Исторические предпосылки развития педагогики анализ эволюции школ и педагогических идей

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Предпосылки становления педагогики как науки.

- как явление жизни, то есть как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства.

- как наука, изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства.

- как учебная дисциплина, содержащая достижения педагогической науки и связывающая их с педагогической практикой.

- как педагогическая практика, воплощающая рекомендации и положения системаобразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми.

Педагогика как наука: наука является одной из форм общественного сознания, наряду с искусством. Наука представлена закономерностями. Формирование закономерности образования, воспитания, обучения – ее социальные функции. Педагогика связана со всеми формами общественного сознания, так как социум влияет на педагогику, а педагогика на социум.

Педагогика как наука представляет собой особую сферу человеческой познавательной деятельности и форму общественного педагогического сознания, ориентированных на познание пед действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, саомовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем.

Педагогика как наука впервые была вычленена из системы философских знаний в начале XVII века, когда была накоплена определенная методологическая база, которая позволила сформироваться новой науке.

Методология – принципы построения, формы и способы научного познания.

Античный мир. Древняя Греция

Педагогическая мысль и практика достигли подлинного расцвета в Древней Греции и Риме.

Поэтому важно делать познавательный процесс приятным и полезным во всех отношениях.

Педагогика в средние века и эпоху Возрождения
Период от падения Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.). В средние века проблемы воспитания разрабатывались философа­ми-богословами, педагогические идеи которых имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. В эпоху феодализ­ма главенствующую роль играло сословие светских феодалов-дворян, а в духовной жизни общества господствующее положение занимали религия, церковь, в силу чего воспитание носило преимущественно бо­гословский характер. Однако воспитание детей отдельных сословий (в зависимости от их положения в феодальной иерархии) различалось по своему содержанию и характеру.

В средние века в сфере образования и воспитания – эпоха безраздельного господства церкви, воспитание носило преимущественно богословский характер.

В Западной Европе существовали следующие типы школ:


- приходские (при церковном приходе);
- монастырские (при монастырях);
- соборные или кафедральные (при епископских резиденциях).

Во всех этих школах дети 7-15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

В связи с развитием ремесел и торговли в XIII – XIV вв. появились цеховые школы, в которых дети ремесленников получали начальное образование.

Гильдейские школы – создавались объединениями купцов – гильдиями. В таких школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность (платные школы).

Поскольку в каждую историческую эпоху разрабатывались свои специфические взгляды и подходы к воспитанию, постольку можно говорить о педагогике феодального общества.

В период средневековья античная идея о всестороннем развитии личности была предана забвению. В соответствии с господствовавшей в тот период идеологией на первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного бла­гочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI вв.) идея о всестороннем разви­тии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологи­ческих и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи, мечтая о создании нового общества, ставили вопрос о необходимости всестороннего раз­вития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом.

Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда происходило раз­ложение феодализма и начиналось развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы.

Ян Амос Коменский (1592—1670 гг.) - чешский мыслитель-гуманист, философ, выдающийся педагог - создал стройную педагогическую сис­тему, прогрессивную по своему содержанию и актуальную до сих пор.

Многое возникло в современной жизни из его дидактики. Современная школа, всеобщее образование (без различий наций, классов, пола), метод наглядного обучения, звуковой метод, преимущество родного языка перед иностран­ным, режим и порядок школьного образования, значение физических упражнений, обязательность музыки в числе школьных предметов, чередование занятий и отдыха, сад или площадка при школе и целый ряд других практических вещей — все это выросло из дидактики Коменского, всем этим человечество обязано ему.

Метод обучения, который предлагал Коменский, в отличие от схолас­тической школы, не отвращал детей от занятий, а должен был возбуж­дать в них радость, превращая овладение знаниями в приятное занятие, позволяя пройти путь к вершинам науки без скуки, окриков и побоев, а как бы шутя и играя. Школа, по Коменскому, дом радости. Его дидактика построена на принципе целесообразности и природосообразности.

Удивительно, что идеи Коменского так актуальны и полезны в наше время. По праву его считают гениальным педагогом-провидцем.

Педагогика XVIII в.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуаз­ной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746—1827) в Швейцарии, Иоганн Гербарт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Гер­мании.

Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы:

1. Содержание и методика обучения должны способствовать раз­витию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины.

2. Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный харак­тер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны.

3. Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интерес­но именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.

4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой. [2.сайт]

Основные идеи педагогики XIX в.

Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое вопло­щение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746— 1827), который утверждал, что цель обучения — в развитии человечно­сти, в гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он один из основоположников дидактики начального обучения. Его теория элементарного образования включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармонично развитого челове­ка. Его идею развивающего обучения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, вклю­чив в него сведения из геометрии, географии, а также рисование, пение и гимнастику.

Генрих Песталоцци развивал идеи о гуманном характере воспитания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как основы их нравственного развития. В практической педагогической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посильного труда, использовал воспита­тельную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспитательного коллектива, для нравственного формирования своих питомцев. [3.6.]

Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы:

1. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и лишь затем подниматься к выводам и обобщениям.

2. Процесс обучения должен строиться путем последовательного перехода от части к целому.

3. Основой обучения является наглядность. Без применения на­глядности нельзя добиться правильных представлений, развития мыш­ления и речи.

5. Обучение должно способствовать накоплению знаний и в то же время развивать умственные способности, мышление человека.

С прогрессивно-демократических позиций разрабатывал педагогическую теорию немецкий педагог Адольф Дистервег (1790—1866). Особенно полезными являются его идеи активизации учебной деятельности учащихся, усиления значимости их самостоятельной работы. Он был последователем Песталоцци и основными принципами воспитания считал природосообразность, культуросообразность и самоде­ятельность. Под природосообразностью он понимал раскрытие врожденных задатков ребенка в соответствии с заложенным в нем стремлением к развитию. Выдвинутый им принцип культуросообразвости означал, что воспитание должно считаться не только с природой ребенка, но и с уровнем культуры данного времени и страны. Самодеятельность Дистервег считал решающим фактором, определяющим личность человека, все его поведение. Он дополнил идею Песталоцци о развивающем обучении, сформулировал 33 закона и правила. [4. инт.ресурс ]

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.




Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса: – цели обучения (для чего учить); – содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

Функции педагогической науки:

  1. Общетеоретическая – теоретический анализ закономерностей педагогического процесса, обоснование методологии, условий, при которых пед. процесс успешно протекает, обобщение и систематизация научных выводов.
  2. Прогностическая – предвидение и прогноз развития пед. процесса, подготовка рекомендаций по решению проблем в перспективе.
  3. Практическая (преобразовательная, прикладная) – при решении теоретических проблем развиваются новые способы, методы, свойства, формы, системы, управление образовательными системами, педагогические и информационные технологии.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Значительное место занимали вопросы воспитания также в трудах древне-римских философов и ораторов. Интересные педагогические идеи, например, высказывали Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.), Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.) и др.

В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой.

Они критиковали механическую зубрёжку, процветавшую в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков угнетения.

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика продолжала оставаться частью философии. Как особая наука педагогика впервые была выделена из системы философских знаний в начале XVII в. Оформление педагогики как самостоятельной научной дисциплины большинство исследователей связывает с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Сформулированные им принципы, методы, формы организации учебной работы с детьми и нравственного воспитания стали неотъемлемыми элементами последующих научно-педагогических систем.

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса: – цели обучения (для чего учить); – содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

Педагогика считается наукой о воспитании, принципы которой основываются на передаче опытом и его усвоении подрастающими поколениями. Формирование науки началось ещё давно. На возникновение педагогики значительно повлияло развитие человечества, которое происходило поэтапно.

Педагогика в Древнем мире

Существовала особая организация к труду детей ещё в первобытном обществе. Эти занятия ничем не отличались от взрослых:

  • Готовка еды.
  • Охота.
  • Собирательство.
  • Работы с земельными участками.

Взрослые с самого детства приучали своих детей к труду, и рассказывали о традициях и обрядах, которые существовали в конкретном племени, говорили, как правильно себя вести, прививали веру. В это же время проходит возникновение и развитие роли педагога. Иными словами, такого человека тогда называли наставником.

Большую роль для возникновения и развития педагогики имели письмо и чтение. Таким нормам учили в первых центрах обучения, которые были при храмах и царских дворцах. Становление системы образования началось в Древнем Востоке. Здесь строятся учебные заведения, похожие на современные школы.

Выделяли жреческие школы, головной задачей которых было обучение служителей культа. Также были школы при дворцах, которые готовили писцов-чиновников. Распространёнными были школы военного дела. Дисциплин было довольно много. В Вавилонских школах выделяли такие: письмо, чтение, счёт, право, астрология, медицина, религия. Обучение проходило на протяжении десяти лет. Платить приходилось много, поэтому многие семьи не могли себе позволить образование. Занятия проходили с самого утра и до вечера. Часто использовались телесные наказания.

Первым профессиональным педагогом считается римлянин Марк Фибия Квинтилиана. Он считал, что стоит вводить общегуманитарное обучение для правильного развития детей. Квинтилиан первый высказал требования, которые должны выдвигаться к любому педагогу:

  • Хорошее образование.
  • Любовь и уважение к детям.

Свои мысли, которые стали известными цитатами, также высказывали Аристотель, Сократ, Цицерон, Платон. Греческое воспитание подразумевало строение идеального человека, высокого в своих нравственных убеждениях, умственно и физически развитого. Педагоги прививали детям чувство прекрасного. Поэтому любой человек в Греции, ещё с детства, хотел быть лучше других и прославиться.

В Спарте большую роль отдавали физическому, а не умственному развитию. По этой причине, многие люди были безграмотны и духовно не развиты. В римских школах изучали право и грамматику. Для детей из аристократических семей были открыты риторские школы, где обучали ораторскому искусству.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации.

Развитие педагогики неразрывно связано с историей человечества. Жизнь менялась, наука укреплялась, создавались все более совершенные системы образования. На каждом этапе развития педагогики доминировала определенная парадигма, система взглядов, некая теория, которая считается образцовой. Поэтому этапы развития педагогической теории и практики лучше всего рассматривать в контексте смены доминирующих парадигм.

Во все времена существовала мощная народная педагогика, которая играла решающую роль в умственном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнеспособные системы нравственного, трудового воспитания. Например, в Древней Греции взрослыми считались только те, кто посадил и ухаживал хотя бы за одним оливковым деревом. Благодаря этой народной традиции земля была покрыта плодородными оливковыми рощами.

В Средние века церковь монополизировала духовную жизнь общества и направляла образование в религиозное русло. Оказавшись в тисках теологии и схоластики, образование утратило большую часть свободы и прогрессивной ориентации античности. Жесткие принципы догматического учения, существовавшие в Европе на протяжении почти 12 веков, были усовершенствованы в течение столетий. Среди блестяще образованных философов того времени были такие фигуры, как Марк Туллиан (160-222), Августин Блаженный (354-430), Фома Аквинский (1225-1274), написавшие богатые педагогические трактаты.

Педагогические открытия средневекового ордена иезуитов заслуживают особого внимания. Многое из того, что сохранилось в школах сегодня, было впервые придумано и внедрено педагогами этого ордена под руководством Игнасия Лойолы (1491-1556). В середине 16 века он ввел первое новшество — типовые школьные программы. Первый типовой учебный план для университета был составлен иезуитами в 1586 году, после смерти Лойолы.

Становление и развитие педагогики

Становление педагогических идей в истории педагогики

История педагогики — это наука, изучающая развитие теории и практики воспитания, образования и обучения. Педагогические взгляды и теории в разных странах и в разные исторические периоды существенно различались, в зависимости от общих философских представлений о человеке, государстве, религиозной идеологии и культурных особенностей различных общественных классов. В основе любой педагогической системы всегда лежит та или иная философская антропология, определяющая в самых общих чертах место человека в мире, его сущность, источники его способностей. В некоторых педагогических системах считается, что они изначально заложены в природе или в Боге — тогда задача образования состоит в том, чтобы защитить этот потенциал, а не препятствовать его развитию. В других системах человек рассматривается как продукт социальных отношений или социального обучения — тогда задачей образования является целенаправленное обучение детей, усвоение ими норм и правил, существующих в обществе.

Идеологический аспект образования тесно связан с философскими представлениями человека и определяет его цели и ценности. Например, в демократических странах, где свобода и ответственность являются наиболее важными ценностями, образование направлено на развитие индивидуальности, независимости, самостоятельности и ответственности за собственные действия. В восточных странах акцент делается на таких качествах, как умение работать в команде, ориентация на общие цели.

Различные философские взгляды и идеологические установки воплощаются в различных типах образования. Среди них традиционно выделяют авторитарную, естественную, свободную и гуманистическую.

Авторитарное образование — педагогическая концепция, согласно которой образовательные отношения строятся на непререкаемом авторитете учителя и подчинении ученика его воле. Подавляя инициативу и самостоятельность ребенка, авторитарное образование препятствует развитию его активности и индивидуальности, приводит к конфронтации между учителем и учениками.

Естественное воспитание — это педагогическая концепция, согласно которой целью воспитания является естественное развитие ребенка. Он был основан французским философом эпохи Просвещения Ж.-Ж. Руссо. Согласно этой концепции, от учителя требуется педагогическое руководство, которое реализуется незаметно для ребенка, в естественной форме. Во второй половине 19 века идеи естественного воспитания стали основой теории свободного воспитания, разработанной Л.Н. Толстым в России. Эта теория рассматривает образование как помощь природе ребенка, который развивается естественно в процессе познания окружающего мира и свободно самоопределяется в нем.

Гуманистическое образование — педагогическая система, основанная на идеях естественного воспитания и гуманистической психологии 50-60-х годов XX века; ее основателями являются С. Роджерс и А. Маслоу. Главная цель такого образования — самореализация и самоосуществление личности.

В истории человечества нет четкой последовательности и преемственности изложенных форм образования. В каждом обществе и на каждом этапе развития существуют различные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурные группы, региональные, семейные и другие вариации.

Эмпирический этап развития педагогики

С древних времен человечество накапливало опыт в воспитании и обучении детей.

Аристотель говорил о необходимости учиться на знаниях и опыте предыдущих поколений и отстаивал идею всестороннего развития личности (учение о дианоэтических добродетелях). Так, он писал, что в возрасте до 5 лет игра и развитие языка, вопросы укрепления физического здоровья ребенка имеют решающее значение для всестороннего развития ребенка.

На Востоке эти идеи развились в концепцию идеального человека — не по происхождению, а по воспитанию и образованию. Акцент делался на необходимости всестороннего физического и умственного развития детей, формирования таких качеств, как вежливость и уважение к старшим, справедливость и мужество.

На следующем, втором этапе просветительская мысль развивалась в период рабовладения и феодализма. На Западе она формировалась прежде всего в результате обобщения афинского и спартанского образовательного опыта, школ греческой культуры, позднее — иезуитской и христианско-католической образовательных систем.

Развитие идей воспитания и образования детей в значительной степени перешло от философского аспекта к религиозному и было опосредовано церковными проповедями. По этой причине идеи нравственного развития и воспитания были наиболее распространены в Средние века. В этом отношении заслуживают внимания труды святого Иоанна Златоуста и патриарха Фотия. Так, святитель Иоанн Златоуст предупреждал о необходимости противостоять методам авторитарного давления на личность ребенка, советам, наставлениям и увещеваниям; а патриарх Фотий обращал внимание на необходимость предъявления требований к личности самого воспитателя: к его энциклопедическим знаниям и умению устанавливать простые и искренние отношения с детьми.

Этап формирования педагогики как науки

Научная педагогическая мысль возникла в XVII веке и была связана с формированием педагогической теории в эпоху капитализма в Западной Европе, России и на Востоке.

1 этап — развитие педагогических взглядов и идей в эпоху Возрождения, их основу составляла идея воспитания гармонично развитой личности, обладающей физическим и психическим совершенством, умеющей ценить жизнь. Обращалось внимание на естественность земных удовольствий и чувственных наслаждений в воспитании детей, на эмоциональную составляющую воспитательного процесса. С другой стороны, подчеркивалась творческая функция личности. Поэтому знание рассматривалось как инструмент для создания и изменения мира. Арабские и иранские мыслители подчеркивали важность систематического и непрерывного обучения и самообразования.

Этап 2 — Образование и развитие дошкольной педагогики в Новое время. Важную роль сыграл оптимистический взгляд на природу ребенка, на который повлияли эпоха Возрождения, идеи и педагогическая деятельность Я.А. Коменского и И.Р. Гофмана. В этом отношении большую роль сыграли А. Коменский, Дж. Локк, И. Г. Песталоцци и другие.

В этот период были разработаны принципы воспитания и обучения детей (принцип природосообразности И.А. Коменского, принцип культуросообразности А.В. Дистервега), выделены направления (физическое, интеллектуальное и нравственное воспитание и т.д.) и методы семейного воспитания и дошкольной педагогики (природосообразный метод воспитания И.А. Коменского, элементарный метод воспитания И.А. Коменского, дошкольный метод воспитания А.Г. Песталоцци и др.) А. Коменского, метод элементарного образования И. Г. Песталоцци и т. д., описательный, аналитический и синтетический методы обучения И. Ф. Гербарта и т. д.).

Зарождение русской педагогической психологии

Становление и развитие образовательной практики и педагогической мысли в России было неразрывно связано с социально-политическими изменениями в стране. Реформы российского образования и педагогики совпали с периодом радикальных потрясений в общественном строе страны. Возникновение психологии образования как прикладной отрасли психологической науки стало следствием радикальных изменений в социальных, экономических и культурных условиях, вызванных отменой крепостного права в России в 1861 году.

Церковная педагогика характеризуется главенствующим положением Церкви и ее мировоззрения в жизни русского человека и его образовании. Целью образования было спасение души; человек учился понимать Слово Божье, богослужения и таким образом становился чище, совершеннее, ближе к Богу. Образование в это время заключалось в изучении литургических книг и текстов Писания. Преподавателями были священнослужители или миряне, готовящиеся к священническим должностям. Церковное образование было единственным видом образования в первый период; оно было единым для всех — для бедных и богатых, для мальчиков и девочек.

Государственная педагогика была оформлена в период правления Петра I. Государство взяло на себя управление образованием. Она утверждала, что образование должно служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, поэтому оно должно быть практическим, профессиональным, а значит — сословным. На месте прежней единой церковной школьной системы возникли профессиональные, светские и клерикальные школы различных типов с обязательным направлением детей определенных сословий в соответствующие школы.

Количество школ в России значительно увеличилось, они стали разнообразными — появились университеты, гимназии, духовные академии и семинарии, городские и церковно-приходские школы, различные профессиональные и технические училища. Сформировалось особое педагогическое профессиональное сообщество: учителя, педагоги, воспитатели, преподаватели и т.д. Появилась педагогическая литература, в основном переводная и заимствованная. Теоретическая педагогика государственного периода была в основном отражением и обоснованием требований государства к подготовке образованных и профессионально подготовленных кадров.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений — важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма. [1, c 5]

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки — выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.

История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи. [2, c17]

Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем. [3, c 25]

Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связи истории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философия разрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. История рассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурология изучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. [4, c 50] В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социология исследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогика включает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей — талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами. [5, c 13]

Предметом истории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития. [6, c 89]

История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи:

1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества;

2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов;

3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи;

4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития. [7, c 36]

В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции. [9, c 10]

К источникам исследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей целью формирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики — с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса. [10, c 63]

Принципы воспитания — это основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают уровень развития общества, его нужды и требования к формированию конкретного типа личности. Таким образом, принципы воспитания представляют собой историческую категорию: на разных этапах развития общества становились актуальными или, напротив, теряли свою актуальность различные точки зрения на процесс воспитания. Среди важнейших принципов воспитания необходимо отметить следующие.

1. Принцип природосообразности воспитания. идея природосообразности зародилась в античной философии (Демокрит, Платон, Аристотель), однако глубокую разработку она получила в трудах Я. А. Коменского Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогических концепциях Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При всех различиях в трактовке самого понятия природы их объединяет подход к человеку как к ее части и утверждение необходимости воспитания человека в соответствии с объективными закономерностями его развития в окружающем мире. Принцип природосообразности в европейской педагогике XIX–XX вв. послужил основой многих педагогических концепций: теории свободного воспитания, педологии, теорий возрастного и индивидуального подхода.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных учениях, в них формулировалась мысль о том, что задачей воспитания является развитие личности. Интерпретация воспитания как всестороннего и гармоничного процесса наиболее свойственна учению Ж.-Ж. Руссо. В русле философии прагматизма (Д. Дьюи) этот принцип понимался как обеспечение роста человека, удовлетворение его интересов и потребностей. В гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу) развитие человека трактуется как процесс свободного раскрытия им своих способностей, а воспитание — как создание возможностей для самореализации и самоконтроля. Данный принцип исходит из приоритета личности по отношению к обществу.

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на развитии личности не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Принципы обучения направляют деятельность педагогов, выполняя нормативную функцию дидактики. Принципы обучения выросли из потребностей педагогической практики как результат ее обобщения (например, принципы наглядности, прочности и последовательности обучения). Возникнув из опыта, они обеспечили возможность воспроизводить существующую педагогическую практику.

История дидактики характеризуется настойчивым стремлением выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов обучения. Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения системы принципов. Такой основой Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, все остальные принципы должны идти в последовательности, согласованной с этой идеей. Ф. А. Дистервег стремился раскрыть принципы обучения конкретнее и рассматривал их в виде обязательных требований, предъявляемых, во-первых, к содержанию обучения, во-вторых, к обучающимся и, в-третьих, к обучающим. К. Д. Ушинский сформулировал необходимые условия хорошего обучения: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, правильность и т. д.

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Ми-тюров. М., 1985.

2. Антология педагогической мысли России в XVIII в. / Сост. А. И. Соловников. М., 1985.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П. А. Лебедев. М., 1987.

5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. / Авт. — сост. В. Г. Безрогова, О. И. Варьяш. М., 1994.

6. Аристотель. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1984.

7. Белозерцев Е. П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. М., 1994.

8. Беляев В. И. Педагогика А. С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

9. Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М., 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): история педагогики, воспитание, образование, историко-педагогический процесс, цель воспитания, идея, принцип обучения, всемирный историко-педагогический процесс, нравственное воспитание, педагогическая теория.

Похожие статьи

Основные категории педагогики — развитие, воспитание.

Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Образование, воспитание и обучение как единое целое

воспитание, педагогический процесс, образование, обучение, процесс обучения, педагог, старшее поколение, умственное воспитание, процесс поиска, друг.

Исторические взгляды и современные подходы патриотического.

Обсуждается вопрос воспитания любви к Родине детей дошкольного возраста. Среди наиболее значимых выводов следует отметить, что патриотическое воспитание — сложный педагогический процесс.

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

Целью нравственного воспитания является развитие стойкой системы нравственных убеждений и моральных норм. Исходя из всего вышеприведенного, можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия.

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического.

Историко-педагогический анализ проблемы эстетического воспитания школьников в педагогической теории и практике. Автор: Шульц Елена Григорьевна. Рубрика: 2. История образования и педагогики.

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе.

Идея народности воспитания. Основополагающая идея педагогической теории Ушинского — признание творческой силы трудового народа в историческом процессе и его права на полноценное образование.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Бийск, 2011. 5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1965.-240с. 6. История педагогики в России.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности.

Ярким примером поиска основ нравственного воспитания является педагогическая концепция М. М. Манасеиной, впитавшая идеи представителей различных эпох и их воззрений по вопросу нравственного воспитания.

Педагогическая антропология и роль гуманистических идеалов.

История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна. Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс.

Читайте также: