История развития внеурочной деятельности в начальной школе
Обновлено: 05.07.2024
CC BY - Creative Commons Attribution 4.0 International
Год создания: 2016
Дата публикации в реестре: 18.09.2017
Дата последнего обновления: 21.09.2016
Лингевич Ольга Владимировна
Оригинал:
Копия:
Вы можете подать заявку на авторство данного произведения, привязать его к своему аккаунту и выбрать правовой режим его использования.
Комментарии:
О проекте
Информация
Помощь
Контакты
Поддержка и развитие платформы осуществляются в рамках проекта Цифровая платформа "Ноосфера" с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Интернет-издание "Общественное достояние". Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70649.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.
Из вышеизложенного видится проблема формирования информационной культуры современного школьника, составляющей которой является не только информационная грамотность, но и этика пребывания в виртуальной среде. На протяжении нескольких лет на базе Открытого молодѐжного университета разрабатывается и успешно реализуется Комплексная образовательная программа, задачей которой является:
∙ обучение IT-компетенциям, соответствующим новым востребованным
профессиям, новым средствам производства и рынку труда;
∙ знакомство с информационной культурой современного общества;
∙ формирование умения работать с виртуальной образовательной средой для повышения эффективности учебной деятельности и умения выстраивать коммуникативные связи в виртуальной среде;
∙ прививание норм этики и культуры поведения в виртуальном пространстве.
Стандарты нового поколения позволяют в рамках школьной образовательной программы вести занятия, направленные на развитие информационной грамотности с погружением в виртуальную образовательную среду уже с 1-го класса во внеурочное время.
В рамках ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающихся, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворению обучающихся в содержательном досуге.
К исследовательским умениям относятся:
∙ умение видеть проблемы;
∙ умение выдвигать гипотезы;
∙ умение наблюдать, сравнивать;
∙ умение формулировать вопросы;
∙ умения и навыки проведения экспериментов (мысленных и практических).
Исследование рассматривается как часть проектирования, в процессе которого у детей формируются такие проектные умения:
∙ развитие познавательной активности ученика;
∙ приобретение опыта интеллектуальной деятельности под руководством взрослого;
∙ умение добывать необходимую информацию различными методами (работа с дополнительной литературой, Интернетом);
∙ умение работать в паре, группе; вести диалог, описывать свою деятельность.
Использование разных способов соорганизации (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) позволяет сохранить активность детей. При системном использовании парной и групповой работы приобретаются навыки учебного сотрудничества, сохраняется активность детей.
Объѐм программы для 1 класса — 33 часа из расчѐта 2 часа в неделю (1 час работы в классе и 1 час индивидуальной работы дома). Время проведения занятия в классе может варьироваться от 35 до 50 минут.
Основная форма работы учителя во внеурочной деятельности — занятие, предполагающее большую подготовительную и заключительную работу с обучающимися согласно этапам.
Развитие информационной грамотности как одной из составляющей информационной культуры через создание информационной среды, способствующей формированию базовых IT-компетенций.
∙ Повышение учебно-познавательной мотивации.
∙ Углубление знаний по предмету и, как следствие, повышение информационной культуры.
∙ Положительная динамика функциональной грамотности (темп чтения, повышение грамотности, развитие логических операций).
∙ Формирование у обучающихся младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.
∙ Приобретение коммуникативных навыков (работа в инициативных группах в рамках общей темы).
Основная методическая установка программы — деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта исследовательской и проектной деятельности, постановки и достижения цели в индивидуальной и групповой работе.
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий —комбинированный, посредством чередования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения (рабочая тетрадь, портал, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска и т.д.). При проведении занятий используется учебный и познавательный материал разного типа, вида и формы: презентации, интерактивные игры, видеоролики, ресурсы Интернета и т.д. Материалы всех занятий доступны детям и родителям. Задания, предлагаемые учащимся в рамках курса, разнообразны: проблемные, творческие или задания с творческим продолжением (право выбора задания из серии вариативного материала остаётся за учеником).
Используются следующие формы организации деятельности обучающихся:
Фронтальная форма обучения используется на занятиях для словесной инаглядной передачи учебной информации одновременно всем обучающимся иобмену информацией между учителем и детьми.
Групповая (парная) форма обучения необходима для выполнения группой школьниковдифференцированных заданий, размещённых на портале. Очень важно правильно организовать учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Коллективная форма организации обучения используется, когда созданы условия, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты занятий (лабораторные работы: опыт, эксперимент).
∙ задания повышенной сложности для данного возраста по каждой теме занятия;
∙ онлайн-мероприятия в виде конкурсов, игр, викторин, домашних экспериментов;
∙ небольшие флеш-игры, чтобы ребѐнок мог отдохнуть после занятия;
∙ видеоматериал (ролик), имеющий отношение к теме занятия;
∙ виртуальное электронное портфолио учащегося, куда заносятся результаты входного и итогового тестирования предметных достижений ребѐнка в урочной и внеурочной деятельности. После выполнения одного из разделов образовательного материала открывается часть картинки — пазл, который в дальнейшем, при прохождении всей темы, можно собрать в виде постера и распечатать.
Таким образом, информационно-образовательная среда включает в себя всех
участников образовательного процесса: родитель, учитель (взрослый), обучающийся.
1. Организация начала урока.
2. Развивающая зарядка.
3. Актуализация субъектного опыта обучающегося.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Закрепление знаний.
7. Физкультурная минутка.
8. Интерактивная игра по теме занятия за ПК.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Основной тип занятий — чередование деятельности детей в рабочей тетради с практическими заданиями в интерактивном сопровождении курса.
1. Организационный этап , очень кратковременный, обычно не более двух минут, основная цель этапа — организовать направленное внимание на начало занятия.
2. Развивающая зарядка , способствующая развитию межполушарных связей, абстрактно-логического мышления и т. д.
3. Этап актуализации субъектного опыта обучающегося обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Цель этапа — дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности — этот этап обычно занимает наибольший объѐм времени. Цель данного этапа — сформировать понятие, сформировать представление о…, сформировать способность к работе с… (Р. Г. Чуракова).
5. Дыхательная гимнастика предусмотрена для улучшения самочувствия, снижения утомляемости.
6. Закрепление знаний — этап для самостоятельной работы по материалу: умение
соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; воспроизводить основные идеи нового материала, выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
8. Интерактивная игра по теме занятия. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно
выполняют задания на компьютере, осуществляют их самопроверку, выявляют и корректируют возможные ошибки.
9. Подведение итогов и рефлексия. Проводится для создания положительного эмоционального настроя, стимула к дальнейшей работе, как доказательство успешности и усвоения принципов сотрудничества. Цель данного этапа —
формирование личной ответственности за результаты учебной деятельности.
Использование ИКТ в образовательном процессе требует неукоснительного соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2.2821-10),что позволит снизить риски и обеспечить сохранение здоровья младших школьников. Необходимо помнить:
— средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности младших школьников 1–4 классов (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) не должна превышать 7–10 минут, в тоже время непрерывная работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и с клавиатурой не должна превышать в 1–4 классах 15 минут;
— просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 10 минут, в 3–4 классах — 15 минут;
— просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражѐнного света в 1–2 классах — 15 минут, в 3–4 класса — 20 минут.
К концу обучения в начальной школе будут сформированы все универсальные учебные действия: регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л) и коммуникативные (К).
Развивая познавательную сферу ребенка, формируются исследовательские и проектные умения. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее,научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативными.
-развитие личности школьника, становление его мировозрения;
-развитие самостоятельности и творческих способностей обучающихся через включение их в проектную деятельность, в том числе с использованием виртуальной образовательной среды;
-духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Образовательный процесс осуществляется как в форме урока, так и во внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. В процессе организации внеурочной деятельности у обучающихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные.
В отечественной системе образования, внеурочная деятельность имеет давние традиции. В рамках данной статьи, рассмотрим основные этапы развития внеурочной деятельности в различные исторические периоды. О.В. Лингевич, разделяет этапы развития внеурочной деятельности на шесть периодов. Рассмотрим их подробнее.
Внеурочная деятельность является составной частью системы образования и воспитания детей.
Внеурочная деятельность ориентирована на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, направленных на психологическую и физическую разгрузку ребенка, на формирование личностных и метапредметных результатов ФГОС, полного раскрытия задатков и наклонностей ребенка, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований; отсутствием домашнего задания.
Цели внеурочной деятельности:
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству;
- формирования и развития определенных личностных качеств ребенка;
- формирование положительного психологического климата в детском коллективе;
- приобщение детей к нравственным и культурным ценностям;
- приобщение к здоровому образу жизни.
Для организации внеурочной деятельности в школе формы внеурочных занятий можно разделить на две группы:
1) занятия в учебном кабинете (библиотеке, игровой комнате, спортивном и актовом залах, в других учебных помещениях)
2) выездные занятия (экскурсии, поездки, походы)
Часть внеурочных занятий чаще всего проходит в условиях учебного кабинета, где расположение мебели должно меньше всего напоминать учащимся школьный класс. Можно применять следующие формы расположения мебели:
Рис. 1. Буква “U” Круг Кафе
Каждая форма имеет свои плюсы и минусы. (Более конкретно –это можно узнать в методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности по ссылке, указанной в конце статьи)
Чтобы занятие прошло эффективно, при выборе формы надо учитывать цели, задачи занятия, а также психологический климат группы.
Как мы видим, реализация выездной внеурочной деятельности может быть разной. Здесь не было еще затронуто: посещение театров, концертов, экскурсий, музеев.
Футбол, хоккей, баскетбол, плавание, акробатика, каратэ, танцы, бисероплетение, игра на музыкальных инструментах…это неполный перечень, чем занимаются наши дети вне школы в свободное время. Наша задача знать про каждого ребенка: чем он занят, всячески поддерживать интерес детей в выборе занятности, интересоваться его успехами, советовать родителям и благодарить тех родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка; привлекать этих детей при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в спортивной и концертной деятельности.
Самое интересной, дети, которые посещают разные секции и кружки, они же чаще всего принимают активное участие в разных конкурсах и успешно учатся. И надо сказать, что участие результативное, так как в каждом классе есть ученики, которые получают призовые места.
Внеурочная деятельность школьников — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
1. О содержательных и организационных особенностях внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО school50.centerstart.r
2. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 25 на ступени начального общего образования.
Основные термины (генерируются автоматически): Томская область, внеурочная деятельность, занятие, кадетский корпус, Лагерный сад, программа, ребенок, учебный кабинет, экскурсия.
Читайте также: