шестидесятых годах происходит зарождение системного подхода к проектному-менеджменту, в рамках которого стало использоваться разделение жизненного цикла проекта на стадии. В последствии вышеуказанные методы дали толчок к развитию проектного менеджмента, как отдельной области науки.

Развитие методики сетевого планирования

В середине шестидесятых годов проектный менеджмент концентрирует внимание на развитии методики сетевого планирования и его инструментария.

Развитие проектного менеджмента способствует его распространению в мировом масштабе. Используя новейшие методики и инструменты, начинают появляться специализированные организационные структуры и новые интеграционные механизмы, также разрабатываются инновационные системы материально-технического обеспечения.

Появление системного подхода в 70-х годах XX века

Новый импульс, способствовавший развитию данного научного направления, происходит за счет принятия в расчет факторов, относящихся к внешней среде, а также благодаря внедрению методов конфликтологии и анализа социальных аспектов, в область интересов проект-менеджмента. Продолжается развитие новых видов специализированных организационных структур, происходит все большее их обособление.

В то же время, проектный – менеджмент получает признание государства и законодательную поддержку, происходит образование первых профильных профессиональных объединений и научно исследовательских институтов, в которых происходит разработка новых методов управления проектами и подготовка необходимых для этого специалистов.

Зарождение проектного-менеджмента как сферы профессиональной деятельности

Усложнение инструментария проектного – менеджмента и активное его развитие привело к появлению некоторых сложностей, которые были разрешены, только к концу восьмидесятых годов. В это время проектный – менеджмент выходит из сферы интересов общего менеджмента и получает статус самостоятельной научной дисциплины.

В рамках данной научной дисциплины рассматриваются отдельные аспекты проекта, а именно: ориентацию конечной деятельности на потребителя, управление качеством, изменениями и анализ их последствий, управление рисками, финансово – экономической безопасностью, экологические последствия от реализации проекта и т.п. Особое внимание уделяется управлению кадрами, развитию у них навыков командной работы и внутриорганизационного взаимодействия, а также развитию технологий, способствующих повышению эффективности инструментария проектного-менеджмента.

Новые направления проектного менеджмента

К началу девяностых годов появляются новые капитальные труды в данной области, в этих трудах ученые обобщают знание и опыт, полученный их предшественниками. На их основе происходит передача знаний и опыта для использования развивающимися государствами, благодаря чему область науки, связанная с проектным – менеджментом на международном уровне и в социальной сфере, динамично развивается.

В это же время, благодаря процессу глобализации происходит стандартизация средств, используемых проектными-менеджерами и сертификация специалистов в данной отрасли.

Взрывное развитие сети интернет и коммуникационных технологий способствуют развитию и распространению новых методов управления проектами.

Ученик Тейлора Генри Гант (1861–1919 гг.) очень подробно изучал последовательность операций при работе. Его исследование управления было сконцентрировано на кораблестроении во время Первой мировой войны. Диаграммы Ганта, включая отрезки задач и маркеры вех, показывают последовательность и продолжительность всех задач в процессе. Диаграммы Ганта оказались настолько полезным средством анализа для руководителей, что они практически не изменились за почти сто лет. Только в начале 1990-х гг. к отрезкам задач были впервые добавлены линии связей, которые отражают более точные зависимости между задачами.

Во время Второй мировой войны сложность правительственных и военных проектов, в также сокращение трудовых ресурсов привели к необходимости создания новых организационных структур. Были разработаны сложные сетевые диаграммы, которые назывались диаграммами PERT, и метод критического пути, которые предоставили руководителям возможность лучше контролировать очень сложные проекты с большим количеством инженерных работ (такие как создание боевых систем, требующее огромного числа задач и многочисленных операций в различные моменты времени).

Идеи, сходные с идеями, положенными в основу системы PERT, были еще в 30-х годах предложены в советском капитальном строительстве (на строительстве Магнитогорского металлургического комбината), но в то время они не получили распространения и для них не были произведены необходимые математические разработки.

Однако это не означает, что в нашей стране идеи метода никого не интересовали. Благодаря усилиям С.П. Никанорова, в 60-е годы Министерство обороны в лице подведомственных институтов активно занялось разработками в этой области.

Если вспомнить, сколько стоил в то время вычислительный ресурс – становится понятным, что только крупные корпорации и правительства могли использовать эти методики.

С течением времени и удешевлением вычислительного ресурса, Системы управления проектами стали более распространенными.

Управление проектами продолжило свое развитие в последние десять лет. Возникли две значимые тенденции.

Таким образом, основные вехи истории управления проектами.

30-50 годы – начало управления проектами:

60-е годы – развитие методов сетевого планирования:

  • Развитие УП концентрируется почти исключительно на методах и средства PERT и CPM.
  • Распространение сетевых методов УП в Европу и другие континенты.
  • Появление матричной формы организации.
  • Разрабатывается целостная система материально-технического обеспечения (1966)
  • Появляется система GERT (1966), использующая новую генерацию сетевых моделей
  • Создаются профессиональные организации управления проектами
    • В Европе – Международная Ассоциация управления проектами (IPMA) – 1965г.
    • В Северной Америке – Институт управления проектами (PMI) – 1969г.

    70-е годы – развитие системного подхода к управлению проектами

    В 80-е годы – управление проектами сформировалось как сфера профессиональной деятельности

    • В начале 80-х – высокий уровень неудач воплощения УП.
    • Развиваются методы УП в строительстве с ориентацией на заказчика.
    • В практику входят методы управления изменениями.
    • Развивается управление качеством в проекте.
    • Управление риском выделяется в самостоятельную дисциплину в сфере УП.
    • В США публикуется первая версия коллективной работы института IPM – Project Management Body of Knowledge (Свод знаний по УП), в которой определены место, роль и структура методов и средств УП и их вклад в общее управление

    В 90-е годы – новые направления и сферы приложения управления проектами:

    Project Online Desktop Client Microsoft® Project профессиональный 2021 Выпуск Microsoft® Project Server по подписке Project Стандартный 2021 Project профессиональный 2019 Project Server 2019 Project стандартный 2019 Project Профессиональный 2016 Project Server 2016 Project стандартный 2016 Project профессиональный 2013 Project Server 2013 Project стандартный 2013 Project 2010 Project стандартный 2010 Project Online Больше. Основные параметры

    Управление проектами может быть современной дисциплиной, но его основные понятия имеют свои начала в конце xx века. В этой статье рассказывается о том, как на архитектуру современного управления повлияли методики научных, социальных и бизнес-методов на протяжении более чем сто лет.

    В этой статье

    Общие сведения

    Project управления в современном виде начали корректно работать всего несколько дней назад. С начала 60-х гг. бизнес и другие организации начали пользоваться преимуществами организации работы над проектами. В этом представлении, ориентированном на проекты, организация изменилась по мере того, как организации начали понимать важную потребность сотрудников в общении и совместной работе, интегрируя свою работу между несколькими отделами и работниками, а в некоторых случаях и целыми отраслями.

    На сегодняшний день основные принципы управления проектами представлены треугольником проекта — символом, который популяризировал Арольда Керцнер в своих ориентирах, управлении Project:системный подход к планированию, планированию и управлению .

    Ранние годы: конец века

    Мы можем вернуться еще дальше, во второй половине прошлого века, когда бизнес-мир стал все сложнее, чтобы узнать, как управление проектами было выровно на основе базовых принципов управления. Масштабные правительственные проекты были стимулом к принятию важных решений, которые стали основой для методологии управления проектами. Например, в СОЕДИНЕННЫх Штатах первым по-настоящему крупным правительственным проектом был трансконтеентный проект, который начали строительство в 1860-х годах. Неожиданно бизнес-руководителям пришлось столкнуться с трудной задачей организации ручного труда тысяч сотрудников, а также обработки и сборки колиблющихся объемов необработанных материалов.

    Раннее посв.

    В конце прошлого года Екатерина Ермогов (1856–1915) начала свои подробные исследования по работе. Он применял к работе научных аргументов, показывая, что трудоемкие труды можно анализировать и улучшать, сосредоточившись на его начальных частях. Он применял свои мысли к задачам, найденным на сталелитейных заводах, таким как обводка песок, поднятия и перемещение частей. До этого единственный способ повысить производительность был требовать от сотрудников больше работы и времени. Тейлор впервые ввел концепцию эффективной работы вместо того, чтобы работать дольше и сложнее. Сетуя на погромы Сотов в Неаве, подтверждает его место в истории управления: "Глава научного управления".

    Партнер Тейлора Пойл Гантта (1861–1919) подробно изучает порядок операций в работе. В его исследованиях в области управления основное внимание уделялись судостройке в годы Первой мировой. Диаграммы Гантта с отламами задач и веха маркерами, нарисуют последовательность и длительность всех задач процесса. Диаграммы Гантта доказано, что это мощный аналитический инструмент для руководителей, без изменений в течение почти сто лет. Еще в начале 90-х гг. Microsoft Office Project от линий связи между задачами, что показывает более точные зависимости между задачами.

    С течением времени мы Microsoft Office Project дополнительные сведения, например данные линии хода выполнения базовый план, дисперсии и линии, которые показывают ход выполнения в определенный момент времени.

    Сегодня его старые медали запомнились ему именем, вручаемой американским инженером-инженеров-инженерам-инженерам.

    Тейлор, Гантт и другие люди помогают сделать управление проектами отдельной бизнес-функцией, требуемой для обучения и дисциплины. В тот самый раз, когда началась Вторая вторая, маркетинговые подходы, промышленное хомяков и отношения между людьми стали занимать роль неотъемлемой части управления проектами.

    Середина века

    Во время Второй второй года для сложных правительственных и ветвей проектов, а также сокращения трудовых запасов, в течение военного времени, требовалась новая структура организации. Были представлены сложные сетевые схемы, называемые диаграммами PERT и методом критический путь, что позволяет руководителям более точно управлять масштабными и очень сложными проектами (например, системами вахтовой системы с большим количеством задач и множеством взаимодействий в различных точках времени).

    Вскоре эти методы распространяются на все отрасли, так как руководители предприятий ищут новые стратегии управления и инструменты для обработки роста в быстро изменяющихся и управляющих условиях. В начале 60-х гг. бизнес-компании начали применять общие системные правила к бизнес-взаимодействиям. В своей книге "Теория и управление системами", Григорий Джонсон, Фрейм Кэст и Гамиан Розенцвейг (James Rosenzweig) описывали, как современный бизнес похож на человеческий проект, имеет система амфетамина, система изумильной системы, система из обильной системы и т. д.

    Сегодня

    Такое представление бизнеса как человека предполагает, что для выживания и развития бизнеса все его функциональные части должны работать вместе с целью достижения определенных целей или проектов. Начиная с 60-х гг., этот подход к управлению проектами стал корнються в современных формах. В течение этого периода все бизнес-модели были разделены общей общей структурой: руководитель проекта управляет проектом, объединяет команду и обеспечивает интеграцию и взаимодействие рабочего процесса по горизонтали между различными отделами.

    В течение последних десяти лет управление проектами постоянно развивается. В настоящее время появляются два важных тренда:

    Планирование "снизу вверх" Эта тенденция акцентирует внимание на более простом макете проекта, коротких циклах проектов, эффективном взаимодействии между участниками группы, более эффективном участии участников группы и принятии решений. Эта тенденция широко называется гибкое управление проектами и включает ряд или связанные с ней методологии, такие как Scrum, "Прозрачный", "Крайний программирование", "Единый процесс" и многие другие.

    Планирование и проверка сверху вниз Эта тенденция характерна для принятия решений в масштабе всего предприятия по портфелям проектов, которые должны быть в организации, а также путем включения технологий разработки и анализа данных, чтобы сделать информацию в портфеле более прозрачной.

    История и эффективность управления проектами

    Важность проектного управления в современном мире трудно переоценить, ведь любая организация, даже самая небольшая, реализует новые начинания, в большинстве своём представляющие собой ни что иное, как проекты. Эти начинания могут быть совершенно разными по сути, от разработки программного обеспечения до отправления человека на Марс. Но все они являются проектами.

    И если 1980-е основной фокус в компаниях делался на качество, в 1990-е — на глобализацию, то в 2000-е на первый план вышла скорость реализации инициатив. Чтобы опередить конкурентов, организации постоянно сталкиваются с необходимостью разработки комплексных продуктов в очень сжатые сроки. Для решения этой задачи пока не было придумано ничего эффективнее проектного управления, которое становится всё популярнее день ото дня.

    Последовательная разработка и внедрение систем проектного управления в организациях, включая информационные системы, позволяют различным командам и структурам организации совместно работать над определением планов и реализацией проектов по выводу продуктов на рынок, синхронизируя их расписания, координируя ресурсы и усилия по реализации стратегии организации. Корпоративная система управления проектами (КСУП) позволяет проектным командам создавать и обмениваться информацией по проектам в реальном времени, полностью реализуя потенциал организации. С помощью таких систем возможно обеспечить доступ к информации о проекте в практически любой точке мира для проектных команд, сотрудников поддерживающих подразделений, партнёров и клиентов. И всё ради обеспечения быстрой и эффективной реализации проектов.

    На макроуровне организации замотивированы во внедрении инструментов проектного управления для эффективной реализации своих инициатив любого масштаба. На микроуровне, корпоративная система проектного управления, помимо прочего, решает следующие задачи:

    • Снижение издержек реализации инициатив
    • Создание условий в организации для работы проектной команды
    • Информирование топ-менеджмента о статусе стратегически важных проектов организации
    • Обеспечение достаточного и эффективного проектного документооборота
    • Соблюдение сроков реализации проектов

    Несмотря на то, что преимущества проектного управления очевидны, внедрение проектного управления не гарантирует успеха.

    Кратка история развития управления проектами

    Человечество применяло проектное управление ещё во времена строительства Египетских Пирамид – одного из величайших памятников архитектуры. К сожалению, никаких документов или упоминаний о том, как работали системы проектного правления того времени до нас не дошли. А потому историю управления проектами принято вести с 50-х годов прошлого столетия. Современное проектное управление зародилось при решении двух параллельных проблем по планированию и контролю проектов в Соединённых Штатах Америки.

    Второй кейс связан с частной корпорацией DuPont, занимающейся разработкой высокотехнологичных материалов. Для строительства своих заводов DuPont требовались чёткие и точные оценки сроков и стоимости строительных проектов. В ходе решения данной задачи, специалистами компании был разработан метод PPS (project planning and scheduling). Для него требовались реалистичные оценки стоимости и продолжительности отдельных задач по инжинирингу и возведению конструкций. К счастью, строительные проекты более определённые, нежели проекты по разработке высокотехнологичных устройств, а потому DuPont располагала таким оценками из своих прошлых проектов по строительству фабрик, а также из отраслевой статистики. Впоследствии PPS трансформировался в знаменитый и распространённые в наши дни метод критического пути (critical path method, CPM). Особенно популярен данный метод в строительном секторе, для решения задач которого и был создан.

    В 1960-е и 1970-е года, и PERT и CPM завоевали особую популярность как в частном, так и в государственном секторе ввиду роста спроса на проектное управление. Министерства обороны разных стран, NASA, крупные строительные и инжиниринговые компании стали внедрять инструменты проектного управления и календарно-сетевого планирования. С развитием вычислительной техники и возможностей программного обеспечения, популярность данных инструментов выросла ещё сильнее. Однако на первых парах лишь крупные компании могли позволить себе дорогостоящие и громоздкие мейнфреймы и программное обеспечение. Автоматизация позволила даже небольшим компаниям применять описанные методы и инструменты. Настоящий бум произошёл в 1980-е годы с началом эры персональных компьютеров и интернета, и к 1990-м компании в практически всех отраслях стали активно применять инструменты проектного управления и календарно-сетевого планирования. На сегодняшний день существует невероятное число различного программного обеспечения, позволяющего автоматизировать проектную деятельность организации.

    4 этапа развития современного проектного управления

    До 1958 года: Разделение труда и календарное планирование

    В этот период повышение эффективности и сокращение время проектов в первую очередь было обусловлено развитием технологий. Например, развитие транспорта позволило улучшить распределение ресурсов с точки зрения логистики, а телекоммуникации позволили быстро передавать информацию. Более того, увеличивавшиеся разделение труда позволило сократить время исполнение конкретных задач. Разбиение проектов на задачи привело к созданию такого инструмента, как иерархическая структура работ (work breakdown structure, WBS). Проектами, структурированными таким образом гораздо легче управлять. Самый распространённый для этого инструмент планирования и управления проектом – Диаграмма Ганнта (Gantt Chart), созданная инженером Генри Л. Ганттом (Genry L. Gantt). В этот период были реализованы такие масштабные и важные для истории проекты, как:

    • Строительство Тихоокеанской Железной дороги в США (1850-е);
    • Дамба Гувера (1931-1936 гг.), в строительстве которой участвовали 5 200 работников. До сих пор, это одна из крупнейших дамб в США, производящая 4 млрд. кВтч в год;
    • Манхэттенский проект (1942-1945 гг.), в ходе которого была создана первая в истории человечества атомная бомба. В проекте было задействовано 125 000 человек, а затраты на него достигали 2 миллиардов долларов.

    В указанный период произошло значительное развитие технологий, повлиявших на ход истории проектного управления. Например, в 1959 году Xerox представили первый копировальный аппарат, что позволило серьёзно ускорить и упростить документооборот и просто обмен информацией в организациях. Большую роль сыграло развитие вычислительной техники. Появились первые инструменты проектного управления: PERT и CPM. Компьютеры стали появляться во всех крупных компаниях и организациях. А к концу 1970-х, началу 1980-х произошёл переход к персональным компьютерам и даже небольшие организации смогли воспользоваться инструментами проектного управления. В 1975 году Билл Гейтс (Bill Gates) и Пол Аллен (Paul Allen) основали компанию Microsoft, которая практически сразу стала выводить на рынок решения для автоматизации офисной и деловой деятельности. В этот же период стали появляться и специальные программы для управления проектами от софтверных компаний, таких как Artemis (1977), Scitor Corporation (1979) и конечно же Oracle (1977), являющийся сейчас одним из лидеров на рынке софта для управления проектами со своей Primavera. Кроме того, в данный период появляются и другие системы, такие как Планирование потребности в материалах (Material Requirements Planning, MRP).

    Проекты, реализованные на данном этапе оказали серьёзное влияние на развитие проектного управления. Среди них:

    1980 – 1994: Выход в массы

    История проектного управления в 1980-е и 1990-е во многом обусловлена резким удешевлением персональных компьютеров и их распространением. Теперь они появились не только в компаниях и учреждениях, а вошли в практически каждый дом. Кроме того, в этот период появляется Интернет. Именно в этот момент появляется возможность быстро, дёшево и эффективно планировать и контролировать даже комплексные проекты. Программное обеспечение тоже резко подешевело в этот период времени и стало более массовым, что позволило проще внедрять его в компаниях и обучать сотрудников. Раньше же софт зачастую делался под конкретную компанию.

    Проекты этого периода, оказавшие влияние на ход истории управления проектами:

    С 1995 по наши дни: Создание новой среды

    Интернет кардинально изменил бизнес, и, следовательно, проектное управление. Интернет позволил быстро, дёшево и удобно продвигать, продавать, покупать и отслеживать продукты на рынке. Результатом этого стало повышение продуктивности и клиентоориентированности компаний. Кроме того, стала возможным создание полноценных распределенных проектных команд, что дало компаниям дополнительные возможности.

    Одним из интереснейших проектов стал проект Год 2000 (Year 2000, Y2K) связанный с Багом Миллениума (Millennium bug), из-за 1 января двухтысячного года многие компьютеры могли начать работать некорректно из-за нового стандарта даты. Этот был глобальный феномен, который мог нарушить работу организаций по всему миру и создать эффект домино в многих распределённых производственных цепочках. Многие организации создавали специальные подразделения, в задачу которых входило нивелирование последствий данного бага в работе со всеми заинтересованными сторонами. Цели данного виртуального проекта:

    • Произвести смену века без последствий для работы организаций
    • Мониторинг успехов других организаций по борьбе с данными феноменом
    • Координация усилий различных организаций
    • Разработка плана управления рисками, связанными с данным феноменом
    • Обеспечение коммуникаций с заинтересованными сторонами

    Данный виртуальный проект, реализованный одновременно множеством компаний по всему миру показал, насколько связаны между собой организации и проектные команды по всему миру, а также необходимость управления рисками в области цифровых коммуникаций.

    Эффективность управления проектами

    Без сомнения, сегодня конкуренция между компаниями гораздо более жёсткая, нежели когда-либо, а неопределённость и турбулентность среды чрезвычайно высоки. Это создаёт потребность в повышении стабильности и эффективности работы организаций во всех секторах экономики.

    Этого можно достичь при помощи внедрения лучших практик по оптимизации процесса управления и распределения ресурсов. Однако было доказано, что операционное и проектное управление требуют совершенно различных подходов к управлению, и при внедрении практик необходимо чётко понимать потребности организации. Проектное управление обладает двумя ключевыми преимуществами. Во-первых, проектное управление, в отличие от операционного, направлено на достижение целей, а не на обеспечение процесса. Во-вторых, проектное управление фокусируется на коммуникации и управлении ожиданиями заинтересованных сторон, что позволяет повысить их удовлетворённость.

    Исследование, проведённое Робертсом и Фурлонгером (Roberts, Furlonger), показало, что применение детальной и формализованной методологии управления проектами позволяет повысить эффективность реализации проектов в среднем на 20-30%. Более того, применение формализованной проектной структуры позволяет:

    • Чётче определить содержание проекта
    • Определить и согласовать цели и задачи проекта
    • Облегчить идентификацию необходимых для успешного завершения проекта ресурсов
    • Более прозрачно и чётко распределить ответственность между проектными ролями
    • Сфокусировать усилия команды на достижении конечных выгод от проекта.

    Кроме того, согласно данному исследованию, 85-90% не укладываются в сроки, бюджет или не могут достичь необходимого содержания или уровня качества проекта. Основные причины этого:

    • Некачественное обоснование (business case) проекта
    • Цели проекта не определены или определены не чётко
    • Недостаток коммуникаций и управления заинтересованными сторонами
    • Выгоды и результаты проекта недостаточно определены или неизмеримы
    • Недостаточный контроль качества
    • Нереалистичная оценка стоимости и длительности проекта
    • Роли в проекте не определены
    • Недостаток руководства
    • Отсутствие ресурсов и ненадлежащие управление ими.

    Заключение

    История управления проектами показывает, что развитие этой сферы управления во многом было обусловлено развитием технологий. Но ещё из истории мы знаем, что зачастую простые идеи и инструменты, не требующие запредельных технологий и затрат, могут серьёзно влиять на эффективность.

    Проектное управление – инструмент, позволяющий организации реализовывать запланированные инициативы максимально эффективно. Но использование проектного управления, наличие корпоративной системы управления проектами (КСУП) и применение лучших практик не гарантирует того, что все проекты компании будут успешными. Однако правильно подобранная, составленная под нужды организации, с учётом отраслевых и региональных особенностей, а также корпоративной культуры организации, методология управления проектами позволяет избежать множества ошибок в ходе реализации проектов и существенно повысить шанс их успешной реализации.

    Смотрите также:

    Подписывайтесь на наши соцсети, чтобы не пропускать новые статьи:

    Читайте также: