Историческая необходимость и сознательная деятельность людей в общественном процессе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Историческая необходимость есть такая совокупность компонентов и усл-ий, в которой вынужден действовать человек и которая делает возможность проявление чел. жизни за границами природы. Она начинает формироваться с возникновением человеческого общества. Содержанием исторической необходимости является преобразованная освоенная природа, включенная в процесс жизни людей.
Компоненты исторической необходимости
1. Природа освоенная и включенная в бытие человека
2. Те созданные социальные, экономические, материальные, духовные отношения, которые делают возможным существование человеческого общества на определенном временном участке.
3. Преобразующая деятельность человека.
4. Планы и перспективы будущего бытия, которые мы пытаемся освоить в данный момент времени.
Историческая необходимость порождает необходимость в исторических личностях, которые являются выражением целей истории. Историческая необходимость возникает потому, что люди свободно творят, она вызывает историческую свободу. Историческая необходимость приобретает объективный характер по отношению к человеческому бытию. Свобода всегда предполагает выбор средств и целей, которые вытекают из истории необходимости бытия человека. Свобода осуществляется в рамках истор. необ
Люди могут предотвращать нек. отрицательные последствия своей деятельности. Сама свобода становится необходимостью. Без свободы человек не может изменить свою историю. Феномен свободы применим и к истории, и к развитию общества. Свобода – полнота проявления возможностей развития общества, позволяющая проявляться во всей полноте человека как особому родовому существу.
Жизнь общества есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определенным законам функционирования и развития. Однако законы общественного развития осуществляются посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то надличностному.
Закон – устойчивая, необходимая, объективная система связей и взаимосвязей между какими-либо элементами. З–ны развития общества проявляются через сознательную деятельность людей. Они выступают з-нами преобр-ия и общ-ва, и природы. З-ны развития общества реализуются через ступени развития. Общественные закономерности носят направл-ть к прогрессу. Направленность цивилизации – создание более комфортных условий бытия человека. Критерием исторического и общественного прогресса является создание условий для максимального проявления творческих дорований человека, когда он сам реализует их.
Специфика общественных законов:
1) ни возникли вместе с возникновением общества и потому невечны;
2) законы природы происходят, а законы развития общества делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей;
3) носят более сложный характер;
4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве.

Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому имеено в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. Итак, высши м ивсеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Типы общественного прогресса: антогонистический (капитализм) и неантогонистический (социализм).

Таким образом, марксистское понимание общественно-исторического процесса нельзя воспринимать как обоснование лишь всеобщих социальных закономерностей: в рамках конкретно-исторического периода времени это всеобщее проявляется в специфических формах, что позволяет различать типы общественно-экономических формаций и говорить об изменениях в обществе в процессе его развития. В то же время признание Марксом существования наиболее общих закономерностей подтверждает историческую связь и преемственность между различными историческими эпохами, целостность исторического процесса.

Общественные закономерности возникли с появлением общества. Они имеют конкретно-исторический характер, так как неразрывно связаны с определенными историческими условиями.

Общественные закономерности выступают как устойчивые тенденции в историческом развитии. Значение их состоит в том, что они обусловливают развертывание событий в определенном направлении, благодаря чему история движется не хаотически, а с объективно необходимой последовательностью в смене явлений. Из одной общественно-экономической формации закономерно возникает другая, более высокая по степени развития, в каждой из них действует своя объективная логика событий.

Исторический материализм рассматривает общественные закономерности не как внешнюю силу, раз и навсегда предопределившую каждую ступень в развитии общества, каждое явление, а как внутреннюю логику исторических событий, которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах, которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей. Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной обусловленности исторического процесса и выступает первоосновой исторических закономерностей. К ней относятся также и другого рода явления общественной жизни, существующие вне сознания людей (например, обострение классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад колониальной системы и другие подобные процессы).

Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития.

Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерный процесс изменения этих условий в связи с развитием производительных сил и производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о решающей роли народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Таким образом, исторический процесс имеет в своей основе ряд устойчивых факторов, которые обусловливают его прогрессивное движение. Иными словами, развитие общества подчинено идее исторической необходимости, то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы в своем осуществлении опосредуются конкретными условиями исторического процесса, в силу чего в реальности проявляется та или иная специфика исторических событий.[29] Данный факт, однако, свидетельствует лишь о сложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие законы и тенденции развития общества.

Из сказанного следует вывод, что в рамках марксистского понимания истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов, непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном итоге, - народных масс.

Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяют сформулировать ряд важных выводов.

1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания объективных законов исторического развития общества здесь используется метод диалектического материализма, который оперирует категориями, характеризующими обусловленность истории человеческого общества материальным производством: общественное бытие, общественное сознание, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Они составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепция К. Маркса.

3. Прогрессивное общественное развитие обнаруживает себя через множество зигзагов истории – застой, гибель отдельных цивилизаций и так далее. Это свидетельствует о его сложности. Однако неизменной остается логика исторического процесса, выражающаяся в определенной последовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит и свое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался в направлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму. Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса, что и отражается в марксистском понимании главного направления прогресса человечества как последовательной смены формаций.

4. В марксизме понятие общественно-экономической формации неразрывно связано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой такой качественный скачок, который знаменует кардинальный переворот в общественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждается новый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречием между производительными силами и производственными отношениями, которое является самой глубокой экономической основой и причиной всякой социальной революции, замена одной общественно-экономической формации другой.

5. Исторический процесс является объективно обусловленным, поскольку подчиняется законам общественного развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного материального производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появление этих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней по отношению к обществу силы, ни как произвольные стремления господствующей социальной группы. Люди по своему желанию произвольно не могут отменять или заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей, обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализация объективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательной деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия, которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что люди сами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не только авторами, но и актерами своей собственной драмы.

Список использованной литературы

1. Диалектика общественного развития. Ред. В.Ж. Келле. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1988.

2. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Издательство политической литературы, 1984.

3. Исторический материализм. Ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшая школа, 1974.

4. Исторический материализм как социально-философская теория. Ред. Разин В.И. М.: Высшая школа, 1982.

5. Исторический материализм. Учебно-методическое пособие. Ред. Буева Л.П., Бурлак В.Н.. М.: МГУ, 1971.

6. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.

7. Категории исторического материализма. Ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И. М.: Мысль, 1980.

8. Келле В., Ковальзон М. Исторический материализм. Курс лекций. М.: Высшая школа, 1962.

9. Крутова О.Н. Человек и история: проблема человека в социальной философии марксизма. М.: Политиздат, 1982.

10. Ленин В.И. Соч. 11. Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982.

12. Марксистско-Ленинская философия. М.: Издательство политической литературы, 1966.

13. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. М.: Наука, 1983.

14. Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: действительность, материальная основа, первичное и вторичное. М.: Наука, 1981.

15. Материальное производство и общественное сознание. Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск, 1987.

16. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: МГУ, 1986.

17. Момджян К.Х. Концептуальная природа исторического материализма. М.: МГУ, 1982.

18. Нарский И.С. Отчуждение и труд: по страницам произведений К. Маркса. М.: Мысль, 1983.

20. Ойзерман Т.И. Карл Маркс – основоположник диалектического в историческом материализме. М.: Знание, 1958.

21. Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма. М.: Наука, 1989.

22. Ойзерман Т.И. Что такое материализм. М.: Госполитиздат, 1955.

23. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.: Мысль, 1979.

24. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма. М.: Мысль, 1986.

25. Ойзерман Т.И. Обобщение Марксом и Энгельсом опыта революций 1848 года. М.: издательство Московского университета, 1956.

26. Пухликов В.К. История философии. Курс лекций. Ч. II. Постклассическая философия. М., 2001.

27. Теряев Г.В. Общественно-экономическая формация. М.: Издательство ВПШ и АОН, 1963.

28. Тугаринов В.П. Соотношение категорий исторического материализма. Ленинград: Издательство ЛГУ, 1958.

29. Философский словарь. Ред. Розенталь М.М. М.: Издательство политической литературы, 1972.

30. Чесноков Д.И. Исторический материализм. М.: Мысль, 1965.

31. Чесноков Д.И. Марксистско-Ленинское учение о государстве, революции и диктатуре пролетариата. М.: Высшая школа, 1953.

[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 44-45.

[2] Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.: Мысль, 1979. С. 288.

[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 19.

[4] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы. М., 1966. С. 280-282.

[5] Там же. С. 305-311.

[6] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.24. С. 43-44.

[7] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы. М., 1966. С. 311-314.

[8] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 6-7.

[9] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы. М., 1966. С. 282-292.

[10] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 10.

[11] Там же. Т. 27. С. 402.

[12] Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. С. 11.

[13] Там же. С. 9-10.

[14] Философский словарь. Ред. М. М. Розенталь. М., 1972. С. 309-310.

[15] Там же. С. 341.

[16] Там же. С. 431.

[17] Там же. С. 167.

[18] Там же. С. 378.

[19] Там же. С. 379.

[20] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 13. С. 7.

[21] Там же. Т. 1. С. 48.

[22] См: Там же. Т. 4. С. 184.

[23] Там же. Т. 3. С. 32-33.

[24] Ойзерман Т.И. Карл Маркс – основоположник диалектического в историческом материализме. М.: Знание, 1958. С.34.

[25] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.27. С.402.

[26] Там же. Т. 8. С. 119.

[27] Там же. Т. 23. С. 10.

[28] Ленин В. И. Соч. Т. 21. С. 40.

[29] Исторический материализм как социально-философская теория. М.: Высшая школа, 1982. С. 55.

[30] Ленин В. И. Соч. Т. 16. С. 23.

Раздел: Философия
Количество знаков с пробелами: 61730
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

. специфическим, но и определяющим способом жизнедеятельности людей. В практической деятельности он реализует свои общественные цели, удовлетворяет потребности и интересы. Материальное производство в рамках материалистического понимания истории, в конечном счете, детерминирует все условия бытия людей. Марксистская философия не имеет аналогов в самом главном ее достижении, а именно в расширении .

. внимание на общественном бытие людей и их общественном сознании. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории. Общественное сознание истолковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым .

. форм/е было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, .

Общество имеет свои объективные законы. Развитие общества – это естественно-исторический процесс.

Новое поколение, приходя в мир, получает общественные отношения в качестве объективных условий, с которыми следует считаться. Каждый сознательно ставит свои цели (да и бессознательное регулирует деятельность человека), однако в итоге получается не совсем то, что хотел каждый, ибо цели и интересы сталкиваются. В итоге социальные законы носят статистический, вероятностный характер. В их появлении велика роль случайностей. Но в целом социальным законам также характерна направленность.

Закон – это необходимая, существенная, общая связь предметов и явлений. Необходимость и закономерность в явлениях общественной жизни можно раскрыть тогда, когда исследователь изучает жизнь определенных социальных групп, классов, побудительные мотивы, интересы которых следует искать исходя из их положения в системе социальных связей. Но повторяемость выявить в обществе труднее, чем в природе.

На самом деле в истории имеет место диалектика необходимости как закономерности, причинной обусловленности и случайности.

Классический подход к обществу

Его еще можно назвать объективистским. Общественная жизнь рассматривалась как независимая от субъективного произвола.

Так считал Гегель и так считал Маркс, хотя один под объективным понимал Дух, а другой – материальную жизнь общества.

Индивиды усваивают законы общества, подчиняются требованиям, налагаемым культурой, хотя и не осознают этого. Доминирует необходимость. Свобода – проявление и дополнение необходимости.

Классический подход считал, что общество выше индивида. Совершенствование общества должно предшествовать совершенствованию индивида.

Постклассический подход к обществу

Этот подход пытается учесть роль субъективного в жизни общества, преодолеть деление на объект и субъект. Общество рассматривается как интерсубъективная реальность (Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер, Ортега-и-Гассет, Шелер и др.).

Отсюда следует, что в столкновениях со множеством Ты Я постепенно обнаруживает границы своей личности. И еще – всегда необходимо учитывать взгляды других, быть к ним терпимыми.

В классическом подходе считалось, что творят историю люди, но в рамках объективных условий. Поэтому Спиноза, Гегель, Энгельс и др. отмечали, что свобода есть познанная необходимость. Т.е. чем лучше мы знаем законы, учитываем обстоятельства, тем свободнее и эффективнее действуем. Это диалектический подход. Его дополнил синергетический подход (постклассика) с концепцией интерсубъективности.

Однако были те, кто преувеличивал возможность свободы человека, игнорировал законы общественного развития. Этот подход называется волюнтаризмом. По сути, это возведение волю субъекта в закон (субъективизм).

Другая крайность – фатализм. Он исключает момент свободы из истории. Чтобы человек не делал, объективные законы проявятся.

И все же, знание законов необходимо, так как это является основой выбора действий. Отсюда, свобода – это свобода выбора. Сартр отмечал, что человек обречен на свободу, так как отказ от выбора – это тоже выбор. Риск.

Свобода никогда не бывает абсолютной. Она ограничивается необходимостью и ответственностью. Маркс отмечал, что жить в обществе и быть свободным от общества невозможно

Высоко ценил свободу Н.Бердяев понимая ее как условие творчества..

Общество – сложная система; в обществе действуют наделенные сознанием люди; социальная неоднородность сопровождается присутствием идеологических аспектов при объяснении социальных явлений. Развитие информационного общества – СМИ, Интернета сопровождается возможностью манипуляции массовым сознанием. О.Конт писал, что сначала изменяются идеи, затем нравы, и наконец, меняется само общество. Э.Дюркгейм говорил, что ведущую роль в социальной эволюции играют коллективные представления. Ну, а марксизм подчеркивал, что сами идеи рождаются из социального бытия как отражение социальных потребностей. Такое мнение не отвергает мнения Конта и Дюркгейма, ибо каждый отражает мир исходя из своего положения в обществе, считая свою точку зрения истинной и пытаясь в этом убедить других.

42 Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

Социальные законы в отличие от природных реализуются лишь благодаря деятельности людей. История есть и закономерный процесс, не зависящий от желания, воли человека, и результат деятельности людей, руководствующихся своими собственными интересами и целями. Соотношение между сознательной деятельностью людей и обстоятельствами, в которых они действуют, характеризуют категории объективные условия и субъективный фактор, свобода и необходимость.

Субъективный фактор - это более или менее осознаваемая деятельность общества (субъекта), направленная на достижение определенных целей. Сознательная деятельность людей осуществляется в различных формах, которые не всегда связаны с пониманием законов развития общества. Тот факт, что люди в общественной жизни выступают как сознательные существа, вовсе не означает, что вся их деятельность в истории является сознательной. Например, для общества в целом производственная деятельность становится сознательной только тогда, когда оно в целом (а не только определенный индивид) сознательно подчиняет ее определенной цели. По этой причине в структуре субъективного фактора следует различать не только сознательную деятельность людей, но и стихийные действия. (Сознательным является то, что осуществляется людьми с заранее поставленной целью, преднамеренно, а то, что не контролируется ими, является стихийным).

Категория субъективный фактор служит для того, чтобы раскрыть механизм воздействия людей на объективные условия общественной жизни, показать значение практики в изменении социальной действительности. Это понятие отвечает на вопрос: кто действует, какая социальная сила осуществляет общественные преобразования.

Понятие объективных условий означает совокупность обстоятельств, не зависящих от сознания и воли субъекта и определяющих реальные возможности, цели, средства и результаты деятельности людей. Это понятие отвечает на вопрос, что определяет деятельность людей.

Рассматриваемые понятия надо использовать конкретно. Если взять общество в целом, то субъективным фактором будет деятельность людей с их сознанием, волей, а объективным фактором - материальные условия их жизни. В данном случае общественное сознание входит в субъективный фактор. Но по отношению к отдельной личности, взятой в качестве субъективного фактора, общественное сознание вместе с общественным бытием и политическим строем общества должны войти в объективные условия.

Объективные условия не сводятся к материальным факторам. Одни из их компонентов выступают как материальные факторы, другие - как идеальные, а третьи - как идеологические отношения. Все они в совокупности раскрывают содержание категории объективные условия. Так же неправомерно ограничивать субъективный фактор сознанием: при анализе субъективного фактора всегда следует исходить из реальных субъектов и их деятельности, принимать во внимание организационно-практические действия этих субъектов, социальных групп, слоев общества.

Объективный и субъективный факторы - необходимые стороны исторического процесса, находящиеся в тесном взаимодействии. Объективные факторы определяют направление и результаты деятельности субъективного фактора. Субъективный же фактор обычно реализует назревшие потребности объективного развития общества.

Более высокую форму соотношения между объективными законами общества и деятельностью людей выражают категории необходимость и свобода. Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности. Объективные условия детерминируют эту деятельность и носят характер всеобщности, объективности и закономерности, так как социальные законы действуют во всех сферах жизни общества. Во всех этих сферах проявляется историческая необходимость: необходимость развития экономики, науки, культуры и т.д.

Поскольку жизнедеятельность людей определяется необходимостью, возникает вопрос, совместима ли свобода с необходимостью? Сторонники фатализма отвечают на этот вопрос отрицательно, утверждая, что в мире существует только необходимость, которая с неизбежностью определяет поведение людей. При этом необходимость может выступать как сверхъестественная и божественная воля или как изначальный социальный порядок, как естественное устройство мира с господством природной необходимости.

Столь же ошибочна и другая крайность - волюнтаризм (Уо1ип1а5 - воля), противопоставляющая свободу необходимости и утверждающая полную независимость человеческой воли от объективной действительности.

Диалектико-материалистическая философия не умаляет сознательной деятельности людей, а раскрывает ее значение, показывая, что игнорирование или незнание законов обрекает людей на бесперспективность их деятельности. Сознательное же применение законов означает, что люди строят свою деятельность с учетом действия законов и, опираясь на знание о них, предвидят результаты своих действий. Следовательно, свобода не отменяет необходимость, а является специфической формой отношения людей к объективной необходимости. Свобода есть прежде всего осознанная необходимость.

Конкретно-исторический анализ понятия свободы включает три аспекта: овладение законами развития природы и гармоническое взаимодействие с ней, господство над общественными отношениями, личную свободу. Люди, конечно, не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают известной свободой выбора и несут ответственность за результаты этого выбора. Они более или менее свободны также в выборе средств достижения цели. Реализуя на практике требования объективных законов, люди тем самым прокладывают путь к свободе. Мера свободы, которой в каждую историческую эпоху располагают они, зависит в конечном счете от уровня развития производства, от социальных отношений, политического строя общества, культурного менталитета, традиций, национальных особенностей и других факторов.

Таким образом, свободу следует рассматривать как исторический процесс развертывания субъективного фактора, сознательной деятельности людей в соответствии с закономерностями общественного развития.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

которая возникает в процессе их развертывания на основе деятельности людей.

Объективная реальность социального создается и изменяется человечеством.

Производительные силы – результат созидательной деятельности многих

поколений людей. Именно многих, вследствие чего уровень производительных

сил не зависит от каждого отдельного поколения. Маркс специально

подчеркивает последнее обстоятельство, так как оно объясняет, почему и как

человечество само создает объективную, определяющую основу общественной

жизни. Он пишет: «… люди не свободны в выборе своих производительных сил,

которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная

сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности. Таким

образом, производительные силы – это результат практической энергии людей,

но сама эта энергия определена теми условиями, в которых люди находятся,

общественной формой, существовавшей до них, которую создали не эти люди, а

отмечает: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им

вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые

Люди сами творят свою историю, но при определенных обстоятельствах,

которые подготовлены предшествующим развитием и не зависят от выбора людей.

Изменение этих обстоятельств осуществляется в человеческой практике на

основе использования общественных закономерностей. В ходе диалектического

взаимодействия объективных условий и человеческой деятельности совершается

исторический прогресс. Изменяя обстоятельства, люди изменяют самих себя.

В этом единстве двух противоположностей первичным, определяющим

являются объективные условия. Их нельзя по одному лишь желанию людей

создать или отменить. Только на основе учета объективных условий и путем

использования общественных закономерностей люди могут добиться успехов в

достижении своих целей. По этому поводу Маркс писал: «Общество, если даже

оно напало на след естественного закона своего развития. не может ни

перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние

Экономическое развитие составляет главное содержание объективной

обусловленности исторического процесса и выступает первоосновой

исторических закономерностей. К ней относятся также и другого рода явления

общественной жизни, существующие вне сознания людей (например, обострение

классовых и национальных антагонизмов в капиталистическом обществе, распад

колониальной системы и другие подобные процессы).

Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в

сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и

их организаций, направленная на изменение существующего положения в

соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе

знания законов общественного развития.

Анализ материального производства и его главной производительной силы

– трудящихся – привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных

масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает

также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой

общественно-политического развития. В. И.Ленин указывал, что исторический

материализм «впервые дал возможность с естественно-исторической точностью

Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерный

процесс изменения этих условий в связи с развитием производительных сил и

производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам о решающей роли

народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной

неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Таким образом, исторический процесс имеет в своей основе ряд

устойчивых факторов, которые обусловливают его прогрессивное движение.

Иными словами, развитие общества подчинено идее исторической необходимости,

то есть обязательности проявления объективных законов истории. Эти законы в

своем осуществлении опосредуются конкретными условиями исторического

процесса, в силу чего в реальности проявляется та или иная специфика

исторических событий.[29] Данный факт, однако, свидетельствует лишь о

сложности исторического процесса, ни в коей мере не опровергая общие законы

и тенденции развития общества.

Сознательная же деятельность людей выступает в качестве опосредования

необходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни в

результате действия объективных законов общественного развития возникают

такие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельности

народных масс. В этой связи В. И.Ленин отмечал, марксистская теория

«отличается от всех других… теорий замечательным соединением полной научной

трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода

эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии,

революционного творчества, революционной инициативы народных масс, - а

также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих

Из сказанного следует вывод, что в рамках марксистского понимания

истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов,

непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть

реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном

итоге, - народных масс.

Исследования, проведенные в рамках настоящей работы, позволяют

сформулировать ряд важных выводов.

1. Материалистическое понимание истории К. Маркса представляет собой

самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания

объективных законов исторического развития общества здесь используется

метод диалектического материализма, который оперирует категориями,

характеризующими обусловленность истории человеческого общества

материальным производством: общественное бытие, общественное сознание,

производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка. Они

составляют тот каркас, на котором базируется историко-философская концепция

интегративной и имеет громадное методологическое значение для философии

исторического материализма. Все важнейшие категории данной философской

системы так или иначе интегрируются в понятии «общественно-экономической

надстройки только через их взаимное становление как парных категорий,

необходимо одновременно указать их место в ряду всех других категорий,

характеризующих общественно-экономическую формацию. Именно в ней

концентрируются наиболее важные детерминанты исторической динамики

общества, движущие силы общественного прогресса.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Читайте также: